Развитие логической памяти детей дошкольного возраста

Консультация для родителей и педагогов «Развитие словесно-логической памяти у детей 5–7 лет»

Память -одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Процессы памяти

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Классификация видов памяти представляет собой сложную систему со множеством связей. На сегодняшний день самым распространенным подходом к типизации памяти является выявление зависимости ее характеристик от специфики деятельности, направленной на запоминание и последующее воспроизведение.

Память различают:

по длительности сохранения данных – долговременная или кратковременная;

по целевой активности – непроизвольная или произвольная;

по особенностям психической активности – образная, эмоциональная, моторная (двигательная) и словесно-логическая память.

Поскольку у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели) нужно помнить:

— лучше сохранится тот материал, который ребенка удивил, заинтересовал;

— хорошо запоминается материал, представленный в соревновательной форме или игре;

— цель должна быть эмоционально значима для ребенка – по ее достижению ребенок должен получить похвалу от взрослого или его удивление.

К семи годам начинает формироваться произвольная память (т. е ребенок начинает запоминать сознательно, это связано с физиологией.

Полезно знать:

— разучивание похожего материала стирает предыдущий, поэтому перед тем, как приступить к изучению нового необходимо сменить вид деятельности или сделать «переменку»;

— для лучшего запоминания — лучше учить на ночь;

— для лучшего запоминания задаются различные вопросы, типа: «Что про это говорится?»

Что такое словесно-логическая или вербальная память?

Словесно-логической памятью обладает только человек, в то время как двигательная, эмоциональная и образная память в той или иной степени встречаются и у животных.

Главный компонент вербальной памяти – это мысли, мыслительные процессы, понимание изучаемых явлений, анализ суждений, способность делать умозаключения, работать с чужими высказываниями и услышанными от кого-то мыслями. Как уже понятно из названия данный вид памяти состоит из двух слагаемых – логической и словесной.

Словесно-логическая память, опираясь на другие виды памяти, играет основную роль в изучении нового, в обучении. Поэтому так важно уже в дошкольном возрасте развивать этот вид памяти. Например, с помощью игр.

Игры для развития словесно-логической памяти помогают стимулировать активность ребёнка, увеличивают объём памяти и формируют не только память, но и мышление, восприятие, речь. Процесс обучения становится эмоциональным и увлекательным, а ведь интерес, мотивация, эмоциональность – прекрасные помощники в запоминании.

«Поручение» Ребенку необходимо всего один раз озвучить последовательность действий, которую он должен выполнить: пойди на кухню, открой холодильник, в холодильнике овощной ящик, в котором возьми красное и зеленое яблоко, помой яблоки, возьми полотенце, вытри их и принеси в комнату, красное отдай маме, а зеленое кушай сам, или наоборот. Ребенок должен запомнить и проделать весь алгоритм, если не получается с первого раза – продолжать тренировки. Поручения, конечно, со временем нужно менять и усложнять.

«Пары слов»

Подготовьте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например, слон – хобот, мышь – сыр, вишня – черешня, зима – снеговик, утюг – рубашка, вилка – ложка, стакан – напиток, хлеб – булка, свет – лампочка, огонь – искра.

Попросите ребёнка внимательно послушать и запомнить пары слов. Предупредите, что будете называть первое слово, а он – второе в каждой паре. Когда ребёнок скажет, что готов (примерно через минуту, называйте первые слова из пары, соблюдая интервал между парами (примерно 5 секунд).

Не огорчайтесь, если не сразу получится, отнеситесь к этому упражнению как к игре, и не забывайте похвалить ребёнка за достигнутые успехи.

«Я начну, а ты продолжи»

Игра начинается с фразы: «Я начну, а ты продолжи. Слова быстро называй!» После чего ребенку предлагаются слова из группы родственных слов (домашние животные, мебель, игрушки и т. п.): корова, лошадь… этот ряд нужно продолжить и назвать, как можно больше слов из данной группы.

«4 лишний» В предложенной серии картинок, где 3 картинки можно объединить в группу по общему признаку, а 4 лишняя, ребенок находит «лишнюю» и, объясняет свой выбор. Лишний петух, потому что свинья, корова и лошадь – домашние животные, а петух – птица.

«7 фраз» Назовите ребенку семь фраз, например: собака лает, мальчик плачет, огонь горит, зимой холодно, летом жарко, день рождения, завтра выходной. Пусть к каждой фразе ребенок нарисует картинку, которая бы помогла ему вспомнить словосочетание. По окончании работы пусть по картинкам воспроизведет все фразы, при необходимости помогите. Повторите задание и на следующий день – вспомнит или нет?

«Мозаика» Так называется задание, в котором нужно, чтобы взрослый задал ребенку несколько разных слов, штук 7-10, а ребенок должен объединить их единым рассказом. То есть придумать историю со смыслом, в которой фигурировали бы указанные слова.

«Группировка слов» Придумайте 5-10 слов, которые можно было бы разбить на группы: чашка, попугай, стол, синичка, вилка, диван, кресло, ласточка, сковорода, доска. Дайте ребенку задание вначале повторить последовательность, а потом разбить ее на логические группы. Пусть попробует сделать это самостоятельно, наверняка он будет объединять их в разных вариациях, но это только на пользу, поскольку означает, что ребенок думает. Если попытки ни к чему не приведут, подскажите группы – мебель, птицы, кухонная утварь.

Некоторые приемы, способствующие развитию словесно-логической памяти

• Разучивание стихов и песен.

• Составление рассказа по картинке.

• То же, но с опорой на ряд картинок, логически складывающихся в рассказ.

• Рассказ-описание «Что я видел сегодня на прогулке».

• Пересказ или обсуждение мультфильма, или фильма, или книжки.

Словесно-логическая память связана с левым полушарием головного мозга, которое отвечает за способности к речи, анализ, логику, детализацию, абстракцию. Левое полушарие обеспечивает построение логических цепочек, построение рассуждений, алгоритмов решений, логику мышления. Правое полушарие, с которым связывают интуицию, творческие возможности, адаптацию, обеспечивает целостное восприятие сложного и многообразного мира, т. е. является необходимым дополнением к левому.

Для развития таких важных функций мозга как память, внимание, мышление и восприятие, очень удобно использовать тренировку ума на игровых тренажёрах для мозга. Благодаря таким нехитрым и интересным заданиям у ребенка будет развиваться не только память, но и пополняться запас знаний об окружающем мире, нормам поведения, будут прививаться новые навыки и умения.

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для родителей «Игры и задания по развитию памяти для детей 6–7 лет» Для успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к умственным нагрузкам, ребенку нужно не только помогать запоминать, но.

Особенности развития памяти у дошкольников

Детская память избирательна. Что заинтересовало, удивило, удержало внимание, то и запомнилось. За время дошкольного периода интенсивно развиваются виды памяти, а также постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения. Необходимо стимулировать развитие памяти у детей дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились схватывать обязательный к усвоению материал.

Формирование памяти как основной психической функции

Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.

Воспоминание

В первые годы жизни память формируется как составная функция восприятия. Самые яркие характеристики тех объектов, которые воспринимаются ребенком, непроизвольно фиксируются клетками мозга. Накапливается информация об окружающих людях, о различных предметах, об их свойствах, о повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже выступает самостоятельной познавательной функцией.

Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:

  • запоминание
  • сохранение
  • припоминание
  • узнавание
  • воспроизведение

Запоминание осуществляется путем «привязки» нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.

Сохранение – психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.

Читайте также  Сколько должен весить малыш в 5 месяцев

Припоминание – процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: «Мама, купи мне куклу, как у Оли» — не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.

Узнавание – более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.

Воспроизведение – комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.

Главная особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.

Какие виды памяти преобладают в дошкольном возрасте

Активизация памяти дошкольника происходит благодаря восприятию. Информация к ребенку поступает через зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные рецепторы. Получаемые сигналы складываются в определенный образ, который запоминает ребенок. По этой обусловленной природой причине преобладающим видом памяти у дошкольников является образная.

Интенсивно развиваются следующие виды памяти у дошкольников:

  • образная
  • словесная
  • двигательная

Образная память помогает ребенку осваивать новые понятия и расширять запас слов.

Яркий образ

Услышав, что зебра – это «полосатая лошадка», малыш живо формирует образ животного. Новой информацией для него больше выступает непосредственно слово «зебра».

Возможно, детское воображение нарисовало и не совсем похожий образ. В реальности он скорректируется. Тем временем, новое слово уже прочно осядет в лексическом запасе дошкольника. Происходит становление словесно-логической памяти.

Таким образом, развитие памяти в онтогенезе проходит путь от преобладания образной к использованию словесных форм. Можно сказать, что речь переводит память дошкольника на более высокую ступень и повышает ее продуктивность.

Двигательная память в дошкольном возрасте ориентируется на заданный образец. Это уже не те простейшие движения (собрать пирамидку, продеть в петлю пуговицу), которые осваиваются в раннем возрасте. Дошкольник, глядя на взрослого, обучается танцевальным движениям. Осваивает такие сложные бытовые операции, как завязывание шнурков, пришивание пуговицы.

Память детей младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте образы формируются на основе практических действий. Ребенок 3-4 лет познает мир через действия, так и запоминает главное для себя.

Сохраняется информация отрывочная, в виде образных единичных представлений. Так, ребенок может испугаться Деда Мороза, и никакие пояснения, что в этот костюм к очередному празднику нарядился папа, не помогут.

В этом возрасте запоминаются наиболее эмоциональные события, яркие предметы, часто повторяемые действия.

Разделение признаков, их обобщение при осмыслении и запоминании формируется благодаря развитию речи. Когда дошкольник осваивает больше понятий, использует слова, становится более устойчивым и его восприятие. Это, в свою очередь, помогает ребенку связывать содержание с определенным словом и запоминать в виде образа. Но у младших дошкольников такое связывание происходит непроизвольно.

Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте

Чем старше становится дошкольник, тем сильнее становится связь между памятью и мышлением. Ребенок овладевает родным языком, учится анализировать, сравнивать и обобщать. Как следствие, образы запоминаются с помощью мыслительных операций.

Припоминание

Старший дошкольник сам составляет описательные определения, чтобы запомнить новое понятие. «Эскалатор – тоже лестница, только движется», «Ежевика так называется, потому что она вся в колючках, как ежик».

Но в старшем дошкольном возрасте, чтобы запомнить и припомнить, опора в виде образа нужна не всегда. Стихи запоминаются своим ритмом и рифмами, так как развивается звуковая культура речи. В пересказе прослушанной сказки или истории дошкольник опирается на логическую последовательность событий. Хотя в равной степени может представлять себя в роли одного из персонажей, что способствует запоминанию.

Особенности запоминания и воспроизведения в старшем дошкольном возрасте проявляются еще и в том, что постепенно приобретают произвольный характер.

Формирование произвольной памяти

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.

В дошкольном возрасте происходит становление контролируемых волей механизмов, управляющих поведением и деятельностью.

Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.

Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.

Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести «мелодию» из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.

Закономерности формирования произвольной памяти

Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».

Произвольное запоминание

Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым.

Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.

Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.

Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).

Общие рекомендации как развивать память дошкольника

Взрослый, обучая ребенка восприятию информации, своим примером показывает, как улучшить запоминание. Посмотреть внимательнее, прислушаться, повторить – те естественные способы, которые позволяют еще раз уделить внимание запоминаемому материалу. С каждой попыткой будут заполняться белые пятна, возникающие при активном припоминании.

Развитие логической памяти старших дошкольников посредством использования мнемотаблиц Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глотова Марина Владимировна

В статье обосновывается необходимость обучения детей мнемическим приемам , рассматривается понятие мнемотаблицы и основные направления их использования, приводятся результаты исследования возможностей развития логической памяти детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблиц .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глотова Марина Владимировна

THE DEVELOPMENT OF LOGICAL MEMORY OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE USE OF MEMORABLE

The article substantiates the need to teach children mnemonic techniques , discusses the concept of memorability and main directions of their use, the results of the research of development of logical memory of the children of senior preschool age through memotable.

Текст научной работы на тему «Развитие логической памяти старших дошкольников посредством использования мнемотаблиц»

Глотова Марина Владимировна,

МБДОУ № 145, г. Тверь e-mail: glotovamarina@bk.ru

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье обосновывается необходимость обучения детей мнемическим приемам, рассматривается понятие мнемотаблицы и основные направления их использования, приводятся результаты исследования возможностей развития логической памяти детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотаблиц.

Ключевые слова: память, мышление, мнемические приемы, мнемотаблицы.

Glotova Marina Vladimirovna,

MBDOU № 145, Tver e-mail: glotovamarina@bk.ru

THE DEVELOPMENT OF LOGICAL MEMORY OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN THROUGH THE USE OF MEMORABLE

Abstract: The article substantiates the need to teach children mnemonic techniques, discusses the concept of memorability and main directions of their use, the results of the research of development of logical memory of the children of senior preschool age through memotable.

Key words: memory, thinking, mnemonic techniques, memorablity.

Дошкольное детство — период интенсивного психического развития человека. За это время происходят серьезные качественные и количественные изменения во всех психических процессах. Так, в процессах памяти важнейшим изменением является появление элементов произвольности. Происходит это приблизительно в четырехлетнем

возрасте. А к старшему дошкольному возрасту память постепенно трансформируется в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Главной особенностью развития памяти в дошкольном возрасте является доминирование непроизвольной и образной видов памяти. Память, устанавливая тесные межфункциональные связи с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. Формируются элементы произвольной памяти как способности к регуляции мнемических процессов, сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка. Дошкольники постепенно овладевают элементарными логическими приемами запоминания. Развивающаяся словесно-смысловая память способствует развитию опосредованного познания и расширяет возможности познавательной деятельности ребенка. По мере накопления и обобщения опыта дошкольников развитие мнемических процессов включается в развитие личности [5, 6].

Необходимо отметить, что развитие памяти ребенка направлено не только в сторону роста произвольности или преднамеренности запоминания и воспроизведения, но и в сторону развития осмысленности памяти. Осмысленное, логическое запоминание основано на понимании того, что заучивается. Воспитание логической памяти предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельности детей. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания.

Логическая память, как известно, направлена на запоминание смысла изучаемого материала, сохранение и воспроизведение мыслей, понятий, выводов и т. п. Обучение и мышление основываются именно на этом виде памяти. В своей основе логическая память опирается на различные приемы логической обработки словесного материала, эти приемы у детей старшего дошкольного возраста не возникают сами по себе, им необходимо обучать. Знание приемов логического запоминания, успешное владение ими и

использование в работе со старшими дошкольниками в высокой мере способствует развитию интеллектуальной деятельности, общему уровню развития логической памяти детей [3, 6].

В нашем исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста (в количестве 21 человек — контрольная и экспериментальная группы) МДОУ «ЦРР — детский сад № 145» г. Твери. Средний возраст детей составляет 5,5 лет. Для изучения уровня развития логической памяти дошкольников были выбраны следующие методики: 1) Методика «Опосредованное запоминание» (Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.) [2]; 2) методика «Воспроизведение рассказа» (детский вариант) [3]. В ходе анализа результатов диагностики по методике опосредствованного запоминания было выявлено, что 62 % детей имеют низкий уровень развития логической памяти (они с трудом находят опосредующие символы и объясняют свой выбор, вспоминают 1-2 слова, некоторые не понимают задания), 24 % — средний (понимают задание, но не могут найти опосредующих символов, с трудом объясняют свой выбор, могут вспомнить 2-4 слова) и лишь 14 % — высокий (хорошо понимают задание, находят опосредующие символы, объясняют свой выбор, могут вспомнить 4-5 слов). Из всех обследованных детей 29 % не поняли задания, 62 % не могут найти опосредующих символов и затрудняются подобрать к названному слову картинку. По методике «Воспроизведение рассказа» 33 % детей имеют высокий уровень развития логической памяти. Они пересказывают рассказ сами, без наводящих вопросов, по порядку, не забывая и не искажая факты. Воспроизводят 8-10 смысловых единиц. 29 % детей имеют средний уровень развития логической памяти. Они испытывают трудности при воспроизведении рассказа, отвечают при помощи наводящих вопросов, и путают некоторые факты (например, пол и имя главного героя). Воспроизводят сами 6-8 смысловых единиц. 38 % детей имеют низкий уровень. Не могут сами логически построить рассказ,

Читайте также  Игрушки развивающие речь ребенка

вспоминают при помощи наводящих вопросов и путают факты. Воспроизводят сами 3-5 смысловых единиц.

В целом результаты диагностики показывают, что у большинства детей в старшем дошкольном возрасте логическая память еще не достаточно развита. Развитию логической памяти дошкольников может способствовать использование мнемотаблиц. Мнемотаблица представляет собой наглядное схематичное изображение какой-либо информации: рассказа, стихотворения, загадки, скороговорки, алгоритма действий и т.д. Приемы работы с мнемотаблицами направлены направлено не только на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления, но и на развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Известно, что наглядный материал более прост для его восприятия дошкольниками. Поэтому, использование мнемотаблиц на занятиях позволяет детям продуктивнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

При работе с детьми мнемотаблицы можно применять в следующих направлениях:

S изображение последовательности определенных процессов (мытья рук, одевания, сервировки стола);

S составление рассказа по мнемотаблицам. Работа в данном направлении строиться по следующим этапам:

— рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено;

— перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы;

— после перекодирования осуществляется пересказ текста с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания [ 3, 7].

S использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений: воспитатель зачитывает стихотворение, затем происходит обсуждение с

детьми его содержания и повторное прочтение. Далее необходимо разобрать с детьми, те зрительные символы, которые можно использовать к этому стихотворению и прочитать его по смысловым абзацам с целью выбора к ним определенного знака, символа или картинки. Затем следует зарисовка детьми в тетрадях схемы опорных сигналов (в дальнейшем, дети могут рассмотреть и сравнить эти схемы, а так же рассказать по ним друг другу стихотворение). Воспитатель повторно читает стихотворение с опорой на схему. При возможности, необходимо создать схемы на большем формате при помощи компьютерных технологий для повторного использования.

Для проведения формирующего этапа эксперимента нами была разработана программа развития логической памяти старших дошкольников, которая представляет собой цикл специальных занятий и упражнений с использованием мнемотаблиц. Программа рассчитана на 18 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 25—30 минут. Занятия рассчитаны для проведения в малокомплектных группах — до 12 человек, что позволяет учесть индивидуальные и психические особенности каждого ребёнка. В занятия включены приёмы для снятия переутомления детей: физминутки, подвижные игры, релаксация, задания на переключение внимания и на развитие всех психических процессов.

Цель программы: повышение уровня развития логической памяти старших

дошкольников посредством использования мнемотаблиц.

1. учить выделять главные смысловые звенья изучаемого материала;

2. формировать умение замещать смысловые звенья материала знаками-символами, опорными рисунками;

3. развивать умение воспроизводить словесную информацию глядя на опорные рисунки, соблюдая логическую последовательность.

При обработке результатов контрольного этапа эксперимента мы выяснили, отличаются ли уровни развития логической памяти в группах на констатирующем и контрольном этапах статистически достоверно друг от друга. с помощью t-критерия Стьюдента. Для экспериментальной группы значение t-критерия Стьюдента равно 4,7 (t^ = 4,7). Число степеней свободы равно 9. Принимая вероятность допустимой ошибкиp < 0,05, табличное значение t-критерия равняется 2,26 (1табл = 2,26). ^кс> 1:табл (4,7 > 2,26). Следовательно, уровень развития логической памяти детей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах существенно и статистически достоверно отличаются друг от друга.Рассчитаем данный показатель для контрольной группы: ^кс = 1,5. Сравним данное значение с табличным (^абл = 2,26). ^кс < ^абл (1,5 < 2,26), следовательно, уровень развития логической памяти детей контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах несущественно отличаются друг от друга.

Таким образом, с помощью t-критерия Стьюдента мы выяснили, что в контрольной группе статистически значимых различий в уровне развития логической памяти нет. В экспериментальной группе уровень развития логической памяти на контрольном этапе статистически достоверно выше уровня развития логической памяти на констатирующем этапе. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Действительно, использование мнемотаблиц на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию логической памяти. Мнемотаблицы-схемы являются отличным дидактическим материалом и занимают особое место в работе с детьми. Они помогают в обучении пересказу, составлению рассказов и заучивании наизусть, а так же способствуют пополнению словарного запаса и развитию памяти, мышления. Процесс запоминания

должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объектов. Чем больше умственных усилий ребенок прилагает к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Привычка к осмысленному восприятию материала связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти старших дошкольников оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов, схем, в том числе и в виде мнемотаблиц.

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство "Ось-89", 1997. — 224 с.

2. В помощь психологу: диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http : //psiholognew.com/do sh015. html (дата обращения 05.09.2014).

3. Воспроизведение рассказа (детский вариант) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.gurutestov.ru/test/97/ (дата обращения 05.09.2014)

4. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. 2014. -М.: ООО "Издательство Спутник+". — 102 с.

5. Косякова О.О. Детская психология: учебное пособие. Тверь, ТвГУ, 2005. — 68 с.

6. Николаева О.В. Игра как средство развития словестно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. — 2013. — № 9. — URL: http : //www. kids. covenok. ru/issue/131626. htm

7. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009. -64 с.

Развитие памяти у детей в детском саду

Мария СкопинаМария Скопина 20.02.2018 2 16.8k

Память ребенка нуждается в регулярных тренировках, особенно в свете подготовки к первому классу школы

Память — одна из высших психических функций человека. Благодаря её формированию в раннем детстве возможно развитие точной координации движений и овладение речью. Все органы чувств работают на накапливание образов памяти. Ребёнок стремится почувствовать и понять окружающий мир. Усвоение знаний о предметах и явлениях, общественных правилах, формирование умений в значительной степени осуществляется на занятиях по развитию памяти дошкольников.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Практически все родители начинают активно интересоваться способами развития памяти у детей, когда тем пора поступать в школу. А проблемной эта тема становится очень часто вскоре после первого звонка, многие первоклассники не справляются с потоком новой информации и заданиями.

Первоклассник за уроками

Часто первоклассники не справляются с запоминанием новой информации в процессе обучения

В раннем детстве память малыша развивается через общение с матерью. Казалось бы, молодые мамы интуитивно знают, как помочь ребёнку развить способность запоминания. С детьми первого года жизни занимаются регулярно. Это упоминание членов семьи, имён — мама понимает, что ребёнок запомнил лица родных, по улыбке и радостному возгласу при виде их. Затем с малышом учат части тела и лица: «Это у куколки глазки, а вот у Ванечки глазки». Скоро на вопрос «А где у Ванечки глазки, носик, щёчки?» ребёнок пальчиком показывает правильный ответ. К началу второго года жизни благодаря этим простым занятиям с мамой малыш знает многие предметы из ближайшего окружения, называет их.

Мама и дочка изучают овощи

В раннем детстве память развивается в органичном общении с мамой

К 1,5 годам ребёнок становится самостоятельнее, овладевает предметными действиями, развивает общую моторику. В этом возрасте малыш всё больше интересуется миром взрослых, запоминает слова и движения из наблюдений в повседневности. Для многих детей настаёт пора детсадовской жизни: кто-то поступает в первую младшую группу ДОУ, других мамы водят в группу кратковременного пребывания. И так бывает в нашей жизни, что домашняя сфера и образовательный процесс в детском саду разграничиваются: родители хотят общаться с детьми, а обучение предполагается за воспитателями.

Младшие дошкольники сидят на ковре и отвечают на вопросы воспитателя

Воспитатель работает в направлении развития способностей (в т. ч. памяти) у своих подопечных с момента их поступления в детский сад

Таблица: цели и приёмы развития памяти в детском саду

  • Формирование зрительного и слухового сосредоточения.
  • Развитие слуховой, обонятельной, моторной, зрительной памяти.
  • Называние предмета и указание, что он умеет делать: «Это мячик, он прыгает и катится».
  • Разучивание потешек, небольших стишков.
  • Во время прогулки воспитатель описывает всё, что дети видят на своём пути: «Смотрите, дворник расчистил снег и посыпал дорожку. Что у нас под ногами? (Песок). Песок делает дорожку шершавой, мы не поскользнёмся».
  • Называние признаков и свойств предметов.
  • Побуждение к сравниванию предметов, поиску по памяти похожих объектов.
  • Обучение ориентироваться во временах года и времени суток.
  • Проговаривание правил детских игр, наблюдение за запоминанием порядка действий.
  • Предложение использовать полученную информацию в самостоятельной деятельности (продуктивном творчестве, исследованиях, играх).
  • Развитие словесно-логической памяти.
  • Развитие произвольного запоминания и краткосрочной памяти.
  • Использование специальных способов запоминания информации (мнемотехника).
  • Размышления вслух.
  • Составление рассказов об увиденном во время прогулки/экскурсии.
  • Обучение пересказу.
  • Воспроизведение в ролевых и театрализованных играх знакомых сюжетов.

Педагог показывает мальчику и девочке настенные часы

На четвёртом году жизни дети учатся ориентироваться во времени суток

Виды памяти дошкольников

В раннем детстве формируются и развиваются виды памяти, связанные со всеми органами чувств. Совершенствуется восприятие, и образы окружающего мира запоминаются легче и отчётливее. Образная память подразделяется на виды по ведущей сенсорной системе в запоминании объекта:

  • Зрительная память. Процесс зрительного запоминания проходит ряд этапов:
    1. Запоминание того, что видит ребёнок.
    2. Узнавание.
    3. Воспроизведение образа по памяти.

Развитию этого вида памяти уделяется значительное количество времени на занятиях. Младшие дошкольники тренируют зрительную память в запоминании и узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Воспитанники средней группы запоминают геометрические фигуры и учатся распознавать их в строении предметов. Дети старшего дошкольного возраста учат буквы и цифры.
Такую память иногда называют фотографической, поскольку запоминание при помощи органов зрения подобно запечатлению кадра из реальной жизни. Воспроизведение этих образов осуществляется в продуктивном творчестве детей (рисовании или лепке изображений по памяти), в дидактических играх.

Первые рисунки моей дочери были яркими, разноцветными, позитивными… но каракулями! Когда ей только-только исполнилось 4 года, среди завитков и загогулин я заметила изображение дерева: коричневый ствол и крона. Вот только крона была розового цвета. Я решила уточнить: — Что это ты нарисовала?
— Дерево.
— Розовое?
— Да. Я его видела.
На той неделе мы пошли на прогулку в городской парк. На одной из тропинок дочка потянула меня за руку со словами: «Мама, вон там розовое дерево!». И правда, в нашем парке оказалось такое дерево — был май, это цвела дикая яблоня.

Мальчик рисует фломастером

Первые рисунки предметов являются воспроизведением образов зрительной памяти

Когда детям не спится, мы с ними выполняем простое упражнение «Как звучит тишина». Оно одновременно способствует развитию слуховой памяти и помогает расслабиться. Мы лежим с закрытыми глазами, не шевелимся и не разговариваем. Задача каждого — услышать звуки в тишине и распознать их источники. Слушаем «тишину» 5–6 минут, затем обсуждаем, кто что услышал:
— На верхнем этаже передвинули мебель, кажется, стул.
— За окном проехало несколько машин.
— В соседней комнате папа нажимал кнопки на клавиатуре, набирал текст.
— В трубе шумела вода и т. д.

Мальчик с зыкрытыми глазами лежит на ковре

Стоит закрыть глаза и начать прислушиваться, и тишина наполняется десятками звуков

«Мама! — с радостным возгласом бежал через дачные участки мой сын. — Котик тёти Нины прямо как снежный человек!». Соседи, наверное, были в лёгком недоумении, что же там за кот у тёти Нины. Но я сразу поняла, что он такой же пушистый и приятный на ощупь, как плюшевая игрушка сына — йети.

Мальчик гладит кота

Развитие осязательной памяти происходит в контакте с объектами ближайшего окружения

По участию воли память делится на 2 вида — произвольную и непроизвольную.

    Непроизвольное запоминание происходит без специальных усилий со стороны ребёнка. Образы фиксируются в памяти естественным путём, когда они интересны. Поэтому упражнения с дошкольниками проводятся в занимательной, игровой форме. Исследования показывают, что непроизвольно дети запоминают большой объём информации.

Педагог показывает улыбающейся девочке двух пальчиковых кукол

Непроизвольная память развивается, когда ребёнок заинтересован во время занятия

Дети заучивают стихотворение совместно с педагогом

Заучивание стихотворных текстов развивает произвольную память у дошкольников

По длительности сохранения информации память делится на кратковременную и долговременную. Сначала развивается кратковременная память: ребёнок запоминает что-то, использует информацию и забывает. Поэтому с маленькими детьми надо повторять пройденный материал. Долговременную память следует активно тренировать с 5–6 лет: ребёнок способен удерживать информацию всё дольше, и эта способность будет необходима в школьном обучении.

Ребёнок за уроками

Тренировка долговременной памяти необходима будущим первоклассникам

Методика развития памяти у дошкольников

Память ребёнка — это прежде всего проявленный им интерес в какой-либо деятельности. Как было сказано выше, у дошкольников преобладает непроизвольная образная память. То есть дети запоминают объекты и явления, которые вызывали у них яркие эмоции, неподдельный интерес. Отсюда возникает вопрос, что же интересно детям? Каждой возрастной группе воспитанников ДОУ присущ свой интерес. Младшие дошкольники любят предметные игры, охотно занимаются в паре со взрослым. С 4–5 лет дети стремятся к сотрудничеству, развиваются индивидуальные вкусы и пристрастия.

Обучающие задания на развитие памяти включаются в структуру всех видов занятий: речевых, музыкальных, НОД (непосредственно образовательной деятельностью), изодеятельностью и др. Развитие способностей ребёнка непосредственно связано с сохранением и воспроизведением информации. Следует чередовать упражнения на развитие сенсорного восприятия. Лучше всего ребёнок сможет описать объект, исследованный различными органами чувств, то есть всесторонне.

Любимая сказка моей дочери — «Жихарка». Когда дочке было 4 года, бабушка попросила её рассказать, что за сказка такая. Дочка начала пересказ, но быстро запуталась и расстроилась. Это случилось не оттого, что мы читали сказку давно или редко. И не потому, что дочь плохо слушала. Словесно-логическая память пока только начинает формироваться в этом возрасте. Зрительные образы сохранились благодаря изучению иллюстраций.
Тогда, чтобы запомнить сюжет сказки, мы распечатали кадры из мультфильма «Жихарка», перемешивали карточки и составляли последовательность событий. Несколько раз мы проигрывали сказку в виде простой игры-драматизации: наклеили изображения героев на палочки, я читала текст, а дочка действовала за персонажей.
После этих упражнений у дочери получилось пересказать сказку: вспомнить и воспроизвести сюжет.

Две девочки разыгрывают сказку с помощью персонажей настольного театра

Запоминание объекта должно быть разносторонним: зрительным, слуховым, осязательным, действенным

Игры на развитие памяти

Дидактические игры, направленные на развитие памяти, тренируют способность логического запоминания. Эти игры основаны на концентрации внимания различными органами чувств. Важно следить, чтобы ребёнок приступал к игре в хорошем настроении. Игровые задания подбираются педагогом в соответствии с возрастными особенностями детей. Лёгкое задание может погасить интерес ребёнка, а чересчур сложное — стать причиной переутомления.

Индивидуализировать дидактические игры можно по тематике материала. Например, девочки будут изучать карточки со сказочными принцессами, мальчики — с техникой.

Упражнения для развития памяти у дошкольников

Упражнения для развития памяти у дошкольников

Память играет важную роль в жизни каждого человека. Ежедневно нам необходимо запоминать, сохранять, а позже узнавать то, что запомнили и воспроизводить то, что было в прошлом нашем опыте. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы, третьим – все дается с трудом, а кто-то обладает феноменальной памятью.

Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти. Память – это своеобразный мостик, который связывает прошлое с настоящим и будущим. Помимо этого память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.

Особенности развития памяти у дошкольников

Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память. Изучением особенностей, процессов и развития памяти нашли свое отражение в трудах Г. Эббингауза, Э.Крепелина, Г. Мюллера. Проблемой особенностей развития памяти у детей занимался известный психолог Л.С. Выготский.

В дошкольном возрасте непроизвольные психические процессы преобладают над произвольными. Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации. В первую очередь они запоминают то, что им интересно и вызывает сильный эмоциональный отклик. Так же у детей дошкольного возраста мышление и память находятся в тесной и неразрывной связи. Поэтому, развивая память у детей, необходимо задействовать процессы мышления.

По мере взросления механическая память постепенно замещается логической, непосредственное запоминание замещается опосредованным, непроизвольное превращается в произвольное. Все это происходит постепенно, по мере освоения детьми различными техниками и приемами запоминания во время игр и получения новой информации.

Упражнения для развития памяти

Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на развитие видов памяти согласно классификации П.П. Блонского.

Двигательная память

Повтори движение. Предложите ребенку сыграть в игру. Вы показываете движение (или последовательность движений) — ребенку необходимо воспроизвести. По мере усвоения, усложняйте движения, добавляйте новые, можете разучить танец.

Нарисуй и запомни. Приготовьте листок бумаги, простой карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов. Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость. Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить. Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а)? Начинаем». Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал. Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.

Чем младше ребенок, тем меньше слов следует использовать. Попробуйте начать с количества слов равного возрасту ребенка. Если ребенок с легкостью справляется, добавляйте смело еще слова.

Эмоциональная память

Благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию. Поэтому очень важно в общении с ребенком: подбадривать, разделять вместе с ним эти эмоции, проживать ситуацию, быть рядом и быть готовым принять то, что ребенок тоже испытывает эмоции. Для развития эмоциональной памяти отличными вариантами упражнений станут:

  • Проигрывание сценок с помощью перчаточного театра
  • Разучивание песенок с инсценировкой
  • Чтение и запоминание стихов
  • Психогимнастика
  • Мимическая гимнастика и пантомимика

Словесно-логическая память

Для развития словесно — логической памяти в первую очередь следует уделить внимание правильному произношению слов родителями. Несмотря на возраст ребенка, не стоит разговаривать, упрощая и искажая произношение слова. Так же отличными помощниками для развития этого вида памяти являются:

— составление рассказов с опорой на картинку

— составление рассказов, предварительно разложив в правильном порядке перемешенные картинки, отражающие логическую цепочку рассказа.

— описание ребенком окружающей действительности во время прогулки

— обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультфильма

— упражнение «Запомни пару слов». Приготовьте 10 пар слов. Например: мяч — играть, вилка – кушать, карандаш – рисовать, краски – кисточка, комар — муха, снег — санки, лето – солнце, кошка – мышка, кровать – спать, песок – лопатка. Инструкция: «Я произнесу тебе несколько пар слов. Постарайся запомнить каждую пару, какое слово с каким вместе. Когда ты запомнишь все пары слов, я буду говорить первое слово, а ты называть второе слово из пары». Уточните, все ли верно понял ребенок. Интервал между каждой парой слов 5 секунд.

Образная память

Многие исследователи в свою очередь делят образную память на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.

«Вспомни, как звучит». Предложите ребенку вспомнить, как журчит ручей, как капает вода в кране, как стучит дождь по крыше, как жужжит комарик, как лает собака. Вариантов может быть неограниченное количество. Играйте до тех пор, пока не устанете. Можете поменять с ребенком местами и предложить ему самому давать вам задание.

«Вспомни, как пахнет». Это упражнение похоже на предыдущее. Только теперь мы предлагаем ребенку сконцентрироваться на запахах, которые ему знакомы. «Вспомни, как пахнет роза, вспомни запах дождя, как пахнет суп и так далее». Все зависит от вашей готовности. Лучше заранее приготовить список, чтобы не возникало заминок во время упражнения.

«Угадай, что в мешочке». Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.

«Вспомни, какое на вкус». Предложите ребенку вспомнить, какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые не совсем по вкусу вашему ребенку. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте. Например, на том, что больше всего любит кушать ваш малыш. Можете его угостить.

Заключение и обратная связь

Таким образом, для гармоничного развития ребенка необходимо не только развивать его физически и интеллектуально, но и уделить внимание развитию психических функций на разных возрастных этапах.

Если у вас остались вопросы, вы можете их задать в комментариях, мы обязательно ответим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: