Развитие ребенка дошкольного возраста кризис 7 лет

Возрастная психология кризиса 7 лет у ребенка

кризис 7 лет у ребенка

7 лет – весьма сложный возраст для ребенка. Это очередная ступень развития, изменение социального статуса, увеличение ответственности, нагрузки и ожиданий от родителей.

Основные проблемы, связанные с этим возрастом, возникают из-за новых правил поведения в обществе. Как понять, что у ребенка наступил кризис, как вести себя родителям? Рассмотрим данные вопросы.

Понятие кризиса 7 лет

Многие родители считают, что хорошо осведомлены о том, что происходит с их ребенком в семилетнем возрасте, и списывают тревожные звоночки на адаптацию к учебе. Однако в этот момент легко упустить зарождающиеся особенности психики и психологии ребенка, которые впоследствии могут вылиться в очень серьезные проблемы.

Итак, кризис 7 лет у ребенка – это переходный период в развитии психики ребенка, связанный с новыми обязанностями, новой нагрузкой и новыми требованиями, которые предъявляют взрослые. Это серьезное испытание для неокрепшей психики. Ребенок словно «выбивается» из-под контроля, перестает слушаться, словно проверяя границы дозволенного.

В этом возрасте у ребенка происходит осознание своего собственного «я», своей личности, и попытки понять, каково место этой личности в окружающем мире. Начинается осознание не только физической, но и психической оболочки. Возникают первые осознанные конфликты с обществом, первые нестыковки внешнего и внутреннего мира. Эти противоречия требуют решений, поскольку самостоятельно ребенок зачастую не может с ними справиться в силу незрелости психики и отсутствия жизненного опыта.

Симптомы

Симптоматику кризиса можно условно разделить на две части – предкризис и кризис. Предкризисные симптомы включают в себя повышенную раздражительность, утомляемость, эмоциональную лабильность. Непосредственно кризис включает в себя все предыдущие, а также к ним подключаются новые, такие как симптом «горькой конфеты», демонстративное поведение, повышенная импульсивность.

Однако у кризиса присутствуют и положительная симптоматика: повышенный интерес к общению со взрослыми, появление хобби, желание взять на себя новые, «взрослые» обязанности. Задача родителей в этот период направить желания ребенка в нужное русло.

Как проявляетсяпонятие

Рассмотрим проявление симптоматики подробнее. Начало кризиса обычно проявляется в старшем дошкольном возрасте. Первые его симптомы, такие, как, к примеру, повышенная раздражительность, проявляются в капризности, плаксивости, требовании повышенного внимания.

Эмоциональная лабильность связана с тем, что ребенок с трудом управляет чувствами, и это опять-таки проявляется чрезмерной плаксивостью, чувствительностью, либо же наоборот – несдержанностью смеха, гиперактивностью.

Симптом «горькой конфеты» заключается в скрытии собственных эмоций. Ребенок может чувствовать себя некомфортно, однако скрывает это от родителей, делая вид, что все в порядке. Он замыкается в себе, уходит в собственные переживания, но не демонстрирует этого. Если упустить данный момент, подрывается доверие ребенка к родителям – он начинает считать, что ему никто не сможет помочь. Отсюда проявляется непослушание, неуправляемость, конфликты с родителями.

Изменяется поведение ребенка. Дети становятся манерными, вычурными, утрируют события. Желая казаться более значимыми, начинают придумывать несуществующие события, примерять на себя новые роли. Здесь могут проявиться и так называемые «выдуманные друзья». Также ребенок начинает обращать внимание на свой внешний вид – он больше не хочет выглядеть маленьким, стремится быть похожим на взрослых. Если в этом возрасте появляются кумиры, проявляется и стремление выглядеть так же, как они. Чтобы избежать негативных моментов и появления вредных привычек в этом возрасте, родителям стоит следить за контентом, с которым знакомится ребенок.

симптомы

Теряется детская непосредственность и наивность. Дети начинают обдумывать свои действия и свои ответы взрослому. Здесь легко можно перепутать желание ребенка скрыть, соврать, слукавить, с простым обдумыванием.

Школьник начинает задумываться о последствиях своих слов и действий. Это связано с переживанием конфликта между желаемым и действительным.

Появляется целенаправленное непослушание, вопросы «почему я должен это делать». Привычные обязанности подвергаются сомнению, проявляется хитрость, обесцениваются идеалы. Все просьбы оспариваются, иногда ребенок пытается ускользнуть от них. В действиях обнаруживается целенаправленность – обзывает сверстников, младших или старших не для передразнивания, а для того, чтобы причинить боль. Нарушаются запреты («почему нельзя, если я могу»), появляется жестокость.

У кризиса есть и положительные стороны: повышенный интерес к общению со взрослыми, появление интересов и хобби. Дети начинают открыто интересоваться историями из жизни, особенностями домашнего хозяйства, демонстрируют рассудительность, поддерживают беседы. Если прежде игры были таковыми просто из интереса и веселья, то хобби – это осознанный выбор, а не простая игра, которую можно бросить, когда надоест.

Наблюдаются в этот период и гендерные особенности. Девочки обычно сложнее переживают этот период. Прилежная в детском саду и начале школы ученица может начать закатывать истерики, отказываться делать уроки, изводить родителей капризами. Может начаться соперничество за внимание учителя. Кроме того, начинает формироваться интерес к противоположному полу, а в связи с этим образуются конфликты с одноклассницами за внимание симпатичного мальчика.

Мальчики же стремятся доказать самим себе и окружающими, что они самые смелые, самые сильные, и вообще самые лучшие. Отсюда появляется агрессия (в том числе и к девочкам – стоит вспомнить дергание за косички, обзывки и насмешки), соперничество, невинные шалости перестают быть таковыми. Мальчиков интересует все вокруг, они стремятся доказать важность своего мнения в любом вопросе, отстаивают свою позицию до конца. Начинаются и проблемы с учебой из-за сниженной концентрации внимания, повышенной физической активности, неусидчивости.

что делать родителямКак вести себя родителям

Родителям следует помнить, что проявление кризиса – не болезнь, не особенность именно их ребенка.

Это проходят абсолютно все дети, так формируется психика, адекватная самооценка, самоуважение, осознание собственной личности.

Происходит пересмотр прошлых ценностей, постройка новых идеалов, осознанная установка целей.

В первую очередь, стоит помнить, что кризис – временное явление, он пройдет, его нужно переждать. Но и сидеть сложа руки не следует. Также стоит принять факт взросления чада. Ребенок – не собственность родителей и не послушная кукла, это личность со своими потребностями, желаниями, внутренними конфликтами, интересами. Хочется родителям того, или нет, но малыш взрослеет, происходят изменения как на физиологическом, так и на психическом уровнях.

Главная задача родителей в этот период – постараться помочь ребенку преодолеть его, смягчить последствия, направить инициативу и интересы в нужное русло. В этом возрасте дети еще не в состоянии справиться с переживаниями самостоятельно, но и перебарщивать с заботой не следует. Не нужно пытаться сделать все за ребенка.

Приказной тон, назидания и наказания практически не имеют эффективности. Навязывание, нравоучения, требования не приведут ни к чему хорошему. Необходимо объяснять, рассуждать, убеждать ребенка. Объяснения «потому что так надо» не сработают и легко разобьются о детское «надо кому?» или «а мне не надо». Необходимо давать ребенку самостоятельность, ненавязчиво выяснять причину неприятных моментов.

Все попытки заставить лишь «сломают» развитие чада. Взрослые должны быть поддержкой и опорой. Стоит уступать в мелочах, но и не пускать все на самотек.

Полезное видео

Рекомендации по преодолению кризиса

Кризис проходит, но влечет за собой долговременные последствия. Чтобы избежать негативных и задать нужный тон на будущее, а также избежать психологических травм, психологи рекомендуют следующее:

  • заменить приказы и требования на просьбы с обоснованной аргументацией. Например, ребенок отказывается выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что он уже все знает. На самом деле школьник может бояться сделать ошибку. Стоит предложить ему сделать задание вместе или напомнить, что повторение – мать учения;
  • соблюдать установленные правила. Взрослые – самый основной пример. И если мама или папа запрещают использовать «нехорошие слова», а сами в то же время позволяют себе через слово ругаться матом, то у ребенка возникнет закономерный вопрос – почему вам можно, а мне – нельзя?
  • уделять больше внимания, вместе гулять, направить энергию в нужное русло;
  • позволить учиться на собственных ошибках – к примеру, ребенок не хочет ложиться спать вовремя. Нужно позволить ему лечь тогда, когда он хочет, и позволить ощутить последствия недосыпа. Важно после акцентировать на этом внимание. Так формируются причинно-следственные связи;
  • уважать мнение ребенка, выслушивать его, общаться. Это одно из самых важных правил, которые позволят легко преодолеть кризис. Ребенок должен чувствовать себя важным, а не игрушкой в руках взрослых.

Заключение

Успешно пережитый кризис – залог правильных паттернов поведения. Формируется правильное, положительное и ответственное отношение к труду и обучению, осознаются социальные роли, закладываются правила поведения в обществе. Если же этот период упустить или подойти к нему неправильно, теряется интерес к учебе, развивается низкая самооценка, внутренние комплексы, социальная дезадаптация. Ребенок теряет доверие и связь с родителями. Именно в этот период может стать началом последующего девиантного поведения, которое может в будущем привести к трагическим последствиям.

Кризис 7 лет: что делать с маленьким упрямцем?

Baby.ru

В возрасте 7 лет происходит активный скачок в развитии мозга, а точнее его лобных долей, отвечающих за мышление и сознание. В поведении ребенка появляется произвольность внимания, способность анализировать информацию и усваивать правила.

Основные причины кризиса 7 лет у ребенка

Примерно к 8 годам мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. Формируется психологическая готовность к школе. Именно в этом возрасте большинство детей начинают посещать школу. Серьезные изменения происходят и в личности самого ребенка: осознание своих внутренних переживаний. Рост самосознания приводит к желанию отстаивать свои права через споры и негативизм.

НА ЗАМЕТКУ

Несмотря на часто встречающуюся цифру 7, кризис школьного возраста может проявиться в промежутке от 6 до 8 лет – все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Основные проявления, по которым можно узнать кризис

Как же понять, что пресловутый кризис наступил? К проявлениям переходного периода относятся:

  • манерность в поведении;
  • грубость по отношению к взрослым;
  • спор по любому поводу;
  • отказ от игрушек и всего «детского»;
  • попытки казаться взрослее;
  • нежелание делиться своими переживаниями.

Важные для ребенка психологические изменения

Психологические изменения у ребенка во время кризиса 7 лет

Формирование самооценки

У ребенка появляется умение обобщать информацию о себе самом и своих умениях. Например, если дошкольник, рисует для своего удовольствия, то школьник уже анализирует результаты труда. Каждый раз получая «некрасивый» рисунок, он делает вывод о том, что рисование – это не его сильная сторона, и бросает занятие. В этот период дети особенно чувствительны к критике.

ВАЖНО

Поддержите ребенка в этот непростой для него период. Вместе с ним подберите деятельность, в которой он сможет быть успешен.

Рост самосознания

С переходом в школу у ребенка появляются новые обязанности, которые дают ему ощущение взрослости. Возникает желание отказаться от всего «детского» (игрушек, общения с младшими и др.). Новый статус школьника рождает искушение проверить границы дозволенного. А вдруг теперь можно все? Чадо может заявить, что он уже взрослый, поэтому ему можно поздно ложиться спать или смотреть взрослые фильмы, как это делают мама с папой. Необходимо соблюсти баланс. Предоставьте ребенку новые права, но сохраните при этом разумные ограничения.

Читайте также  Речевое развитие детей обучение грамоте

Развитие эмоционального интеллекта

Ребенок начинает лучше понимать и контролировать свои переживания. Исчезает детская непосредственность в проявлении эмоций. Если раньше ребенок начинал плакать, как только его обижали, то теперь он начинает размышлять, не засмеют ли его за эти слезы, что позволяет ему сдержаться. Ориентация ребенка на то, как ведут себя взрослые в той или иной ситуации, также меняет проявление эмоций. Появляется наигранность. Дети не просто переживают различные чувства, а «играют» в них, копируя окружающих.

ВАЖНО

Реагируйте на поведение ребенка спокойно и естественно, не делая на нем акцента. Обсудите вместе причины его поступков – он обязательно оценит вашу поддержку.

Практические советы родителям.

Очевидно, что изменения, происходящие в ребенке в период кризиса 7 лет, имеют большое значение для его развития. Нежелание их принимать может негативно отразиться на личности ребенка и формирования его социальных навыков.

Чем можно помочь ребенку при кризисе 7 лет

Чем можно помочь:

1. Будьте на одной стороне с ребенком, вне зависимости от оценок и комментариев учителей. Школа закончится, а ваши отношения останутся на всю жизнь.

2. Уважайте личность ребенка. Взрослеющий ребенок нуждается в вашей поддержке для формирования адекватной самооценки. Постарайтесь избегать детских прозвищ, насмешек или шуток в его адрес.

3. Спрашивайте мнение и советуйтесь. Так вы не только лучше поймете ребенка, но и подчеркнете его значимость. Например, обсуждайте совместные планы на выходные или меню обеда/ужина.

4. Составьте список прав и обязанностей. Обсудите вместе с ребенком, какие привилегии он хотел бы получить, а также его обязанности.

НА ЗАМЕТКУ

«Самые большие и ценные подарки, которые мы можем дать своим детям, — это корни ответственности и крылья независимости».

Денис Уэйтли

5. Предоставьте ребенку самостоятельность в тех делах, с которыми он может справиться по возрасту. Не вмешивайтесь в их исполнение, позвольте ему проявить инициативу и самоконтроль в реализации. Например, поход в магазин или уход за домашним питомцем.

6. Делитесь своими эмоциями и тем, как вы с ними справляетесь. Это поможет ребенку не только быстрее понять свои переживания, но и научиться понимать окружающих.

7. Заботьтесь о своем душевном спокойствии. Любой кризисный период требует больших ресурсов со стороны родителей. Организуйте себе качественный отдых, в том числе и от ребенка, чтобы восстановиться и спокойнее реагировать на его поступки.

Ради чего все это?

Возможно, в периоды сильного раздражения вы зададите себе этот вопрос. Ответ очевиден: вырастить счастливого гармоничного человека. В минуты усталости представляйте своего ребенка выросшим и реализовавшим свой потенциал. Посмотрите ему в глаза и почувствуйте радость!

Видео

1. How to Successfully Survive the 7-Year-old Crisis, сайт

2. “Mаma, I am a big now”: how does the 7-year-old child crisis manifest itself сайт

Кризис семи лет

Кризис семи лет

Кризис семи лет – этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности. Диагностика выполняется психологом, детским психиатром. Используется метод беседы, наблюдения, рисуночные тесты. В лечении ребенок не нуждается. В рамках психологического консультирования родителям дают рекомендации об изменении отношений, поведения с целью коррекции негативных кризисных симптомов.

Кризис семи лет

Общие сведения

Взрослея и развиваясь, ребенок переживает стабильные и кризисные периоды. Первые отличаются спокойным течением, постепенным усовершенствованием имеющихся способностей. Кризис сопровождается качественными изменениями психики, затрагивающими личность, социальные отношения. У семилетних детей игровая деятельность сменяется учебной, расширяется круг общения, формируется социальная роль – ученик. Признаки кризиса – непослушание, упрямство, раздражительность – проявляются с 5 до 8 лет. Продолжительность переходного этапа составляет 6-9 месяцев. К завершению формируется «внутренняя позиция школьника», представление ребенка о социальной роли (ожиданиях, отношениях, деятельности).

Кризис семи лет

Причины кризиса семи лет

Кризис семи лет совпадает с началом школьного обучения – внутренние изменения психики сопровождаются сменой социальной ситуации развития. Ребенок испытывает потребность осваивать социальные роли, значимую в обществе деятельность (учебу). На начальном этапе важны внешние атрибуты «взрослости». Малыш отстаивает право выбирать, самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения. Содержание, смысл поступков остаются скрытыми. Отсутствует понимание ответственности, последствий, возникают конфликтные ситуации с учителями, родителями.

Вторая особенность кризисного периода – необходимость принять правила, запреты, права, обязанности ученика. Исследование границ дозволенного выполняется «методом проб» – ребенок игнорирует, отрицает, противостоит требованиям взрослых. Выраженность симптомов кризиса зависит от психологических особенностей членов семьи, методов воспитания. Кризис остро переживается возбудимыми детьми, при гиперопеке и авторитаризме матери, отца. Третья особенность – освоение новой роли сопровождается отвержением прежней. Став учеником, ребенок отказывается выполнять привычные дела – играть с младшей сестрой, рано укладываться спать. Разрешение кризиса происходит вместе с освоением содержания (смысла) учебной деятельности, взрослости.

Патогенез

Изменения кризисного этапа имеют физиологическую основу – в 6-7 лет активно развиваются лобные доли коры больших полушарий, отвечающие за произвольность: умение планировать, контролировать выполнение действий, прогнозировать последствия. Сохраняется подвижность процессов возбуждения-торможения, проявляющаяся непоседливостью, гиперактивностью, эмоциональной лабильностью. На уровне психики происходят следующие изменения: переживания становятся осмысленными, обобщаются, образ «Я» разделяется на внутренний (самооценка) и внешний (оценка окружающими). Ребенок выстраивает собственную систему ценностей, дифференцирует «плохо» – «хорошо», «правильно» – «неправильно». Происходит становление представления о себе как о личности в социуме. Активно осваиваются ролевые отношения с педагогами, сверстниками. Кризисные симптомы наблюдаются в ходе освоения новой позиции (ученик, школьник).

Симптомы кризиса семи лет

Основными проявлениями кризиса являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Подражая взрослым, ребенок манерничает, кривляется. Движения, фразы не соответствуют возрасту, становятся нелепыми, нарочитыми, утрированными. Дословное повторение родительских слов, интонаций, жестов – апробирование атрибутов взрослости. Стремление изменить существующие правила поведения, способы взаимодействия с членами семьи сопровождаются частыми спорами, игнорированием просьб старших. После обращения взрослого ребенок выдерживает паузу, оттягивает выполнение неприятных обязанностей, выбирая тактику (сопротивление, подчинение). Он сравнивает права и обязанности родственников, обнаруживая несправедливость, открыто выражает недовольство, упрямится (отказывается спать, гуляет без шарфа, как папа).

Поведение детей отличается непослушанием. Отказ от привычных требований, обязанностей объясняется изменением социальной позиции – был ребенок, стал ученик. Малыш выбрасывает игрушки, отказывается от любимой еды (нравится сок – пьет чай «как мама»), не следует установленному режиму. Своеволие проявляется сопротивлением вопросам, просьбам взрослых. Формирование самооценки происходит через одобрение/осуждение окружающих. Ребенок часто спрашивает мнение старших о результатах труда – просит оценить рисунок, поделку, качество уборки, красоту выбранной одежды. Критика формирует неуверенность, пассивность, безынициативность.

Осложнения

У первоклассников приобретают значимость проблемы адаптации, психологической готовности к школе. В норме кризис и начало обучения совпадают, ребенок легко приспосабливается к незнакомым условиям, быстро осваивает социальную позицию школьника. Дети с затянувшимся, запаздывающим кризисом испытывают трудности перехода от дошкольного детства в младший школьный возраст – ведущей деятельностью остается игра, принимаются внешние признаки роли ученика, но сохраняется сильная эмоциональная привязанность к матери. Вынужденное посещение школы провоцирует реакции активного/пассивного протеста (нарушения поведения), развитие невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Диагностика

Диагностика кризиса семи лет проводится психологами и педагогами, при выраженных поведенческих и эмоциональных отклонениях может потребоваться консультация врача-психиатра. Стандартное обследование осуществляется клиническими методами, дополнительно выполняется оценка психологической подготовленности к школьному обучению. Полный комплекс обследований включает:

  • Беседу с родителями. Опрос родителей остается наиболее информативным методом исследования детских кризисов. Специалист расспрашивает о проявлениях переходного периода, изменениях поведения ребенка, процессе адаптации.
  • Наблюдение. Иногда симптомы проявляются в течение консультации. При взаимодействии ребенка с родителями определяется негативизм, упрямство, своеволие – не садится на указанный стул, не реагирует на предложение вести себя тише, демонстративно отворачивается при просьбе поговорить с врачом.
  • Опрос ребенка. Вопросы касаются психологического компонента школьной готовности: «Хочешь ли ты пойти/ходить в школу? Почему?». По развернутости, направленности ответа оценивается сформированность позиции школьника.

Дифференциальная диагностика с эмоциональными, поведенческими нарушениями проводится при тяжелом течении кризиса. В таких случаях к обследованию подключается детский психиатр, который на основании данных анамнеза делает вывод о возможном расстройстве. Дополнительно может потребоваться комплексное психологическое тестирование (познавательная, эмоционально-волевая сфера), инструментальные обследования (ЭЭГ, МРТ головного мозга).

Рекомендации при кризисе семи лет

В период кризиса происходят изменения поведения, образа жизни, самоощущения ребенка. Взрослым следует выработать новые способы семейного взаимодействия, пересмотреть свое отношение к будущему ученику, заранее начать подготовку к учебному году. Данные меры позволят ускорить переходный этап, скорректировать негативные кризисные проявления. На консультациях психологи рекомендуют родителям:

  • Соблюдение режима. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки, игры, учебные занятия.
  • Знакомство со школой. Рекомендуется посетить здание учебного заведения до первых занятий. Ребенок станет более уверенным, спокойным.
  • Обозначение прав, обязанностей. Непослушному ребенку нужно пояснить – у всех есть обязанности. Будущий школьник должен понять, что требования родителей основаны на доверии, расширяют его права, увеличивают ответственность.
  • Предоставление свободы. Должны существовать способы реализации самостоятельности. Пример: уборка в комнате обязательна, но ребенку разрешено выбрать время, способ.
  • Разрешение на ошибку. Не стоит предотвращать прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни, здоровья). Анализ результата научит предвидеть проблемы, нести ответственность за собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил двойку).
Читайте также  Сколько должен весить ребенок в 7 месяцев

Профилактика

Успешное завершение кризиса семи лет формирует у ребенка позицию ученика, ответственность, умение принимать правила и следовать им, способствует школьной адаптации. Профилактика осложнений и затяжного течения кризиса основана на изменении отношения родителей к детям. Необходимо, демонстрировать уважение, равноправие, предоставлять ребенку больше свободы. В воспитании рекомендуется проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли. Не следует идти на открытый конфликт с ребенком, это обостряет негативные симптомы.

Публикации

В этом возрасте у детей появляется острая потребность вести себя как взрослые, одеваться как старшие, принимать решения самостоятельно. Развитию подобной потребности во многом способствует и культур ная среда, в которой дети растут. Еще с малых лет ему внушается, что пойдя в первый класс, он повзрос леет и будет уже совсем как взрослый. Именно поэтому он хочет получить новую для него социальную позицию ученика школы. Возрастной кризис играет важную роль в формировании личности и как результат после него появляются психические новообразования, на которых строиться развитие в дальнейшем. Это применимо к любому из возрастных кризисов. Одно из самых важных психологических новообразований 7 лет – это потребность в социальном функционировании. Возрастная физиология также подразумевает изменения (смена молочных зубов, активный рост и т.д.).

Кризис имеет свои проявления:

  1. Потеря непосредственности. Дети начинают задумываться о значении каждого своего действия перед тем, как его совершить. Детская непосредственность исчезает.
  2. Манерничание. Ребенок начинает стараться показаться строгим и умным, у него появляются секреты от родителей. Копирование поведения взрослых первое время бывает театральным и показным.
  3. В 7 лет ребенок старается скрывать от взрослых, когда ему плохо.

Этапы кризиса:

  1. Докритический. Игра отходит на второй план. У детей появляется желание стать взрослым.
  2. Критический. Вчерашний дошкольник готов к школе, однако испытывает при этом личностный и эмоциональный дискомфорт. Меняется поведение, появляются негативные симптомы, направленные на ближайшее окружение (родителей и учителей).
  3. Посткритический. Восстановление внутреннего комфорта и стабилизация эмоционального состояния, кризис проходит.

В этот промежуток времени ребенок резко меняется, становится более трудным для воспитания, чем прежде. Нередко можно встретиться и с агрессивностью (словесной и физической), а у некоторых детей она приобретает крайние формы в виде разрушительного отношения к вещам. Ребенок становится вспыль чивым, грубит в ответ на какое-нибудь недовольство им со стороны взрослого, он плохо контактен, непос лушен. Некоторые дети могут при этом отказываться даже от еды и питья.Нередко можно встретиться с прямо противоположным явлением — абсолютно пассивным поведением. Такие дети беспокоят своих родителей и воспитателей чрезмерной пассивностью и рассеянностью. Ясно, что причиной в обоих случаях являются детские переживания. Происходит их перестройка. От «Я сам» и «Я хочу» к «Так надо» путь не близкий, а дошкольник его проходит всего за каких-нибудь 3-4 года. Стано вится понятной высокая цена такого быстрого движения от ситуативного поведения к поведению произ вольному. Поэтому понятен и драматизм этого перехода.

Психологические новообразования кризиса семи лет:

1 . Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Прежде всего ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания. В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний.

2. В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, происхождением планет, жизнью в других странах, морально-этическими вопросами и пр. Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка, его стремлении найти свое место в широком мире.

3. Расширяетс я не только сфера интересов ребенка, но и сфера его социальных контактов. Он входит в новую общность людей и устанавливает контакты с новым кругом взрослых (воспитателями детского сада, соседями, знакомыми родителей, врачами, руководителями секций и пр.). Все более важными и слож ными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в семье ребенок может вести себя непосредственно и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.В этих контактах ребенок должен действовать не под влиянием своих сиюминутных побуждений, а с учетом правил, условий, целей и других моментов, задающих контекст ситуации.

4. Характер общения со сверстником к концу дошкольного возраста также преобразуется. Во-первых, в отношениях детей усиливается субъектное начало, которое делает возможными интимные и устойчивые контакты между ними, не зависящие от конкретной ситуации и от ситуативных проявлений детей. Появляются дружба, привязанность, забота о другом. Во-вторых, общение детей все более опосредуется правилами, принятыми в детских сообществах. Помимо правил совместной игры, начинают работать пра вила, регулирующие детские отношения: правила очередности, справедливости и др.

5. Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, идущие от членов этой новой общности, выступают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее. Чтобы заслужить признание, ребенок должен вести себя согласно правилам, формирующим обращенные к нему ожидания. Однако обычно эти правила не оформлены в четкие сознательные инструкции, а существуют в форме конкретной социальной роли. Ребенок стремится стать исполнителем той роли, которая предлагается ему новой общностью и которую он сам берет на себя.

6. Представление о себе в новом социальном качестве выступает у семилеток в виде освоения ролево го поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель.

Все это дает возможность говорить о том, что одним из главных новообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способность и потребность к социальному функционированию, т.е. осуществлению общественно значимой деятельности. В современных условиях стремление 6—7-летних детей занять социально значимую роль обычно и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.

Рекомендации, как общаться с ребенком в этот непростой для него период:

-поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно;

-постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях;

-привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем;

-Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно;

-дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним.Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

-будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи;

-покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха;

-поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным;

-отвечайте на вопросы ребенка.Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них.Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ.Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллек туального и социального развития малыша;

-будьте последовательны в своих требованиях.Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца.В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки;

-подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком;

-соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

Кризис 7 лет у ребенка – причины и помощь. Совет психолога

Кризис 7 лет у ребенка – причины и помощь. Совет психолога

Истерики, сложности в школе, еще вчера ребенок играл в детском саду, а уже сегодня у него появилось много обязанностей, с которыми ему сложно справиться самостоятельно. Как помочь ребенку пережить кризис 7 лет? Рекомендации психолога.

Кризис у ребёнка 7 лет. Что делать?

Что же такое «кризис 7 лет у ребёнка»? Это кризис в развитии ребёнка, возникающий в момент перехода из дошкольного возраста в младший школьный возраст. Ребенок становится школьником, у него появляются новое социальное окружение и социальный статус, остро встает вопрос адаптации к новым социальным условиям. К ребенку начинают предъявляться особые требования. Он вплотную сталкивается с оценкой себя другими.

С давних пор всем известно, что всякий поступок имеет свои причины, а уж тем более поведение ребёнка в стрессовом возрасте — 7 лет. Итак, поговорим о самых значимых.

1. Потеря детской непосредственности.

В школе ребёнок впервые сталкивается с серьёзными ограничениями в плане дисциплины. Правила, школьный дресс-код, уроки, длящиеся по 45 минут и невозможность выплеснуть физическую энергию, когда пожелаешь. Это кардинально переворачивает красочный мир ребёнка, в котором не было места для концентрации на порой скучных для него задачах.

Читайте также  Характеристика речевого развития детей раннего возраста

2. Осознание собственного «Я».

В возрасте 7 лет к ребёнку приходит осознание собственных переживаний на более глубоком уровне, чем когда он был дошкольником. Он начинает постепенно понимать, как устроен не только мир, но и он сам. Такие мысли, как «кто я такой?», «что мне нравится?», «что я сейчас хочу?» теперь всё чаще появляются в голове у школьника. Понимание сопровождается не только позитивными эмоциями, но и временными разочарованиями и неудовлетворением тех потребностей, которые раньше были удовлетворены родителями. Из-за комбинации этих факторов могут происходить истерики у ребёнка 7 лет.

3. Обретение нового статуса.

Ваш малыш больше не малыш, а ученик. У него появились новые права и обязанности, которые он должен соблюдать. Первая ответственность в виде заданного домашнего задания, поддержания опрятного внешнего вида и дисциплины на уроках. Если раньше вы могли спустить ему с рук разные шалости, то теперь в его окружении появились люди (а именно, учителя), которые этого делать не собираются. Поэтому теперь ему приходится учиться сдерживать свои импульсы в социуме, сохраняя за собой приобретённый статус, что не всегда может быть легко выполнимой задачей.

4. Новые друзья.

Зачастую, именно в этом возрасте ребёнок начинает больше времени проводить со сверстниками. Он перебирает одного одноклассника за другим, знакомится с особенностями поведения своих новых знакомых и познаёт на себе первые чувства (дружба, симпатия, гнев, обиды, несправедливость и т.д.). Очень часто кризис 7 лет у ребёнка возникает как раз из-за столкновения чистого, ничем не обременённого сознания с мирскими чувствами.

Основные признаки кризиса 7 лет.

Все изменения ребёнка можно разделить на 3 основных группы:

1. Первая группа симптомов связана с возникшей тягой ребёнка к самостоятельности:

— появление большого интереса к семейным делам. Это может быть и заинтересованность во взаимоотношениях родителей, в бюджете семьи и т.д.;

— частое вступление во взрослые разговоры, порой со знакомыми родителей;

— внезапное желание взять на себя новые обязанности, проявляя большую важность к своей персоне.

2. Ребёнок 7 лет неуправляемый? Тогда он относится ко второй группе, которая имеет кризисные симптомы, связанные с нарушением правил и обычаев, принятых в семье:

— разбрасывает или вовсе ломает подаренные игрушки;

— на любые просьбы отвечает отказом;

— проявляет упрямство, часто спорит с поводом и без;

— грубит, гневно высказывается.

3. Третья группа отличается подражанием взрослым людям:

— передразнивает мимику, голоса и движения взрослых;

— просит купить модную одежду и дорогие гаджеты;

— слишком сильно обижается, когда слышит критику или шутки в свой адрес;

— часто может кардинально меняться настроение.

Если вы заметили одно или несколько отклонений в поведении ребёнка, указанных в данном абзаце, вероятно ваше дитё переживает кризис 7 лет. Все проявления имеют очень важное значение как в развитии, так и в дальнейшей жизни ребёнка.

Гендерные особенности.

Несмотря на то, что причины возникновенияистерики у ребенка 7 лет примерно одинаковые, гендерные различия в поведении детей всё-таки ощутимы. Проблемы у девочек и у мальчиков проявляются по-разному.

Девочки быстрее привыкают к новому школьному этапу и становятся более сосредоточенными и ответственными в статусе ученика. Поэтому они могут спокойно переносить многие потрясения, пока находятся вне дома. Так, прилежная ученица в школе может по приходу домой закатывать бурные истерики и капризничать по каждому поводу в присутствии родителей. Родителям важно проводить спокойные беседы с девочкой, часто спрашивать о её состоянии, направлять её в творческие дисциплины, где она сможет показать себя настоящую.

Мальчики же в семилетнем возрасте чересчур стараются проявить себя, выплеснуть свою энергию и показать все свои умения и качества. Поэтому их поведение зачастую бывает броским, не поддающимся внешнему контролю. Соперничество с другими мальчиками, агрессивное поведение, задирание девочек – почти каждый мальчик проходит через этот период. Родителям очень важно направить энергию ребёнка в нужное русло, например, в спорт, в прогулки и игры на свежем воздухе.

Итак, подводя итоги по признакам гендерных различий, можно понять, что девочка направляет энергию внутрь себя, стараясь не получить осуждения от окружающих (если это не родители). А мальчик, наоборот, всю свою энергию отдаёт окружающему его миру.

Кризис глазами ребёнка.

Попробуйте вспомнить, каково это быть ребенком 7 лет. Какие ощущения вы испытывали и что вас не устраивало в поведении ваших родителей.

Допустим, вам 7 лет. Вы впервые пришли в школу, куда, между прочим нужно рано вставать и каждый день с вечера собирать портфель. Начиная с 1 сентября, все вокруг то и дело твердят о том, что вы теперь взрослый. А что это значит, вы пока понять не можете. Ведь и портфель вам собирала мама, и на линейку идете за руку с папой.

Тут вы встречаете своих будущих одноклассников, с которыми вам обязательно нужно познакомиться. Вы же пришли в школу социализироваться, а не в углу сидеть. А если вам кто-то не нравится, что делать? – не общаться, на мелкие оскорбления отвечать тем же (или начать плакать). Но нет, я же теперь человек взрослый, надо искать компромисс для решения конфликта. И… пока не можете.

Потом, из школы вас встречают родители, а вы, расстроенный первой ссорой/дракой идёте домой и думаете: «рассказать ли об этом происшествии родителям или я уже слишком взрослый для таких слабостей?».

Вот так и ощущается кризис 7 лет у ребёнка. Постоянные противоречия, желание стать взрослым и принимать взрослые решения. При этом невозможность осуществления своих желаний в силу столь малого возраста и опыта.

Как пережить этот период родителям?

Возрастной кризис 7 лет у ребёнка отмечается новым жизненным этапом как для самого ребёнка, так и для родителей. Все прежние методы воспитания становятся не эффективными и приходится прибегать к различным советам из источников.

Итак, в первую очередь родителям стоит поставить себя на место ребёнка. Вспомните, как вы в детстве не любили опеку своих родителей. Как хотели познать этот мир самостоятельно, без чьей-либо помощи.

Не старайтесь гиперопекать своё дитё, ласково направляйте его, без повышенного тона.

Что нельзя делать:

1. Не перегружайте его кружками и секциями. Пусть выберет что-то одно и вкладывает время в учёбу и дополнительные занятие равномерно.

2. Не давите на ребёнка. Со временем всё «устаканится», главное спокойно относиться к его «непростому» периоду.

3. Ещё одна крайность – не игнорируйте его проблемы в школе. Всё-таки родитель порой может помочь чуть больше, чем если ребенок справляется с неприятностями в одиночку.

4. НИКОГДА НЕ унижайте своего ребёнка! Это ведёт за собой целый набор будущих комплексов и травм, которые далее распространятся не только на его самоощущение, но и на его близких друзей и знакомых.

5. Не досаждайте разговорами о наступившем взрослом периоде. Это лишь усугубит проблему, а не даст с ней разобраться.

Что нужно делать:

1. Проводить больше времени с ребёнком, особенно на свежем воздухе, занимаясь разными видами активности.

2. Демонстрировать свою любовь в виде ласк, нежности, поцелуев, объятий.

3. Разговаривать на различные темы.

4. СЛУШАТЬ внимательно всегда, при любых обстоятельствах!

5. Смеяться и дурачиться вместе. Это поможет ребенку довериться вам.

Последствия кризиса у ребёнка 7 лет.

Важно понимать, что ребёнок не виноват в том, что с ним происходит, и от грамотного отношения родителей к данной проблеме зависит окончательный исход.

Правильная стратегия воспитания и спокойствие родителей могут помочь не только здраво перенести период взросления ребёнка, но и развить в нём:

— положительное отношение к учёбе,

— уважение к учителям,

— желание узнавать новое,

— желание добиваться успеха.

Но есть и негативный исход, как, например:

— снижение самооценки, неуверенность в своих способностях;

— потеря интереса к получению знаний;

— конфликты с учителями и одноклассниками.

Как помочь малышу. Советы психолога.

Обязательно запаситесь терпением, чтобы обеспечить ребёнку необходимую поддержку на данном этапе его жизни.

Спрашивайте мнение своего ребенка по семейным вопросам, советуйтесь с ним.

Радуйтесь его начинаниям, маленьким победам.

1. Очень важно обсуждать не отметки, а школьную жизнь в общем. Его друзей, хобби, времяпровождение, забавы на переменах. Чему он радуется, что его тревожит и т.д.

2. Позволяйте ему самостоятельно выбирать занятия, которым он будет посвящать свое время. Не делайте его заложником своих нереализованных желаний!

3. Показывайте свою любовь и обеспечивайте своевременную заботу. Позвольте ему упереться на вас в случае своих неудач.

Если же вы наблюдаете частые истерики у ребёнка 7 лет, негативизм, отсутствие желания учиться и вообще что-либо делать, частые простудные заболевания и любые негативные реакции, которых раньше не было — посетите с ребенком детского психолога. Никогда не старайтесь решить сложные проблемы в одиночку. Специалист поможет вам гармонично преодолеть этот непростой, но важный период в развитии ребенка без негативных последствий.

Услуги центра детской нейропсихологии «Альтера Вита»

Нейропсихологические занятия

Нейропсихологические занятия Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для вашего ребенка. читать далее

Консультация психолога

Консультация психолога Консультация детского психолога поможет вашему ребенку справиться с трудностями, наладить коммуникации. читать далее

Онлайн занятия

Онлайн занятия В нашем Центре разработаны эффективные программы онлайн занятий с нейропсихологом, логопедом и психологом. читать далее

Вам может быть так же интересно

В этом разделе мы собрали для Вас интересную и полезную информацию.

Сенсорная интеграция - современная методика развития ребёнка

Сенсорная интеграция — современная методика развития ребёнка

Проблемы в школе у ребенка: причины и помощь. Рекомендации специалистов

Проблемы в школе у ребенка: причины и помощь. Рекомендации специалистов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: