Развитие ребенка 1 5 2 месяца

Задержка роста у детей

В первые годы жизни дети растут и развиваются гораздо быстрее, чем в последующее время. Однако, зачастую, прибавка в росте у детей происходит с отставанием от общепризнанных норм. Большинство детей растут без отклонений от индивидуального графика, однако находятся и те, которым ставят диагноз — задержка роста.

Данный термин является несколько обобщенным, существует множество различных причин задержки роста у детей. Зачастую, дети с задержкой роста так же отстают по набору веса в соответствии с возрастными нормами.

Диагностика и лечение детей с задержкой роста начинается с диагностики причины данного заболевания, после чего родители и педиатры работают в тандеме для того, чтобы ребенок вернулся к варианту прибавки роста в соответствии со здоровыми сверстниками.

О задержке роста.

Большинство случаев задержки роста у детей выявляется в первые годы жизни ребенка-в момент максимального физического и нервнопсихического развития ребенка. В первый год жизни ребенка его мозг вырастает настолько же, насколько он вырастет в последующие годы жизни. Недостаточное получение питательных веществ и микроэлементов в этот период жизни может привести к перманентным негативным изменениям в нейропсихическом развитии ребенка.

Большинство детей удваивают свой вес при рождении к 6 месяцам и утраивают его к концу первого года жизни, у детей с задержкой роста данная весовая динамика, как правило, не наблюдается. Зачастую дети с задержкой роста из-за недостаточного получения питательных веществ демонстрируют:

  • Снижение интереса к окружающим
  • Не смотрят в глаза
  • Становятся более капризными
  • Отстают по психомоторному развитию (начинают позже сидеть, ходить, говорить)

Причины.

Задержка роста может быть обусловлена различными причинами, среди которых основными являются:

Социальные. Не являются медицинскими,и как правило, связаны: с неправильным кормлением ребенка, специальными диетами, которыми пользуется мама из-за опасения что ребенок «потолстеет в более старшем возрасте». Так же родители могут ограничивать частоту кормления из-за повышенной занятости («даю больше, но реже»). Или в связи с другими неблагоприятными социально-бытовыми условиями в семье.

Заболевания желудочно-кишечного тракта. Включает в себя: болезнь гастроэзофагального рефлюкса (при которой происходит заброс пищи из желудка в пищевод и ребенок может отказываться от еды из-за болевых ощущений), хроническую диарею различного генеза, муковисцидоз, болезни печени и цилиакию — заболевания так или иначе влияющие на всасывание и переработку питательных веществ, поступающих с пищей. Ребенок может потреблять большое количество пищи, но процент ее усвояемости будет низким. Целиакия представляет собой болезнь с повышенной иммунной реактивностью к белкам злаковых растений. Неправильный ответ иммунной системы к данным белкам приводит к воспалительным повреждениям кишечника, что и препятствует нормальной усвояемости пищи.

Хронические заболевания. Дети, страдающие от многих эндокринных заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем могут отставать в росте и наборе веса от их здоровых сверстников.

Непереносимость белка молока как основного нутриента зачастую также ведетк нарушению роста и развития ребенка.

Инфекции. Паразитические инфекции, инфекции мочевых путей, туберкулез и т.д. ведут к повышению потребности организма в питательных веществах, но , как правило супрессируют аппетит, что и приводит к кратковременным или более продолжительным, в случае хронических инфекций, потерям в весе.

Метаболические расстройства. Данные болезни приводят к неспособности организма расщеплять, трансфоримровать, переносить или сохранять питательные вещества и получать с них энергию. В результате этого происходит накопление нерасщепленных веществ в организме или токсических продуктов их распада.

Диагностика

Многим детям свойственно кратковременное отставание в росте или весе. Однако, если данная динамика наблюдается более трех месяцев в течение первого года жизни ребенка, доктора, как правило, начинают искать причину данным нарушениям.

Отставание в ростевесе ребенка диагнстируется с помощью перцентильных таблиц при регулярных осмотрах педиатром. Доктор проводит детальный осмотр, консультирует по вопросам питания, кроме того направляет на лабораторные исследование крови (общий анализ, биохимический и электролитный анализ) и мочи. Если доктор подозревает определенную болезнь, дополнительные исследования крови будут также необходимы.

Лечение

Дети с задержкой по массо-ростовым показателям зачастую должны получать помощь не только от лечащего врача-педиатра, но и многих других специалистов, включая эндокринолога, диетолога, детского хирурга, невролога, гастроэнтеролога, психолога и др.

В случаях отставания роста в связи с банальным нарушением потребления достаточного количества питательных веществ, частый мониторинг и рекомендации педиатра помогут решить данную проблему. В таких случаях доктора обычно назначают искусственное вскармливание специальными смесями с большим количеством питательных веществ. При тяжелых случаях заболевания ребенок обычно получает питание через назогастральный зонд. В случае постановки зонда питание через него осуществляется преимущественно ночью для того чтобы не нарушать дневные кормления или другую активность ребенка в дневные часы. Как только адекватный вес набран, ребенок начинает более обильно питаться естественным путем и назогастральный зонд убирается. Данные дети обычно проходят комплекс лечебно-диагностических мероприятий в условиях стационара. Сроки госпитализации при этом сильно варьируются. Минимум времени пребывания в стационаре у детей с экстремально низкой массой тела 14 дней, но, как правило, сроки более длительны и составляют в среднем несколько месяцев.

Стоит ли опасаться за своего ребенка?

Если вы опасаетесь, что ваш ребенок недостаточно растет или набирает вес, помните, что многие факторы могут замедлять рост и вес ребенка. Например, дети, находящиеся на искусственном вскармливании в сравнении с детьми на грудном молоке, отличаются по динамике массо-ростовых показателей.

Генетика также играет большую роль. Если родители худощавые и невысокого роста, их дети также могут быть менее рослыми, чем их сверстники от высоких родителей.

Как правило ребенок в течение первого месяца жизни ест от 8 до 12 раз в сутки приблизительно 60 мл. молока за кормление. После двух -трехмесячного возраста количество кормлений за сутки снижается до 6-8 раз, но количество потребляемого молока увеличивается. В 4 месяца ребенку для нормального развития необходимо потреблять около 900 мл. молока за сутки.

Ваш педиатр сможет идентифицировать проблему недостаточного набора веса или замедленного роста при регулярных визитах в течение первого года жизни ребенка. Также родители могут периодически взвешивать ребенка дома для более детального мониторинга.

Когда стоит обратиться за помощью?

Если вы обратили внимание на то, что ребенок перестал набирать вес или у него значительно снизился аппетит — обратитесь за консультацией к вашему педиатру. Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут отказываться от еды, но этого не должно наблюдаться у детей первого года жизни! Если вы испытываете трудности с кормлением вашего ребенка, обратитесь за советом к врачу. Когда ребенок первого года жизни отказывается от еды, родители могут прибегнуть к множеству различных средств, в том числе фармакологических, для повышения аппетита. Этого делать нельзя, так как данные действия могут усугубить проблему и стать дополнительным источником стресса для вас и вашего ребенка. Вместо этого обратитесь за консультацией к вашему педиатру.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца: все о правильном развитии малыша

В первый год жизни малыша ежемесячно должен осматривать педиатр. Тем не менее у родителей всегда находятся поводы проявить беспокойство: «Правильно ли ребенок набирает вес?», «Нормально ли, что у малыша постоянно текут слюни?», «А косоглазие точно пройдет?»

Любое «несоответствие» в развитии младенца может вызвать у родителей первенца настоящую панику. Однако часто оказывается, что тревожиться совершенно не о чем – это норма.

«Летидор» обратился к педиатру СМ-Клиники (@smclinicspb) Ирине Мещеряковой, чтобы выяснить, что должен уметь ребенок в 2 месяца жизни.

Ирина Мещерякова, педиатр, детский ревматолог СМ-Клиники

Показатели правильного физического развития в 2 месяца

Вес. Итак, посчитаем, сколько в норме должен весить малыш в 2 месяца.

В течение 30 дней после рождения младенец прибавляет в весе примерно 1 килограмм (при этом нормой будет считаться прибавка и 600 грамм, и 1,5 килограмма). За второй месяц жизни ребенок должен набрать еще 1-1,5 килограмма.

Это максимальные весовые прибавки в первый год жизни.

Итого, за 2 месяца жизни малыш набирает где-то 1,6-2,5 килограмма. Соответственно при весе новорожденного 3500 грамм двухмесячный ребенок может весить примерно 5-6 килограммов.

Рост. Первый квартал младенец ежемесячно подрастает на 3 сантиметра. Все элементарно: если ребенок рождается с длиной тела 50-55 сантиметров, то к 2 месяцам его рост будет составлять 56-62 сантиметра.

Голова и грудь. Окружность груди двухмесячного малыша по сравнению с новорожденным (около 34 см) увеличивается примерно на 4 сантиметра и составляет 38 сантиметров. До полугода она будет каждый месяц прибавлять по 2 сантиметра. Также педиатры измеряют окружность головы ребенка. Если при рождении она составляла 35-36 сантиметров, то сейчас – 39-40. В первые полгода жизни головка малыша увеличиваться на 1,5 см ежемесячно.

Телосложение. У грудничка специфическое телосложение: относительно большая голова и туловище при коротких конечностях. Шея короткая, ручки длинные – если они вытянуты вдоль туловища, то могут достать до середины паховой складки. Стопы и кисти пухлые, а живот выглядит большим и выступающим вперед.

Такие пропорции естественны и не должны вызывать у родителей беспокойства.

Читайте также  Как развивать ребенка в 7 8 месяцев

Со временем телосложение малыша будет меняться.

Мышцы. Новорожденный ребенок появляется на свет в состоянии физиологического гипертонуса. Ручки и ножки напряжены – и это естественно. Физиологический гипертонус проходит к 1 месяцу.

Но его умеренные проявления будут сохраняться еще до трех месяцев.

Глаза. Глазное яблоко у грудных детей маленькое, а зрение слабое. На первых неделях жизни их глаза как будто «блуждают» – это создает впечатление, что они косят.

Кроме этого, малыши могут сводить глаза к переносице, чтобы рассмотреть предметы, которые оказываются перед их личиком.

Не стоит паниковать – с возрастом (до 1 года) такое косоглазие проходит.

Родничок. Размеры большого родничка у детей сильно варьируются: от 0,6 до 3,6 сантиметров. Если он не увеличивается в размерах и не набухает – все в порядке. В большинстве случаев родничок закрывается только к году.

Волосяное покрытие. Волосы в этом возрасте мягкие, пушковые. Не переживайте за так называемый «пушок» – смена волос происходит после 6 месяцев.

Слюнные железы. Примерно в возрасте 1 месяца у ребенка начинают функционировать слюнные железы. Пока малыш не научится глотать слюни, они будут течь. Для 2 месяцев – это норма! Навык заглатывания слюны ко всем детям приходит по-разному: одни учатся этому быстро, другие осваивают только к 1 году.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Ребенок в два месяца еще совсем крохотный, но у него уже есть свои «достижения».

Итак, что должен уметь двухмесячный ребенок?

Удерживать голову. В 2 месяца дети уже умеют удерживать головку – особенно хорошо это получается у малышей в положении лежа на животике. Уже через месяц это навык станет совсем уверенным.

Поворачивать голову. В этом возрасте у малыша происходит развитие шейных мышц – сейчас он легко поворачивает голову за игрушкой и источником звука. Вы можете это заметить, если встанете сбоку и попробуете чем-нибудь заинтересовать ребенка.

Фиксировать взгляд. Координированные движения мышц глаз формируются на 2-3-й неделе жизни – уже в 1 месяц жизни младенец фиксирует взгляд на предметах. Однако не стоит ожидать, что двухмесячный малыш начнет с удовольствием рассматривать игрушки. Пока ребенку не исполнится три месяца, он не может подолгу задерживать взгляд на предметах.

«Общаться». В 2 месяца малыш начинает осознанно издавать звуки и кричать интонационно выразительно. Ребенок отчетливо тянет гласные звуки – этот способ «общения» называется гулением.

Улыбаться. В возрасте двух месяцев у ребенка появляется осознанная улыбка. Она становится реакцией малыша на общение с близкими.

Если в этом возрасте малыш еще не улыбается, стоит обратиться к невропатологу.

Развитие ребенка на втором месяце

Первые 28 дней жизни, когда Ваш малыш носил звание новорожденного, позади. Теперь он грудничок. Этот период будет продолжаться до тех пор, пока ребенку не исполнится один год.

Восприятие малышом окружающего мира постепенно начинает становиться более сознательным. Как и прежде, плач остается для грудничка главным способом заявить о своих желаниях. Но теперь малыш понимает, что когда он подает голос, Вы обязательно подойдете и будете рядом. Так ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи.

Помимо плача, малыш все активнее издает и новые звуки. Он гулит, внимательно прислушиваясь к своему голосу, чтобы повторить все сначала. Это предвестники будущей речи.

Зрение и слух

Ребенок уже различает черный, белый, красный и зеленый цвета. Его взгляд фокусируется намного лучше, чем на первом месяце. Грудничок следит за взглядом взрослого, с удовольствием рассматривает лица мамы и папы, а также пытается проследить за движениями людей и разных предметов, расположенных не очень далеко (на расстоянии не более метра).

Малыш пробует все на вкус

Вкусовые рецепторы на языке ребенка формируются в последние месяцы внутриутробного развития. Поэтому с момента рождения малыш уже способен различать четыре основных вкуса – горький, кислый, сладкий и соленый. Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого человека. Реакция на сладкое всегда выражается в успокоении и сосательных движениях, а на все остальные вкусовые ощущения — однотипная отрицательная(сморщивание, общее беспокойство).

Вступайте в клуб Similac «Растем вместе!» и получайте скидки, подарки и советы от экспертов.

Кишечные колики

Кишечные колики – это одна из самых распространенных проблем в первые месяцы жизни малыша. Это эпизоды беспокойства, болезненного плача ребенка, которые возникают без видимых причин, преимущественно во второй половине дня. Колики могут наблюдаться с трех недель, проходя, как правило, к двенадцати неделям у большинства здоровых детей.

Основные симптомы колик: беспокойное поведение, длительный пронзительный плач часто в течение нескольких часов, поджимание ножек к животику.

Если у Вашего малыша колики, самое главное – сохранять спокойствие. Не переживайте, ведь колики в большинстве случаев не опасны для здоровья: так не полностью созревший желудочно-кишечный тракт малыша адаптируется к новым условиям.

Чтобы облегчить состояние малыша, выкладывайте его на живот перед каждым кормлением, а после еды носите вертикально «столбиком».

Также помогает прикладывание к животику нагретых утюгом теплых пеленок, его массаж по часовой стрелке. Кладите кроху спинкой вверх к себе на живот или грудь. На приеме у педиатра Вы также можете обсудить целесообразность назначения малышу лекарственных препаратов.

Что умеет грудничок к концу второго месяца

Все дети развиваются по-разному – не волнуйтесь, если Ваш малыш что-то делает позже или раньше, чем дети Ваших друзей. Скорее всего, к концу второго месяца он сможет «похвастаться» большим количеством новых навыков.

  • Благодаря окрепшим мышцам спины и шеи малыш может приподнимать голову и грудь на несколько секунд, лежа на животе. Иногда грудничок даже может отрывать от поверхности ручки и ножки и совершать ими плавательные движения.
  • Находясь у Вас на руках, ребенок будет до нескольких десятков секунд вертикально держать голову.
  • В отличие от новорожденного, ребенок второго месяца жизни может расслабленно лежать, вытянув ручки и ножки. Кроме того, для ребенка в этом возрасте характерны хаотические спонтанные медленные движения ручками и ножками. Так головной мозг готовится к более сложной двигательной активности. Также уже возможны первые сложные движения ручками. Малыш будет подносить их к лицу, тереть нос и глаза, а несколько позднее – поднимать их над собой и разглядывать.
  • Еще одно приятное открытие: на втором месяце в ответ на ласковое общение ребенок уже сможет порадовать Вас своей первой осознанной улыбкой.

Материал подготовлен на основании учебника «Пропедевтика детских болезней», под редакцией Воронцова И. М., Мазурина А. В. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. — 1008 с.

Материал носит информационно-справочный характер и не заменяет консультацию специалиста или визита к лечащему врачу.

Важное примечание: Грудное молоко — лучшее питание для ребёнка, его необходимо сохранять как можно дольше. Если грудное вскармливание невозможно, педиатр поможет Вам подобрать молочную смесь, по составу и свойствам приближенную к грудному молоку. Similac Gold 2, Similac Комфорт 2, Similac Гипоаллергенный 2 предназначены для детей от 6 до 12 месяцев.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Щелкунова Валерия Максимовна

2 месяца ребенку: что он должен уметь делать и как выглядеть? Давайте посмотрим на характеристики роста и развития младенца в этом возрасте, его способности овладевать новыми навыками, чувствовать режим дня и ночи, воспринимать купания перед сном. О развитии совсем еще маленького ребенка и его потребностях рассказывает неонатолог Валерия Максимовна Щелкунова.

— Валерия Максимовна, расскажите, пожалуйста, про физиологические особенности развития ребенка в два месяца.

— Обычно к двум месяцам ребенок проходит период адаптации к условиям внеутробной жизни. У него формируются зрительные и слуховые рефлексы, экспрессивная и импрессивная речь, начинает развиваться интеллект, меняется психомоторное развитие. К этому возрасту ребенок может проявлять эмоции и общаться с родителями.

Физическое развитие ребенка в 2 месяца

  • масса тела — от 4,2 до 6 кг
  • рост — от 53,8 до 59,4 см
  • масса тела — от 4,2 до 5,5 кг
  • рост — от 53,3 до 59,3 см

— Эти данные представлены в центильных таблицах, на которые ориентируются все педиатры при оценке гармоничности развития ребенка в соответствии с его возрастом. Например, если малыш отстает в росте, но вес его в пределах нормы, на это иногда можно не обращать внимания, поскольку такое может быть генетической особенностью. Превышение параметров, как правило, не так критично, как отставание.

— Каким является мышечный тонус в 2 месяца?

— Многие родители переживают за тонус. Но не нужно бить тревогу и срочно бежать к неврологам и массажистам, если в этом возрасте у ребенка тонус изменен. Он может сохраняться вплоть до шести месяцев.

Когда тонус мышц у ребенка в норме

  • В два-четыре месяца — в ручках, со временем он будет угасать.
  • До шести месяцев — в спине.
  • До восьми месяцев — во сне, когда ребенок не контролирует свои движения.
Читайте также  Ребенок 1 5 месяца развитие

— Правда ли, что два месяца — это время начала кишечных колик?

— Физиологические колики действительно чаще появляются в период двух-трех месяцев, когда ребенку уже нужно усваивать больший объем молока, чем в первый месяц. Что делать родителям в таком случае? Успокоиться: при таких коликах с ребенком ничего страшного не происходит. Снизить дискомфорт при коликах помогают массаж животика, газоотводная трубочка, тепло на животик, средства на основе симетикона.

— Чем развитие недоношенных детей в два месяца отличается от развития обычных детей?

— Все зависит от гестационного возраста, в котором родился ребенок. При этом чем меньше срок гестации, тем выше риск сопутствующей патологии, потому что маленькие дети очень хрупкие.

  • 35-36-недельный ребенок считается недоношенным, но он может совсем не отличаться от рожденного в срок, будет догонять, а иногда даже перегонять его в развитии.
  • до 30-й недели ребенок уже глубоко недоношен, его развитие будет отставать от развития сверстников; степень задержки обычно соответствует неделе гестации.

— Малышу 2 месяца. Его развитие и то, как с ним заниматься, — главное в нашей беседе. Расскажите, что умеет малыш в 2-месячном возрасте.

— Считается, что в два месяца ребенок должен лежать на животе и держать голову, но делать это умеют не все дети, что может быть и вариантом нормы, и патологией. Поэтому со всем, что беспокоит родителей, нужно всегда обращаться к специалисту. Например, гипотония мышц может выражаться в трудностях удерживать голову, что требует вмешательства невролога.

Что умеет ребенок в 2 месяца

  • хорошо удерживает голову в вертикальном положении
  • лежа на животе, поворачивает голову на бок, пытается ее приподнять (некоторые даже держат)
  • способен держать легкий предмет, если его вложить малышу в ручку
  • в большинстве случаев сохраняется тонус, поэтому малыш может постоянно поджимать ручки и ножки, а на животе ложиться в позу эмбриона
  • с легкостью проявляются все рефлексы, в том числе автоматической ходьбы и ползания
  • дольше может сосредоточиваться на чем-то, умеет задерживать взгляд на предметах в 30 см от глаз, поворачивать голову в сторону света
  • начинает реагировать на звук, узнавать голоса родителей (маму хорошо знает по запаху молока)
  • развивает ассоциативные связи: как бы притормаживает свои двигательные реакции, когда слышит голос, либо в ответ может издавать звуки в ответ
  • появляется реакция недовольства, например, от пробуждения, на голод, на дискомфорт, мокрый подгузник
  • эмоции выражает громким монотонным криком без интонаций и слез
  • в хорошем настроении может гулить, улыбаться
  • вздрагивает и моргает при громком звуке
  • может локализовать звук в пространстве: поворачиваться в ту сторону, где был звук
  • выраженно жмурится на свет
  • видит с рождения, но зрение еще не настолько сформировано, чтобы рассмотреть мелкие предметы

— Какое-либо отклонение от нормы всегда трактуется как отставание в развитии?

— Развитие вне нормы не всегда равно отклонению. Норма — это среднее значение, и большинство детей попадают в это диагностическое окно, но далеко не все. И если родители видят, что их ребенок не соответствует каким-то общепринятым стандартам, нужно обратиться к врачу. Но важно понимать, что врач ставит диагноз не по одному параметру, он комплексно оценивает состояние ребенка.

— Какой режим сна и бодрствования оптимален для детей этого возраста?

— Примерный режим в два месяца может выглядеть так:

  • 7-8 кормлений каждые 2,5-3 часа;
  • 1,5-2 часа — период бодрствования;
  • 9-11 часов — ночной сон с перерывами на кормление;
  • дважды дневной сон от 1 до 3 часов и четыре-пять раз от 1 ч до 30 минут.

График зависит от многого. Мама может примерно ориентироваться, сколько ребенок поел, сколько поспал, сколько времени у него для комфортного бодрствования. К ребенку нужно прислушиваться, следить за ним, и тогда не будет проблем с налаживанием режима.

  • Если ребенок много спит в 2 месяца

— Если ребенок спит больше нормы, значит, ему так нужно. Можно будить малыша на кормление, и при этом все остальное время он будет спать. Но такой вариант встречается крайне редко и, как правило, после кесарева сечения. Чаще можно встретить жалобы, что ребенок спит плохо. Причинами могут быть младенческие колики, неправильный режим, слишком позднее укладывание.

  • Беспокойный сон ребенка в 2 месяца

— Родителям нужно помнить, что если ребенок поспал меньше, чем нужно, это не значит, что от усталости он потом быстрее уснет. Когда ребенок переутомляется, активируются гормоны стресса, которые в последующем не дают ему уснуть. Малыш будет капризничать, хотеть спать, но уснуть не сможет. И даже если сон придет, при таком стечении обстоятельств он будет неглубоким, с просыпаниями.

— Какие рекомендации по купанию дают педиатры?

— Подмывание младенца должно быть частью ежедневных гигиенических процедур. Полноценно купать рекомендуется три-четыре раза в неделю, причем всего один раз с использованием моющего средства, чтобы предотвратить сухость кожи, сохранить нормальную микрофлору и не уменьшить ее защитные свойства.

В какой воде и как часто купать грудничка:

  • не дольше 10 минут;
  • температура воды — 37 градусов;
  • в целях закаливания — при 26 градусах, но снижать температуру нужно постепенно.

Есть мнение, что при более длительном купании, купании перед сном с использованием отваров трав ребенок расслабится и будет лучше спать. На самом деле не на всех детей купание действует успокаивающе, некоторых оно весьма бодрит. Также не стоит делать ванну непосредственно перед укладыванием, потому что водные процедуры могут переутомить ребенка. Отвары трав не рекомендуются, поскольку их эффективность не доказана, они часто вызывают аллергические реакции.

— Как родители могут развивать двухмесячного малыша?

— Некоторые не знают, что делать с двухмесячным ребенком: кажется, что он только спит и ест. Но прогулка на свежем воздухе, простая гимнастика или водные процедуры — это уже первые развивашки для маленького человека, потому что все неопознанное и связанное с ним приобретение новых навыков, новых ощущений считается саморазвитием.

Как развивать младенца в 2 месяца

  • прогулки на свежем воздухе (чем дольше, тем лучше)
  • закаливание водой и солнцем
  • грудничковое плавание (можно плавать в специальном бассейне с тренером)
  • «мамин массаж» — последовательные поглаживающие движения: кисти, предплечья, плечи, грудная клетка, животик, стопы, голень, бедра
  • гимнастика: сгибание-разгибание суставов ручек, ножек
  • фитбол для массажа, тренировки шеи
  • при мышечном тонусе: если ребенок не хочет делать упражнение, не заставляйте его
  • нужно постоянно и эмоционально разговаривать с малышом
  • можно говорить буквально обо всем на свете: небо голубое, папа с работы пришел, пойдем купаться, попу мыть и т. д.
  • малышу важно слушать песни, рассказы, мелодии, стихи — все, что придумает мама, пойдет на пользу
  • мобили, игрушки для детской кроватки, погремушки
  • карточки, игровые коврики
  • цвет игрушки не имеет значения, потому что еще не сформирована глазная функция, которая отвечает за цветовосприятие

— Некоторые родители фиксируют успехи своих детей на видео. Помогают ли такие записи оценить детское здоровье?

— Записанное видео принесет пользу на приеме у педиатра. Бывают ситуации, которые сложно описать, но с видео врач может наглядно посмотреть, что происходит, и оценить проблему. Кроме того, ребенок на приеме находится в стрессовой ситуации, и очень многое из того, что педиатр хотел бы увидеть, малыш может не продемонстрировать. Так, в этом возрасте часто бывают тремор, обильное срыгивание. Конечно, педиатру очень поможет, если родители покажут, что и как произошло.

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО ® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Физическое и психическое развитие ребенка в год и 2 месяца

В 1 год и 2 месяца физическое и психическое развитие ребенка идет не менее интенсивно, чем в предыдущий период его жизни. Теперь у маленького непоседы есть возможность самостоятельно передвигаться, а это значит, что он значительно расширит освоение территорий.

Ребенок в год и 2 месяца

Основные навыки

Дети в этом возрасте уже многое умеют:

  • ходить без чьей-либо помощи;
  • узнавать родных людей и различать их голоса;
  • производить несложные действия с предметами (например, катать машинку или ездить на детском автомобиле, отталкиваясь ножками, а также открывать дверки, нажимать на кнопки);
  • произносить звуки, которые «говорят» животные (коровка— «му-у-у», собачка —«ав» и т. д.)
  • понимать обращенные к ним просьбы и просить о чем-то, иногда изображая действиями (например, чтобы взяли на ручки) или используя знакомые слова («дай»);
  • произносить коротенькие словечки или просто слоги (на, дай, ням-ням, мама, баба и др.)

В это время значительно расширяется пассивный словарный запас малыша. Он уже понимает почти все слова, обращенные к нему. Может что-то показать, принести, дать или взять.

И все же каждый новый день для деток в этом возрасте полон открытий. Каждую минуту они узнают что-то новое, чему-то учатся. Их любопытству нет предела.

Ребенок пытается открыть ящик на кухне

Особенности развития когнитивной сферы

Когнитивная сфера включает в себя следующие психические процессы:

  • мышление;
  • восприятие;
  • понимание;
  • память;
  • внимание.
Читайте также  Теоретические аспекты развития детей раннего возраста

В год и 2 месяца у детей преобладает наглядно-действенная форма мышления. Она заключается в том, что ребенок выполняет практические действия с реальными предметами и объектами, изменяя окружающую действительность. Именно поэтому дети все тянут в рот, пытаются бросить или сломать — так проявляются первые попытки исследовательской деятельности и понимания устройства окружающего мира.

Для малышей этого возраста нет более любимого занятия, чем выгрести из кухонных шкафов все, что попадется под руку и от души погреметь крышками и кастрюльками. Не спешите ругать за это кроху, ведь это часть его развития. Таким способом ребенок получает знания об окружающих его предметах и их свойствах. Расскажите сыну или дочке, как называются эти предметы и для чего они нужны. Попросите повторить названия и обязательно похвалите за любые попытки их произнести. Тем самым вы будете способствовать развитию речи.

Маленькая девочка на прогулке

Сензитивные периоды

Возраст 1 год и 2 месяца одновременно входит в несколько сензитивных периодов развития ребенка:

  • восприятия порядка (от рождения до 3 лет);
  • развития речи (от 1 года до 3 лет);
  • сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет);
  • развития движений, действий и крупной моторики (от 1 года до 4 лет)

Сензитивный период — значит наиболее благоприятный, когда малыш в большей степени чувствителен к получению тех или иных навыков и умений. Если сензитивный период пропущен или, наоборот, еще не наступил, а ребенка пытаются учить, то результаты будут достигаться с большим трудом.

Чтобы узнать, развитию каких навыков следует уделить особое внимание в 1 год и 2 месяца, рассмотрим более подробно каждый из сензитивных периодов.

Ребенок играет

Восприятие порядка

Порядок для ребенка означает не совсем то, что для взрослого человека. Вещи, лежащие на отведенных для них местах, определенное расписание, по которому проходит каждый день, одежда, аккуратно сложенная на стульчике по вечерам, — все это для ребенка означает стабильность мира. Это значит, что в доме и семье все хорошо, все спокойно. Соответственно, бояться нечего, для беспокойства нет причин.

Деткам в этом периоде проще всего привить первые навыки самообслуживания и аккуратность. Малыши сами стремятся помогать маме во всем, и нельзя им в этом отказывать, даже если это порой идет вразрез с вашими планами. Позвольте крохе помочь вам вытереть пыль, разгрузить стиральную машинку или «подмести пол», привлекайте его в игровой форме к уборке игрушек. И, конечно, не забывайте хвалить. Если вы будете терпеливы и последовательны, то в будущем вам не придется ругаться на неряху подростка, раскидывающего свои вещи по всем углам.

Развитие речи

В возрасте от 1 года до 3 лет очень интенсивно развивается устная речь. Пассивный, а затем и активный словарный запас ребенка растет с каждым днем.

Этот период самый благоприятный для усвоения языковых норм. Именно поэтому нельзя сейчас сюсюкать с малышом, коверкать слова, даже если они и звучат забавно. Запомните: именно сейчас вы даете своему ребенку образец правильной и красивой речи. Говорите четко и ясно, если хотите, чтобы и ваш ребенок говорил так же.

Ребенок собирает пазлы с буквами

Сенсорное развитие

В этом периоде у ребенка развивается умение слышать, видеть, различать запахи и вкусы. Это все происходит естественно, как бы само собой, в повседневной жизни, но родители могут способствовать более интенсивному развитию сенсорных способностей.

Для этого нужно обеспечить малышу как можно больше разнообразных зрительных, вкусовых и тактильных ощущений. Самый простой и эффективный способ — игры. Очень хороша, например, игра в «Волшебный мешочек».

В непрозрачный пакет кладем самые разные предметы:

  1. кусочки ткани (шифон, бархат, брезент);
  2. бумаги (салфетка, тетрадный листочек, картон, наждачная бумага);
  3. небольшие игрушки, изготовленные из металла, дерева, пластика и т. д.

Затем предлагаем малышу на ощупь достать что-то из мешочка, называем материал и фигурку. Вместе рассматриваем «добычу», трогаем, гладим и производим другие возможные действия, обязательно сопровождая объяснениями.

Массажные коврики, по которым так приятно ходить босиком, и маленькие мячики с шероховатой поверхностью будут сейчас тоже очень кстати.

Привлекайте малыша к слушанию разнообразных звуков: например, постучите ложечкой по стеклянному стакану, а потом по металлической кастрюльке и деревянному столу, сравните эти звуки. Пошуршите бумажкой, поскрипите дверью, похлопайте в ладоши, послушайте шум дождя или ветра, красивую музыку — все это сейчас очень интересно и важно для развития вашего ребенка.

Малыш делает зарядку на природе

Развитие движений, действий и крупной моторики

Все родители знают, насколько подвижны малыши, недавно научившиеся ходить. Они стремятся освоить все вокруг, поэтому постоянно куда-то забираются, лезут, карабкаются. В этот период совершенствуется координация движений, детки учатся управлять своим телом, осваивают новые движения.

Очень важно сейчас предоставить ребенку возможность свободного перемещения по квартире, максимально обезопасив его. Пусть он забирается на диван и слезает с него, пусть прыгает, спускается и поднимается по лестнице.

Обеспечьте маленькому непоседе разнообразие движений. Для этого у него должны быть:

  • мячи разного диаметра – маленькие мячики можно катать, пинать ножкой или кидать, а на больших можно прыгать или кататься самому;
  • кегли – эта игра хорошо тренирует координацию движений, глазомер и крупную моторику;
  • всевозможные каталки, кукольная коляска – благодаря им ребенку интереснее ходить, он становится более уверенным в своих движениях;
  • ступеньки или наклонная поверхность для ползания;
  • большой мягкий валик — по нему ребенок может ходить с поддержкой взрослого, тренируя координацию движений, или, лежа на валике животом, кататься вперед и назад;
  • большая машина-каталка для тренировки ножек и обучению ориентирования в пространстве.

Годовалый малыш у стиральной машинки

Самостоятельность

Дети после года уже стремятся к самостоятельности. Они во многом пытаются подражать взрослым. Используйте это стремление правильно: учите малыша держать ложку и пить из кружки, расчесываться, надевать шапочку, использовать по назначению зубную щетку и другие предметы, которыми пользуются взрослые.

Доверяйте крохе складывать в коробку его игрушки, выгружать купленные продукты из пакета. Это поможет ему чувствовать себя большим и сильным.

Ребенок у зеркала

Установление причинно-следственных связей

В возрасте после 1 года у ребенка увеличивается способность видеть причинно-следственные связи (например, если толкнуть мячик, то он покатится; если нажать кнопочку на музыкальной игрушке — запоет песенка)

Развитию этой способности помогают всевозможные музыкальные игрушки, игрушки с выпрыгивающими фигурками, машинки с веревочкой, водяная мельница, «Зайкина горка» и др.

Детские кубики

Нахождение общих признаков и обобщение

На втором году жизни ребенка активно развивается интеллектуальная сфера (память, мышление, внимание). Малыш учится сравнивать предметы, находить в них общие и отличительные признаки, узнает о размере, форме и цвете, проявляет интерес к своему телу.

Помочь ребенку в этом нелегком процессе вы можете, играя с ним в домино с картинками, собирая крупные детские пазлы, находя парные мемо-карточки, собирая пирамидки и игрушки-вкладыши (стаканчики разного диаметра, матрешки).

Развивая и обучая ребенка, ни в коем случае не навязывайте ему насильно какие-либо знания или умения. Проводите все развивающие занятия исключительно в форме веселой и интересной игры, тогда процесс обучения будет гораздо эффективнее и принесет удовольствие и вам, и малышу.

Ребенок с музыкальной игрушкой

Примеры развивающих игр с использованием привычных игрушек

Не всегда у родителей есть возможность купить дорогие развивающие игрушки. Но это не беда: даже самые простые и привычные игрушки прекрасно способствуют развитию ребенка, если использовать их с фантазией.

  • Кубики

Главное сейчас для малыша — научиться соотносить то, что видят глазки, с тем, что делают ручки. Поэтому сначала учимся просто ставить один кубик на другой; если получается, то пробуем поставить еще один. После можно показать ребенку, как строить паровозик, мостик, пирамиду, домик для маленькой игрушки, ну и, конечно, высокую-превысокую башню.

  • Пирамидка

Сложить пирамидку легко для взрослого, но не для крохи, которому чуть больше года от роду. Учим малыша сначала складывать колечки от самого большого к самому маленькому, потом наоборот. При этом проговариваем цвета и называем размер «большое, среднее, маленькое».

Из колечек пирамидки можно выкладывать на столе или на полу различные фигурки, например цветочек или мишку.

  • Сортер

Игра с сортером сама по себе является развивающим занятием. Объясняем и показываем малышу, как вставлять фигурки в отверстия. Он должен понять, что фигурка входит только в отверстие, подходящее по форме. Обязательно озвучиваем названия фигурок. Если у малыша все получается, радуемся и хвалим его.

Вашему ребенку 1 год и 2 месяца – он еще такой маленький, но уже такой большой. С каждым днем он становится все сообразительнее и любопытнее, все активнее и сильнее. Задача родителей в этот период — поддерживать, учить и всесторонне развивать малыша. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в этом нелегком, но увлекательном и благодарном деле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: