Раннее психомоторное развитие ребенка

Раннее психомоторное развитие ребенка

Аннотация: Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем.

Статья:

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем. Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки. Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах. При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями. Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

НЕТ ЛИ ОТКЛОНЕНИЙ?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них. Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей. Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

Характеристика психомоторного развития детей первых трех лет жизни с сочетанной нейроортопедической патологией

В настоящее время отмечается негативная тенденция к аггравации течения перинатальных поражений нервной системы, что связано в том числе и с увеличением распространенности коморбидной патологии. Располагая данными о неврологическом статусе детей раннего во

Currently, there is a negative tendency to aggravation of perinatal lesions of the nervous system which is also connected, in particular, with an increase in the prevalence of comorbid diseases. With data on the state of the neurological status of young children with orthopedic disorders, it is possible to increase the level of specialized medical care, to ensure the health of our nation as a whole.

Различные неврологические болезни сопровождаются ортопедической патологией — врожденные аномалии развития головного и спинного мозга, детский церебральный паралич, наследственные нервно-мышечные заболевания, нейроинфекции, черепно- и спинномозговые травмы. Среди факторов, детерминирующих и/или в дальнейшем усугубляющих течение данных состояний, универсальное значение имеет внутриутробная гипоксия [1]. Неблагополучие интра- и постнатальных периодов весьма часто обусловлено и травматичными родами, где помимо непосредственного повреждения структур головного мозга возникают нарушения вертебробазилярного кровотока, приводящие к комплексу гемореалогических и метаболических расстройств [2]. Таким образом, перинатальные гипоксически-травматические поражения нервной системы являются не только самыми регистрируемыми в периоде раннего детства, но и наиболее сложными для комплексной диагностики и лечения.

Едва ли не главным индикатором гармоничного психического и физического развития ребенка является своевременное формирование моторных навыков. Движение — это необходимое условие жизнеобеспечения, способ эволюционирования всех зон коры больших полушарий головного мозга. В норме рефлекторные реакции двух типов — выпрямления и равновесия — отвечают за онтогенетическую последовательность становления локомоторных навыков, что позволяет приобретать и сохранять правильную позу, выполнять произвольные движения. В том случае, если по мере роста ребенка физиологические постуральные механизмы замедляются, а тонические рефлексы, которые сочетаются с нарушениями распределения мышечного тонуса, активируются, возникают патологические синергии, установки, приводящие к развитию суставных контрактур, деформаций [3].

ортопедическая патологияИзвестно, что анатомо-физиологической основой структурных нарушений опорно-двигательной системы является мозжечок. Он представляет собой одну из интегративных структур головного мозга, участвующих в регуляции координации и коррекции движений, а также вегетативных, когнитивных и трофических функций. Двигательная активность осуществляется эфферентными сигналами, идущими к спинному мозгу. Так возникает сила мышечных сокращений, а также оптимальный тонус при движениях и в покое [4]. Тонические мышцы, управляемые непосредственно ядрами мозжечка, способны к длительному сокращению из-за особенностей низкокислородного обмена. Длительное несимметричное сокращение таких мышц может постепенно растянуть связку, изменить биомеханику сустава и деформировать кость в растущем организме [5].

Высокая результативность любого лечения достигается точностью диагностики первопричин болезни. Изолированные поражения мозжечка дебютируют такими явлениями, как астения (снижение мышечной силы, быстрая утомляемость), астазия (утрата способности мышц к длительному сокращению, что затрудняет сидение, стояние), дистония, тремор, дисметрия (в виде гипер- или гиподвижений). В дальнейшем эти клинические синдромы потенцируют функциональные и морфологические изменения мышц позвоночника, межреберных мышц и мышц туловища, деформации осевого скелета, конечностей. Так, деформация грудной клетки вызывает изменения в легких, где могут появиться участки ателектаза и эмфиземы. Нарушается функция внешнего дыхания: уменьшается жизненная емкость легких, показатели максимальной вентиляции, увеличивается минутный объем дыхания. Возникают гемодинамические расстройства, которые в конечном счете приводят к развитию «кифосколиотического сердца» — разновидности «легочного сердца». Недостаточное снабжение кислородом растущего организма в свою очередь непрерывно «закрепляет» резидуальную патологию нервной системы, дети хуже учатся, быстрее устают, страдают от головной боли, раздражительны, невнимательны [6]. Патологическая установка стоп приводит к задержке вертикализации, неустойчивой походке, болям в ногах и спине. Со сколиозом часто сопряжены любые нарушения в работе органов брюшной полости, особенно трудно поддающиеся стандартному лечению без учета данных биомеханики [7].

Читайте также  Развитие речи процессе игры

Согласно авторской концепции А. П. Ефимова (2011), сочетанный патомеханогенез нейроортопедических заболеваний можно представить следующим образом [6]:

  1. Этап нейроишемических нарушений соматотопических центров мозжечка, которые являются для организма в целом центрами управления морфогенезом, включающим гистогенез и органогенез. Данные нарушения — следствие изменений кровоснабжения полушарий мозжечка и ствола мозга в результате натальных травм головы, шейного отдела позвоночника, ликворососудистой дистензии. Соматотопические центры могут пострадать и в антенатальном периоде под действием инфекционных, метаболических факторов.
  2. После длительной ишемии возникает этап вегетативно-дистрофических изменений. Формируется задержка роста частей тела, имеющих проекцию в сенсибилизированных ядрах мозжечка. Хочется отметить, что при сохранности ядер ствола мозга все изменения носят функциональный характер, а лечебные и реабилитационные мероприятия дают быстрый и стойкий эффект — выздоровление.
  3. Если же своевременно помощь не оказана, то далее наступает третий этап — этап асимметричного роста туловища. Например, вентрально-дорзальные диспропорции в сагиттальной плоскости приводят к кифозу либо гиперлордозу.
  4. Далее следует этап клинических проявлений деформации органа, а в случае парных органов (конечностей) — неравная длина или укорочение.

Таким образом, многоуровневый характер поражения нервной системы, а также взаимодействие нервной и костно-мышечной систем объясняют сложность патогенеза ортопедической патологии при неврологических заболеваниях. Поэтому существующая нейроортопедическая концепция болезней детей раннего возраста диктует свое­временное, полное обследование, диспансерное наблюдение и невролога, и ортопеда [8, 9].

Программа оздоровления и реабилитации таких пациентов должна быть комплексной и включать мероприятия, направленные на ключевые звенья этиопатогенеза:

  • устранение нейроишемии центров мозжечка и ствола мозга;
  • коррекцию вегетативно-дистрофи­ческих явлений;
  • локальную стимуляцию пораженных областей методами физиотерапии, ортопедической коррекции, лечебной физкультуры, массажа, использование тренажеров и лекарственных препаратов.

Особого внимания заслуживают методики лечебной физкультуры, основанные на принципе биологической обратной связи со зрительной и проприоцептивной стимуляцией (стабилометрическая платформа) [10]. Длительный и более стойкий лечебный эффект проявляется в уменьшении относительной разницы длины конечностей, увеличении объема движений в пораженных суставах, возрастании показателей мышечной силы и координационных параметров.

В связи с особенностями метаболизма костной ткани сложные процессы деформирующей патологии невозможно ликвидировать быстро. Для достижения эффекта следует заниматься настойчиво и терпеливо в течение года и более. Длительные сроки восстановления диктуют необходимость применения особых технологий семейной реабилитации — единственной формы, позволяющей убрать периоды бездействия («мертвых сезонов»), во время которых теряются достижения предыдущих этапов лечения и реабилитации [11, 12].

Цель исследования — анализ динамики психоневрологического развития детей раннего возраста с ортопедической патологией, поиск новых возможностей диагностики ортопедоневрологических заболеваний в условиях детской поликлиники.

Материалы и методы исследования

В течение первых трех лет жизни наблюдались 20 пациентов с перинатальными поражениями нервной системы и их последствиями. Мальчиков было 12 (60%), девочек — 8 (40%). На диспансерном учете у хирурга-ортопеда по поводу установочной кривошеи находилось 9 (45%) детей, дисплазии тазобедренных суставов — 5 (25%), плосковальгусной установки стоп — 13 (65%), эквиноварусной установки стоп — 6 (30%). Нарушение осанки зафиксировано в 11 (55%) случаях. Оценивался неврологический и ортопедический статус, данные нейросонографии, ультразвукового, рентгенологического исследования тазобедренных суставов, антропометрии.

Результаты и обсуждения

Неблагоприятный соматический анамнез (железодефицитная анемия, деформирующая дорсопатия, расстройство вегетативной нервной системы, хронический пиелонефрит) отмечен у 18 (90%) матерей, акушерско-гинекологическая патология (анемия беременных, аномалии развития женских половых органов, генитальные инфекции, поликистоз яичников) — у 14 (70%). Особенности походки при плосковальгусной стопе установлены у 12 (60%) отцов. Вредные привычки (курение) подтвердили в 11 (55%) семьях. У всех (100%) женщин беременность протекла с гестозами, хронической фетоплацентарной недостаточностью, хронической внутри­утробной гипоксией плода. Срочные самостоятельные роды зарегистрированы у 14 (70%) беременных, роды путем кесарева сечения (многоплодная беременность, поперечное положение плода, тазовое предлежание плода) — у 6 (30%), роды двойней — у одной (5%) женщины. Средний вес при рождении составил 3620 граммов, средняя оценка по шкале Апгар — 7/8 баллов. 5 (25%) детей переведены из роддома на дальнейший этап лечения по тяжести перинатального поражения нервной системы гипоксически-травматического генеза.

На первом поликлиническом осмотре в неврологическом статусе выявлены: симптом «короткой шеи» в 15 (75%) случаях, симптом «кукольной головы» — в 9 (45%), церебральная гипервозбудимость — в 8 (40%), мышечная гипотония — в 15 (75%), мышечный гипертонус — в 5 (25%), вегетативно-висцеральная дисфункция — в 10 (50%).

В течение первого полугода жизни родители предъявляли жалобы на установку головы вправо или влево и деформацию черепа у 9 (45%) малышей, постоянное сжимание кистей рук, опору на передние отделы стоп при соприкосновении с твердой поверхностью — у 7 (35%), трудности при засыпании и беспокойный сон — у 9 (45%), отсутствие аппетита — у 8 (40%), асимметрию нижних конечностей — у 4 (20%).

На втором полугодии жизни наблюдались низкая двигательная активность в конечностях у 16 (80%) детей, эмоциональная лабильность — у 11 (55%), нарушение опоры на ноги — у 19 (95%). По результатам нейросонографии в 1 месяц зафиксированы и к 1 году нивелированы: перивентрикулярный отек у 20 (100%) детей, изменения в виде субэпендимальных кист с последующей дилатацией желудочков до 5–6 мм у 11 (55%) детей.

В дальнейшем 17 (85%) детей развивались с ретардацией угасания физиологических, задержкой возникновения установочных рефлексов, испытывали затруднения при вертикализации и моторную неловкость. Как следствие, к трем годам 14 (70%) детей имели специфическое расстройство речевого развития, патологический динамический стереотип. Продолжились психолого-логопедические занятия, реабилитационные мероприятия, направленные на улучшение координации, коррекцию поведенческих и двигательных нарушений. Особое внимание уделялось разъяснительным беседам с родителями о важности закаливающих процедур, сбалансированного питания, гармоничных внутрисемейных отношений. Высокую приверженность назначениям врача можно отметить у 16 (80%) родителей пациетов.

Выводы

Данное исследование отражает высокую коморбидность ортопедических заболеваний и последствий перинатальных поражений нервной системы. Сочетанная патология затрудняет реабилитацию и отягощает прогноз заболевания. На амбулаторном этапе пристальное внимание и ортопедов, и неврологов заслуживает симптомокомплекс «вялый ребенок» как обоюдный фактор риска, приводящей к ухудшению качества жизни ребенка, его семьи. Необходима не только своевременная диагностика, адекватное медикаментозно-физиотерапевтическое лечение, но и разъяснительные беседы с родителями о потенциальной важности рационального ортопедического режима, общеукрепляющих процедур на протяжении всего периода раннего детства.

Моторное развитие детей первого года жизни

Рассказывает Голицына Оксана Сергеевна

Врач-невролог детского медицинского центра «Аква-Доктор Плавание»

Сегодня мы поговорим о моторном развитии детей первого года жизни.

Весь первый год малыша его главные успехи связывают с движением. Младенцам необходимо научиться двигаться и использовать свое тело для выполнения различных задач. Этот процесс называется развитием моторных навыков или «моторики». Изначально движения младенцев — это просто неконтролируемые рефлекторные движения, с которыми они рождаются. Со временем они учатся свободно двигать частями своего тела, чтобы овладеть как большой (грубой), так и мелкой моторикой. Как правило, малыши начинают развивать моторику от «центра» тела к «кнаружи», и от головы к ногам. Вначале, они учатся контролировать свою голову и шею, прежде чем научатся манипулировать руками. Затем они развивают движения руками, прежде чем научатся манипулировать пальцами. После они учатся двигать туловищем до того, как научатся двигать руками и ногами. В 5-8 недель малыш приподнимает её на несколько минут. А уже к трем месяцам может достаточно долго лежать на животе с поднятой головой. Вначале он учится держать голову. Если же малыш «не любит» лежать на животе, плачет, беспокоится, то причина, скорее всего, связана с родовой травмой, а не с особенностями характера ребенка.

В норме младенцам нужно время и пространство, чтобы исследовать окружающий мир и манипулировать объектами в окружающей среде, а также использовать все свои мышцы, тренируясь во время положения «на животе». Родители могут класть малышей животом на пол, чтобы у них была возможность задействовать все мышцы. Примерно к 2 месяцам спина младенцев продолжает укрепляться, и они могут поднимать голову и грудь над землей и опираться телом на локти. Примерно в это время они также будут пинаться и сгибать ноги, лежа на животе: это помогает подготовить малышей к ползанию позже. Примерно к 3 месяцам младенцы продолжают набирать силы, поскольку они могут держать положение тела уже дольше, до нескольких минут, и начинают удерживать свое тело в симметрии. Это означает, что тонический шейный рефлекс исчезает, и они могут удерживать каждую руку в одном и том же положении с обеих сторон своего тела, лежа на спине.

Младенцы продолжают укреплять свои мышцы и улучшать контроль над частями своего тела по мере роста. Примерно в возрасте 4 месяцев они могут сохранять контроль над головой и удерживать ее устойчиво, пока они сидят с помощью или лежат на животе. Они начинают самостоятельно перекатываться с живота на спину. Примерно через месяц они смогут перекатываться и со спины на живот. В возрасте 5 месяцев младенцы будут способны шевелить всеми конечностями в воздухе, лежа на животе. Это упражнение укрепляет мышцы, необходимые для ползанья. Примерно в возрасте 6 месяцев большинство младенцев могут уже сидеть самостоятельно в течение коротких периодов времени. Также они постепенно начинают нагружать ноги, удерживая их в вертикальном положении с использованием опоры на что-то.

Вторая половина первого года жизни

По мере того, как младенцы вступают во вторую половину своего первого года жизни, они становятся более мобильными и могут самостоятельно перемещаться в пространстве. Родители в этот период должны быть готовы быть более активными при наблюдении за младенцами и тщательнее контролировать их, чтобы избежать опасных ситуаций. Младенцы стремятся исследовать свою расширяющуюся среду обитания. Они могут начать активно ползать примерно в 7 месяцев. Уже в 8 месяцев малыши могут сидеть сами по себе в течение длительного времени и, даже, приподниматься на ноги, держась за что-нибудь для поддержки, например за стол или край дивана. К следующему 9-му месяцу малыши могут не только долго сидеть самостоятельно, но и дотягиваться до игрушек и играть с ними, сохраняя равновесие. В это время младенцы могут самостоятельно подтягиваться, чтобы встать. Это критическое время для тренировки соответствующих групп мышц. Использование детских ходунков или устройств, которые удерживают малышей в вертикальном положении, пока они двигают ногами, может способствовать задержке развития мышц. Исследования показали, что использование этих устройств препятствует развитию у младенцев основной мускульной силы туловища, необходимой для ходьбы, что может затем привести к затруднениям при ходьбе или беге в будущем. По этой причине нельзя использовать ходунки и другие подобные устройства.

Читайте также  Развивающие игрушки 1 годик

Младенцы продолжают развивать свои физические способности, и примерно в возрасте 10 месяцев они могут стоять самостоятельно в течение длительного периода времени. Они готвятся начать ходить, тренируются, поднимая и опуская ноги, когда они стоят. Они могут сделать свои первые нерешительные шаги, держась за что-нибудь, например, за перила кроватки. Способность ходить улучшается по мере того, как младенцы тренируются, держась за руки родителей, примерно в возрасте 11 месяцев. А начинают они делать свои первые шаги примерно в возрасте 12 месяцев.

Правильно ли развивается малыш?

По мере того, как младенцы осваивают навыки и задачи, они приобретают новые навыки «поверх» старых. Важно помнить, что каждый ребенок уникален. Существует общая последовательность этапов или маркеров развития, которых достигают дети, но каждый ребенок будет проходить их с разной скоростью, возрастом и последовательностью. В различных справочниках часто указывается возраст, в котором дети достигают определенных результатов. Важно помнить, что это только примерные оценки, так как дети достигают определенных моторных этапов в достаточно широком диапазоне возрастных периодов.

Постепенно ребенок все больше овладевает своим телом. Он учится переворачиваться, сидеть ползать, вставать и ходить. Каждое новое положение в пространстве позволяет ему ощутить свои мышцы, связки, суставы. В этом скрыта глубокая связь двигательного и интеллектуального развития ребенка. Нужно помнить, что правильное моторное развитие ребенка определяет и умственное его развитие. Чем разнообразнее двигательный опыт малыша, тем выше его интеллект. Вот почему так важно вовремя оценить и скорректировать психомоторное развитие вашего малыша!

Очень часто на приёме от родителей можно услышать: «Он у нас ленивый! Не хочет голову держать, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить!». Дети от природы очень любознательны и подвижны. Если малыш не освоил какое-то движение в определённом возрасте, это повод задуматься и показать ребенка неврологу. Чем раньше будет выявлено отклонение в развитии, тем легче его скорректировать!

Чем же вы можете помочь своему ребёнку?

  • Упражнения на фитболе
  • Массаж и зарядка
  • Грудничковое плавание
  • Динамическая гимнастика
  • Тренировка моторных навыков

В нашем МЦ «Аква Доктор плавание» невролог и врач ЛФК помогут подобрать необходимый комплекс упражнений для успешного развития вашего малыша. А высококвалифицированные инструкторы и массажисты помогут ему освоить все двигательные навыки с радостью и удовольствием.

задержка развития

Задержка развития – это собирательное понятие, объединяющее ряд заболеваний нервной и других систем, при которых темп развития ребёнка медленнее физиологических стандартов, когда отдельные функции отстают в своём развитии от принятых норм для данного возраста.

Может отставать развитие двигательной сферы: ребенок поздно начинает держать головку, поздно переворачиваться, сидеть или поздно начинает ходить. Возможна задержка речевого развития, когда малыш поздно начинает говорить или его речевые навыки и чистота произносимых звуков страдает.

В зависимости от характера отставания ребёнка выделяют следующие виды задержек: задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), задержка психического развития (ЗПР), задержка моторного развития (ЗМР), задержка психомоторного развития (ЗПМР).

Задержка развития

Основными причинами задержки развития ребёнка являются нарушения работы головного мозга. Чаще всего к таким нарушениям приводят поражение центральной нервной системы (ППЦНС) и травмы шейного отдела позвоночника, полученные в родах.

Во время рождения ребенка может произойти отклонение от нормального течения родов, что приводит к мгновенному поражению участков мозга в виде кровоизлияний от разрыва сосудов или кислородного голодания клеток мозга (гипоксии, ишемии) от спазмов сосудов. Перенесенная травма центральной нервной системы приводит к её неправильному функционированию и задержке правильного развития ребенка.

Перенесенная травма шейного отдела позвоночника усугубляет состояние поврежденного головного мозга. Такая травма приводит к смещению позвонков и спазму шейных мышц, в результате чего происходит сдавление сосудов, и формируется дефицит мозгового кровотока. В таких условиях мозг не получает в достаточном количестве кислород и питательные вещества, необходимые ему для нормального развития и функционирования.

Также развитие задерживается от травм и тяжёлых заболеваний, перенесённых ребёнком в раннем возрасте. Кроме того, на развитие головного мозга неблагоприятно влияют внутриутробные инфекции.

К причинам задержки развития ребёнка можно отнести наличие некоторых наследственных заболеваний, опасные и вредные факторы профессии матери, её пагубные привычки, плохой экологический фон, электромагнитные излучения, наличие неблагоприятного психологического климата, в котором растёт ребёнок.

В первые годы жизни дети с задержкой развития часто и сильно плачут по малейшему поводу, с большим трудом успокаиваются. Такие дети хуже развиваются: они не гулят, не демонстрируют комплекс оживления при появлении мамы, не коммуницируют со взрослыми, обычно имеют «пустой» взгляд. Позже игры, мультики, слушание сказок — всё, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. Речь таких детей однообразная, невнятная, запас слов скудный, иногда полностью отсутствует. Бывают нарушения координации движений, эти дети начинают позже сидеть, стоять или ходить. Иногда их рот приоткрыт и может наблюдаться слюнотечение. В дальнейшем могут отмечаться неловкость движений, частые падения, задержки формирования двигательных навыков.

Со сверстниками у таких детей отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети могут стать замкнутыми, злобными, агрессивными, подавленными.

Когда такие дети подрастают, они могут жаловаться на головные боли, их часто укачивает в транспорте, они плохо себя чувствуют в душном помещении, могут испытывать приступы тошноты, рвоты, головокружения.

Часто бывают проблемы интеллектуального развития: дети не понимают смысл речи, не различают цвета, плохо усваивают счет, не могут выучить алфавит. Очевидны проблемы с мелкой моторикой, не могут рисовать, правильно держать ручку и столовые приборы.

стандартное лечение

Первое место в лечении задержки развития занимает медикаментозная терапия препаратами, стимулирующими работу головного мозга.

Микротоковая рефлексотерапия – метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу центральной нервной системы в тех участках, где она была нарушена.

Для развития нарушенных функций в курсы лечения включают занятия с различными специалистами: дефектологом, логопедом, детским психологом.

Также применяют физиотерапию, ЛФК, массаж (в том числе логопедический), водолечение, остеопатию.

Альтернативные подходы к лечению задержки развития: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие крупной и мелкой моторики, различные развивающие игры и упражнения по зарубежным и российским методикам.

наше лечение

В отличие от стандартного лечения наше лечение не стимулирует деятельность головного мозга при помощи медикаментов, а восстанавливает пораженные участки головного мозга и создает условия для его восстановления и нормального функционирования.

Курс лечения предполагает применение тракционного воротника (Патент № 2587960) для устранения травмы шеи, а также применение нутрицевтиков для восстановления мозгового кровообращения и естественной активации мозговых центров.

Курсы лечения учитывают индивидуальные особенности течения заболевания каждого ребенка и позволяют достичь значительных улучшений в короткие сроки.

стоимость лечения

Стоимость лечения в нашем центре рассчитывается индивидуально, в зависимости от степени тяжести заболевания, его давности и наличия осложнений.

Каждому пациенту назначается комплексное последовательное лечение в виде курса индивидуально подобранных процедур.

В лечебный курс, помимо процедур, входит бесплатный контрольный приём.

Первичный и повторный приёмы, а также назначаемые врачом препараты оплачиваются отдельно. Стоимость первичного приёма составляет 3 000 руб.

При единовременной оплате лечебного курса предоставляется скидка 10 %.

начало лечения

Лечение задержки развития в нашем центре начинается с приёма невролога. Первичный приём проводит кандидат медицинских наук, главный врач медицинского центра «Динамика» Людмила Ивановна Мажейко.

Невролог на первичном приёме выяснит обстоятельства течения беременности и родов, их осложнения, перенесенные заболевания и травмы. Обязательно назначается подробное исследование мозгового кровотока, электроэнцефалограмма (ЭЭГ), по необходимости МРТ мозга и рентген шейного отдела позвоночника.

По результатам проведенных обследований будет разработан индивидуальный курс лечения в зависимости от формы и тяжести задержки развития. Обычно назначается несколько курсов, так как устранение задержки развития требует последовательного, поэтапного лечения.

На каждом этапе идет резкий прогресс и шаг за шагом ребенок догоняет сверстников в своем развитии.

Приём невролога осуществляется по предварительной записи. Для начала лечения запишитесь на приём.

Психомоторное развитие ребенка первого года жизни

Развитие движений (моторики) и развитие психики ребенка тесно связаны. Научившись держать голову, поворачиваться, вставать, ребенок получает больше возможностей для познания окружающего мира, а интерес ко всему, что он видит вокруг, стремление приблизиться к привлекающему внимание предмету, захватить рукой игрушку, выяснить, откуда идет звук становится стимулом двигательной активности.

Оценка развития ребенка, учитывает не только его двигательные навыки, но и эмоциональные реакции.

В 10 дней удерживает в поле зрения движущийся предмет и вздрагивает при резком звуке.

В 18-20 дней удерживает в поле зрения неподвижный предмет, лицо матери, успокаивается при сильном звуке.

В первые недели жизни ребенок часто и беспорядочно двигает руками и ногами. Из-за того, что мышцы-сгибатели пока сильнее мышц разгибателей, он лежит, прижав согнутые в коленях ноги к животу, а согнутые в локтях руки к груди, его пальцы часто зажаты в кулачок. Малыш неосознанно захватывает и довольно крепко держит протянутый палец (верхний хватательный рефлекс).

Читайте также  Развивающие игрушки для мальчика 4 года

После месяца жизни наступает период, который врачи называют «комплексом оживления». Быстро двигает ручками и ножками. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Радостно реагирует на появление матери, появляется первая улыбка. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки и издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Плавно прослеживает движущиеся предметы.

В два месяца уверенно удерживает голову в вертикальном положении 1-2 минуты, поднимает голову, когда его кладут на живот. Начинает «гулить» — подолгу певуче произнося звуки типа «га», «гу», «гкха», отвечая ими на ласковое материнское «агу». Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Поворачивает голову в сторону голоса или звука. Сосредоточенно смотрит на неподвижный, привлекший его внимание предмет. Длительно следит за движущейся игрушкой. В три месяца лежа на животе, начинает приподниматься, опираясь на руки. При поддержке под мышками крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Громко смеется, когда с ним играют. Ищет глазами человека, издающего звук. В вертикальном положении сосредотачивает взгляд на лице взрослого или на игрушке.

В четыре месяца самостоятельно поворачивается со спины на бок. Охотно берется за протянутые к нему руки и, при поддержке садится. Потягивает руку за подвешенной игрушкой, стараясь подтянуть ее к себе. Стоит при поддержке под мышки. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему. По-разному реагирует на спокойную и быструю мелодию. Узнает маму и радуется ей. В пять месяцев самостоятельно поворачивается со спины на живот. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Свободно берет и держит в руке удобные для захвата предметы. Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку. Ест с ложки полу густую и густую пищу. Узнает голос матери. Различает тон, каким к нему обращаются: слыша ласковую, спокойную речь улыбается, когда говорят сердито, резко хмурится. Отличает по внешнему виду близких людей от чужих. Настораживается или даже плачет, увидев незнакомое лицо.

В шесть месяцев самостоятельно поворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. Переступает ногами, когда его поддерживают под мышки. Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет из чашки. Перекладывает игрушки из одной руки в другую. Произносит отдельные слоги, подолгу певуче повторяет их. По-разному реагирует на свое и чужое.

В семь месяцев свободно меняет положение тела в манеже или кроватке. Встает на четвереньки. Самостоятельно садится из положения лежа и недолго сидит без поддержки. Начинает ползать. Стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее. По просьбе взрослого ищет взглядом и находит знакомые предметы. Подолгу лепечет, повторяет за взрослыми простые слоги — «ба», «да», «па», «ма».

В восемь месяцев встает на ноги, ухватившись за перила манежа; переступает вдоль него, держась обеими руками. Много и быстро ползает. Долго занимается игрушками, подражая действиям взрослого. Ест корочку, которую сам держит в руке. По просьбе взрослого подает ему руку, машет при слове «до свидания». Громко и четко повторяет различные слоги. В девять месяцев переступает за коляской, держась за нее обеими руками. Переходит от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками. Катает, вынимает, открывает, нажимает, гремит различными предметами, в зависимости от их свойств. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее рукой. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Совершает плясовые движения под музыку. По просьбе взрослого находит знакомые предметы в разных местах. Знает свое имя и имена близких ему людей. Повторяет за взрослым слоги, которые уже есть в его лепете.

В десять месяцев держась за перила, поднимается на невысокую горку и спускается с нее. По просьбе взрослого находит и дает знакомые предметы. Действия с предметами принимают устойчивый характер (мелкие предметы вкладывает в кастрюльку, открывает и закрывает крышку). Занимается с другим ребенком. Повторяет за взрослым новые слоги, которых нет в его лепете. В одиннадцать месяцев самостоятельно, без поддержки стоит. Балансируя руками, делает первые самостоятельные шаги. Начинает складывать пирамидку, снимая и надевая на стержень кольца. Пытается сам надеть носки, рубашку, шапочку. Радуется приходу детей. Называет начальными слогами некоторые игрушки, вещи. Начинает говорить односложные и двусложные слова — «на», «дай», «мама», «папа», «баба», «ав — ав», «кис — кис». В двенадцать месяцев ребенок ходит самостоятельно, без опоры. Выполняет четко данные поручения: найти, принести, положить на место. Понимает слова «можно», «нельзя». Самостоятельно пьет из чашки (берет руками, ставит). Различает предметы по форме, внешнему виду. Смеется и лепечет с ребенком, протягивая и отдавая ему игрушку. Легко подражает новым слогам. Хорошо произносит 5-10 слов.

Безусловные рефлексы

Рефлекс — это закономерная ответная реакция организма в ответ на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии ЦНС.

По характеру формирования рефлексы делятся на две большие группы: условные рефлексы, отсутствующие у новорожденных и длительно формирующиеся под влиянием различных раздражителей и специальных условий, и безусловные рефлексы — — сформировавшиеся к моменту рождения человека постоянно передаваемые реакции.

Среди них выделяют стойкие, пожизненные рефлексы — такие как глотательный, половой, сухожильный и рудиментарные рефлексы — такие как поисковый, сосательный, ладонно-ротовой, рефлекс опоры, хватательный и др., а также рефлексы, появляющиеся после рождения и не всегда проявляющиеся — такие, как например, верхний и нижний рефлексы Ландау.

Время исчезновения рудиментарных рефлексов и формирование новых рефлексов — важный момент в оценке психомоторного развития ребенка. Поэтому перед тем, как приступить к массажу и гимнастике грудного ребенка мы рекомендуем изучить эти механизмы для повышения эффективности и профессионализма работы.

Рефлекторное разведение пальцев стопы (рефлекс Бабинского).Выполнение — плотное поглаживание одним пальцем по наружному краю стопы в направлении от пятки к мизинцу. В ответ на это движение пальцы стопы раздвигаются «веером». Рефлекс присутствует от 0 до 1,5 — 2 лет. Использование данного рефлекса очень эффективно и незаменимо при лечении плоскостопия. Нижний хватательный рефлекс. Выполнение — легкое нажатие кончиком большого пальца на подошву ребенка у основания пальцев. В ответ на это движение пальцы стопы поджимаются. Рефлекс присутствует от 0 до 8 месяцев. Очень эффективно использование данного рефлекса при лечении плоскостопия.

Верхний хватательный рефлекс.Малыш неосознанно захватывает и довольно крепко держит протянутый палец, предмет.

Поисковый рефлекс. При поглаживании одним пальцем подбородка, ребенок открывает рот и поворачивает голову в стороны. Рефлекс присутствует до 4 месяцев. Очень эффективно можно использовать рефлекс при лечении кривошеи.

Ладонно-ротовой рефлекс. При легком надавливании на подушечку дистальной фаланги большого пальца на руке, ребенок открывает рот, нагибает голову вперед и приподнимает плечевой пояс. Рефлекс присутствует до 3-4 месяцев, хорошо тренирует мышцы шеи и плечевого пояса.

Рефлекс опоры.Если ребенка зафиксировать в положении стоя, он опирается на полную стопу, выпрямляет ноги и спину. Рефлекс присутствует до 1,5-2 месяцев.

Шаговый рефлекс «автоматическая походка».Зафиксировать ребенка в положении стоя, слегка наклонить вперед и протянуть носками стоп по поверхности стола. Ребенок будет автоматически шагать. Рефлекс присутствует до 1,5-2 месяцев. В 6-8 месяцев появляется осознанная походка.

Защитный рефлекс.В положении лежа на животе, ребенок поворачивает голову на бок. Рефлекс присутствует до 2-3 недель

Установочный рефлекс.В положении лежа на животе, ребенок устанавливает голову вертикально. Рефлекс присутствует с 3 недельного возраста. Рефлекс Ландау «парение». Под живот ребенка подвести обе руки до соприкосновения мизинцами, большие пальцы ложатся по бокам на уровне нижних ребер. Далее поднимаем малыша над столом. При этом ребенок упирается ногами в вашу грудь, тело образует дугу, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены. Этот эффект присутствует до года.

Сосательный рефлекс.Так как питание — главная гарантия жизни ребенка, сосательный рефлекс является доминирующим рефлексом и его нужно рассмотреть более подробно. У ребенка существует рефлекторная потребность сосать. Даже сытый, он продолжает чмокать губами. Эти сосательные движения как бы успокаивают и расслабляют его. Занятый сосанием, ребенок быстро засыпает. У грудных детей, привыкших постоянно держать во рту пустышку, притупляется сосательный рефлекс, потому что к моменту кормления он бывает уже усталым от непрерывного сосания. Сначала он лениво и долго сосет грудь, а в дальнейшем просто отказывается то нее. Обеспокоенная мать предлагает ему тут же бутылочку с соской, боясь, что он остался голодным. И, как правило, ребенок охотно начинает сосать из бутылочки. Ведь не надо прикладывать никаких усилий, молоко льется в рот само! Сосательный рефлекс, как уже было сказано — доминирующий. Именно поэтому сосание способно тормозить все другие виды деятельности, подавлять двигательную активность. Большинство нормально развивающихся детей к году имеют определенный словарный запас. Дети, у которых во рту постоянно находится пустышка, как правило, в этом возрасте не говорят.И если ребенок продолжает сосать до двух, трех, а то и до четырех лет, то, возможны задержка развития речи, интеллекта, а также проблемы с дикцией.Конечно, безоговорочно отказываться от пустышки нельзя. Существует категория нервных, возбудимых детей, которые сильнее обычного реагируют на различные раздражители, внешние и внутренние. С помощью пустышки можно успокоить ребенка и отвлечь его внимание от раздражителей.

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: