Развитие ребенка 9 12 месяцев

Ранее развитие. Игры с ребенком 9–12 месяцев

После 8 месяцев малыш становится очень подвижен, за ним не только нужен глаз да глаз, но и активное участие в его жизни. Особенности раннего развития детей возраста 9–12 месяцев в том, что они начинают познавать мир не только в горизонтальной и вертикальной плоскости, теперь жизнь наполняется объемом и высотой – ребенок стоит, придерживаясь за опору, ползает, может на четвереньках забираться на небольшие возвышения. Кроме того, его лепет уже превращается в первые слова, а эмоции становятся осознанными.

Доказано, что мозг развивается тогда, когда он работает. Чем больше занятий вы проводите, чтобы развивать ребенка, тем активнее будет идти формирование клеток мозга, тем выше будет его интеллект. А игры на развитие мелкой моторики будут способствовать раннему формированию речи и координации движений.

В этой статье расскажем, как можно способствовать раннему развитию малыша по месяцам – с 9 до года.

На фото – малыш играет с кинетическим песком

Развитие мелкой моторики способствует развитию речи

Развитие речи ребенка раннего возраста

Любому родителю не терпится поскорее услышать от малыша первые слова, а затем и осознанную речь. Конечно, ребенок в любом случае когда-то заговорит, но если вы будете стимулировать развитие его речи, вполне вероятно, что это случится раньше статистических норм.

Для детей этого возраста отлично подходят потешки. Они не только побуждают малыша произносить первые простые звукоподражательные слова, но и формируют чувство ритма. Зачитывая ему незнакомую потешку, проговаривайте ее сперва самостоятельно полностью. Постепенно ребенок привыкнет к ней, тогда в самом конце, перед последней строчкой, делайте небольшую паузу, чтобы он вставлял свою реплику. Потешек существует множество. Можете для начала использовать, например, эту:

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий-сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят?
– Гав-гав!

Потешку можно зачитывать, усадив малыша на колени и покачивая его в такт стишка, словно вы действительно куда-то едете.

Можно использовать другую потешку, демонстрируя малышу карточки для раннего развития (к примеру, Глена Домана) с изображением животных или показывая ему картинки в книжке:

Два котенка…
– Мяу-мяу!
Две собачки…
– Гав-гав!
Два утенка…
– Кря-кря…
Два цыпленка…
– Пи-пи-пи!
Два теленка…
– Му-му!
Две лягушки…
– Ква-ква!

На фото – мама занимается с малышом

Дайте ребенку возможность самому закончить потешку

Игры для раннего развития у малыша мелкой моторики

Совершенствование мелкой моторики также способствует раннему формированию у ребенка речи. Кроме того, такие игры работают на развитие фантазии, логики, эмоциональной сферы.

Вариантов занятий несколько, постепенно вы можете самостоятельно придумать свои:

  • Рисование. Приобретите специальные пальчиковые краски – они предназначены как раз для малышей, абсолютно не токсичны, легко смываются и не въедаются в кожу. Имейте в виду, что сперва кроха будет пытаться рисовать не только на альбомном листе, который вы ему предложите, но и попытается разукрасить собственное тело и одежду. Поэтому идеальный вариант, если он любит купаться, – рисование в пустой ванне, возможно даже – по ее стенкам. После занятия можно будет помыться и заодно смыть следы творчества. Постепенно рисование можно будет усложнить, вручив малышу кисточку и демонстрируя ему, как можно нарисовать прямую линию, как волнистую, а как расставить на бумаге множество смешных закорючек.
  • Потешки. Короткие стишки можно не только повторять, но и проигрывать. В этом случае задействованы пальчики малыша, ладошки, ручки. Попробуйте для начала такие потешки, как «ладушки-ладушки», «сорока-белобока». Постепенно переходите к чуть более сложным. К примеру:

Этот пальчик – в лес пошел,

Этот пальчик – гриб нашел,

Этот пальчик – занял место,

Этот пальчик – ляжет тесно,

Этот пальчик – много ел,

Оттого и растолстел.

Зачитывая потешку, поочередно загибайте пальчики ребенка, чтобы к концу ее все они сложились в кулачок.

  • Используйте предметы, которые будут разного размера и формы, чтобы малыш мог перебирать их пальчиками. Это могут быть игрушки или какие-то предметы из домашнего обихода – главное, чтобы они были безопасными, ведь ребенок наверняка захочет попробовать их на зубок. Поищите по дому разнообразные шкатулки, баночки, коробочки, наполните их «сюрпризами», но не открывайте перед малышом сами – дайте ему возможность исследовать предметы, пытаться вскрыть крышки. Когда он справится с этой задачей, для него это будет настоящая победа, а для вас – возможность поменять один «сюрприз» на другой, чтобы его заинтриговать и стимулировать тем самым продолжение игры.

На фото – малыш с игрушками

Развивать мелкую моторику можно с помощью самых разных занятий

Особенности периода раннего дошкольного развития в том, что малыша интересует весь окружающий мир – и вы можете использовать это ему во благо, только не особо торопите события. К примеру, если начинаете осваивать книжки, не ждите, что ребенок начнет внимательно слушать то, что вы ему читаете, его прежде всего заинтересуют яркие картинки. Поэтому в первые дни не читайте, а смотрите с ним книжку, озвучивая то, что изображено на ее страницах.

И так обстоит дело со всеми играми – это вы знаете, к какому итогу должно привести то или иное занятие, а малыша нужно к этому подготовить. Будьте терпеливы, не забывайте заниматься ежедневно, постоянно чередуйте игры, но и не забывайте о уже освоенных – и результат не заставит себя ждать.

Развитие ребенка от 9 месяцев до года

Ранее развитие детей

Погружаясь в тему раннего развития малышей нужно прежде всего напомнить про способность ребенка обучаться, начиная с рождения. Действительно, существуют.

Ребенок плохо спит

Часто сон малыша становится камнем преткновения на пути к счастливой и спокойной жизни семьи. Давайте посмотрим какие изменения сна возможны.

Второй ребенок в семье

Спустя какое-то время после рождения первенца многие родители задумываются о втором ребенке в семье. Все понимают, что это ответственный шаг.

Ходунки для детей польза и вред

Некоторые родители считают, что ходунки полезны для их детей, поскольку они развлекают их и помогают научить ходить. Но их мнение.

Первые шаги ребенка

Важнейший этап в развитии двигательных навыков — момент, когда ребенок становится способен принять вертикальное положение. Обычно это происходит примерно.

Можно ли подстригать ребенка до года?

Чаще всего первая стрижка ребенка совпадает с его первым днем рождения. К этому времени волосики карапуза уже становятся достаточно длинными.

Что взять с собой на природу с ребенком?

Запланировали семейный отдых с детьми за городом? Прекрасная идея! В предвкушении приятного времяпрепровождения обсудите и решите.

Навыки приема пищи в 9-12 месяцев

Правильное питание — залог здоровья и гармоничного развития ребёнка. Осваивать первые навыки приёма пищи кроха начнёт с самого нежного.

Первые два года жизни малыша — время удивительных превращений

Как быстро растут малыши, словно по волшебству. В полгода малыш удвоит свой вес, а к годику — утроит и станет в полтора раза выше, чем был при рождении.

Игры и занятия с детьми 9–12 месяцев

К концу первого года жизни ваш малыш разительно отличается от того крохотного беспомощного комочка, каким был при рождении. Он чрезвычайно.

Развитие ребёнка в 11 месяцев

Вашему ребенку 11 месяцев — до первого дня рождения остался всего один месяц. Это переходный этап в жизни малыша, причем не только в физическом.

Плановая или незапланированная разлука с малышом

Даже если вы неразлучны с малышом, рано или поздно наступит момент, когда разлука неизбежна. Госпитализация, командировка, неотложные дела в другом.

Как научить ребёнка пить из чашки

Из чего ваш малыш пьет жидкость? Из бутылочки, из поильника или же из чашки? Давайте поговорим о том, когда стоит знакомить.

Ребенку 10 месяцев: особенности физического и психического развития

Вашему ребенку исполнилось 10 месяцев, и в развитии малыша вы, вероятно, заметили много изменений. Вы с удивлением отмечаете.

Физическое развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка первого года жизни подразделяется на физическое и нервно-психическое. Физическое развитие (ФР) и нервно-психическое развитие.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Каждый малыш по-своему уникален, он растет и развивается в своем индивидуальном темпе. Но есть определенные показатели девятого месяца развития ребенка.

Обувь для малыша

Малыш всё увереннее стоит на ножках, а значит, пришло время задуматься о первой обуви для него. Узнайте мнение специалистов о том.

Если ребёнок не умеет жевать твёрдую пищу

Неумение ребенка пережевывать пищу в этом возрасте вызывает у вас беспокойство: нормально ли развивается малыш? Научится ли он жевать.

Как стимулировать развитие речи у малыша

Словарный запас одно-полуторагодовалого ребенка состоит из 5-20 слов. Возможно, малыш уже произносит словосочетания из двух слов. Если же.

Читайте также  Развивающая игрушка забавный гриб полесье фантастик

Развитие мозга ребенка: 0-3 года

Знаете ли вы, что 70% мозга малыша заканчивает развитие, пока он находится в утробе матери?

с помощью электронной почты или телефона

Войдите в систему, чтобы продолжить узнавать больше о правильном питании на каждом этапе развития вашего малыша!

Введите электронную почту или телефон.

Ссылка для авторизации выслана на e-mail.

Введите проверочный код, высланный вам в SMS сообщении.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным началом питания для младенцев, поскольку грудное молоко обеспечивает сбалансированное питание и защиту вашего ребенка от болезней. Мы полностью поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни с последующим введением адекватного питательного прикорма наряду с продолжением грудного вскармливания до двухлетнего возраста.
Поскольку дети растут и развиваются по-разному, необходимо проконсультироваться со специалистом по вопросам введения прикорма.

Детское питание под товарными знаками Nestle ® и Gerber ® всегда следует готовить, использовать и хранить в соответствии с инструкциями на этикетке, чтобы избежать риска для здоровья ребенка.

Развитие ребенка 9-12 месяцев

Развитие ребенка 9-12 месяцев состоит из нескольких важный этапов. В возрасте 9-10 месяцев начинается этап формирования будущей походки. В этом возрасте ребенок осваивает ходьбу вдоль неподвижной опоры. Такой опорой может служить бортик его кроватки или манеж, край дивана или даже стена комнаты.

ходьба вдоль неподвижной опорыходьба вдоль неподвижной опоры

Но при этом формируются другие шаговые движения. Ребенок, держась ручками за неподвижную опору, передвигается вдоль нее перекрестным боковым шагом и чаще всего в одну излюбленную сторону. Поэтому для правильного формирования походки желательна не только самостоятельная ходьба вдоль опоры, но и важно так же для ребенка потопать со взрослыми по полу, держась за их руки. Для этого это ходьба с поддержкой родителем за руки нужна для удержания равновесия. При этом руки ребенка должны находиться на уровне его груди, а вес своего тела малыш удерживает сам.

ходьба за две рукиходьба за две руки

Чуть позже, с 10-11 месяцев малыш сможет ходить при поддержке за одну руку, садиться на корточки, наклоняться. Будет формироваться зрительный контроль за движениями ног, например, его можно будет научить вставать на ступеньку, перешагивать препятствия или ходить по узкой поверхности. Чтобы удержать равновесие, малыш при ходьбе широко расставляет ноги. С того момента, когда держать равновесие становится проще, походка становится более уверенной и отпадает необходимость в такой постановке ног. Но следует помнить, что постоянное и длительное ношение памперсов, особенно во время активного бодрствования длительно сохраняет уже ненужную широкую постановку ног, которая не имеет отношения к удержанию равновесия. В этом случае необходимо на время активного бодрствования отказаться от их ношения, потому что длительная и неоправданная широкая постановка ног приводит к неравномерному распределению нагрузки на голеностопные и коленные суставы.

В конце первого года жизни малыша ждет ответственный момент — первые самостоятельные шаги. Уже в этом возрасте появляется первый жизненный опыт, ребенок знает, что может упасть, кто- то из детей уже знает, что можно больно удариться при падении, кто- то почувствовал, что такое уверенность, когда держишься за руки родителей. Поэтому даже хорошо подготовленному физически ребенку предстоит психологическое испытание: попробовать самостоятельность и уверенность в своих способностях. Испуг при падении в момент первых самостоятельных шагов способен отодвинуть попытки ребенка самостоятельно ходить на месяц и более. Здесь будет важна психологическая поддержка родителей. Очень переживающие за своего малыша мамы и папы, бабушки и дедушки иногда боятся падения ребенка больше своих малышей, излишне начинают его страховать, вздрагивают, когда ребенок теряет равновесие или спотыкается, чем добавляют неуверенность своему малышу. Что можно посоветовать в таких случаях. Во-первых, держать эмоции при себе, ребенок не должен чувствовать, что вы в нем неуверенны. Во-вторых, воспринимать возможные падения как естественные, все малыши падают – это факт. А вот третий важный пункт – это ваша обязанность сделать так, чтобы при падении малыш не получил травму. А для этого в комнате, где ребенок будет делать первые шаги не должно быть мебели с острыми углами или жесткими краями, кафельного пола, предметов, которые легко могут упасть вместе с ребенком, предметов, разбросанных по полу, проводов. Лучше всего, что бы вокруг была мягкая мебель, диван и кресла, на полу лежал обычный ковер или было напольное покрытие. Тогда при падении ребенок больно не ударится, риск травм будет сведен к минимуму, а значит, не будет слез и патологического страха. А еще можно научить ребенка правильно падать, например, группироваться при падении, при потере равновесия быстро сесть на корточки и выставить руку для опоры. Такие обучающие упражнения рационально поделать еще на первом году жизни ребенка, до начала его ходьбы. Они были приведены в одной из моих книг «Массаж и гимнастика для малышей от 0 до 1 года» Эти упражнения могут быть актуальными и после года для тех малышей, кто еще не умеет уверенно ходить. Ведь не все малыши начинают ходить в 12 месяцев. Возрастная разница начала самостоятельной ходьбы у современных детей составляет 6-7 месяцев. Т.е. Кто- то пойдет раньше, например, с 8-9 месяцев, кто-то в 14-15 месяцев. По этому поводу имеются разногласия: одни считают, что «ранняя» ходьба приводит к деформации нижних конечностей, и рекомендуют родителям пресекать попытки ребенка ходить до года, другие не видят в этом нарушения. Но практика показывает, что прямой связи между возрастом, когда малыш начал ходить, и возникновением деформаций ног не наблюдается. Риску деформации ног, формированию неправильной походки, задержки времени начала ходьбы меньше всего подвержены дети, с которыми родители или специалисты занимались целенаправленной гимнастикой и которым в дополнение делали массаж.

Шаг за шагом Психомоторное развитие ребенка 9-12 месяцев

В жизни каждого человека бывают моменты, когда он должен действовать самостоятельно. Первый шаг ребенка относится именно к таким моментам. Акт ходьбы, столь привычный для взрослого человека, требует от малютки максимального напряжения сил. Судите сами.

Ох, нелегкая это работа.

Механизм акта ходьбы можно представить себе следующим образом. Каждый шаг обеспечивается синхронной работой противоположных групп мышц конечностей, которые носят название мышц-антагонистов. «Стратегическое руководство» моторными функциями организма — своего рода высшее представительство этих функций — сконцентрировано в так называемой моторной зоне коры больших полушарий головного мозга. При ходьбе в правом и левом полушариях (правое отвечает за мышцы левой ноги, а левое «ведает» правой ногой) происходит постоянная смена возбуждения и торможения моторных зон коры, обеспечиваемая функциональными связями между аналогичными участками коры противоположных полушарий. Теперь представьте себе, что, идя, например, на работу, человек вдумчиво анализирует акт ходьбы, скрупулезно фиксируя в сознании, какую группу мышц ему следует занять в каждый следующий момент, — ужасающая картина, не правда ли? Недаром существует притча о незадачливом человеке, задумавшемся однажды, с какой ноги ему сделать следующий шаг. Как известно, несчастный так и умер, не сдвинувшись с места. Чтобы избавить нас от этой трагической участи, расположенные ниже отделы головного мозга осуществляют контроль за моторными процессами, из которых складывается ходьба, обеспечивая таким образом автоматизм ходьбы.

Другое немаловажное условие успешной ходьбы — сохранение равновесия. Малейшие отклонения от вертикального положения тела, возникающие при ходьбе, воспринимаются рецепторами равновесия (вестибулярными рецепторами) и преобразуются в нервные импульсы. Эти импульсы поступают в центры равновесия, расположенные в стволе головного мозга, а оттуда направляются в кору головного мозга, где на основе их анализа вырабатывается ответная реакция.

Такова упрощенная схема акта ходьбы. Но необходимо помнить, что у детей этот механизм еще недостаточно сформирован — в силу целого ряда причин:

  • Во-первых, у ребенка недостаточно развиты моторные зоны коры больших полушарий, поэтому сокращения мышц еще не вполне скоординированы.
  • Во-вторых, функциональные связи между двумя полушариями еще находятся в процессе становления и не могут обеспечить четкой координации движений.
  • В-третьих, несформированность механизма ответной реакции на нарушения равновесия при ходьбе не дает малышу возможности быстро реагировать, если он споткнулся или зацепился за неровность в полу и т.д.
Читайте также  Как развивается ребенок на 1 месяце жизни

И, наконец, физиологически повышенный тонус мышц-сгибателей, еще сохраняющийся в этом возрасте, мешает плавности движений, делает их толчкообразными, что затрудняет ходьбу.

Поэтому процесс обучения ходьбе отнимает очень много времени и сил, дается нередко ценой многочисленных падений.

Готовность номер один

К 9 месяцам организм ребенка в целом уже подготовлен к вертикальному образу жизни. В достаточной мере окрепла опорная система маленького человечка. Сердечно-сосудистая, пищеварительная и другие функциональные системы уже приспособились к действующей вдоль оси тела силе тяжести. Кровеносные сосуды обеспечивают оптимальное перераспределение крови с учетом потребностей жизненно важных органов (головной мозг, сердце, легкие, почки, печень). Благодаря слаженной работе кровеносных сосудов кожных покровов, механизмы теплоотдачи (избавление организма от лишнего тепла) сформированы в достаточной степени и уже могут адекватно реагировать на достаточно большие перепады температуры окружающей среды.

Нервная система, как уже отмечалось выше, стремится приспособиться к новым внешним условиям. В целом в неврологическом статусе можно отметить следующие перемены:

1. Постепенное угасание реакций выпрямления

2. Устойчивое закрепление реакций равновесия

3. Начало формирования «взрослой» системы рефлексов, среди которых выделяют сгибательные и разгибательные:

  • Ахиллов (сгибательный) рефлекс — если легонько ударить по пяточному (ахиллову) сухожилию, происходит подошвенное сгибание стопы (см. фото 1).
  • Коленный (разгибательный) рефлекс — при ударе неврологическим молоточком по области на полсантиметра ниже коленной чашечки происходит разгибание голени (см. фото 2).

О чем расскажет походка

Походка играет исключительно важную роль при оценке моторной функции ребенка. Что же должно насторожить?

При двусторонних поражениях двигательной системы возникает спастико-паретичная походка. Ребенок опирается на носочки, пятки приподняты и повернуты наружу, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, бедра сведены. Такие дети снашивают обувь по внутренней поверхности носков.

Гемипаретическая походка, возникающая при поражении двигательной системы одного из полушарий мозга, характеризуется приволакиванием одной ноги, в которой преобладает тонус разгибательной группы мышц. При этом рука с той же стороны согнута и прижата к туловищу.

У детей с гиперкинезами (см. в предыдущем номере журнала) походка отличается избыточными, нецелесообразными, вычурными движениями конечностей. Равновесие при этом страдает в меньшей степени.

Дети с нарушениями двигательной функции, вызванными патологическим процессом на «периферии» нервной системы, обычно ходят, высоко поднимая колени, при этом стопы свисают, «пришлепывают». Такая походка носит название «степаж».

Своеобразна походка детей, у которых ослаблены мышцы таза и бедер: они ходят, раскачиваясь из стороны в сторону, — такую походку называют «утиной». Этот симптом наблюдается при различных мышечных заболеваниях и травматических повреждениях поясничного отдела спинного мозга.

HOMO FABER — человек умный

Подведем итоги: что же умеет «среднестатистический» младенец в 9-12 месяцев?

  • К 9 месяцам большинство детей уверенно и с удовольствием ползают на четвереньках (некоторые, впрочем, «не снисходят» до этого занятия, видимо, полагая, что если уж двигаться — то «на своих двоих»).
  • Примерно к 9-10 месяцам (все цифры, как вы понимаете, ориентировочные) ребенок начинает сознательно воспринимать обращенную к нему речь, знает названия многих предметов, выполняет несложные просьбы. Его активный словарный запас значительно увеличивается.
  • Многие малыши с удовольствием и подолгу имитируют беглую речь, произнося бессмысленные слоги, интонированные на «взрослый» манер.
  • 9-12 месяцев — период стремительного развития игровой и предметной деятельности. Малыш свободно манипулирует игрушками, в его игре появляются элементы драматизма (зайчик прыгает, мишка ревет и т.п.). Ребенок начинает пить из чашки, учится самостоятельно есть ложкой (см. фото 3 и 4).
  • К 11-12 месяцам ребенок начинает самостоятельно ходить, хотя еще часто падает.

Первые шаги

Ваш малыш начал вставать, и вот он уже пытается сделать первые шаги — правда, пока еще держась за опору — диван или выступ шкафа. Чтобы пробудить в нем желание двигаться дальше, поставьте на диван, подальше от того места, где стоит ребенок, большую яркую (можно заводную и/или озвученную) игрушку. Малыш начнет двигаться к игрушке, переступая и держась за опору. С каждым разом увеличивайте расстояние от игрушки до ребенка. Когда он дотянется до игрушки, подвиньте ее поближе и рассмотрите вместе.

Когда ребенок стоит, держась за опору, поиграйте с ним в «догоню-догоню», двигаясь к нему быстрыми мелкими шагами и делая вид, что пытаетесь его догнать. Если у вас появится такая возможность, поиграйте сразу с двумя детьми: догоняйте одного, держа на руках другого.

Пусть ваш малыш «потанцует» под музыку, делая пружинящие движения ногами: для этого вам достаточно начать танцевать самим — и ребенок попытается повторить ваш танец.

От первых шагов до уверенной ходьбы обычно проходит месяц-два (см. фото 5).

Рекомендации родителям

1. Так как ребенок часто падает при попытках ходьбы, необходимо постелить на пол ковер или подстилку. Однако не забудьте зафиксировать ее на полу, подсунув под ножки стоящей в комнате ребенка мебели или закрепив ее с изнанки двусторонним скотчем.

2. Постарайтесь убрать из детской комнаты все острые и травмоопасные предметы.

3. Если ребенок встал и ходит по комнате, не оставляйте его одного. Чем ближе к нему вы будете находиться, тем больше вероятность успеть предотвратить опасные ситуации, постоянно возникающие в таком большом и новом для маленького человечка мире.

4. Как и в предыдущий период, важно полноценное обеспечение ребенка кальций — и фосфорсодержащими продуктами (молочные продукты, рыба), необходимыми для укрепления его опорной системы.

5. Продолжайте заниматься с ребенком, развивая его моторную и речевую сферу. Так вам легче будет отметить возможные отклонения в его развитии и вовремя обратиться к врачу.

6. Двенадцать месяцев — время общей диспансеризации, в рамках которой необходимо обязательно посетить детского невролога для оценки неврологического статуса ребенка.

Вот мы и завершили наш обзор психомоторного развития ребенка первого года жизни. Хотелось бы повториться: не стоит воспринимать этапы развития младенца как нечто среднее между вечным экзаменом и гонкой с препятствиями. Главное, что от вас требуется на этом нелегком и исключительно увлекательном пути, — любовь, внимание и забота.

Развитие ребенка в 1 год: нормы и рекомендации

Развитие ребенка в 1 год: нормы и рекомендации

Эти таблицы разработаны Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) в ходе исследования мальчиков и девочек по всему миру. За основу взяты измерения роста и веса у доношенных детей, находящихся на грудном вскармливании хотя бы до 6 месяцев и матери которых не курили.

Рост ребенка в 12 месяцев

За двенадцатый месяц дети в среднем вырастают на 1,2 см.

Развитие ребенка в 1 год: нормы и рекомендации

Вес ребенка в 12 месяцев

За двенадцатый месяц дети в среднем прибавляют в весе 200 граммов. Но прибавка может быть как больше, так и меньше среднего значения. Стоит посетить педиатра, если малыш в неделю прибавляет менее 45 граммов.

Развитие ребенка в 1 год: нормы и рекомендации

В 12 месяцев малыш сам держит чашку, из которой пьет. Он умеет играть вкладышами: вынимает и вкладывает, собирает и перекладывает по-другому.

Осваивает различные действия с предметами – по их назначению. Усвоенные действия может применять к новым похожим объектам.

Ваш малыш уже садится самостоятельно и ровно сидит без поддержки, хорошо ползает на четвереньках. Недавно он начал ходить с поддержкой (держась за мебель или за обе руки взрослого). Он сам встает и, возможно, уже сам ходит (без поддержки).

Если годовалый ребенок еще не сделал своих первых самостоятельных шагов, это не повод для беспокойства. По нормам ВОЗ дети могут начинать ходить даже в 18 месяцев.

Если же ваш кроха пошел вперед еще на пару месяцев раньше, то сейчас он уже может пятиться назад, поворачиваться, перешагивать небольшие препятствия, пинать мячик, присаживаться на корточки, стоя вытягивать ручки вверх (например, по вашей просьбе – в качестве простого упражнения «потягушки»). Для развития его координации и вестибулярного аппарата вы можете проводить со своим ходунком гимнастику на мяче.

Читайте также  Игры детей развитие общения

Что касается питания, то ребенок уже может принимать из ложки жидкую пищу. Печенье или кусочек хлеба кушает, держа в ручке. Более густые блюда может есть из ложки сам. Но исключительно по собственной воле! Многие детки и в более позднем возрасте хотят, чтобы их кормили, даже если физически в состоянии справляться с ложкой сами. Не торопите их самостоятельность, дайте напитаться не только едой, но и вашей заботой.

Развитие ребенка в 1 год: нормы и рекомендации

  • Отличать голос своей мамы.
  • Замечать на расстоянии 20–40 см мелкие предметы.
  • Отличать свои любимые игрушки.
  • Выражать радость при виде знакомых лиц.
  • Радоваться в обществе детей.

Приблизительно скачок длится с 51 по 55 неделю и заканчивается к возрасту 12 месяцев и 3 недели. Теперь малыш понимает такие комплексные понятия, как «готовить», «одеваться» (ведь они состоят из нескольких последовательных действий) и учится выполнять эти сложные задачи.

В ближайшие полгода ему предстоит пройти еще два скачка развития, которые проведут его в мир принципов (1 год и 2–3 месяца) и мир систем (1 год 5 месяцев).

Ваш малыш настолько увлечен своими двигательными навыками, что нет и речи о том, чтобы спокойно полежать хоть 5 минут, пока вы делаете ему массаж? Ничего страшного! Как мы уже не раз подчеркивали, здоровым детям не обязательно делать общеукрепляющий массаж.

Пусть это будет просто одна из ваших игр с ребенком. Вырежьте из бумаги перышко и разукрасьте его. Читайте стишок и прикасайтесь к вашему карапузу в соответствующих тексту местах:

Смотрите, смотрите, что я принесла!

Смотрите, какое перо я нашла!

Оно по ладошке тихонько ползет

Сначала по кругу, а после вперед.

По ручке оно до плеча доползает,

И шейку оно очень нежно ласкает.

Куда полетит – интересный вопрос.

Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо хочет гладить.

Но перышку надо теперь отдыхать,

Оно улетает в карман полежать.

А если вы хотите заняться именно физическим развитием и укреплением малыша, то вам (и ему!) понравится гимнастика на мяче.

Положите кроху животиком на мяч, придерживайте его руками за ноги, руки или туловище. Начните покачивать его вперед-назад, вправо-влево и по кругу – для начала с небольшой амплитудой.

Затем сделайте до 6 покачиваний вперед-назад с увеличенной амплитудой, так чтобы при движении назад малыш слегка наступал ножками на пол.

Потом посадите малыша на мяч и выполните с ним до 10 подпрыгиваний сидя на мяче (крепко держите ребенка).

Эти простые упражнения отлично стимулируют вестибулярный аппарат и развивают координацию малыша.

  • Узнавать свое имя.
  • По просьбе взрослого показать действия жестами.
  • Понимать разницу между «да» и «нет», «можно» и «нельзя».
  • Произносить повторяющиеся слоги без значения.
  • Использовать звуки и/или слова осмысленно, то есть называть ими конкретные объекты.

Что беспокоит мам в этом месяце:

«Мой малыш еще не произнес ни одного настоящего слова!»
Многие детки осваивают к этому возрасту уже до 10 простых слов. Среди них могут быть как нормальные «взрослые» слова («мама», «папа»), так и облегченные варианты, предложенные взрослыми («би-би» для обозначения машины, «бо-бо» – больно и т. п.), а также звукоподражания («аф-аф», «пи-пи» и т. п.).

Но если ваш малыш к 12 месяцам не сказал еще ни одного «настоящего» слова, не переживайте. Он может общаться с вами жестами или определенными неречевыми звуками, которые использует всегда в одних и тех же значениях. Главное, чтобы вы видели, что он понимает названия предметов, близких людей, некоторых действий и пытается тоже вам что-то сообщать, пусть пока даже на «своем» языке.

Продолжайте как можно больше разговаривать с ребенком, читайте ему детские стихотворения (годовалым деткам очень хорошо «заходят» такие разнообразные по ритму стихотворные сказки Чуковского). А в нашей подборке игр для возраста 1–1,5 года вы найдете много идей для игрового развития речи.

Развитие ребенка в 1 год: нормы и рекомендации

Ваш малыш с удовольствием повторяет за вами действия с предметами – эта жажда быть похожим на родителей заложена в него природой. Поэтому он с радостью будет играть, например, в такую игру:

1. Игра в Водяного.

В 12 месяцев очень увлекательны игры с водой: поливать цветочки, мыть игрушки, просто переливать воду из емкости в емкость. Дайте малышу самые разные емкости. Отлично подойдет для этих игр время купания в ванне. Ребенку будет интересно смотреть, как вода льется сквозь дуршлаг или сито, через лейку-воронку и т. п.

2. Музыкально-ритмическая игра с куклой.

Возьмите две куклы – одну для себя, другую для малыша. Пойте песенку и сопровождайте ее действиями с куклой.

Я по комнате гуляю,

Свою лялю я качаю.

(держим куклу в позиции «колыбелька» и покачиваем)

Ляля, ляля, хватит спать,

(ставим куклу на табуретку/столик/пол и «танцуем» ею под следующие слова)

Ты со мной от души.

А потом отдохни.

(снова берем куклу в «колыбельку» и начинаем все сначала. Повторять можно много раз, пока ребенку интересно)

  • каталки (сначала те, которые нужно толкать перед собой, а позже те, которые нужно тащить за собой);
  • игрушки-орудия (черпачки, сачки, совочки, грабли, ведерко и формочки для песка, игра-рыбалка, молоточек с колышками, которые можно забивать, и т. п.);
  • составные игрушки (пирамидки, вкладыши, пазлы из двух частей, матрешки);
  • сортер (коробка с отверстиями определенных форм и соответствующие фигурки, которые можно в эти отверстия вкладывать);
  • игрушки с сюрпризом («сюрприз» то прячется, то выглядывает наружу);
  • игрушки с перемещающимися шариками (кегельбан, «песочные часы»);
  • юла.

Развитие ребенка в 1 год: нормы и рекомендации

Ребенок в 12 месяцев спит 13–14,5 часов в сутки, из которых 2–2,5 приходятся на дневные сны (в сумме). Дневных снов вероятнее всего еще два, но в ближайшие месяцы малыш перейдет на один дневной сон, возможно, вы уже сейчас наблюдаете признаки этого перехода.

Подробнее про ночной и дневной сон годовалого малыша читайте в нашем сервисе: «Сон ребенка месяц за месяцем».

Консультанты по детскому сну

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Бесплатные консультации и советы в наших соцсетях

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

©2011 – 2021 baby-sleep.ru
Центр детского сна и развития BabySleep™
Основатель и руководитель — Елена Мурадова

1-й в России информационный портал о сне ребенка: режим дня, ритуал перед сном, как уложить ребенка спать без слез, как научить засыпать самостоятельно, совместный сон с ребенком, как приучить ребенка спать в кроватке, что делать, если ребенок плохо спит, нарушение сна у детей, скачки развития, безопасный, здоровый сон, работа консультантов по сну и многое другое.

Публикации и рекомендации консультантов по сну Центра детского сна и развития BabySleep носят исключительно информационный характер, не являются медицинскими, не заменяют предписаний вашего лечащего врача и могут быть не применимы к детям, у которых имеются проблемы со здоровьем или развитием. Если у вашего ребенка наблюдаются вторичные инсомнии – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо заболеваний, чаще неврологических – обязательно обратитесь к врачу!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: