Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности

Автор: Ибрагимова Римма Фердинантовна

Организация: ФГАОУ ВО «К(П)ФУ»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Театральное искусство влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, и об этом известно довольно давно. Для детей поучаствовать в инсценировке сказки и театрализованной игре является всегда праздником. Но чтобы приобщить ребенка к театрализованной деятельности, необходимо целенаправленное руководство со стороны педагогов. Специально организованные занятия с дошкольниками, участие в драматизации сказок, т.е. практика собственно театральной деятельности, позволяют сформироваться осознанному применению средств образной выразительности (мимики, интонации, жестов, позы, пантомимики), применению умения к перевоплощению, умения вести диалог по ролям, умения соединять речь с движением и другое.

Театрализованная деятельность позволяет раскрывать творческий потенциал детей, способствует формированию доброжелательного отношения к сверстникам, позволяет корректировать поведение детей, позволяет повысить их уверенность в себе и испытывать чувство радости от собственного и совместного творчества.

К одним из достоинств дошкольного периода можно отнести повышенную эмоциональность детей, их эмоции. Известным отечественным психологом В.В. Зеньковским было отмечено, что «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы» [1, с. 66].

Эмоциональное развитие детей связано, в первую очередь, с тем, что у них возникают новые интересы, мотивы, потребности. К главным изменениям в мотивационной сфере можно отнести создание общественного мотива, которые уже не обусловлены достижением только личных

практических целей. Поэтому именно в дошкольный период социальные эмоции, нравственные чувства проходят интенсивное развитие, хотя в раннем детстве их не было [3].

У детей-дошкольников происходит формирование эмоционального предвосхищения, побуждающее детей к переживанию из-за возможного результата деятельности, из-за предполагаемой реакции других на его поступки. В результате этого меняется роль эмоций в деятельности детей.

На изменения в эмоциональной сфере влияет не только развитие мотивационной сферы, но также влияет и познавательная сфера, самосознании ребенка. Интеллектуализация эмоциональных процессов обеспечивается включением речевой деятельности, в этом случае эмоции стают более осознанными и обобщёнными. Дети старшего дошкольного возраста в какой-то степени уже способны управлять проявлением своих эмоций, способны влиять на себя с помощью слов. Но важно отметить, что дети с большим усилием способны сдерживать эмоции, которые связаны с биологическими потребностями. Например, голод и жажда могут подтолкнуть ребенка к непроизвольным поступкам [3].

Взаимоотношения детей с другими являются очень мощным и значимым источником их переживаний. Если окружающие по отношению к ребёнку ласковы, ценят его права, уделяют ему внимание, то он испытывает эмоциональное благополучие. Сюда можно отнести чувства уверенности и безопасности. Обычно, при таких условиях у детей преобладает бодрый и веселый настрой.

По мнению В.С. Мухиной, эмоциональное благополучие влияет на нормальное развитие личности детей, на выработку у них положительных качеств, на доброжелательное отношение к другим [4, с. 199].

Театру отведено особое место, которое связано с воспитанием дошкольников. Театр является одним из наиболее доступных и оптимальных для ребенка видов искусства. С помощью театра можно решить много актуальных проблем педагогики и психологии, которые сопряжены с

художественным и нравственным воспитаниями, с развитием психических процессов, с развитием коммуникативных качеств личности, с развитием фантазии, раскованности, инициативности [5].

Развитие эмоциональной сферы дошкольника – это главная задача театрализованной деятельности, и этой задаче уделяется достаточное внимание во время специальных театрализованных занятий в детских садах. Начинать знакомство дошкольников с эмоциями можно со второй младшей или средней групп. Ребенок в этот период способен к восприятию необходимых понятий. Словарный запас пополняется словами, которые обозначают эмоции. Но само слово «эмоции» четырёхлеткам не дается, оно заменяется более понятным для них словом — «настроение».

На театрализованных занятиях применяются определенные этюды, упражнения, игры, которые направлены на развитие мимики и пантомимики. При выполнении этих дети знакомятся с основными эмоциями (настроениями) и возможностью их выразить с помощью жестов.

В ненавязчивой и непринужденной обстановке дошкольник может научиться вербально перевоплощаться, чтобы характер и голос героя могли узнать другие. Особенное внимание уделяется тому, чтобы дети уловили связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (сила голоса, темп, интонационные и логические ударения).

К значительным моментам при становлении личности ребенка можно отнести определение и передачу эмоций и чувств. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу детей и параллельно способны пробудить сочувствие к персонажам, сопереживание разыгрываемым ситуациям [6]. По мнению академика Б.М. Теплова, в процессе этого сопереживания возникают особые отношения и моральные оценки, которые имеют огромную принудительную силу по сравнению с оценками, просто сообщаемыми и усваиваемыми [2, с. 4].

Театрализованные занятия особо любимыми детьми. Ребенок с удовольствием включается в игру: отвечает на вопросы кукол, исполняет их

просьбы, дает советы, превращается в тот или иной образ. Дети смеются вместе с персонажами, грустят, когда грустят герои, могут поплакать над поражениями любимого героя и т.д.

Необходимо отметить, что театрализованная деятельность способствует формированию нравственных чувств, которые являются высшей ступенью развития эмоциональной сферы [5].

Таким образом, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития у детей отзывчивости, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние другого по мимике, интонации, жестам, способности ставить себя на его место в различных ситуациях, применять соответствующие способы содействия. Как писал Б.М. Теплов, «чтобы радоваться чужой радости и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» [2, с. 5].

Можно утверждать, что театрализованная деятельность – это источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий дошкольников, источник приобщения их к духовным ценностям. При исполнении роли дети могут не только передавать вербально и невербально эмоции героев, но и эмоционально переживать поступки своих персонажей. Это безусловно отражается на развитии сферы чувств дошкольников. Эстетические переживания способны позволить детям испытать восторг теми проявлениями жизни, которые они до этих пор не замечали, и изображать их с помощью жестов, движений, мимики и других средств выразительности.

1. Возрастная и педагогическая психология / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.: Академия, 1999. — 320 с.

2. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: Сфера, 2013. — 128 с.

3. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников: занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 2011. — 48 с.

4. Мухина, В.С. Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с.

5. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 160 с.

Выпускная квалификационная работа “Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста”

Актуальность темы исследования. Среди многих проблем в системе дошкольного образования, проблема развития эмоциональной сферы ребёнка привлекает к себе пристальное внимание, уделяя большое внимание познавательному и физическому развитию ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально‑личностного развития, которое напрямую связано с социальным и психологическим благополучием ребёнка. Эмоциональное благополучие способствует благоприятному развитию личности ребёнка. Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста часто недооценивается педагогами.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребёнка, приобщает к духовным ценностям, учит детей сочувствовать литературным героям, поэтому играет большую роль в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Театрализованная деятельность способствует формированию эмпатии у детей, т. е. способность различать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные методы содействия.

Однако театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста часто недооценивается педагогами.

Таким образом, в образовательной деятельности существует противоречие между необходимостью развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста и отдельными недостатками в поиске средств осуществления данного процесса.

Проблема исследования заключается в поиске возможностей театрализованной деятельности как средства развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: возможности театрализованной деятельности как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: дать теоретическое обоснование возможностям театрализованной деятельности как средства развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного.

Читайте также  Социальной ситуацией психического развития ребенка младенческого возраста

Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлятся продуктивнее посредством театрализованной деятельности, поскольку театрализованная деятельность:

  • является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям;
  • развивает способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации;
  • способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка и снятию эмоциональной зажатости.

Задачи исследования:

  • На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы охаректеризовать развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
  • Дать характеристику театрализованной деятельности.
  • Охарактеризовать возможности театрализованной деятельности как средства развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
  • Описать методику и результаты диагностики уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
  • Разработать проект деятельности педагога по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Результаты и выводы. На основе изучения и анализа психолого‑педагогической литературы можно сделать следующие выводы.

Эмоциональная сфера — это важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребёнка. Эмоциональная сфера — это сложное многокомпонентное образование, включающее когнитивный компонент; аффективный компонент; экспрессивный компонент; импрессивный компонент. Главными особенностями развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста являются: освоение социальных форм выражений эмоций; развитие эстетических, интелектуальных и моральных чувств; формирование эмоционального предвосхищения; появляется способность предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности; дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений; эмпатии становятся осознанными благодаря речевому развитию.

Театрализованная деятельность — это деятельность по формированию личности, направленная на раскрытие творческого потенциала, является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатий.

Рассмотрев наиболее важные функции театрализованной деятельности, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является многогранным явлением в жизни детей старшего дошкольного возраста, средством удовлетворения его потребностей, получения знаний и умений, выражения и развития личности, формирования его эмоциональной сферы.

Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста осуществлятся продуктивнее посредством театрализованной деятельности, поскольку:

  • театрализованная деятельность, позволяет детям углубить и укрепить представления об окружающем мире и о себе, дошкольники знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, краски, звуки. Благодаря специально подобранным играм, этюдам, дети учатся выражать свои эмоции и желания, помогать и сочувствовать другому человеку, поэтому можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка и приобщает его к духовным ценностям;
  • театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, принятие на себя различных ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в конечном итоге влияет на развитие эмпатий, поэтому можно сделать вывод, что театрализованная деятельность развивает способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации;
  • театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка, позволяет решать проблемные ситуации от лица сказочного героя, любимые герои становятся образцом для подражания, использоавание этюдов и упражнений, игры на превращение, всё это помогает детям преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируются социальные навыки поведения. Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность, способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка и снятию эмоциональной зажатости.

Анализ диагностического исследования выявил, что у детей старшего дошкольного возраста в основном наблюдается средний уровень развития эмоциональной сферы, дети испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, что ведет к повышенной тревожности, агрессивности, чувства неуверенности в себе, всё это влияет на поведение, в котором часто проявляется жестокость, агрессивность и гнев.

На основании проведённого диагностического исследования, был разработан проект по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, который способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, снятию эмоциональной зажатости и может быть использован в воспитательно-образовательном процессе в детском саду.

Содержание работы

Конкурс, в котором автор работы принял участие:

Отрасль наук

Форма представления работы

Дата публикации работы: 24.09.2019

Смотреть похожие работы

Актуальность исследования состоит в нарастании роли физической культуры как фактора, формирующего личность обучающихся. Учителю необходимо построить урок так, чтобы в него были включены новые технологии с целью развития физических качеств, формирования …

Актуальность. В современной жизни важно сформировать новую стратегию развития общеобразовательной школы, в которой здоровье детей необходимо рассматривать как важнейший компонент образования, а его задачей ставить формирование физически культурного и в …

Чтение, являясь не только предметным (специальным), но и межпредметным (общеучебным) умением, во многом определяет успешность обучения. Чтение выступает одним из средств развития речи. Известные советские дефектологи (В. В. Воронкова, Г. М. Гусева, З. …

Дети с задержкой психического развития составляют наиболее многочисленную категорию детей с особыми потребностями развития. одной из проблем детей с задержкой психического развития является недостаточное развитие коммуникативных навыков, обеспечивающи …

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Важными условиями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектуальная свобода, эстетический вкус, толерантность в социальном общении.

Формирование положительного отношения к миру, эмоциональной отзывчивости, эмпатии по отношению к окружающим у дошкольников – одна из главных задач, направленная на целевые ориентиры дошкольного образования, представленных в ФГОС ДО.

Организация театрализованной деятельности детей отражает решение проблем современной педагогики и психологии, связанных с формированием творческого мировосприятия жизни, развитием воображения эмоциональной сферы, игровых умений.

В современном обществе снижается живое, эмоционально-непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребёнку участвовать в диалоге, не только слухом и артикуляцией, но и что гораздо важнее, эмоциями и чувствами. По словам В.А. Сухомлинского «Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение человечности».

Театрализованная деятельность служит источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Театрализованная деятельность и эмоциональное воспитание в детском саду пронизывают все режимные моменты: включаются в непосредственную образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста я опираюсь на методические разработки М.Д. Маханёвой («Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»), Н.Ф. Сорокиной («Играем в кукольный театр»).

Изучив теоретико-методологические разработки влияния театрализованной игры на развитие эмоциональной сферы детей, мною была определена тема творческого направления «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности» выделены следующие задачи:

— научить ребёнка владеть своими эмоциями;

— пополнить «эмоциональный словарь» словами передающими различные настроения, чувства, состояния и их оттенки;

— развивать гуманные отношения к друг другу, коммуникативные навыки

— вызывать любовь к театру и театральной игре.

К решению поставленных задач я подходила в системе целостной работы, в соответствии с творческим планом, основной образовательной программы МБДОУ по следующим разделам. Театральная игра включает знакомство детей с приёмами кукловождения и изготовления кукол. Игры и упражнения на развитие игрового поведения, коммуникативных навыков, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры развивающие внимание, память, наблюдательность.

Этюды – эмоционально- игровые ситуации, в которых ребёнок по предложенной взрослым теме создаёт определённые художественные образы, такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выходит игровая составляющая.

Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план.

Ритмопластика включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие воображения, чувства ритма.

Основы театральной культуры знакомят детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.

Развлечения, досуги, праздники обогащают детей яркими впечатлениям и создавая радостное настроение. Привлекают родителей к участию в жизни детского сада.

Разделы творческого плана реализуются посредством дифференцированного подхода через различные формы организации детей:

— совместная организованная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, показ спектаклей);

— самостоятельная деятельность (уголок эмоций, центр художественного слова, музыкальный центр, игровой модуль).

Для достижения поставленной цели была спроектирована предметно-развивающая среда группы. Театральный уголок оснащён:

— различными видами театров бибабо, настольный, пальчиковый, конусный);

— атрибутами для организации театрализованных игр (шапочки, маски);

— наглядными пособиями (репродукции картин, иллюстрации, фотографии);

— детской художественной познавательной и методической литературой;

— костюмерной с подбором сказочных нарядов;

Уголок эмоций представлен фотогалереей «Эмоции», зеркалом, уголком «Настроение», играми для развития эмоций.

Вариативность в применении технологий позволяет обогащать воспитательно-образовательный процесс различными методами и приёмами:

— Упражнения на расширение эмоционального словарного запаса;

Читайте также  Эмоциональная развития детей фактор психического развития

— Музыкально-ритмические, речевые, ролевые коммуникативные игры;

— Рассматривание иллюстраций к сказкам;

— Отработка эмоций в диалогах сказочных героев.

В ходе работы по данному направлению сформирована картотека «Эмоции», подобран сборник сценариев

Постепенное вовлечение родителей в процесс театрализованной деятельности позволило повысить интерес семьи к вопросам воспитания культуры в детско-родительских отношениях через консультации беседы совместные театральные постановки.

Результаты освоения программы в области «Социально-коммуникативное развитие за 2019-2020гг с явной положительной динамикой, что доказывает правильный выбор методов работы по данному направлению

Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников 2 – 5 лет.» М. ,2014.

Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М., 2009.

Развитие эмоциональной сферы детей посредством использования театрализованных игр

Эмоциональное развитие рассматривается как одно из важнейших сторон общего развития ребенка. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом для освоения сферы человеческих отношений, формирования этических представлений, развития эмоциональной сферы.

У воспитанников с ОПФР отмечается своеобразие эмоционального развития. Им сложно выделять сверстника в качестве объекта для взаимодействия, дети длительно усваивают правила поведения, не проявляют инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми, не применяют полученные знания в повседневной жизни. Как правило, многие дети с ОПФР не уверены в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого, постоянно нуждаются в его помощи. Эмоции детей с особенностями развиты слабо, недостаточно дифференцированны, часто маловыразительны, однообразны. Могут наблюдаться немотивированные колебания настроения, возбудимость, агрессивность, нарушения самооценки. За внешними эмоциональными проявлениями дети не умеют угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и адекватно реагировать на многообразие социальных отношений.

Необходимы специально организованные занятия для того, чтобы ребенок научился осознавать свои эмоциональные проявления, также понимать эмоции других детей и взрослых, а в дальнейшем — и уметь адекватно регулировать свое поведение.

Наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций – это игра (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Популярным и увлекательным направлением развития эмоциональной сферы детей с ОПФР является театрализованная игра. Театрализованные игры — это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Из всех видов игр театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка — все это помогает формировать эмоциональную сферу.

Опыт работы педагогов показал, что любая задача любого занятия, режимного момента, прогулки, досуга, музыкального и спортивного праздника решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в учебно-воспитательном процессе.

В основе организации работы по развитию эмоциональной сферы детей с ОПФР посредством использования театрализованных игр лежит комплексный подход, в соответствии с которым в качестве основного условия повышения эффективности процесса выступает целенаправленная организация различных видов деятельности, широкое использование игры, сочетание игровых, невербальных и вербальных средств.

Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л. С. Фурмина предложила следующую классификацию:

— предметные,

— драматизация с объемным или с плоским материалом,

— театр игрушек на палочках,

Центральное место занимают различные виды театрализованных игр: игры в кукольный театр, игры-драматизации.

Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает педагог, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты начала и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются и на занятиях, и в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, развлечений он включает фрагменты драматизации, меняя голос и интонацию, тем самым вызывая различные эмоции у детей.

Важным аспектом деятельности педагога является постепенное расширение эмоционального опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").

• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает педагог ("Катя, Катя маленька. ", "Заинька, попляши. ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает педагог (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").

• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").

• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

• Многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух — трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");

• Игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";

• Постановка спектакля по произведению.

Первичное освоение режиссерской театрализованной игры у детей отмечается при взаимодействии с настольным театром игрушек (это могут быть мягкие или вязаные игрушки, конусный театр, театр народной игрушки), с настольным плоскостным театром, с плоскостным театром на фланелеграфе, с пальчиковым театром. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик — дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок".) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы. Здесь ребёнок действует за игрушечного героя, изображая его разными средствами вербальной выразительности (выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса).

Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр. Дети получают массу приятных эмоций, с удовольствием включаются в предложенную игру. Особенно детям нравится показывать сценки с несколькими персонажами одновременно («Репка», «Теремок» и др.)

Сложнее детям играть куклами бибабо, так как они требуют техники вождения, персонажи должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости, поэтому детям сложно и следить за движениями куклы, и выражать при этом какие-либо эмоции.

Можно использовать с детьми и индивидуальную, и групповую форму показа театрализованных игр, где каждый ребёнок ведёт игрушки в общем сюжете. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Детям с ОПФР сложно произносить текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы или используют звукоподражания, изображают жестами действия персонажей. Например, при драматизации сказки «Репка» дети имитируют как «тянут» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё. В процессе таких игр-драматизаций, действуя вместе со взрослым и подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, развивают свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Читайте также  Развиваем речь ребенка гимнастика языка

Исходя из особенностей детей с ОПФР, театрализованные игры в основном построены на материале сказок, несущих в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребёнка.

«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний. А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на ребенка –она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту.

Эмоциональный фон, который педагог старается создать при чтении сказки, смене голосов персонажей, отражении на лице эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.

Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

Обогащение эмоционального опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений. Эти умения можно поделить на группы.

Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений — это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Для развития эмоциональной сферы детей с ОПФР через театрализованные игры необходимо организовать предметно-развивающую среду группы, которая может включать в себя следующее оборудование:

  • различные виды театров: пальчиковый театр, театр на рукавичках, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
  • элементы сенсорной комнаты (проектор «Звездный дождь», пучок фиброоптических волокон, песочница, ароманабор, магические жезлы, пальчиковые краски);
  • музыкальный центр

Весь подобранный материал должен соответствовать сюжетам произведений хорошо воспринимаемых детьми с ОПФР, быть легким для запоминания.

Таким образом, применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие не только психических и речевых функций ребёнка с ОПФР, но и помогают адаптироваться в обществе, понять чужие и проявить свои эмоции.

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, которые являются основой для эстетического развития.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

“В процессе этого сопереживания – как отмечал психолог и педагог, академик Б.М.Теплов, – создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые”.

Так театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

“Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место” – утверждал Б.М. Теплов.

Ведь эмоции бывают не только положительные, но и отрицательные. С развитием эмоций тесно связано развитие мотивов деятельности и поведения ребёнка. Важно, чтобы мотивы были правильными, т.е. имеющими социально-нравственную ценность. В дошкольном возрасте ребёнок получает представления о нормах поведения, во время общения с окружающими его людьми у него появляется и свой собственный багаж эмоций. Поэтому при воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, либо не возможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок.

Для развития основных эмоций у детей, я использую игры:

В огороде сиротливо
пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я.
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я – капуста?

Мишка пьет горячий чай
и сосёт конфетку.
Не облейся невзначай,
Завяжи салфетку.

Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна,
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила,
Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка:
На носу вскочила шишка!

У зайчонка – акварели.
Рисовал он две недели,
Волка серого портрет.
Волк пришёл, за ним в обед,
Постоял перед картиной,
С недовольной, злою миной,
Зайцу уши натрепал
И еще пообещал:
То ли будет впереди,
Ну, заяц, погоди!

Лягушонок-забияка
Хвать за хвост и тащит рака.
Рак грозит ему клешнёй:
Не шути, малыш, со мной.

“Путешествие в страну Настроений”

  • учить детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, спокойствие, боль, равнодушие;
  • развивать умение передавать с помощью мимики, жестов различные эмоциональные состояния;
  • развивать творческое воображение, фантазию.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в волшебную страну настроений, но прежде чем туда отправимся, давайте вспомним и поздороваемся с помощью различных эмоций.

Игра: “Разные настроения”

  • грустно
  • удивлённо
  • спокойно
  • весело

– Мы отправляемся в путешествие и берём с собой хорошее настроение. Но на чём же мы отправимся в путешествие? (Дети выбирают). Отправляемся на волшебных облаках, под звучание музыки “Облака”. Во время полёта им попадаются разные облака, и они их рассматривают.

Проводится игра: “Облака”

Прилетели в страну настроений, и нас встречают жители волшебной страны (дети рассматривают их, и определяют настроения жителей).

– Посмотрите внимательно на жителей страны. Какое у них настроение?

Как вы думаете, что случилось с жителями волшебной страны? (Дети высказываются). А давайте сочиним небольшую сказку по жителей волшебной страны.

Игра: “Сочини сказку”

(Начинает сказку педагог, затем дети по очереди продолжают сказку, добавляя своё предложение).

Провести беседу с детьми по сказке. В конце дети дарят настроения жителям волшебной страны и отправляются дальше.

– Дальше на пути их встречают гномы. Гномы перепутались, поссорились.

Дети предлагают им помочь.

Игра: “Забавные гномы”

(Выкладывая лица гномов, дети рассуждают, как они догадались о настроениях гномов, по их цветам.)

  • Когда нам грустно – мы делаем так.
  • Когда мы удивлены – делаем вот так.
  • Когда мы испуганы – мы такие.
  • Когда мы злимся – мы уже другие.
  • Когда мы радуемся – мы делаем так.

Дети прощаются с гномами и отправляются дальше по волшебной стране.

– На пути они встречают матрёшку.

– Дети, матрёшки всегда открываются? Да.

– Попробуем! Открывают первую матрёшку, раздается плач – фонограмма.

– В этой матрешке живёт какое-то настроение. Какое оно? (Ответы детей.)

Открываем вторую матрёшку, раздаются сердитые возгласы – фонограмма.

– А в этой матрёшке какое настроение живёт? (Ответы детей.)

– Какое же настроение живёт в самой маленькой матрешке? Посмотрим (Открывают матрёшку раздаётся звонкий, веселый смех – фонограмма.)

– Какое это настроение? (Ответы детей.)

– Молодцы, вы всё правильно угадали. А какое настроение мы возьмём с собой в детский сад? (Ответы детей.) Дети садятся на облака и отправляются назад.

– Вот и закончилось наше путешествие в волшебную страну Настроений, и мы в хорошем настроении возвращаемся в группу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: