Развитие памяти у детей в детском саду

Развитие памяти в дошкольном возрасте

В возрасте 5–7 лет у детей наблюдается интенсивная умственная деятельность. В это время дошкольники познают окружающий мир, учатся думать, взаимодействовать с людьми и предметами, анализировать, усваивают нормы поведения. Во все эти процессы вовлекается память. Количественному наращиванию её объема способствует расширение кругозора, различные развивающие занятия.

В дошкольном возрасте важно не перегрузить детский мозг информацией. Объём новых знаний должен быть таким, чтобы ребёнок мог им пользоваться, то есть воспроизводить и запоминать полученные сведения.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Некоторые исследователи замечают, что особенности развития памяти у детей дошкольного возраста высоки, а на протяжении всей жизни возможность запоминать быстро будет компенсироваться объёмом информации за счет скорости. В таком случае ребёнок запоминает всё механически, это способ овладения языком, понимание строения окружающего мира. Именно в этот период советуют наибольшее внимание уделять развитию памяти у дошкольников, поскольку закладывается фундамент дальнейшей жизни и формирования личности. Чем он будет обширней, многогранней и крепче, тем ребёнку будет проще познавать окружающий его мир.

развитие памяти у дошкольников

Классификация видов памяти

В современной науке принято выделять некоторые классы памяти в группы:

  • Вид психической активности подразумевает память через образы. К ней относятся воспоминания посредством сенсорных систем организма, например, через зрение, вкус, слух, обоняние, тактильные ощущения. Также к этому виду относятся эмоциональная и двигательная память.
  • Разница в осознанности. Память делится на неосознанную, которая появляется скрытно, и осознанную, в ходе которой человек пытается припомнить знания, почерпнутые ранее.
  • Продолжительность запечатления образов. К этому классу относят:

— Мгновенную – несколько секунд удержания образа информации;

— Кратковременную – 20-30 секунд с запоминанием 4-8 элементов информации;

— Оперативную. Сохраняет информацию до конца текущего действия;

— Долговременную. Составляет основу получения знаний на долгие года, она рассчитана на использование, которое предполагает множество восстановленных в памяти образов.

развитие памяти у дошкольников

Произвольное и непроизвольное запоминание

В возрасте четырёх-пяти лет дети запоминают информацию неосознанно. В их мозгу оседают наиболее интересные или случайно привлёкшие внимание явления, предметы, названия. Дошкольники не умеют ставить целей запоминания и реализовывать их, не знают приемы, при помощи которых процесс восприятия может быть проще.

Задача родителей, педагогов, учителей – к началу обучения в школе подготовить почву для перехода от непроизвольного к осознанному восприятию. Для этого необходимо:

  • развивать речь, называть окружающие предметы. В ходе эксперимента, состоявшего в демонстрации группе детей карточек с изображениями предметов, выяснилось следующее. Объекты, названия которых проговаривались, дети запомнили лучше. Из 10–12 предложенных картинок они воспроизвели по памяти 8 с озвученными названиями и только 2–3 – без них;
  • читать детям вслух, вместе рассматривать и обсуждать картинки. В этом возрасте ребята склонны подражать сказочным героям, поэтому занятия дополнительно оказывают воспитательное воздействие.

развитие памяти у дошкольников

Развитое произвольное восприятие является важным показателем готовности к началу обучения в школе. Есть дети, не желающие и не любящие учиться с первого класса. Всю энергию они тратят не на образовательный процесс, а на преодоление собственной лени. Это явление напрямую связано с развитием памяти. Ребята, плохо запоминающие информацию, не уверены в себе, скованы.

Существуют специальные занятия, на которых тренируется произвольное восприятие и развивается память. В числе упражнений – освоение мнемонических приемов, техник запоминания.

Несколько позже дети с развитым произвольным восприятием готовы к более сложным занятиям Меморикой. Это авторская методика, направленная на увеличение объема памяти, развитие внимания и его концентрации. После этого курса ребёнок сможет управлять всеми процессами своей памяти, сможет систематизировать любую полученную информацию. После прохождения курса у учеников увеличивается объем памяти, исчезает неуверенность в себе, страх перед экзаменами и контрольными.

особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Роль памяти в развитии ребёнка

Одна из базисных задач в обучении – это усвоение знаний, которыми ребёнок может легко пользоваться. Когда что-то запоминается, то уже не вызывает сложностей в воспроизведении. Знания, которые остаются в памяти, создают пласт, который готов к получению новой информации, и этот процесс бесконечен. Без этой особенности для всего человечества доставляло бы трудность делать даже самые обыденные и простые действия.

Формирование памяти у ребёнка

У детей до 3 лет память непроизвольна. Они запоминают яркие события, образы, повторяют за взрослыми фразы и выражения, особо не задумываясь об их необходимости. Позже, в 4-5 лет, создаётся произвольная память, сыну или дочери необходимо запоминать условия игр, небольших поручений, развивающих занятий. Однако он, скорее всего, не сможет запомнить вне игры какую-либо последовательность слов.

особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Упражнения на развитие памяти у дошкольников

Для домашних занятий с детьми 4–5 лет удобно использовать дидактические материалы, например, кубики, карточки с картинками. В числе полезных упражнений:

  • поиск изменений после перегруппировки;
  • нахождение лишнего предмета;
  • обнаружение нового элемента;
  • тренировка «Посмотри и повтори».

Постоянные занятия стимулируют развитие произвольного запоминания, благотворно сказываются на количественных характеристиках памяти. Чтобы развить память у дошкольника, необходимо регулярно заниматься. Только при условии постоянных тренировок, ваш ребёнок вскоре сможет быстро запоминать большие объёмы информации.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Исматуллаева, Г. Э. Развитие памяти у детей дошкольного возраста / Г. Э. Исматуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 641-644. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20444/ (дата обращения: 25.10.2021).

Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без неё невозможно усвоение социального опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна и его деятельность.

В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка. Важнейшей задачей обучения, является обеспечение такой степени усвоения знаний, при которой ребенок легко может воспользоваться ими. Полнота, точность и легкость воспроизведения зависит от того, как оно было организовано. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным.

Вступая в разнообразные отношения с окружающим, осуществляя практическую деятельность, ребенок познает и запоминает многие предметы. Большое значение при этом имеет речевая деятельность детей. Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает, с которыми оперирует, в том случае, когда он их называет. Во время практических занятий в дошкольном учреждении № 14 города Ферганы в средней группе четырехлетние дети, рассматривая картинки без целенаправленного руководства со стороны воспитателя, непроизвольно запоминали лишь по 2–3 картинки из 12, тогда как другие их сверстники, называя по просьбе воспитателя изображенные предметы, запоминали по 6 картинок из 12.

Для развития непроизвольного запоминания большое значение имеет активное восприятие детьми литературных произведений. Это выражается в сопереживании с героем и в мысленном действии с ним: ребенок сочувствует герою, хочет помочь ему поступить так же, как поступает он, ставит себя на место действующего лица. Лучшему запоминанию стихотворений способствуют и такие формы активности детей, как игровое действие, чтение в лицах, драматизация. Большое место в жизни дошкольников занимает картинка. Они помогают воспитателям закреплять знания детей об уже известных им предметах и расширяют кругозор детей, знакомя их с новыми предметами и явлениями. Картинка — важное средство развития речи, мышления, памяти и воображения.

Непроизвольное запоминание у детей значительно возрастает, если они сравнивают картинки между собой, находят общие признаки, объединяют их. Таким образом, чем более активной и содержательной является деятельность детей с материалом, тем выше оказывается продуктивность непроизвольного запоминания ими этого материала.

Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно, имеет более существенное значение для человека. Поэтому задача руководства непроизвольной память детей включает в себя задачу расширения интересов детей, воспитания их любознательности. Интерес является не только условием успешного выполнения работы, но и сам возникает в процессе ее осуществления. Следовательно, важно формировать у детей сознательное, ответственное отношение к той деятельности, которую они осуществляют, т. к. от этого во многом зависят результаты непроизвольного запоминания. Главное, что характеризует качественные изменения в памяти ребенка дошкольного возраста — это переход от непроизвольных к произвольным ее процессам. У детей четырех лет жизни память имеет непреднамеренный характер: ребенок еще не умеет ставить цель запомнить-вспомнить, не владеет способами, приемами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществлять процессы запоминания и и воспроизведения. Ребенок запоминает непроизвольно, именно оно обеспечивает ему разнообразные знания о предметах и явлениях действительности, их свойствах и связях, о людях и их взаимоотношениях. Оно обогащает эмоциональную сферу ребенка, способствует овладению речью, многочисленными действиями с предметами, формированию навыков поведения малыша с другими детьми и взрослыми.

Одной из важных предпосылок готовности детей к школе является развитие у них произвольных форм психики. Уже в дошкольном возрасте дети учатся контролировать свое поведение и действия. У них развивается произвольное восприятие, умение рассматривать предметы, вести целенаправленное наблюдение; возникает произвольное внимание. Школа предъявляет большие требования к произвольной памяти детей: с первых дней пребывания в школе перед ребенком возникает необходимость запоминать разнообразный учебный материал, помнить многочисленные правила поведения. Неумение запоминать, как и любые другие недостатки психического развития ребенка, сказываются на его учебе и влияют на его отношение к школе.

Есть дети, которые не хотят и не любят учиться. Их энергия уходит не столько на выполнение задания, сколько на преодоление своего нежелания заниматься данной деятельностью. Принуждаемые взрослыми, испытывая страх перед возможным наказанием, дети вынуждены как-то подчинятся требованиям старших, однако выполнение тех или иных дел у них связано с различными отрицательными эмоциями: они часто терпят неудачи, а это как, правило, вызывает еще большее недовольство взрослых, что неминуемо приводит к новым неприятным переживаниям ребенка. Из обобщения отрицательных эмоций как временных состояний рождается устойчивое отрицательное отношение, в данном случае нелюбовь к учебной деятельности. При этом не без воздействия взрослых ребенок утверждается во мнении, что он не сможет справиться с заданием, а убежденность в своей неспособности порождает очередные неудачи в деятельности. Сам ребенок не может выбраться из этого круга. Задача педагога-помочь ему, предоставить возможность пережить положительные эмоции, поставив ребенка в условия, при которых он испытывает радость от успеха.

Читайте также  Развивающая игрушка kiddieland ноев ковчег со звуком

Все это имеет прямое отношение к деятельности памяти. Исследования ученых (П.Зинченко, А.Смирнов, Н.Куприянов, Т.Федосеев, Е.Удальцова) убедительно показывают, что продуктивность памяти во многом зависит от состояния человека, его отношения к своим возможностям. Неуверенность в себе, боязнь ошибиться, не запомнить, опасения не вспомнить в значительной степени сковывают человека, понижают эффективность его памяти. Между тем, резервы нашей памяти огромны. В тех случаях, когда педагогу удается снять барьер неуверенности, страха, наладить благоприятных эмоциональный контакт с детьми, вызвать у них состояние «раскрепощенности», радости участия в интересной деятельности, происходит мобилизация эмоциональных и интеллектуальных сил ребенка, что в значительной степени повышает возможности как его непроизвольной, так и произвольной памяти.

Произвольная память характеризуется прежде всего тем, что она направлена на запоминание определенных объектов, связана тем, что человек ставит перед собой цель запомнить — вспомнить. Развитие произвольной памяти начинается у детей с выделения ими специальных мнемических задач на припоминание и запоминание. У ребенка цель припомнить появляется раньше цели запомнить, развитие произвольной памяти начинается с развития произвольного воспроизведения, вслед за которым уже возникает произвольное запоминание.

При выполнении практического поручения стремление запомнить наблюдается у детей трех-, четырехлетнего возраста, в процессе игры принятие цели запомнить наиболее отчетливо обнаруживается у детей в возрасте от четырех до пяти лет. Выделению, осознанию детьми мнемических целей способствую специальные игры и занятия в дошкольном учреждении и семье. При этом подготовка детей к развитию у них произвольной памяти начинается довольно рано. Среди различных дидактических игр, организуемых с детьми трехлетками для развития памяти, можно порекомендовать следующие игры: «Сделай как было», «Чего не хватает?», «Что прибавилось?», «Найди что надо», «Посмотри и запомни», «Что изменилось?» и т. д.

Выделение и принятие детьми мнемических целей происходит не только в игре. Большое значение в этом отношении имеют все виды деятельности детей: рассказы о виденном, разучивание стихотворений, наблюдения за окружающей жизнью и природой и беседы по этому поводу, лепка, рисование и конструирование по образцу, занятия по счету и т. д.

Однако, недостаточно поставить перед ребенком мнемическую задачу, нужно научить его, как запоминать, т. к. произвольная память обязательно предполагает использование определенных способов запоминания.

Какими же способами запоминания пользуются дети дошкольного возраста? Каким мнемическим приемам их следует обучать?

Самая ранняя форма активности, появляющаяся у детей при условии принятия ими цели запоминать, — это внимательное выслушивание или рассматривание, восприятие объектов и называние их. Здесь еще нет мнемических приемов в строгом смысле этого слова, однако уже такого рода активность существенно повышает продуктивность запоминания. Важным, хотя и простым, мнемическим приемом является — повторение. Организуя поведение и деятельность дошкольников, взрослые специально учат их пользоваться этим мнемическим приемом. Давая ребенку поручение принести или сделать что либо, воспитатель предлагает малышу повторить задание: «Так что ты мне принесешь? Что ты сейчас будешь делать?» и т. д. На занятиях воспитатель побуждает детей к повторению новых слов, названий, стихотворений и пр., добиваясь выработки у детей различных двигательных, сенсорных, мыслительных умений и навыков, он организует повторное выполнение ими различных движений и действий.

Более сложными и продуктивными являются способы запоминания, основанные на логической обработке материала, на установлении в нем определенных смысловых связей и отношений. Дети дошкольного возраста способны овладеть таким способом логического запоминания, как смысловое соотнесение. Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом и картинкой. Поставив перед ребенком задачу запоминания нескольких слов, можно предложить подобрать несколько картинок по смыслу сочетающуюся с данными словами. Например, к слову молоко — картинку с изображением стакана, к слову ночь — картинку с изображением лампы и т. д. После того, как дети овладели со смысловым соотнесением и поупражнялись в использовании его как мнемического приема, продуктивность запоминания у дошкольников всех возрастов значительно увеличивается.

Большое значение в развитии у детей логической памяти принадлежит речи. На специальных занятиях для лучшего запоминания детям предлагалось подбирать к словам картинки. В тех случаях, когда дошкольники анализировали материал, производили обобщение, устанавливали определенные смысловые связи между объектами, продуктивность запоминания резко увеличивалась. Таким образом, возможности памяти детей дошкольного возраста наиболее полно раскрываются в процессе активного формирования у них способов логического запоминания.

В заключении хотелось бы подчеркнуть следующее, для развития памяти у детей дошкольного возраста необходимо:

1. Развивать их непроизвольную память, накапливающую материал для последующего произвольного воспроизведения;

2. Побуждать ребенка к воспроизведению в начале при выполнении им практических поручений и в игре, а в дельнейшем, и в процессе учебной деятельности;

3. Ставить перед детьми мнемические задачи, упражняя дошкольников в запоминании, тренируя их память в деятельности, имеющей для них определенное значение. Благоприятные условия в этом отношении имеют все виды деятельности, в том числе и многие специальные занятия, проводимые в дошкольном учреждении: рисование, лепка, конструирование, различные дидактические игры, занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, разучиванию стихотворений и т. д.

4. Обучать различным способам запоминания, особое внимания уделяя на развитие логической памяти.

1. Сонин В. А. Час занимательной психологии. Москва — Воронеж. 1997

2. Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1986

3. Удальцова Е. И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. М.,2003г.

4. Голубева Л. Р. Влияние обучения на развитие у детей 6–7 лет умений обобщать и классифицировать. М.1997г.

Играем и развиваем память у дошколят

Память дошкольника можно и нужно развивать. Для этой цели с успехом применяются специальные упражнения, рекомендации, игры. Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса. Занимаясь с детьми и уделяя внимание развитию памяти, вы учите малыша запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

В чем особенности памяти дошколят

Особенности дошкольного возраста (пять — шесть лет) состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью малыш – дошкольник запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители – недостаток внимания дошкольника и слабость слуховой памяти. Без этих составляющих трудно представить качественное запоминание. Чтобы сформировать детям дошкольного возраста произвольную память добивайтесь от ребенка концентрации внимания и научите малыша слушать.

Почему важно развивать слуховую память

Присутствие у ребенка дошкольника крепкой слуховой памяти является основой успешного обучения в школе. Если в начальных классах педагоги отдают предпочтение наглядно-образным материалам, что учитывает особенности возраста малышей, то в следующие годы ребенок будет вынужден огромную часть информации воспринимать на слух. Поэтому родителям нужно уделить особое внимание развитию слуховой памяти и внимания малыша.

Игры с ребенком

Что поможет развитию произвольной и слуховой памяти

Рабочая программа, развивающая память дошкольников, учит ребенка произвольному запоминанию. Для усвоения малышом большего объема информации упражнения рекомендуется подавать в увлекательной игровой форме.

Чтобы развивать память дошкольнику нужно уметь создавать образы, рассказывать, сочинять, пересказывать и заучивать. В обучении и тренировке памяти следует использовать наглядные пособия и эмоционально преподносить запоминаемый материал. Помощниками в непринужденной учебе станут упражнения и игры для развития памяти и внимания.

Нужно учитывать особенности дошкольного возраста: неусидчивость, отсутствие устойчивого внимания, сложность слухового восприятия информации.

Рекомендации по развитию памяти дошкольника

Специалисты дают рекомендации родителям о необходимости развивать у дошкольника следующие виды памяти:

  • зрительную;
  • двигательную;
  • слуховую;
  • образную;
  • словесную.

Все виды памяти взаимосвязаны и помогают друг другу в ходе обучения и роста личности. Рабочая программа родителей по развитию памяти дошкольника должна учитывать особенности возраста и включать в себя упражнения и игры, помогающие улучшению памяти ребенка. Важно развивать внимание и усидчивость, чтобы добиться эффективного запоминания.

Играя с ребенком и выполняя упражнения, не забывайте хвалить и поощрять дошкольника. Не ругайте малыша за промахи, не стоит нервничать. Тогда интерес ребенка к занятиям не пропадет.

Игры для развития памяти и внимания

Игра – это способ донести до ребенка дошкольника необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению.

  • Игра в слова

Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.

  • «Магазин»

Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.

Игра с часами

  • «Запомни фигуру»

Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.

Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.

  • «Чего не хватает?»

Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.

Данные игры развивают зрительную память и внимание.

  • Игра в картинки

Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.

Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.

  • «Расскажи историю»

Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание.

Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.

  • «Мультфильм»

У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.

  • «Вспоминай и показывай»
Читайте также  Разводить козье молоко ребенку 3 месяца

Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.

  • «Делай как я»

Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.

Упражнения, развивающие память и внимание дошкольников

Читаем книгу с ребенком

Следующие упражнения помогают решать проблемы с неустойчивостью внимания дошкольника. Формируют осознанное восприятие и ускоряют развитие слуховой, словесной, зрительной и образной памяти. Программа упражнений составлена с учетом особенности дошкольного возраста.

  • Описание предмета

Назовите ребенку знакомое слово и попросите малыша описать внешний вид, вкус и цвет предмета. По ходу занятия задавайте дополнительные вопросы, которые заставят ребенка искать новые слова для описания.

  • Запоминание букв

Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв. Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.

  • «Рисуй и запоминай»

Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.

  • Поиск слов

Такого рода упражнения подходят только для детей, умеющих читать. На одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов. Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте малышу лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты. По истечении времени пусть малыш найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.

  • Аудиокнига

Упражнения с использованием аудиокниг помогают формированию слуховой и образной способности запоминать. Пополняют словарный запас и учат правильно выражать мысли.

Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут. Пусть малыш кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.

  • Повторение сказанного

Упражнение подходит для развития слуховой памяти и внимания. Продиктуйте малышу цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию. Спустя день пусть малыш припомнит, глядя на рисунки, названные вами буквы или цифры.

  • Прохождение лабиринтов

Разгадывание лабиринта формирует у малыша усидчивость и устойчивое внимание. Для начала предложите дошкольнику пройти лабиринт на бумаге при помощи карандаша. Затем усложните задание, попросив найти верную дорожку зрительно.

  • «Посчитай количество»

Возьмите картинки, на которых изображены предметы. Как только малыш правильно посчитал количество на одной картинке, предлагайте следующую карточку. Такое упражнение учит дошкольника распределять внимание, и вырабатывает усидчивость.

Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша. Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе.

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Все события, переживания, чувства и эмоции, которые ощущает каждый человек за свою жизнь, обязательно отражаются на его личности. Память — это наше удивительное и загадочное свойство. Это запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта.

Почему мы помним обрывки песен из далёкого детства, но иногда забываем, за чем шли в соседнюю комнату? Для чего наш мозг хранит телефонные номера или даты, которые давно не актуальны? Один лучше запоминает лица, другой — имена. От чего это зависит?

Всё дело в том, какую именно память мы используем.

Виды памяти

Все виды можно условно разделить на три группы:

  1. Что запоминает человек — задействуется двигательная, эмоциональная, словесно-логическая или образная память.
  2. Как он это делает (случайно или намеренно) — работает произвольная или непроизвольная память.
  3. Сколько хранится воспоминание — оно отправляется в кратковременную, долговременную или оперативную память.

Двигательная (или моторная) память — всё, что связано с движением. Ходьба, письмо, езда на велосипеде и другие навыки. Если мы чему-то научились однажды, то дальше это происходит как бы “на автомате”. У детей этот вид памяти возникает уже в первые месяцы жизни.

Эмоциональная память помогает сохранять чувства и эмоции, пережитые в разных ситуациях. Чем ярче окрашено событие, тем лучше оно запомнится.

Словесно-логическая (по-другому — вербальная) память есть только у человека. Выражается в запоминании мыслей, суждений и неразрывно связана с речью. Мы не помним начало своей жизни как раз потому, что не умели говорить.

Образная память соответствует пяти органам чувств. Слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая, тактильная — у каждого из нас они развиты неравномерно.

Складывая воспоминания в произвольную память, человек прилагает определённые усилия и приёмы. Непроизвольно же мы запоминаем то, что нам интересно. Этот процесс происходит сам собой.

Кратковременная память хранит информацию или события от нескольких секунд до нескольких минут. Дальше воспоминания либо переходят в долговременную память (и хранятся там месяцы, годы или всю жизнь), либо забываются. Оперативная же нужна для конкретных действий, для совершения одной “операции”.

Почему важно развивать память у детей с раннего возраста?

Не зря новорождённых детей сравнивают с белым листом, на котором ещё ничего не написано. Ведь память — это воспоминания о пережитом опыте, а его у малышей пока нет. Но взрослея, буквально с первых месяцев, младенцы накапливают разные чувства, ощущения, умения и навыки, многие из которых сохранятся на всю жизнь.

На сегодняшний день люди придумали множество способов “сохранения” важных дат, событий, списков и т.д.: от удобных планеров и чек-листов до приложений-напоминалок на телефоне и компьютере. Оно и понятно — ведь это гораздо проще, чем хранить информацию у себя в голове. Именно поэтому так важно “прокачивать” свою память самостоятельно. Это поможет вашему ребёнку:

  • легко запоминать факты, события, тексты и т.д.;
  • успешно учиться в школе;
  • мыслить нестандартно;
  • и даже находить выход из сложных жизненных ситуаций!

Нужно только помнить, что “плохую” память у детей часто путают с недостаточно развитой. А исправить это можно регулярными занятиями и тренировками.

Особенности развития памяти в разном возрасте

Возрастные особенности развития памяти можно разделить на несколько периодов.

До 2 лет

Память ребёнка начинает проявляться уже примерно в три месяца. Он учится запоминать лица и голоса родных, рассматривает окружающие его предметы, игрушки. Очень важно уже в этот период комментировать действия, называть предметы, играя с ребёнком. Это будет тренировать и зрительную, и слуховую память малыша.

Из всех видов первоначально развивается двигательная память, она к концу первого года жизни достигает уровня, который необходим для усвоения речи.

Около полугода у ребёнка проявляется и эмоциональная память. Он может расплакаться, лишь увидев то, что раньше его расстраивало. И, конечно, лучше всего запоминаются наиболее яркие моменты.

В полтора-два года возникают и образные воспоминания — слуховые, вкусовые и прочие представления.

От 2 до 6 лет

Время быстрого формирования и укрепления памяти. Запоминание в этом возрасте происходит автоматически. Дети легко и с большим интересом схватывают новые знания. Это период “почемучек”, которым всё любопытно.

Примерно с трёх лет активно развивается долговременная память. Ребёнок непроизвольно запоминает всё, что было очень эмоционально для него. Это самое благодатное время, когда вы можете использовать фантазию малыша, тренируя навык пересказа и составления рассказов.

Лучше всего откладывается в памяти информация с сюжетом. Причем сохраняется всё в кратковременную память, но при регулярном повторении воспоминания сформируют долговременную память. Если же воздействовать на разные органы чувств, то знания усвоятся ещё быстрее и лучше!

От 6 до 12 лет

Долговременная память в этот период становится более качественной. Уже перед школой дети способны к произвольному запоминанию, они понимают, что нужно постараться, чтобы запомнить то, что им задают. Но, по-прежнему, проще сохраняются знания, которые интересны.

После 12 лет

У подростков от 12 лет и старше мозг работает, как у взрослых. Память развивается только при получении и сохранении новых знаний и опыта. Поэтому важно уделять время не только школе, но и разным хобби, полезным увлечениям и спорту.

Как можно развивать память у ребёнка?

Сейчас существует огромное количество курсов и тренингов по развитию и улучшению памяти. Но вы как родитель сможете и без специальных знаний помочь в этом своему ребёнку. Есть множество упражнений на развития памяти у дошкольников в игровой форме, которые легко выполнять в домашних условиях. Вот некоторые из них:

  • Читайте книги. Читать детям нужно уже с полугодовалого возраста. Доказано, что дети запоминают не только сюжет, но и действия персонажей. С детьми 3-4 лет можно придумывать сказки самим — начало говорит взрослый, а ребёнок придумывает финал.
  • Играйте в прятки. Взрослый раскладывает несколько предметов или карточек, а после того, как малыш закрывает глаза, — убирает один предмет. Ребёнок должен отгадать, что “спряталось”.
    Усложнённый вариант: не убираем игрушку, а меняем несколько из них местами. Нужно восстановить правильный порядок.
  • Тренируйте внимательность. Для дошкольников отлично подойдут парные картинки “найди отличия”. Или различные лабиринты. Или картинки, на которых нужно найти определённое количество предметов.
    Для школьников — задачки по разным учебным предметам на внимание.

Анна Андреевна попросила первоклассников подготовить к уроку репродукции картин, на которых изображена весна.
Посмотри на репродукции, которые принесли в класс ребята. Везде ли здесь действительно нарисована весна?

С какого возраста развивать память и внимание у детей

Такой сложный психофизиологический процесс, как память, требует постоянной тренировки. В отличие от взрослых людей, которые уже обладают хорошей памятью, дети ещё не способны правильно обрабатывать информацию и запоминать то, что действительно нужно.

Задача родителей — помогать ребёнку развивать память, обеспечивая для этого необходимые условия. Если не уделять этому внимания, в будущем у ребёнка могут возникнуть проблемы как в учёбе и на работе, так и в повседневной жизни.

Читайте также  Центр развития ребенка детский сад 1387

Как происходит процесс запоминания у детей разных возрастов

До 2 лет

В этом возрасте дети не способны запоминать большое количество информации. Но примерно с шести месяцев малыши проявляют первые признаки развития памяти: они помнят и пытаются воспроизвести определённые звуки.

От 2 до 6 лет

В это время большинство детей учится говорить и воспринимать речь. Приближаясь к школьному возрасту, ребёнок начинает использовать все сохранённые ранее данные. Лучше всего запоминаются не сухие факты, а информация, которая связана с историей или сюжетом.

От 6 до 12 лет

Дети учатся справляться с более сложными задачами, читать, считать и вычислять. В этом возрасте начинает развиваться долговременная память, благодаря чему процесс запоминания протекает легче.

От 12 лет и старше

Благодаря получению новых знаний, развитию навыков и опыту, детский мозг начинает работать, как у взрослых. В этот период рекомендуется записать ребёнка в какой-нибудь кружок или предложить интересное хобби, так как в этом возрасте он начинает ясно осознавать, что именно ему интересно. Попробуйте направить его увлечения в правильное русло.

Какие виды памяти существуют

Двигательная память развивается у новорождённого в первую очередь. Она помогает малышу учиться сидеть, ползать, ходить, держать в руках ложку или игрушку.

Эмоциональная память в начале жизни носит больше рефлекторный характер: родитель рядом — малыш спокоен, родитель далеко — малышу одиноко. И только к шести месяцам ребёнок начинает запоминать эмоции более осознанно и может расплакаться, если показать ему игрушку, которой накануне он случайно ударил себя по лицу. В этот период малыш с лёгкостью узнает членов семьи: видит маму и улыбается, посторонним же людям улыбаться вряд ли станет. Именно эмоциональная память делает узнавание возможным.

Образная память формируется у малышей ближе к году. Они не только запоминают вкус, прикосновения или образы, но и создают ассоциации, связанные с этими воспоминаниями. Через образную память ребёнок формирует свои представления о мире.

Словесно-логическая память помогает ребёнку формулировать и воспроизводить мысли. Однако этот вид памяти начинает работать, если малыш научился говорить хотя бы 10–20 слов.

Кратковременная память у каждого ребёнка имеет свой объём, так как это индивидуальная способность, данная природой. Она сохраняется на всю жизнь практически без изменений. Кратковременная память позволяет воспринимать новые данные, сразу сортировать их и оставлять только то, что нужно.

Долговременная память — место, куда отправляются полученные из кратковременной памяти данные. Развивается этот вид памяти у некоторых детей до года, а у кого-то — чуть позже.

Оперативная память необходима для сохранения временной информации. Например, когда мы складываем два числа в уме, промежуточную сумму после сложения десятков мы оставляем «в уме».

Способы развития памяти у детей разных возрастов

Трёхлетний ребёнок плохо воспринимает обучение в «школьном» формате, и единственный способ что-либо тренировать с малышами — это игра. Усложнять задания следует постепенно, основываясь на способностях ребёнка.

До 3 лет

«Повторяй за мной»

Суть упражнения в том, чтобы показать ребёнку несколько движений, которые он должен точно повторить. Вы можете менять условия, превратить игру в логопедическую, если попросите ребёнка повторять движения языка и губ.

Плюс этого упражнения не только в том, что во время физических упражнений кровь быстрее насыщается кислородом и активизируется мозговая деятельность, но и в удовольствии — дети любят подвижные и весёлые игры.

«Что исчезло?»

Выставите несколько игрушек перед малышом и попросите запомнить их. Затем попросите его отвернуться и уберите один из предметов. Повернувшись обратно, ребёнок должен заметить, какой предмет и откуда пропал. Предметы могут не пропадать, а меняться местами или добавляться, а изменения могут происходить с несколькими предметами сразу.

Если ребёнок легко справляется с задачей, условия можно поменять: спрячьте игрушку ребёнка и разыграйте с ним сценарий, в котором кто-то похитил эту игрушку, и её надо срочно вызволить из плена.

Сначала «похищайте» крупные и заметные игрушки, затем более мелкие и менее привлекательные. После того как ребёнок вспомнил, какой игрушки не хватает, можно устроить квест и искать пропажу по принципу «горячо — холодно». Можно искать по подсказкам, по фотографии или другим способом.

«Найди отличия»

Детям до двух лет можно предложить сравнить одинаковые на первый взгляд картинки или предметы.

Собирая с ребёнком цветные кубики, называйте их цвета. Ближе к трём годам важно научить ребёнка пересказывать прочитанные ему сказки и стихи. Задавайте малышу много вопросов — такой метод не только развивает память, но и речь.

От 3 до 4 лет

Особое внимание в этом возрасте следует уделить развитию образной и словесно-логической памяти.

«Рассказ»

Покажите ребёнку картинку и попросите его охарактеризовать её: что на ней нарисовано, какие эмоции у персонажей на ней, что они делают и что с ними будет потом.

«Карточки с картинками»

Главная цель упражнения — научить ребёнка фантазировать. Покажите ему карточки, на которых изображены животные. Затем уберите картинки и попросите его представить, что он гуляет по зоопарку. Называйте тех животных, которых малыш увидел на карточках, но нескольких пропустите. Пусть малыш скажет, кого не хватает в зоопарке. Постепенно увеличивайте количество карточек-картинок.

«На вкус и цвет»

Это упражнение развивает связь между разными видами памяти. Попросите ребёнка представить яблоко. Пусть он подробно расскажет, какой оно формы, цвета и какое на вкус. Затем попросите описать лимон, апельсин, арбуз и так далее.

«Маршрут»

Предложите ребёнку проговорить маршрут до известного ему места: садик, парк, детская площадка. Чтобы усложнить задачу, попросите ребёнка описать маршрут в обратную сторону или объяснить другому человеку путь до места, где тот ещё ни разу не был.

Методика Марии Монтессори

Этот метод отлично подойдёт детям от 3 до 5 лет, которые начинают учить буквы. Для тренировки по Мотнессори вам потребуются карточки с буквами. Вы можете изготовить их самостоятельно или купить готовые. Попросите ребёнка пальцем обвести контур буквы и назвать звук. Как только малыш выучит согласные и гласные звуки, переходите к словам и несложным фразам. Метод Монтессори помогает ребёнку не только научиться читать, но и развивать мелкую моторику и логику.

Карточки Домана

Методика Домана основана на работе с карточками, которые помогают запоминать информацию. Вы можете создать карточки самостоятельно или приобрести готовые в книжном магазине. Сначала покажите малышу первые 15 карточек с простыми словами и проговорите их. Потом попросите ребёнка повторить сказанное вами. Когда он освоит все карточки, составляйте из слов словосочетания. Эта методика не только развивает память, но и помогает запоминать новые слова, даже иностранные.

от 5 до 6 лет

В этом возрасте важно тренировать кратковременную память.

Логические ряды

Покажите ребёнку изображения нескольких предметов в ряд, потом перемешайте карточки и попросите его вернуть картинки в исходное положение.

Запоминание деталей

Поиграйте с рёбенком в сыщика, который внимательно запоминает детали. Покажите фотографию человека и его досье, состоящее из слов и словосочетаний: «любит мороженое», «живет с собакой», «носит полосатые носки». Потом предложите ребёнку опознать человека по описанию. Можно купить карточки с изображениями людей, животных или транспорта. Разложите картинки перед ребёнком, опишите одну из них и попросите ребёнка выбрать карточку согласно характеристикам.

Графические упражнения

«Соединялки», лабиринты и «обводилки» — кладезь заданий. Предложите ребёнку задания, где надо соединить точки, чтобы получился узор, рисунок, буква или слово. Графические упражнения также развивают мелкую моторику.

Дополнив упражнения ассиметричной пальчиковой гимнастикой, мы получаем хороший «брейн-фитнес» для дошкольника, который помогает развиваться, готовиться к школе и разнообразить общение взрослого с ребёнком.

от 6 до 12

В этот период на ребёнка обрушивается огромный объём новой информации в школе. Не следует требовать от школьника заучивать всё наизусть — так будет тренироваться только кратковременная память, но не долговременная. Формат занятий лучше оставить игровым, он по-прежнему остаётся для ребёнка наиболее приемлемым. Поручайте ребёнку разгадывать кроссворды и ребусы или соединять слова в логические цепочки: огород, грядка, картошка, ведро, печка, пирожок с картошкой.

от 12 лет и старше

В этом возрасте ребёнок легко воспринимает новую информацию, умеет выстраивать логические связи, создавать образы, сохранять их в памяти. Воспользуйтесь этим, чтобы дать необходимый толчок к следующему этапу развития подростка.

Попросите подробно рассказать, как ребёнок провёл день в школе: какого цвета были шторы в классе, какой узор был на них, какие цветы стоят на подоконниках. Расспросите его о деталях внешности людей, которых он видел: во что они были одеты, какие черты лица у них были, каковы эти люди, по мнению подростка, — добрые или не очень. Такой подход развивает эмоционально-ассоциативную память.

Общие советы

Не ругайте ребёнка

Если в процессе тренировки ребёнок что-то забыл, вернитесь к началу и попробуйте ещё раз. У каждого малыша преобладает какой-то один или два вида памяти. Важно понять, как именно ваш ребёнок лучше запоминает информацию, и построить тренировки согласно его особенностям. Вместо порицания поощряйте ребёнка — так он будет замотивирован заниматься дальше.

Следите за режимом дня

Если вы заметили, что у ребёнка младшего школьного возраста появились проблемы с запоминанием, а учителя жалуются на рассеянность, пересмотрите его режим дня и проследите, чтобы он соблюдал его.

Следите за питанием

Кормите ребёнка полезными продуктами, которые благоприятно влияют на работу мозга. Включите в меню жирную рыбу, икру, зелёный горошек, овсянку, грецкие орехи, чернику, шоколад, льняное масло, яблоки, морковь и киви.

Проверяйте знания

Чтобы долговременная память хорошо работала, спрашивайте ребёнка о выученном сначала один раз в неделю, затем раз в месяц.

Не заставляйте

Когда ребенок занимается из-под палки, он получает нулевой результат или начинает негативно относиться к учёбе. Если малыш не хочет заниматься в этот раз, не заставляйте его.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: