Развитие ребенка в три года

Особенности развития ребенка в 3 года

Little boy with mother

Особенности возраста трех лет – это, прежде всего, вызовы для взаимо­отношений личности ребенка и окружающих людей. Этот период протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают актив­ность, инициативу ребенка и стремятся во что бы то ни стало сохранить авторитарный тип взаимоотношений.

К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Ребе­нок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрос­лых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущая свое могущество, растущее чувство незави­симости, ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение. К трем годам оформляется сознание «я сам». Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью».

Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в 3 года:

Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили – и не потому, что ему не хочется, а толь­ко потому, что его попросили об этом. Главный мотив, который движет ребенком, – сделать не так, как просят, а наоборот.

Непослушание . Негативизм отличается от непослу­шания. При непослушании ребенок противится содержанию просьбы и не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в дан­ный момент. При непослушании ребенок следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. Негативизм носит социальный характер и адресован человеку, а не содержанию просьбы. Нега­тивизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы.

С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым.

Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Зачастую ро­дители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закре­пляют проявления упрямства и загоняют ребенка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.

Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до это­го определяли его поведение. Это скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше

Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом проявляется его тенденция к самостоятельности.

Протест-бунт проявляется в том, что все поведе­ние ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.

Обесценивание старых привязанностей к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное. Могут потерять ценность еще совсем недавно обожае­мые игрушки, книги, и тогда ребенок может бросать их, рвать, давать им негативные названия.

Деспотизм чаще всего проявляется в семье с един­ственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того по­ложения, которое было в раннем детстве, когда исполня­лись все его желания. Ребенок хочет стать «господином положения»

Ревность. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.

Рекомендации родителям

Старайтесь адекватно реагировать на изменения, проис­ходящие в ребенке:

  1. замените авторитарный стиль взаимодействия с ре­бенком, гипер-опеку на партнерское общение с ним;
  2. предоставляйте ребенку самостоятельность (в раз­умных пределах);
  3. проявляйте мудрость по отношению к вспышкам эмоций и агрессивности;
  4. направляйте агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным образом отложенной, замаскированной или замещенной.

Как дети справляются с возникшими агрессивными чувствами

  1. Враждебность направляется вовне, на других лю­дей или на предмет. Например, ребенок пытается соорудить мост из кубиков, у него не получается, и он разрушает до основания всю конструкцию; либо ребенок обвиняет виновника конфликтной ситуа­ции: «Это ты виноват. Это ты сделал».
  2. Ответственность за агрессию возлагается на самого себя, на себя направлен гнев и карательные санкции в форме самокритики и самообвинений. Это проявляется в переживании ребенком чувства вины, ожидании наказания, опущенной голове, «вялой моторике», репликах: «Это я виноват. Это из-за меня произошло».
  3. Агрессивный аспект подавляется. Этот способ предполагает обесценивание конфликтной ситуации, вызывающей агрессию. Например, ребенок упал, ударился и при этом говорит: «А мне не больно», «Ничего, пройдет»; ребенок, у которого отобрали игрушку, говорит: «А у меня другая игрушка есть»; ребенок, которого не приняли другие дети в игру, говорит: «А я тогда буду играть в другую игру».

Каждый из описанных выше способов совпадания с агрессивными чувствами может быть уместен в определенных ситуациях. Роль родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, что иногда бывают виноваты другие, иногда он сам, а иногда чувства ребенка просто преувеличены. Тогда ребенок получает возможность направлять свою агрессию или гнев в конструктивное русло и получает в свое распоряжение средства для того, чтобы в последующей жизни приемлемым образом регулировать свои агрессивные тенденции.

*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 0 до 3 лет»

Близорукость у годовалого ребенка

мать держит на руках маленького ребенка и смеется вместе с ним

Детская близорукость (миопия, от греч. myo – щурю и ops — глаз) – это одно из распространенных заболеваний зрительной системы у детей. Опасность его заключается не столько в дискомфорте от невозможности нормально видеть, сколько в нарушении нормального развития организма ребенка в целом. До 90% информации об окружающем мире воспринимается нами через органы зрения 1 , поэтому данное заболевание приводит к нарушению связей между глазом и корой головного мозга и, как следствие, неправильному мировосприятию.

В развитии рефракции (преломляющая способность глаза) следует рассматривать два периода – формирование первичной и вторичной рефракции. Формирование первичной рефракции соответствует периоду роста глаза. При этом формируются глаза шаровидной формы, рефракция которых близка к норме. Вторичная рефракция формируется под влиянием неблагоприятных воздействий. Они могут привести к преждевременной остановке роста глаза и формированию гиперметропии. Другой вариант – после физиологической остановки роста глазного яблока его форма изменяется за счет растяжения заднего отдела – формируется миопия.

Наша природа в некотором виде предупредила развитие близорукости, так как в 80% случаев дети рождаются гиперметропами 2 , то есть дальнозоркими. Степень гиперметропии составляет у них 3.0 – 4.0 диоптрии. Поэтому ребенок плохо различает предметы на близком расстоянии, и хорошо видит вдали – это надо учитывать, показывая ему картинки и общаясь с ним в первые месяцы жизни. Гиперметропия у новорожденных связана с маленьким размером глазного яблока, которое у младенцев обычно составляет 17-18 мм. И лучи света, проходя через оптические среды глаза, фокусируются не на сетчатке, а за ней – это естественная возрастная норма, то есть большинство ребят имеет как бы «запас дальнозоркости».

С возрастом глазное яблоко увеличивается, и оптический фокус перемещается на сетчатку, то есть зрение становится нормальным. Однако при рождении разброс рефракции может быть довольно большой – от гиперметропии высокой степени (до 6,0 диоптрий) до миопии. У тех деток, кто от рождения лишен такого «запаса», патология может начать прогрессировать уже в раннем возрасте. Мы чаще всего встречаемся именно с этими двумя формами близорукости – врожденной и приобретенной.

маленькая девочка сидит за столом в очках и задумчиво смотрит в ноутбук

При врожденной близорукости миопическая рефракция связана либо со слишком сильным преломлением оптических сред глаза (как правило, роговицы), либо ребенок рождается сразу с удлиненным глазным яблоком, а это значит, что лучи света не доходят до сетчатки. Это очень опасно, поскольку такое состояние может помешать правильному формированию зрительного анализатора и, как следствие, общему развитию малыша.

При приобретенной близорукости глаз имеет вытянутую форму, и видимые предметы фокусируются не на сетчатке, а перед ней. Вследствие этого ребенку становится сложно рассмотреть объекты, находящиеся на далеком расстоянии. Такой вид близорукости проявляется в основном в раннем школьном возрасте, как правило в 6-12 лет, когда идет интенсивный рост ребенка и часто такую близорукость называют «школьной». Ситуацию усугубляют большие нагрузки на зрительную систему в школе во время занятий, при просмотре телевизора или долгого нахождения перед компьютером или телефоном.

Если болезнь развивается уже в возрасте 1 год или даже ранее, в этом естественно нельзя винить большую зрительную нагрузку в школе, чтение книг или использование электронных гаджетов. Когда заболевание проявляется в таком раннем возрасте, принято говорить о врожденной миопии.

Читайте также  Центр развития ребенка детский сад 7 саранск

Причины появления миопии

Точных причин появления близорукости, объясняющих каждый отдельный случай, не существует. Чаще всего врожденной миопией страдают:

  • недоношенные дети. Это связано с общей слабостью и уязвимостью неокрепшего организма и увеличенной растяжимостью склеры. Как правило, в этом случае близорукость проявляется в течение первого года жизни малыша;
  • при врожденной глаукоме (повышенном внутриглазном давлении);
  • при гипоксии (кислородном голодании плода в утробе матери);
  • в результате перенесенных инфекционных заболеваний во время беременности;
  • при врожденных патологиях развития органов зрения (сетчатки, хрусталика, роговицы и др.);
  • при недостатке питательных веществ, витаминов и микроэлементов при развитии плода;
  • существует и много других факторов, которые могут привести к развитию данной патологии.

Что такое близорукость?

читайте на нашем сайте полезную познавательную статью о миопии: причины, симптомы, разновидности, профилактика, диагностирование и коррекция зрения

Многие специалисты уделяют особое внимание наследственным факторам развития миопии, однако стоит понимать, что генетически передается только предрасположенность, а не сама болезнь. Поэтому всегда есть шанс, что даже у родителей, которые имеют проблемы со зрением, может родиться абсолютно здоровый ребенок – эта вероятность составляет 50%, если оба родителя страдают близорукостью 3 . При наличии миопии только у одного из родителей – вероятность развития близорукости у ребенка составляет уже 30%. Но даже в случае, когда оба родителя имеют хорошее зрение, то по-прежнему есть вероятность появления миопии у ребенка, и равна она 25%.

Запоздалое выявление врождённой близорукости и отсутствие её оптимальной оптической коррекции (очки, контактные линзы) могут уже к первому году жизни вызвать у ребёнка такие заболевания, как рефракционная амблиопия и содружественное косоглазие. Чтобы справиться с такими проблемами, потребуется уже куда больше усилий и времени.

Поэтому ранняя диагностика просто необходима, так как позволяет остановить развитие болезни еще в зачатке.

Обнаружить самостоятельно миопию сразу после рождения практически невозможно, так как зрение малыша слабо развито. В 1 месяц по плану профилактических осмотров ребенок должен быть осмотрен врачом-офтальмологом. Первые признаки отклонения уже после 3-х месяцев может заметить сама мама при условии тщательного наблюдения за поведением ребенка. Первыми тревожными признаками могут быть:

  • блуждающий взгляд, который не фокусируется на одном месте;
  • отсутствие реакции на яркие вещи, игрушки, предметы, которые обычно привлекают маленьких детей и др.;
  • ребенок не интересуется игрушками и обращает внимание только на те, которые ему вкладывают в ручку;
  • с трудом узнает своих родных.

Заметив эти симптомы, малыша надо обязательно показать офтальмологу, который проведет диагностический осмотр, поставит ребенку правильный диагноз, определит степень тяжести заболевания и подберет соответствующее лечение.

очки и буквы проверка зрения

Диагностика ранней близорукости

Обследование ребенка включает:

  • наружный осмотр органов зрения;
  • контроль у ребенка способностей фиксировать взгляд на отдельном предмете (неподвижном и в движении);
  • скиаскопия – определение рефракции (способности глаз к преломлению света);
  • офтальмоскопия – исследование состояния глазного дна и др.

Только после проведения комплекса исследований офтальмолог может выявить данное расстройство, что позволит начать лечение еще на ранней стадии.

В более старшем возрасте родителей должны насторожить следующие состояния:

  • учащенное моргание, постоянное трение глаз;
  • частые жалобы на головную боль;
  • ребенку приходится щуриться или оттягивать уголок глаза, чтобы увидеть предметы вдали;
  • малыш подносит игрушки прямо к лицу или подходит к ним вплотную в попытке рассмотреть.

Учитывая, что миопия может развиться в любом возрасте, важно своевременно обследовать ребенка с первых дней жизни. Предупредить заболевание всегда легче, чем лечить.

Первый осмотр ребенка желательно провести в 1 месяц. Это поможет выявить серьезные врожденные нарушения. Затем по необходимости офтальмолог может назначить осмотр малыша в период от 3 до 6 месяцев для оценки развития глаза. В этот период определяют степень дальнозоркости, что позволяет понять, нет ли у ребенка склонности к близорукости. В 1 год офтальмолог должен посмотреть, как развивается глаз в динамике и сравнить эти данные с теми, что были раньше. Затем обязательный осмотр у офтальмолога в 3 года при отсутствии симптомов миопии с 1года до 3-х лет.

В 3 года дети уже умеют говорить, и можно проверить остроту зрения по таблицам с картинками. Обратите внимание: если у родителей есть близорукость – ребенок попадает в группу риска по развитию этого заболевания и должен проходить осмотры у офтальмолога 1 раз в год (чаще, чем в плане профилактических осмотров).

мать играет с ребенком сидя на полу

Профилактические методы и лечение близорукости у детей от года и старше

Методы лечения такого заболевания, как близорукость, одинаковы в любом возрасте. Главное в этом случае – своевременная диагностика, чтобы предупредить прогрессирование миопии, купировать ее развитие.

Для коррекции зрения назначаются очки и контактные линзы. Многие родители категорически против коррекции зрения в этом возрасте. Но это крайне важно делать именно в раннем возрасте. Если у ребенка врожденная близорукость, это значит, что в мозг поступает искаженная, размытая картинка. То есть не развиваются клетки зрительной коры — участков мозга, которые ответственны за зрение. Во-вторых, если мы вовремя не назначим коррекцию, у ребенка может развиться косоглазие, а лечить его уже значительно сложнее. Поэтому самым важным условием является постоянное использование ребенком очков. Коррекция должна использоваться все время бодрствования ребенка.

Офтальмологи зачастую назначают дополнительно к коррекции зрения аппаратное лечение, но оно не является полностью самостоятельным видом терапии. Его целью являются нормализация тонуса мышц глаза и восстановление неврологических показателей зрительной системы.

К хирургическому вмешательству прибегают только в тех случаях, когда миопия активно прогрессирует и грозит необратимым снижением зрения, применяют склеропластику – укрепление склеральной оболочки глаза. Лазерную коррекцию зрения детям не проводят, как правило, возможно ее сделать только по достижении 18 лет, когда останавливается прогрессирование миопии.

Независимо от того, в каком возрасте обнаружена близорукость, 1 год, 3 или более, основная задача родителей и врачей – остановить развитие болезни. Помните, что только комплексный подход (регулярные осмотры офтальмолога, использование средств коррекции, профилактика и здоровый образ жизни, профессиональное лечение) смогут дать ребенку возможность полноценно развиваться.

Ничто в этой статье не должно быть истолковано как медицинский совет или заменять рекомендации медицинского работника. По конкретным вопросам обращайтесь к своему офтальмологу.

Примечания, литература:
1 Офтальмология: учебник для вузов / Под ред. Е.А. Егорова — 2010. — 240 с.
2 Абрамов В. Г. Основные заболевания глаз в детском возрасте и их клинические особенности. — М.,1993. Стр.61.
3 Мэу-Мэй Ву М. Эдвардс М.. Влияние наличия близоруких родителей: анализ миопии в трех поколениях. Оптометрия и Наука о Зрении. 1999; 76 (6):387-92.
Фото: Shutterstock

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК В 3 ГОДА
статья (младшая группа)

Оськина Татьяна Ивановна

За первые 3 года ребенок достиг многого, частично преодолел первоначальную беспомощность и полную зависимость от родителей.

Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не корявый односложный разговор, а связные предложения с изменением слов по падежам и склонениям. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них 500-600 слов. Однако не все дети разговаривают свободно, многие не выговаривают шипящие звуки и звук [р]. Обязательные же речевые навыки состоят в следующем:

  • правильно произносит свое имя и фамилию, имена родителей и близких людей;
  • составляет предложения из пяти и более слов, правильно используя предлоги;
  • предложения состоят в основном из существительных, местоимений и глаголов;
  • запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти, пересказывает недлинную прозу;
  • легко узнает и называет знакомые ему предметы;
  • составляет рассказ по картинке, используя до 5 простых предложений;
  • употребляет в разговоре слова в единственном и во множественном числе;
  • знает многие прилагательные, но в речи использует редко, чаще употребляет их отдельно, характеризуя предмет или явление;
  • различает антонимы и правильно использует их (большой – маленький, высокий – низкий);
  • ведет диалог, связно отвечает на вопросы.

В этом возрасте у некоторых детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всех предметах и явлениях, которые встречаются на

их пути. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность малыша. С ребенком нужно много разговаривать, читать книги, учить стихи и тексты песен. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, используя слова из категории восприятия (понравилось, запомнил, увидел, почувствовал). Все это отлично развивает речь, обогащает словарный и понятийный запас.

Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:

Составляет несложные логические цепочки, основываясь на собственных наблюдениях и рассказах взрослых. Так, он вполне способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.

  1. Сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия, группирует их по общему признаку. Умеет выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.
  2. Вспоминает события недавнего прошлого, рассказывает о том, что произошло несколько дней назад.
  3. Собирает пазлы, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Из кубиков составляет башенку, стараясь ставить их ровно.
  4. Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах.
  5. Знает до 10 цветов, различает их и сам называет, знает и различает основные геометрические фигуры, понятия времен года, названия овощей, фруктов, цветов и прочее.
  6. Сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру – от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку.
Читайте также  Развивающие игрушки и материалы для детей

Ребенок в 3 года уже принимает довольно сложные решения и пытается объяснить свои действия. Это время, когда особое внимание нужно уделить творческому развитию: вместе лепить из пластилина, рисовать, делать поделки из природных материалов. Это развивает не только мышление и творческий потенциал, но и мелкую моторику.

Специалисты советуют развивать моторику ребенка вплоть до школьного возраста, ведь именно от этого зависит четкость движений, даже то, насколько правильно он будет держать ручку при письме. В 3 года ребенок должен уметь выполнять следующее:

  • легко собирать по одной бусинке, горошине и другому мелкому предмету;
  • надевать бусины на нитку;
  • лепить шарики из пластилина;
  • резать бумагу ножницами;
  • собирать мозаику.

Для развития мелкой моторики существуют специальные упражнения и игры, позволяющие совершенствовать двигательные навыки. Поможет пальчиковая гимнастика, которая выполняется ежедневно во время занятий или перед ними.

Ребенок в 3 года стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается завязать шнурки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнить самостоятельно:

  • сам уверенно одевается, некоторые даже могут различать правую и левую ноги, переднюю и заднюю сторону в одежде;
  • знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
  • расстегивает и застегивает пуговицы на одежде, складывает в шкаф вещи;
  • убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
  • самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются вилкой;
  • использует по назначению носовой платок, вытирает испачканное лицо салфеткой;
  • моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
  • снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.

Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.

Трехлетние дети очень активны и подвижны. Координация уже полностью развита, малыш свободно контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:

  • уверенно и быстро бегает;
  • играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
  • легко поднимается и спускается по лестнице, в том числе вертикальной, чередуя ноги, более развитые физически дети могут перескакивать через ступеньки;
  • сам забирается на горку и скатывается с нее;
  • держит равновесие, стоя на носочках, может пройти так достаточно большое расстояние;
  • ходит задом наперед;
  • ездит на трехколесном велосипеде;
  • держит равновесие и прыгает на одной ноге;
  • кувыркается вперед и назад.

Переполняющую малыша энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически. Очень хорошей тренировкой двигательных функций и координации является плавание. Делать это необходимо под руководством опытного инструктора.

Познавательное, интеллектуальное и эмоциональное развитие

Психические процессы: внимание, память и мышление – к 3 годам уже хорошо развиты. Малыш неплохо ориентируется в пространстве, может показать дорогу к магазину или детской площадке. Он уже способен концентрировать внимание на одном занятии до 5 минут, что можно использовать в обучающих играх, направленных на описание последовательности действий, изображенных на картинке, или описание рисунка по памяти.

Рассказывая о событиях дня, кроха приукрашает реальность. Иногда это воспринимается взрослыми как ложь, однако это лишь проявление фантазии, которая к этому времени начинает развиваться.

Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность, отстоять свое мнение, которое часто оказывается противоположным мнению родителей. С этим же связана замена местоимения «мы» на «я»: «я пойду», «я сделаю».

Психологи говорят о кризисе трех лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей. Это своеобразная попытка отстоять появившуюся точку зрения. Очень важно не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс в отношениях, иначе доверие и взаимопонимание можно потерять, вызвав агрессию.

Навыки социального общения

Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка все большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь все больше стремится быть в кругу сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте же 3 лет они начинают играть вместе, делясь игрушками, с удовольствием осваивая совместные ролевые игры:

  • ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры коллективным;
  • воспринимает и подчиняется правилам определенной игры;
  • во время игры видит и понимает опасность, может предотвратить ее;
  • в общении с окружающими употребляет слова «спасибо» и «пожалуйста», «здравствуйте» и «до свидания».

Перечисленные умения и навыки – результат познавательных и развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками. День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными и тактильными ощущениями. Однако не стоит переусердствовать, иначе не избежать перевозбуждения и плохого сна. Режим для малыша все еще очень важен, а активные игры к концу дня желательно сменять спокойными, не оставляя без

Календарь развития ребенка: кризис 3 лет

Календарь развития ребенка: кризис 3 лет

Сложный рубеж одного года миновал, бессонных ночей стало меньше, вы научились понимать малыша с полужеста? Поздравляем! Из молодого родителя вы постепенно превращаетесь в родителя «со стажем воспитания».

Важный период взросления вашего малыша – это известный «кризис 3 лет». Именно в этом возрасте начинает проявляться личность ребенка. Порою такие изменения сопровождаются криками, истериками и даже агрессией. Родители в растерянности начинают задавать вопросы психологам: что делать, если малыш стал совершенно неуправляемым?

Отсутствие послушания в три года – норма для большинства детей. Значение имеет ваша правильная реакция на капризы ребенка, – считает Ирина Григорьева, семейный психолог и эксперт сайта Я – Родитель.

Развитие малыша в 3 года

Трехлетний малыш – уже маленький человек: он достаточно автономен, самостоятельно играет в комнате и со сверстниками в садике, помогает вам застегивать пуговицы на кофточке, завязывать шнурки и застегивать молнию на куртке.

Ребенок в три года уже обладает следующими навыками:

  • умеет ясно излагать свои мысли;
  • имеет обширный словарный запас;
  • легко запоминает новые слова;
  • может начать и поддержать диалог;
  • знает, что такое «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо»;
  • знаком с базовым счетом и может назвать цвета одежды;
  • малыш осознает свою половую принадлежность;
  • может слепить поделку, самостоятельно одеться, соединить точки на бумаге линиями, что говорит о сформированной мелкой моторики.

Почему ребенок 3 лет устраивает «бунт»?

В период кризиса трех лет у малышей обостряется чувство собственного достоинства. Некоторые психологи называют этот период «Я сам(а)».

Поэтому любое проявление родительского контроля, ранее считающееся нормой для ребенка, теперь перестает ей быть. Малыш начинает рушить все правила. Выражается это по-разному: от желания самостоятельно одеться до отказа идти в детский сад или ложиться спать.

Очень часто кризис сопровождается упрямым желанием добиться своего любой ценой, в том числе с применением капризов и истерик.

Как быть, если ваш ребенок переживает кризис трех лет?

Кризис 3 лет: рекомендации психолога

Самое главное правило «кризиса трех лет» – поощряйте самостоятельность ребенка. Подробнее об этой и других рекомендациях для родителей детей трех лет вы можете прочесть в статье «Как справиться с кризисом трех лет у ребенка»

Как справиться с кризисом трех лет у ребенка

Но что делать, если эти правила не помогают, и малыш все больше испытывает ваши нервы на прочность?

Как прекратить истерику

Чтобы предотвратить истерики, родителям необходимо выполнить лишь четыре пункта:

  1. Установить в семье четкие правила
  2. Сообщить о них ребенку
  3. Выработать при необходимости систему учета сроков
  4. Строго следовать правилам

Например, если вы установили, что мультфильмы можно смотреть не более часа в день, не стоит делать исключения в будущем. То же самое касается отхода ко сну и других спорных моментов. Можно объяснить ребенку, как работает таймер, или часы, и использовать их. Так он лучше будет понимать, что время, отведенное для развлечений или бодрствования, заканчивается.

Если ребенок все равно «требует своего» криком и плачем, можно воспользоваться тремя нехитрыми приемами:

  1. Уведите ребенка в безлюдное место в том случае, если он раскричался у всех на глазах. Здесь работает правило – чем больше посторонних, тем ярче может быть «театральное представление».
  2. Чтобы прекратить истерику, сделайте что-то необычное: например, начните говорить шепотом или рассмейтесь. От неожиданности малыш на время успокоится, и вы сможете спокойно донести ему свою мысль.
  3. Обозначьте эмоции малыша словами: «Сейчас ты злишься», «Ты плачешь, потому, что тебе обидно». Сочувствуйте ребенку по поводу всего, что он испытывает: «Я знаю, как можно расстроиться из-за того, что нужно идти в детский сад/ рано вставать/ рано ложиться спать».
Читайте также  Развивающие мультфильмы детей машинами

Как правильно запрещать ребенку 3 лет

Как правильно запрещать ребенку 3 лет

Запреты «нет» и «нельзя» в этом возрасте воспринимаются особенно болезненно: вы ограничиваете свободу, не давая ребенку выбора. Малыш делает вывод, что мама и папа его не любят.

Однако часто случается, что запретов избежать невозможно. Как правильно устанавливать границы?

Обозначьте, что проблема – не сами эмоции, а поведение ребенка: «Это нормально, что тебя злит, когда я заставляю тебя рано вставать. Меня бы тоже это злило».

Поставьте ограничения, касающиеся поведения малыша: «Ты можешь злиться, когда Коля берет твою игрушку, но бить его за это – неправильно».

Наконец, используйте принцип «от обратного»: рассказывайте ребенку о том, какое поведение вы ожидаете, что будет для него безопаснее.

Как справиться с ревностью ребенка?

Около трех лет у детей просыпается интерес к противоположному полу: ребенок первый раз осознает свою гендерную принадлежность. Одним из проявлений «кризиса трех лет» может быть ревность к родителю одного с ребенком пола.

Ревность – это почти всегда недостаток внимания того родителя, которого ребенок ревнует. В этом случае родителю следует уделять малышу больше времени, играть с ним.

Мамам и папам полезно рассказывать ребенку о правильных ролях в семье и о том, чем отношения между родителями отличаются от отношений между мамой и ребенком, папой и ребенком.

Если у вас все еще остались вопросы по воспитанию трехлетки, вы можете их задать нашим экспертам в разделе «Консультация психолога»

Справиться с кризисом трех лет будет проще, если вы узнаете, какой темперамент у вашего ребенка.
УЗНАТЬ!

Ирина Григорьева
Психолог, психотерапевт. Магистр психологии.
Стаж работ психологом более 5 лет.
Основная специализация: экстремальный психолог, педагог-психолог, коррекционный психолог.
Сертифицированный специалист в области экстремальной психологии, арт-терапии, рилив-терапии, тренинговой работы.
Консультант Психологических центров «Искусство гармонии»
Эксперт сайта «Я – Родитель»

Ребенок в 3 года что должен уметь и знать

Ребенок в 3 года что должен уметь и знать

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года памятка для родителей

Вашему малышу 3 года, тогда он готов к небольшой «независимости». Ведь по мере того, как ваш 3-летний ребенок растет, он больше узнает о своем теле и о том, как им управлять.

В течении этого года малыши приобретут следующие навыки:

  • большинство детей смогут ходить по линии, балансировать на низкому парапету, прыгать или скакать, идти назад. Крутить трехколесный велосипед, ловить большой мяч и прыгать двумя ногами
  • к 3 годам дети обычно моют и сушат руки, одеваются с небольшой помощью взрослых и переворачивают страницы в книге. Большинство деток могут держать ручку или карандаш пальцами, а не кулаком
  • некоторые 3-летние дети уже приучены или готовы обучаться горшку.
Совет для родителей

Да, со всем этим бегом, скалолазанием, прыжками и безостановочным движением может быть трудно справиться. Даже заманчиво сказать вашему 3-летнему ребенку «стой на месте», но сейчас важно дать детям свободу бегать, лазать и прыгать. Трехлеткам необходимо практиковаться в своих физических навыках для улучшения равновесия и координации.

Эмоциональное развитие детей 3 лет

Приступы гнева примерно в этом возрасте достигают пика. Ваш ребенок учится самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями. Таким образом, даже если ваш 3-летний подросток может настаивать на независимости, предоставьте ему возможность побороться с мелкими разочарованиями самостоятельно.

Некоторым 3-летним детям трудно разлучиться со своими родителями. Поэтому ваш ребенок может плакать, когда вы бросаете его в саду или он грустит по поводу вашего временного отсутствия. Дайте ему возможность адаптироваться к новым ситуациям.

Малыш уже понимает эмоции, как свои, так и чужие. Ваш ребенок использует простые выражения, такие как «Я злой!», «Мне грустно!» или «Я счастлив!», чтобы вы понимали, что он чувствуют.

что чувствует малыш

эмоции чувства людей

Совет для родителей

Используйте в своих повседневных разговорах с ребенком слова чувств: грустные, счастливые, восхищения, изумления. Наращивание эмоционального словарного запаса вашего ребенка помогайте вашему ребенку научиться использовать свои собственные слова для самовыражения.

Социальное развитие трехлеток

К третьему дню рождения вашего ребенка вы можете заметить изменения в том, как он взаимодействуют с другими детьми. Наступает момент, когда многие дети начинают переходить от параллельной игры (где дети играют сами по себе, но рядом друг с другом) к групповой или интерактивной игре (где они на самом деле играют с другими). Это означает, что им также понадобится некоторая помощь, чтобы научиться ориентироваться в таких отношениях.

3-летние дети могут начать заводить настоящие дружеские отношения с новыми друзьями (а иногда и воображаемыми). Дошкольники находятся под влиянием вещей, которые они любят. Поэтому они часто копируют своих любимых персонажей из мультфильмов или книжек.

Детки начинают проявлять сочувствие, когда другой человек расстроен, они могут даже попытаться утешить человека. Демонстрирует привязанность к другим самостоятельно (без вашего предложения обнять друга).

Совет для родителей

Ваш ребенок начнет понимать разницу между «моим», «чужим». Вы можете увидеть, как малыш пытается поделиться с друзьями. Полезно будет дать ребенку разобраться чья вещь самостоятельно. Но если кто-то проявляет агрессию, вмешайтесь и исправьте ситуацию.

что должен уметь и знать ребенок в 3 года

что должен уметь ребенок в 3 года

Умственное развитие детей 3 лет

Умственное развитие трехлетнего ребенка — это не только изучение алфавита или умение считать. Малыш охватывает весь учебный процесс, поглощает информацию через задавание многочисленных вопросов.

Большинство 3-летних похожи на губки и впитывают все вокруг. Как родитель, помогите им узнать, что делать с этой информацией. Поскольку они теперь могут сидеть неподвижно и сосредоточиться в течение более длительного периода времени, чем двухлетки.

По мере того, как они развивают свою память и начинают больше понимать мир вокруг себя, вам следует ожидать много вопросов. Порой вы поймаете себя на мысли, что не знаете, что и как ответить. Постарайтесь быть терпеливыми с постоянными вопросами вашего ребенка, потому что это их способ узнать больше о мире.

Речевое развитие

У вашего малыша должно быть около 500 слов в словесном арсенале. Вероятно, они понимают гораздо больше.

Ваш ребенок должен не только говорить простыми предложениями, но и усложнять их с каждым днем.

Что должен уметь ребенок в 3 года:

  • Называть свое имя, пол, возраст, выполнять задания типа: положи кубик возле коробки, принеси чашку.
  • Говоря, рассказывать о своих впечатлениях и мыслях
  • Понимать несложные сюжетные картины
  • В речи появляются звуки: фь, вь, с, з, хь, л, ч, щ
  • Называть цвета, форму предметов
  • Обобщать предложения из 3 и более слов, использовать множественное число существительных и глаголов
  • В речи употреблять союзы, предлоги
  • Выполнять двухтсупенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать»

Игровая активность малышей

Как отмечалось выше, вместо того, чтобы участвовать в параллельной игре, ваш 3-летний ребенок может начать играть вместе с другими детьми и развивать дружеские отношения. В этом возрасте дети могут начать меняться, поэтому вы можете заметить, как ваш ребенок начинает играть в простые игры или занятия, требующие от него терпения (кубики, конструктор, пазлы, мозаика).

Малыш любит слушать книги и может даже попытаться «прочитать» их самостоятельно.

Совет для родителей

Чтобы помочь вашему ребенку продолжать улучшать свое языковое развитие, постоянно вовлекайте его в разговоры. Отвечайте на вопросы (их будет много!) И задавайте несколько своих. Читайте книги и рассказывайте о персонажах и истории.

Нужно ли беспокоиться? И когда начинать?

Все 3-летние дети развиваются с разной скоростью. Часто дети, которые немного отстают, догоняют своих сверстников в ближайшем будущем.

В современном мире существуют Центры раннего развития детей, в которых занимаются диагностикой, профилактикой, коррекцией, лечением различных психологических заболеваний детей.

Советуем обратиться к специалистам, если у вашего 3-летнего ребенка есть какой-либо из этих признаков:

  • Имеет очень нечеткую речь
  • Не играет с простыми игрушками (такие как кубики, простые головоломки, карандаши)
  • Не говорит простые предложения
  • Не понимает простые инструкции
  • Не увлекается ролевыми играми
  • Не хочет играть с другими детьми или с игрушками
  • Не реагирует на зрительный контакт
  • Много падает или плохо ходит по лестнице
  • Теряет навыки, которые уже приобрел

Имейте в виду, что каждый ребенок уникален, и ваш ребенок может не преодолеть этого и к 5 годам, а время будет потеряно и быстрого, качественного результата достичь будет труднее.
Наш центр «Веселые эльфы» специализируется на раннем развитии детей 2,5-7 лет. Особое внимание уделяется особенным детям с отклонениями в развитии (ЗПР, ЗРР, алалия, синдром дауна). Специалисты проведут диагностику развития малыша, определят степень соответствия возрастным показателям, предложат варианты коррекции и лечения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: