Развитие основных видов движений детей дошкольного возраста

Формирование основных движений у дошкольников с учетом возрастных особенностей

Нельзя недооценивать значение основных движений. Ребенок, не владеющий в достаточной степени своими движениями, часто испытывает неуверенность в своих силах, проявляет беспомощность, он боится самостоятельно преодолевать препятствия, которые возникают на его пути.

Ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие – эти движения являются основойдля всестороннего физического развития ребенка: укрепляет мышцы, способствует развитию сердечно — сосудистой, дыхательной, нервной систем, а так же воспитанию физических качеств (ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость и др.)

Если говорить о проблемах современных детей, то, прежде всего, нужно сказать, что потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, если раньше почти все дети посещали различные кружки и спортивные секции, то сейчас предпочтение отдается телевизору, компьютеру, в лучшем случае так называемым «сидячим играм» (мозайка, лото, пазлы).

Поэтому весьма важной задачей физического воспитания дошкольников является формирование у них правильных навыков основных движений, которыми они пользуются в своей жизни – бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание. Они называются основными потому, что человек пользовался ими с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападений. Эти движенияи в настоящее время имеют важное значение для человека: одни из них (ходьба и бег) являются средствами передвижения; другие используются в естественных условиях (прыжки через канаву); третьи (ходьба и бег на месте, ходьба скрестным шагом, бросание и ловля мяча и др.) применяются для решения задач физического воспитания.

Ко времени перехода в школу дети должны овладеть не только хорошим физическим развитием, но и достаточным объемом навыков и умений. Все что поможет детям быстро включиться в новый режим школьной жизни, связанный, помимо всего прочего с необходимостью длительного сидения в однообразной позе за партой и напряженной интеллектуальной деятельностью на уроках.При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребенок может стать лишь в том случае, если будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении: дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статикой. Выработка прочных двигательных навыков облегчает деятельность человека в быту и труде. Для выполнения уже привычного действия не требуется большого внимания, движение выполняется почти автоматически. Вместе с тем прочные навыки позволяют действовать более уверенно в новых для человека условиях, творчески использовать свои умения в зависимости от обстоятельств.

Дети младшего дошкольного возраста отличаются большой двигательной активностью, стремлением к самостоятельности. Они уже уверенно, хотя и своеобразно, выполняют наиболее употребительные основные движения – ходьбу, бег, некоторые виды лазанья, подскоки, элементарные движения отдельными частями тела. У них имеется некоторый двигательный опыт, приобретенный в быту, играх с игрушками и пособиями, есть определенный круг представлений об окружающих явлениях, опыт общения с взрослыми и детьми.

Движения у малышей несовершенны, неточные, сознательное управление движениями еще не ограниченно. Это объясняется недостаточным развитием опорно–двигательного аппарата, нервной системы организма в целом.

Малыши быстро утомляются. Поэтому они могут выполнять задания с небольшой нагрузкой, в процессе которой происходит чередование движений с различным напряжением возбуждающих и успокаивающих детей.

Движения дети выполняют схематично, несогласованно, часто замедленно. Объяснения они понимают лучше, если видят, как взрослый выполняет движение, и одновременно двигаются сами. В любом задании дети должны почувствовать удовлетворение, получить положительную оценку.

На пятом году жизни ребенка происходят существенные изменения в работе отдельных систем организма, определенные качественные сдвиги в развитии речи, мышления, всех сторон психики.

Под руководством взрослого дети могут дать элементарный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Определенная устойчивость внимания, развитие двигательной памяти, мышления, воображения, позволяет постепенно перейти к новым формам обучения. Дети уже в состоянии сначала посмотреть на показ упражнения, спокойно выслушать объяснение, а затем уже выполнить задание.

К этому периоду позвоночник в основном сформирован, хотя ещё податлив к изменению, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличивается удельный вес, сила мышц, улучшаются их функции. Это положительно сказывается на быстроте, темпе, ритме движений. Дети старшего дошкольного возраста лучше осваивают движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Более точными и техничными становятся движения отдельных частей тела (например, прямую ногу вытянуть вперед, поставить на носок, оттянуть его и повернуть наружу).

На шестом году жизни детям становится доступным анализ свойств и качеств движений, различных мышечных ощущений, овладение весьма тонкими и сложными координациями. Они могут различать в содержании движений не только его основные элементы, но и детали. На седьмом году жизни дошкольники начинают осваивать более тонкие движения в действии. Движения выполняются более осознанно, точно и самостоятельно.

Оценка движений приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка. Детей интересует качество движений, их привлекает форма соревнования. Они начинают понимать красоту, грациозность движения.

Новые двигательные навыки формируются легче, дети почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений. Появляется возможность выполнения упражнений в разных вариантах. Дети многое умеют, и усложнение работы с ними идет не только за счет усложнения самого материала, увеличения требований к качеству выполнения движений.

Однако необходимо понимать, что любая формапроизвольной деятельности ребенку 6-7 лет еще трудна: физическое и нервное напряжение не может быть длительным. Поэтому новые движения сочетаются с чувственными движениями. Старших дошкольников увлекают разнообразные виды деятельности – игровая, учебная, бытовая, трудовая.

Использование основных движений в дозировке доступной детям, и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей. Совершенствуя основные движения, наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления. Ребенок должен усвоить показанное ему движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно.

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъем от проявленных двигательных действий. Необходимо стремиться поддерживать у ребят интерес к движениям.

Формирование основных движений у детей второго года жизни посредством игровых упражнений 1 слайд. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я Французова Олеся Александровна инструктор по физической культуре в СРП хочу представить вашему.

Использование подвижных игр и спортивных упражнений для закрепления навыков выполнения основных видов движений дошкольников Доклад к педсовету В историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Физиологи считают.

Конспект занятия по проведению основных видов движений для детей старшего дошкольного возраста Конспект на проведение основных видов движений для детей старшего дошкольного возраста Основные виды движений 1. Прыжки в длину с места.

Консультация для родителей «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей» Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед.

Консультация для воспитателей и родителей. Учёт возрастных особенностей дошкольников при организации разных видов деятельности Дошкольный возраст — возраст активного познания окружающего мира. Когда закладываются основы здоровья, умственного, нравственного и эстетического.

Организация предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детейОрганизация предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей Именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют.

Особенности развития у дошкольников основных видов движений Для всестороннего развития дошкольников важно своевременно овладеть основными видами движений – прыжками; ползаньем; лазаньем; метанием;.

Примерное занятие на развитие основных движений детей 2–3 лет Конспект занятия по физической культуре, 2-я младшая группа Задачи: 1. Закреплять умение ходить и бегать по кругу. 2. Упражнять в прыжках.

Программа «Организация здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения с учетом региональных особенностей Севера» Паспорт программы Наименование программы «Организация здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения с учетом региональных особенностей.

Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесберегающей деятельности педагога Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур по теме «Учет возрастных особенностей детей.

Возрастные особенности развития основных видов движений и физических качеств у детей дошкольного возраста (в условиях направленного физического воспитания) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Безденежных Г. А., Завьялова О. Б.

В статье представлены результаты исследования уровня физической подготовленности и уровня развития двигательной образованности дошкольников, выявлены возрастные особенности развития физических качеств и формирования двигательных умений и навыков.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Безденежных Г. А., Завьялова О. Б.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности развития основных видов движений и физических качеств у детей дошкольного возраста (в условиях направленного физического воспитания)»

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (В УСЛОВИЯХ НАПРАВЛЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ)

AGE CHARACTERISTICS OF DEVELOPMENT OF THE MAIN TYPES OF MOVEMENT AND PHYSICAL QUALITIES IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF DIRECTED PHYSICAL TRAINING

Аспирант кафедры борьбы КГПУ им. В.П. Астафьева E-mail: bezdarna@mail.ru

Post-graduate student, Faculty of Physical Education of the Krasnoyarsk State Pedagogical University of V.P. Astafiev E-mail: bezdarna@mail.ru

Доцент КГПУ им. В.П. Астафьева, кандидат

Associate professor of the Krasnoyarsk State Pedagogical University of V.P. Astafiev, Candidate of Sciences (Education)

Аннотация. В статье представлены результаты исследования уровня физической подготовленности и уровня развития двигательной образованности дошкольников, выявлены возрастные особенности развития физических качеств и формирования двигательных умений и навыков.

Annotation. The article presents the results of the evaluation of the physical fitness and motor development levels in preschool children. The data demonstrates age characteristics of development of physical qualities and motor skills and abilities.

Читайте также  Топ 10 развивающих игрушек

Ключевые слова: физическое развитие, физические качества, двигательные способности, шкала, исследование уровня развития, возрастные особенности.

Keywords: physical development, physical qualities, motor abilities, scale, evaluation of the level of development, age characteristics.

Двигательное развитие — одна из основных линий развития детей дошкольного возраста. Помимо собственной значимости — это еще и важнейший фактор разностороннего развития личности ребенка. Традиционно двигательное развитие рассматривается в теории и практике дошкольного образования как формирование у детей двигательных умений и физических качеств, в совокупности представляющих определенный уровень их физической подготовленности, который во многом отражает функциональные возможности систем организма. Однако феномен физической подготовленности стал постепенно превращаться в самоцель и выступать чуть ли не единственным критерием оценки не только двигательного развития детей, но и физического воспитания в целом [1, с. 3].

В ДОУ появилась тенденция «подтягивания» детей к установленным нормативам без учета особенностей их здоровья и физического развития. Концептуально изменилось отношение к понятию «развитие». Нам представляется, что рассматривать двигательное развитие дошкольников только в контексте физической подготовленности, значит не учитывать современные научные психолого-педагогические исследования в области целостного развития ребенка. Оценка физической подготовленности с помощью существующих методик не дает объективной картины двигательного развития ребенка. Это связано с тем, что эти системы опираются на ограниченный набор тестов, оценивающих функционально-двигательные способности детей, оставляя без внимания уровень двигательной образованности [2, с. 5].

Поэтому вполне объективным будет вывод о том, что этот критерий при оценке двигательного развития ребенка не может быть главным, а тем более — единственным [4]. С целью уточнения особенностей развития двигательных умений и навыков, оценки уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста в течение 2011/2012 учебного года были рассмотрены показатели их развития на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 193 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» г. Красноярск, реализующего программу «Детство». В исследовании приняли участие 92 ребенка дошкольного возраста, из них 53 мальчика и 39 девочек.

Оценку уровня физической подготовленности дошкольников мы осуществляли, используя следующие контрольные упражнения (тесты):

1. Прыжок в длину с места, см.

2. Метание набивного мяча, см.

3. Поднимание туловища из положения лежа на спине в течение 30 секунд, количество раз.

4. Бег 30 метров, сек.

5. Наклон вперед из положения сидя, см.

Данные тесты прошли широкую апробацию в ДОУ различного вида, используются почти во всех образовательных программах дошкольников; утверждены Министерством образования и науки РФ; полностью соответствуют анатомофизиологическим особенностям дошкольников; не требуют больших временных затрат; позволяют прослеживать ди-

намику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

Обработка данных осуществлялась стандартными статистическими методами с учетом средней арифметической (М), средней ошибки (^), достоверности различий по ^критерию Стьюдента.

В табл. 1 представлены результаты исследования уровня физической подготовленности дошкольников.

Исследование уровня развития физической подготовленности

Группа Пол Прыжок в длину, см. Метание набивного мяча, см. Поднимание туловища, раз Бег 30 метров, с. Наклон вперед, см.

Младшая М 20 ± 5,5 75,7 ± 14,8 — 12,2 ± 0,6 4,4 ± 0,3

Д 31 ± 11,7 66,6 ± 21,8 — 12,5 ± 0,9 5,7 ± 0,9

Достоверность различий (^) 2,459 0,921 — 0,945 3,215

Р<0,05 Не дост. — Не дост. Р<0,01

Средняя М 66,8 ± 12,6 141 ± 70,5 6,5 ± 4,8 9,7 ± 2 6,4 ± 1,8

Д 52 ± 16,7 110 ± 31,1 3,7 ± 3,6 10,1 ± 0,4 7,5 ± 1

Достоверность различий (^) 2,5 1,374 1,503 0,680 1,350

Р<0,05 Не дост. Не дост. Не дост. Не дост.

Старшая М 93,9 ± 29,3 201 ± 61,5 11,2 ± 6 8,5 ± 0,8 7,4 ± 0,7

Д 86,4 ± 14,8 211 ± 63,2 9,67 ± 5,9 8,6 ± 0,7 8,4 ± 1,2

Достоверность различий (^) 0,740 0,310 0,494 0,221 1,377

Не дост. Не дост. Не дост. Не дост. Не дост.

Подготови- тельная М 105 ± 12,7 259 ± 33,9 21,4 ± 8,2 7,6 ± 0,7 8,1 ± 1

Д 117 ± 19,7 216 ± 75,1 18,5 ± 4,8 7,7 ± 0,4 8,2 ± 0,9

Достоверность различий (^) 1,226 1,230 0,991 0,574 0,172

Не дост. Не дост. Не дост. Не дост. Не дост.

Полученные результаты свидетельствуют об увеличении среднегрупповых показателей в возрастном аспекте. В возрастном периоде от 3 до 7 лет, то есть за время пребывания ребенка в детском саду отмечается следующий прирост результатов. Так, дальность прыжка в возрасте от 3 до 7 лет увеличивается в среднем на 84 сантиметра, наиболее ин-

тенсивный прирост в этом упражнении наблюдается у мальчиков в возрасте от 3 до 4 лет и у девочек в возрасте от 4 до 5 лет.

Дальность броска набивного мяча от 3 до 7 лет увеличилась на 184 сантиметра у девочек и на 150 сантиметра у мальчиков. Максимальное повышение результатов наблюдается в возрасте от 4 до 5 лет, в среднем результат увеличивается на 80 сантиметров. Уровень гибкости с возрастом увеличивается на 4 сантиметра, как у мальчиков, так и у девочек.

Совершенствование физической подготовленности девочек в возрасте от 3 до 7 лет выражается в приросте скорости бега. Так, время пробегания дистанции 30 метров сократилось на 4,6 секунды. Наиболее интенсивно этот показатель возрастает в возрасте от 3 до 4 лет — 2,5 секунды.

Уровень развития силовых качеств мы оценивали по упражнению «поднимание туловища из положения лежа на спине в течение 30 секунд». Максимальный прирост результатов в этом упражнении отмечался у девочек и у мальчиков в возрасте от 6 до 7 лет.

В аспекте сравнения величин двигательных характеристик детей разного пола следует подчеркнуть превосходство девочек над мальчиками в 3 года по результатам прыжка в длину — достоверность различий (р<0,05) и наклона вперед — достоверность различий (р<0,01). В возрасте от 4 до 5 лет мальчики имеют превосходство в упражнении прыжок в длину — достоверность различий (р<0,05).

У детей разного пола в период от 3 до 7 лет различаются сроки максимального увеличения отдельных показателей. Так, наибольший прирост длины прыжка у детей отмечался в период от 3 до 4 лет, скорости бега от 3 до 4 лет у девочек и от 4 до 5 лет у мальчиков. В период от 4 до 5 лет у девочек показатели гибкости, у мальчиков — в период от 3 до 4 лет.

Таким образом, в ходе проведенного исследования выявлены основные закономерности возрастного развития физических качеств ребенка дошкольного возраста. Результаты бега, прыжков, метания свидетельствуют о высоком уровне развития скоростно-силовых качеств и в целом физической подготовленности детей. В среднем по саду имеют необходимый уровень развития физической подготовленности 60,2% детей (рис. 1).

Уровень двигательной образованности мы исследовали, используя шкалу оценки двигательных особенностей человека, разработанную в университете КГПУ им. В.П. Астафьева. Шкала двигательных способностей человека была разработана на основе теории оценок с использованием балльной системы. В первом и втором разделах «Базовые двигательные способности человека», «Базовые двигательные способности для спорта» использован шаг в 5 баллов и переменный шаг в третьем разделе — «Оценка двигательных способностей при овладении спортивным мастерством».

Созданная шкала оценки двигательных способностей человека поможет определить количественно, на каком этапе физического развития находится конкретный человек. Шкала построена по принципу «от простого к сложному», так как конкретное упражнение несет визуальную легко определимую информацию о сложности выполнения, а, следовательно, и уровне двигательных способностей.

Основные виды движений

На современном этапе развития общества наблюдается условия резкого возрастания двигательного дефецита (гиподинамия). На сегодняшний день двигательный режим определяется социальными факторами, традициями и обычаями. В последнее время большинство родителей не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей.

Многие забывают, что именно при обучении движения у детей формируются двигательные качества такие, как выносливость, быстрота, ловкость, сила.

Сформированностью данных качеств определяется и готовность к обучению в школе.

Исходя из вышесказанного, можно предложить, что рассмотрение проблемы по данной теме является актуальным на сегодняшний день.

К основным движениям относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазание, прыжки, метание.

Основными они называются потому, что человек ими пользовался с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападения. Эти движения и в настоящее время имеют важное значение для человека: одни из них (ходьба, бег) являются способами передвижения; другие используются в естественных условиях.

Ходьба — основной, естественный способ передвижения человека, относящийся к типу циклических движений.

Задачей упражнений, формирующих правильный навык ходьбы, является воспитание у ребенка правильной осанки, устремленного вперед шага, формирование свода стопы.

Физическая нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраченной энергии при этом. Обычный, умеренный, бодрый темп ходьбы, вовлекая в активную деятельность большое количество мускулатуры, усиливает деятельность сердечно — сосудистой и дыхательной систем, что в целом способствует повышению обмена веществ.

В целях совершенствования ходьбы, а также профилактики плоскостопия используется ряд специальных упражнений.

Упражнения в ходьбе содействуют образованию динамического стереотипа, определяющего осанку при ходьбе или походку.

Совершенствование ходьбы продолжается на протяжении всего периода дошкольного детства. С возрастом изменяются не только качественные, но и количественные показатели овладения навыком ходьбы: увеличивается длина шага, соответственно уменьшается количеством шагов в минуту.

Бег вызывает значительно большую нагрузку, чем ходьба, но ходьба и бег в меньшей или большей мере активизируют работу всех органов, укрепляют мышцы, способствуют развитию двигательных качеств.

Основные показатели правильного бега— это естественное, напряженное положение тела, прекрасная координация движений рук и ног, наличие фазы полета.

Читайте также  Психическое развитие период дошкольного возраста

У детей первого и даже второго года жизни полета не наблюдается. Следовательно, пока не приходится говорить о формировании навыков бега. На третьем году жизни появляется фаза полета, но она еще мало заметна.

«Программа воспитания в детском саду» в соответствии с возрастом ребенка предлагает использовать бег на месте и с продвижением вперед, с широким подниманием бедра, широким шагом, наперегонки, с увертыванием и ловлей, с препятствиями, с различными движениями на ориентировку в пространстве и др.

Ползание, подлезание, пролезание, перелезание, влезание, лазание способствуют развитию опорно – двигательного аппарата, оказывают благоприятное влияние на сердечно — сосудистую и дыхательную системы.

При выполнении этих движений в работу включаются многие группы мышц. Однако, напряжение здесь чередуется с отдыхом, что обеспечивает большую работоспособность мышц.

У детей 2 — 3 лет ползание на четвереньках является одним из важнейших упражнений для развития и укрепления мышц туловища и конечностей. Ползание создает оптимальные физиологические условия для формирования осанки. Из упражнения в лазании детям дошкольного возраста доступно лазание одноименным и разноименным способами. Сюда включаются упражнения в лазании вверх и вниз по гимнастической стенке, наклонной лестнице, передвижение в стороны по рейкам гимнастической стенки.

Упражнение в лазании с опорой на руки и ноги проводятся в горизонтальном положении (на четвереньках на полу, по ступенькам лестницы, по гимнастической скамье и т.д.), в наклонном направлении (по наклонным лестницам, доскам, трапу), в вертикальном направлении (по гимнастической стенке, лестнице), широко используется на четвереньках (с опорой на колени и ладони или на колени и предплечья).

Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и в связи с этим способствует повышению функциональной деятельности всего организма ребенка, а также формированию правильной осанки.

Лазанье характеризуется попеременным сокращением и расслаблением мышц, что позволяет восстанавливать энергетические затраты на движение и более длительно проявлять физическое усилие. Упражнения в лазанье улучшают координацию движений, способствуют совершенствованию функции дыхания, кровообращения, повышают обмен веществ.

Ежедневное упражнение в лазанье обеспечивает ребенку необходимый жизненный навык и воспитывает координацию движений.

Детям — дошкольникам не рекомендуется долго виснуть на руках: это вызывает длительное статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок, утомляет нервную систему. Однако, непродолжительные висы на турниках разной высоты, гимнастической стенке могу использоваться, начиная с 5-летнего возрастало не дольше 1-1,5с и чередоваться с опорой тела на ноги. Такие упражнения укрепляют мышцы плечевого пояса и способствуют формированию правильной осанки.

Прыжки характеризуются сильными, но кратковременными мышечными усилиями.

В теории и методике физического воспитания прыжки по форме принято делить на подготовительные прыжки (подпрыгивание, спрыгивание в глубину, прыжки с короткой и длинной скакалкой), простейшие прыжки через горизонтальные препятствия (в длину с места и с разбега) и через вертикальные препятствия (в высоту с места и с разбега).

Прыжки проводятся в зале и на участке детского сада. Во время их проведения важно соблюдать меры предосторожности: прыгать только на гимнастические маты (в зале) и в яму с песком (на участке), не разрешать прыгать неорганизованным потоком.

В самом процессе прыжка выделяют 4 фазы: подготовительную, отталкивание, полет, приземление. Показателями правильного прыжка являются сильный толчок при отрыве от почвы и легкое, без потери равновесия, приземление.

Детям раннего возраста прыжки еще недоступны. На втором году жизни дети подпрыгивают на двух ногах, а на третьем — перепрыгивают через веревку и палку, прыгают в играх: «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка серенький сидит».

С детьми дошкольного возраста можно производить большое количество игр с прыжками: «Волк во рву», «Воробушки и кот», применять упражнения, имитирующие прыжки: «как мячик», «как воробушки».

Метание оказывают положительное воздействие на организм ребенка, совершенствует координацию, укрепляет мышцы плечевого пояса, рук, развивает меткость и глазомер. Метание проводится правой или левой рукой, двумя руками из разных исходных положений (стоя, лежа, с разбега, на коленях). Направление метания — вперед, вверх, в сторону и т.д.

Основная задача обучения детей дошкольного возраста в этом виде движений — научить метанию мелких предметов в цель и в даль. Существует несколько способов метания: из — за спины, через плечо, прямой рукой снизу, сверху, сбоку и метание двумя руками снизу, от груди, от плеча, от головы, сбоку.

В детском саду используются следующие виды метаний: катание, прокатывание, подбрасывание и ловля, перебрасывание, метание в цель и в даль.

С 3-х лет бросают мяч вверх и вниз двумя руками и ловят его, в более старших группах бросают мяч о стенку и ловят его.

Метание способствует развитию разных групп мышц, особенно плечевого пояса, а также воспитанию ловкости, гибкости, быстроты, равновесия, глазомера.

Систематические упражнения с мячом в разных вариантах вырабатывают постепенно доступную детям технику метания. К концу пребывания в детском саду дети должны овладеть всеми видами прокатывания, катания, бросания и ловли мячей, метания, передачей мяча, ведение его, отбиванием, освоить «школу мяча». С расширением возможностей детей им предлагают задания творческого порядка — придумать новые комбинации игры с мячом.

Равновесие способствует развитию координации движения, ловкости, внимательности, воспитанию смелости, уверенности в своих силах. Упражнения в равновесии выполняются на полу, шнуре, рейке, положенных на пол или приподнятых, на гимнастической скамейке, бревне, лестнице, с различными заданиями и препятствиями. Упражнения в равновесии, в условиях детского сада, выполняются в сочетании с ходьбой.

Следовательно, основные движения — это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности: ходьбе, прыжках, беге, метании, лазанье.

В течение всего дошкольного возраста основные движения развиваются, совершенствуются и закрепляются в двигательные стереотипы.

Однако в процессе обучения и развития основных движений у детей особого внимания требует постепенное формирование гибкого динамического стереотипа, способности быстрой перестройки к изменяющимся условиям окружающей среды. Это осуществляется путем выполнения различных вариантов упражнений, изменения задания, темпа движений, условий, в которых они выполняются.

Теоретическое обоснование проблемы влияния имитационно-подражательных упражнений на развитие основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста

К основным движениям относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание. Они называются основными потому, что человек ими пользовался с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападения. Эти движения в настоящее время имеют важное значение для человека: одни из них (ходьба, бег) являются способами передвижения; другие используются в естественных условиях (прыжки через канавку); третьи применяются для решения задач физического воспитания.

Основные движения укрепляют все группы мышц, связки, суставы, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, внутренние органы, способствую развитию физических качеств. Основные движения, проводимые под музыку и выполняемые совместно группой детей, вызывают положительные эмоции, способствуют развитию ритма, воспитанию согласованных действий в коллективе.

А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаева дали следующее определение основным видам движения: «Основные движения — это жизненно необходимое для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности; ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье; постоянным, необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия» [7; С.106].

Основные движения имеют динамичный характер. Они вовлекают в работу большое количество мышц и повышают жизнедеятельность всего организма, активизируя все физические процессы. Таким образом, они оказывают целостное влияние на организм, способствуя физическому развитию и оздоровлению ребенка.

Основные движения находятся в зависимости от нервной системы, в свою очередь благотворно влияют на совершенствование её функций, содействуют развитию подвижности нервных процессов и выработке тормозных реакций.

Развитие основных движений в условиях целенаправленного руководства связано с воспитанием психических процессов: познавательных — внимания, восприятия, представлений, воображения, мышления; волевых — собранности внимания, целенаправленных осознанности ребенком действий, умение согласовывать свои действия в коллективе, дружно выполнять общие для всех задачи; эмоциональных — повышения общего жизненного тонуса, воспитания чувств, интереса и определенного отношения к своей деятельности.

Основные движения содействуют воспитанию у ребенка различных ориентировок: в пространстве — ориентировка направлений движения, удаленности и местоположения предмета, пространственных отношений между предметами, развитие глазомерных оценок; во времени — длительность выполнения упражнений и последовательных отдельных фаз, выполнение движений в заданном или индивидуальном темпе; ориентировки при движении в коллективе — нахождение своего места при построении и построении всей группы, среди детей при движении врассыпную. Всё это способствует выполнению умений учитывать окружающие условия и в соответствии с этим целенаправленно действовать.

Основные движения делятся на циклические (быстрее усваиваются и автоматизируются, это объясняется регулярным повторением циклов) и ациклические (не имеют повторных циклов, например, метание, прыжки). Каждое такое движение заключает в себя определенную последовательность двигательных фаз, имеет определенный ритм выполнения. [10; C98]

имитационный подражательный упражнение движение

Ходьба — относится к циклическим движениям. Цикл движений при ходьбе состоит из чередующихся шагов левой и правой ногой.

Последовательность движений: вынос вперед левой ноги (в это время правая остается на полу), постановка левой на пол; опора обеими ногами; вынос вперед правой ноги, левая опирается на пол; постановка на пол правой, опора обеими ногами. Затем начинается новый цикл в той же последовательности.

Навыки правильной ходьбы надо начинать формировать с самого раннего возраста. Если этого не сделать, то ошибки могут закрепиться и изменить их у дошкольников, а затем более у взрослых будет чрезвычайно трудно [1; С.79].

Обычная ходьба выполняется в среднем темпе, поэтому не дает большой физической нагрузки.

Ходьба на носках укрепляет мышцы и связки стопы, предупреждает развитие плоскостопия.

Ходьба на пятках укрепляет мышцы спины и стопы.

Ходьба на наружных сторонах стоп укрепляет мышцы стопы.

Ходьба с высоким подниманием колена (бедра) укрепляет мышцы спины, живота, ног и стопы, связки, суставы.

Читайте также  Развивающие игрушки ребенка трех лет

Ходьба в полуприсяде укрепляет мышцы таза, ног, стопы [1; С.82].

Бег — циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных движений.

Все двигательные действия в беге обусловлены, прежде всего, активным взаимодействием стопы с опорой. Поэтому, раскрывая качественные показатели бега, необходимо учитывать особенности строения и функций стопы.

Качество бега совершенствуется при выполнении разнообразных видов бега: бег на носках, бег с высоким подниманием бедра, бег с различными заданиями, выполняемые по сигналу, бег между предметами и др. Различные виды бега воспитывают ловкость, быстроту реакции на изменение обстановки [2; С.164].

Прыжки — ациклическое скоростно-силовое движение.

Техника прыжка состоит из следующих элементов: и. п., замах или разбег, толчок, полет и приземление. Каждый предшествующий элемент подготавливает и обуславливает последующий.И. п. помогает правильно выполнить размах и разбег. Замах и разбег создает наиболее благоприятные условия для толчка.

Толчок создает необходимую для полета начальную скорость и правильное направление. При прыжках с места толчок производится двумя ногами одновременно, а при прыжках с разбега — одной, более сильной ногой.

Основная задача при приземлении погасить скорость полета без резких сотрясений и толчков и сохранить равновесие.

Обучение прыжкам осуществляется в определенной последовательности. Начинают обучение с самых простых видов прыжков — подпрыгивания, спрыгивания с высоты, затем переходят к более сложным — прыжкам в длину и высоту с места, а завершают прыжками в длину и высоту с разбега [2; С.100].

Физиологическое воздействие прыжков на организм ребенка весьма значительно, поэтому при проведении упражнений с детьми необходимо соблюдать дозировку, применять подводящие к прыжкам упражнения и внимательно следить за состоянием всех детей [1; С.175].

Метание — ациклическое скоростно-силовое упражнение. В детском саду начинают обучение с подготовительных упражнений. Ребенка учат бросать в руки предмет и удерживать его двумя руками (и одной рукой). Так постепенно у него укрепляются мышцы, формируется умение бросать предметы рукой.

Метание проводится на дальность и в цель. Обычно первое предшествует второму. В метании на дальность основное усилие направляется на овладение предметами. Ребенок упражняется в силе броска в соответствии с расстоянием.

При метании в цель ребенок сосредотачивает свое внимание на попадании в указанный предмет. Выполнение этого движения требует концентрации внимания, сосредоточенности, целенаправленности, волевого усилия.

Ребенка обучают разнообразным способам метания на дальность и в цель: из-за головы, из-за спины через плечо, прямой рукой сверху, прямой рукой сбоку [2; С.152].

Большую группу разнообразных движений составляют лазанье, ползанье, подлезание, пролезание. Движения эти чрезвычайно полезны для детей, так как они способствуют укреплению крупных групп мышц — туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. С их помощью воспитываются ловкость, смелость, привычка к высоте.

Лазанье и ползание выполняется по циклическому типу, то есть при передвижении повторяются одинаковые движения рук и ног. Чередование напряжения и расслабления мышц позволяет совершать движение, длительное время не уставая, и тем самым дает возможность укреплять организм, воспитывать выносливость.

Лазанье и ползанье предназначены для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги, поэтому упражнения данного вида наравне с крупной мускулатурой развитие и совершенствование мелкой мускулатуры рук и ног.

Лазанье связано с использованием предметов: в условиях физкультурного зала — это гимнастические стенки, разные лестницы, канат; в естественных условиях — деревья, склоны оврага, пригорок.

Лазанье выполняется по лежащей на полу или прислоненной лестнице, по лестнице — стремянке, по гимнастической стенке. Используется и нестандартное оборудование, особенно на участке дошкольного учреждения — заборчики, горки.

Обучение лазанью лучше всего начинать индивидуально, в удобное время, вне занятий (во время прогулки).

Самый простой способ лазанья — приставной шаг, с него начинается работа в младшей группе. По мере того, как дети осваивают переменный шаг в принципе, их начинают учить ритмическим согласованным действиям — одноименному и разноименному способам лазанья, характерным для старших дошкольников.

Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Для упражнений используются лестницы, расположенные горизонтально, наклонно или вертикально.

Расположение пособий требует и соответствующего положения туловища. По горизонтальным и наклонным лестницам лазают, опираясь на перекладины и на боковые брусья (если лестница шириной 40 см), по вертикальным лестницам опора осуществляется только на перекладине. [3; C 45]

Итак, основные движения имеют важное значение для развития детей дошкольного возраста, влияют не только на физическое развитие, но и на психическое здоровье. Благодаря основным движениям у детей совершенствуется координация движений, укрепляются мышцы рук, ног, туловища, суставы, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная системы, они способствуют развитию психофизических качеств.

Образовательный портал

Проект по развитию основных видов движений и совершенствование двигательных качеств у детей дошкольного возраста

  • Печать
  • E-mail

Проект по развитию основных видов движений и совершенствование
двигательных качеств у детей дошкольного возраста

Девиз – Жизнь- это движение с самых ранних лет .
Педагогическое кредо: Чтобы ребенок был здоровым — нужно не ограничивать его в движении, а давать ему немножко свободы двигаться, бегать, прыгать и скакать.
В своей педагогической деятельности использую элементы различных технологий: здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, ИКТ, и другие.
Введение
Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие жизненно необходимых физических качеств на сегодняшний день на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в образовании. Одной из главных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей и их эмоционального благополучия.
Главная задача в сохранении здоровья наших детей лежит в физической культуре и приобщения к спорту, обращение внимания физическому развитию, начиная с дошкольного возраста.
Актуальность.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становление личности ребенка. Ребенок развивается в активном движении, двигаясь, активно познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет к понижению способностей
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. Правильное физическое воспитание и развития физических качеств у ребенка дошкольного возраста – одна из ведущих задач дошкольного учреждения Актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту
Проблема.
Одной из важнейших проблем в физическом воспитании в настоящее время является гипокинезия, т. е. недостаточная двигательная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, отсутствия двигательной нагрузки, пристрастия к играм статического характера (в т. ч. компьютерным), негативного отношения к физической культуре. В результате гипокинезии снижается тренированность мышц, нарушаются мышечный тонус и осанка, происходит задержка возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем, особенно в детском возрасте.
Цель моей работы: поиск эффективных средств физического воспитания детей дошкольного возраста для развития двигательных умений и навыков, физических качеств, интереса к физической культуре и спорту
Физическое воспитание направлено на решение таких задач, как:
— оздоровительные;
— образовательные;
— воспитательные.
Оздоровление ребенка является приоритетной задачей педагогического процесса и направлено на укрепление здоровья и охрану жизни ребенка. Сюда включается также гармоничное психомоторное развитие, повышение иммунитета и увеличение работоспособности. Оздоровительные задачи призваны: помочь сформировать правильную осанку, изгибы позвоночника, гармоничное телосложение; развить своды стопы; укрепить связочно-суставной аппарат; развивать мышцы тела.
Образовательные задачи направлены на то, чтобы сформировать двигательные умения и навыки, а также развитие психофизических качеств и двигательных способностей. Сюда также включается приобретение определенной системы знаний о спортивных упражнениях, их структуре и о том, какую оздоровительную функцию они несут для организма. Ребенок в процессе воспитания должен осознать свои двигательные действия, усвоить терминологию, физкультурную и пространственную, а также приобрести необходимый уровень знаний о правильном выполнении движений и спортивных упражнений, закрепить в памяти, как называются предметы, снаряды, пособия, и запомнить способы пользования ими.
Воспитательные задачи направлены на воспитание гармонично развитого, физически совершенного ребенка, у которого присутствуют на высоком уровне такие качества, как жизнерадостность, жизнестойкость, способность к творчеству и хорошее воображение.
Участники: воспитанники ДОУ, воспитатели, родители, инструктор по физическому воспитанию
Методическая и теоретическая основа работы таких авторов, как: Гаврючина Л.В., Павлова М.А, Лысогорская М.В., Картушина М.Ю., Подольская Е.И., Мастюкова Е.М., Кудрявцев Т.В.. Егоров Б.Б., Маханева М. Д., Рунова М.А.
Прогнозируемый результат:
— формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, интереса к физкультурным занятиям и спорту.
— развитие активности детей в работе со спортивным инвентарем, развитие физических качеств и навыков.
— эмоционально-положительное отношение детей к физической культуре и спорту.
— определение комфортных условий для проведения физкультурных занятий в ДОУ.
Этапы работы
Подготовительный этап.
Цель – заинтересовать и привлечь детей, педагогов и родителей к участию в работе по организации физического воспитания в ДОУ.
Изучение нормативно-правовой документации, психолого-педагогической, методической литературы по данной теме. Знакомство с современными нормативными документами, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: