Развитие малыша на 5 месяце жизни

Все о развитии ребенка: месяц пятый

Ребенок на пороге пятого месяца жизни: что нового принесет он в развитие и воспитание малыша? Родителям полезно заглянуть в ближайшее будущее. Следует принять во внимание, что уровень развития ребенка в начале и конце месяца не одинаков, он возрастает. Вот почему желательно ознакомиться с задачами, средствами воспитания и результатами возможного развития малыша на протяжении предстоящего микропериода его младенчества. В этом вам поможет предлагаемый педагогический экскурс.

Скажем сразу: на пятом месяце жизни акцентуацию в развитии малютки приобретает моторный компонент, т.е. формирование двигательной активности. К концу пятого месяца дитя научится делать самостоятельно повороты с живота на бок, а затем — на живот, сможет менять положение своего тела в пространстве. Это очень важно не только для физического, но и для психического развития.

Развитие ребенка. Пятый месяц жизниФото — фотобанк Лори

Продолжают совершенствоваться ручные умения, координация движений рук. Ребенок бойко «управляется» с игрушками-подвесками: захватывает, отталкивает, вновь притягивает, ловит и даже пытается их ощупывать. А это значит, что ребенок всеми доступными для него средствами «собирает» сенсорную информацию о физических свойствах предметов. Идет накопление чувственного опыта. При этом, лежа на спине, дитя проделывает забавные «пируэты» ногами, поднимая и напрягая их при захватывании висящих предметов. Значит, при действиях руки, активизируются все мышцы еще маленького, но такого «умного» тельца.

Абсолютно новым в развитии малыша можно считать появляющуюся к пятому месяцу способность перехватывать предмет (игрушку) из руки взрослого. Например, мама протягивает малышу расписную хохломскую деревянную блестящую ложку: «На! Возьми!» Она держит ложку за самый кончик, оставляя ее черенок свободным для захвата, и располагает предмет для перехватывания в удобном для ребенка положении. Малыш тянет ручку к ложке, раскрывает ладонь и захватывает ее за середину черенка. Так он будет поступать и с погремушками. Вот теперь понятно, почему детям пятого месяца жизни наряду с игрушками-подвесками рекомендуют погремушки. Они необходимы для развития активных самостоятельных действий.

С каждым днем движения руки малыша становятся более действенными. Он раскачивает игрушки, ударяет по ним, трясет, сталкивает их. Параллельно происходит познавание не только цвета и формы предмета (его видимых свойств, «лежащих на поверхности»), но и скрытых качеств — звука, динамики, массы.

Не случайно считается, что с пятого месяца жизни ребенок начинает «учиться» манипуляциям с предметами (ознакомительная игра). Именно поэтому малыш так ведет себя со всеми предметами, попадающими к нему в руки.

Конечно, ему необходим набор геометрических и сюжетных погремушек с удобными ручками. Желательны игрушки желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов. Эти цвета и их оттенки генетически более полезны для глаз детей, так как их колер созвучен живой и неживой природе окружающего мира (цвет солнца, неба, песка, воды, растительности и т.п.). Важны и различные звуковые свойства игрушек.

В процессе общения на пятом месяце жизни новым можно считать появление яркой реакции на знакомого взрослого (ухаживающего близкого человека), которого ребенок уже узнает, находясь на расстоянии 2-3 метра в вертикальном положении (на руках другого взрослого). Близкого человека ребенок узнает по голосу, даже если последний и не попадает в поле его зрения. Малыш начинает по-разному реагировать на положительную и отрицательную интонацию голоса взрослого. Так, например, если взрослый его «отчитывает», т.е. им недоволен, это может вызывать плач. Вместе с тем, при ласковом и достаточном общении со взрослым малютка имеет необыкновенно доброжелательный вид и преимущественно пребывает в хорошем расположении духа, длительно, певуче и громко гулит, слышится устойчивое, яркое «а-а-а», «ау-ау», «у-ва, у-у-ва» и т.п.

Малыш научился правильно, членораздельно, созвучно родному языку, произносить гласные звуки. Это важная веха в его развитии. Гуление ребенка — «тренировка» достигнутых речевых навыков. Оно говорит взрослому о многом и, прежде всего, о том, что дитя чувствует себя «на высоте».

Но еще раз подчеркнем: главным на пятом месяце жизни малютки считается сенсомоторная двигательная активность. В начале месяца дитя лишь делает попытки к поворотам. Ребенку нелегко овладевать этим умением. Оно приходит к нему не сразу. В начале у него ничего не получается. Но постепенно вы видите, как ребенок высоко поднимает себя на предплечья, «укладывает себя» так, чтобы сделать свой первый самостоятельный «поворот». К концу пятого месяца малыши обычно уже умеют переворачиваться на живот. Переворачиваться с живота на спину ребенок начнет несколько позже, месяцам к шести. И вот что главное: сначала он переворачивается резким, быстрым движением, а вскоре научается свободно использовать это движение для того, чтобы достать игрушку, проследить взглядом за взрослым.

Считаем необходимым обратить внимание родителей на то, что малыш на пятом месяце, овладевая движениями, никогда не должен оставаться на высоте в неограниченном бортами пространстве (на столе, софе, диване и пр.) без страховки взрослого, даже если вы знаете, что ваш ребенок еще не умеет переворачиваться. Он может выполнить поворот на бок или живот неожиданно для вас, когда вы на секунду отойдете. Малыш захочет посмотреть, например, куда вы исчезли, и сделает то, о чем вы мечтали, но в неподходящий для него и для вас момент.

Пятый месяц жизни ребенка требует от родителей большой собранности, вдумчивости и осознанности собственных действий. Лучше, чтобы малыш бодрствовал не в кроватке (ему там уже мало места для движений), а в манеже, т.е. в пространстве, огороженном со всех сторон.

Как видите, ребенок уже многое умеет к концу пятого месяца. Метаморфозы пятого месяца жизни постепенно выводят ребенка на новую «высоту». И все же подчеркнем: в начале пятого месяца убедитесь, что показатели развития четвертого месяца ребенком освоены, и только тогда переходите к новым задачам. Если малыш еще что-то не умеет, не расстраивайтесь, плавно продолжайте «работать» по программе прошедшего месяца. Если же дитя «сдал экзамен» на «хорошо» и «отлично», не останавливайтесь, у вас впереди еще много нового.

Показатели развития ребенка к концу 5-го месяца

Познавательное развитие

1. У ребенка наблюдаются целенаправленные действия притягивания и захватывания предметов и игрушек с расстояния вытянутой руки (30-50 см) из удобного положения.

2. Малыш может удерживать предмет в течение 30 и более секунд. В случае неудачи ребенок делает попытки к повторному действию без побуждений со стороны взрослого.

3. Ребенок узнает знакомые предметы и игрушки, отличает их от незнакомых, впервые увиденных. Знакомый предмет воспринимается как «комплекс свойств» не только визуально (зрительно), но и на основе практического действия — физического контакта.

Взаимодействие с предметами и игрушками принимает характер манипулирования, в основе которого активные исследовательские действия. Малыш стремится воздействовать на предмет или игрушку, выявить их «скрытые» свойства. Это подготовительный этап к развитию предметной деятельности.

Социальное развитие

1. Ребенок отличает близких людей от чужих. Узнает голос близкого человека, не только говорящего, но и поющего.

2. Ребенок стремится войти в контакт с мамой (ухаживающим взрослым). Ярко реагирует на ее настроение, «откликается» на ее улыбку, смех, игровые действия. Отличает «строгие» нотки в ее голосе от ласкового, приветливого обращения.

3. «Гуление» часто сопровождает контакты взрослого с ребенком.
Малыш гулит, чтобы привлечь к себе внимание взрослого и удержать его около себя.

Речевое развитие

1. Ребенок подолгу певуче гулит. При этом демонстрирует сформировавшуюся артикуляцию гласных звуков, которые произносит в часы бодрствования без видимых действий со стороны взрослого, а только при виде его или в момент яркой, игровой ситуации.

2. Способен подражать «самому себе», слыша свой голос в магнитофонной записи.

3. Гуление является необходимым компонентом общения (двустороннего контакта ребенка и взрослого). Гуление начинает выступать как средство коммуникации.

Произведения малых фольклорных жанров (потешки, пестушки, песенки, присказки и т.п.) для маленьких эмоционально воспринимаются ребенком и способствуют развитию речевых навыков.

Моторное развитие

1. Ребенок может относительно долго лежать на животе, подняв туловище и опираясь на ладони выпрямленных рук.

2. Ребенок переворачивается со спины на живот.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. Ребенка берут подмышки и опускают на твердую опору. Твердо опирается полностью выпрямленными ногами и всей стопой о поверхность в течение 3-4 мин.

4. Ребенок берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее до 1 мин., не роняет.

Пояснение:
С 4-го месяца начинает формироваться положение ладони и пальцев, удобное для захватывания предметов, в частности, дифференцированное положение большого пальца. К 5-му месяцу раскрывается кулачок ребенка, что позволяет свободно брать игрушку из рук взрослого и удерживать ее в течение 1-2 мин.

Читайте также  Развитие ребенка процессе обучения

5 месяц беременности

Поздравляем вас! Вы примерно на середине пути. Идет второй триместр беременности, 5 месяц. С какой недели он начинается? С 18-й, согласно акушерским подсчетам. Также к нему относятся 19, 20 и 21 недели вынашивания.

Главное событие этого периода – шевеления малыша. Он подрос и окреп, стал больше двигаться, и теперь вы все чаще будете чувствовать сначала легкие вибрации, а чуть позже заметные толчки. Узнаем, что еще происходит с матерью и ребенком на 5 месяце беременности.

Ощущения будущей мамы

Растущая матка давит на желудок, поэтому беременная испытывает изжогу и тяжесть в желудке. Питайтесь небольшими порциями, проконсультируйтесь с врачом о том, какие препараты помогут снять дискомфорт.

Из-за большого объема циркулирующей крови у вас участилось сердцебиение. Уменьшилось количество эритроцитов, и снизился гемоглобин. Чтобы не допустить анемии, следите за своим рационом, в нем должно быть достаточно богатых железом продуктов. Если вы стали часто испытывать головокружения, сдайте общий анализ крови. При пониженном гемоглобине необходим прием препаратов, только диетой уже не обойтись.

Многие женщины отмечают, что уже в 5 месяце беременности в молочных железах образуется молозиво. Из соска выделяются капельки желтоватой или полупрозрачной жидкости. Специально выдавливать ее не нужно. В целях гигиены можно использовать вкладки для бюстгальтера.

Как выглядит ребенок

К концу 5 месяца беременности плод по размерам напоминает крупную морковку. У него уже есть фаланги пальцев с ноготками, кожа покрыта защитной смазкой, тело постепенно округляется за счет образования подкожной жировой прослойки.

Движения малыша становятся все более осознанными. Он реагирует на звуки и свет извне, поворачивается и кувыркается, сосет пальчик, икает и даже строит гримасы. Голова уже не прижата к туловищу, малыш держит ее прямо, умеет поворачивать.

Развитие внутренних органов плода

  • Иммунная система синтезирует интерферон и иммуноглобулины – защитников от вирусов и бактерий.
  • В кровеносной системе появляются лейкоциты и лимфоциты.
  • Работает пищеварительная система: околоплодные воды, проглоченные малышом, формируют меконий, или первородный кал.
  • Окончательно образовались зачатки зубов.
  • Почти полностью сформировался костный мозг и позвоночник.

Живот беременной на 5 месяце

Дно матки располагается на 1-2 см выше пупка. Объемы бедер и живота ощутимо увеличиваются. Вы могли прибавить в весе до 5-7 кг. Поэтому беременность уже сложно скрыть от окружающих. Гинеколог посоветует вам ношение бандажа, который поможет снизить нагрузку на поясницу, а также косметические средства для профилактики растяжек.

Анализы и УЗИ

На 5 месяце вам предстоит пройти второе плановое УЗИ, во время которого специалист оценивает размеры тела плода, их соответствие срокам гестации. Изучается состояние и количество амниотической жидкости, расположение плаценты. С помощью специального датчика-доплера проверяется кровоток в сердце и крупных сосудах. На основе этих данных можно понять, хватает ли малышу кислорода. Во время второго УЗИ вам сообщат и пол ребенка, на этом сроке ошибки практически исключены.

Также вам может быть назначен анализ крови на гормоны ХГЧ и эстриол, белок АФП. Результаты ультразвукового и биохимического исследования помогают определить риски врожденных патологий, отклонений в физическом развитии плода.

Возможные осложнения

Пятый месяц беременности может быть омрачен таким диагнозом, как предлежание плаценты. Если в норме она обычно располагается в верхней части матки или на ее стенках, то в случае патологии она смещается вниз, полностью или частично перекрывая внутренний зев. Состояние усугубляется еще и тем, что растущий плод давит на плаценту, что в итоге приводит к ее отслойке.

Женщина может заподозрить неладное по кровянистым выделениям и болям внизу живота. Основные причины патологии – эндометриоз, воспалительные заболевания слизистой матки, многоплодная беременность. Гинеколог назначает поддерживающую медикаментозную терапию, исключаются физические нагрузки и интимная близость. Если плацента не занимает нормального положения до родов, то единственный метод родоразрешения – кесарево сечение.

Что можно и что нельзя

Можно Нельзя
Принимать ванну. Находиться в воде температурой выше 37-38°С, посещать сауну или баню.
Заниматься домашними делами. Контактировать с агрессивной бытовой химией.
Выполнять гимнастику для беременных, плавать, ходить на йогу. Заниматься травмоопасными видами спорта, поднимать вес более 5 кг.
Продолжать трудовую деятельность. Брать ночные смены, работать в опасных условиях.
Путешествовать, в том числе на самолете. Выбирать страны, перелет к которым занимает больше 12 часов – это большая нагрузка для организма беременной.
Иметь физическую близость. Заниматься сексом при осложненной или многоплодной беременности.
Выполнять упражнения Кегеля для подготовки мышц тазового дня к родам. Вести малоподвижный образ жизни, редко бывать на свежем воздухе.

Чек-лист 5 месяца беременности

  • Если вы чувствуете зуд кожи живота, ежедневно наносите увлажняющие кремы или масла, препятствующие появлению растяжек.
  • Сейчас хорошее время пройтись по магазинам и подобрать удобную одежду и белье для беременных.
  • При ночных судорогах помогает дополнительный прием препаратов магния и витаминов группы В. Посоветуйтесь с гинекологом, если судороги возникают часто.
  • Запишитесь на курсы для беременных: общение с единомышленниками и получение новой информации о родах помогает избавиться от ненужных страхов и тревожности.
  • Спите на левом боку, подложив между коленей и под живот подушку. Это может быть специальное изделие U- или С-образной формы, либо несколько обычных подушек.

Пройдите все необходимые исследования при беременности в Медицинском женском центре. Для получения максимально точных результатов второго скрининга мы используем программное обеспечение Delfia-LifeCycle. Его неоспоримое преимущество – низкий показатель ложноположительных результатов и широкий спектр диагностируемых патологий. Расшифрованный результат вы получите уже через 1-2 дня.

Физическое и эмоциональное развитие ребёнка в 1,5 месяца

развитие ребенка в 1,5 месяца

Воспитание детей

Когда малышу исполняется 1 месяц, то он перестаёт считаться новорождённым и приобретает статус грудничка. Эмоциональное и физическое развитие ребёнка в 1,5 месяца происходят очень быстро, поэтому родители должны всячески помогать своему малышу в познании нового мира и приобретении определённых навыков.

Внешний вид младенца

Внешний вид малыша в 1,5 месяца меняется ежедневно, что особенно хорошо видно по фотографиям. Если на первых месяцах жизни личико младенца имело некоторую одутловатость, то теперь оно приобретает более чёткие очертания. В этом возрасте становятся заметны первые признаки схожести с родителями.

Внешний вид малыша в 1,5 месяца

Пупочная рана практически полностью заживает и превращается в настоящий пупок. В полтора месяца у грудничка прекращается физиологический гипертонус, который выражается в напряжении мышц и периодических судорогах. Если раньше ручки малыша были постоянно прижаты к телу, то теперь они расслаблены. У грудничка пока не получается контролировать свои конечности и удерживать в руках предметы.

Держать головку полуторамесячный ребёнок ещё тоже не научился. Однако он способен поднимать ее на несколько секунд, когда лежит на животе, поэтому во время нахождения грудничка на руках, его необходимо постоянно придерживать за затылок.

ребенок 1,5 месяца

Эмоциональное состояние

В полуторамесячном возрасте у малыша завершается кризис новорождённости и начинается комплекс оживления. Этот период характеризуется переходом к стабильному развитию. Малыш начинает узнавать мамин голос и приобретает способность фокусировать свой взгляд на отдельных предметах.

Комплекс оживления представляет собой эмоционально-двигательную реакцию, которая обращена к маме или другим близким людям. Увидев близкого человека, грудничок сосредотачивается на его лице, воспринимая улыбку и другую мимику. При подходе взрослого к кроватке ребёнок начинает выражать свои эмоции:

  • вскидывает ручки;
  • вскрикивает;
  • вздыхает;
  • перебирает ножками.

В 1,5 месяца грудничок уже умеет привлекать к себе внимание при помощи плача или громких криков. Появившийся у малыша комплекс оживления свидетельствует о его нормальном психическом развитии.

Эмоциональное состояние малыша в 1,5 месяца

По достижении полутора месяцев у младенца появляется потребность в общении. Ребёнок начинает активно выражать свои эмоции и всегда ждёт реакции взрослого на свои действия. В этот период формируется эмоциональная взаимосвязь между малышом и родителями, что очень важно для дальнейшего развития грудничка. Для комплекса оживления характерны следующие реакции:

  • возникновение у ребёнка инициативы к общению;
  • эмоциональное возбуждение при приближении близкого человека;
  • сопровождение общения постоянными вокализациями;
  • реакция на мимику.

Чем больше внимания родители уделяют общению с малышом, тем раньше начинается комплекс оживления. В этот период необходимо постоянно общаться и играть с младенцем.

Особенности физического становления

В полтора месяца ребёнок должен уметь легко поднимать руки и разводить ими в стороны во время лежания на спине, а также сжимать и разжимать пальчики. Он уже умеет поворачивать головку из стороны в сторону. Лёжа на животе малыш способен поднимать и удерживать головку на протяжении 10−15 секунд. Проверить подобное действие можно с помощью погремушки, погремев ею перед личиком малыша.

Особенности физического становления младенца

Чтобы развивать ребёнка в 1,5 месяца, следует почаще укладывать его на живот, так как это способствует скорейшему развитию позвоночных мышц. Если ребёнок устал лежать на животе и заплакал, его нужно сразу же перевернуть на спину.

Читайте также  Развивающие упражнения для детей 3 4 лет

Родители должны помнить, что слишком раннее удержание головы и её частое запрокидывание назад могут свидетельствовать о сбоях в работе нервной системы. Если грудничок часто запрокидывает голову лёжа на спине, то это является причиной для обращения к невропатологу. Подобное поведение может наблюдаться и у здорового ребёнка и бывает обусловлено тем, что роды протекали с лицевым предлежанием.

Если взять малыша на руки в вертикальном положении, то он сможет удерживать головку несколько секунд. В полуторамесячном возрасте нужно почаще брать грудничка на руки не в горизонтальном положении, как это было ранее, а в вертикальном.

Для того чтобы научить ребёнка самостоятельно держать корпус во время сидения, потребуется:

  1. Усадить его попкой на правую руку.
  2. Левой рукой поддерживать его за грудь.
  3. Спинкой прижать малыша к себе.

Благодаря таким упражнениям младенец быстро научится держать корпус и сидеть на руках у мамы «столбиком». Однако на этом этапе развития, головку малыша следует постоянно придерживать. В полуторамесячном возрасте ручки грудничка уже не сжаты в кулачки, поэтому он начинает приближать их ко рту и иногда сосёт палец.

Психическое развитие грудничка

Зрение у полуторамесячного младенца становится более чётким, чем на первом месяце развития. Ребёнок приобретает способность быстро фокусироваться на лице разговаривающего с ним человека. Малыш начинает акцентировать своё внимание не только на лице, но и на глазах, говорящих с ним людей. Попавшие в поле его зрения движущиеся предметы вызывают у малыша интерес.

Психическое развитие грудничка

Чтобы развивать ребёнка в 1,5 месяца и научить его концентрировать внимание на предмете, можно поставить яркую игрушку в стороне от линии его взгляда и немного потрясти её. Малыш должен самостоятельно отыскать взглядом вещь и сконцентрировать на ней своё внимание, рассматривая неподвижный предмет в течение 20−30 секунд.

Развитие ребёнка в 1,5 месяца

Для повышения концентрации внимания над детской кроваткой подвешиваются яркие игрушки, способные привлечь внимание ребёнка. Для начала следует повесить одну игрушку. Когда малыш научится фиксировать взгляд на одном предмете, можно увеличить количество игрушек, тем самым обучая грудничка переводить взгляд с одного предмета на другой.

Игрушки следует вывешивать над уровнем груди малыша. Мнение о том, какое расстояние должно быть до развешенных игрушек, весьма неоднозначно. Ряд учёных, занимающихся вопросом развития ребёнка, полагает, что малыш не способен рассмотреть предметы, которые находятся дальше 30 см от его глаз. Другие учёные утверждают, что такое близкое нахождение предметов может развить у малыша близорукость и рекомендуют вешать игрушки на высоту 50 см. Практикующие педиатры советуют вешать маленькие игрушки на расстоянии 30−40 см, а предметы побольше на 70 см выше глаз ребёнка.

Не стоит подвешивать над кроваткой вращающиеся гирлянды с огромным количеством разноцветных игрушек, поскольку подобные конструкции быстро утомляют глаза малыша.

Музыкальное сопровождение, которое обычно присутствует в таких гирляндах, воспринимается ребёнком как шум и мешает ему сосредоточиться.

Слуховые реакции грудничка

Слуховые реакции ребёнка также продолжают развиваться. В полтора месяца грудничок реагирует на все посторонние звуки:

  • шум пылесоса;
  • гудение машин на улице;
  • работающий телевизор.


Малыш может успокоиться и перестать плакать, не видя мамы, но услышав её голос. От резких и громких звуков младенец может испугаться и заплакать, поэтому в помещении не следует кричать и громко включать музыку.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Шестой месяц жизни ребенка – ответственный период в развитии младенца, ведь большинство детей в этом возрасте уже предпринимают первые попытки сесть самостоятельно. Это не значит, что малыш в 5 месяцев должен сидеть сам, но при нормальных темпах роста и развития он должен уметь приподниматься с опорой на руки на взрослого человека из положения «лежа на спине» и демонстрировать задатки готовности к освоению этого навыка. Важные изменения происходят и в речевом, а также эмоциональном развитии: малыш уже хорошо различает знакомых и незнакомых людей, может сам подавать сигналы, указывающие на потребность в общении, и может самостоятельно играть с погремушками или другими предметами в течение 5-10 минут.

Сколько должен весить ребенок в пять месяцев

Вес малыша в 5 месяцев сильно зависит от типа питания. Примерно треть детей в этом возрасте уже получает прикорм в виде овощных и фруктовых соков и пюре. При хорошей переносимости в рацион можно вводить молочные и безмолочные каши. Дети, в меню которых к концу шестого месяца жизни входят злаковые продукты, могут набирать вес немного быстрее детей, в рационе которых остается грудное молоко (или его заменитель) и фруктово-овощные соки и пюре. Средний вес младенцев в 5 месяцев должен составлять 7200-7300 г.

девочка 5 месяцев

Средний рост пятимесячного малыша составляет около 65-66 см. Мальчики могут вырастать немного быстрее девочек, но на темпы роста влияет не только половой признак, но и множество других факторов, например, питание, которое получает младенец. Дети, большую часть рациона которых составляют молочные смеси, могут быстрее набирать вес и прибавлять в росте. Это связано с высокой питательной ценностью искусственных заменителей молока и постоянством их состава. Содержание жиров и белка в грудном молоке постоянно меняется и зависит от питания кормящей женщины, поэтому темпы роста у детей, находящихся на грудном вскармливании, могут быть немного ниже по сравнению с «искусственниками».

Окружность головы у пятимесячного ребенка обычно составляет от 41,5 см до 42,6 см; обхват груди – от 42,4 см до 42,9 см. В начале шестого месяца жизни тело малыша становится более пропорциональным и максимально приближенным к пропорциям взрослого человека.

Важно! Важным показателем правильного физического развития в этот период является превышение объема грудной клетки над окружностью головы. Разница эта еще невелика и составляет около 30 мм, но именно этот показатель указывает на отсутствие скрытых внутренних патологий и нарушений в функционировании головного мозга.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Показатель Девочки Мальчики
Рост, см 62,0-65,1 62,3-65,6
Вес, кг 6,3-7,2 6,5-7,8
Окружность головы, см 41,0-42,5 41,9-43,8
Окружность груди, см 41,2-43,5 41,2-45,0

Читайте также о питании ребенка:

ребенок с матерью

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Начало шестого месяца – важнейший этап в развитии младенца, во время которого формируются необходимые для дальнейшего развития навыки.

Двигательные навыки

  1. Малыш осваивает первые навыки ползания и предпринимает самостоятельные попытки сесть.
  2. Все дети в этом возрасте должны хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно.
  3. В положении «лежа на животе» малыш может имитировать движения, которые дети выполняют во время ползания: отталкиваться согнутыми в коленях ногами от твердой опоры и подтягивать нижнюю часть корпуса, одновременно переставляя руки вперед.
  4. Если положить малыша на спинку и протянуть ему вытянутые руки, он схватит их и попробует подтянуться: так кроха осваивает новый для него навык – самостоятельное сидение.

Некоторые мамы, видя попытки крохи научиться садиться самостоятельно, всячески пытаются ускорить процесс, присаживая его в коляске во время прогулки, в стульчике для кормления и просто на руках. Делать этого нельзя: несмотря на окрепшие мышцы живота, раннее присаживание может навредить ребенку, так как мышечный корсет, поддерживающий позвоночник, еще не может справиться с подобной нагрузкой. Игнорирование данных рекомендаций может стать причиной серьезных нарушений, которые могут проявиться в подростковом возрасте. К ним относятся:

  • гинекологические патологии у девочек (особенно часто диагностируется загиб матки – аномальное расположение органа относительно центральной оси малого таза, при котором шансы на удачное вынашивание беременности составляют менее 7 %);
  • заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз);
  • гипоксия внутренних органов, вызванная сжиманием артерий при неправильном положении тела.

Важно! Присаживать пятимесячного младенца педиатры и детские ортопеды не рекомендуют. Во время кормления в детском стульчике необходимо регулировать положение спинки до полу-лежачего.

Видео календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Прятки

Взрослый прячется за любым подходящим куском ткани с восклицанием «Ку-ку», а потом показывается из-за него. Когда малыш уловит суть игры, можно попробовать поменяться ролями, спрятав ребенка, а потом опять найти. Прятаться может и мягкая игрушка.

Футбол

Перед ножками малыша, лежащего на спине, кладется надувной мяч. Толкаясь ножками, малыш отталкивает мяч. В этом возрасте это уже не рефлекторное движение, а осознанное действие, выполняемое ребенком. Такое упражнение укрепляет мышцы ног, живота.

малыш показывает пальчиком

Покажи часть тела

Уже в 5 месяцев можно пробовать учить малыша показывать различные части тела. Сначала на своем примере, а потом, показывая на ребенке со словами: «Где у Миши глазки? Вот глазки!» и т.д.

Слушаем музыку

Продолжайте прослушивать музыку вместе с малышом. Это могут быть как детские песенки, так и классическая мелодичная музыка. Интересны также звуки природы: шум моря, пение птиц.

Волшебные мешочки

Малышу по-прежнему будут интересны тканевые мешочки, заполненные различными крупами, которые интересно сжимать и разжимать в кулачках, слушать как по-разному шуршат зерна, перекатываясь внутри. Такие игры развивают тактильные ощущения и моторику рук.

мешочки с крупами

Прогулка по дому

С ребенком на руках ходите по дому, разглядывая вещи и обстановку вокруг. Показывайте на предметы и называйте их. Со временем ребенок запомнит их и при вопросе: «Где у нас (название предмета)?», будет указывать на него ручкой.

Догонялки с игрушкой

Возьмите мягкого медвежонка или любую другую игрушку и покажите ребенку, лежащему на спине, говоря, например: «Посмотри какой мишка! Догони мишку!» После того как ребенок попытается дотянуться до игрушки, немного отодвиньте ее и снова предложите догнать. В конце игры дайте поймать мишку крохе.

тянемся за игрушкой

Игрушки для правильного развития

Игрушки способствуют разностороннему развитию крохи и познанию окружающего мира.

В этом малышу могут помочь:

  • игрушки с шуршащими элементами и шероховатыми поверхностями из различных видов тканей: бархата, вельвета, сатина, фланели;
  • различные шнуровки в виде овощей или фруктов (для совершенствования мелкой моторики);
  • игрушки с зеркальными элементами;
  • браслеты с колокольчиками или другими звенящими элементами, которые можно надеть на ножку или ручку младенца. Такие игрушки не только надолго займут внимание малыша, но и будут способствовать развитию слуха;
  • детские развивающие коврики;
  • озвученные книги (развитие речи), имитирующие звуки, которые издают животные – дети охотно повторяют их и быстро запоминают.

Видео рекомендации по развивающим игрушкам для детей 3-6 месяцев врача невролога Красновой М. А.

Навыки и развитие ребенка в 5 месяцев

Развитие ребенка в 5 месяцев связывают с возрастающей двигательной активностью. Малышу становится скучно лежать в детской кроватке, он хочет исследовать такой загадочный мир вокруг. Поэтому многих деток в этом возрасте ненадолго помещают в манеж для игр. Меняются также физические параметры крохи, увеличиваются рост и вес.

5-месячный малыш

Умения младенца

  • Малыш должен переворачиваться с живота на спинку и со спинки на живот. Он делает попытки садиться и ползать. Но самостоятельно пока не может этого сделать. Если ребенок все еще не умеет переворачиваться, следует проконсультироваться с врачом. Врач порекомендует детскую гимнастику и массаж.
  • Грудничок активно общается. Он гулит и агукает. В его лепете пока еще нет слов, но можно расслышать отдельные слоги: «ма», «ба», «па» и т.д.
  • Младенец с любопытством изучает различные предметы, игрушки. Стремится все потрогать и тянет в рот. Поэтому важно следить за чистотой игрушек и всех предметов, окружающих малыша.
  • Умеет играть сам с собой, развлекать себя игрушками ребенок способен целых 10 минут. Для мамы появляются короткие передышки.
  • Кроха должен узнавать своих близких: маму, папу и других родственников, которые с ним играют. При появлении посторонних людей испытывает беспокойство и ведет себя настороженно.

Как изменяются рост и вес грудничка.

Для 5-месячного грудничка нормой считается вес от 6 до 8 кг. За месяц его вес должен увеличиться минимум на 600 грамм. Впрочем, все дети развиваются по-разному. Поэтому если вес малыша отличается от нормы, это не всегда указывает на заболевания или замедленное развитие. Но для собственного спокойствия стоит проконсультироваться с врачом и узнать рекомендуемый вес именно для вашего младенца.

Рост ребенка увеличивается за месяц на несколько сантиметров. Общий рост малыша в пятый месяц жизни составляет обычно от 60 до 70 см. и зависит от пола ребенка. Рост мальчиков немного больше, чем рост девочек.

Рацион и питание

5-месячного младенца, находящегося на грудном вскармливании, следует продолжать кормить только грудью. Введение прикорма производится лишь по рекомендации педиатра. Наиболее частое питание для малышей – фруктовое или ягодное пюре.

Вес ребенка еще настолько мал, что вводить ему прикорм следует с самых маленьких порций. Начинают с четверти чайной ложки и постепенно увеличивают объем прикорма до нескольких ложек.

Иногда врачи советует давать ребенку натертый банан или натертые яблоки, а не готовое детское питание из магазина. При покупке готового пюре всем мамочкам рекомендуется попробовать его. Иногда производителя делают вкус настолько сладким, что такой прикорм окажется вредным для ребенка.

Питание малышей на искусственном вскармливании в этом возрасте более разнообразно. Как правило, для них рекомендовано введение прикорма. У таких малышей чаще других возникает проблема запоров. Поможет решению проблемы детское питание со сливой. Можно и самим приготовить сливовое пюре – для этого нужно перетереть сливу через мелкое сито. Никаких комочков быть не должно.

Всем родителям нужно знать, что соки мандарина, винограда, апельсина и персика не подходят для малыша в 5 месяцев.

Сколько раз в день кушает ребенок в этом возрасте:

  • дети на грудном вскармливании кушают обычно 5-6 раз в день;
  • дети на искусственном вскармливании – 5 раз в день.

Общий объем питания малыша к 5 месяцам должен увеличиться до одного литра в день, чтобы ребенок смог набрать необходимый вес.

Первые зубки

Еще один вопрос начинает тревожить мамочек 5-месячного ребенка – это режущиеся зубки. Не всегда этот процесс начинается в столь раннем возрасте. Но педиатры замечают, что появление первых зубов в 5 месяцев – не редкость.

Основные признаки того, что режутся первые зубки:

  1. у младенца в течение дня текут слюни;
  2. ночью он может просыпаться и плакать без видимой причины;
  3. возможно повышение температуры тела;
  4. возможно появление насморка или жидкого стула.

Чтобы не гадать, а точно выяснить, режутся ли у младенца зубки, нужно нежно и аккуратно ощупать десны подушечкой пальца. Вы можете почувствовать твердую вершину зуба.

Необходимо помочь ребенку в такой непростой для него период. Купите специальные резиновые прорезыватели для зубов. Лучше приобрести несколько штук. Малыш сам определит, какой ему по вкусу.

Особенности поведения

Развивать 5-месячного ребенка становится интереснее, чем раньше. Он с большим удовольствием общается и с мамой, и с другими родственниками. Хотя к чужим людям относится с недоверием.

Повышенное внимания младенца к окружающему миру связано с тем, что его зрение становится более острым. Детки уже неплохо различают цвета. Порой даже у них появляется любимый цвет. Тогда младенец при виде игрушки или одежды этого цвета начинает выражать свою радость.

Слух тоже развивается. Теперь ребенок способен реагировать на звук телефона или включение телевизора. Голоса близких людей малыш должен хорошо различать.

Следует называть ребенка по имени. Пусть он привыкнет к своему имени. Понемногу кроха поймет, что мама обращается к нему по имени и станет откликаться. Даже если хочется назвать свое сокровище сладким зайчиком, лучше отдать предпочтение имени.

Специалисты, изучающие влияние имени на человека, рекомендуют с детства обращаться к грудничкам, используя полное имя. Например, Мария или Степан. Но здесь каждая мамочка решает для себя, стоит ли использовать уменьшительно-ласкательные варианты имени.

С 5-месячного возраста желательно приобрести для ребенка манеж. Ему необходимо двигаться, переворачиваться, делать первые попытки садиться или ползать. На ковре в комнате для него таится ряд опасностей. А вот манеж – место удобное и безопасное.

Над манежем натяните веревку и повесьте на нее несколько игрушек. Малыш проявит к ним интерес и попробует дотянуться.

Родителям следует знать, что высаживать грудничка в 5 месяцев слишком рано. Мышцы спины не окрепли. Высаживание ребенка даже на мягкие подушки может быть вредным для позвоночника.

Любимая игра деток в этом возрасте называется «Ку-ку». Младенец лежит в кроватке. Мама стоит рядом с кроваткой. Она закрывает себя простыней или большим полотенцем. При этом младенец ее не видит. Затем мама выглядывает из-за простыни и произносит слово «ку-ку». Кроха радостно взвизгивает и улыбается. Мама прячется, потом выглядывает с другой стороны. Игра длится около 5 минут.

Таким образом, для 5-месячного грудничка очень важно проявлять активность в полной мере. Растут не только его потребности, но и рост и вес. Чтобы развивать его координацию движений и укреплять мышцы, необходимо играть в игры и позволять ему резвиться в манеже. Ребенок в этом возрасте все еще боится оставаться один, поэтому должен находиться рядом с мамой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: