Развитие мелкой моторики в детском саду

Развитие мелкой моторики у детей

Родители младших школьников и педагоги начальных классов нередко сетуют на почерк современных детей и на то, что они неаккуратно ведут свои тетради. Взрослым кажется, что ученики не проявляют должного усердия при выполнении письменных работ, из-за чего и страдает внешний вид букв и цифр.

Но далеко не всегда причина плохого почерка кроется в отсутствии стараний со стороны школьника. Специалисты считают, что именно низкий уровень развития мелкой моторики рук у детей в раннем возрасте становится причиной неаккуратного письма в дальнейшем. Поэтому и рекомендуется тренировать эти способности с детства.

как развивать моторику в раннем возрасте

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Раннее детство – это не только веселая и беззаботная пора, но своеобразная тренировочная площадка для повышения уровня навыков малышей. Еще до того, как они приблизятся к старшему дошкольному возрасту и начнут готовиться к 1 классу, им нужно приобрести знания и умения, без которых образовательный процесс невозможен.

Родители понимают это, а потому стараются всячески развивать способности своих детей: изучают с ними цвета и формы предметов, дают представление о пространственной ориентации, развивают устную речь. Но помимо всего перечисленного, также нужно уделять внимание и развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Именно от уровня моторного развития зависит то, как быстро дошкольник научится пользоваться столовыми приборами и письменными принадлежностями, сможет самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы и завязывать шнуровку на обуви. Чтобы дошкольник успешно справляться с этими и другими задачами, ему нужно регулярно тренироваться, улучшая подвижность и силу нажатия пальцев.

При этом заниматься с малышами можно практически с рождения. Так, например, младенцам можно массировать пальцы рук, делать с ними легкую пальчиковую гимнастику. В 2-3 года можно играть в пальчиковые игры, параллельно читая детям веселые стишки и потешки. Так они смогут улучшать свои навыки в увлекательном игровом формате.

развитие мелкой моторики у дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

По мере взросления человека и его потребность в хорошей координации движений пальцев повышается. Родители малышей, посещающих детский сад, знают что уже в 3-4 года ребята активно начинают заниматься творчеством: изготавливают поделки из подручных материалов, лепят из пластилина или из теста, рисуют, раскрашивают картинки, делают аппликации. Такая работа над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важнейшей частью подготовки к обучению в 1 классе.

Однако занятий в садике часто недостаточно, чтобы малыши полноценно расширяли свои способности, поэтому педагоги дошкольного образования рекомендуют заниматься с ними дополнительно. Выбирайте такие игры и упражнения, которые требуют мелких выверенных движений:

  • плетение из веревочек – поспособствует развитию подвижности пальцев, а также поможет научиться шнуровать обувь.
  • различные виды творчества (лепка, создание поделок, рисование) и игры с мелкими предметами станут отличным дополнением к занятиям в детском садике.
  • сборка пазлов и конструкторов, которая является увлекательным и полезным досугом для всей семьи.

Если дошкольник хорошо управляет пальцами и всей кистью руки, то в дальнейшем ему проще будет привыкнуть правильно держать ручку и карандаш, выводить ровные и аккуратные символы. Уже на первом году обучения в школе ученикам придется осваивать письмо, переходя от начертания черточек и крючочков в прописях до написания полноценных букв и цифр в тетрадях. Проблема состоит в том, что к 7 годам даже те дети, которые активно занимались в садике и дома, не всегда обладают необходимыми для письма навыками. Поэтому развивать мелкую моторику рекомендуется еще в дошкольные годы, но и этот процесс нужно организовать правильно.

особенности моторного развития у детей

На что стоит обратить внимание

Ошибочно считать, что тренировка подвижности пальцев актуальна исключительно для дошкольников – не меньше она нужна и ученикам младших классов. Когда малыши изучают текстуры различных объектов, пробуют держать и перемещать их, они также развивает и свой интеллект. На кончиках пальцев располагается множество нервных окончаний, которые стимулируют разные отделы коры головного мозга. Поэтому тактильное изучение предметов и совершение движений руками способствует развитию речи ребенка, его логики, памяти, внимания и многих других умственных способностей.

Конечно, чтобы добиться такого эффекта, нужно заниматься регулярно. Выбирая задания, стоит учитывать не только возраст малыша, но и уже имеющиеся у него навыки. Только так удастся соизмерять нагрузку, делая ее одновременно посильной и неутомляющей. Еще одним важным фактором, влияющим на эффективность занятий, является присутствие элементов игры в обучении. Именно они позволят сделать учебу наиболее увлекательной и интересной. Важно учесть все эти нюансы при выборе методики развития мелкой моторики у школьника или ребенка дошкольного возраста.

выбираем методику развития мелкой моторики

Какие методики развивают моторику

Существует немало программ, которые направлены на улучшение моторики пальцев у дошкольников и школьников, а потому выбрать какую-то одну из них бывает сложно. Изначально лучше рассматривать те методики, которые способствуют не только моторному, но и интеллектуальному развитию – совершенствуют способности ребенка, прививают ему полезные навыки.

Одной из таких программ является ментальная арифметика – система обучения быстрому счету в уме, которая подойдет ученикам от 5 лет и старше. Осваивая ее, ребята учатся считать на абакусе (специальных счетах), что способствует развитию моторики. Постепенно они закрепляют свои навыки и переходят к следующему этапу – устным вычислениям.

Теперь ученики привыкают представлять абакус в своем воображении и считают уже на нем. Такая деятельность дает полезную нагрузку на оба полушария мозга – левое, позволяющие применять логико-аналитические способности, и правое, отвечающее за креативность, воображение и творческий потенциал. Так удается совершенствовать разные навыки малышей одновременно.

Освоить ментальную арифметику можно на курсах от академии AMAKids. Обучаясь в небольших группах под руководством опытного педагога, ученики постепенно пройдут все этапы освоения быстрого устного счета, а также повысят свой интеллектуальный потенциал. Все это поможет им добиться успеха не только в учебе, но и во многих других видах деятельности.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей в возрасте 3 – 4 лет

Чем старше становятся дети, тем более ловкими должны быть их руки и пальцы. Умение точно выполнять мелкие движения и тонкие манипуляции необходимо для гармоничного развития дошкольников. Как происходит развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет? Что оно дает нашим деткам?

Малыш занимается лепкой

Важность мелкой моторики

Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев.

А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка.

Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка:

  • навыков самообслуживания;
  • усидчивости;
  • мышления;
  • внимания;
  • воображения;
  • словарного запаса;
  • памяти.

Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.

Дети учатся писать

Нормы развития рук

После 3 лет моторные умения детей становятся сложнее и разнообразнее: увеличивается процент действий, которые требуют от малыша согласованных движений рук.

Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики?

  • Для удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было раньше.
  • Умеют держать ручку или карандаш.
  • Могут рисовать линии, круги, многогранники, перерисовывать крестики, квадраты.
  • Умеют вырезать ножницами фигурки из бумаги.
  • Могут снимать и надевать одежду и обувь.
  • Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем.
  • Строят башню минимум из 3 кубиков.
  • Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3 элементов (голова, туловище, конечности).
  • Вытаскивают мелкие предметы из прозрачной емкости.
  • Откручивают крышки.
  • Нанизывают бусины на проволоку.
  • Могут рисовать пальцами.
  • Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы перенести в другую.
  • Обводят контур по пунктирной линии.
  • Лепят простые элементы из пластилина.
  • Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки, пуговицы.
  • Сортируют мелкие предметы, крупы.
  • Разворачивают фантики и обертки.
  • Завязывают узлы.
  • Движения рук происходят при координации зрением.

Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям.

Если ваш малыш пока не умеет делать чего-то из данного списка, важно своевременно устранить этот пробел. Научите его возрастным навыкам, иначе дальше у него возникнут проблемы: придется не только осваивать новые умения, но и догонять сверстников там, где он отстает. А это сложнее.

Ребенок лепит из пластилина

Что способствует ловкости рук?

Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 – 4 лет прекрасно развивают следующие игры и занятия:

  • застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки;
  • откручивание крышек на баночках и бутылках;
  • перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;
  • лепка из пластилина или теста;
  • сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса);
  • рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
  • рисование пальчиковыми красками или карандашами;
  • вырезание фигурок по контурам;
  • игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
  • нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;
  • ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;
  • массаж с помощью шипованных мячиков.

Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи, которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы облегчить последующую уборку.

Большинство этих занятий увлекают малышей 3 – 4 лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся.

Читайте также  Развивающие игрушки для самых маленьких интернет магазин

Смайлики на детских ладошках

Играют пальчики

Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков. Подробно о них говорилось в этой статье. Здесь же приведем несколько новых вариантов пальчиковых игр.

Но для начала – несколько правил по проведению занятий, развивающих тонкую моторику:

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
  • Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое.
  • Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую.
  • Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки.
  • Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно.
  • Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.
  • Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.
  • Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками.
  • Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.

Примеры пальчиковых игр

Итак, развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет начинают с самых простеньких игр:

  • Активно потрите ладошки, попросите малыша сделать то же самое.
  • Покажите ребенку, как приветствуют друг дружку родные братцы – одноименные пальцы на ваших руках: прикасайтесь поочередно друг к другу мизинцами, безымянными, средними, указательными и большими пальцами, говоря малышу, что так братики здороваются. Пусть он попробует повторить.
  • Пусть малыш представит, что его указательный и средний пальцы – это ножки, которые топают по тропинке (например, в лес за сладкой земляникой). Его пальчики должны точно шагать по поверхности стола.
  • А теперь пусть превратится в старенькую бабушку (дедушку), которые плохо видят. Доктор прописал им очки (большими и указательными пальчиками ребенок изображает очки, поднося их к глазам).

Немного позже, когда малыш привыкнет к таким упражнениям, можно начинать игры с небольшими стишками, постепенно добавляя все более длинные стишки и сложные движения.

  • Лодочка

Зайчиха в лодочке плывет (ребенок складывает ладошки в форме лодочки),

Зайчонка плыть с собой зовет (малыш машет руками зовущими жестами).

  • Котик

Как больно кусается котик-малыш,

Решил он, что видит не пальчик, а мышь!

Но я ведь играю с тобою, малыш,

А станешь кусать, я скажу: «Ну-ка, брысь!»

Выполняя эту игру, мама берет старую прищепку с расслабленным механизмом зажима, чтобы она больно не прихватывала, и по очереди «кусает» каждый пальчик ребенка.

  • Загибалки

Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например, такие:

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — мамочка.

Ну а этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

(Начинать счет нужно с большого пальчика, чтобы закончить мизинчиком)

Этот брат нашел грибок.

Это резать стал его.

Это братец жарил гриб.

Этот только ел и ел,

Посмотри, как потолстел!

(Счет, наоборот, начинают с мизинца, чтобы закончить большим пальчиком).

Усложняемся

Следующие несколько игр содержат более сложные движения, которые ребенок сможет освоить, научившись простым упражнениям.

  • Улиточка

Эй, улиточка, тук-тук (положите на поверхность стола левую руку, сжатую в кулак – это будет улитка, правой рукой при этом постучите по «улитке»),

Ну-ка, покажи рога (одновременно из левого кулака медленно показываются «рожки» — указательный и средний палец),

Дам тебе за то я хлеба (обе руки вытягиваются, предлагая угощение),

Ну, а хочешь – молока (ладони складываются в форме чашечки).

Попросите малыша повторять за вами. Проделайте упражнение, поменяв руки.

  • Зайчишки

Прыгал заюшка косой (правая рука изображает зайку – она сжата в кулак, а указательный и большой пальцы играют роль ушек)

Под зеленой, под сосной (все пальцы левой руки выпрямляются и растопыриваются, изображая дерево).

Рядом, под другой сосной (дерево изображает правая рука)

Прыгал заюшка другой (теперь зайкой становится левая рука).

Как и ранее, пусть малыш повторяет за мамой.

Существует еще один вид пальчиковых игр, которые наверняка понравятся деткам этого возраста. Это игры с пальчиковыми игрушками. Веселые потешки проигрываются при помощи «кукольного театра», в котором используются не совсем обычные игрушки. У них существуют отверстия для просовывания пальчиков в районе ножек, ручек, рожек, ушек животных. Пальчикам придется топать, хватать или здороваться, шевелить ушками (например, как зайка), бодаться (бычок или барашек).

Сегодня можно приобрести и разнообразные книжки с подобными отверстиями в картинках. В книгах картинки обычно уже сопровождаются соответствующими стишками, останется только проиграть эти простые сюжеты.

Развивать мелкую моторику рук у младших дошкольников необходимо. И делать это можно ненавязчиво, весело и увлекательно, помогая малышу совершенствовать ловкость, гибкость и умелость пальчиков, что влияет на многие аспекты развития ребенка.

Развитие мелкой моторики в детском саду

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук.

Статья:

На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Это поможет им улучшить двигательную координацию и быстро овладеть навыками письма, а также поспособствует развитию их речи и мышления. Поэтому вопросы тренировки мелкой моторики рук должны стать темой консультации для родителей.

Что значит развивать мелкую моторику?

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

  • упражнения с мелкими предметами;
  • графические задания;
  • пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо), не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Для этого воспитателю и родителям предлагается воспользоваться картотекой упражнений для развития мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет.

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий.

Волны

Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде. Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые).

Рыбка

Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

  • дорисуй клетку тигренку;
  • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
  • дорисуй бабочку и т.д.

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Читайте также  Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

  • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
  • попади мячом в корзину;
  • помоги восстановить волейбольную сетку;
  • порази цель в тире.

  • Рисуй с нажимом
  • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
  • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
  • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
  • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Графические диктанты

На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета. Читайте подробнее о том, Как проводить графические диктанты в детском саду.

Игры с предметами

Обычно маленьких детей ограждают от игр с мелкими предметами. Ведь они могут взять их в рот или засунуть в ухо. Однако после 5 лет такие занятия просто необходимы.

Игры с песком и сыпучими веществами

Детям можно предлагать такие задания:

  • пересыпать песок из одной емкости в другую;
  • отсыпать песок мерной ложкой;
  • просевать песок через сито;
  • рисование пальцами по песку;
  • лепка из мокрого песка;
  • поиск в песке зарытых мелких предметов.

Самое захватывающее занятие из этой серии — создание поделки из цветной соли.

Игры с крупами и семенами

Крупы имеют более крупную фактуру, чем песок. Поэтому их можно использовать для сортировки. Для этого берут по горстке круп или семян трех разных видов и ссыпают в одну кучку. Ребенку дают три мелких емкости, куда он должен разложить крупинки. Это можно делать пальцами или же использовать пинцет.

В еще одной игре детям предлагается определить, где какая крупа на ощупь. Для этого их рассыпают в небольшие тканевые мешочки, которые плотно завязывают. Надо взять мешочек и, помяв его в руках, назвать крупу.

Из круп и семян можно выкладывать картинки, создавать аппликации на пластилине.

Игры с пуговицами

Пуговицы более крупные. Они также подходят для сортировки (по размеру, форме, цвету). Кроме этого из пуговиц можно выкладывать орнамент, дорожки, линии по заданному рисунку, картинки.

взять на векторе

Очень интересное задание — заполнить пуговицами кружочки на рисунке, подбирая их по цвету.

Игры с веревочками

Отлично подходят для развития мелкой моторики у детей игры с веревочками и шнурками. Их можно использовать для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек или макраме.

Очень полезно задание, связанное с нанизыванием бусинок. Лучше такие «бусинки» сделать самостоятельно, порезав трубочки для коктейля. Можно указывать точное число бусинок, которые нужно нанизать или попросить создать из них красивый узор, чередуя их по цвету.

Много игр связано со шнуровкой. Такие задания часто можно встретить на страничках развивающих книг из фетра.

Игры с бумагой

Работая с бумагой, предлагайте детям такие задания:

  • сминание и разглаживание листа бумаги;
  • складывание оригами.

Очень увлекательная игра по созданию запланированного беспорядка. Сначала детям предлагается порвать цветную бумагу на мелкие кусочки, а затем устроить из них разноцветный дождь, подбрасывая их в воздух. После активной фазы игры нужно попросить малышей помочь собрать все обрывки, что тоже очень полезно для развития мелкой моторики. Эти кусочки можно использовать для рваной аппликации. В ходе такой игры предлагайте детям рвать бумагу разной толщины (от газет до картона).

Игры с прищепками

В наборе должны быть прищепки разных цветов. Также для таких игр надо подготовить разные шаблоны. Можно предлагать такие задания:

  • приделать ежу иголки;
  • добавить лучики солнышку;
  • сделать прическу мальчику.

Игры с прищепками очень популярны на занятиях по математике и обучению чтению, так что можно объединить такие виды упражнений и попросить детей с помощью прищепок:

  • посчитать примеры;
  • прикрепить на шаблон цифры соответствующее количество прищепок;
  • указать нужную букву.

Игры со спичками

Хоть спички детям не игрушка, но для занятий по развитию мелкой моторики их вполне можно применять, давая такие задания:

  • перекладывание со стопки в стопку;
  • выкладывание из спичек фигурки, которая нарисована на картинке;
  • складывание в коробочку.

Детям нравится собирать спички в кубик с проделанным небольшим отверстием в центре одной из граней. Можно вместо спичек использовать ватные палочки.

Упражнения с мячом

Очень полезно делать самомассаж ладоней. Для этого нужно зажать между ладонями массажный мячик (грецкий орех, мячик для тенниса) и выполнять различные задания:

  • поступательные движения ладонями вперед – назад;
  • круговые движения ладонями;
  • сжимание – разжимание мяча в ладони;
  • перекладывание из одной руки в другую;
  • зажимание мячика двумя пальцами (поочередно менять пальцы);
  • катание мячика по столу, придерживая его одним пальцем;
  • прохождение мячиком по лабиринту, подталкивая его пальцем;
  • продвижение мячика по нарисованной на столе спирали.

Похожие упражнения можно выполнять, перекатывая между ладонями шестигранный карандаш.

Кроме перечисленных игр организуйте с детьми:

  • театр теней с показом фигурок героев руками;
  • пальчиковый театр;
  • игры с мозаикой;
  • игры с мелким конструктором;
  • собирание паззлов;
  • закручивание крышечек;
  • игры со скрепками;
  • выкладывание дорожек или узоров из камушков;
  • задания с резиночками.

Предлагайте малышам чистить пальцами яйца, сваренные в кожуре овощи, мандарины. Будет полезным даже обычное перелистывание страниц в книге.

"Ум на кончиках пальцев" — мастер-класс для специалистов и воспитателей ДОУ

Цель: Уточнить представления воспитателей о развитии мелкой моторики в раннем и старшем дошкольном возрасте.

Задачи: Донести до воспитателей значение развития мелкой моторики и помочь овладеть играми и упражнениями, используя нестандартное оборудование . Передать опыт работы путем прямого комментированного показа последовательности действий, методов и приемов.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Мне хотелось бы начать наш мастер-класс со слов педагога В.А. Сухомлинского, который сказал, что…«Ум ребенка находятся на кончиках пальцев». Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью…

Давайте будем вместе приобщаться и постигать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мелкой пальцевой моторики.

Сегодня на мастер-классе я бы хотела с вами поделиться знаниями и умениями в области развития мелкой моторики у детей и возможности его применения в ДОУ.
Предлагаемое нестандартное оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.
Чтобы ребенок благополучно и активно развивался, чтобы речь была правильной, в чем же тут секрет? Оказывается, все дело в пальчиках, а точнее, в хорошо развитой мелкой моторики. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Т.е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторки у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

При проведении пальчиковых игр, тренировать ручку ребёнка нужно мягко, но достаточно энергично; пальчики сжимать тоже энергично. Напевать или проговаривать – ритмично. Двигать ручками и пальчиками нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий, и как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи.

Стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувства ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушения письма (пропуска гласных).

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Возьмите яркий поднос.

Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т. д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера.

Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

Читайте также  Развивающие игрушки крючком схемы

Предложите ребенку круглую щетку для волос.

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек).

Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».

Насыпьте в чашку 1 кг гороха или фасоли.

Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".

Можно использовать сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

«Лыжная эстафета»

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».

«Крокодильчик»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
НО я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Можно взять бельевую веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

Катаем грецкий орех между ладонями и приговариваем:

«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».

Рисование на манке, рассыпанной на подносе.

Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком. Указательным, мизинцем.

Рассортировать фасоль, горох, орешки.

Нужно разложить содержимое тарелочки в 3 кружечки.

Выкладывание контуров предметов фасолью.

Берем бархатную бумагу и рисуем на ней фасолькой. Фасольку берем из кружечки.

Выкладывание контуров предметов нитью т.е. рисуем нитью.

Это может быть и солнышко, и дерево цифра, буква и т.д.

Берем горошинку –
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем начать играть
Надо пальчику сказать,
Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай,
И другому передай! (Передаем.)

Для развития тактильных ощущений, можно сшить такие мешочки, наполнив их крупой, фасолью, ватой и т.д. Перебирая мешочек, малыш массажирует сам себе пальчики.
Бусы. Хорошо развивает руку ребенка нанизывание на шнурок, на нитку макароны, сушки и т.д.

Аквагимнастика.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем любые подручные материалы — пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т.д.. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.

Ниткография — выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге.

Свое выступление я закончу такими словами – уделяйте больше времени для общения с вашим малышом, играйте с ним, разговаривайте, свободную минутку посвятите разучиванию новой пальчиковой игры, побольше рисуйте, конструируйте – ведь мы с вами уже знаем – «Ум ребенка находится на кончиках пальцев ».

Мелкая моторика: подборка упражнений для детей 4-6 лет

Взять в руку стакан для взрослого человека — обычное действие, которое он выполняет автоматически. Но в глазах четырехлетнего ребенка эта задача выглядит несколько сложнее. Она требует скоординированной работы рук, пальцев и головы — развитой мелкой моторики. Поэтому важно развивать ее в детском саду.

В предыдущей статье мы рассказали о том, что такое мелкая моторика, зачем ее развивать и какие упражнения воспитателям можно использовать для работы с детьми до трех лет. С возрастом важно повышать сложность упражнений, но оставлять их такими же веселыми и интересными. Для развития мелкой моторики у детей 4-6 лет рекомендуем использовать следующую подборку упражнений.

10 упражнений на мелкую моторику для детей 4-6 лет

Картина из пластилина

Цель: развитие точности движений, цветового восприятия, внимания.

Материалы: пластилин, листики с рисунками.

Слепите с детьми много маленьких шариков из пластилина разных цветов. Например, по 30 штук на каждого ребенка. Подготовьте листы, на которых напечатаны контуры будущих картин. Поставьте перед каждым ребенком контейнер с пластилиновыми шариками и положите один из листов. Предложите малышам заполнить картину пластилиновыми шариками. Их нужно будет лепить и расплющивать таким образом, чтобы заполнить внутреннюю часть рисунка.

Повтори за мной

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания.

Материалы: тетрадные листы в клеточку и карандаши.

Возьмите листы бумаги в клеточку и нарисуйте на них любые фигуры. Затем раздайте детям эти листочки и карандаши. Попросите повторить ваш рисунок и нарисовать такой же рядом.

Золушка

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, усидчивости.

Материалы: контейнеры, рис, горох.

Смешайте в контейнере рис и горох. Поставьте перед детьми и скажите, что злая мачеха не хотела отпускать Золушку на бал, пока она не отделит зернышки друг от друга. Поэтому нужно ей помочь и сложить горох в один контейнер, а рис в другой.

Найди похожую

Цель: развитие внимания и мелкой моторики.

Материалы: контейнер, прищепки, парные наклейки.

На край контейнера приклейте наклейки, а их пары наклейте на прищепки. Поставьте контейнер с наклейками и прищепки перед детьми. Предложите им прикрепить прищепки именно в том месте контейнера, где наклеена такая же наклейка. Сначала для упражнения можно использовать более мягкие прищепки, которые легко разъединяются. А затем более жесткие.

Лесные тропинки

Цель: развитие мелкой моторики рук и умения ориентироваться в пространстве.

Материалы: картон, маленькие камни, ракушки и пуговицы.

Перед каждым ребенком поставьте контейнер с разными материалами и положите лист картона. После этого скажите малышам, что картон — это лес, а ребятам нужно через него пройти. Чтобы это сделать, нужно выложить извилистые тропинки, но каждая тропинка должна быть выложена только из одного материала.

Мороженое

Цель: развитие точности движений, мелкой моторики рук.

Материалы: палочки для мороженого, клей, атласные ленты.

Перед упражнением приклейте один край ленты к палочке для мороженого. Раздайте палочки с лентами малышам и предложите самостоятельно сделать мороженое. Для этого нужно будет накрутить ленту целиком на палочку. Сначала рекомендуем использовать ленты не длиннее 50-70 см. А потом можно усложнить задачу и удлинить ленту.

Накорми птицу

Цель: развитие мелкой моторики.

Материалы: коробка из картона, рисунок птицы, пшеница, фасоль или горох.

Наклейте рисунок птицы на картонную коробку и сделайте рядом с клювом небольшое отверстие. Поставьте перед детьми коробку и контейнер с пшеницей, фасолью или горохом. Предложите им по очереди покормить птичку. Главное, чтобы в дырочку дети бросали только по одному зернышку.

Наряды для пальчиков

Цель: развитие точности движений, памяти, внимания.

Материалы: маленькие цветные резинки для волос.

Поставьте перед каждым ребенком контейнер с резинками для волос и предложите малышам по очереди надеть на каждый палец по резинке. Параллельно проговорите с детьми названия пальцев. Когда они закончат, можно усложнить задачу. Предложите им надеть на конкретный палец определенный цвет резинки. Например, на указательный палец надеть синюю резинку.

Угадай, что лежит в мешке

Цель: развитие точности движений, тактильного восприятия, фантазии.

Материалы: мешок или пакет, небольшие предметы, игрушки, пластмассовые буквы и цифры.

Сложите все предметы в мешок и перемешайте. Затем предложите каждому ребенку по очереди засунуть руку в мешок и угадать, что за предмет он взял. Главное, чтобы малыш при этом не подглядывал.

Рисунки на крупе

Цель: развитие точности движений и тактильного восприятия.

Материалы: поднос, мелкая крупа (манка, пшено, кукурузная крупа)

Насыпьте на поднос тонкий слой крупы. Покажите детям, что, если провести пальцем по крупе, останется яркая линия. Затем предложите им самим попробовать провести пальцами по крупе и посмотреть, что получится. Затем предложите нарисовать пальчиками определенные фигуры на крупе. Например, круг, овал или квадрат.

Чтобы дети не уставали и им не надоедало выполнять задания, рекомендуем воспитателям придумывать больше игровых элементов, чередовать упражнения и делать перерывы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: