Раннее обучение развитие ребенка

Раннее обучение развитие ребенка

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: В теме раннего развития детей, как и в любом другом принципиальном вопросе, есть две крайности.

Статья:

В теме раннего развития детей, как и в любом другом принципиальном вопросе, есть две крайности. Одни родители буквально с рождения вовлекаются в процесс развития малыша: посещают занятия для мам и деток, используют новомодные методики, водят на тысячу кружков, даже если преподаватели скромно намекают, что пока еще рановато. Другие самоустраняются от развития ребенка, возлагая эту функцию на воспитателей в детском саду, а позже — на учителей. Мол, зачем лишать ребенка детства, придет время — всему научится.

Что такое ранее развитие ребенка, как найти золотую середину в этом вопросе, и стоят ли результаты потраченных ресурсов и сил? Ранее развитие — добро или зло?

Плюсы и минусы раннего развития для детей

Рассмотрим положительные и отрицательные последствия раннего развития ребенка.

Положительные стороны

✓ Развивающие игры и занятия способствуют более плотному общению родителей с ребенком.

✓ Чем больше новых знаний малыш получает в раннем возрасте, тем выше уровень его любознательности — хороший задел для учебы в будущем.

✓ Интеллектуальные нагрузки тренируют мозг, помогают ему более быстро воспринимать, запоминать и обрабатывать информацию.

✓ Развивающие игры воздействуют на ребенка комплексно: на его интеллект, мелкую моторику, когнитивную функцию мозга и пр.

✓ Раннее развитие тренирует усидчивость, внимательность, стойкий интерес к теме занятия.

✓ Успехи и достижения в процессе развивающей деятельности повышают самооценку ребенка, мотивирует к дальнейшему обучению.

✓ Пробуя разные виды продуктивной игровой деятельности, ребенок раскрывает свои способности и таланты. К школе родители уже знают круг его интересов, а также направлений, с которыми еще стоит поработать.

✓ Ранее развитее ребенка можно практиковать дома.

Отрицательные стороны

✓ Родители часто не видят меры в количестве и продолжительности развивающих занятий, а также не умеют выбирать деятельность по возрасту, хотят охватить как можно больше направлений.

✓ Регулярные занятия требуют сил. Иногда банальную усталость родители трактуют, как нежелание заниматься. А это уже первый шаг к навязыванию и принуждению делать то, чего ребенок не хочет.

✓ Иногда родители выбирают направления для развития по совету знакомых или в соответствии с личными предпочтениями. Это далеко не всегда находит отклик у малыша. Максимум — он будет подчиняться воле родных, но не испытывать настоящего удовольствия от занятий.

✓ Желание родителей иметь ребенка-вундеркинда выражается в выборе направлений для раннего развития, которые малыш еще не способен освоить.

✓ Перегибы с ранним началом развивающей деятельности и интенсивностью занятий могут отбить у ребенка охоту учиться. Из умненького малыша он рискует превратиться в школьника-лоботряса.

Опасность раннего старта

Самый большой риск в теме раннего развития ребенка связан с тщеславием родителей. Как только вы заметите за собой желание разглядеть в малыше задатки гениальности — остановитесь! Согласно данным исследований генетика В. П. Эфроимсона, умственные способности выше среднего демонстрирует лишь 1 человек из 1 000. А выдающиеся способности — один из 1 000 000. Гениев же еще меньше — максимум 1 на 10 000 000 человек. Поэтому вероятность того, что именно ваш ребенок встанет в ряд с Сократом, Достоевским, Гюго и пр. — минимальна.

А вот неизбежное разочарование от нереализованных родительских амбиций весьма вероятно.

Но даже если вы не планируете вырастить ребенка-гения, корреляция раннего развития с успешностью в будущем не доказана.

Еще французский писатель Дидро говорил: «Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо». То есть далеко на каждый одаренный ребенок найдет применение своим талантам в будущем — это нужно понимать и трезво оценивать необходимость пути, по которому вы будете вести своё дитя.

Еще одна опасность — демотивация. Активное развитие в младшем возрасте может привести к тому, что ребенок будет значительно превосходить своих сверстников в интеллектуальном плане. Отсюда могут появиться проблемы в общении, социализации. Он может стать белой вороной в коллективе, появится апатия, замкнутость. И, как следствие, снижение интереса к обучению.

Может страдать самооценка ребенка. Он ведь привык с младенчества быть первым, лучшим, победителем. И даже самую мелкую неудачу переживает крайне болезненно.

Поэтому родителям очень важно ставить перед собой правильные цели:

✓ Активный, любознательный ребенок.

✓ Занятия в удовольствие.

✓ Выбор деятельности по интересам малыша.

✓ Соответствие нагрузки возрасту и способностям.

✓ Смена видов деятельности при необходимости или по желанию ребенка.

✓ Умственные или физические перегрузки.

✓ Занятия из-под палки, принуждение.

✓ Развитие навыков, которые нехарактерны темпераменту и предпочтениям ребенка.

✓ Интенсивное обучение с опережением физиологических и умственных возможностей малыша.

✓ Безальтернативный выбор видов занятий.

Советы по раннему развитию ребенка

Если вы, взвесив все «за» и «против», приняли решение в пользу раннего развития, воспользуйтесь нашим перечнем методик для обучения детей от рождения и до младшего школьного возраста. Любую из них можно адаптировать под интересы вашего малыша, применять несколько методик в комплексе.

Монтессори

Согласно системе обучения, разработанной итальянским педагогом-дефектологом Марией Монтессори, начинать развитие малыша стоит с изучения предметов с разной фактурой. Именно тактильное восприятие способно познакомить ребенка с такими понятиями, как размер, фактура, твердое-мягкое, приятное-неприятное на ощупь.

Занятия по Монтессори нацелены на развитие мелкой моторики — целенаправленных, точных движений пальцами рук. Поощряется инициатива, фантазия, самостоятельность малыша в процессе обучения.

Вальдорфская педагогика

Ее основателем стал философ и педагог Рудольф Штайнер. Его детский сад, открытый на фабрике «Вальдорф-Астория», стал пионером в сфере раннего развития детей. Акцент в этой педагогической методике делается на природных задатках малыша. А именно: интеллект, эмоции и индивидуальность детей заложены с рождения, и задача родителей не мешать естественному развитию личности.

Вальдорфская система образования основана на занятиях творчеством, танцах, пальчиковых играх. Важное место отводится знакомству детей с фольклором, развитию креативного мышления. Методику можно использовать с рождения.

Доман

Система обучения чтению от американского физиотерапевта Глена Домана подходит для детей от 3-6 месяцев. В ее основе — ассоциативное восприятие изображений на карточках. Помимо рисунка предмета, на карточке есть подпись большими яркими буквами. Родители показывают ее ребенку, называют предмет, описывают его свойства. А малыш запоминает слово, которое изображено на карточке.

Дети, с которыми активно занимались по карточкам Домана, демонстрируют высокий уровень энциклопедических знаний, хорошую память, логическое мышление и устойчивое внимание.

Есть также усовершенствованная версия методики Домана. Ее разработал российский педагог и психолог Андрей Маниченко. Он разбил тематические карточки по возрастным группам, адаптировал их для обучения на русском языке, создал тематические наборы с элементами игры.

Кубики Зайцева

Созданная педагогом из Санкт-Петербурга Николаем Зайцевым методика раннего обучения чтению (подходит детям от 2 лет) основана на идее раскладывания слов не на буквы/звуки, а на слоги. Соответственно, дети учатся составлять слова сразу из слогов. Им в помощь — обычные кубики, на гранях которых нанесены самые популярные слоги.

Для детей 2-3 лет устраивают игры с кубиками, пропевают слоги, прихлопывают в ладоши и пр. Также Зайцев разработал арифметические таблицы, по которым дети могут научиться считать уже через 3-5 занятий.

Масару Ибука

Популярная в Японии методика описана в книге «После трех уже поздно». Из ее содержания следует, что стремительное развитие малыша происходит до 3-летнего возраста. И в этот период нужно нагружать его мозг как можно сильнее.

Автор системы обучения — один из основателей компании Sony — советует обучать ребенка в игре, использовать методику поощрений и наказаний, а после года дать малышу полную свободу действий и выбора. По его мнению, дети в игре способны усвоить гораздо больше знаний, чем взрослые, даже приложив немало труда для запоминания. Так почему бы не использовать этот потенциал на полную?

Никитины

Супруги Никитины разработали свою систему развития и обучения в 60-80 годах прошлого века. Ее концепция строится на стимуляции у детей природных рефлексов саморазвития. Для этого в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности. К примеру, спорт и рисование. Это помогает переключить внимание ребенка, если он устал.

Согласно Никитиным, без физической культуры нельзя рассчитывать на интеллектуальное развитие. Поэтому их методические рекомендации включают множество подвижных игр, закаливание и пр.

Методики раннего развития детей: 5 лучших методик от известных авторов

Методики раннего развития

В настоящее время очень популярно уделять большое внимание всестороннему развитию детей. На вопрос, с какого возраста необходимо начинать развитие ребёнка, нет однозначного ответа. Одни учёные считают, что чем раньше в ребёнка будут вкладываться знания, тем лучше и легче ему будет даваться дальнейшее обучение. Другие – ратуют за полноценное проживание ребёнком периода детства без навязывания взрослыми лишней информации.

В этой статье мы сделали обзор 5 популярных методик развития детей. Давайте рассмотрим основные преимущества и недостатки методик раннего развития, а также выясним, существует ли лучшая методика для Вашего ребёнка.

Содержание статьи:

Что такое раннее развитие

раннее развитие ребенка

Для полноценного рассмотрения тех или иных методик необходимо разобраться с термином «раннее развитие». Однозначного определения раннему развитию нет, но эта концепция предполагает, что в 3 года мозг ребёнка уже сформирован на 70-80%, а ближе к окончанию дошкольного периода – на 90%, поэтому необходимо сформировать основные знания ещё до начала школьного обучения.

Читайте также  Центр творческого развития детей мозаика талантов

Каждый ребёнок индивидуален, и темп его развития нельзя сравнивать с темпами развития других детей. Однако есть возрастные нормы, на основании которых можно предположить, насколько развитый ребёнок и насколько своевременно происходит его развитие. Раннее развитие ребёнка предполагает интенсивное развитие с самого раннего возраста (до 3 лет), другими словами, это стремление к опережающему развитию по сравнению с другими детьми данного возраста.

Это не означает, что малыша посадят за парту и будут учить читать-считать-писать, ведь в некоторых методиках предлагается развивать ребёнка с самого рождения. Для развития ребёнка в раннем возрасте большую функцию играет развивающая среда, в которой он находится. Специальные пособия, игрушки, развивающие все стороны личности, совместная деятельность с взрослыми и постоянная вовлечённость взрослого – необходимые условия для раннего развития ребёнка.

Методика М. Монтессори

Становление методики произошло еще в XX веке, и было названо в честь её создателя – Марии Монтессори. Она является одной из самых популярных методик среди родителей и педагогов и предполагает подбор индивидуального подхода к каждому ребёнку. Главные составляющие методики – ребёнок как центральная фигура, педагог и среда для самостоятельного обучения. Взрослый в этой иерархии занимает позицию наблюдателя и старается не вмешиваться в естественный процесс развития ребёнка, если только он сам не попросит помощи.

Помещение, в котором обучается ребёнок, делят на зоны для создания развивающей среды: сенсорную, математическую, речевую, практическую (для жизни) и космическую. В этих зонах ребёнок может самостоятельно ориентироваться и использовать их по своему усмотрению. Группы по Монтессори набираются из детей разных возрастов, что наилучшим образом сказывается на отношениях для детей дошкольного возраста от самых маленьких до более взрослых.

К основным преимуществам методики относятся:

  • развитие малыша самостоятельно, без навязывания взрослыми своих идей;
  • развитие свободного человека, который уважительно относится к свободе других людей;
  • развитие сенсорных навыков, непосредственно влияющих на хороший уровень интеллектуального развития;
  • развитие навыков самообслуживания и самодисциплины;
  • наличие разнообразных дидактических пособий по Монтессори.

Несмотря на существенные плюсы методики, существуют значительные недостатки:

  • дороговизна пособий (однако, есть возможность самостоятельного изготовления);
  • основная направленность методики – развитие интеллекта, сенсорики и логического мышления, при этом не уделяется внимание творческому и социальному развитию ребёнка;
  • отказ от игрушек, сказок, сюжетно-ролевых игр, которые, по мнению автора, не являются важными для развития детей;
  • возможны трудности для дошкольников при дальнейшем традиционном обучении в школе, где необходима дисциплина и чёткое следование правилам взрослых.

Методика Г. Домана

Методика Г. Домана для детей

Глен Доман в своей методике предлагает по максимуму использовать потенциал ребёнка, начиная с самого рождения, когда его мозг развивается наиболее активно (до 3 лет). Развитие идёт через демонстрирование карточек Домана, которые содержат изображения, слова, различные символы в зависимости от того, в какой сфере необходимо развивать ребёнка.

Достоинства данной методики:

  • активная вовлеченность родителей в процесс;
  • простота занятий и доступность дидактического материала;
  • развитие внимания и концентрации ребёнка;
  • большой объём знаний в разных областях.

Недостатки методики:

  • пассивность ребёнка;
  • не уделяется внимание развитию мелкой моторики, сенсорики и творческому развитию;
  • формализованность процесса обучения, при котором нужно ежедневно показывать карточки, не отступая от инструкции;
  • существует риск перегрузки нервной системы ребёнка большим потоком информации, что может негативно сказаться на его психике.

Методика Н. Зайцева

Раннее развитие детей по методике Николая Зайцева основано на ведущей деятельности детей в дошкольном возрасте – игре. Детей обучают грамоте, английскому языку и элементарным математическим представлениям через специальные комплекты пособий.

При раннем развитии детей по Зайцеву допускается свобода действий ребёнка: можно шуметь, смеяться, менять материалы игры, что для детей является большим плюсом в раскрепощении. Несмотря на довольно свободную обстановку, обучение идёт полным ходом, ведь именно в такой атмосфере дети наиболее полно раскрываются.

Преимущества методики:

  • возрастной диапазон для занятий от года до семи лет;
  • развитие навыков чтения, письменной грамотности и математических представлений;
  • развитие творческих способностей.

Недостатки:

  • отличие методики от традиционного обучения навыкам чтения и письма, вследствие чего могут возникать сложности при дальнейшем обучении;
  • не уделяется внимание развитию мелкой моторики рук, что может спровоцировать проблемы с речью и повлиять на дальнейшую коммуникацию ребёнка с другими людьми.

Методика Масару Ибука

Методика, разработанная японским инженером, автором одноимённой книги «После трёх уже поздно», основывается на принципе, что начинать заниматься развитием и воспитанием ребёнка важно рано, с первых дней его жизни. Обучение ребёнка предполагает полноценное развитие ребёнка самими родителями, которые своим примером формируют личность ребёнка. Для этого необходимо учить стихи, уделять внимание обучению иностранным языкам, музыкальному и физическому развитию.

Преимущества методики:

  • «незаштампованность» и неограниченность методов развития ребёнка, так как родитель сам выбирает занятия в соответствии с индивидуальностью своего ребёнка;
  • развитие навыков самообслуживания и приучение к порядку.

Недостатки:

  • отсутствие пособия, в котором бы чётко прописывалась работа в соответствии с методикой;
  • возможно несовпадение мнений из-за разных менталитетов, так как в Японии преобладают более строгие взгляды на воспитание детей.

«Музыка с мамой» Железновых

Методика раннего музыкального развития Железновых создана отцом и дочерью и представляет собой дидактические пособия и записанные аудио- и видеокурсы.

Развивать ребёнка по Железновым нужно ежедневно, начиная с утренней музыкальной зарядки, затем через музыкальные занятия и заканчивая творческим занятием, например, прослушиванием сказки.

Преимущества методики:

  • диапазон развития детей от полугода до 7 лет;
  • развитие творческой составляющей личности ребёнка, в том числе музыкальных навыков;
  • положительная эмоциональная обстановка при проведении занятий;
  • общее оздоровление организма, благодаря тому, что много внимания уделяется физической активности детей.

Недостатки:

  • пассивность ребёнка, невозможность выбора занятий;
  • большинство записанных песенок однотипные, поэтому для старших дошкольников могут оказаться неинтересными.

Есть ли лучшая методика для Вашего ребенка

Мы рассмотрели лишь малую часть современных методик раннего развития и обучения детей, которые нацелены на самых маленьких. Несмотря на всё многообразие развивающих методик для детей, необходимо ориентироваться на особенности Вашего малыша. Какую бы систему занятий Вы ни выбрали, следует учитывать некоторые нюансы:

  1. Обратите внимание на то, какая реакция ребёнка на занятие: нравится или не нравится ему то, что Вы предлагаете.
  2. Внимательно ознакомьтесь с выбранной методикой раннего развития ребёнка, убедитесь, что все аспекты Вам понятны и совпадают с Вашим мировоззрением.
  3. Не заставляйте ребёнка заниматься развивающим занятием, если в этот момент он увлечён другой интересной для него деятельностью.
  4. Уделите внимание комплексному развитию ребёнка, не ущемляя никакие стороны его личности.
  5. Занимайтесь обучением детей не ради конечных знаний, умений и навыков, а для стимулирования интереса ребёнка к самому процессу обучения, формирования любознательности и здоровых отношений с социальным миром.

Если же Вы находитесь в поисках подходящей методики раннего развития для Вашего ребёнка, сеть детских центров развития «Бэби-клуб» с радостью подберёт комплекс методик, которые принесут удовольствие малышу и будут иметь результат для его дальнейшего образования. Чтобы ребёнок был развит не только интеллектуально, но и творчески, наши центры совмещают лучшие идеи из разных методик. А специалисты центров всегда готовы помочь в вопросах воспитания и обучения детей.

Раннее развитие: обзор самых популярных методик

Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.

В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Читайте также  Развивающие игрушки оптовым ценам

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Стоимость

Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):

По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

© Instagram @wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Отзывы

Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Раннее развитие детей

Раннее развитие – модная история. Многие родители рассуждают так: мир меняется стремительно, значит, нужно и ребенку дать все знания и навыки как можно скорее, иначе он отстанет от более «современных» детей. Методики «Читать раньше, чем говорить», «Математика с пеленок» очень эффективно эксплуатируют представление о том, что возможности человека безграничны, если начать развивать их как можно раньше. Так ли это? Попробуем разобраться. Советы дает детский психолог Ирина Млодик.

Все чаще специалисты ведут разговоры, что мода на раннее развитие – это всего лишь бизнес и нужно оставить бедных детей в покое. Пусть играют до школы.

Минусы

На первом месте – достижения и результаты. Порой родителям очень сложно устоять перед искушением – сравнить своего ребенка с другими детьми. Ведь если соседская Маша уже Шекспира в подлиннике читает, то это толкает амбициозных пап и мам искать все новые и новые грани таланта своего ребенка. «Иногда родители считают, что ребенок должен развиваться семимильными шагами. Он должен знать шесть языков к пяти годам, к десяти — ряды Фурье. И желательно метить на Нобелевскую премию. Жалко, что сначала надо вырасти.

Ребенок с одной стороны развивается у него много навыков, он ходит по всем кружкам, поет, знает математику, но все детство остается за скобками: игра веселье, дружба, беспечность. Все это остается не прожитым», — резюмирует Млодик.

Различные занятия не оставляют времени для спонтанной игры.

«Малыши не тянутся к буквам и к книжкам, — напоминает психолог. — Они тянутся к кубикам, чтобы строить башенку, к дивану, на который нужно залезть, слезть. Они любят прятаться и бегать. Потому что именно так, играя, они должны развиваться в этом возрасте».

Родительские фантазии и нереалистичные ожидания не дают возможности увидеть «реального» ребенка. «Важно наблюдать за малышом, узнавать его. Часто родительский взгляд замылен. Бывает полезно расспросить о своем ребенке родственников, знакомых, педагогов, чтобы составить какую-то более полную картину о малыше», — советует Млодик.

Родители не используют врожденные устремления малыша, стараются навязать свое развитие. «В ребенке многое делает сама природа. Мы можем затормозить это развитие, мы можем помешать ему. От природы довольно много у ребенка силы, интереса, желания эту жизнь съесть, использовать. Но, конечно, мы можем сделать так, что у него пропадет интерес. Если росточек дергать, чтобы он рос побыстрее, то можно его покалечить. Нужно опираться на этот природный потенциал», — говорит специалист.

Всему свое время. Когда мы предлагаем ребенку опережающие задания, он может пропустить «нужное» ему развитие для данного возраста. «Теоретически и в годик можно начать учить буквы, давать логические задачки, если мама этого очень хочет. Но тогда некоторые функции мозга остаются неразвитыми. Что на самом деле нужно делать детям в этом возрасте? Ползать, двигаться, осваивать пространство, исследовать возможности своего тела: слез, залез, прополз, учиться прыгать, поворачиваться и т.д. В результате гиперраннего развития ребенка в 7-9 лет приводят к нейропсихологу, и он пытается доразвить нужные области с помощью специальных упражнений. Но это, конечно, не может сравниться с естественным процессом. И в этом смысле желание обогнать и перегнать всех детей на свете приводит к тому, что мы идем против природы ребенка и что-то нарушается».

Плюсы

Есть ли эффект от раннего развития детей, решил выяснить психолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Джон Процко. Оказалось, что дети, прошедшие программу раннего развития (до 3-летнего возраста), показывали более высокие интеллектуальные результаты, чем их «необученные» сверстники. Потом занятия прекратились, и к 5 годам показатели IQ у юных интеллектуалов упали. Это явление назвали «эффектом затухания». Но такой результат не говорит о том, что занятия не имеют смысла. Как раз наоборот, считает исследователь. Спад уровня интеллекта происходит именно из-за отсутствия тренинга. Ведь умственные способности детей имеют высокую пластичность. И соответственно, как только прекращается тренировка памяти, внимания и других функций, происходит их изменение, то есть интеллект приспосабливается к меньшим требованиям.

Читайте также  Со скольки лет отдавать ребенка на гимнастику

То, что отказываться от раннего развития, не стоит, показали исследования американских ученых. В течение одного года специалисты следили за успехами малышей (от 6 недель до 19 месяцев), которые занимались в центрах раннего развития с профессиональными педагогами. В конце эксперимента они показали лучшие результаты в сравнении с детьми, которые не ходили на такие занятия. Эксперты оценивали, как малыши играют с родителями, как они умеют общаться и вести себя в группе, насколько развиты эмоционально. По мнению исследователей, именно эти качества помогут малышам в будущем хорошо учиться в школе.

Что нужно развивать в первую очередь

Коммуникации

Авторы исследования университета Вашингтона решили выяснить, какие навыки нужно развивать у детей с ранних пор, чтобы они потом получали хорошие оценки. Результаты показали, что в первую очередь следует учить ребенка коммуникации. Большой словарный запас, умение грамотно формулировать свои мысли, вести беседу и диалог напрямую влияют на успеваемость и по математике, и чтению в будущем.

Математика

А занятия математикой можно уже начинать с 3-х лет, считают ученые из Бостонского колледжа. Их исследование показало, что дети, которые занимались счетом в этом возрасте, потом лучше других в 1 классе школы складывали и вычитали. Такие «уроки» должны быть совсем простыми. Мамы–участницы эксперимента во время игр со своими детьми просто что-то считали. Например, играя «в магазин», можно наглядно объяснить, что надо купить три яблока или две чашки. Понимание того, сколько всего предметов, сколько осталось, сколько стало — это и есть основа всей математики.

ВАЖНО!

В чем сходятся и сторонники, и противники раннего развития — малышу с самых первых дней совершенно необходимо сенсорное воспитание, то есть возможность развивать свои чувства. Он должен трогать разные по фактуре, температуре и размеру предметы, узнавать формы и цвета, играть с песком и водой и т. д. Именно это – необходимая база для более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Занятия должны быть в первую очередь увлекательной игрой, а не тренингом по расписанию. И не забывайте, что главная родительская методика – интуиция и любовь к ребенку.

Обосновано ли раннее обучение детей дошкольного возраста?

В последнее десятилетие в практике и теории обучения детей дошкольного возраста всё большее развитие получают представления о необходимости как можно раньше включить ребёнка в образовательный процесс, что находит выражение в искусственной акселерации развития, форсировании темпов освоения ребёнком окружающей действительности. Это связано как с особенностями современного общества, так и с характером воспитательных установок современных родителей. В связи с постоянно возрастающими требованиями со стороны социума к качеству образования родители испытывают страх за то, что их дети окажутся неуспешными, и поэтому делают акцент преимущественно на познавательном развитии своих детей, стремятся как можно раньше подготовить ребёнка к школе. В ответ на это широко распространяется практика раннего обучения, появляется большое число пособий и центров раннего развития, обучение в которых начинается уже с 10 месяцев. С двух- трёхлетнего возраста проводятся занятия по обучению математике, чтению, письму, иностранным языкам. Предлагаемый во многих программах развития материал носит абстрактный характер, далёкий от процесса жизнедеятельности ребёнка, игнорируются присущие детям этого возраста непроизвольность, эмоциональность, стремление к предметно-практическим действиям и игре.

Корни стремления матерей форсировать развитие ребёнка во многом кроются в особенностях их мотивационной сферы, в частности в характере мотивов воспитания и родительства. Если в иерархии мотивов воспитания преобладают социальные мотивы, то для такого родителя крайне важно быть идеальным, образцовым, воспитание является для него ответственной социальной миссией, реализация которой обеспечивает всеобщее признание и самоуважение. По-другому проявляют себя инструментальные мотивы воспитания, в данном случае родители большое внимание уделяют достижениям ребёнка, при этом успехи ребёнка являются средством реализации неудовлетворённых потребностей самого родителя. Действует механизм переноса: то, что не получилось в жизни самих родителей, должно получиться у детей. Кроме того, стремление матери ускорить процесс развития ребёнка может быть связан с общей установкой родителя на самосовершенствование, тенденцией к перфекционизму. Совершенно очевидно, что во всех вышеназванных случаях ребёнок выступает для родителя скорее как объект воспитания и обучения, чем как уникальная личность, обладающая самоценностью и правом на выбор собственного пути развития. Кроме того, причиной выбора неадекватной возрасту стратегии обучения может стать повышенная тревожность матери, чрезмерный страх за успешность своего ребёнка в будущем. Лишь в случае преобладания мотивов, реализующих ценностное отношение к ребёнку (мотив, реализующий потребность в привязанности, эмоциональном контакте и поддержке, и мотив, реализующий потребность в смысле жизни) возможны внимание и чуткость родителя к потребностям и возможностям ребёнка, учёт как возрастно-психологических, так и его индивидуально-специфических особенностей. Осознанное понимающее родительство является ключевым фактором гармоничного всестороннего развития ребёнка, реализации его личностного и интеллектуального потенциала.

Результаты проводимых в последнее время исследований указывают на то, что раннее обучение ребёнка каким-либо навыкам, умениям не связано с его успешностью в будущем. Показано, что дети, посещающие многочисленные центры раннего развития, не опережают своих «необучающихся» сверстников не только в эмоционально-личностном развитии, но и, как это ни удивительно, в познавательном развитии. Так, применительно к дошкольному возрасту (3-6 лет), не отмечается существенного опережения развития произвольности, наглядно-образного мышления, сложных форм восприятия, операций знакового опосредования. Также эти дети не обнаруживают лучшей ориентации в социальных отношениях и лучшего умения понимать чувства и намерения другого, согласовывать свою позицию с позицией остальных детей. Применительно к раннему возрасту (1-3 года) показано, что раннее обучение может вести к более быстрому освоению навыков элементарного сенсорного восприятия, тренировке операций различения и узнавания, но мало что даёт для настоящего восприятия окружающего мира, формирования широкой обобщённой ориентировки ребёнка в свойствах реальных предметов, и практически не сказывается на развитии мышления и речи.

Таким образом, раннее форсированное обучение не имеет практически никаких положительных результатов, но особую остроту данная проблема приобретает в связи с тем, что подобная практика ведёт за собой многочисленные негативные последствия. Во-первых, дети теряют те возможности, которые открывает перед ними дошкольное детство. Как известно, развитие ребёнка, формирование основных новообразований в личностной и познавательной сферах происходит в контексте ведущей специфичной для данного возраста деятельности. Угнетение специфически детских форм активности в ущерб занятиям школьного типа может привести к несформированности ряда новообразований, характерных для данного этапа развития. Во-вторых, многие авторы (Смирнова Е.О., Кудрявцев В.Т., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. и др.) указывают на то, что установка взрослых на формальное усвоение ребёнком знаний и умений, не соответствующим его интересам и возрастным возможностям, ведёт к психическим и физическим перегрузкам, разнообразным эмоциональным дисгармониям, возникновению защитных невротических реакций, перерастающих в устойчивые черты личности, «выученной беспомощности», психосоматическим заболеваниям и другим весьма неприятным последствиям. Существует мнение, что детям, включённым в деятельность учебного типа в дошкольном возрасте, гораздо проще адаптироваться к поступлению в школу. Однако в действительности преимущества раннего обучения сказываются только в первые месяцы школьной жизни – таким детям уже не нужно учиться читать и считать. Но как только необходимо проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать, такие дети оказываются малоинициативными, неуверенными в себе, ждут указаний взрослого. В дальнейшем же это может привести к утрате учебной мотивации.

В качестве доказательства всего сказанного можно привести эксперимент, проведенный в нашей стране в 1980-х годах, охвативший около 50000 детей шестилетнего возраста. Дети обучались в детском саду по различным учебным планам и программам, приближенным к школьным. Исследование проводилось совместно психологами, физиологами, гигиенистами, педиатрами. Перед началом экспериментального обучения здоровыми были 39% детей (1-я группа здоровья) и 95% — имели нормальное физическое развитие. После обучения у 92% детей снизился вес, у 25% — гемоглобин в крови, у 48% ухудшилось нервно-психическое здоровье. Более 50% детей тяжело адаптировались к новым условиям и в конце года около 38% учащихся было отчислено из школы из-за психоневрологических отклонений (Л.А.Парамонова, К.В.Тарасова, Т.И.Алиева, 2005). Нелишним будет упомянуть и общие данные о состоянии и динамике нервно-психического здоровья дошкольников, посещающих мос­ковские детские сады. В результате комплексного лонгитюдного прослежива­ния психоневрологического статуса детей было обнаружено, что на четвертом году жизни патологические отклонения в состоянии нервно-психического здоровья отмечаются у 9 %, а функциональ­ные нарушения — у 62 % детей исследованной выборки. На долю «благополучных» детей приходится, таким образом, только 29 %. Показательна динамика их дальнейших изменений: в результате час­тичного преодоления функциональных нарушений и частичного их пе­рехода в устойчивые отклонения на седьмом году жизни эти пока­затели были равны соответственно 21 и 38 %. Таким образом, дан­ные лонгитюдного исследования свидетельствуют о том, что к кон­цу дошкольного периода детства стойкие нервные расстройства обна­руживаются у каждого пятого ребенка, функциональные — у каж­дого третьего; здоровыми же в собственном смысле слова можно считать менее половины детей. Соответственно, мы видим, что разнообразные психические и физические нагрузки ещё больше усугубляют и без того неблагоприятную ситуацию в сфере нервно-психического здоровья подрастающего поколения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: