Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Статья "Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста"

Музыкальный слух- качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать у каждого. Дошкольники могут чувствовать эмоциональную выразительность музыки. получать от нее наслаждение, понимать красоту ее звуков. С этой целью необходимо развивать у детей музыкальные способности- слух, музыкальную память, чувство ритма.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста»»

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Дошкольники могут чувствовать эмоциональную выразительность музыки. получать от нее наслаждение, понимать красоту ее звуков. С этой целью необходимо развивать у детей музыкальные способности- слух, музыкальную память, чувство ритма.

В широком смысле в понятие музыкального слуха входят: звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, ладотональный, гармонический слух, умение определить фразировку и форму музыкального произведения. В узком смысле под музыкальным слухом понимается только звуковысотный слух- способность воспринимать и различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильное воспроизведение ее голосом или по слуху на музыкальном инструменте.

Все элементы музыкального слуха связаны между собой. Так, развивая музыкальный слух, мы способствуем развитию ладотонального, гармонического, ритмического слуха; одновременно со звуковысотным слухом совершенствуется и фонематический слух, способность различать звуки разговорной речи.

Музыкальный слух- качество индивидуальное, но его можно и нужно развивать у каждого. У многих детей звуковысотный слух проявляется слабо, требуются специальные упражнения. Уже трехлетних детей мы знакомим со звуками разной высоты. Вначале дети различают резко контрастные звуки: один и тот же звук берется в разных октавах. Во многих песнях про птиц, животных написанных для маленьких детей, есть музыкальное вступление или заключение, характеризующие персонажи, например, в русской народной прибаутке «Петушок» ( Ку-ка-ре-ку), «Белые гуси» (Га-га-га), «Кошка» (Мяу) , «Бобик» (Гав).

Знакомя детей с новой песней, показывая им игрушку или картинку, мы играем на фортепиано или поем песню так, как она написана автором. На следующих занятиях проигрываем или пропеваем в разных регистрах- более высоком и более низком и предлагаем детям угадать, кто лает большая собака или щенок и т. д. Чтобы временная связь между ощущением звука и его воспроизведением была более осознанной, мы предлагаем детям эти звукоподражания спеть, не требуя точной интонации.

По мере усвоения детьми высоких и низких звуков , мы знакомим их с ладами в музыке. В современной музыке распространены два лада: мажорный и минорный. Занимаясь пением, слушанием музыки, музыкальными играми, мы знакомим детей с произведениями, написанными и в мажорных и в минорных ладах. В упражнениях для развития музыкального слуха пользуемся только мажорным ладом: он легче для пения и более устойчив в интонационном отношении.

Желая сделать упражнения интересными, доступными детям, мы стремимся придать им образность, конкретность, провести их в форме игры. Так, предлагая детям спеть звуки, говорим «Я вам сыграю на дудочке, вы послушайте. Потом я буду слушать , а вы играть на своих дудочках». Ударяем по клавише, другой рукой делаем дудочку и воспроизводим это звук, исполняя его на слог «Ду». Чтобы звучание его было более интересным, исполняем его с ритмическим рисунком, например : « Ду-ду , ду-у-у». Послушав внимательно, дети повторяют этот звук в сопровождении фортепиано, подражая игре на дудочке. Затем предлагаем сыграть то громче, то тише.

Детям легче спеть с голоса взрослого. Постепенно они привыкают правильно воспроизводить звуки не только спетые, но и сыгранные на музыкальном инструменте.

Важна так называемая наглядность- конкретное слуховое восприятие звуковых комбинаций ; другие органы чувств дополняют и усиливают слуховые восприятия. Например, когда дети поют звук, воспитатель может показать движением руки его высоту.

После усвоения предыдущих упражнений мы ставим перед детьми лесенку. Проигрываем низкий звук, показывая нижнюю ступеньку. Дети слушают а затем поют. Также знакомим детей с высокой ступенькой. Когда дети освоят высокие и низкие звуки, можно попросить детей отгадать звуки с закрытыми глазами, а затем показать на лесенке.

Для закрепления высоких и низких звуков пользуемся и другими приемами. Так в гости к детям приходят маленькие игрушки- фигурки животных, птиц. Например, гусь не знает, на какую ступеньку ему взлететь- на низкую или на высокую. Дети помогают гусю, пропевая звук и ставят гуся на ступеньку. Звуки могут идти в разной последовательности.

Можно проводить и другие игры- загадки, без лесенки, например «Угадай, сколько звуков сыграю». Дети угадывают число звуков, пропевают их, отгадывают последовательность высоты звуков.

Иногда упражнения проводятся в виде игры в цирк, где дети дрессировщики. Выбирают ребенка, который выводит из-за лесенки игрушку- животное.

Воспитатель играет звук. Дети говорят «Гоп», фигурка, управляемая ребенком, прыгает на ступеньку. Упражнениям на занятиях отводятся 4-5 минут в младших группах, 6-8 в старших, но проводятся они систематически и с постепенным усложнением.

Необходимо учитывать не только возраст, но также навыки и умения детей. Постепенно у детей развивается звуковысотный музыкальный слух, чистота интонации, слуховое внимание; упражнения помогают развитию слуховых представлений- дети начинают осознанно воспринимать и воспроизводить звуки.

Вместе с тем эти упражнения – хорошая основа для изучения нотной грамоты в школе и при поступлении в специализированные музыкальные школы.

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Часть 1

На протяжении многовековой истории человечества музыка играет важную роль в процессе воспитания, способствует умственному развитию детей, расширяет кругозор, улучшает словарный запас, учит выражать эмоции. Многочисленные исследования подтверждают целесообразность формирования музыкальных способностей, начиная с раннего возраста, так как недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте.

Самый важный этап для развития музыкальных способностей ребенка — дошкольный период. Уделяя внимание формированию музыкальной культуры в это время, родители закладывают фундамент для гармоничного развития личности ребенка в будущем. Рассмотрим основные виды музыкальных способностей и способы их развития.

Существует три вида музыкальных способностей:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий, то есть способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух, то есть позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. Чувство музыкального ритма — это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Для развития музыкальных способностей необходимо выполнять определенную работу, о которой необходимо рассказать отдельно.

Развитие ладового чувства

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть). Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения. Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволит добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.

Развитие слухового представления

Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.

Примерами упражнений на слуховое представление являются:

  • узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух;
  • определение направления звука и местонахождения его источника;
  • различение голосов;
  • повторение простых мелодий на слух.

Все эти упражнения можно проводить в игровой форме. От их качества напрямую зависит музыкальное развитие дошкольника. А тренировка слухового представления способствует развитию музыкальных способностей у детей на протяжении всей жизни.

Развитие чувства ритма

Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.

Читайте также  Роль пальчиковой гимнастики в развитии ребенка

В качестве примера можно привести следующие упражнения:

  • декламирование стихов;
  • речевые игры, которые проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей;
  • простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока; дети также могут маршировать под музыку;
  • использование любых ударных инструментов.

Все методики развития чувства ритма можно использовать поочередно, чтобы не загружать детей одинаковыми действиями на протяжении долгого времени.

Говоря о развитии музыкальных способностей в домашних условиях без участия специалистов, стоит отметить некоторые различия работы с детьми дошкольного младшего и старшего возраста.

Особенности музыкального развития младших дошкольников

Поговорим о том, каким образом родители могут помочь формированию музыкального вкуса детям от трех до пяти лет.

Нужно понимать, что в три года кроха уже умеет достаточно, чтобы начинать приобщать его к музыке. Для малышей в этом возрасте характерно особое восприятие музыки: они знают, что музыку можно слушать, под нее можно петь и даже танцевать. На основании этих знаний дошкольника родители могут планировать занятия, направленные на развитие его музыкальных способностей. Очень важно, чтобы задания для малыша были интересными и несложными.

Важную роль в формировании музыкальных вкусов детей младшего дошкольного возраста играет слуховое восприятие. Дети по-разному реагируют на тихую и нежную мелодию, четко отличая ее от веселой песенки или громкого и торжественного марша. Также детки в этом возрасте обращают внимание на яркие мелодические образы, напоминающие им звуки, воспроизводимые животными, транспортом или птицами.

Повлиять на формирование слуха у ребенка младшего дошкольного возраста можно, играя с ним в музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию сенсорных и музыкальных способностей, связанных с высотой, силой, тембром и продолжительностью звуков.

Умение подражать голосам взрослых также является важным этапом в формировании музыкальности малышей. Так формируется голосовой аппарат, совершенствуется речь. Естественно, что дети не смогут в три года сразу запомнить куплет или целую песню, но они с удовольствием будут подпевать взрослому, запоминая основные слова. Такие повторения ускорят формирование музыкального слуха малыша.

А вот на формирование чувства ритма у младшего дошкольника повлияет мелодичное распевание песен с растягиванием гласных.

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста строится на:

  • прослушивании произведений;
  • музыкально-ритмичных движениях;
  • пении;
  • играх;

освоении элементарных азов игры на музыкальных инструментах.

Чтобы добиться эффективного результата, родителям следует выбирать комплексный подход, работая с детками по всем вышеперечисленным направлениям. Оптимальный вариант — посещение музыкальных занятий в дошкольных учреждениях, где музыкальное воспитание осуществляется с применением описанных методик.

Особенности музыкального развития дошкольников старшего возраста

Заниматься с дошкольниками старшего возраста нужно по той же схеме, что и с младшими, но немного усложняя задачи. Для развития музыкальных способностей детям лучше заниматься под присмотром педагога, который сможет подобрать соответствующий уровню его развития и подготовки репертуар, объединив в занятиях основные виды музыкальной деятельности. Дошкольники с удовольствием участвуют в таких занятиях, учатся проявлять эмоции и творческие способности.

Так же, как и в случае с малышами, на развитие музыкальных способностей старших дошкольников очень влияет слушание. Заниматься слушанием ребенок может как в присутствии взрослых, обсуждая прослушанное, так и самостоятельно. Нельзя исключать и музыкально-дидактические игры, знакомство с музыкальными инструментами и уроки танцев, способствующие музыкальному воспитанию.

В возрасте 6-7 лет у дошкольников уже, как правило, сформирован собственный музыкальный вкус: они способны выбирать и оценивать предлагаемые им для ознакомления музыкальные произведения. Дошкольники к этому времени уже с удовольствием поют, получая радость от того, как звонко и четко звучат их голоса. Диапазон голоса у детей становится на порядок шире, появляются навыки владения ритмом и интонацией.

Принимая участие в музыкальных занятиях, дети учатся не только музыке, но и развивают умственное и эстетическое воспитание, что способствует их личностному становлению. Таким образом, основная цель развития музыкальных способностей дошкольников — формирование целостной гармоничной личности с развитым чувством вкуса, пониманием прекрасного и умением слушать, анализировать, эмоционально реагировать.

Заниматься развитием музыкальных способностей детей дошкольного возраста, конечно, можно и самостоятельно, но, безусловно, занятия музыкой с профессиональным музыкантом, опытным педагогом дадут более быстрый и заметный результат. В нашем развивающем центре «Летиция» организованы различные занятия по развитию музыкальных способностей детей как дошкольного, так и школьного возраста: обучение детей вокалу и игре на различных музыкальных инструментах. Занятия проводит замечательный и опытный педагог с прекрасным голосом, являющийся специалистом по обучению детей музыке по системе К. Орфа. Особой популярностью пользуются занятия детей в ОРФ-оркестре. Дети, занимающиеся по этой программе, обучаются игре на нескольких музыкальных инструментах и у них развиваются все музыкальные способности. Занятия музыкой в нашем детском центре проводятся как индивидуально, так и в группе.

  • Вы здесь:  
  • Главная />
  • Рекомендации специалистов />
  • РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Часть 1

Развитие музыкального слуха у детей: упражнения и советы

развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Дети

Развитие музыкального слуха у детей – очень важная часть общего развития ребенка. Не надо считать, что у малыша нет никакого музыкального слуха на том основании, что маме или папе «медведь на ступил на ухо». Давно доказано, что музыкальный слух в той или иной мере есть у каждого человека, и дается он ему с рождения. Надо лишь его развить. И неважно, что ребенок в будущем не станет композитором или певцом. Все равно музыкальный слух поможет ему в дальнейшей жизни – и в практическом, и в эстетическом плане. На практике малыш, повзрослев, будет уметь различать всяческие звуки, а в смысле эстетики – наслаждаться музыкой. Разве этого мало?

Дополнительная польза от музыкального слуха

Начинать развивать музыкальный слух у ребенка следует с самого раннего возраста. Если упустить этот момент, то очень скоро придет тот самый «медведь», который обязательно «наступит на ухо» малышу. И тогда ребенок превратится в неполноценного взрослого человека.

Кроме того, развитие музыкального слуха и занятия музыкой в целом помогает:

  • развивать память;
  • быть внимательнее и сосредоточеннее;
  • логически мыслить;
  • быстро и без особых последствий выходить из стрессовых состояний (послушал любимую мелодию – и настроение улучшилось);
  • не болеть многими болезнями (есть даже специальное лечебное направление – музыкальная терапия).

С чего начинать?

упражнения для развития музыкального слуха у детей

Без сомнения, развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей. Кто же, как не мама с папой должны позаботиться об этом? Ведь отдавать малыша в музыкальную школу или нанимать ему специального музыкального педагога еще рано. Но что же нужно делать в этом случае родителям?

развитие музыкального слуха у детей

  • Маме и папе следует начать с себя. Что это означает? В общем, не так и много: родителям самим нужно обладать хорошим музыкальным вкусом. Если в присутствии малыша они включают музыку, то это действительно должна быть настоящая музыка, а не современные оглупляющие и отупляющие ритмичные звуки.
  • Что такое настоящая музыка? Это, без сомнения, классика. Или, как вариант, легкая музыка, в которой непременно должна присутствовать мелодия, а не сплошной ритм.
  • Разумеется, не всякая классика или современная мелодичная музыка одинаково полезна малышу. Есть гениальные классические произведения, которые возбуждающе действуют на нервную систему и головной мозг. Конечно же, слушать такую музыку ребенку рановато. А потому лучше, если это будет спокойная, нежная, умиротворяющая музыка. Какая именно – решать родителям. Потому-то и сказано, что мама с папой должны сами обладать музыкальным вкусом.
  • Не следует считать, что младенец ничего не понимает в музыке и ничего не чувствует. Еще как понимает и еще как чувствует! Не зря же мамы поют своим деткам колыбельные песенки, а малыши, слыша их, успокаиваются, засыпают и даже во многих случаях излечиваются от болезней. Кстати, это еще одна причина, по которой маленьким детям нужно слушать именно хорошую музыку, а не всяческую какофонию. От какофонии ребенок может заболеть, а хорошая музыка его исцеляет.
  • Когда ребенок становится старше, рекомендуется включать ему сюжетные музыкальные произведения. Таких произведений много. Для примера упомянем навскидку лишь некоторые: «Времена года» Чайковского, фрагменты из «Щелкунчика» того же Чайковского, пьесы из сборника «Детский альбом» и пр. Ребенок воспринимает сюжет гораздо лучше, чем абстракцию.
  • Идеальный вариант – это когда родители слушают музыку вместе с ребенком, а затем, после прослушивания, делятся впечатлениями. Конечно же, в этом случае детские впечатления гораздо важнее маминых. Желательно спросить у малыша, что он чувствовал, слушая музыку, что фантазировал при этом, какое впечатление она на него произвела, понравилась или не понравилась музыкальная пьеса и почему. На этом этапе обучения ребенку следует объяснить, что ту или иную историю можно рассказать не только словами или с помощью мультика, но и музыкальными звуками.
  • Конечно же, ограничиваться одной лишь классикой – это будет неправильно. Ребенка нужно знакомить с хорошей музыкой разных стилей и жанров. При этом не надо навязывать ему свои вкусы, пускай малыш определяется сам – что ему нравится, а что нет. Таким способом у него выработается, помимо музыкального слуха, еще и самостоятельный музыкальный вкус.
  • Знакомство с музыкальными инструментами тоже очень важно для развития музыкального слуха. С раннего возраста малыш должен уметь отличать звуки рояля от звуков скрипки, а звуки саксофона от звуков аккордеона.
  • Следует помнить, что музыка не должна быть слишком громкой. Громкие звуки не формируют музыкальный слух, а, наоборот, его уничтожают.
Читайте также  Книга развитие детей в театрализованной деятельности

Упражнения для развития музыкального слуха у детей

развитие музыкального слуха у детей в 3-4 года

Таких упражнений – немало, и все они преподносятся в игровой форме. Это понятно и объяснимо: дети легче усваивают навыки и информацию, преподнесенные им именно в таком виде. Приведем несколько простых и эффективных упражнений по развитию детского музыкального слуха.

  1. Упражнение «низкий – высокий». Его цель – научить ребенка отличать низкие звуки от высоких. Это может быть звучание каких-либо музыкальных инструментов, человеческих или звериных голосов, звуков природы и т. д. Главное – научить малыша различать эти звуки. Можно, например, показывать ему картинки с изображением какого-то животного, и пускай ребенок определит, низкий у этого зверя голос или высокий. И попытается самостоятельно произнести его. Вариантов здесь может быть много.
  2. Упражнение «чей это голос». Наполняем непрозрачные коробочки разными крупами (пшеном, гречкой, горохом и пр.). Трясем по очереди каждую коробочку, а малыш должен определить по звуку, какая именно крупа находится в той или иной коробочке.
  3. Упражнение «угадай музыкальный инструмент». Малыш по очереди прослушивает отрывки музыкальных пьес и пытается самостоятельно определить, какой инструмент звучит в том или ином отрывке.
  4. Танцы и ритмика. Умение двигаться под музыку, попадая в ее такт, прекрасно развивает музыкальный слух. При этом не надо стараться, чтобы ребенок научился танцевать вальс или румбу. Пускай он двигается, как хочет сам – лишь бы его движения соответствовали музыкальному ритму. Помимо развития музыкального слуха, малыш таким способом развивается физически. Двигайтесь вместе с ним, так ребенку будет интереснее.

Дополнительно о развитии музыкального слуха у детей расскажет это видео.

Формирование и развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Музыка — мир ярких в звучании красок, которые передают всю глубину чувств, эмоций и, конечно же красоту всей нашей жизни. Можно сказать, что музыка украшает человека и человек украшает музыку. Музыкальный человек — очень красив, только потому, что он соединился с музыкой.

Особенно большую радость приносит музыка детям. И чем раньше ребёнок её услышит, тем более его будет тяготить к ней.

Уже с раннего детства, у ребёнка можно заметить музыкальные способности, а также увидеть, каким он обладает природным музыкальным слухом. Конечно, при развитии музыкального слуха занятиями и игрой, можно добиться больших результатов.

Давайте разберёмся, какие бывают виды и разновидности музыкального слуха?

Различают несколько видов музыкального слуха:

Мы хотим остановиться, на некоторых разновидностях музыкального слуха, которые наиболее важны для развития ребёнка, а также взрослого человека.

Тембровый, динамический и ритмический слух — разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Он развивается у детей во всех видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, а также при игре на детских музыкальных инструментах. При развитии музыкального слуха у ребёнка появляется способность целостно и активно воспринимать музыку, а слушая и исполняя музыку, ребёнок воспринимает различные характеристики звучащего потока: громкость, ритмичность, звуковысотность, тембровые краски инструментов.

Динамический слух – это умение различать и представлять все динамические оттенки звучания, от p (пиано) — значит тихо, до f (форте)- громко. А также слышать последовательность звуков, где каждый последующий звук будет звучать чуть громче предыдущего или чуть тише. Звуки окружают нас повсюду и нам необходимо их различать. А как это сделать? С помощью окраски звучания – тембра.

Тембр это основа музыки, поэтому необходимо с раннего детства развивать у детей тембровый слух, чтобы их жизнь в дальнейшем была яркая и красочная, чтобы дети вырастали творческими и тонкими людьми. Теплый – холодный, жесткий – мягкий, легкий – тяжелый, матовый – блестящий. Если на земле найдется человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому и неосязаемому звуку. Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от звучания другого? Почему звук регистра в нашем воображении окрашивают чаще всего прозрачные светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок? Это загадка еще одного свойства звука – тембра. Можно дать тембру еще несколько характеристик: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный. Внимательно прислушиваясь к тембру инструментов, вы можете продолжить это перечисление сами.

Тембр – окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и, конечно, звук музыкальный.

Тембровый слух – один из важнейших компонентов слухового воспитания. Тембровый слух развивается у детей среднего и старшего дошкольного возраста не только при игре инструментах и пении сольно, в дуэте, трио или в оркестре, но и тогда, когда они инсценируют и импровизируют звуковые картины на заданную тему или иллюстрируют музыкой подходящие стихи, а также когда играют роли в музыкальном театре. Это всё им приносит радость, и они получают положительные эмоции.

С огромным удовольствием дети играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам с помощью музыкальных игрушек-инструментов, танцуют и уже подсознательно у них развивается ритмический слух. Они слышат ритм в музыке.

А что же такое ритм?

Ритмический слух (чувство ритма) – умение чувствовать ровный метр — пульс произведения и создавать временное пространство — организацию музыкального движения в произведении. Задания для детей, для развития ритмического слуха, могут быть самыми разными. Дети повторяют ритмический рисунок за педагогом, ребёнком, а также могут и сочинить свой, и предложить его исполнить музыкантам в оркестре. К ритмическому рисунку можно придумать слова, сюжет, атрибутику. Целесообразно применять для развития ритмического слуха — дидактические игры. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме, проявить творческую активность, желание найти неизвестное, более глубже, проникнуть в мир музыки.

Музыка помогает обеспечить формирование личности, разностороннему развитию его, становится источником его знаний и социального опыта. А самое главное даёт нашим детям ключ к постижению образного мира красоты и прекрасного.

Библиографический список

Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. — М., 1999. — С. 86 — 96.

Карасева М.В. Сольфеджио — психотехника развития современного музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. —

Рубан, Т.Г., Петрова, М.Л., Тарасова, К.В. Синтез. Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств. Москва 2000

Как развивать музыкальный слух у ребенка

Как развивать музыкальный слух у ребенка

Каждый заботливый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был хорошо развит во многих направлениях, и имел раскрытые таланты. В этот список может входить: умение рисовать, лидерские качества, музыкальный слух и многое другое. Некоторых везунчиков природа с рождения награждает музыкальными качествами и талантами. Этим деткам без труда удается спеть песенку с непростым мотивом, легко и ритмично пританцовывать, свободно взять (или узнать по звучанию) любую ноту. Но как быть тем родителям, у которых дети не имеют прекрасного чувства ритма, и не обладают мелодичным слухом? К счастью, все поправимо и эти навыки вполне реально развить самостоятельно. Ну а узнать, как сделать это максимально правильно, и как вообще развивать у ребенка музыкальный слух, можно по материалам этой статьи.

Особенности развития музыкального слуха

Достаточно важную роль в жизни человека занимает музыка. Этот вид искусства зародился очень давно, и по сей день он продолжает усовершенствоваться. Ну а музыкальные способности — это хороший вариант самовыражения человека, среди серой массы.

Читайте также  Характеристика ребенка нервно психического развития

Музыкальные способности детей

Согласитесь, даже в школьные годы на перемене перед уроком музыки, одноклассница-пианистка всегда привлекала всеобщее внимание сверстников, если музицировала на инструменте. А мальчишка, который лучше остальных своих одноклассников танцевал на школьной дискотеке, имел большую популярность среди девчонок, чем те, кто предпочитал постоять у стенки.

Отличное чувство ритма будет дополнять внутренний мир ребенка, тем самым развивая его память и мышление. А для того, чтобы научить свое чадо правильному восприятию музыки, и развить данное качество в полной мере, следует запастись терпением, и действовать советам, изложенным ниже.

Ну а первым делом нужно позволять ребенку слушать как можно больше песен разных жанров. Ведь ни для кого не секрет, что пока малыш находится в утробе матери, он слышит голоса и звуки. А потому, во время беременности, многие женщины стараются слушать преимущественно классическую музыку, полагая, что это положительно скажется на умственном развитии малыша. Но так ли это на самом деле?

В каком возрасте можно начинать развитие слуха

С появлением ребенка родители стараются создать максимально комфортные условия для него. Для начала, чтобы чадо положительно реагировало на музыку, следует петь ему песни. Малыш с рождения знает голос своих родителей и хорошо его воспринимает. И чтобы привить ему любовь к музыке, достаточно показать на своем примере: как это здорово (рекомендуется напевать не только колыбельные перед сном, а еще и веселые мелодии во время игр с малюткой, и в любое другое время).

Наиболее активное восприятие музыки у ребенка начинается с полутора до трех лет. Это подтверждено тем, что в раннем возрасте малыш опирается на свои органы чувств: обоняние, слух, зрение, и т.д. Поэтому в данный период рекомендуется максимально плотно взяться за развитие музыкального слуха у малыша.

Как развивать у ребенка музыкальный слух

А вот к четырем годам у ребенка формируется собственный взгляд на окружающий мир. И в это время очень важно успеть задействовать его руки. К примеру, можно приобрести детское пианино, гитару, либо другой, развивающий моторику рук, инструмент. Он будет не только формировать музыкальные навыки, но и положительно влиять на левое, и правое полушария мозга одновременно.

При прослушивании спокойной музыки у годовалых детей задействуется центральная нервная система, и малютка без проблем запоминает мелодии по их частоте. Да и вообще, чем раньше начать заниматься с ребенком, тем скорее у него раскроются таланты. Ведь привить неистовую любовь к песням можно лишь в раннем возрасте.

Как развить у ребенка музыкальные способности

Для того, чтобы развить у ребенка музыкальные способности, с ним необходимо играть. Это обязательно нужно делать без надоедливости, и выставления каких-либо требований к малышу. В противном случае у малютки полностью пропадет интерес к вышесказанному делу, и ничем хорошим это точно не закончиться.

Ну а чтобы сделать все грамотно, рекомендуется придерживаться следующих советов и правил:

  1. Необходимо разузнать, что именно в музыке малыша больше всего радует и забавляет: танцевать, подпевать, или делать определенные движения в такт с песней. К чему больше склонен ребенок, от того и следует отталкиваться при поиске его талантов.
  2. Дети в раннем возрасте имеют отличную память. Исходя из этого нужно периодически включать детские песни с текстом, который легко запомниться ребенку. А впоследствии малыш будет самостоятельно подпевать слова, развивая свои голосовые связки.
  3. Начиная с трех месяцев можно брать погремушки, и бить ними с разной силой перед малышом. Это поспособствует тому, что он научиться отличать громкие звуки, от тихих.
  4. Если у ребенка, по вашему мнению, нет никакой тяги к музыке, то ни в коем случае не следует навязывать ему прослушивание мелодий, и т. д. А лучшим вариантом станет приобретение для него детского музыкального инструмента, с красочным и ярким оформлением. Это завлечет малыша, и даст свои положительные результаты в развитии таланта.
  5. Детям, в возрасте от 3 лет, можно пройти специально разработанный тест в домашних условиях. Чтобы проверить: различает ли ребенок звуки, предложено сделать следующее: на музыкальном инструменте нажать одну клавишу, после чего спросить малютку: какое количество звуков он услышал. Если ему сложно дать ответ, повторите игру еще раз.
  6. Очень хорошо развитию слуха способствует просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением.

Существует масса способов для правильного развития музыкального восприятия ребенка. Ну а для того, чтобы зажечь интерес в глазах младенца, родителям достаточно принимать активное участие в усвоении им новых мелодий, и изучать окружающий мир вместе с чадом.

Музыкальные задания для малыша

Чтобы дети дошкольного возраста активно проявляли интерес к музыке, психологами были придуманы специальные, развивающие слух игры. Для того, чтобы ребенок научился различать мелодии, ему следует включать веселые песни, когда он радостный, жаждет играть и резвиться. А вот когда малютка хандрит, то запускать нужно наоборот, грустные мотивы.

Ну, а перечень других игр, связанных с музыкальным развитием, изложен ниже:

  1. «Не путай». Детская игра, которая подойдет для малышей, знающих несколько песен наизусть. Суть игры такова: ребенка нужно навести на неверный след, взять мелодию из определенной песни, и переложить ее на слова другой. А вот чадо должно разузнать, в чем подвох, и исправить ошибку.
  2. «Отгадай певца». Игра подойдет для ребят, в возрасте от 5 лет. Как играть: родитель уходит от малютки в соседнюю комнату, берет карандаш, и начинает постукивать им по какому-либо предмету. Ну а задача ребенка заключается в том, чтобы он смог отгадать предмет, по которому стучал родитель. После можно поменяться ролями, для большего интереса.
  3. «Ассоциации». Для этой игры потребуется музыка. Родитель включает песню, и начинает показывать жестами то, что описано в определенной мелодии. Малыш внимательно смотрит на родного человека, и пытается повторить за ним, но самостоятельно, используя только мелодию.
  4. «Часики». Игра, которая развивает чувство ритма. Ее смысл заключается в следующем: необходимо поставить перед собой громкий будильник, где четко слышен бой стрелок. Ну а задача родителей с ребенком воссоздать топаньем ног, или же хлопками рук звук часиков «тик-так».
  5. «Хлоп-хлоп». Используя обычные хлопки в ладоши тоже можно развить слух ребенка. Для начала нужно выбрать мелодию. К примеру «та-та-та». На каждом слоге необходимо делать хлопок в ладоши, и предложить малышу повторить за вами. Вот и вся суть игры.
  6. «Музыкальные загадки». Подойдут для детей младшей школы. В их ответах должны фигурировать ноты, или музыкальные инструменты. А список подобных загадок можно найти в интернете.

Рекомендации для родителей

Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что все детки с самого рождения склонны к музыкальным талантам. А вот родителям остается лишь принять это, и усердно развивать ребенка в данном направлении. Никто не обещает, что малыш сразу начнет понимать все азы музыки, и делать все так, как того желают родные. Но достигнуть результата удастся даже, если придерживаться самых простых рекомендаций.

  1. Малышам годовалого возраста нельзя слушать много песен подряд. Лучше включить одну мелодию, длительностью в три минуты, проиграть ее один раз, и только спустя некоторого времени поставить другую композицию.
  2. Начиная с трехлетнего возраста малышу рекомендуется прослушивать аудио-сказки с музыкальным сопровождением.
  3. Слушать музыку вместе с ребенком желательно в полной тишине, чтобы посторонние звуки не отвлекали малыша, и не воспитывали в нем невнимательность.
  4. Если в малютке видно потенциал, то лучшим вариантом станет записать его в музыкальную школу, или кружок этого же направления.

Вместо заключения

Подводя итоги, следует добавить, что музыка является неотъемлемой частью в жизни каждого человека. А дети, у которых есть соответствующие таланты, обладают еще и прекрасным мышлением, они более общительны, так как имеют опыт общения не только в учебном классе, но и в музыкальных кружках, школах и секциях. Такие дети более уверены в себе, не испытывают страха перед аудиторией, можно сказать, что они более гармонично развиты. Поэтому развивать слух у ребенка нужно обязательно, и с самого рождения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: