Развитие речи через дидактическую игру

Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

Тема: Развитие речи дошкольников через дидактическую игру.

Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи в образовательном процессе.

— совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

— в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию речи у дошкольников через дидактическую игру;

развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

— повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

У дошкольников развивается творческое воображение, фантазия, память, внимание, речь, обогащается словарный запас.

Основные научные идеи: личностно-ориентированный и рефлексивный подходы.

Качественно новый результат: умение обобщать представление о творческих способностях и планировать творческое начало педагога-воспитателя.

Методы и приёмы: игровой метод, демонстрация наглядного материала.

Оснащение:ТСО: экран, проектор;презентация:

пластиковые тарелки, картинки с изображением разных героев-людей, животных, цветная бумага, ножницы, клей, двусторонний скотч.

План проведения мастер-класса.

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога-мастера. Вхождение в тему.

II этап. Обоснование основных идей дидактических игр, актуальность их использования в работе педагога ДОО.

III этап. Практический

Задание 1 — Игра «Карусель»

Задание 2 — Игра «Магазин»

Задание 3 — Словесная игра «На вопросы — не зевай, очень быстро отвечай!».

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход работы.

I этап. Приветствие. Вводное слово педагога.

— Добрый день, уважаемые коллеги!

— Меня зовут, Наталья Сергеевна. Я работаю в детском саду № 4, поселка Новокумского.

— Для проведения мастер-класса мне нужны помощники — 4(5) человек.

— Уважаемые педагоги! Чтобы настроиться на работу, давайте поиграем. Я попрошу вас стать в круг.

— Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите её.

Если педагог — это сказочный герой, то какой ….

Если педагог — это цветок, то какой ….

Если педагог — это планета, то какая ….

Если педагог — это геометрическая фигура, то какая ….

Если педагог — это настроение, то какое…. .

— Замечательные ответы. С хорошим (радостным) настроением приступим к работе.

— Прошу вас пройти на места!

— Речевое развитие дошкольника — важнейшая из всех образовательных областей развития детей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое развитие или социально-коммуникативное развитие.

— Как вы считаете, возможно ли, полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

Через общение ребенок познает мир, задавая бесконечное число вопросов об окружающей реальности, стараясь выяснить как можно больше. Язык – главный инструмент человека, носитель культурных и научных знаний, особого кода языковой среды, и все это передается от взрослых к детям по мере того, как малыш учится общаться.

II этап. Обоснование основных понятий «дидактическая игра», актуальность и использования её в работе педагога.

— На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речидетей существуют множество проблем:

— односложная, состоящая из простых предложений

— бедность речи

— несформированность грамматического строя

— бедная диалогическая речь

— трудности в построении монологов

— отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

— отсутствие навыков культуры речи

— Поэтому перед нами стоит задача: научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из средств развития речи дошкольников является дидактическая игра.

— Что такое дидактическая игра?

— Коллеги все правы.

Далее ответы на слайде.

Дидактическая игра – прекрасный способ учиться с удовольствием. Этот метод хорошо подходит для любого возраста, поскольку организационный процесс занятия позволяет усваивать информацию в занимательной форме, задействуя сразу несколько уровней восприятия. Особенно рекомендованы игры для развития речи дошкольникам, ведь именно в период до 7 лет идет формирование образного восприятия, внимательности, памяти, критического мышления.

Для речевого развития детей используются следующие виды дидактических игр:

1. Игры с предметами – здесь используются игрушки, любые подручные предметы. Цель – научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать (и рассказать, какие функции он может выполнять. Для демонстрации используют кукол, вещи из домашнего обихода, собранные на улице листья, камешки. С предметами необходимо взаимодействовать малышу – определить, что перед ним находится, разложить объекты по величине, форме, цвету и т. д. ;

2. Настольные – проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем. Ребенок учится подбирать парные рисунки, запоминать спрятанные, узнает счет и абстрактные понятия (лото, детское домино);

3. В словесных играх – не использует других инструментов, кроме речи. Они строятся на диалоге между ребенком и взрослым, где для малыша одинаково важно слушать чужие слова и говорить самому.

— Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать дидактические игры, которые я использую в работе со своими воспитаниками.

III этап. Практический.

Виды деятельности Слова и действия мастера Инструкции

Смысл упражнения Организация рабочего пространства

1. Игра «Карусель» по развитию речи с элементами ТРИЗ технологии — А сейчас я вас познакомлю с игрой «Карусель».

— Для игры нам нужно выбрать объект и стать по кругу.

— Т. И. выберите любой объект (предмет, ставьте (кладите) его на середину.

— Цель игры: по признаку объекта задать вопрос и ответить на него.Например: у меня признак лимона — температура.Я задаю вопрос: «Лимон какой ты по цвету?»,и отвечаю: «Желтый».

— А теперь начнем играть:

— У меня признак (температура).

Вопрос: какой (называю объект) по признаку температура?- теплый (холодный)

С помощью такой игры можно быстро научить детей определять признак предмета и задавать вопросы. Нужно называть признак, задать вопрос, ответить. Закрепление имен признаков; умения задавать вопрос.

Д/и «Карусель»,

предметы:Объекты: яблоко, банан, лимон, киви, яблоко, груша.

Круг с, расположенными по краю 12 кругов для карточек признаков. 1 круг для объекта.

2. Игра «Магазин»

— А теперь я предлагаю вам присесть за столы и поиграть в ещё одну замечательную игру.

— Давайте отправимся в магазин за покупками.

— Магазин у нас волшебный. В нем продаются игрушки. Каждая игрушка имеет свою цену. Покупать мы их будем за деньги.

Цену вы должны угадать сами. Если название игрушки состоит из одного слога — игрушка стоит 1 рубль. Если слово состоит из двух слогов, оно будет 2 рубля. Если слово состоит из 3 слогов, оно будет стоить 3 рубля. Если из 4 слогов, оно будет стоить 4 рубля.

— Приятных вам покупок.

— Вам понравилась эта игра?

— Расскажите, что именно вам понравилось в этой игре?

— Вы справились, потому что были очень внимательными и финансово грамотными. Выбрать игрушку, определить количество слогов, назвать цену.

Учить делить слова на слоги. Развивать умение считать слоги и соотносить их с множествами. Развивать внимание и память.

Предметные картинки: мяч, юла, кубики, матрешки, мишка, кукла, скакалка.

Деньги (купюры с детскими картинками).

3. Словесная игра «На вопросы — не зевай, очень быстро отвечай!»

— Сейчас я предлагаю вам поиграть в словесную игру «На вопросы — не зевай, очень быстро отвечай!

— Иглы колкие торчат прямо с детства у. ежат.

— В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… ёрш.

через горы и леса в край родной летит … птица.

— Устают, наверно, скулы грызть орехи у …белки.

— Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый…петух.

— Звонко цокают подковы на копытах у …коня.

— Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это…мишка? белка.

— Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что…кит? корова.

— Кружевную паутину сплел искусно… Буратино? паук.

— Нарушая утром тишь, распевает в роще? соловей.

— С помощью дидактической забавы, несложной и занимательной, процесс познания протекает гораздо быстрее и, что немаловажно, — веселее.

Любая игра она завораживает, и мы сами того не замечая погружаемся в мир детства. Быстро закончить предложение или ответить на вопрос. Отвечать на вопросы, подбирая нужные слова; воспитывать внимательность.

IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

— Уважаемы коллеги! Наша встреча подошла к концу.У меня к вам есть просьба: помогите мне составить архив мастер — класса.

— Назовите 3 момента мастер-класса, которые вам понравились больше всего.

— Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.

— Назовите 1 момент, который вызывает желание задать вопрос. В заключении мастер класса хочу поделиться своим опытом и дать вам памятки по использованию дидактических игр.

Коллеги, спасибо за помощь. Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Консультация «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру и игровые приемы» Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру» Экологическое образование детей дошкольного возраста всегда.

Читайте также  Ребенок сидит в 3 месяца

Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру. В настоящее время общее недоразвитие.

Формирование элементарных математических представлений через дидактическую игру Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру» Игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует воспитатель) и игровую (ради которой.

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» I. Описание опыта 1.1. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры. Успешность.

План по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников через игру» План по самообразованию воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Зольниковой О. М. 2018-2019 уч. Г.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через дидактическую игру Представление педагогического опыта воспитателя МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» Рябовой Ольги Александровны «Экологическое.

Развитие речи дошкольников через дидактическую игру Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. К. Д. Ушинский Хорошая речь – важнейшее условие.

Самообразование "Развитие речи через дидактическую игру"
материал (старшая группа) на тему

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

— развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

— практическое овладение воспитанниками нормами речи;

— развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.

Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Цель : повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи детей через дидактические игры.

  1. Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи детей через дидактические игры».
  2. Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии ( компьютеры, проекторы) , метода проектов.

3. Развивать словесно-логическое мышление; речевое внимание, фонематичекий слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.

4 Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5.Развивать монологическую речь при составлении рассказа – описания предмета.

6. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.

7. Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.

1.Систематизация материала по развитию речи 5-6 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.

3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.

4.У родителей вырастет интерес к развитию речи. Они научатся создавать условия для дидактических игр и правильно их подбирать.

Развитие речи дошкольников через дидактические игры

“ Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” В. А. Сухомлинский

Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.

Использование в педагогическом процессе детского сада дидактических игр повышают эффективность воспитания и обучения.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Для обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, и конечно же на речь.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя, решает дидактическую задачу.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и

игровым методом обучения детей дошкольного возраста,

с амостоятельной игровой деятельностью ,

средством всестороннего воспитания личности ребенка

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические игры , где ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом и т.д.

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.

Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей

содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса.

Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности . Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила .

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого т. е. является равноправным участником игры.

Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.

Дидактические игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Через эти игры осуществляется умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей.

Читайте также  Развитие речи процессе игры

«Игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». Н. К. Крупская

Дидактическая игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. В процессе игры происходит совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации, а так же усваивает новые знания и умения разного содержания.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, а также игры с мячом, прищепками и т.д.

Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия направленные на развитие зрительной памяти и внимания.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка?», «Магазин», «Да – нет». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?». Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие фонематического слуха и слухового внимания, памяти: «Хлопни в ладоши, если услышишь ….», «Какое слово отличается от других?» и т.д.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Доскажи словечко»; «Назови одним словом»; «Когда это бывает? » и т. д.

Развитие речи через дидактическую игру

Автор: Зарытовская Анастасия Александровна

Организация: МБДОУ №9

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи детей.

Сегодня сложное социально-экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность приводит к тому, что родители большую часть времени уделяют работе, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны, а если общаются, то общение сводится к тому, как ел, спал. Эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.

Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевое общение ребёнка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.

В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду; родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых , от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Тема из года в год становится всё актуальнее.

  1. Значение дидактических игр для развития речи детей раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребёнка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. Внимание ребёнка привлекает многое из того, что его окружает: ребёнок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определённые явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающими и говорить с ними по поводу увиденного.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребёнка воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Дидактические игры имеют значения и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформления дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых игр прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п.

При проведении дидактических игр воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребёнка, нельзя водить детей для наблюдения в такие места , где им может грозить какая-либо опасность.

Очень важно помнить, что дидактические игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дошкольного воспитания.

  1. Дидактическая игра как средство для формирования речи у детей раннего возраста.

Дидактические игры- эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счёте и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.

Дидактические игры- обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Так дидактические игры с игрушками и предметами , такие как: «Кука Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Магазин игрушек» помогают закрепить знания посуды, игрушек, активизирует речь. Игра «Новая кукла» учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении; активизирует речь. Настольно- печатные игры, например: «Парные картинки», «Домино», «Лото», «Чьи детки?» формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т.п., т.е. употребляют глаголы. В играх: «Больше- меньше», «Кто скорее соберёт?», «Чудесный мешочек» дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.

И так, дидактические игры- это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря, развития активной речи детей раннего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушки, природным материалом), настольно- печатные и словесные игры.

  1. Формировать и обогащать словарь детей.

В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их.

Читайте также  Развитие ребенка 9 12 месяцев

Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребёнка широко используем дидактические упражнения. Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.

Обогащают словарь детей и дидактические игры «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл?», «Кто что делает?», «Угадай персонажей сказки», «Назови животных скажи, кто как кричит» и т.д.

Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье.

Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря детей раннего возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные особенности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его значений и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с данным ребёнком.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Безусловно, благоприятное формирование ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Можно сказать, что способность и возможность ребенка усвоить в детстве определенные методы и способы общения являются основными «двигателями» человека на протяжении всей его жизни. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Последний пункт очень важен, потому что именно игра является основным видом деятельности в детском возрасте. Активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем или родителями дидактически направленные игры.

В педагогическом энциклопедическом словаре дидактическая игра определяется как «вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил и фиксированной структуры игровой деятельности». На основании этого ребенок получает определенные знания, пополняет словарный запас, эмоционально окрашивает речь, что улучшает коммуникативные навыки человека, совершенствует его взаимодействие с окружающими людьми. Дидактические игры могут проводиться на вербальной основе (словесно), а также с помощью картинок, игрушек, схем, и других предметов. То есть в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

игры с предметами (игрушками, природным материалом);

Каждый вид обладает собственной уникальностью и значимостью для развития ребенка.

Речь неразрывно связана с мышлением, поэтому у детей должны развиваться мыслительные процессы. Именно для этого необходимы игры с различными предметами. Они знакомят ребенка со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной, размером и качеством; учат сравнивать вещи, устанавливать их сходства и различия. По мере усвоения детьми новых знаний, педагог или родитель усложняет правила игры: ребятам может быть дано задание объединить несколько разных предметов по одному признаку, выбрать какую-либо одну вещь из множества по заданным свойствам и так далее. Предметные игры позволяют узнать окружающий мир, познать многообразие и уникальность объектов.

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Это игры направлены на развитие памяти, логики, запоминания и изучения. Такой вид занятий должен проводиться в каждом детском саде и начальном классе. Я до сих пор помню, как мой воспитатель раскладывал передо мной картинки с изображениями, мне нужно было запомнить их расположение. Через некоторое время я отворачивалась от воспитателя, он убирал одно изображение, а я должна была сказать, какого рисунка не хватает. Важно, чтобы картинка была графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности; своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребёнка. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является закрепление у детей знаний о количественном порядковом счете, о пространственном расположение картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками о их содержании.

Применить полученные знания и умения на практике в наибольшей степени позволяют словесные игры. Обычно такие игры имеют разнонаправленный характер, например, бывают:

игры, развивающие силу голоса и темп речи;

игры, развивающие речевое дыхание;

игры, способствующие развитию понимаемой речи.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, что словесные игры способствуют формированию у ребенка способности понимать речь взрослого. Если первые два вида дидактических игр предполагают развитие речи с помощью изображений, схем, вещей и других наглядных носителей, то словесный метод не использует подобного рода предметы. Детей необходимо учить понимать рассказы взрослого о событиях, связанных с их личным опытом, не сопровождаемые показом предметов, картинок, действий. Например, можно рассказать ребенку о том, что видел, когда шел с работы и вовлечь в процесс рассказывания самих детей, спросить, что они видели, когда гуляли. Таким образом, ребенок начинает осваивать такой метод выражения своих мыслей, как диалог.

Кроме данной задачи, каждая игра словесного метода преследует и другие цели. Некоторые из них приведены в данной таблице:

Цель развития речи

учить называть предмет и его описывать

соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил

«Назови как можно больше предметов»

упражнять детей в чётком произношении слов

учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова

учить детей выделять признаки предмета

закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

«Кто больше действий назовёт»

активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Таким образом, успешное развитие речевого аппарата ребенка предусматривает использование всех видов дидактических игр.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее, от других видов игр. Обязательным компонентом игры являются:

обучающая и воспитывающая задача;

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты.

Мы выяснили, какое место для педагогов в образовательном процессе занимает дидактическая игра, ориентированная на развитие речи обучающихся. Какие мнения о роли речевого развития у воспитателей детского сада «Теремок»? Им был предложен опросник, представленный ниже.

Воспитателям был задан вопрос: “Вы в своей педагогической практике много времени отводите дидактической игре с целью развития речи обучающихся?”

не очень много, но достаточно

только на определенных занятиях

сегодня это никому не нужно

не задумывался над этим

В итоге, 57% педагогов ответило “очень много”, а 43% — не очень много, но достаточно, ни один педагог не указал на бесполезность дидактической игры для развития речи обучающихся. Вывод: воспитатели положительно относятся к дидактическим играм, развивающим речь, и активно используют их в своей педагогической деятельности, не считая игру пустой тратой времени. Данный опрос еще раз подтверждает то, что именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь.

Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, школе, но и дома, в семье. В связи с этим, родителям необходимо играть с детьми в разнообразные дидактические игры: настольные, сюжетные, подвижные. Стать партнером в игре — значит занять место наставника, друга, помощника. Если ребёнок просит поиграть с ним, не нужно отказывать в этом удовольствии. Таким образом, при последовательной и систематической работе и тесном контакте родителей и педагога могут быть достигнуты положительные результаты по формированию и развитию речи у дошкольников и школьников.

Внимательно изучив и проанализировав методическую литературу по теме "развитие речи у детей раннего возраста через дидактические игры" можно сделать вывод, что дидактические игры играют большую роль в формировании словарного запаса и активной речи у детей. Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с данным ребёнком.

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М. Изд. Центр Академии, 1986.

Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие / Л.Н. Павлова. — М.: Мозаика — Синтез, 2000.

Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду : пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Сорокина. — М.: Просвещение, 1982.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: