Развитие речи детей дидактической игре

«Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры»

«Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры».

Воспитатель: Кашуркина Л. П. (группа № 5).

Правильная речь — важное условие в развития личности ребёнка.
Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.
Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

В игре ребенок получает возможность:
-обогащать и закреплять словарь;
-формировать грамматические категории;
-развивать связную речь;
-расширять знания об окружающем мире;
-развивать словесное творчество;
-развивать коммуникативные навыки.

При ознакомлении детей с цветом, формой, величиной предмета можно использовать дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию («Какого цвета предмет?», «Собери в желтую сумочку предметы желтого цвета», «Чудесный мешочек»); при формировании грамматического строя речи, словаря, звукопроизношения, развития связной речи — по коммуникации и социализации («Кто позвал?», «Куда что положить», «Помогите, доктор!», «Какой? Какая? Какое?»); при ознакомлении с явлениями общественной жизни, с предметным окружением, природой — дидактические игры на познание («Что в коробке?», «Добрая хозяюшка», «Покажем мишке уголок природы», «Найди такой же листок»).

Дети старшего возраста учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручается кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.

Словесные игры такие, как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.

Ведущая роль в развитии речи принадлежит игре. Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

  • Игры – путешествияпризваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.
  • Игры – порученияпо содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
  • Игры – предположения(«что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
  • Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
  • Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий. Игровые действия — основа игры.

Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки детей, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.

Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие качества личности можно формировать у них средствами данной игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками.

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М., 1999

2.Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи. – М., 2002

  1. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство дидактическими играми в детском саду-М.,2012

4.Тихеева Е.И. развитие речи детей. – М., 1990

5.Ушакова М.А. Развитие речи детей.-М.,2000

6.Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. –М., 1991

Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста

Игра – основная деятельность детей дошкольного возраста — в процессе, которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Дети – творцы настоящего и будущего. Окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре «открытие» того, что давно известно взрослому. Среди разнообразных игр, проводимых в детском саду, важное место принадлежит дидактическим играм.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития , используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи .

Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.

Читайте также  Ребенок в 2 месяца развитие фото

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «назови одним словом» или «назови три предмета».

Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию, — главная задача многих словесных игр. Если ребенку достается роль гида в игре «Путешествие по городу», то он охотно рассказывает «туристам» о достопримечательностях города. Так развивается монологическая речь ребенка.

В современной дефектологии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие .

Таким образом, использование дидактических игр в работе педагога, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостное без принуждения.

Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом.

В своей педагогической работе больше внимания я уделяю, дидактической игре и благодаря ее использованию, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной игровой форме для детей дошкольного возраста. Я считаю, что дидактическая игра позволяет развивать речь детей: пополняет и активизирует словарный запас слов, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Поэтому, основной целью для моей работы заключается развитие всех элементов устной речи детей с помощью использования дидактической игры. В соответствии с целью я поставила следующие задачи:

1.Изучить теорию педагогической литературы использования дидактических игр в процессе воспитания;

2.Оценить уровень развития речи у детей;

3.Апробировать дидактические игры в педагогической работе по формированию грамматического строя речи, словаря, звукопроизношения, развития связной речи.

Из своего опыта работы хочу сказать, что дидактические игры по праву является одним результативным средством обучения. В практике работы дошкольных образовательных учреждений они используются на всех видах занятиях.

В соответствии с ФГОС ДО, одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к одной из важнейших педагогических задач. На завершающем этапе дошкольного образования ребенок должен, прежде всего, хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Проблема развития речи является одной из актуальных в дошкольном возрасте. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, а самое главное, средством совершенного воспитания личности ребёнка.

Нужно знать, что у дидактической игры две цели: одна – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Я думаю, что дидактическая игра представляет собой многообразное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей. Игра развивает язык, а язык организует игру. Если правильно подобрать игры и упражнения, то они дают возможность благоприятно воздействовать на все составляющие речи. В игре ребенок получает возможность пополнять активизировать и закреплять словарь, развивать связную речь, словесное творчество, коммуникативные навыки и уметь правильно выражать свои мысли.

Воспитатель в дошкольных учреждениях должны выбирать игры, направленные на определенную область развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития. Игра так же должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Я считаю, что первым условием, при котором дидактическая игра станет средством умственного развития — это наличие: дидактической задачи, правил и игровых действий. Вторым условием является правильная организация дидактической игры мной как воспитателем, включающая в себя подготовительный этап дидактической игры, ее проведение и анализ.

Я знаю, что методика проведения дидактических игр включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, краткая беседа); объяснения хода и правил игры. Секрет успешной организации игры заключается в том, что я, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их.

Использование дидактических игр способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи детей — попытка учить детей радостно, без всякого принуждения. Важную роль в эффективности дидактических игр занимает использование их верным путем. Игра должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели. Для этого необходимо добиться достижения нескольких пунктов одновременно:

Дети должны четко понять, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. И родители, и воспитатели должны быть совместно вовлечены в процесс игры и в процессе игры поощрять ребенка. Обычная похвала – морально поддержат каждого ребенка и придадут ему уверенности.

Каждая игра должна быть в радость. Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все между собой были заинтересованы. Если дети ссорятся из-за выбора дидактической игры, то найдите вместе компромисс.

Дошкольники часто играют самостоятельно, развивая свою речь посредством игры. В эти моменты к ним лучше не вмешиваться, чтобы интерес к игре не пропал. Особенно приживаются активные игры с мячом или те игры, которые могут вызвать смех. Например, игра «Съедобное не съедобное»

Игры, направленные на развитие речи могут быть совершенно разными и увлекать не только детей, но и взрослых. Успехом дидактических игр как средство развития речи у детей является элемент соревнования.

Для снятия зрительной нагрузки и смены действий важно проводить физкультминутки в игровой форме. Чтобы ребенок развивался, необходимо для этого создать условия. В группе необходима, оборудованная дидактическая зона, где дети пользуются разнообразным материалом, с которым они играют по своему желанию индивидуально, небольшими группами.

Таким образом, подводя итог, мы можем сделать вывод, что дидактическая игра является широко распространенным методом активности речевого развития дошкольников. Следовательно, педагогам в дошкольных учреждениях необходимо развивать речь детей при помощи дидактических игр. Это поможет детям обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками. Я считаю, что дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, внесут занимательность в процесс образования. И помните, что дидактические игры, как средство развития речи детей, являются одним из лучших методов.

Из опыта работы:
Роль дидактических игр в развитии речи детей

Особое место в жизни ребенка занимает игра. Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ, дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством в решении. Дети – творцы настоящего и будущего. В каждую эпоху общественного развития, дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок – «новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре «открытие» того, что давно известно взрослому. Среди разнообразных игр, проводимых мною в детском саде, значительное место принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра позволяет приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания.

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детям относятся народные игры: «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. в них много веселых шуток, юмора и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимания. Система дидактических игр для детских садов впервые была создана Ф. Фребелем. он высоко оценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Современную систему дидактических игр создала У.И. Техаева, разработала ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи.

Читайте также  Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

Дети бывают застенчивыми, нерешительными, малообщительными. Для решения этой проблемы были использованы дидактические игры. Через игру направлялась работа на конкретизацию знаний детей, на формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности на занятиях по развитию речи.

Поставила перед собой цель: сделать занятие по развитию речи эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку получать собственный опыт с помощью дидактической игры.

Для решения проблемы и осуществления поставленной цели, были намечены следующие задачи:

  1. Развивать умение обобщать предметы, точно определять качество предметов.
  2. Развивать у детей произвольное внимание и сосредотачиваться на поставленной цели.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  4. Учить детей четко излагать свои мысли, развивать логическое мышление.
  5. Воспитывать у детей уверенность в себе.

Также был составлен тематический план. При подборе тематики учитывалась сезонность. Например: осенью запланировала такие игры как, «Что выросло на грядке», «С какой ветки детки»; зимой «Кто как зимует», «Какое время года»; весной «Укрась луг с цветами», «Выбери нужную картинку»; летом «Чудесный мешочек»; «Найди по описанию».

Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.

  1. Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.
  2. Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.
  3. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.

На занятиях по развитию речи используют три вида дидактических игр.

  1. Игры с предметами (игрушками, природным материалом).
  2. Настольно-печатные.
  3. Словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

Содержание настольно-печатных игр разнообразно. Они основаны на принципе наглядности (изображения). С помощью парных картинок дети знакомились с отдельными предметами (посудой, мебелью, животными, птицами, овощами и фруктами их качествами и свойствами).

Используя, «лото», уточнялось представление о сезонных явлениях. Например, лото «Времена года», о различных профессиях «Кому что нужно?». Широко применялись на занятиях по развитию речи словесные игры. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка «Закончи предложение», «Доскажи словечко». Дети учились высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки. Детям очень нравилось придумывать небылицы. Эти игры хороши тем, что вызывали веселый смех, развивали чувство юмора.

Дидактическая игра помогала детям усвоить новый материал и закрепить пройденный. Дидактическая игра организовалась по плану в часы занятий по развитию речи, кроме того, в часы, отведенные для игр. В утренние часы игра помогала создавать у ребят доброе, радостное настроение на долгое время. Также в утренние часы предлагались дидактические игры индивидуально на закрепление звуковой культуры речи. Учились правильно выделять звуки проговаривания чистоговорки, потешки, считалки. Чтобы не снижалась умственная активность играющих и не падал интерес к поставленной задаче, игра должна длиться от 10 до 20 минут.

Для снятия зрительной нагрузки проводились физминутки в игровой форме. Чтобы ребенок развивался, необходимо для этого создать условия. В группе оборудована дидактическая зона, где дети пользовались разнообразным материалом, с которым они играли по своему желанию индивидуально, небольшими группами. Подбор игр и материала подбирался с учетом требований к наглядности. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденности, переживания радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленный в ней задач. Например: в игре «Магазин», «Кто быстрее соберет вещи». У детей формировались представление о предмете. В игре «Найди пару» дети, передвигаю стрелку по диску, учились подбирать слова близкие по звучанию: мишка-миска, ком – сом и т.д.

Во время игры воспитывается доброжелательное отношение друг к другу, ни в коем случае не должно допускаться насилие над проиграющим. Проигрывающему ребенку внушается вера в свои силы, возможность исправить свою ошибку.

Для того, чтобы воспитание детей в игре проходило успешно, создаются необходимые условия:

  1. Отводится играм достаточное время.
  2. Организовывается спокойная обстановка.
  3. подбираются соответствующие дидактические игры.

При подборе, прежде всего, учитывается доступность, повторяемость, постепенность, выполнения задания, сезонность.

В игре ребенок должен получить возможность действовать самостоятельно, приобретая собственный, действенный и чувственный опыт.

Наблюдая за самостоятельными играми детей, выявлялись их знания, уровень умственного развития, особенности поведения. Это подсказывало, какие игры полезны ребенку, в чем ребенок силен, в чем отстает.

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей.

Например: рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков.

Интересным и полезным являлся раздел «Домашняя игротека», здесь родители знакомились с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Отбирался и разрабатывался материал для данного раздела, учитывалась большая загруженность родителей домашними делами. Рекомендуется играть с детьми даже на кухне.

Например: применяя игровые упражнения на развитие мелкой моторики, дидактическая игра «Помогаю маме» и т.д.

Так как игры с пальчиками стимулировали, ускоряли процесс речевого и умственного развития ребенка. Предлагается игра на обогащение словаря, например: «Давай искать на кухне слова» или «Угощаю».

Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время.

Так, во время самостоятельных игр, была проведена диагностика, и убедилась, что через дидактическую игру мне удалось выработать у ребят организованные навыки.

Дети стали внимательными, научились сосредотачиваться на поставленные цели. Стали быстрее излагать свои мысли. Через дидактические игры у детей накопился положительный опыт добрых чувств, поступков взаимопомощи. Дети стали более уверенные в себе.

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Махонина, М. Ф. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО / М. Ф. Махонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/181/43253/ (дата обращения: 25.10.2021).

Игра — это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого.

А. С. Спиваковская

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых — обучении. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр — развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Актуальность темы заключается в проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра имеет определенную структуру.

Главное место в игре я отвожу работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Читайте также  Развивающий канал для детей

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью дидактических игря использовала разнообразные подходы, формы и методы работы.

Подходы, которые я использую в своей работе — это совокупность приемов, оказывающих непосредственное воздействие на детей дошкольного возраста с учетом временных рамок и объема программного обеспечения. Они неразрывно связаны с методами воспитания.

Основной целью моего педагогического опыта является развитие речевой активности детей, повышению результативности коррекционной работы посредством дидактических игр.

Для достижения поставленной цели мной были решены следующие задачи:

  1. Изучила методическую литературу по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры в условиях введения ФГОС ДО.
  2. В центре по развитию речи, создала и накопила материал и дидактические игры по теме.
  3. Познакомила дошкольников с дидактическими играми по развитию речи.
  4. Организовала работу с родителями (проведение родительских собраний «Роль семьи в речевом развитии детей 6–7 лет»; разработала буклеты для родителей «Речевое развитие детей дошкольного возраста»).

Одной из ведущих форм моей работы — это непосредственно образовательная деятельность по развитию речи. Процесс речевого развития у дошкольников происходит через дидактическую игру — ведущую его деятельность. В своей практике я использовала следующие виды дидактических игр: на развитие фонетической стороны речи «Похоже-непохоже», «Поймай звук», Лото «Назови картинку и найди гласный звук», «Кто найдёт 20 предметов, в названии, которых содержит звук «С», «Назови картинку и найди первый звук», Лото «Паронимы», «Каждому звуку — свою комнату», «Разгадай ребус»; на развитие лексической стороны речи: «Подбери слово», «Первоклассник», «Назови три предмета», «Верно ли это?»; на развитие лексического строя речи: «Размытое письмо», «Живые слова», «Дополни предложение», «Придумай предложение» «Напишем кукле письмо», «Доскажи словечко», «Распутай слова», «Подними цифру», «Составь фразу»; на развитие связной речи «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Нарисуй сказку», «Фотограф», «Чего на свете не бывает», «Поиск пропавших деталей».

Я применяю в своей работе с детьми дошкольного возраста разнообразные формы работы: продуктивная, творческая деятельность, которая включает ручной труд, аппликацию и рисование. Творческая деятельность, прежде всего, направлена на закрепление полученных знаний дошкольников и отражение формирующегося у них отношения к изучаемым предметам.

В дальнейшем я планирую знакомить детей дошкольного возраста с многообразием дидактических игр по развитию речи.

Таким образом, использование дидактических игр в своей работе, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников — попытка учить детей светло, радостно и без принуждения. Выбранные и применяемые формы, методы и приемы по данному направлению позволяют считать дидактические игры отправной точкой обучения, воспитания и развития речи у дошкольников.

Роль дидактической игры в развитии речи детей.

Игра – основная деятельность детей . Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Дети – творцы настоящего и будущего. В этом – обаяние игры . Они не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть.

Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность , находчивость, инициатива.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра ,

позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Каждая дидактическая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи , формирование грамматического строя речи , обогащение словарного запаса, развитие связной речи . Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову , к его точному и правильному употреблению в устной речи .

Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей . Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета активизирует творческую деятельность. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития . Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь .

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах : игры-занятия и дидактические игры . И на занятиях и в играх развитие знаний , умений, навыков, отношений, мотивов учения имеет зону актуального и зону ближайшего развития . Вся целостная система дидактических игр – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок должен подняться.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике , родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры .

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное) . Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры . Он учит и играет, а дети, играя учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление знаний об окружающей жизни. Такие игры , как «Кто построил этот дом?» , «От зернышка до булочки» , «Откуда стол пришел?» и т. д. Дидактические игры ставят перед собой задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях : находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей . Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь , умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» или «Назови три предмета» . Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию – главная задача многих словесных игр. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают о том, что прежде чем строить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители : каменщики, штукатуры, маляры и многие другие рабочие.

Но чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и др., так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. Посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников. Большое значение имеют не только дидактические правила игры , но и правила общения : договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым; не требуй всегда ведущей роли, помни, что и другие хотят быть ведущими; не мешай товарищам, если они заняты игрой; если хочешь вместе играть, попроси разрешения.

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям : игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей , вызывают желание играть с ними.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: