Развитие личности ребенка дошкольника детском саду

Развитие личности ребенка дошкольника детском саду

Организация: МБДОУ Детский сад №277

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Автор: Андреева Элина Александровна

Организация: МБДОУ Детский сад №277

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

«Теперь когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди»

Б. Шоу.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В нашем ДОУ, ведется работа по социально-личностному развитию воспитанников и выдвигаем ряд требований, к которым относятся:

  • развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения –уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
  • формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
  • приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
  • развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  • создание коммуникативной компетентности ребёнка -распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
  • формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

  • сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
  • перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
  • систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
  • коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи, уделяется большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми был разработан план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования

I. Методическая работа с педагогами

Комплексно-целевая программа по проблеме «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» на текущий год.

Цель: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.

Работа в ДОУ по «Социально-личностному развитию детей дошкольного возраста» направлена на решение следующих задач:

  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития детей;
  • создать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, и родителей по социально-личностному развитию детей;
  • совершенствовать стиль общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
  • формировать у детей основы личности будущего гражданина;
  • профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.

Работа по данной тему считаем актуальной и своевременной в воспитании социально- личностных отношений дошкольников в нашем современном мире.

Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.

Изучение опыта работы воспитателей показывает, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества, что диктует необходимость создания системы работы по социально-личностному направлению педагогов детского сада как с детьми, так и с родителями.

Для успешной реализации этого направления работы широко используется программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стёркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой; программы и технологии по социально – личностному развитию детей.

Работая по данным программам, мы пришли к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью и отцом, но на данный момент в детском саду

недостаточно развито социальное партнёрство педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы. Поэтому необходимо привлечь родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье.

  • создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития детей;
  • создать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников и родителей по социально-личностному развитию детей;
  • совершенствовать стиль общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
  • формировать у детей основы личности будущего гражданина;
  • профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.
  1. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. — М. : ТЦ Сферв, 2012. — 224 с. (Модули Программы ДОУ) .
  2. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие/Сост. Л.Н. Вахрушева. — М. :ТЦ Сфера, 2011.-80 с.
  3. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. — М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 20 04. — 160 с.
  4. Недоспасова В.А. Растём играя: Сред. И ст. дошк. возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ В.А. Недоспасова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2003. — 94 с.
  5. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003
  6. Арнаутова Е.П. Педагоги семья М.,2002
  7. Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань., 2007
  8. Галагузова М.А. Социальная педагогика М., 2001
  9. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М., 2004.
  10. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. М., 2005
  11. Рылеева Е.Н. Вместе веселее! М., 2004
  12. Алиева Ш.Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715.
Опубликовано: 05.06.2018
Образец диплома за участие в конкурсе

Образец диплома за участие в конкурсе

Образец диплома за публикацию статьи

Образец диплома за публикацию статьи

Образец диплома за участие в конференции

Образец диплома за участие в конференции

Образец диплома конкурса для воспитанников

Образец диплома конкурса для воспитанников

Образец диплома в бумажном виде

Образец диплома в бумажном виде

Партнеры
Документы

© 2021 Журнал «Воспитатель детского сада»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65250 от 01.04.2016
Редакция журнала: [email protected]

15 эффективных советов по воспитанию дошкольников

15 эффективных советов по воспитанию дошкольников

Дошкольники энергичны, непоседливы и любопытны. И это постоянно держит родителей в напряжении. Дошкольный возраст – это этап, когда дети многое узнают об окружающем мире и приобретают новые навыки. Это звучит прекрасно, но все родители дошкольников знают, как сложно справиться с их неуемной энергией.

Рассмотрим несколько советов по воспитанию дошкольников.

1. Развивайте у ребенка навыки общения

Коммуникативные навыки дошкольников очень важны. Чем лучше они развиты, тем лучше ребенок может ладить с другими детьми и воспитателями, когда идет в детский сад.

2. Научите ребенка быть хорошим слушателем

Родители хорошо знают, как трудно справиться с дошкольником, когда он капризничает. Тем не менее, в детском саду ему придется принимать участие в разных занятиях: петь, рисовать, слушать объяснения воспитателя и т. д. Все это потребует от него усидчивости и концентрации внимания. Если вы научите его быть хорошим слушателем, это поможет ему активно участвовать во всех мероприятиях в детском саду.

Читайте также  Развивающие игрушки детей 6 мес

3. Поощряйте командную работу

Когда ребенок пойдет в детский сад, он будет ежедневно проводить большинство своего времени вместе с другими детьми и воспитателями, заниматься разными групповыми занятиями и т. д. Это требует навыков командной работы. Вы можете развить этот навык в ребенке, играя с ним дома в игры.

4. Научите ребенка следовать инструкциям

В детстве мы учимся чему-то новому, следуя инструкциям и указаниям. Однако для ребенка это может быть сложно, если он не знает, как следовать указаниям. В детском саду ребенок получает указания от воспитателя, принимая участие в различных занятиях, часто игровых.

Научите ребенка, как следовать инструкциям, играя с ним в игры. Давайте ему веселые задания и выполняйте их вместе с ребенком.

5. Научите ребенка работать с канцелярскими товарами

В детском саду ребенок много времени участвует в занятиях, которые требуют использования таких предметов, как карандаши, фломастеры, ножницы, пластилин, клей и т. д. Вы можете помочь ребенку научиться правильно обращаться с такими предметами. Поощряйте ребенка рисовать и писать. Вы можете научить его писать буквы, цифры и т. д.

6. Поощряйте ребенка быть более самостоятельным

Часто родители дома постоянно убирают за ребенком игрушки или посуду после приема пищи. Однако, когда ребенок идет в детский сад, родители не могут быть рядом с ним.

Поощряйте ребенка быть самостоятельным. Научите его самостоятельно мыть руки, вытирать нос или рот и т. д. Если ребенок умеет выполнять такие несложные действия, это формирует у него чувство ответственности и самостоятельности. В старшем возрасте это будет ему очень полезно.

7. Установите распорядок

Очень важно установить для ребенка режим. Определите ему время для игр, приема пищи, сна и других действий. Это не только приучит ребенка к дисциплине, но и поможет вам эффективнее распоряжаться своим временем. Еще одним преимуществом является то, что после этого вам не нужно будет каждый раз напоминать ребенку, чтобы он вовремя поел или лег спать.

8. Старайтесь быть не слишком строгим к ребенку

Дисциплинирование не нужно путать со строгостью. Если обращаться с ребенком слишком строго, он часто становится упрямым. Вместо этого говорите с ребенком по-дружески, завоюйте его доверие, чтобы он мог общаться с вами без страха. Это также укрепит вашу эмоциональную связь с ним.

9. Не поддавайтесь на истерики ребенка

Не будучи слишком строгим, не стоит быть и слишком мягким к ребенку. Найдите баланс во взаимоотношениях с ребенком. Если ребенок впадает в истерику, не игнорируйте ее. Если истерика ребенка вызвана чем-то конкретным, переключите его внимание на что-то другое. Лучшее, что вы можете сделать в таких случаях – определить причину такого поведения. Возможно, ребенок голоден, плохо выспался или устал.

10. Не относитесь к ребенку так же, как ко взрослому

Некоторые родители ожидают слишком многого от своего ребенка. Постарайтесь понять, что ребенок еще учится и развивается, что он все еще ребенок. Не ждите от ребенка, что он будет сразу же правильно понимать все ваши слова.

Проявите терпение и позвольте ребенку учиться и развиваться в своем индивидуальном темпе. Поощряйте его учиться и прилагать усилия к достижению целей. Интересуйтесь, что интересует и мотивирует ребенка. Проявляйте творческий подход, когда вы даете ребенку задания. Следите за тем, чтобы это приносило удовольствие вам обоим, а не было просто рутинной работой, которую необходимо выполнить.

11. Не будьте родителями, которые всегда говорят «нет»

В воспитании ребенка это может быть сложно, однако есть способы сделать это. Старайтесь не злоупотреблять словом «нет» в общении с ребенком. Сердце ребенка довольно чувствительно, и он может чувствовать себя нелюбимым, если вы часто ему отказываете. Более того, ребенок может взбунтоваться. Попробуйте поговорить с ребенком на его уровне; если вам все же нужно отказать ему, объясните причину.

12. Хвалите ребенка за хорошее поведение

Похвалите ребенка, если он что-то сделал хорошо. Это является для него положительным подкреплением. С другой стороны, если ребенок плохо себя ведет, укажите ему на это. Так ребенок поймет, что плохие поступки всегда имеют для него последствия.

13. Не ожидайте от ребенка слишком многого

Каждый ребенок индивидуален и учится в своем темпе. Разумеется, как родители вы будете иметь по отношению к нему определенные ожидания. Однако также важно понимать возможности своего ребенка и принять их. Не требуйте от ребенка слишком многого – помните, что он еще ребенок. Создайте ребенку сбалансированный график, удобный для него.

14. Показывайте ребенку хороший пример

Ребенок большинство своего времени проводит с вами. То, как вы себя ведете, что и как вы делаете, — все это влияет на их развитие. Будьте для ребенка примером для подражания, чтобы он мог научиться у вас чему-то хорошему.

15. Создавайте сильные связи

Воспитание ребенка может оказаться сложной задачей. Но и для детей, и для родителей это этап развития. Для родителей важно заниматься вместе с ребенком веселыми занятиями. Совместная работа поможет вам укрепить доверие и прочную эмоциональную связь с ребенком. Вы должны быть для своего ребенка родителями и в то же время друзьями, на которых он всегда может положиться.

Ошибки, которые допускают родители в воспитании детей

Все родители желают своим детям всего самого лучшего. Однако иногда хорошие намерения родителей имеют неприятные последствия или демотивируют ребенка. Рассмотрим несколько типичных ошибок и советов, которые помогут родителям их избежать.

1. Плохой пример

Маленькие дети во всем повторяют своих родителей. Для них вы во всем являетесь примером. Если вы хотите привить хорошие привычки своему ребенку, сначала изменитесь сами. Не стоит ожидать, что ребенок начнет питаться здоровой пищей, если вы сами едите фаст-фуд. Хороший пример принесет ребенку большую пользу.

2. Согласие с ребенком во всем

Родители дошкольников часто настолько обожают своего ребенка, что не могут сказать им «нет». Однако нельзя всегда и во всем соглашаться с ним. Не позволяйте ребенку манипулировать вами. Когда необходимо сказать «нет», скажите это четко. Объясните ребенку свой отказ.

3. Чрезмерная опека

Это вполне естественно, что родители защищают своих детей. Но чрезмерная опека мешает их росту и развитию. Ребенок слишком сильно полагается на вас почти во всем.

Поощряйте дошкольника самостоятельно делать то, что ему по силам. Например, если во время прогулки ребенок споткнется и упадет, не спешите бросаться ему на помощь. Пусть он научится вставать самостоятельно.

4. Подкуп

Родители часто подкупают детей сладостями или игрушками, когда им нужно, чтобы ребенок что-то сделал. Однако это решает проблему лишь на короткое время. Например, если вы предлагаете ребенку кусочек торта взамен на то, что он съест овощи, это не приучит его к здоровому питанию. Более того, ребенок может начать еще больше не любить овощи.

5. Сравнение с братьями и сестрами

Родители часто забывают, что каждый ребенок по-своему уникален. Не сравнивайте ребенка с его братьями и сестрами. Такое поведение обескуражит его и заставит чувствовать себя нелюбимым. Из-за этого у ребенка может появиться ненависть к братьям или сестрам.

Воспитание дошкольника – сложная задача, но это может оказаться и очень веселым занятием. Вы станете свидетелем многих важных событий в жизни вашего ребенка. Убедитесь, что вы не навязываете ребенку свои идеи. Вместо этого исследуйте, что мотивирует и интересует его. Общайтесь с ним по-дружески.

Развитие личности ребенка дошкольника детском саду

Жил-был, подрастал себе беззаботный малыш. Был центром Вселенной у мам-пап, бабушек-дедушек. Но пришло время ему идти «в люди». И начался в семье спор, по накалу похожий на политические дебаты в британской палате лордов. А спорили родные на тему «Отдавать или нет дитя малое да неразумное в детское дошкольное учреждение». Маме нужно было на работу важную, государственную ходить. Папа считал, что малышу будет лучше дома с мамой. Сестра старшая настаивала на коллективном воспитании, чтобы эгоистом не рос. А бабушке было жалко внука: кто же за ним там, сердечным, присмотрит, да ватрушек вкусных напечет.

Чем мог закончиться такой семейный спор? Важно исходить из интересов своего чада. Все дети разные. Родители, лучше всего зная своего ребенка, сами принимают решение, нужно ли его отдавать в детский сад. Если есть затруднения, разобраться в этом вопросе поможет детский психолог.

Первый детский садик был открыт в Шотландии в начале XIX века. Это была так называемая школа для маленьких детей. Подобные учреждения должны были заменять и продолжать воспитание, которое давалось в семье. Целью была подготовка детей к жизни, освоение навыков гигиены, уборки дома, начальное обучение чтению и письму. Сегодня дошкольные заведения существуют в большинстве стран мира и предназначены для того, чтобы родители имели возможность работать, даже имея маленьких детей. Поэтому график работы садов такой же, как у большинства предприятий: с утра до вечера.

В советское время вопрос «Зачем ребенку ходить в детский сад?» не стоял, большинство ребятишек посещало это заведение. Особой альтернативы и не было. Частные учреждения по типу развивающих центров тогда еще не существовали, мамы работали, бабушки не у всех жили рядом. Да и при наличии последних по соседству считалось, что любимому отпрыску будет лучше в саду под присмотром воспитателей, нянечек, где его накормят, уложат спать, организуют интересный досуг с играми.

Читайте также  Марцинковская т д диагностика психического развития детей

Некоторые родители неверно оценивают значимость этого учреждения. «Школа», — говорят они, — «Это да, она готовит ребенка ко взрослой жизни, а нужно ли ходить в детский сад, когда дома пригляд есть». Но так ли это? Садиковские группы — это не детская комната в большом торговом центре, куда малыша сдают на время покупок. Это второй социальный институт в его жизни. Первым является семья. Замечательно, если ребенок здесь растет в среде взаимного уважения.

В 2–3 года ребенку бывает мало только мамы. Она также остается очень важным человеком в его жизни, но все больше вызывают интерес окружающие: сверстники, друзья родителей, соседи, продавцы в магазинах и другие. Малыш с удовольствием идет на контакт даже с малознакомыми людьми.

В дошкольный период у ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Расширяются границы окружающего мира, который растущий человечек старается узнать и исследовать. И от того, в каких условиях он будет расти, развиваться, зависит его будущее.

Некоторые родители считают: «Зачем нужен детский сад, если существуют специальные развивающие центры, куда можно водить деток с самого раннего возраста». На занятиях, которые длятся несколько часов, могут присутствовать родители. Кроме обучения письму, грамоте, языкам можно подобрать еще кружки по интересам, спортивные секции. Но большинство родителей традиционно выбирает государственное дошкольное учреждение.

Поговорим о положительных сторонах пребывания малыша в группе одногодок.

Общение
В детском саду у ребенка происходит формирование дружеских взаимоотношений, он учится общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Это необходимый этап взросления, который поможет благополучно влиться в школьный коллектив. Домашние детки обычно лишены такого полноценного опыта.

Воспитание самостоятельности
Детский сад приучает ребятишек к самостоятельности, учит доводить начатое дело до конца. Это дома мама поможет застегнуть пальто, а шнурки завяжет бабушка. В группе численностью до 30 и более воспитанников волей-неволей придется делать все самому. Еще действует и принцип «делай как я», когда учатся на примере более «продвинутых» сверстников.

Дисциплина и порядок
Обучение дисциплинированности начинается в семье, а продолжается в саду, где более четко регламентирован распорядок дня. Соблюдение режима помогает вырабатывать полезные привычки. Еще одной положительной стороной детского садика является формирование культуры поведения, что, к сожалению, практикуется не во всех семьях.

Подготовка к школе
Это не только об умении писать палочки и крючочки. Главным является психологическая подготовка воспитанников к урокам: умение контролировать свое поведение, взаимодействовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, следование режиму и прочее. Важна и мотивация к обучению в школе. Чтобы малыш легко, с желанием перешел из выпускной группы в начальные классы.

Всестороннее развитие
В детском садике с ребятишками занимаются квалифицированные педагоги, логопеды, психологи, которые помогают развивать мышление, воображение, формируют правильную и грамотную речь и многое другое. Также учреждение обладает определенным оборудованием и средствами, помогающими сделать занятия и игры интересными, наглядными.

Влияние продуктивной деятельности на развитие личности ребенка

Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка — дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально — волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:

— Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

— В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.

— Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.

— Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

— На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся

— с геометрическими объемными формами;

— с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций;

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности целеустремленности в работе, умении довести ее до конца, аккуратности, умения работать в коллективе, трудолюбия, пытливости.

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

Читайте также  Развитие творческого воображения детей старшего

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография.

3. Доронова Т.Н. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

4. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. — М.: РАО, 2000.- 197 с.

5. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. — М., 2000.

6. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.

Развитие личности ребенка дошкольника детском саду

Автор: Благова Марина Михайловна

Организация: МБДОУ «Детский сад комб. вида №25 «Рябинушка»

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

В первую очередь, это конечно, семья, родные, близкие люди. В самом маленьком возрасте индивидуальность принимается за непослушание, упрямство. Но когда у ребенка развивается способность взаимодействовать с другими людьми, он начинает оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своего возраста и своих возможностей, ставить перед собой цель и добиваться ее. Чтобы ребёнок чувствовал свою индивидуальность, нужно принять его таким, какой он есть. Нельзя его любить только за его достижения. Нужно верить в благородство его мотивов и поступков, понимать его стремления и позицию, дать реализовать себя.

Во вторую очередь, это дошкольные учреждения, главная задача которых — создать необходимые условия для развития индивидуальности, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям и постепенно подвезти к следующей ступени образования – школьной.

В приоритете у детей дошкольного возраста была и остается игра. Федеральный государственный образовательный стандарт призывает педагогов применять личностно – ориентированный подход к развитию у детей индивидуальности, самостоятельности, инициативы не только в игре, но и в различных видах деятельности. Для этого необходимо создать психолого-педагогические условия для свободного выбора детьми занятия по душе и участников для совместной деятельности. Важно, чтобы ребенок сам мог принять решение, выразить искренне свои мысли, чувства, эмоции. А задача педагога – поддержать эту инициативу и в игре, и в исследовательской работе, и в проектной деятельности и во время познания окружающего мира. И начать необходимо с обучения детей ставить перед собой цель, стремиться к этой цели, используя индивидуальные и приобретенные умения, навыки, оценить полученный результат. Важно не получить готовые знания, а научиться их приобретать и использовать в жизни.

Личностно-ориентированная технология эффективно реализуется при организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Цель – гармоничное развитие самодостаточной личности, избавленной от комплексов, уверенной в своих силах .

При подготовке к занятиям, ставятся определенные цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои мысли, суждения. Как же реализуется применение личностно- ориентированного подхода в каждой из образовательных областей?

«Физическое развитие»

Как развивать индивидуальные качества у детей во время подвижных игр, физических упражнений, занятий спортом? Прежде всего, это — дозировка упражнений (с учетом детей ОВЗ, и ЧБД), право выбора партнера в парах, в тройках, в построении колонны, желание детей в выборе определенной игры, водящего. Применение здоровьесберегающих технологий развивает у детей выдержку, смелость, ловкость, крупную или мелкую моторики в зависимости от способностей индивидуума. Развитие двигательной активности формирует у дошкольников волю, упорство, целеустремленность. Если что-то не получается, педагог использует личностно-ориентированный подход.

«Познавательное развитие»

Здесь нам помогут дидактические игры, подобранные в соответствии с возрастом данного ребенка или группы детей. Во время игры ребенок не только развивает интуицию, получает новые знания, но и проявляет свою индивидуальность, самостоятельность выбора, объясняет его правильность, или высказывает сомнения, учится рассуждать, делать выводы, умозаключения.

«Речевое развитие»

На занятиях по развитию речи особенно важен индивидуальный подход, так как «речь – средство общения между людьми» и уровень ее развития, даже у детей одной группы, различен. Один ребенок предметные картинки называет с трудом, а другой смело пересказывает предлагаемый воспитателем текст, или легко может составить свой рассказ. Индивидуально на таких занятиях я использую мнемотаблицы, сигнальные карточки и схемы. Хотя трудность бывает и в их использовании: дети по-разному видят символы. В таких случаях опираюсь на знания, интеллект большинства детей, чьи выводы и умозаключения помогают другим детям правильно оценить ситуацию.

На занятиях используются игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия; на умение задавать вопросы; развивать речевое творчество, на умение правильно перерабатывать информацию.

  • главный помощник на таких занятиях – это, безусловно, произведения художественной литературы. Они учат добру, смекалке, сопереживанию, толерантности. что важно: находить выход из самых непростых ситуаций,
  • закалит характер ребенка и поможет ему в дальнейшем.

«Художественно-эстетическое развитие»

В процессе продуктивной деятельности развиваются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Во время проведения таких занятий, учитываю личные желания, предоставляю детям право свободного выбора: цвета, материала, средств художественной выразительности. Благодаря этому, дети становятся активными, наблюдательными, самостоятельными, инициативными.

«Социально-коммуникативное развитие»

Важную роль в развитии индивидуальных способностей у детей играет свободная (самоорганизованная) деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование познавательной действительности, на активную мобилизацию внутренних потребностей личности, на соответствие интересам ребенка и его развитие. Этому способствует развивающая предметно-пространственная среда, в которой находится ребенок. И ему должно быть уютно, комфортно, безопасно, интересно, спокойно в окружающей его обстановке.

Детям также интересны и важны индивидуальные трудовые обязанности и личные поручения. Они помогают установить особые (близкие) отношения между взрослым и ребенком, между детьми. Выполняя их, ребенок учится контролировать себя, свои действия, проявляет инициативу, самостоятельность, формирует способность оценивать результаты своего труда. Кроме этого, ребенок получает эмоциональную оценку со стороны взрослых и детей, что не может не повлиять на развитие его самооценки в дальнейшем.

Индивидуальный подход к ребенку важен при воспитании у него навыков самообслуживания. Выработка силы воли, терпения и ответственности, настойчивость необходимы для достижения цели, для получения положительного результата. Касается это выворачивания одежды налицо, застегивания пуговиц, завязывания шнурков. И роль взрослого – помочь довести начатое дело до конца.

Что же касается непосредственно самой игры, то здесь дети проявляют самостоятельность в выборе сюжета, персонажей, вносят новизну. С возрастом знакомые игры усложняются, что говорит о детской изобретательности, фантазии, стремлении разнообразить привычную игру.

Задача педагога заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку понять себя, услышать свой внутренний голос, раскрыть потенциальные возможности. То есть каждой конкретной личности пройти через самопознание, саморазвитие, самовоспитание.

Хочется отметить участие родителей в вопросах развития у детей индивидуальности. Для каждого родителя свой ребенок самый умный, самый красивый, самый любимый. Трудно с этим не согласиться. Развитие индивидуальности ребенка предусматривает осуществление индивидуальной работы не только с каждым ребенком, но и с каждой семьей с учетом ее особенностей, методов и форм воспитания.

Развивая индивидуальные качества детей, педагог совершенствует профессиональное мастерство, педагогический такт, проявляет творчество, креативность, вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Этого требует тесное взаимодействие с ребенком, содействовать становлению его как личности. Работать «не рядом, не над, а вместе с ним».

А это значит понимать, принимать, признавать, сочувствовать, сопереживать, уважительно относиться к детским интересам, чувствам, проблемам. Одним словом, использовать необходимые способы общения. Если их нет, то и личностно-ориентированного подхода не получится. Компетентность воспитателя, его стремление к самообразованию, совершенствованию умений и навыков, увлеченность, стремление проявлять живой интерес к детской деятельности, создавать в группе атмосферу творчества, поиска, радость открытий.

Вывод:

Значимость личностно-ориентированного подхода к развитию у детей индивидуальных качеств через разные виды деятельности неоспорима. Прежде всего, сохраняется самоценность дошкольного детства. Играя, или занимаясь, ребенок делает свой выбор (деятельности, партнера, материала), принимает самостоятельно решение. В дальнейшем это придаст ему уверенности в собственных силах, самостоятельности. И, что важно — ребенок приобретает свой уникальный жизненный опыт, создает свой стиль жизни. А задача взрослых (родителей или педагогов) постоянно внушать ему, что он – личность, непохожая на других, у него все получится. Важно вселить в маленького гражданина уверенность в своих силах, и тогда он вырастет в такого человека, которым мы сможем гордиться.

Список литературы.

1. Михайлова – Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста / Л. В. Михайлова – Свирская. — Пособие для педагогов ДОО; М.: «Просвещение», 2015.

2. Нищева Н.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными. / Н.А. Нищева // Сборник статей СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

3. Рощина Е.В.Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО/ Е.В. Рощина «Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016г.). – Краснодар: Новация, 2016. – С.120-121.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утв. Минобрнауки РФ 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. 2013. 25 ноября.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: