Развитие игровой деятельности дошкольном детстве

Развитие игровой деятельности дошкольном детстве

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Семинар-практикум для воспитателей.

Статья:

Дошкольное детство — самый важный период становления личности ребёнка, когда он приобретает первые начальные знания об окружающей действительности, у него формируется своё отношение к окружающим людям, к труду, складываются навыки и привычки правильного поведения, характер.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально.

— «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего»;

— с точки зрения ребенка, игра — это получение максимального удовольствия от жизни;

— с точки зрения специалиста, игра- это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться;

— с точки зрения родителей, игра -это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.

В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Для организации игр важно создать предметно — игровую среду. Важное требование — развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения). В состав предметно-игровой среды входят: большая игровая площадка, игровое оборудование, игрушки, разнообразная игровая атрибутика, игровые материалы. Все эти игровые средства находятся в игровой комнате, спортивном зале, на площадке. В интерьере не должно быть ничего лишнего, все игровые средства должны быть безопасными для детей.

При планировании игр следует учитывать возрастные особенности детей, что их интересует, волнует, что они пытаются отражать в своих играх. Все это поможет определить интересное для детей содержание игровых задач и действий. Хочется также отметить, что игра способствует формированию у детей положительного отношения к труду. Игра и труд неразрывно связаны между собой. Первичные трудовые навыки развиваются в игре самого раннего детства, а в старшем возрасте дети проявляют активный интерес к труду взрослых.

А сейчас разберем традиционную классификацию игр:

• Творческие игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные.

• Игры с правилами: дидактические, подвижные.

Творческие игры.

Сюжетно-ролевые игры:

Сюжетно- ролевая игра- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

Основой сюжетно – ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. Темы сюжетно-ролевых игр различны, направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д.

Режиссерские игры: В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки). Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной книги. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. Особенностью режиссерской игры является то, что «партнеры – игрушки» — неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий.

Театрализованные игры: Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы). Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями).

2. Игры с правилами:

Дидактические игры: Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов:

1.Обучающая (дидактическая) задача. Для детей обучающая задача формируется как игровая. В игровой задаче раскрывается «программа» игровых действии. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: « Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и.т.д.

2. Игровые действия. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: нащупать игрушку, описать ее и. т.д. Детей в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия.

3.Правила. Правила обеспечивают реализацию игрового действия. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях, как эффективное средство обучения и в самостоятельной деятельности детей.

Подвижные игры: Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности) по преобладающим движениям (игры с мячом, с лентами, с обручем) Подвижные игры различают также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.

Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные и образовательные.

Таким образом, игра по утверждению П. Лесгафта — это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов — стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей.

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

В статье рассматривается игра как ведущая деятельность дошкольников , описывается путь развития игры за период дошкольного детства. Предложенные материалы могут использоваться воспитателями в педагогическом процессе.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова М.И.

Текст научной работы на тему «Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста»

Бакалавр, кафедра педагогики и методики начального образования, НИУ «Белгородский государственный университет»; Воспитатель, МАДОУ ЦРР д/с №66 г. Белгорода, Россия

ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается игра как ведущая деятельность дошкольников, описывается путь развития игры за период дошкольного детства. Предложенные материалы могут использоваться воспитателями в педагогическом процессе.

Ключевые слова: дошкольники, игра, игрушка.

Keywords: preschoolers, game, toy.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Д.Б. Эльконин утверждал, что игра — это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны [3, 97].

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребёнок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре же как раз ребёнок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет.

Цель игры всегда имеет два аспекта: познавательный — то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать и воспитательный — те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребёнка [1].

Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития.

Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер. Такую игру будет правильнее называть не сюжетно-ролевой, а сюжетно-отобразительной. В такой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребёнок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые. Сюжеты таких игр не особо разнообразны, заключаются в многократном повторении одних и тех же действий, игровые действия полностью имитируют реальные.

В средний период дошкольного детства ребёнку становится нужен сверстник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация

© Бирюкова М.И., 2015 г.

отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребёнок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т.д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками.

Читайте также  Роль пальчиковой гимнастики в развитии ребенка

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Темы игр выходят далеко за рамки личного опыта детей. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т.е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных — все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры дети начинают проявлять различные личностные качества, которыми определяются достающиеся ребёнку роли и функции. В игровом взаимодействии отражаются реальные взаимоотношения детей — дружба, лидерство, соперничество, вражда [3, 97].

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми. Воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждый из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо выявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия — это действия общения.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организует игру и направляет её — он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей [2].

Изучая игры детей 3-7 лет, Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня её развития [3].

Уровень Этап развития

Первый — действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на ребёнка; — роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребёнком; — действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребёнок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.

Второй — основное содержание игры — действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному; — роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;

— логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

Третий — основное содержание игры — выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т.д.; — роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребёнка; — логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т.д. Присутствует специфическая речь: ребёнок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т.д.; — опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребёнка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.

Четвертый — основное содержание — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети; — роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребёнок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит четко ролевой характер; — действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребёнком; — нарушение логики действий и правил отвергается. Ребёнок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

Таким образом, игра делает ребёнка счастливым, она развивает и радует его. Играя, ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его фантазия, воображения, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка.

Игра должна соответствовать возрастным особенностям психического и физического развития ребёнка, быть средством формирования положительных черт его личности.

1. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.

2. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребёнка: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. С.Л. Новоселовой. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1980. — 64 с.

3. Хилько, М.Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 200 с.

Задачи по развитию игровой деятельности в ДОУ

Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности
1. Развивать игровой опыт каждого ребенка.
2. Поддерживать новые возможности игрового отражения мира.
3. Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Сюжетно-ролевые игры
Проявление интереса к разнообразному содержанию сюжетно-ролевых игр на основе отображения семейных отношений, непосредственных впечатлений посещения магазина, поликлиники, событий прочитанных книг, мультфильмов, картинок. Отражение в сюжете элементарного взаимодействия взрослых (мама-дочка и т. д.). Освоение умений принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге, называть свою игровую роль и игровые действия, отвечать на вопросы об игре.
Использование в играх разных игрушек, предметов-заместителей, атрибутов одежды. По побуждению воспитателя использование развертывания игры в определенном игровом уголке (парикмахерская, кабинет врача). Проявление инициативы в дополнении игровой обстановки, использовании предметов заместителей, деталей костюмов.
Освоение способов игрового общения со сверстниками в паре, в малой группе: элементарно договариваться о совместных действиях («Давай катать машинки»), о ролях («Я буду лечить, приносите своих детей»). При поддержке и помощи воспитателя вступать в игровое общение со сверстниками — в парное, в малой группе; во втором полугодии — самостоятельно договариваться со сверстниками о выполнении знакомых игровых действий в общем игровом сюжете.
Участие в создании построек из разных деталей. Поддержка желания использовать простейшие постройки в игровом сюжете, развития сюжета при помощи постройки («Кукла смотрит из домика»).

Задачи развития игровой деятельности
1. Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях).
2. Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.
3. Формировать умение следовать правилам в подвижных, развивающих играх.
4. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.

Задачи развития игровой деятельности
1.Развивать умение играть на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем — через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии — через сложение новых творческих сюжетов.
2. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и др.), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультфильмов.
3. Совершенствовать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
4. Развивать умение сотрудничать со сверстниками в разных видах игр: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.

Сюжетно-ролевые игры
Проявление интереса к сюжетно-ролевым играм, содержанием которых является отображение социальной действительности, к комбинированию в одном сюжете реальных и фантастических событий, разнообразных ситуаций взаимодействия людей, коллизий; появление сюжетно-ролевых игр новой тематики («Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство» и др.) и игр с продолжением сюжета в течение нескольких дней.
Самостоятельное участие в создании игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, совместное с воспитателем изготовление игрушек-самоделок и предметов-заместителей до игры или по ее ходу. Освоение нового содержания сюжетно-ролевых игр в процессе общения и сотворчества воспитателя и детей, направленного на подготовку к игре: накопление содержания для игр, придумывание возможных игровых ситуаций, творческого создания обстановки для игр. Освоение умения фиксировать придуманные ситуации, события при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания сюжетных событий воспитателем под диктовку детей и пр.
Освоение способов сюжетосложения: придумывание целостных сюжетных событий в совместной с воспитаем и сверстниками игре-придумке; проговаривание части игровых событий во время игры, речевое обозначение места действия.
Самостоятельное называние своей роли до начала игры, обращение к партнеру по имени игрового персонажа. Проявление инициативы в ролевом диалоге со сверстником, изменение интонации голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа. Проявление способности передавать действия отношения, характеры и настроения персонажей: требовательный учитель, любящая мама, капризная дочка; использовать средства выразительности: мимика, жесты, движения, интонация.
Самостоятельное или с небольшой помощью взрослого согласование общего игрового замысла с
использованием разнообразных способов (считалки, жребий, договор по желанию), установление договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.
Самостоятельное создание игровой обстановки в зависимости от замысла игры, использование изобразительной или продуктивной деятельности детского коллекционирования (театральные программки, билеты, открытки, значки и пр.) для создания игровой обстановки.

Читайте также  Развивающие игрушки ростов на дону

Задачи развития игровой деятельности
1. Поддерживать проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.
2. Формировать умение не только следовать готовым игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх, но и самостоятельно создавать новые правила.
3 Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.

Сюжетно-ролевые игры
Развитие интереса к отображению в сюжетно-ролевых играх разнообразных событий, связанных с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатлений, полученных от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы, ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. Участие в играх проектного типа, в которых, принимая на себя роли, дети создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх; стремление к играм с продолжением сюжета в течение нескольких дней.
Самостоятельное использование совместного со сверстниками сюжетосложения, переход от внесения изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, события) к сложению новых творческих сюжетов.
Участие в подготовительном этапе сюжетно-ролевой игры: самостоятельное придумывание новых сюжетных линий, комбинирование и согласование вариантов развития сюжета со сверстниками. Активное использование приема словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Здесь море. Это корабль — он плывет к замку волшебника») приемом условного проигрывания части сюжета — «как будто».
Проявление инициативы и активности в использовании продуктивной деятельности детей для создания необходимых атрибутов для игры (изготовление рекламных плакатов для игры в «цирк», талончиков для лотереи и пр.), участие в создании коллекций предметов для разных игр (коллекция новогодних украшений для игры «Новогодний базар в гипермаркете»).
Участие в согласовании общего игрового замысла разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию), установление договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.
Самостоятельное стремление детей совместно с партнерами распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и настроение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа.

Игровая деятельность ребенка в дошкольном возрасте

Для детей игра, является существенным компонентом жизни, выступая как ведущая деятельность в дошкольном периоде. Игра с возрастом переходит на этап сюжетно-ролевой игры — особый вид игры, активно способствующий развитию и усвоению социальных норм. В сюжетно-ролевой игре, дети берут на себя разнообразные роли и следуют им, в создаваемой ими игровой ситуации (сюжете). В такую игру вовлекаются все стороны личности ребенка: речь, социальные отношения, моторика, мышление, воображение, память, саморегуляция и многое другое, что комплексно развивает ребенка, готовя его к жизни в обществе. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей.

Основные компоненты ролевой игры:

Сюжет — ряд событий происходящих в заданной области. Например, игра «в семью», «в доктора», «в магазин». Основным источником для игрового сюжета является окружающий мир, деятельность взрослых и сверстников, сюжеты из книг, мультфильмов и фильмов (игра в «Железного-человека», в «Фей Винкс» и т.п.). Разнообразие сюжетов увеличивается по мере знакомства ребенка с новыми аспектами жизни. В сюжете раскрывается содержание игры.

Содержание игры — то, что дети выделяют как основной момент деятельности и отношений между участниками сюжета, т.е. те действия, которые люди (персонажи) совершают в определенных жизненных ситуациях. Например, поход «мамы» за продуктами в магазин, где она выбирает продукты, складывает в тележку, оплачивает «продавцу» на кассе и .т.д.

Роль — набор моделей и действий, которые разыгрываются детьми в сюжете.

Этапы сюжетно-ролевой игры:

  • Главным содержанием игры младших дошкольников (3–4 года), является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия: «нарезают хлеб», «делают укол», «пишут электронное письмо на клавиатуре» и т.п. При этом результат действия не используется детьми — нарезанный хлеб никто не ест, письмо никто не читает. Обычно, дети не называют себя именами лиц, роли которых выполняют. Роль определяется самим предметом: если у ребенка в руках кастрюля (или предмет ее, заменяющий в воображение ребенка) — он «мама», готовящая обед; если ложка — он «ребенок мамы», который ест обед. Притом логика производимых действий может отходить на второй план (одной машиной могут управлять два «шофера»).
  • В середине дошкольного детства (4–5 лет) основным содержанием являются отношения между людьми и социальная иерархия, роли которых дети берут на себя. Роли ярко очерчены и выделены. Дети часто делят роли между собой до начала игры. Это ролевые отношения продавца и покупателя, водителя и пассажира, врача и пациента — кто и что должен делать, и в какой форме он это должен делать. Например, врач должен послушать пациента и сделать укол. Действия, производимые ребенком, не повторяются и сменяются одно за другим. Действия выполняются уже не ради самих действий (игра в «нарезание хлеба»), а для осуществления определенных отношений к другому игроку, в соответствии с взятой на себя ролью.
  • Содержанием игры старших дошкольников (6–7 лет) становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Дети начинают чрезвычайно придирчиво относится к выполнению правил. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько соответствуют их действия, и действия их партнеров, общепринятым правилам поведения. Бывает так или не бывает — «Врач сначала должен послушать и лишь после сделать укол!»

Игра отражает характер и условия жизни ребенка в семье и обществе. Одна и та же игра (например, в семью), может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет ругать своих «детей», другая — краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья — читать детям книжки, учить их и пр. Все эти варианты отражают то, что ребенка окружает в жизни. У ребенка имеется желание заниматься тем же, чем занимаются взрослые, но т.к. он не имеет физической возможности этого делать, то сюжетно-ролевая игра становится разрешением этой проблемы. Ребенок может повторить действия взрослого, в доступной ему форме, и частично приобщиться к взрослому миру.

дети играют

Другие виды игр:

  • Игра с правилами — игра со скрытой воображаемой ситуацией и скрытой игровой ролью, но открытыми правилами. Например, в игре «в классики» нужно достичь цели, соблюдая ряд условий, о которых заранее договариваются. Игры с правилами отличаются от ролевых тем, что здесь правило адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. К таким играм, также относятся и настольные игры.
  • Режиссерская игра — ребенок выступает режиссером игры, где он управляет куклами или солдатиками, которым приписываются определенные роли, и которые совершают определенные действия (сюжет).
  • Игра-драматизация — дети берут на себя роли героев фильмов, мультиков, книг и др. культурных произведений. Но в отличие от сюжетно-ролевой игры, сценарий и сюжет, дети не придумывают сами, а заимствуют из разыгрываемого произведения. Такая игра появляется ближе к школьному возрасту.
  • Результативные игры — цель игры состоит в достижении результата, который показывает степень развития определенной способности ребенка (кто быстрее пробежит, кто дальше кинет камень).
  • Дидактическая игра — учебная деятельность, проходящая в форме различного вида игр.
  • Компьютерные игры и игры на мобильных устройствах, могут включать в себя некоторые компоненты из вышеуказанных видов игр.

Влияние игры на развитие психики

  • Выполняя игровую роль (ориентируясь на мысленный образец), ребенок подчиняет этой задаче все свои импульсивные действия. Это способствует развитию его саморегуляции, произвольности поведения и самосознанию.
  • Выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и может посмотреть с другой стороны. Благодаря этому, происходит децентрация — важнейшая мыслительная способность человека, позволяющая представить другой взгляд и другую точку зрения. , коммуникативные навыки и эмоциональная сфера.
  • Совершенствуются когнитивные и познавательные процессы: воображение, внимание, память, восприятие, наглядно-образное мышление.
  • Внутри игры возникают другие виды деятельности: продуктивная, учебная, трудовая.

Другие виды деятельности, кратко

Игра — не единственное занятие в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные формы продуктивной деятельности. Ребенок рисует, лепит, вырезает, собирает конструкторы, строит из кубиков и т.д. Общим для всех этих видов деятельности, является создание продукта — постройка, рисунок, аппликация. Каждое такое занятие, требует овладения определенными способами действия. Важной частью продуктивной деятельности, является представление о том, какой результат ребенок планирует до начала процесса. Например, из кубиков собрать замок или нарисовать обитателей зоопарка.

Изобразительная деятельность. Для ребенка в рисовании и другой изобразительной деятельности, важен сам процесс. Дети рисуют с большим увлечением, много говоря и жестикулируя, но часто, как только рисунок готов, они о нем забывают и не вспоминают, как и то, что именно они рисовали. До 5 лет в рисунках изображается ограниченное число объектов, часто заимствованных у взрослых: домик, солнышко, цветок, машина. Ребенок воспроизводит методом, показанным когда-то взрослым.

Восприятие художественного произведения. Такое слушание превращается в особую деятельность соучастия, сопереживания, содействия, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие перед ним препятствия, пережить их вместе с ним. Художественные произведения, это отличный способ развития эмоционального интеллекта ребенка.

Читайте также  Календарь развития ребенка 4 месяца

Конструирование — постройки из кубиков и разного рода конструкторов. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их свойства, учится мысленно манипулировать ими. В процессе конструирования у ребенка развивается пространственное мышление, интеллект, внимание и т.д.

Учебная деятельность — организованная задача взрослыми, с целью научить ребенка новым знаниям и умениям.

Трудовая деятельность — элементарный труд (например, помощь в мытье посуды, уборке по дому), интересен и важен потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются новые отношения реальной взаимопомощи и ребенок научается использовать инструменты труда.

Развитие игровой деятельности дошкольном детстве

Автор: Нааб Светлана Николаевна

Организация: МКДОУ д/с № 444

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Окружающий мир побуждает ребенка к активным действиям, в которых зарождаются новые виды ее деятельности, обогащается психическая жизнь ребенка. Появляется ряд психологических предпосылок формирования игровой деятельности, эти игровые действия возникают у ребенка на основе наблюдения за деятельностью взрослых и переноса в процессе развития игры возникают два типа переноса:

  1. перенос усвоенных действий в другие условия. Например, научившись причесываться, ребенок начинает причесывать куклу, мишку, игрушечного конька т.д.;
  2. перенос действия на заменители реальных предметов. Например, ребенок причесывает куклу не расческой, а деревянной палочкой, сначала вкладывает спать только куклу, позже мишку, собачку, палочку, кубик, говоря: «Люли, люли». Неоформленные предметы (палочки, кубики, щепки) привлекаются к игре как дополнительный материал к сюжетным игрушкам (кукол, животных) и используются как средства выполнения определенных действий с основными сюжетными игрушками.

Предпосылки ролевой игры возникают внутри предметной деятельности, они заключаются в овладении действиями с особыми предметами – игрушками. Уже в начале раннего детства дети в совместной деятельности со взрослыми усваивают некоторые действия с игрушками, потом самостоятельно их воспроизводят, такие действия называют игрой, хотя на этом этапе она еще довольно примитивная. Действие с одним предметом ребенок может повторять много раз. Такое элементарное одноактное действие малыш способен выполнять с разнообразными игрушками, изменяя объекты действий, неизменно повторяя саму идею.

Содержание начальных игр ограничивается двумя-тремя действиями, например, кормлением куклы или животных, укладкой их спать. Дети еще не отражают моментов собственной жизни, а манипулируют с предметами так, как им показал взрослый. Они еще не кормят куклу, не убаюкивают ее, то есть ничего не изображают, а, подражая взрослым, подносят чашку ко рту куклы или кладут в кроватку. Характерно, что ребенок выковывает действия только с теми игрушками, которые применил взрослый в совместной деятельности с нею.

Со временем ребенок начинает переносить способ действия взрослого на другие предметы, так появляются игры, воспроизводящие в новых условиях действия, которые он наблюдает в повседневной жизни. Перенос действия на игрушки значительно обогащает содержание детской деятельности, в ней появляется много новых игр: дети моют куклу, обливают, изображают ее прыжок с дивана на пол, свозят куклу с горки, идут с ней гулять. Они могут воспроизводить различные действия, не выполняя их реально: «пьют» из пустой чашки, «пишут» палочкой по столу, «варят» кашу, «читают.» Уместный совет может помочь включению ребенка в новую по содержанию игру, если соответствующие действия знакомые ему. Перенос действия с одного предмета на другой свидетельствует о существенном прогрессе ребенка в овладении действиями, однако при этом еще отсутствует игровое замещение предметов, использование одних предметов вместо других. Возникает оно позже и является первым шагом к превращению предметного действия на собственно игровое.

Дети начинают дополнять сюжетные игрушки разнообразными предметами как заменителями отсутствующих предметов: кубик, брусок, катушка, камешек могут быть использованы как мыло при умывании куклы; палочка пенал — для измерения в ней температуры и т.д. На первых порах малыши еще не дают предмету-заменителю игрового названия. Позже не только используют одни предметы как заменители других, но и самостоятельно да ют им игровые названия. В раннем возрасте дети сначала действуют с предметом, затем осознают его суть в игре, при этом они требуют, чтобы с предметом-заменителем можно было действовать так же, как с реальным. Сходство цвета, формы, величины, материала пока для них не актуальны.

В играх детей раннего возраста еще нет развернутых ролей, однако уже заметно постепенное формирование для этого предпосылок одновременно с появлением в играх предметов-заменителей дети начинают изображать действия конкретных взрослых (мамы, воспитателя, няни, врача, парикмахера). Тогда они, как правило, называют себя именами взрослых: сначала играют, а потом называют себя, узнавая в своих действиях действия взрослых.

Итак, предпосылками ролевой игры является переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека, формирование действий, воспроизводящих действия других людей.

Педагогические условия эффективного руководства игровой деятельностью

Слово воспитатель означает “выявляющий всё лучшее в воспитаннике”. А для того чтобы выявить и развить всё лучшее в воспитаннике, необходимо знать, как построить воспитательный процесс, чтобы ребёнок воспринял нужную информацию, принял ее к сведению. Руководство игрой не должно сводиться чисто к косвенным либо прямым методам. Необходимо создать такие оптимальные условия, которые способствовали бы достижению более эффективного руководства детской игровой деятельностью.

В групповом коллективе необходимо создать благоприятный эмоциональный фон (воспитатель должен доброжелательно относиться ко всем детям, поощрять чуткое отношение детей друг к другу, пресекать враждебность, агрессию, грубость в коллективе)

Необходимо установить доверительные, дружелюбные отношения между воспитателем и воспитанниками (только при таком условии можно говорить об эффективном педагогическом процессе).

В процессе воспитания необходимо уделять основное внимание положительным, а не отрицательным качествам ребёнка (больше внимания акцентировать на положительных моментах в жизни детей, озвучивать положительные проявления характера).

Уважать индивидуальность в каждом ребенке (дать возможность детям проявить самость, своеобразие черт характера; очень серьезный момент в воспитательской работе – не спугнуть попытку ребенка где- то себя проявить, в чем- то себя попробовать).

Показывать детям, что вы цените их работу, даже если это просто попытка (из попыток складываются действия).

Не критиковать и не гасить энтузиазм детей (критика убивает любое желание, любую попытку; критику убрать из педагогического процесса).

Помогать детям справляется с трудностями, чтобы они их не угнетали (накопление затруднений создаёт чувство бессилия, которое занижает самооценку ребенка).

Поддерживать детей в их начинаниях (главное – создать уверенность в том, что ребёнок справится с поставленной перед ним задачей, дать стимул к выполнению этой задачи).

Когда дети будут чувствовать к себе уважение, заинтересованность, любовь, психологическую помощь со стороны педагога, когда они почувствуют к педагогу доверие, когда у них произойдёт внутреннее принятие педагога как старшего товарища, авторитетного взрослого, одним словом «своего», только тогда можно говорить об эффективном руководстве со стороны данного воспитателя.

Помимо всего прочего, необходимо обратить внимание на материальное оснащение игровых зон, которое бы стимулировало и побуждало детей к игровой деятельности. «Главный принцип – непременная связь знаний полученных детьми, с содержанием игровой среды». Руководство игровой деятельностью в дошкольном учреждении, то есть правильная ее организация. Необходимо продумать разумное сочетание игрушек, ролевых атрибутов, предметов – заместителей с теми знаниями, которые дети уже получили и внести такие атрибуты, которые бы стимулировали познавательную активность детей, возбуждали их воображение, побуждали бы к возникновении игровой ситуации. «Предметы -заместители необходимы для развития игры в любом возрасте».

Таким образом, руководство игровой деятельностью дошкольника – сложный и многогранный процесс. От него зависит эффективность решения многих задач, поставленных перед педагогом.

Игра – наиболее доступный вид деятельности, в процессе которого ребенок входит в окружающий мир, знакомится с ним. Но детская жизнь в играх не может правильно развиваться, если она будет предоставлена на усмотрение самих детей. Воспитатель должен быть в центре этой жизни, входить в интересы играющих, умело их направлять. Для этого воспитателю необходимо знать методы и формы руководства игровой деятельности детей.

Задачи, поставленные в данной работе – показать роль взрослых в развитии игровой деятельности детей, изучить специфику руководства игровой деятельностью, предложить рекомендации по руководству игровой деятельностью, то есть, раскрыть методы и подходы руководства различными играми. Анализ роли взрослого в развитии игровой деятельности показал, что взрослый играет главную роль в возникновении и развитии игровой деятельности детей. Однако, по мере взросления детей, роль взрослого претерпевает изменения.

С накоплением социального опыта и базы знаний, происходит становление личности ребенка, его самости и индивидуальности. Являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, игра отражает эти личностные изменения, прежде всего в умении играть, строить свою линию поведения. Но в силу своей незрелости, дети еще не могут обойтись без руководства взрослых. Кроме того, для успешного протекания игровой деятельности, для успешного решения задач, которые необходимо решить в процессе той или иной игры, для успешного руководства игрой, необходимо создать определенные условия. Создание таких условий зависит от самого педагога, его личностных качеств, отношения к детям, от его знаний, умений и навыков. Эти условия являются базой для эффективности руководства игровой деятельностью детей.

В работе раскрыта актуальность данной темы, показано значение игр в жизни и обучении детей, раскрыта огромная роль педагога в становлении личностных качеств ребенка посредством умелого руководства игровой деятельностью.

Руководство игровой деятельностью предполагает прямые и косвенные методы. В основном, педагоги применяют прямые методы воздействия. Но жизнь показывает, что детям требуется прививать все больше самостоятельности. Поэтому педагогам следует рекомендовать применять больше косвенных методов руководства игровой деятельностью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: