Развитие познавательной эмоциональной личностной сфер детей

Мастер-класс на тему: «Развитие познавательных психических процессов дошкольников и эмоционально-личностной сферы в игре».

Цель: Формирование компетентного подхода у педагогов по развитию психических процессов у дошкольников посредством игр и игровых упражнений в совместной деятельности и непосредственно организованной деятельности.

Ход мастер-класса:

1 часть: Теоретическая.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодняшний мастер-класс будет посвящен развитию познавательных психических процессов у детей-дошкольников и эффективным способам их развития.

Актуальность данной темы состоит в том, что дошкольный возраст –это начальный этап формирования личности. Движущими силами развития психики дошкольника являются его потребности. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движении, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. Под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Родители, педагоги являются главными участниками в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.

Проблема состоит в том, что в последнее время наблюдается у многих дошкольников регресс в развитии памяти, внимания, воображения, мышления, речи, нарушения в сфере эмоционально-личностного развития и общения, что значительно осложняет процесс обучения и усвоения детьми программного материала и подготовку дошкольников к обучению в школе.

Это обусловлено множеством факторов: как отклонениями в развитии связанными с различными заболеваниями, родовыми травмами, так и педагогической запущенностью со стороны родителей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, обогащает мировоззрение, развивает речь.

Самым эффективным способом преодоления проблемы по нарушению познавательных психических процессов и нарушений в эмоционально-личностной сфере является игра, так как именно этот вид деятельности в дошкольном возрасте остается ведущим и самым привлекательным для детей. Кроме того, разнообразие игр (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, настольно-печатные и т.д.) позволяют решать практически любые поставленные перед ребенком задачи, развивать его навыки, умения, расширять кругозор. Через игру педагог может корректировать нарушения в развитии памяти, внимания, мышления и речи у детей с задержкой развития. Коллективные игры позволяют безболезненно преодолевать проблемы личностного и коммуникативного характера.

2 часть: Практическая.

Сегодня я хочу провести с вами, уважаемые коллеги, групповое занятие, которое обычно провожу на группах со старшими дошкольниками. Вы на себя возьмете роль детей, а я педагога. Всё занятие построено на играх и игровых упражнениях, структура занятия традиционная и состоит из 3 частей: 1- вводная, 2-основная, 3- заключительная и анализ.

Темы групповых занятий я стараюсь брать в соответствии с темами недели блочно-тематического планирования ДОУ, игровой и дидактический материал подбираю в соответствии с данными темами, но решаю при этом задачи коррекции познавательных психических и личностных процессов. Такие групповые занятия я провожу один раз в неделю, и они являются диагностическими для воспитателей групп, так как показывают проблемы детей при усвоении данного материала, а так же обучающими, воспитатели в дальнейшем активно используют те игры, которые были на занятии с детьми.

Итак, тема нашего занятия «Осень пришла – урожай принесла».

1часть –вводная.

Игра- знакомство «Комплимент»(эмоционально-личностная сфера,коммуникативные способности)

Один из играющих поворачивается к соседу слева (справа) и протягивает ему руки ладонями к верху при этом называя свое имя Татьяна(Ольга, Миша и т.д.) Сосед кладет свои руки на ладони Татьяны и называет свое имя, тогда Татьяна говорит что-нибудь приятное своему соседу, называя его по имени, например, «Оля, я очень рада с тобой познакомиться, у тебя очаровательная улыбка». Оля в свою очередь благодарит за комплимент и поворачивается к следующему соседу. Игра продолжается до тех пор пока комплимент не вернется к начинающему игру.

(Проводится игра с педагогами. Анализируется их эмоциональное состояние после игры) Подобные игры «Поздороваемся», «Передай настроение». «А я еду, а я рядом, а я с зайцем…» и т.д.

Мозговой штурм.(мышление, внимание, память, речь)

Педагог бросает мяч по очереди и задает вопрос по теме каждому из детей:

-Какое сейчас время года? Какой месяц? Какой месяц был перед этим, какой будет после этого? День недели? Какая часть суток? Что наступит после осени? После весны? После лета? Сколько дней в неделе? Какие из них выходные? Какой день недели первый, какой последний?

А теперь я буду бросать мяч и говорить фразу «Осень, это когда…», а вы продолжите фразу называя осенние приметы.

2 часть- основная

Игра «Угадай загадку и найди отгадку»(Восприятие, мышление, речь)

Педагог вносит «Волшебный сундучок» с муляжами фруктов и овощей и предлагает отгадать загадку и нащупать отгадку в сундучке, рассказать о том какой формы, где растет и какой на вкус и цвет, затем вытащить фрукт или овощ. Загадывается от 6 до 8 загадок.

Игра «Угадай, что изменилось»(внимание, память)

Перед детьми выкладывается 6-8 муляжей фруктов и овощей в ряд и дается установка на запоминание, затем дети отворачиваются. А педагог либо убирает что-то одно, либо меняет местами. На сигнал дети поворачиваются и должны угадать

Игра «Однажды с базара хозяйка пришла…»(внимание, память, коммуникативные способности)

Дети стоят в кругу, воспитатель со словами « Однажды с базара хозяйка пришла, хозяйка с базара домой принесла. » Воспитатель дотрагивается до детей и называет овощи и фрукты, дети их запоминают. Далее хозяйка готовит суп, дети овощи выходят в круг и называют свои овощи, встают на место; хозяйка готовит компот, в круг выходят фрукты. Потом Хозяйка выкладывает две карточки с изображением кастрюли и банки, на слова «Раз, два, три, место свое займи» дети должны образовать свои кружки из овощей и фруктов.

Графическое упражнение «Дорисуй» (развитие мелкой моторики руки, воображения)

Детям предлагается из круга, овала и треугольника нарисовать любой овощ или фрукт по желанию, а затем рассказать, что у него получилось.

3часть- заключительная

Игра «Настроение»(эмоционально-личностная сфера)

Педагог спрашивает по очереди детей, какое у них настроение после занятия, если ребенок говорит «хорошее» или «веселое» дети все изображают с помощью пантомимики его настроение. Если идут повторы, то педагог сам говорит, что его сегодня «огорчил», или « удивил», или «порадовал» тот или иной ребенок или его поступок. Если в группе находится ребенок с «плохим» настроением педагог предлагает всем детям покатать его по «Ручейку нежности».

Игра «Ручеек нежности» (коммуникативные способности, эмоционально-личностная сфера)

Игроки встают в две шеренги напротив друг друга, образуя коридор. Один из игроков проходит между детей, а остальные, поглаживая и прикасаясь к нему, говорят приятные слова, комплименты. Проплыв по «ручейку нежности» обязательно спросите игрока о его состоянии, как и что он чувствует. Игрок становиться в одну из шеренг, а следующий отправляется в «плавание».

Прощание с детьми заканчивается «башней дружбы», когда на руку педагога дети кладут свои ручки строя башню, а затем подбрасывают их вверх со словами «До новых встреч» или «До свидания».

Анализ

Сегодня вы, уважаемые педагоги, побывали в роли ваших воспитанников, и я попрошу вас поделиться вашими впечатлениями, от занятия, проведенного в игровой форме. Какие образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи вы можете выделить из хода этого занятия?

Будут ли полезны эти игры, методы и приемы в вашей практике при работе с детьми и в каких видах деятельности в режиме дня их можно использовать?

А чтобы эти игры и подобные им не забылись, я подготовила вам небольшие буклеты с играми и с удовольствием их вам вручу.

(Раздаются педагогам буклеты с развивающими играми)

Спасибо вам за работу в команде и желаю успехов в развитии познавательных психических процессов детей. Спасибо за внимание!

ПРОГРАММА по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «В стране эмоций»

Н.И. Монакова «Путешествие с гномом». Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

1.1.Цель, задачи и структура программы

1.2.Материально – техническое и методическое обеспечение программы

2. Занятия по программе «В стране эмоций»

2.1.«Мои эмоции» (1 – 4 занятие)

2.2. «Я и эмоции других людей» (5 -8 занятие)

2.3. «Навыки общения» (9 -10 занятие)

3. Мониторинг по программе

4. Словарь терминов

6. Приложение (диагностические методики по программе, бланки, раздаточный материал, пиктограммы эмоций, шаблоны, трафареты, игры)

Дошкольное детство — это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по — своему видеть и понимать жизнь — это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство» (Л. А. Венгер).

Этот период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т. е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Сейчас дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они всегда способны не только понять чужие эмоции, но и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. К тому же обеднённая эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. Дети мало интересуются чем-то новым, их игры лишены творчества, а некоторые малыши вообще не умеют играть.

Читайте также  Средний вес ребенка в 6 месяцев

У детей с угнетённой эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям. Так как ребенку сложно понять и адекватно отреагировать на проявленные эмоции другого человека.

В современной психологии проблема эмоционального развития детей по праву признана одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, это связано с многозначностью понимания термина «эмоциональное развитие» в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях.

Изучением проблем эмоционального развития дошкольников занимались такие ученные как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, А.А. Смирнова, Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, C.JL Рубинштейн, М.Ю. Лебединский, Р.Б., С.А. Козлова, В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Е.С. Евдокимова, С.В. Кульневич, А.С. Белкина, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Т.А. Репина, Г. Степанова, М.И. Лисина, К.Д. Ушинский и др. Соглашаясь Т. В. Гребенщиковой, считаем « Что эмоционально-экспрессивное развитие в период дошкольного детства фактически обеспечивает способность ребёнка дифференцировать признаки экспрессии и идентифицировать значения эмоций в контексте определённых эмоциональных состояний. Данная способность выступает одним из ключевых новообразований эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Другим приоритетным направлением эмоционального развития в большинстве отечественных исследований называют совершенствование эмоциональной регуляции общения и поведения.

В период дошкольного возраста ребёнок начинает отделять себя как причину своего настроения от внешнего мира, что приводит к постепенному ослаблению эгоцентризма. Совершенствование эмоциональной регуляции поведения непосредственно связано с развитием механизма эмоциональной децентрации, появлением эмоциональной синтонии и эмпатии, проявляющих себя в способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, переключиться на восприятие и понимание эмоций других.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребёнку нравится, что сердит, что огорчает. По мере того, как ребёнок растёт, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.

С раннего возраста необходимо знакомится с собственными эмоциями. Это даёт возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволяет эмоциям, особенно негативным, руководить словами, мыслями, поступками и чувствами и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

По всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития. Дети обращают внимание в основном на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам) и имеют недостаточные представления об эмоциональных состояниях человека и их проявлениях.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, её отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

В соответствии с этим, была разработана программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «В стране эмоций», которая будет апробирована в старшей и подготовительной группах как развивающая.

Психокоррекционные программы, реализуемые в образовательном учреждении, имеют парциальный характер и должны быть согласованы с основной программой обучения и воспитания. При этом они имеют собственную теоретико-методологическую основу, методы и формы воздействия, планирование психокоррекционной работы. Различные авторы, как в возрастной, так и в специальной психологии предлагают свои подходы и требования к разработке психокоррекционных программ (А.К. Болотова, И.В. Дубровина, И.В. Макарова, О.А. Орехова, О.В. Хухлаева и др.). При том отмечаются общие тенденции в разработке программ:

•психокоррекционное воздействие должно опираться на принципы психолого-педагогической коррекции;

•психокоррекционная программа должна носить развивающий характер и основываться на знания об особенностях детей, на которых направляется воздействие; знания об этих особенностях добываются посредством психолого-педагогической диагностики;

•психокоррекционная программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности педагога-психолога образовательного учреждения и специалистов учреждения (воспитателя, учителя);

•психокоррекционная работа проводится в рамках ведущей деятельности ребенка; задачи и формы программы зависят от типа учреждения.

Цель программы: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

• расширить знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогатить словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

• развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;

• формировать и развивать умение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);

• способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и так далее);

• развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.

Познакомить детей с обобщающим понятием «Эмоции». Развивать у детей способность узнавать и отображать основные эмоции человека.

Художественно – эстетическое развитие

Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от занятий творчеством. Побуждать детей выражать основные эмоции с помощью цвета. Закреплять графические навыки отображения настроения при рисовании и лепке (смайлики)

Пробуждать у детей положительные эмоции от подвижных игр и физических упражнений. Формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и приёмы.

Формировать способность определять эмоциональное состояние и употреблять в своей речи слова, обозначающие его (сердитый, печальный, удивленный, веселый, радостный, грустный, спокойный). Мотивировать детей составлять предложение по сюжетной картинке (по образцу взрослого), в котором прослеживается связь между настроением героя и ситуацией.

Социально – коммуникативное развитие

Формировать у детей способы адекватного взаимодействия с детьми и взрослыми. Формировать у дошкольников эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать и радоваться за другого.

Концептуальная основа программы.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Основные направления работы по программе:

• психодиагностика эмоциональной сферы, направленная на выявление проблем эмоционального развития и наблюдения за динамикой развития ребёнка в условиях целенаправленной развивающей работы;

• развивающая работа, направленная на гармонизацию и оптимизацию развития эмоциональной сферы ребёнка;

• психологическая профилактика, направленная на предупреждение педагогических ошибок в развитии эмоционального мира детей.

Программа развития эмоциональной сферы старших дошкольников «В стране эмоций» включает 10 занятий и состоит из 3 разделов: «Мои эмоции», «Я и эмоции других людей», «Навыки общения».

В первом разделе «Мои эмоции» (1-4 занятие) собраны игры и упражнения, направленные:

• на расширение представлений об основных эмоциях: радость, грусть,

удивление, страх, гнев;

• на развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям;

• на развитие способности различать свои мышечные и эмоциональные

• на развитие умения адекватно выражать свои чувства.

Во втором разделе «Я и эмоции других людей» (5-8 занятие)

представлены игры и упражнения, направленные:

• на понимание индивидуальных особенностей других людей;

• на распознавание эмоциональных реакций окружающих;

• на дальнейшее развитие языка жестов, мимики и пантомимики.

Третий раздел «Навыки общения» (9-10 занятие) является итоговым.

В этом разделе в ходе упражнений у детей:

• закрепляются знания об основных эмоциях;

• приобретаются навыки взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях.

Занятия, рассчитаны на старших дошкольников, проводятся один раз в месяц. Продолжительность каждого из них составляет 20-25 минут, форма работы групповая.

Перед началом занятий проводится предварительная диагностика развития эмоциональной сферы детей, которая позволила сформировать равнозначные по подготовленности детей групп. Диагностика проводится в индивидуальной форме.

Предложенные задания позволяют изучить:

• особенности использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции;

• изучение выразительности речи (произнести фразу «Вот эта погода» с разной интонацией);

• изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;

• изучение понимания детьми эмоционального состояния своего и окружающих.

Занятия по данной программе строятся в доступной и интересной для детей форме в форме театрализованной игры, которая включает в себе следующие приёмы активного обучения:

• этюды мимические и пантомимические, которые позволяют ребёнку почувствовать нужное эмоциональное состояние через движение и мимику;

• элементы изобразительной деятельности в сочетании с этюдами приводит к взаимному усилению влияния на ребёнка и той и другой деятельности;

• музыкальное сопровождение этюдов способствует эмоциональному переживанию различных настроений, снижению раздражительности и агрессивности, преодолению двигательного автоматизма, обучению технике выразительных движений;

• сюжетно-ролевые игры, дидактически и развивающие игры в сочетании ведут к приобретению навыков общения со сверстниками;

Каждое занятие программы начинается с приветствия, дети настраиваются на положительную эмоциональную атмосферу внутри группы. Завершаются занятия созданием детьми какого-либо рисунка, который является итогом работы и объединяет в себе все впечатления, полученные в ходе игры.

Программа «В стране эмоций» знакомит детей с собственными эмоциональными переживаниями, с проблемами, поступками, с эмоциональными состояниями других людей.

Занимаясь по этой программе, дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста и пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.

Ожидаемые результаты: снижение тревожности и агрессивности у детей, развитие у них эмпатии, воображения творческих способностей и, главное, приобретение навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Развитие и коррекция познавательной,эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников»

Познавательная сфера личности включает в себя: развитие психических функций, произвольной регуляции психических процессов, речевой регуляции, мотивации и интеллекта.

Эмоциональная сфера — основы саморегуляции, эмоциональное осознание собственных чувств, переживаний, формирование основ эмпатического взаимодействия.

Читайте также  Психологическое развитие ребенка 1 год

Эмпатия — умение понимать другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания.

Рефлексия – процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний.

Коммуникативная сфера включает в себя сообщение информации как передачу интеллектуального содержания; она ориентирована на совместное постижение предмета и формирование новых приемов и способов общения и поведения.

ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Поступление ребенка в школу – это переломный момент в его жизни, так как меняется социальная ситуация развития. Неподготовленность ребенка к школе часто выражается в повышенной тревожности, страхах, что ведет к неусвоению материала. Младшие школьники сталкиваются с рядом трудностей: эмоциональная мотивационная незрелость, нарушение познавательных интересов, отклонения в эмоциональном и поведенческом плане. Для преодоления выше перечисленных трудностей у них недостаточно личностного опыта, поэтому у младших школьников всё чаще происходят нарушения психосоматического характера, появляются неадекватные поведенческие реакции на ситуацию (реактивная агрессия, навязчивые движения).

Программа составлена на основе пособия «Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия (автор-составитель: О.Н.Рудякова), адаптирована к условиям специального (коррекционного) образовательного учреждения. В программу внесены изменения по количеству часов, подбор упражнений варьируется в зависимости от возраста детей и степени имеющихся у них трудностей.

ОПИСАНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

Участниками данной программы являются обучающиеся, воспитанники второго класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, педагог-психолог, родители обучающихся, воспитанников. Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно – игровой деятельности с педагогом и сверстниками.

ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ

Цель программы : коррекция и развитие у обучающихся, воспитанников младших классов познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в условиях учебно – игровой деятельности.

Задачи программы:

Создать комфортные коррекционно – развивающие условия для развития сохранных функций и личностных особенностей младших школьников;

Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно – игровой деятельности.

Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

Развивать у обучающихся, воспитанников компетентность в вопросах нормативного поведения и самостоятельность действий по инструкции педагога.

НАУЧНЫЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида – это принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.

Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. В соответствии с теоретическими положениями Л. С. Выготского о структуре дефекта и возможностях его компенсации следует различать у ребенка первичный дефект и вторичные осложнения. Характерными для детей с интеллектуальным недоразвитием являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие.

Обучение для ребенка с интеллектуальным недоразвитием более значимо, чем для нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.

Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации и интеграции детей в обществе.

Данная программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.

Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Для младших школьников – это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.

Курс занятий по данной программе является коррекционно-направленным и должен опираться на принципы коррекционно-развивающего обучения.

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции.

Этот принцип реализуется в двух аспектах:

Началу любой коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.

Реализация коррекционно-развивающей работы требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Только такой контроль позволяет вовремя вносить необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию активной деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию обучающегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ УКАЗАННЫХ ЦЕЛЕЙ И ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Данная программа востребована в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в целях обеспечения линии индивидуально-ориентированного сопровождения, а также в организации и содержании деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов, в составлении индивидуально-коррекционного образовательного маршрута. Данная программа может служить ориентиром разработки образовательных индивидуально-ориентированных программ служб сопровождения образовательных учреждений в рамках стратегии междисциплинарного взаимодействия специалистов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа включает в себя функциональный модуль педагога-психолога.

Модуль педагога-психолога содержит:

— «Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста» автор Семаго Н.Я., Семаго М.М.

— «Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей» автор С. Д. Забрамная, О.В. Боровик.

— Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников. Программа компьютерной обработки блока психологических тестов.

— «Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А. Стребелевой.

Психолого – педагогическая программа по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности младших школьников» автор – составитель О.Н. Рудякова.

— календарно-тематические планы, конспекты занятий по различным видам нарушенного психологического развития.

Материалы для процедуры аттестации

Развитие эмоционально-волевой сферы — один из важных аспектов воспитания ребенка.
В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.
Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей, особенно в раннем возрасте. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

• Агрессивные дети.
• Эмоционально — расторможенные дети.
• Тревожные дети.

К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения, относятся:
• природные особенности (тип темперамента)
• социальные факторы:
— тип семейного воспитания;
— отношение учителя;
— отношения окружающих.

В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:
• расстройства настроения;
• расстройства поведения;
• нарушения психомоторики.

Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.
Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии.

Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей:
-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;
-нарушение режима дня;
-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);
— желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;
— неблагополучное положение в семье.
-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;
-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;
— снижение двигательной активности;
— недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Читайте также  Развивающая игрушка забавный слон шарами

Цель использования технологии: п овышение уровня развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством психолого-педагогического сопровождения формирования их эмоциональной сферы.

Задачи развития эмоционально – волевой сферы у дошкольников в возрасте 5 лет.
1. познакомить детей с основными эмоциями,
2. способствовать осознанию собственных эмоций,
3. формировать умение понимать эмоции других людей,
4. развивать способность выражать свои эмоции вербально и невербально,
5. формировать умение выражаться свои негативные эмоции социально приемлемыми способами,
6. развитие рефлексии,
7. формирование адекватной самооценки у детей,
8. обучение детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения,
9. создание условий для творчества и самовыражения дошкольников.

Описание порядка использования технологии в практической профессиональной деятельности:

  1. Комфортная организация режимных моментов.
  2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурнооздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры т.д.).
  3. Игротерапия (сюжетноролевые, коммуникативные игры).
  4. Арттерапия (рисование, ритмопластика, танец).
  5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
  6. Психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика).
  7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.
  8. Задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов.
  9. Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы).

В ходе изучения различных эмоций, дети учатся управлять ими, преодолевают барьеры в общении, начинают лучше понимать других и себя, освобождаются от психоэмоционального напряжения.

Методы и приемы развития эмоционально – волевой сферы дошкольника

  1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы)
  2. Психогимнастические игры, в которых формируется:
  • принятие своего имени;
  • принятие своих качеств характера;
  • принятие своего прошлого, настоящего, будущего.
  1. Коммуникативные игры:
  • игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»;
  • игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
  • игры, обучающие умению сотрудничать.
  1. Игры и задания, направленные на развитие произвольности осознания таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
  2. Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
  3. Релаксационные методы — использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации (дыхательные техники).

Основные преимущества используемых методов при развитии эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Игры-драматизации.

Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Каждая часть занятий решает не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжете игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.

  1. Психогимнастика

Выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. Например, ребенок не только выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе. Это упражнение доставляет ему массу удовольствия, включает его фантазию, улучшает ритмичность движения. При этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

  1. Упражнения на эмоции и эмоциональный контакт

Они направлены на развитие у детей способности понимать, осознавать, правильно выражать и полноценно переживать свои и чужие эмоции.

  1. Коммуникативные упражнения

Это упражнения, при которых происходит тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга (эмоциональные проявления и контакты — пантомимы). В эти упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению и оценка эмоций. Главным инструментом, которым овладевает ребенок, выполняя данные упражнения, является умение сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, свободно проявлять эмоции, активно общаться.

  1. Мимические и пантомимические этюды

Этюды, в которых выразительно изображаются отдельные эмоциональные состояния (радость, удивление, интерес, гнев и другие), связанные с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. С помощью этюдов дети знакомятся с элементами выразительных движений мимикой, жестом, позой, походкой.

  1. Психомышечная тренировка

Нацелена на снятие психоэмоционального напряжения. Внушение желательного настроения. Закрепление положительных эмоций, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность детей, и приводящих в равновесие их эмоциональное состояние.

  1. Элементы психологического тренинга

Позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, окружающую ребенка, а также найти выход из нее как с положительным, так и с отрицательным результатом. В данном случае ребенок наглядно может убедиться в том, что в любой ситуации можно найти несколько вариантов решений.

Таким образом, наиболее существенными направлениями в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья будут следующие:

  1. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:
  • оздоровительно-профилактической гимнастики;
  • физкультминуток;
  • спортивных игр;
  • подвижных игр (в том числе народных);
  • игровых заданий и упражнений;
  • досугов.
  1. Игротерапия:
  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
  • коммуникативные игры;
  • дидактические игры.
  1. Арттерапия:
  • рисование;
  • ритмопластика;
  • танец;
  • музыкально-ритмические движения.
  1. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
  2. Психогимнастика:
  • этюды;
  • мимика;
  • пантомимика.
  1. Посещение комнаты психологической разгрузки.
  2. Задания, направленные на:
  • организацию совместной деятельности;
  • составление рассказов;
  • организацию театрализованных игр и т.п.
  1. Использование наглядных пособий:
  • фотографий;
  • рисунков;
  • схем;
  • символов;
  • графических изображений.

Введение щадящего режима, четкого последовательного чередования умственного труда и отдыха, смены видов занятий, использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность детей.

В качестве методической основы взяты программы С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник, О.Л. Князевой.
Занятия по данной программе могут быть рекомендованы детям с незрелой эмоционально – волевой сферой. Противопоказана детям аутичным, гиперактивным, с выраженными чертами агрессивности и враждебности. С такими детьми сначала необходимо провести индивидуальную работу.
Программа включает 16 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6-8 человек.

Данная технология доступна для применения в детском саду специалистами области детской психологии и способствует гармонизации личности ребенка, полноценному его развитию. Говоря о гармоничном развитии ребенка, мы подразумеваем гармонию эмоциональной сферы и интеллекта.

Полученный результат

В результате использования технологии улучшаются показатели следующих сфер развития психических процессов ребенка:

  1. Познавательных и психических процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.
  2. Интеллектуальной сферы: мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  3. Эмоциональной сферы: научаются выражать свои чувства, лучше понимать чувства других людей, чувствовать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека.
  4. Коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения.
  5. Волевой сферы: произвольности психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  6. Научаться творчески самореализовываться.

Отмечается стабилизация положительной динамики состояния эмоционального благополучия детей: они стали более свободными, не отмечается чувство тревожности, незащищенности, конфликтности. Раскрываются индивидуальные особенности ребенка и стабилизируется эмоциональное состояние.

Развитие познавательной эмоциональной личностной сфер детей

Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста я в своей работе выявляю, используя метод наблюдения, а также различные диагностические методики.

Регулярные наблюдения за детьми в естественных ситуациях — в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него, позволяют достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада при взаимодействии с воспитателями, родителями и со сверстниками, в процессе организации деятельности и отдельных режимных моментах.

Более углубленную диагностику по результатам наблюдения или по запросу педагогов, родителей уже провожу используя ту или иную, подходящую в конкретном случае, диагностическую методику.

Представляю комплекс методик,

используемых мною для оценки состояния эмоционально-волевой сферы.

Диагностика эмоциональной сферы дошкольник (Л.П.Стрелкова)

Диагностика и развитие эмоциональной сферы ребенка предполагает выделение следующих параметров:

— адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

— дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

— широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка;

— адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Методика «Волшебная страна чувств»

(Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка

Задачи:

• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.

• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.

• Развивать у детей навыки самоконтроля.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методика «Выбери нужное лицо»

Данная методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Методика «Контурный САТ-Н

(Детский апперцептивный тест

Л. Беллак, О. Беллак)

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального раз вития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: