Развитие речи детей дошкольного возраста

Проблемы речевого развития детей в современном мире.

В последнее время идёт активное реформирование системы дошкольного воспитания. Издаётся очень много новых программ, направленных на воспитание и образование детей. Но вместе с тем очень мало времени уделяется речевому воспитанию. Во многих учреждениях стали закрываться логопедические группы, но, тем не менее, согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60 %). Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед современным миром. Ведь именно правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие её недоразвитием, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок – подросток — взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать, ему, учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи большое внимание уделяли: Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и многие другие.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Чистая правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои чувства словами [25, — с13]. Е.И.Тихеева считала, что речь – основа умственного развития и сокровищница всех знаний. Забота о содержании речи должна идти рука об руку, с заботой, о построении речи [41, -с 7].

Взрослый должен создать специальные условия для развития понимания речи, активизации речевого аппарата, приучать ребёнка пользоваться словами, вызывать потребность говорить, причём говорить правильно и чётко; к тому же речь взрослого является объектом для подражания, а потому он должен следить за тем, как говорит. [13, с5]

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух [48, с 9].

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребёнка в речевой деятельности. Недоразвитие фонетической стороны у детей является наиболее сложным в преодолении речевого нарушения, в том числе и дефектного звукопроизношения, год от года никак не уменьшается, а только возрастает [49, с 7].

Установлено, что для усвоения звуковой стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение. В процессе восприятия чужой речи ребёнок должен осмысливать содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребёнок не только говорит, но и слушает. Дети с хорошо развитой речью в процессе общения не фиксируют внимания на том, какие звуки, в какой последовательности они произносят [17, с12].

Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы, а так же могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам [4, с3].

Воспитание «чистой» речи у детей с речевыми нарушениями – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, родители, воспитатели [40, с151].

Нарушение речи остаётся одной из самых распространённых форм патологии у детей дошкольного возраста. Только правильная речь позволяет ребёнку успешно обучаться в школе. Организация специализированной помощи детям с нарушениями речи, одна из важных задач современной логопедии, так как число детей с данным видом дефекта неуклонно растёт с каждым годом. Задача логопеда — обучить ребёнка правильно и чисто говорить, помочь овладеть речью, правильно ей пользоваться. Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива. Ведь умение пользоваться речью – серьёзная наука и немалое искусство.

1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — М. Просвещение, 1979.- 208с.

2. Герасимова А.С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками. — М. Айрис-пресс, 2009. — 224с.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М. Просвещение, 1985. — 110с.

4. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. — М. Мозаика-Синтез, 2006. — 112с.

5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. — М. Просвещение 1988. – 159с.

6. Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. — М. Творческий центр Сфера, 2008. — 124с.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М. Просвещение, 1972. – 173с.

8. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа «Коррекция нарушений речи». — М. Просвещение, 2010. – 272с.

9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М. Гном –Пресс, 1999. – 78с.

Доклад на тему «Речевое развитие у детей дошкольного возраста»

Одной из самых впечатляющих особенностей человека является использование языка. Именно язык отвечает за прогресс человеческой цивилизации. Язык выступает как основное средство хранения и передачи знания от одного поколения к другому. Без языка не было бы способов для установления правил по управлению группами, так как он является основным средством установления законов и нравственности. В устной форме язык представляет собой важное средство искусства, знакомства, ухаживания, а в письменной форме язык позволяет людям общаться через пространство и время.

Введение
Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста
1.1. Проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии
1.2. Проблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии
Заключение
Список использованных источников

Введение

Одной из самых впечатляющих особенностей человека является использование языка. Именно язык отвечает за прогресс человеческой цивилизации. Язык выступает как основное средство хранения и передачи знания от одного поколения к другому. Без языка не было бы способов для установления правил по управлению группами, так как он является основным средством установления законов и нравственности. В устной форме язык представляет собой важное средство искусства, знакомства, ухаживания, а в письменной форме язык позволяет людям общаться через пространство и время.

Язык — система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, которая служит для целей коммуникации, формирования и формулирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта. Речь же – это всегда конкретный процесс использования языковых знаков, специфический человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.

Развитие речи у ребенка зависит от определенных закономерностей. Существует специфический возрастной период ее развития – первые три года. По истечении этой стадии процесс слухо-речевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий.

В целом, ребенок проходит три этапа становления речи:

  1. Подготовительный — от рождения до 1,5 – 2 лет.
  2. Этап самостоятельной речи — 1,5-2 до 7 лет.
  3. Этап систематического обучения и развития речи — школьный период. Особенное значение приобретает развитие речи для человека в дошкольном возрасте.

Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста

1.1. Проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии

Российский психолог А. Н. Леонтьев в своих работах — «Психологическое исследование речи» и «Речевая деятельность» рассматривал — язык и речь, как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла коммуникации, корректности и правомерности использования такого термина как «речевая деятельность».

По словам психолога считается, что:

С одной стороны — язык есть продукт специфической, адекватной ему деятельности.

С другой стороны — объективная основа речевой деятельности индивида.

А. Н. Леонтьев приводит следующие факты, доказывающие, что речь является деятельностью:

  • «Будучи психологическим действием, речевое действие должно обладать и всеми характеристиками, присущими любому действию».

Д. Б. Эльконин подчеркивал, как развивается предметное действие, так происходит и формирование речи. Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя. Подобно овладению любым другим орудием, слово дифференцируется, насыщается предметным значением и, благодаря переносу в другие ситуации, отрывается от предмета и обобщается. В развитии пассивная речь опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря.

Сначала ребенок понимает слова-указания, затем он начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи. В раннем возрасте происходит развитие функции речи, переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

По словам Д. Б. Эльконина, называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения. Освобождение слова от предмета в результате его переноса на другие предметы и изображения делает его носителем предметного содержания. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Развитие речи — это одна из составляющих в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Читайте также  Развитие игр дошкольное детство

Исследования изучения соотношения речи и мышления у детей показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи. У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.

В ходе развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.

Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий.

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, по мнению Е. М. Мастюкова: ««У ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с патологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться отклонения в его психическом развитии, темп его психического развития может замедлиться, развитие гностических мыслительных процессов, эмоционально волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может проходить аномально». Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления.

1.2. Проблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии

В период дошкольного детства особое значение для психического развития приобретает — становление речи.

А. Х. Штерн провел систематическое наблюдение за формированием речи. Он подчеркивал, выделив несколько периодов в этом процессе, что наиболее важен из них тот, который связан с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенок делает примерно в полтора года). Он выделил пять основных этапов развития речи у детей и детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

На первой стадии — ребенок открывает значение слов путем наблюдения за воздействием на взрослых звуковых комплексов, которые изобретает ребенок. Ребенок начинает манипулировать взрослыми при помощи вокализации, осознает, что определенные звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь, хочу и т. д.), и начинает пользоваться этими звуковыми комплексами целенаправленно.

На второй стадии — ребенок открывает, что каждая вещь имеет свое имя, чем расширяет свой словарный запас, так как он уже не только сам изобретает названия для вещей, но и начинает задавать взрослым вопросы о названиях.

На третьей стадии — ребенок открывает значение грамматики, это также происходит самостоятельно. В ходе наблюдения к ребенку приходит понимание того, что отношения между предметами и их число могут выражаться изменениями звуковой стороны слова, например изменением окончания (стол – столы).

Начало формирования грамматики связано у ребенка с использованием соединения слов и с построением внутренней системы категорий слов и словесных элементов. Важный факт, что если первые детские слова появляются обычно после 12-13 месяцев жизни и развития ребенка, то сопоставимое, а иногда даже и большее количество времени требуется, чтобы возникло связывание слов.

Интересным примером о сроках речевого развития, Д. Фельдман приводит примеры исключительно ранних проявлениях речевой способности. По его описанию, а именно случай с мальчиком (его звали Адам), которого исследователь начал наблюдать в возрасте 3, 5 лет. В этом возрасте мальчик умел писать и читать. Он также изучал математику, сочинял музыку для гитары. По сообщениям родителей, Адам заговорил в возрасте 3-х месяцев и наряду с отдельными словами стал употреблять предложения. В 6 месяцев он уже успешно общался с окружающими, в 1 год читал простые детские книжки.

Внешние выражения развития грамматики языка ребенка заключаются в том, что малыш вырабатывает способность называть объекты своего высказывания, присоединяя к нему глагол для обозначения действия, научается сближать слова, обозначающие объект и его признаки, использует словоизменительные формы слов. Появление новых языковых форм связано с возникновением новых коммуникативных намерений. Ребенок не усваивает, а «открывает» новые средства для выражения своих намерений.

Также развитие речи ребенка зависит от гендерного фактора. Ф. Шахтер выявил, что в детском возрасте существуют различия между мальчиками и девочками в словарном запасе, речевой активности и ясности речи.

Девочки начинают использовать предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Именно девочки быстрее продвигаются в обучении чтению.

Заключение

Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование. Она играет исключительно важную роль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развитии и социализации личности.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Соотношения речи и мышления у детей показывают, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи. Формирование грамматики связано у ребенка не только с использованием соединения слов, но и с построением внутренней системы категорий слов и словесных элементов. Развитие грамматики языка ребенка выражается в том, что малыш вырабатывает способность называть объекты своего высказывания, присоединяя к нему глагол для обозначения действия, научается сближать слова, обозначающие объект и его признаки, использует словоизменительные формы слов.

Список использованных источников

1. А. Н. Леонтьев Избранные психологические произведения: «Педагогика», — 1983, — 322 с.
2. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. – 217 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В.6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии: М., «Педагогика», 1982 –
504 с.

Развитие речи у дошкольников 6 – 7 лет

В старшем дошкольном возрасте все психические функции и познавательные процессы направлены на совершенствование речевых навыков. Ребенок 6 лет имеет большой словарный запас, развернуто отвечает на вопросы, логично и последовательно выражает свои желания, переживания, мысли, а также корректно произносит все звуки, использует сложные предложения. Все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.

В статье мы поговорим об особенностях этого возраста, упражнениях для совершенствования всех ее компонентов, методике обучения чтению, письму.

Особенности развития речи дошкольников 6 – 7 лет

Все компоненты речи — словарный запас, грамматический строй, произношение, связность — выходят на новый уровень, ведь они составляют фундамент для успешной учебы.

Словарный запас ребят

Первый критерий оценки развития речи. Дошкольники знают от 4-х до 7-ми тысяч слов. Из них 70% они используют постоянно. Слова из пассивного словаря не используют, поскольку не понимают их значения.

Ребята знают названия дней недели, месяцев, праздников, времен года, городов; величины, числительные до 100; профессии, виды спорта; имена, другие данные о родственниках; части тела, цвета, оттенки; явления природы; предметы быта; растения, животных; могут назвать эмоции, чувства.

Грамматический строй предложений

Второй критерий оценки развития речи. Ребята говорят развернуто, сложными предложениями. В их речи встречаются ошибки, но редко. Они составляют новые слова из других, изменяют по родам, падежам, числам. Справляются с образованием сложных форм существительных, глаголов, прилагательных.

Связность речи ребят

Третий критерий оценки развития речи. Дошкольники говорят последовательно, связно, логично. Ведут монолог, диалог. Много фантазируют, сочиняют яркие рассказы. Могут пересказать сюжет книги или фильма, составить увлекательный рассказ по картинкам.

Фонетика: произношение звуков

Четвертый критерий оценки развития речи у детей 6 – 7 лет. Ребята не только правильно выговаривают звуки, могут вычленить их в потоке речи, определить их местонахождение в конкретном слове. Они подбирают слова, которые начинаются заданным звуком, различают близкие по звучанию слова («рак» — «мак»). Но пока остаются трудности различения парных «ш» — «ж», «ц» — «с», «с» — «ш». Различают и управляют тембром, громкостью голоса, определяют источник шума, изображают звуки природы, животных. Могут делить слова на слоги, отличают согласные от гласных.

Достаточное развитие речи, всех ее компонентов закладывает основу для дальнейшего обучения чтению, письму.

Нормы речевого развития

Вот какие нормы установлены для развития речи у детей 6 – 7 лет:

  1. Словарный запас — 4000 – 7000 слов. Из них преобладают существительные;
  2. Может подбирать антонимы, синонимы;
  3. Говорит сложносочиненными, сложноподчиненными предложениями;
  4. Ребенок 6 лет согласует и сочетает слова по смыслу;
  5. Говорит выразительно, эмоционально, понимает, использует вопросительную, восклицательную формы;
  6. Использует союзы;
  7. Речь связная, логичная, последовательная;
  8. Четко выговаривает все звуки, не «глотает» окончания слов — артикуляция хорошая;
  9. Понимает образные выражения, например «солнечная улыбка»;
  10. Склоняет по роду, числу, падежу слова;
  11. Выделяет главное в рассказе, второстепенное может опустить;
  12. Пересказывает сюжеты книг, фильмов — содержательно, емко, логично;
  13. Ребенок 6 лет может объяснить значение знакомого слова;
  14. Образует существительные с суффиксами, глаголы с приставками;
  15. Оперирует сравнительной, превосходной степенями прилагательных, составляет их (например, «глубокий — глубже — более глубокий — самый глубокий — глубже всех»).
  16. Понимает, может оценить эмоцию, которую переживает;
  17. Выделяет 4-й лишний.

Ребенок 7 лет может строить предложения любой сложности, пишет и читает по слогам.

Развитие речи у детей 6 – 7 лет происходит в процессе игры. Они полноценно используют ее как средство коммуникации со сверстниками, взрослыми. В школе же она станет средством овладения новым видом деятельности — учебной. Вот почему так важно развивать навыки с раннего детства.

Нарушения речевого развития и их профилактика

Чаще всего у старших дошкольников эти нарушения проявляются неправильным произношением. Выделяют несколько видов нарушений:

  • дислалия — неправильно выговаривает отдельные звуки, что быстро устраняется с помощью логопеда;
  • дизартрия — нарушена артикуляция, голосообразование, нужна помощь невролога;
  • ринолалия — неправильное произношение звуков, голос монотонный, невнятный, нужна помощь отоларинголога;
  • моторная алалия — дети понимают всё, но не могут связно говорить, неправильно согласуют слова по роду, числу, падежу;
  • сенсорная алалия — дети не понимают смысла обращенных к ним слов, нужна помощь невролога, психиатра, логопеда-дефектолога;
  • афазия — нарушение вследствие нейроинфекции или черепно-мозговой травмы;
  • реактивный мутизм — дитя раньше говорило, а потом резко перестало на фоне неврологического заболевания;
  • заикание — отсутствует плавность речи, ребенок 6 лет повторяет слоги, звуки, говорит прерывисто.
Читайте также  Физическое развитие детей в игровой деятельности

Еще одна группа — это задержка развития речи (ЗРР) на фоне психических нарушений (ЗПР).

Профилактика нарушений у логопеда

Чтобы предупредить проблемы у ребенка 7 лет, необходимо развивать его с раннего детства: разговаривать с ним, показывать, называть предметы, читать сказки, потешки, петь песенки, развивать мелкую моторику.

Будет кстати помощь логопеда. Он помогает маленькому пациенту развить артикуляционную, мелкую моторику; познавательные процессы, навыки анализа услышанного.

Развитие речи дошкольников 6 – 7 лет: улучшаем связность

Используйте любую возможность для улучшения качества речи сына или дочки.

Создайте благоприятную обстановку вокруг чада. Дети усваивают родную речь на слух, поэтому вы должны разговаривать правильно, грамотно. Запомните: вы — образец для дочери или сына, и он будет подражать вам.

Приучайте дитя к искусству — литературе, театру. Хороший способ — разучивать стишки, песенки. Читайте вместе хорошие книги, слушайте спектакли в аудиоформате, ходите в театр. Не забывайте обсуждать увиденное, прочитанное. Вы удивитесь, как быстро речь вашего малыша станет содержательнее, богаче, разнообразнее.

Вот еще несколько простых упражнений.

Фантазеры. Задайте чаду тему, пусть он придумает рассказ (например, «Когда я вырасту…», «Если б у меня была волшебная палочка…»).

Рассказ по виммельбуху. Купите чаду красочную книгу с картинками и без слов. Пусть составляет рассказы про персонажей.

Сочиняем, рисуем. Вместе придумайте историю, запишите ее, нарисуйте картинки к ней.

Чтобы усовершенствовать речь ребенка 7 лет, не обязательно водить его на развивающие занятия — вам под силу заниматься дома, ведь это так интересно!

Комплекс игр для развития речи 6 – 7 лет

«Что означает слово?». Родитель называет предметы, чадо группирует: например, стол — мебель, тарелка — посуда.

«Что такое имя?». Просят назвать свое имя, мамы, папы, друзей.

«Кто что делает?». Взрослый предлагает чаду посмотреть вокруг и сказать, кто может спать, сидеть, ходить, а что ездить, звучать.

«Назови слово». Родитель называет малышу звук, а тот говорит слова, которые им начинаются. Потом по той же аналогии — имена.

«Посчитай слоги». Взрослый называет слова, а задача дошкольника — посчитать, сколько слогов в каждом из них.

«Плывем, летим, едем». Родитель показывает сыну или дочке картинки с изображением транспорта. Задача — сказать, что делает каждый из них (самолет летит, автобус едет).

«Разгадай ребус». Мама предлагает любую тематику (транспорт, фрукты), загадывает слово, говорит первую и последнюю букву. Он должен угадать, какое слово загадал взрослый.

«Расскажи-ка». Родитель просит чадо рассказать о любимом фрукте так, чтобы взрослый отгадал его.

Взрослые могут придумать такие игры для развития речи 6 – 7 лет самостоятельно.

Учимся писать и читать

Мамы и папы стремятся, чтобы их чадо научилось читать, писать как можно раньше. Но психологи, неврологи не рекомендуют делать это. Во-первых, малыш должен овладевать новыми навыками своевременно (и раньше не всегда значит лучше), во-вторых, учить деток нужно по специальной методике. Ей владеют воспитатели детских садов, учителя младших классов, а вот родители могут допустить множество ошибок и только навредить чаду.

Лучше сконцентрируйтесь на подготовке к овладению новыми навыками.

Учите звуки. Мамы, папы часто разучивают с детками буквы, но это неправильно. Слова строятся не на буквах, а на звуках.

Тренируйте артикуляционный аппарат. Это залог правильного произношения.

Учите писать печатными буквами, не прописными. В школах используют методику безотрывного письма. Другие техники только навредят, школьнику придется переучиваться, а это намного сложнее.

Готовьте маленькую ручку к письму. Пусть рисует, вырезает, штрихует, разрисовывает, складывает мозаику, рисует по точкам на бумаге в клетку — это тренирует мелкую моторику, мышцы, развивает пространственную ориентировку.

Отдельно поговорим о звуко-буквенном анализе слов. Именно с него начинают обучать дошкольников к чтению.

Учим читать поэтапно

Этап первый — изучаем звуки.

  1. Начните с изучения группы звуков. Воспользуйтесь букварем или азбукой — учите в той же последовательности.
  2. Расскажите про гласные, согласные. Как их произносить (протяжно, отрывисто), чем они отличаются.
  3. Расскажите о слогах. Покажите, как из двух звуков можно составить слог. Расскажите о разнице между буквами (их пишут) и звуками (их произносят). Покажите примеры, к примеру «ма», «ша», «ра», «ма».
  4. Правильно учить чадо: «б», «п», «в», а не буквам «бэ», «пэ», «вэ». В противном случае дочка или сын будет читать побуквенно: «Мэ — а — ша — а», место «Ма-ша». Ему будет труднее, дольше учиться читать по слогам, потом по словам. Сложные слова и вовсе будут похожи на ребусы: «а — вэ — тэ — о — бэ — у — эс» вместо «ав-то-бус» воспринять намного сложнее.

Этап второй — читаем:

  1. Учимся соединять звуки в слоги. Задание для малыша: произносить первый звук в слове до тех пор, пока не прочтет второй: «м-м-м-м-а-а»;
  2. Находим слоги в слове. Задание: попросите сына или дочку найти в слове определенные сочетания букв. Пусть прочитает их;
  3. Составляем новые слова. Попросите чадо составить несколько слов из знакомых ему слогов и прочитать их;
  4. Добавляем звуки. Малыш к знакомым слогам добавляет один звук, читает, составляет новые слоги, слова;
  5. Учимся читать закрытые слоги. Сначала покажите разницу между открытым («ка») и закрытым («ан») слогом.

Если эти этапы дошкольник прошел успешно, можно усложнить задачу — переходить к более сложным словам, а потом к предложениям.

Обращайте внимание на то, чтобы малыш правильно ставил ударение, понимал смысл прочитанных слов. Если не понимает — объясняйте. Занимайтесь в форме игры.

Выводы

От уровня речевого развития зависит, будет ли ваш первоклассник учиться хорошо, с интересом, появятся ли у него новые друзья. Деткам с отклонениями тяжело научиться читать, писать, а дальше — снежный ком: ученик просто не «потянет» школьную программу.

Проводите игры для развития речи 6 – 7 лет с чадом дома, занимайтесь самостоятельно. Если есть возможность, запишитесь на занятия по развитию речи к логопеду или в развивающий центр.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают возможности общаться друг с другом, познавать мир.

Однако на её появление и становление природа отводит человеку очень мало времени — ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) ребёнка.

Да, говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Уровень речевого развития у современных детей — дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.

статья 1 1-min.png

Типичные проблемы развития речи современного дошкольника:

* Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь («ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

* Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

* Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).

* Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

* Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо).

* Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

* Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Почему же в век компьютерных технологий, когда есть все для развития речи: компьютеры, телефоны, телевизоры, все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Что является причиной того, почему дети так плохо говорят? Причин много.

Главные из них:

1.pngУхудшение состояния здоровья детей (экология, родовые травмы, болезнь матери во время беременности, вредные привычки родителей и др).
В последние годы быстро увеличивается количество гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально — волевой сферы, задержкой речевого и психического развития (причем, самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60 %)

2 1.pngДисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи:
Гиперопека со стороны родителей (предугадывание желания малыша, доделывание за него всех дел) и повышенная тревожность (например, при приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого аппарата).
Замена живого эмоционального общения на общение с планшетами, телефонами, телевизорами. Дети лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь.
Чрезмерное увлечение опережающим развитием (например, обучение иностранным языкам). Не учитывается, что практически все языки мира вступают в противоречие друг с другом по целому ряду характеристик, особенно по звукопроизношению.
Раннее овладение чтением.

3.pngРепрессивная педагогика.
Широко распространен авторитарный стиль общения, в котором преобладают указания, распоряжения педагога. Такое общение носит формальный характер, лишено личностного смысла. Педагог должен владеть культурой демократического стиля общения, при котором собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры.

Конечно, тесное взаимодействие детского сада и семьи сможет решить проблему развития речи детей.

Но, что могут и должны сделать родители:

992.jpg

☀ В первую очередь – это эмоциональное общение с ребёнком с момента его рождения!

☀ Во – вторых, – разговаривайте с детьми, а, разговаривая, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть спокойной, четкой и внятной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

☀ Далее, — если Вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, неврологу).

☀ Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Обязательно обсуждайте прочитанное.

☀ Заучивайте с детьми стихи (это тренирует выразительность речи и память).

☀ Тренируйте детей в произношении скороговорок и чистоговорок (улучшает произношение).

☀ Учите детей отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит их делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался? », «почему? »

☀ Развивайте мелкую моторику руки, это тоже ведёт к развитию речи.

Читайте также  Средний вес ребенка в 6 месяцев

☀ Организовывайте совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

А главное — любите своих детей, помогайте им.

Задумайтесь, как часто Вы говорите ребенку эти фразы:

статья 1 2-min.png

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!
  • Я помогу тебе.
  • Я радуюсь твоим успехам.
  • Расскажи мне, что с тобой.

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В статье актуализируются вопросы анализа современных технологий речевого развития детей в условиях реализации федеральных стандартов дошкольного образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. Поэтому, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Целью моей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Я стремлюсь развивать у детей свободное владение языком, навыки речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение. Факторы, влияющие на речевое развитие: эмоциональное общение с ребенком с момента рождения, развитие мелкой моторики рук, совместные игры взрослого и ребенка, чтение художественной литературы, правильная речь взрослого, создание условий для общения с другими детьми, удовлетворение любознательности ребенка.

Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги допускают ошибки следующего характера: излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей; у детей не формируется умение слушать других, речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, важно приучать детей слушать педагога с первого раза; педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей; очень часто педагоги требуют от ребенка только « полных» ответов, но ответы могут быть и краткими и развернутыми, ответ зависит от типа вопроса.

Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях.

Пи выборе технологии необходимо ориентироваться на требования: развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи, личностно-ориентированное общение с ребенком, активная речевая практика каждого ребенка, взаимосвязь познавательного и речевого развития, здоровьесберегающий характер.

Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи дет дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие технологий, которые я использую в своей практике.

Технология «Азбука общения» (авторы Шипицына Л.М., Защиринская О.В.).

Использование этой технологии позволили нам развить навыки межличностного взаимодействия детей от трех до шести лет со сверстниками и взрослыми. Результатом стало понимание и принятие идеи «Научись любить детей и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Если ты не понимаешь другого человека – у тебя будут проблемы». Центральной идеей стало установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Для решения названных задач в своей работе использую следующие формы образовательной деятельности: развивающие игры (словесные, сюжетно-ролевые, театрализованы), этюды, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, моделирование и анализ ситуаций общения, сочинение историй, встречи в семейных гостиных и др.

Технология теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) развитие творческого воображения (РТВ) (авторы Альтшулер Г.С., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.), это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление. Технология позволяет естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход.

Этапы методики ТРИЗ:

  1. Поиск сути (перед детьми ставится проблема, вопрос, который надо решить и все ищут разные варианты решения).
  2. «Тайна двойного» (выявляем противоречие: хорошо- плохо).
  3. Разрешение противоречий.

Методы ТРИЗ, полюбившиеся нашим детям: «Несуществующее животное», дети соединяют части от разных животных, получается новое животное, придумывают ему название; «Эмпатия», представить себя каким – то предметом и рассказать, что ты чувствуешь, в роли этого предмета; «Системный оператор» формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора.

Технология «Синквейн» – нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое может составить любой ребенок. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка. Синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить мышление посредством игрового приема. Составление синквейна можно использовать как заключительное задание пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. В первой строке находится сам тема, заголовок, во второй два слова или словосочетания, которые описывают свойств и признаки этого предмета. В третьей, три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. В четвертой, ребенок выражает свое мнение о затронутой теме. Пятая строка содержит в себе одно слово или сочетание, это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления. Четкое соблюдение правил составления синквейна не обязательно (пример синквейна: машина; быстрая, мощная; едет, обгоняет, тормозит; я люблю кататься; транспорт).

Технология «Мнемотехника» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение воспроизведение информации. Даная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной); мышления, внимания, воображения и развития речи дошкольников. Методы мнемотехники очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов, скороговорок.

Мнемотехника включает: сенсорно-графические схемы (Воробьева В.К.), предметно-схематические модели (Ткаченко Т.А.), блок-квадраты (Глухов В.П.), коллаж (Большева В.Т.), схема составления рассказа (Ефименкова Л.Н.).

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащению словарного запаса. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы (лиса – рыжая, елочка – зеленая). Детям старшего возраста предлагаем схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Мнемотехнику используем в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотаблицы составляем к русским народным сказкам, загадкам, считалкам, стихам. Помимо таблиц и стихов это могут быть истории в картинках с пропущенными словами, вместо которых рисуются изображения. Также можно применять игры с определением последовательности (одевания, выращивания растений и прочее). Детям очень нравится такой игровой процесс обучения, во время которого они, не замечая, осваивают грамотную речь.

Технология активизирующего обучения речи как средству общения (Белобрыкина О.А.). По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Использование лингвистических игр, представленных в этой технологи, позволяет развивать различные виды речевой активности ребенка. Лингвистические игры: «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек); «Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, девочка – женщиной); «Кто кем был» (лошадь – жеребёнком, корова – теленком); «Чем был, чем стал» (глина – горшок, ткань – платье); «Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть).

Творческая жилка воображения есть у всех, и ее можно и нужно развивать с детства – утверждает педагог и детский писатель Джанни Родари в своей увлекательной книге «Грамматика фантазии». Один из приемов для запуска детского творчества, описанный в этой книге, – переписывание классических сказок. Для первого знакомства с этими приемами я выбрала для детей самые простые истории, которые они слышали много раз «Репка», « Красная шапочка» и др.

Сказки «наизнанку», используя этот метод, мы умышленно «переворачиваем» сказку: злых персонажей делаем добрыми, маленьких – большими, красивых – уродливыми, события меняем на противоположные. В итоге получается сказка либо совсем новая, либо частично – это зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам истории. Вот как переделали сказку про колобка – «Колобок –обжора».

Колобок у бабки получился большой-пребольшой, да еще и прожорливый. И он катился по лесу в поисках еды. В итоге все, кого он встретил, от него убежали. Только лису он сумел обхитрить и съесть.

«Салат из сказок» – перемешивание сказочных персонажей и их приключений в один сказочный сюжет. Детям нравится фантазировать, это доставляет им радость и доставляет воображение. Детям важен процесс переписывания, игра, они не думают о результате и художественной ценности.

Также в своей работе использую:

  • дыхательные гимнастики («Буря в стакане», «Забей мяч в ворота», «Прожорливые фрукты»);
  • артикуляционные гимнастики (при проведении помогает пособие «Домик веселого язычка»;
  • логопедические перфокарты (назвать слова с заданным звуком, поставить крестик, соединить все крестики и получить букву);
  • зашумленные картинки (найти предметы, наложенные друг на друга, найти только с определенным звуком);
  • заколдованные буквы (найти буквы в сюжетной картине);
  • игра «Капризная стиралочка» (постирать только слова, начинающиеся на букву с и т.д.)
  • пособие «Логопедический монстр Бу» (монстр кушает слова, которые начинаются на букву а и т.д.)

Проанализировав собранный материал, мы воплощаем современные технологии в свою практику, включая в эту деятельность и родителей.

И на сегодняшний день мы уже видим положительные результаты к проявлению творческой, речевой активности наших воспитанников. Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии и правила:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: