Развитие фэмп детей дошкольного возраста

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет развитие математических представлений, столь необходимых для познания окружающего мира. Познавая мир, ребёнок выполняет различные действия, в результате которых исследует, сравнивает, устанавливает соответствие, считает, измеряет, группирует, запоминает, рассуждает и объясняет свои действия. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Наглядность, сознательность, активность, доступность и мера, научность и учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения значений, связь теории с практикой, вариативный подход, вот содержательная полнота, актуальная для развития ребёнка. Широкое использование специально обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, имеющая две цели, одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребёнок.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, а с её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Были определены задачи:
— Развитие у детей образного и логического мышления, психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), познавательный интерес к элементарным математическим понятиям с помощью дидактических игр.
— Обогащать словарный запас детей на основе ознакомления с дидактической игрой.
— Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности у детей посредством игры.
— Обогащать предметную среду, создавая условия для полноценного воспитание и развития воспитанников.

Постоянный анализ достижений воспитанников — обязательное условие работы с детьми. Диагностирование помогает определить реальную картину развития ребенка, удается решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Дети дошкольного возраста испытывают проблемы с временными и пространственными ориентирами, путают цвета, затрудняется, при группировке, сопоставлении предметов, не используют в речи предлоги и наречия: справа, сверху, от, рядом, с, около, в, на, за. Включение детей в непосредственную образовательную деятельность идёт медленно, недостаточно сформирована познавательная мотивация. Изучив данную проблему, мы решили преодолеть выявленные трудности у детей с помощью дидактических игр. По ФГОС ДО главным принципом обучения является игра. Именно через игру и проектную деятельность должно идти развитие индивидуальности каждого ребёнка и формирование у него интереса к познанию мира. Согласно ФГОС ДО, обучающие игры позволяют решать задачи различных образовательных областей. Дидактическая игра во многом способствует развитию познавательного интереса у детей. Делают любой учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Для детей дошкольного возраста дидактическая игра – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Для решения поставленных задач дидактические игры можно разделить на следующие подгруппы:
— Дидактические игры на ознакомление с числом и обучение счёту. («Раз, два, сосчитай», «Домино», «Сколько» и другие).

— Дидактические игры на формирование представлений о величине предметов. («Матрёшки», «Закрой двери в домиках», «Подбери заплатку», «Найди и назови», «Кто где живёт»).
— Дидактические игры на ознакомление с формой предметов. («Подбери по форме», «Найди предмет», «Геометрическое лото», «Аппликация»).
— Дидактические игры на формирование временных и пространственных представлений. («Лабиринты», «Куда еду», «Что изменилось», «Путешествие», «Когда это бывает», «Найди ошибку»).

Дидактические игры воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности, они не замечали, что идёт обучение, дети перемещались по группе, рассматривали игрушки, картинки, схемы.

Игры проводятся в атмосфере доброжелательности, для каждого ребёнка создавалась ситуация успеха. Главная задача включение всех детей в активное и систематическое усвоение основ математики. Для этого необходимо опираться на индивидуальные особенности детей, их отношение к данному виду деятельности, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход даёт возможность обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что приводит к развитию у них умственных способностей, внимания, предупреждает пассивность у отдельных ребят. Осуществляются не только образовательные, но и воспитательные задачи. Используются дидактические игры с большим набором наглядности (карточки, эмблемы, геометрические фигуры, счётные палочки, раздаточный материал). Привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – всё это создаёт у детей хороший эмоциональный настрой. Предлагаются игры с счётными палочками, например, «Составление геометрических фигур из счётных палочек». Знакомим детей со способами пристроения, присоединения и перестроения одной формы из другой. Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные и количественные изменения. Используется игру «Кто скорее соберёт» для закрепления знаний предметов в возрастающем или убывающем порядке. Для развития логического мышления, внимания игра «Чего не стало?», «Какая по счёту?». В дидактической игре «Похож – не похож», дети замечают признаки предметов по цвету, форме, величине, материалу; развивается наблюдательность, мышление, речь.

Пространственные представления постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети ориентируются в специально созданных пространственных ситуациях и определяют своё место по заданному условию, выполняют задания «встань справа от стула», «встань, чтобы сзади был стул, а впереди стол». Для закрепления знаний о пространственных ориентировках используется дидактическая игра «Что изменилось?» Пространственные ориентировки дети закрепляют также в игре «Куда пойдёшь и что найдёшь», «Путешествие зайчика».

Для достижения лучшего результата проводятся дидактические игры с появлением какого-либо сказочного героя.

Например, игра «Найди клад», где мы отправляемся на поиски сокровищ, на пиратском корабле; «В тридесятом государстве» мы путешествуем с Иваном – Царевичем.

В дошкольном возрасте у детей формируются элементы логического мышления. С целью развития у детей умения рассуждать, делать свои умозаключения, применяются такие игры как: «Ассоциации», «Угадай, что загадали», «Помоги кошке добраться до мышки», и другие. В своей работе с большим удовольствием мы используем загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность своих суждений. Эти замечательные загадки мы решаем каждый день, опираясь на картотеку таких заданий.

Детям очень нравится самим сочинять загадки, задачки, при этом у детей совершаются сложные мыслительные операции.

Также предлагаются детям геометрические фигуры для составления плоскостных изображений предметов, животных, птиц. Дети радуются своим результатам, стремятся выполнять задания ещё лучше. В результате дети стали лучше справляться со всеми заданиями, употребляют в своей речи предлоги и наречия. Например, на утренней гимнастике (счёт упражнений, ориентировка в пространстве), во время прогулки (бег, ходьба в определённом направлении, классификация, величины, размер и цвет), в трудовой деятельности (сервировка стола, подготовка к занятиям), в сюжетно-ролевых играх («Гости» — соотношение гостей и посуды, угощений).

Предметно-развивающая среда по ФГОС ДО определяется как система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В уголке творчества представлены наборы геометрических фигур разного цвета и разной величины, из которых дети выкладывают узоры, раскраски с цифрами и геометрическими фигурами. В уголке строительных игр в достаточном количестве имеется материал для обыгрывания детских построек, который способствует закреплению представлений о величине и форме. В центре манипулятивных игр имеется большое количество дидактических игр математического содержания, игры-головоломки, конструкторы с мелкими деталями, строительные игрушки, различные измерительные предметы, игры на внимание, так как мы считаем важным условием эффективности обучения математике – это внимание, усидчивость детей. Настольно-печатные, дидактические игры с математическим содержанием, разный счётный материал, помогали детям научиться подбирать, сочетать, считать, классифицировать предметы, придумывать свои собственные игры. Таким образом, каждый ребёнок может испробовать свои возможности, увлечения, поучаствовать в коллективных мини-группах. У нас есть возможность организовать самостоятельную и совместную деятельность детей, развивать их умение экспериментировать, вести поиск и находить решения.

Как метод обучения широко используется детское экспериментирование. Дети получают новые знания, делают выводы, наблюдая сам процесс. Экспериментальные исследования развивают любознательность, активизируют познавательную деятельность ребёнка. Наша роль – озадачить, включить в поисковую деятельность и увеличить долю самостоятельности. Все элементарные опыты проводятся в увлекательной форме: работа в «волшебной лаборатории», встреча с «феей». Играя с песком, водой и природными материалами, дети развивали свои творческие способности, расширяли научные и естественно-математические представления.

Мы активно используем разнообразные формы двигательной активности для укрепления физического и психологического здоровья детей. В течение дня проводятся профилактические мероприятия: утренняя гимнастика, подвижные, спортивные игры, пальчиковую гимнастику, физминутки, прогулки, спортивные досуги, где дети закрепляют и осваивают различные математические понятия, учатся измерять длину, направление движений, понимать инструкции к пространственным операциям.

Для развития математических представлений проводятся различные математические развлечения: «Новый теремок», «В гостях у сказки». Все развлечения строятся на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно-развлекательного содержания. В ходе развлечений, дети проявляют сообразительность, находчивость, умение работать в одной команде, координируют речь с движениями.

Мы пришли к выводу, что включение дидактических игр и упражнений математического содержания в разные виды деятельности детей (совместную, самостоятельную, режимные моменты) позволило повысить их познавательную активность, математические представления. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением и содержанием занятия.

Благодаря широкому применению познавательных дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения без перегрузок и утомительных занятий. У детей появился живой интерес к процессу познания, они стали более развиты в умении самостоятельно мыслить, в умении доказывать правильность суждений, сформатировались и усовершенствовались общие умственные способности, логика мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалка и сообразительность, пространственные представления.

С помощью дидактических игр удаётся сконцентрировать внимание и вызвать интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В процессе игры дети успешно осваивают сложные математические понятия, считают, классифицируют, группируют.

Главная наша цель – вырастить детей здоровыми, умеющими думать, принимать самостоятельные решения, развивать психические процессы, что является основой успешного обучения в школе.

Математические занятия в детских садах для развития малышей

Математические занятия в детских садах для развития малышей

Освоение дошкольниками математики играет важную роль не только в подготовке к школьной жизни, но и для формирования навыков логического мышления, развития интеллекта и понимания причинно-следственных связей в окружающем мире. Занятие по математике в дошкольной группе поможет не только научить детей, но и увлечь их этим предметом в дальнейшем.

Что такое ФЭМП в ДОУ

Математическая подготовка дошкольника включает в себя несколько различных областей НОД. Здесь важно освоить определенный начальный объем знаний, получить базовые представления о числах, пространстве и времени. Однако не менее важна выработка способности грамотно мыслить, самостоятельно решать поставленные задачи. В этом возрасте возможно сформировать начальные представления о различных математических объектах.

Достичь этих целей можно только при том условии, что теория и методика математического развития детей дошкольного возраста организована рациональным образом. Математическое развитие выражается в формировании у детей правильных представлений о математических объектах, умения последовательно размышлять. Занятия должны строиться с учетом требований ФГОС.

Читайте также  Развивающая книжка для детей из ткани

Многие педагоги в своих трудах отмечали, что период жизни дошкольника представляет собой оптимальное время для того, что развивает математика, что создаст основы для дальнейшего развития ребенка.

В этом возрасте у человека преобладает образное мышление. Однако ребенок способен не только улавливать различные внешние связи объектов, но и находить общие связи и закономерности. Принято считать, что ребенку важнее на занятиях по ФЭМП дать основу для понимания и познания жизни, а не просто снабдить его определенной суммой знаний.

Обратите внимание! Известные педагоги занимаются дошкольным образованием детей. Один из наиболее известных — Колесникова, написавшая несколько пособий о том, как эффективно давать детям математические знания.

Что развивает математика у дошкольника

С самого раннего возраста ребенок воспринимает различия между окружающими предметами по цвету, величине, форме, тому, низкий или высокий. Многие игрушки для малышей в 2-3 года похожи на геометрические фигуры: мячики, пирамидки или кубики. Через игры у детей расширяются представления о том, что такое форма или количество предметов.

У малышей не старше трех лет имеется способность группировать предметы в соответствии с их внешними признаками. Со сравнения отдельных предметов или их групп начинается изучение математических знаний. Пособие по математике для дошкольников должно быть наглядным.

В четыре года большинство детей способно сосчитать небольшое количество предметов. Сначала они осваивают счет до пяти, а затем, когда становятся чуть старше, то до десяти.

Игра с геометрическими фигурами

Математика для малышей помогает решить следующие задачи:

  • Формирование приемов мышления, которые ребенок способен использовать при решении задач.
  • Умение при решении детских задач по математике понимать и правильно определять причинные связи явлений окружающего мира.
  • Способность в 5-6 лет выстраивать правильные логические рассуждения, используя имеющиеся у ребенка данные.
  • Развитие при помощи математики в ДОУ способностей малыша к вариативному рассмотрению ситуации.
  • Совершенствование интеллектуальных способностей детей: не только мышления, но и памяти, воображения.
  • Повышение интереса малышей к математике, путем создания условий для проведения исследований чисел и фигур.

Важно! Развивать способность логически мыслить у ребенка эффективней всего, делая это частью математического обучения.

Теория и методика проведения занятий по математике

У малышей отсутствует абстрактное мышление, но математика для детей доступна, используя действия и образное мышление. Как это реализовать на практике — рассказано далее.

Конспект занятия по геометрии

При проведении занятий по математике воспитателю требуется в увлекательной форме ознакомить детей с абстрактными понятиями и научить их пользоваться ими. Пример занятия, с помощью которого в средней и старшей группах может решаться эта задача, приводится далее.

Цель такого занятия по детской математике состоит в том, чтобы дать детям элементарные знания по геометрии. Для повышения интереса к изучению математики в 3-4 года или в более старшем возрасте воссоздается обстановка для исследовательской деятельности детей, проводятся параллели между сферой математических знаний и реальной жизнью.

Девочка у доски

Планируя то, как научить ребенка математике, надо обеспечить решение таких задач:

  • Детям помогают понять, что существенные особенности фигур не зависят от их величины или конкретного пространственного расположения.
  • Им в возрасте 4+ прививают способность к математической зоркости. При этом их учат сравнивать предметы не только по особенностям внешнего вида, но и по их геометрической форме. В частности, они учатся находить в ближайшем окружении предметы, сходные или различные по геометрической форме.
  • Малыши могут научиться конструировать форму по ее описанию.
  • Обучают созданию тематических композиций фигур.
  • В 4-5 лет учат способностям к математическому мышлению.
  • Прививают навыки грамотного логического мышления, учат правильно строить логические рассуждения.
  • В 6-7 лет объясняется связь отвлеченных математических знаний и продуктивной деятельности. Малышам объясняют, как использовать знания, полученные на уроках с пользой применять в практической жизни.

Тип занятия является познавательно-исследовательский.

Подготовка

Для выполнения заданий потребуются следующие материалы:

  • мяч;
  • фонограмма с записью музыки для проведения физкультминутки;
  • набор геометрических фигур;
  • карточки, на которых изображены планеты солнечной системы;
  • листы бумаги в клеточку;
  • для каждого малыша необходим простой карандаш.

Для занятия необходимо следующее: компьютер, интерактивная доска и проектор.

К уроку необходимо провести предварительную подготовку. Для физкультминутки нужно будет заранее изучить элементарные движения. Дети под руководством воспитателя должны будут тактильно исследовать приготовленные геометрические фигуры. Рекомендуется обеспечить просмотр обучающих фильмов по теме «Геометрия». Нужно провести чтение вслух сказки Н.Б.Сытовой «Как геометрические фигуры город строили». Выполняется коллективная аппликация «Город геометрических фигур».

Обратите внимание! Этапы занятия представлены ниже.

Начало

На первом этапе воспитатель спрашивает у малышей о том, любят ли они путешествовать. Они подтверждают это. Далее с ними обсуждается место, которое они хотели бы посмотреть.

Детям загадывают загадку «Рассыпался горох на тысячу дорог». Они отгадывают — «звезды».

Воспитатель предлагает всем полететь на Луну и интересуется тем, какая у нее геометрическая форма. Предлагает детям нарисовать ракету и просит рассказать, какая форма у нее. Предлагает привести примеры предметов, имеющих аналогичную форму.

Учитель рассказывает, что все будут ездить на луноходе и выбирает водителя с помощью считалки.

Основное содержание урока

Дальше обсуждаются различные небесные тела и их форма.

На материале полета объясняют, что в задаче имеются условия и необходимо получить ответ. Обсуждаются различные виды задач с числами.

Рассматривают лунный пейзаж и видят горы и кратеры. Сравнивают их с фигурами. Детям предлагают геометрические фигуры и говорят, что это лунные камни. Каждый должен назвать форму своей находки.

Заключительная часть

Путешествие оканчивается, дети летят домой. Затем проводится физкультминутка. При этом поют песенку на геометрическую тематику и делают выученные заранее движения.

В заключение детям предлагают выбрать геометрическую фигуру. Затем воспитатель разъясняет значение каждой из них.

В конце воспитатель рассказывает о том, что дети узнали за это занятие.

Полезные материалы для математики в детском саду

В качестве раздаточного материала может быть использовано следующее:

  • Рабочие карточки для обучения счету. Они разбиты на 10 клеточек. В каждой из них нарисована одна из первых десяти цифр и соответствующее количество игрушек.
  • Карточки, где имеются строчки по 10 клеток. Их может быть 5-7 или больше. В каждой строке нарисованы одинаковые рисунки, в различных — изображения отличаются. При работе их разрезают на квадратики и используют в качестве материала для обучения счету. Такие пособия можно распечатать с компьютера.
  • Могут быть использованы произведения детской литературы, в которых затронута математическая тематика.
  • Объемные геометрические фигуры помогут малышам лучше усвоить особенности математических понятий и подготовиться к школе.

Создание для детей подходящей среды для творческой деятельности, продуманный подход к занятиям позволят развить их способности и увлечь их математикой.

Каким должно быть занятие по математике для дошкольников

При работе с детьми младшего возраста методы обучения должны быть наглядно-действенными. Малыши лучше всего усваивают новое, наблюдая за действиями старших или делая самостоятельные попытки под его руководством.

Один из действенных приемов — это организация сюрпризных моментов, в которых имитируется появление игрушек или прихода сказочных гостей.

Хорошим подспорьем будет использование онлайн материалов.

Объяснение математических понятий лучше всего начинать со сравнения предметов, нахождения в них общих или отличительных признаков.

Поэтому важно правильно работать с дидактическим материалом. Важно понимать, что если ребенок терпит неудачу, то он быстро теряет интерес к занятию. Поэтому материал надо разбить на относительно небольшие части и давать ребенку простые и понятные объяснения каждого шага решения задачи.

Как подготовиться педагогу к занятиям

При подготовке учителя важную роль играет продуманность сюжета и согласованность различных частей занятий. Он должен внимательно изучить конспект и обеспечить такую подготовку, чтобы дети чувствовали его уверенность, когда он помогает им освоить математику.

Важно! Перед тем, как заниматься с детьми, нужно провести с ними подготовительную работу: читать для них соответствующие произведения детской литературы, показывать учебные фильмы, рисовать фигуры в тетрадях, разговаривать о том. что они уже знают и помогать найти математические элементы в окружающей их жизни.

Занятие по математике

Организация занятий по математике

Рекомендуется проводить занятия с дошкольниками, начиная с 1 сентября. Наиболее подходящая численность группы составляет 6-8 человек. Уже через месяц, можно заниматься со всеми детьми вместе.

Прочное усвоение знаний малышами основано на постоянном изучении однотипных задач в классе. Однако надо, чтобы не было слишком большого количества непосредственных повторений. Каждую задачу важно использовать не более 2-3 раз. Важно не провести недооценки или слишком высокой оценки детей. Если не загружать их оптимальным образом, то это снизит их уровень концентрации на проводимом занятии.

Важно проводить обучение таким образом, чтобы регулярно происходила у малышей смена видов деятельности, приучить их к постоянно возникающим игровым моментам.

Дети должны получать простые и исчерпывающие объяснения. Только понятные им знания способны увлечь их и мотивировать к развитию логического мышления. Преподаватель должен быть хорошо подготовлен к таким объяснениям, чтобы учить малышей.

Обучение малышей математике должно быть систематическим и продуманным год от года. Это позволит дать им начальные знания, научить решать задачи и привить интерес к предмету.

«Новые формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

ФГОС online

ФЭМП дошкольников входит в образовательную область “Познавательное развитие” и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.

Практика показала, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога – сделать процесс формирования элементарных математических представлений занимательным, необыкновенным, нетрадиционным.

Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, виды самостоятельной деятельности, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни

Давайте вспомним виды культурных практик :

манипуляция с предметами,

фантазирование,

творческая деятельность,

продуктивные виды деятельности,

коллекционирование,

экспериментирование,

поисково-исследовательская деятельность

Применение культурных практик и является одной из нетрадиционных форм .

Которая дает возможность поднять интерес у детей к изучаемому предмету, развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Культурные практики строятся на основе инициатив самих детей.

Культурные практики, инициируемые, организованные и направляемые взрослым.

Чаще всего педагогами используются такие КП:

Совместная игра воспитателя и детей : для более младшего возраста

Читайте также  Психологическое развитие ребенка 1 год

Практика расширения возможностей ребенка : для старшего возраста.

Культурную практику можно выстроить в виде математического путешествия, работу по мелкой моторике рук, экскурсии, занимательных задачек, брать за основу стихи и загадки с использованием чисел, элементы соревнования, ребусы, лабиринты, считалки, кроссворды, а так же народные сказки. Всё это помогает наилучшему, ненавязчивому усвоению материала.

Использовать разнообразный элементарный занимательный материал, который можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы:

развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида. Представлю классификацию занимательного математического материала на слайде .

Классификация занимательного математического материала

Занимательный математический материал

Математические (логические) игры, задачи, упражнения

Дидактичес к и е и г р ы и упражнения

Загадки, задачи-шутки ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты , математические фокусы

«Тангра м» «Стомахион» «Гексатрион» «Пифагор» «Колумбово яйцо» «Кубики для всех»

С блоками Дьенеша ,

с кубиками Никитина синтез, анализ, на включение частей, нахождение

С наглядн ым материал ом

В настоящее время существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Это логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, Колумбово яйцо, Танграм, Уголки для всех, Волшебный круг, Монгольская игра, кубики по Никитину, игра-головоломка Пифагор, дроби, шахматы, счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки, загадки-шутки, головоломки, математические сказки и т.д. Эти игры помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к действию с геометрическими фигурами, величинами. Таким образом, математические представления детей совершенствуются. Главное назначение этих игр – интеллектуальное развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое поисковое поведение. С одной стороны ребёнку предлагаем пищу для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Хочется выделить такие нетрадиционные формы организации для формирования ЭМП у детей:

Занятия-соревнования. Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.

Математические КВН. Предполагают разделение детей на 2 подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина.

Театрализованые занятия. Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию.

Занятие-консультации . Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка. Занятия-взаимообучения. Ребёнок-«консультант» обучает других детей.

Занятия-аукционы. Проводятся как настольная игра «менеджер».

Занятия-сомнения (поиска истины). Исследовательская деятельность детей типа «тает-не тает, летает-не летает».

Бинарные занятия. Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.

Занятия-концерты. Отдельные концертные номера не сущие познавательную информацию.

Занятия-диалоги. Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной, математического содержания

Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией.

Занятия типа «Поле чудес». Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей.

Занятие «Интеллектуальное казино». Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда.

Экспериментирование и опыты. Проведение элементарных опытов.

Экскурсии и наблюдения . В ходе экскурсий и наблюдений дошкольники знакомятся: – с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов);

– с количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке детского сада и за территорией, то есть в окружающем ребенка мире;

– с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.п.

Использование художественной литературы в играх и упражнениях.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Для математического развития детей дошкольного возраста рекомендуется, прежде всего, произведения народного творчества (потешки, загадки, песенки, сказки, пословицы, поговорки, стихи), так и авторские стихи, сказки и другие произведения. При формировании временных представлений у детей рекомендуются стихотворения «Часы» (Г.Сапгир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» (Г.Ладонщиков). У С.Маршака есть целый цикл стихотворений, посвященных временам года. Он называется «Круглый год». Ему же принадлежит в полном смысле математическое стихотворение «Веселый счет».

(Например: сказка «Теремок» — поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо. Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой? Сказка «Три медведя» — это математическая супер – сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.

В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» — дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 и т.д. )

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование : оно способствует усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети могут использовать модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупать в магазине шапок столько, сколько кукол;

Занятия с использованием новых информационных технологий. Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей. Использование мультимедийных технологий активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий. Они ориентируют детей на их творческое и продуктивное использование в своём обучении.

Проектная деятельность. Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-дидактические игры можно объединить в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игры. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее. Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др., что прописано в Федеральных государственных образовательных стандартах, в Целевых ориентирах ДО – социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Первые годы жизни ребенка — это период в наибольшей степени интенсивного развития. Время дошкольного детства недолгое в сравнении всей жизни человека, но очень содержательно постижением всего нового. Окружающая жизнь обрушивает на маленького человека огромное количество информации. Ошибаясь, он находит ответ на многие вопросы, постигает логичность: чтобы мяч катился дальше его необходимо сильнее ударить; в узкое отверстие не пройдет объемистый предмет, и многое другое.

Обучению дошкольников первоосновам математики отводиться первостепенное место. Это послужило источником для целого ряда причин: обилие информации, которое получает ребенок, начало школьного обучения с шестилетнего возраста, повышенное внимание к компьютеризации, желание сделать процедуру обучения более насыщенной.

Для интеллектуального воспитания детей важнейшее значение имеет усвоение математических представлений, которые влияют на развитие умственных процессов так необходимых для учения окружающего мира.

Многие знаменитые психологи и педагоги, такие как П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева, считают, что формирование у ребенка математического представления должно основываться на предметно-чувственной деятельности, в результате которой легко осилить весь объем знаний, осмысленно постигнуть навыки счета и измерения, обрести прочную, элементарную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Для обучения дошкольников математике используются занимательные игры, задачи и развлечения. Несложный занимательный материал определяется с учетом потенциала детей и альтернативы всеобщего формирования и воспитания. Следует отметить, что занимательный материал применим для активизации умственной деятельности, заинтересованности математического материала, увлечения и развлечения детей, развития ума, расширения и углубления математических представлений, закрепления полученных знаний и умений, упражнения в использовании их в новой обстановке и других видах активности (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева [2, с. 14]).

Ежедневно в быту и играх ребенок встречается с ситуациями, требующих применения математического решения: сервировка стола для кукол, раздел конфет поровну и т.д. Необходимы знания таких позиций, как «мало», «много», «меньше», «больше», «поровну», умение определить и выбрать число во множестве. Вначале с помощью взрослых, затем самостоятельно дети решают возникающие вопросы. Таким образом, дети дошкольного возраста знакомятся с математикой и овладевают элементарными вычислительными процессами. Приоритетной задачей работы дошкольных образовательных учреждений считается развитие у дошкольников элементарных математических представлений.

Программа по математике направлена на формирование и прогресс математических представлений и способности, смекалки, умственной активности, логического мышления, то есть умения делать простейшие суждения, пользования грамматическими правильными оборотами речи. Программой по математике предусмотрены операции с наглядным материалом, определение объема сыпучих и жидких тел, проведение измерений с помощью условных мерок, представления о геометрических фигурах, развитие глазомера ребят, формирование понимания пространственных отношений, понятия о времени.

Чтобы достичь успешного освоения учебного материала помогает использование разных методов, средств и приемов обучения. Поставленные цели и задачи влияют на выбор обучения, содержание изучаемого материала, этап занятий и возраст детей.

В современное время применяются новые подходы к формированию познавательных интересов к математике у дошкольников.

Увеличились возрастные особенности детей в освоении математического содержания, повысились требования школы к математической подготовленности дошкольников, модифицировались социальные условия, изменилось отношение к образованию и воспитанию детей. Воспитателям предоставлен большой потенциал в выборе программ математического формирования, использования разных технологий и моделей обучения дошкольников.

Ребенок, играя, обучается, поэтому в дошкольном возрасте образовательная деятельность начинает формироваться в процессе игры. Поэтому для фиксирования математических представлений широко используются дидактические игры и упражнения отдельно для каждой возрастной группы.

Читайте также  Флеш игры детей 3 лет развивающие

В основе методики математического обучения лежат дидактические принципы: последовательность, систематичность, индивидуальный подход, постепенность. Детям предлагаются задания последовательно, усложняясь от занятия к занятию. При переходе к новой теме пройденный материал повторяется, что дает возможность углубить знания детей и сосредоточить их внимание на новой информации (Е.И. Щербакова [3, с. 38]).

Воспитателями на занятиях по математике используются разные методы: словесный, наглядный, игровой. Также применяются другие способы: беседа, рассказ, объяснение, описание, вопросы и ответы, смотр картин и предметов, упражнения, дидактические и подвижные игры.

В занятиях с детьми всех возрастных групп особое место заимствуются методы развивающего обучения: классификация предлагаемых знаний, применение наглядных средств, куда входят эталонные образцы, простейшие схематические изображения, предметы — заместители и которые применяются для выделения в реальных предметах и ситуациях разных свойств и отношений, употребление общего способа действий в новых условиях.

Формированию у детей элементарных математических представлений содействуют используемые методические приемы: комбинация практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно — игровых и поисковых ситуаций. Повышенная трудность, нестандартность игры, необходимость решения поставленной задачи вызывает большую заинтересованность дошкольников.

Для ускорения формирования и развития логических структур мышления у детей, воспитатели моделируют логические и математические конструкции в игре, в процессе которой создаются благоприятные условия для использования математических знаний, их самостоятельного и активного применения. Так у детей формируется интерес к математическому содержанию.

Невозможно обучение детей дошкольного возраста математике без использования занимательных игр, развлечений и задач. Как правило, в группе выбирается светлое место для расположения игротеки, где рядом есть столы, за которыми удобно и комфортно играть в интересные развлечения.

Мы считаем, что определенных результатов в развитии детей можно достичь совместными усилиями семьи и воспитателей детского сада. Именно в дошкольном возрасте закладывается основание для дальнейшего обучения и это является началом длинного и весьма интересного пути в мир познания и чудес. Важно научить дошколят не только писать и считать, но и уметь творить и думать. И в этом в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка огромную роль имеет математическое учение.

Список литературы

  1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320 с. (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 352 с.
  3. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие: – М.: НПО «МОДЭК», 2005. – 392 c.
  4. Шмелёва Н.Г. Информационная культура на современных инновационных процессах // В сборнике: Актуальные проблемы развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт». 2014. – С. 131-132.
  • 23 ноября 2020
  • 29 октября 2020

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Развитие фэмп детей дошкольного возраста

Автор: Шакина Татьяна Владимировна

Организация: МБДОУ «Детский сад №4»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Саров

В условиях стремительных изменений в обществе меняются и требования к современному ученику. Он должен обладать более широкими взглядами на жизнь, большим спектром вариантов выхода из предлагаемых ситуаций, быть более мобильным. И основная задача в формировании навыков вариативности ложится на плечи педагогов дошкольных учреждений, так как именно они определяют основные принципы образовательной деятельности. И как нельзя лучше для начального обучения вариативности подходят занятия по формированию элементарных математических представлений. Основным компонентом успешного занятия по ФЭМП — выбор оптимальных методов и приёмов.

Методы и приемы формирования математических представлений у дошкольников.

Наглядные. К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей. ВЕСЬ материал (и раздаточный, и демонстрационный) должен быть ярким, красивым, качественным, привлекательным. Всё занятие строится на наглядности!

Практические. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, данный метод предполагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом.

Упражнения бывают коллективными — выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными — осуществляются отдельным ребенком у доски или стола воспитателя. Основное условие : МНОГО раздаточного материала для самостоятельной деятельности, разнообразные формы организации детей на занятии (индивидуально, в парах, подгруппой и т.д.)

Игровые методы. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Игра — как метод обучения предполагает использование на занятиях отдельных элементов разных видов игр (сюжетной, подвижной, игры-драматизации и т. д.), игровых приемов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.).

Словесные методы. Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.

В основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?

Так же используются:

— разъяснения (как выполнить данную задачу),

— указания воспитателя (в основном с детьми),

Словесный метод при формировании «элементарных» математических представлений не являются самостоятельным, он сопутствуют практическим и игровым методам.

Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.

В детском саду широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:

1. Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя.

2.Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция дается полностью до начала выполнения задания.

3.Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т. д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.

4. Вопросы к детям.

Вопросы в старшем возрасте -в основном поисковые ( Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?)

5.Контроль и оценка. Эти приемы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Данные приемы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включают исправление ошибок.

6.Приемы наложения и приложения, обследования формы предмета, «взвешивания» предмета «на руке», введение фишек — эквивалентов, присчитывания и отсчитывания по единице и т. д.

7. Моделированиенаглядно-практический метод обучения. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

8.Экспериментирование-это метод умственного воспитания, обеспечивающий самостоятельное выявление ребенком путем проб и ошибок, скрытых от непосредственного наблюдения связей и зависимостей. Например, экспериментирование в измерении (и змерение объема сыпучих и жидких веществ, измерение массы ).

9.Педагогическая оценка считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку утвердится в дос тижении положительных результатов. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности.

В современной дидактике выделяются такие нетрадиционные формы занятий:

1.Занятия-соревнования. Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит, решит и т. д.

2. Занятие-конкурс. Это: а) КВН, б) «Что? Где? Когда?», в) Математическая викторина

3.Театрализованные занятия. Разыгрываются микросценки, несущие познавательную информацию.

4. «Занятие –«сказка».Эти занятия проводятся на основе сюжета одной хорошо знакомой детьми сказки.

5. «Занятия-путешествия». Сюда относятся такие игры-путешествия, как: «Полёт в космос», «Плывём к Робинзону Крузо», «В зоопарке», «В цирке», «Возвращение на Землю».

6.Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией.

7.Занятия-взаимообучения. Ребёнок — «консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию, лепке; умению сравнивать, классифицировать, обобщать.

8.Экспериментирование и опыты. Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая, низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков.

Взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе.

9.Занятия с использованием художественной литературы в играх и упражнениях.

10.Занятия с использованием новых информационных технологий. Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей. В практике используют мультимедийные презентации и обучающие программы, поскольку учебный материал, представленный различным информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.

11. Занятия с использованием ТРИЗ технологии и СТЕМ

12.Проектная деятельность. Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игры. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения различных действий, мотивированных логикой развития сюжета. Главная цель организации проектной деятельности — развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

-использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей;

-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

-занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры);

-ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Заключение

Вариативность разнообразных методов, приемов и нетрадиционных форм на занятиях по формированию элементарных математических представлений позволяет получить максимальный положительный эффект , сделать занятие по ФЭМП занимательным и необыкновенным, превратить его в царство смекалки, фантазии, игры и творчества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: