Развитие физических навыков детей дошкольного возраста

Публикации

Ребенок дошкольного возраста очень активен. Способствует этому усиленное развитие мускулатурой системы, потребляющей большое количество кислорода. Разнообразие движения невелико. Поэтому физическое развитие детей дошкольного возраста является одной из главных целей для родителей.

Физические качества — развитие способностей человека при двигательной активности. Двигаясь, ребенок укрепляет свое здоровье: дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную системы.

От степени развития физических качеств дошкольника будут зависеть дальнейшие двигательные навыки.

Принципы развития физических качеств у детей дошкольного возраста:

Для постоянного формирования двигательных навыков уровень нагрузок должен быть немного завышен.

Параллельное развитие элементов воспитания (смелость, выдержка, настойчивость) присутствует при работе над физическими качествами.

Оттачивания каждого навыка до мастерства, учитывая все возможности организма.

От простого к сложному.

Ответственное отношение к развитию двигательных качеств со стороны ребенка.

Индивидуальный подход, учитывающий различную подготовку ребенка к двигательной активности.

Что происходит с детьми возраста 3-6 лет, если целый день они сидят дома? Ограниченность движений, нет выплеска эмоций. А ведь энергии у них хватит на двух взрослых! Если ее не расходовать, то происходит перевозбуждение. Желание бегать, играть, тратить накопленный энергетический ресурс есть, а возможности нет.

Тогда вы столкнетесь с целым букетом проблем :

плохой сон — самое первое, что ждет малыша. Нет усталости, значит, плохо засыпаем, а потом не можем проснуться;

плохой аппетит. Нет расхода калорий, значит, нет потребности их возмещать – кормление превращается в муку для детей и родителей;

излишняя эмоциональная активность: ребенок кричит, не может усидеть на месте. Ругать его за это просто глупо;

неконтролируемое поведение. Выход энергии должен быть, а вот какой — решать родителям. Или малыш час побегает на улице, или устроит в квартире настоящий хаос.

Все это очень пагубно сказывается на психическом развитии. Пара прогулок в день, посещение спортивной секции или танцевального кружка исправят положение. Это несложно.

К двигательным качествам относятся:

  • ловкость
  • быстрота
  • сила
  • выносливость
  • гибкость
  • глазомер
  • равновесие

Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро, находчиво. Одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие тела в движении и статическом положении. Ловкость необходима при выполнении всех основных видов движений: бега, прыжков, лазанья, бросания и ловли мяча. Игры на развитие ловкости: «Перемени предмет», «Ловишка с мячом», «Передай мяч», «Не урони шарик».

Быстротой называется способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. С целью развития быстроты можно проводить такие игры: «Догони пару», «Кто быстрее?».

Силой называют степень напряжения мышц при их сокращении, то есть сила определяется, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечного напряжения. Равномерное развитие всей мускулатуры важно для формирования хорошей осанки. Необходимо укреплять мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении: мышцы шеи, спины, живота. С этой целью полезно использовать упражнения лёжа на спине и животе. «Качаем пресс», «Отжимания».

Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её интенсивности. Основной метод развития выносливости — метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с небольшими перерывами. Для этого используется бег, подскоки, прыжки через короткую скакалку, прыжки с продвижением вперёд.

Гибкостью называют способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например, сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон.

Глазомером называется способность определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений. Развить глазомер можно при выполнении метания на дальность, и особенно в цель — определять расстояние до цели.

Равновесием называется способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранять равновесие. Равновесие развивается во время катания на коньках, на велосипеде, ходьбе по гимнастической скамейке, бревну.

Двигательные качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений.

Уважаемые родители, предлагаем Вам некоторые упражнения, которые способствуют развитию физических качеств у ребенка.

Упражнения для развития быстроты:

Ребенок подбрасывает мяч вверх. Отбивает о пол или стену, делая хлопки и повороты в разные стороны.

1. И.п. –о.с. – правая рука вверх. Энергичная смена рук в быстром темпе (6-7 раз, интервал для отдыха 5-7 с).

  1. И.п. – лежа на животе, руки под подбородком. Попеременное сгибание ног в среднем и быстром темпе.

Упражнения для развития выносливости:

Самолеты.По сигналу «Учебный полет» дети бегают по площадке 1-2 мин с небольшой скоростью. По сигналу «Приземление» — возвращаются на аэродром. (Повторяется 3-4 раза).

  1. Дети выполняют подскоки на месте и в движении в течение 1,0 – 1,5 мин (сериями по 60- 70 прыжков 3-4 раза).

2. Продолжительный бег в медленном темпе улучшает кровообращение и дыхание, деятельность сердца, отчего во многом зависит уровень развития выносливости.

Продолжительность медленного бега 2-2,5 мин.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств:

Кто сделает меньше прыжков. На площадке две линии на расстоянии 5-6 м. Несколько детей встают к первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь ее за меньшее число прыжков.

Усложнение: увеличить расстояние до 10 м, что потребует 8-10 прыжков.

Загони льдинку (или камушек). На снегу (асфальте) краской (мелом) рисуется большой круг, от него в разные стороны – 8-10 линий –лучей по 2,5-3м. В конце этих линий стоят дети. У носка ноги находится льдинка (плоский камушек). По сигналу, подпрыгивая на одной ноге, все стараются быстрее загнать свою льдинку (камушек) в круг, где можно стоять на двух ногах, ожидая остальных детей. После этого каждый гонит свою льдинку (камушек) обратно, подпрыгивая на другой ноге, стараясь придерживаться нарисованной линии.

Упражнения с набивным мячом помогают развить силу.

  1. И.п. – лежа на животе , набивной мяч в руках перед собой. 1- подбросить мяч вверх; 2 – и.п. (4-5 раз).

Упражнения для развития ловкости:

«Будь ловким»На расстоянии 50-40 см расставлены 8-10 кеглей. Нужно прокатить обруч (мяч) между кеглями, не задевая их.

«Спрыгни, повернись» Спрыгнуть с высоты 50-60 см с поворотом на 45°, 180°.

  1. И.п. – стоя, кольцо (диаметр 25-30 см) в руках. Отпустить и поймать кольцо, не роняя.
  2. И.п. — стоя.; 1- согнуть ногу, повесить кольцо на ступню и постоять 5-6 с; 2-подбросить кольцо и поймать его руками.

Упражнения для развития гибкости:

На гибкость рук и плечевого пояса.

  1. И.п. – ноги слега расставить. Круговые движения рук в разные стороны с максимальной амплитудой (6-8 раз).
  2. И.п. – стоя. 1- поднять правую руку вверх, левую отвести назад; 2- согнуть правую и левую руку, сцепить их за спиной; 3- и.п. (5-6 раз).
  3. И.п. – лежа на животе, руки под подбородок. 1 –поднять руки вверх; 2 – отвести их как можно дальше в стороны; 3 – и.п.

На гибкость туловища.

  1. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. 1 – наклон вперед, дотронуться до пола руками за линией ног сзади; 2 – и.п. (5-6 раз).
  2. И.п. – сидя, ноги в стороны, мяч в руках. 1-2 – прокатить мяч как можно дальше от себя, ноги в коленях не сгибать; 3 – и.п. (6-7 раз).
  3. И.п. – лежа на спине, руки в стороны. 1- поднять ноги вверх; 2 — дотронуться ногами за головой; 3 – и.п. (4-5 раз).
  4. И.п. – лежа на животе, руки в стороны. 1 – согнуть правую ногу в колене, дотронуться до левой руки; 2- и.п.; 3 – то же другой ногой; 4- и.п. (5-6 раз).

На гибкость ног.

  1. И.п. – стоя. 1- шаг вправо; 2-4 – пружинистые приседания; 5 – и.п. То же в другую сторону.

2. И.п. – лежа на спине. 1 – поднять ноги вверх (стойка на руках – «свечка»); 2- развести ноги в стороны; 3-4 – и.п.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности.

У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Читайте также  Сайт развивающие игрушки детей

Структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания — 30 в минуту, 5-6 лет — 25 в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у детей 3-4 лет составляет 400- 500 см, 5-6 лет -800-900 см3.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей до 3 лет. В этом периоде заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

У детей в этом возрасте процесс образования костей не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон.

Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

У 6-летних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Можно от­метить такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменны­ми — замечается тенденция к их росту. Современные дети в сред­нем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в пси­хическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя.

Развитие двигательных способностей ребёнка дошкольного возраста

Способности — это индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности [5].

Выделяют два вида способностей: общие, обуславливающие успешность многих видов деятельности, и специальные, влияющие на успешность определенного вида деятельности. К специальным относят двигательные способности.

Двигательные способности — это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека [30]. Они проявляются в сфере движений и определяют уровень двигательных возможностей человека. Двигательные способности можно рассматривать как комплекс качеств и свойств, характеризующих отдельные стороны двигательной деятельности, обеспечивающих успешное овладение ею, выполнение и творческое использование в дальнейшей деятельности.

Формируются способности на основе задатков — врожденных анатомо-физиологических особенностей строения мозга и нервной системы, служащих базой для формирования тех или иных способностей. Задатки — предрасположенности возможностей человека. Проявление задатков к определённому виду деятельности обусловлено социальными факторами, то есть условиями жизни, обучения и воспитания.

Основу двигательных способностей составляют физические качества. К двигательным способностям относят: быстроту (скоростные способности); скоростно-силовые способности; выносливость; ловкость; силовые способности; гибкость [31].

Быстрота — способность выполнять двигательное действие в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные формы проявления быстроты — быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений, способность к быстрому началу движения (резкость) и комплексные формы её проявления в целостных двигательных действиях: способность набирать максимальную скорость и длительно поддерживать её, способность быстро переключаться с одних действий на другие. В основе быстроты лежат различные морфо- функциональные особенности центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата движений.

У дошкольников одним из компонентов скоростных качеств является максимальная скорость бега. За дошкольный период как у мальчиков, так и у девочек она возрастает на 1/3. Самые высокие её показатели зарегистрированы в беге на дистанции 30 метров. Наибольшие темпы прироста по всем показателям скоростных возможностей отмечены у детей обоего пола в возрасте 4-6 лет.

В соответствии с особенностями проявления быстроты выделяются две основные задачи, направленные на развитие способности быстро выполнять движение:

  • — учить детей быстро начинать движение, мгновенно реагировать действиями на сигнал;
  • — поддерживать высокий темп движения.

К подбору упражнений для развития быстроты предъявляются следующие требования:

  • — движение должно быть освоено ребёнком в основных чертах в медленном темпе;
  • — продолжительность упражнений на быстроту должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения упражнения скорость не снижалась и не наступало утомление (длина дистанции для бега в быстром темпе — не более 10-30 м, продолжительность бега в играх — не более 30 сек.);
  • — упражнения не должны носить однообразный характер, повторять их надо в различных условиях, с разной интенсивностью, чтобы не закрепилась «стабилизация» скорости.

Для развития быстроты движений используются силовые и скоростно-силовые упражнения (метание, прыжки, бег), специальные упражнения с элементами предельно быстрых движений (из положения лёжа на спине встать по сигналу и добежать до предмета). Беговые упражнения в этом процессе занимают одно из ведущих мест. Рекомендуется быстрый и медленный бег, бег с ускорением по прямой, бег в максимальном темпе на дистанцию 10 м, бег за партнёром, стартующим на 2-3 м впереди, бег на дистанцию 30 м. Для совершенствования быстроты реакции и обучения быстрому началу движений используется бег с неожиданным ускорением по сигналу, старты из разных исходных положений, бег с изменением направления и др. Скоростно-силовые способности понимаются как способности человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. К скоростно-силовым способностям относят быструю и взрывную силу. Быстрая сила проявляется в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью (бег), взрывная сила — в показателях прыжков, метания. В дошкольном возрасте прирост количественных показателей скоростно-силовых способностей носит волнообразный характер: более медленный темп отмечается в 4 года и от 5 до 6 лет, ускорение темпа от 4 до 5 лет и значительное ускорение в 6-7 лет. Для развития скоростно-силовых способностей применяется метод динамических усилий и игровой метод. Метод динамических усилий предусматривает выполнение упражнений с непредельным отягощением и максимальной скоростью (например, метание мешочка с песком). Игровой метод с помощью игровых ситуаций и игр создаёт возможности менять режимы напряжения различных мышечных групп. К таким играм можно отнести игры с преодолением внешнего сопротивления (перетягивание каната, эстафеты с переносом грузов). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое ребёнком, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента.

Читайте также  Уголок природы как часть экологической развивающей среды детского сада

Выносливость — способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. В практике работы различают общую (аэробную) и специальную выносливость. Общая выносливость связана с резервами физического здоровья людей. Она обеспечивается аэробными возможностями организма и её основным показателем является уровень максимального потребления кислорода. Специальная выносливость имеет отношение к конкретному виду деятельности (выносливость лыжника, пловца, велосипедиста). Она зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, техники владения двигательным действием, уровня развития других двигательных способностей. Детям дошкольникам свойственна общая выносливость. Она измеряется временем преодоления какой-нибудь достаточно длинной дистанции (до 500 м). Обнаружены довольно значительные колебания в развитии выносливости у детей. Одна из причин, непосредственно влияющих на это, — индивидуальные анатомо-физиологические особенности организма ребёнка. Наибольший темп прироста выносливости отмечается у мальчиков и девочек между 3-мя и 4-мя годами, в 5-6 лет развитие этого качества несколько замедляется, а к 7-ми годам вновь возрастает. Основной метод развития выносливости — метод непрерывных упражнений небольшой интенсивности. Для старших дошкольников продолжительность непрерывных движений должна быть около 1,5 мин., для младших — 30 с. Особое значение при этом приобретает способность ребенка продолжать упражнение на фоне утомления. В качестве основных рекомендуются циклические упражнения, выполнение которых должно отвечать следующим требованиям: в упражнении должно участвовать большое число мышечных групп; должны чередоваться моменты напряжения и расслабления; упражнения должны быть знакомые, не трудные по технике исполнения.

Ловкость и координационные способности. Ловкость — сложное комплексное двигательное качество. Она определяется как способность человека быстро, целесообразно, то есть рационально осваивать новые двигательные действия. Проявление ловкости зависит от: пластичности корковых нервных процессов; способности различать темп, амплитуду и направление движений; степени напряжения и расслабления мышц; особенности окружающей обстановки. Ловкость зависит от уровня развития быстроты, скоростно-силовых качеств, выносливости. Основу ловкости составляют координационные способности. Выделяют следующие их виды: способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений; способность поддерживать статическое и динамическое равновесие; способность выполнять двигательное действие без излишней мышечной напряженности.

Проявление координационных способностей определяется рядом факторов: сложностью двигательного задания; способностью человека к точному анализу движений; смелостью, решительностью, общей подготовленностью детей. В дошкольном возрасте ловкость и координационные способности нужно начинать развивать с 5-7 лет. В этом возрасте дети обнаруживают наиболее высокие показатели точности движения и почти в два раза точнее, чем дети 4-х лет, воспроизводят временные параметры. При этом у девочек темпы прироста показателей ловкости несколько выше, чем у мальчиков.

Для развития ловкости и двигательной координации используется широкий круг упражнений с постоянным включением элементов новизны. Осваивая новые движения, дети пополняют свой двигательный опыт, развивают способность образовывать новые формы координации движений. Большое значение придается упражнениям на точность (попадание в неподвижную и движущуюся цель), на равновесие (статическое и динамическое), упражнениям вариативного характера, в которых отношения ребёнка с внешней средой постоянно меняются (например, выполнение упражнений из различных исходных положений), упражнениям с предметами, элементам акробатики. Все эти упражнения требуют большой четкости мышечных ощущений, напряженного внимания, поэтому в дошкольном учреждении их проводят непродолжительное время.

Ста определяется как способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Чем лучше развиты мышцы и выше способность к управлению мышечными усилиями, тем лучше ребенку добиться успеха в двигательной деятельности. Различают понятие абсолютной и относительной силы. Абсолютная сила характеризуется максимальной величиной напряжения мышц, участвующих в движении. Она измеряется динамометром и выражается в килограммах. Относительная сила определяется отношением абсолютной силы к массе тела ребёнка. Средние показатели относительной силы составляют у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 1,5-1,8 кг, т. е. ребенок в состоянии поднимать вес, значительно превышающий его собственный. В настоящее время проведены измерения мышечной силы у детей начиная с двухлетнего возраста. Сила одной руки у мальчиков двух лет равна 6,4 кг, у девочек — 6 кг. Становая сила составляет 11 кг. К концу дошкольного возраста сила мышц кисти правой и левой руки равняется у мальчиков 14 и 13,2 кг, у девочек — 11,6 и 11 кг. Становая сила у мальчиков — 52 кг, у девочек — 43 кг. Достоверное увеличение становой силы отмечается через двухгодовой интервал: в 4-6 и 5-7 лет. После 5 лет происходит некоторое снижение темпов прироста силовых показателей. Для развития силовых способностей используются упражнения, которые можно разделить на три большие группы:

  • — упражнения с внешним сопротивлением, вызываемые весом бросаемых предметов (упражнения с отягощением);
  • — упражнения с преодолением веса собственного тела;
  • — упражнения с использованием тренажёрных устройств общего типа.

Гибкость — способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленной эластичностью мышц и связок. Часто гибкостью называют подвижность в суставах. Различают гибкость активную и пассивную. При активной гибкости движения с большой амплитудой выполняют за счёт собственной активности соответствующих мышц. При пассивной гибкости движения выполняются под воздействием внешних растягивающих сил (специальных приспособлений, усилий партнёра). У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Её можно развить с помощью специальных упражнений на растягивание мышц и связок.

В дошкольном возрасте особенно эффективно совершенствуются координационные способности, ловкость и элементарные формы быстроты [32].

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Сформулируйте определения понятий двигательные умения и двигательные навыки и раскройте закономерности их формирования.
  • 2. Перечислите этапы обучения дошкольников движениям и их задачи.
  • 3. Составьте таблицу методов и приёмов обучения движениям.
  • 4. Охарактеризуйте методы, используемые при обучении детей физическим упражнениям.
  • 5. Каковы требования к методическим приёмам обучения (показу физических упражнений, объяснению и описанию упражнений и др.)?
  • 6. С какого дошкольного возраста применяется соревновательный метод?
  • 7. В чём заключается метод круговой тренировки?
  • 8. Дайте определение педагогической технологии. Перечислите педагогические технологии, реализуемые в физическом воспитании дошкольников.
  • 9. Охарактеризуйте технологии физического воспитания дошкольников.
  • 10. Дайте определение понятия «двигательные способности».
  • 11. Перечислите физические упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых способностей.

Для более полного изучения темы данной главы рекомендуется ознакомиться с литературой [11; 15; 40; 55; 60; 62; 63; 64; 66], которая указана в конце пособия.

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста очень активен. Способствует этому усиленное развитие мускулатурой системы, потребляющей большое количество кислорода. Разнообразие движения невелико. Поэтому физическое развитие детей дошкольного возраста является одной из главных целей для родителей.

Физические качества — развитие способностей человека при двигательной активности. Двигаясь, ребенок укрепляет свое здоровье: дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную системы.

От степени развития физических качеств дошкольника будут зависеть дальнейшие двигательные навыки.

Принципы развития физических качеств у детей дошкольного возраста:

  1. Для постоянного формирования двигательных навыков уровень нагрузок должен быть немного завышен.
  2. Параллельное развитие элементов воспитания (смелость, выдержка, настойчивость) присутствует при работе над физическими качествами.
  3. Оттачивания каждого навыка до мастерства, учитывая все возможности организма.
  4. От простого к сложному.
  5. Ответственное отношение к развитию двигательных качеств со стороны ребенка.
  6. Индивидуальный подход, учитывающий различную подготовку ребенка к двигательной активности.

Ловкость. Умение оперативно изучить незнакомые движения, а также корректировать их для появившихся новых обстоятельств. Благодаря этому навыку, ребенок в игре оперирует сложными двигательными задачами и при этом быстро анализирует действия сверстников. Задачей этого навыка является систематичность: постоянное изменение на новое упражнение; представление одного и того же упражнения в разных вариантах, каждый раз усложняя его.

Значительное количество упражнений используется для развития физических качеств у детей:

  • Бег между предметами;
  • Челночный бег;
  • Бег с препятствиями;
  • Прыжки через предметы.

Читайте также:

Игры для физического развития детей дошкольного возраста.

Хвостик. Группе детей предлагают взять по разноцветной ленточке и прикрепить ее сзади, вместо хвостика (так, чтобы было легко ее достать). Один из детей выбирается ведущим. Его задача — собрать все ленточки у детей. Тот малыш, у которого забрали ленту, выбывает из игры. Последний игрок с лентой признается победителем.

Быстрота. Возможность человека совершать движение тела или отдельной его части за максимально короткое время. Благоприятные условия для развития способствуют особенности нервной системы (быстрое возбуждение и торможение). Развивается это физическое качество у детей дошкольного возраста при выполнении ходьбы или бега с ускорением, а также при метании и прыжках (в высоту и длину). Быстрота движения измеряется на коротком участке (10 м) с учетом заранее взятого разгона.

Игра «Рывок». Две команды игроков (каждый имеет свой номер) стоят на равном расстоянии от ведущего. Тот держит в руке мяч и по команде (называет любую цифру) подбрасывает мяч. Два игрока бросаются вперед, и тот, кто поймает мяч первым, принесет своей команде победу.

Читайте также  Социальной ситуацией психического развития ребенка младенческого возраста

Сила. Осуществление определенных двигательных действий, преодолевая препятствия с помощью намеренного сокращения и напряжения мышц. Развитие этого навыка происходит с помощью постепенного увеличения массы специальных снарядов (мячи, гантели, подушечки с песком). При развитии силы у дошкольников следует учитывать не до конца сформированную костную систему и слабость мышц-разгибателей. При назначении комплекса упражнений следует задействовать все группы мышц с постепенным усложнением задач.

Для рук предпочтительней выбрать такие спортивные снаряды: брусья, канат, лестница. Ноги хорошо укреплять во время бега или прыжков. Мышцы брюшной полости укрепляются с помощью упражнений на пресс.

Крайне опасны упражнения с использованием значительного напряжения и кратковременной задержки дыхания.

Игра «Перетягивание каната». Игроков разделяют на 2 команды и по сигналу ведущего тянут канат каждая команда на себя. Побеждает та, которая перетянула соперников на свою сторону.

Выносливость. Способность проявлять определенные возможности организма на протяжении длительного времени, без снижения показателей. Для развития выносливости используют неоднократное повторение действий.

Развитие физических качеств

При развитии физических качеств у детей дошкольного возраста формируются:

  • Костная, мышечная, сердечная и нервная системы;
  • Появляются настойчивость, сила воли, упорство, решительность;
  • Достижение цели, преодоление трудностей.

Игра «Ветер». Выбирается двое водящих — северный и южный ветер. Северный ветер должен как можно больше заморозить ребят (дотрагиваясь до игрока, тот застывает на месте), а южный ему препятствует.

Гибкость. Выполнение движения с большим размахом, зависящее от состояния связок, мышц, суставов, позвонков. Дети дошкольного возраста обладают гибкостью. При совершении регулярных занятий это свойство организма сохраняется. Также следует помнить, что все должно развиваться постепенно, не доводя суставы до нежелательной деформации.

Игра «Палка за спину». В каждой команде игроки выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага. Первый игрок перед собой за оба конца держит гимнастическую палку. По команде, не отрывая рук от палки, поднять ее и прогнувшись, не сгибая руки, передать следующему игроку. Таким образом, палка достается последнему игроку, который бежит в начало, остальные делают шаг назад. Все повторяется снова.

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста требует от родителей определенных действий:

  1. Поднятие в ребенке высокой самооценки с помощью совместных усилий. Замечайте и хвалите любое, даже самое мелкое достижение ребенка.
  2. Все физические занятия выполняются по желанию. Если оно отсутствует, необходимо выяснить у ребенка и устранить его.
  3. Интерес к физической культуре легче привить на собственном примере.
  4. При выборе комплекса упражнений учитывайте возраст и индивидуальные особенности ребенка.
  5. Комплекс упражнений должен использоваться, пока не будет доведен до идеального исполнения.
  6. Если у ребенка что-то не получается, необходимо оказать поддержку и ни в коем случае не ругать и смеяться над ним.
  7. Исполнение всех физических упражнений осуществляется правильно.
  8. Прислушивайтесь к ребенку в выборе физических приоритетов.
  9. Соблюдайте три правила: терпение, понимание, любовь.

Дошкольный возраст является оптимальным для формирования физических качеств. Задача родителей грамотно распорядится этим временем.

Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения

Подвижная игра является упражнением посредствам, которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание эмоциональная насыщенность игры побуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям .

Из опыта моей работы с детьми я поняла , что игровые упражнения – с использованием методических приемов игры , это физические упражнения , которые сохраняют свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску . Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей

Тема : « Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения » выбрана мною не случайно, так как я считаю, где как не в игре дети с удовольствием и с интересом принимают участие, познают что-то новое для себя, в игре развиваются двигательные способности, обогащается двигательный опыт и конечно же главное значение подвижных игр и игровых упражнений является развитие физических качеств ребёнка . Подвижные игры и игровые упражнения являются эффективным средством физического воспитания детей дошкольного возраста .

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь основным принципам работы с детьми :

сохранение здоровья детей;

формирование необходимых знаний, умений, и навыков здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре , потребность к самосовершенствованию;

видеть и развивать индивидуальные способности каждого ребенка;

гармоничное и всестороннее развитие и укрепления всего организма ребенка;

постепенность наращивания развивающих , тренирующих воздействий.

Мой опыт доказывает , что высоких показателей в физическом развитии дошкольников можно достичь при умелой правильной организации игровой деятельности . Игра – удовлетворяет потребность детей в отдыхе, развлечении , познании, в развитии духовных и физических сил . Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы. В своей педагогической деятельности я использую подвижные игры и игровые упражнения , как одно из важных средств физического воспитания и это средство становится эффективным ( игровым ) методом физического развития . Надо отметить, что понятие « игровой метод » предполагает не только какие -либо конкретные подвижные игры , но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях .

Так при проведении общеразвивающих упражнений можно не просто однообразно выполнять наклоны, повороты, прогибы, я предлагаю детям «полететь как птица» , «изобразить лодочку» , «построить мостик» , «изобразить уголок» , «прокатится на велосипеде» , «стать силачами» и т. д. Тогда я добавляю усложнения в такие игровые упражнения дети с удовольствием их выполняют, например я говорю : «лодочка наша плывет по реке, подул ветер и поднялись волны, лодочка начала покачиваться вперед назад, влево вправо» и т. д. Игровые упражнения я применяю на утреней зарядке и вводной части своих занятий тем самым, увлекаю и настраиваю детей на положительные эмоции, они с большим желанием изображают «паука» , «слона» , «обезьянку» , «рака» и т. д.

Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр я считаю заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры , я провожу эмоционально, живо и непринужденно. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества , как смелость, находчивость, настойчивость, организованность. Во время формирования комплекса подвижных игр , направленных на развитие физических качеств , я подбираю игры таким образом , чтобы у ребёнка постоянно поддерживался интерес к игровой деятельности , не допускаю однотипные игры , это в скором времени приведёт к отсутствию желания играть.

Я с удовольствием применяю в своей педагогической деятельности подвижные игры с элементами борьбы это любимые игры моих воспитанников , направленные на развитие физического качества — сила . Они привлекают детей своей эмоциональностью, доступностью и состязательным характером. Выполняются такие упражнения , как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей. Оказывают эффективное воздействие и на развитие скоростных качеств , выносливости, координации, ловкости, а также на воспитание таких ценных морально-волевых качеств , как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Подвижные игры с элементами борьбы в которые мы играем «Ринг силачей» , «Вытолкни соперника» , «Бой петухов» , «На одной ноге» , «Борьба на ладонях» , «Перитягивание каната» и в дальнейшем я буду обязательно пополнять картотеку игр с элементами борьбы.

Подвижные игры , которые я применяю в своей педагогической деятельности для развития скоростно силового физического качества ; «Зайцы в огороде» , «Лиса и куры» , «Волк во рву» , «Удочка» , «С кочки на кочку» и многие другие, то есть это игры с прыжками , бегом, метанием.

Для развития быстроты «День ночь» , «Синий, красный, желтый» , «Пятнашки» , «Ловишки с лентами» , «Кто быстрее» , «Быстро возьми» , «Догони свою пару» и т. д. т. е игры где основной вид движения это бег.

Для развития ловкости «Медведи и пчелы» , «Перелет птиц» , «Мыши в кладовой» , «Мышеловка» , «Хитрая лиса» , «Два мороза» , «Мы веселые ребята» — это игры которые учат детей лазить, быстро ориентироваться в пространстве, подлезать, приседать, увертываться от ловящего, бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга и т. д, в этих играх также развивается скорость бега , сила, выносливость.

Игры направленные на развитие выносливости , как правило, сопряжены с развитием таких физических качеств как сила и быстрота «Смена мест» — для развития прыгучести и прыжковой выносливости, «Северный и южный ветер» — скорость и выносливость, «Зайцы и волк» и т. д.

Я считаю, что для гармоничного физического развития ребенка мало того , чтобы он был ловким и сильным : он должен быть еще и гибким и для этого я провожу такие игры . «Потянулись подросли» , «Совушка» и др.

Большую работу виду с родителями по вовлечению их в образовательную деятельность.

Мною проведен спортивный праздник «Мой папа самый лучший» , проведена малая дошкольная Олимпиада – где родители были активными болельщиками. Я провела беседы с родителями воспитанников на темы : «Спорт – это здоровье» , «Готовимся к сдаче нормативов» , провела анкетирование родителей «О здоровье всерьез» , ( выпущена совместно с родителями стенгазета «Папа, мама я – спортивная семья» , выставка рисунков на тему «Виды спорта» , оформлена газета коллаж «Мой любимый вид спорта, отдыхаем всей семьей» . Ежегодно выступаю на родительских собраниях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: