Работа родителями физическому развитию детей

«Формы взаимодействия с семьями воспитанников по физическому воспитанию»

Одной из главнейших задач ДОУ является воспитание здорового, физически развитого ребенка.

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии,

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Но ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители – педагоги) .

Для достижения максимального эффекта в укреплении здоровья, формировании навыков здорового образа жизни и жизненно важных двигательных умений у детей, развитии физических качеств, свою работу мы должны строить по принципу единства с семьей.

Взаимодействие с семьями воспитанников позволяет повысить педагогическую компетентность родителей, объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах физического воспитания.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии : нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей .

Поэтому необходимо тесное взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников . Совместная деятельность педагогов- детей — родителей позволяет :

— повысить эффективность работы по оздоровлению детей ;

— получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка ;

— сформировать потребность в здоровом образе жизни в семье ;

— снизить «дефицит» положительных эмоций, создать атмосферу

праздника при совместной спортивной деятельности;

— увидеть, узнать работу детского сада по физическому воспитанию ;

— обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания

детей в семье и в детском саду .

В Концепции дошкольного воспитания прописано :

Семья и детский сад , имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом , в ходе корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.

Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо. Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада .

Целью взаимодействия с семьями воспитанников является:

1. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника .

2. Объединение усилия для развития и воспитания детей .

3. Создание атмосферы взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки .

4. Обогащение педагогических умений родителей .

5. Поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Желателен творческий неформальный подход воспитателя к вопросу организации взаимодействия с родителями . Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но и практические навыки.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, на их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться и формы работы детского сада с семьей.

Существуют разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные и т.д.

К традиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников относятся:

Беседы — индивидуальные и групповые — обсуждаются характерные особенности физического развития ребёнка, возможные формы организации совместной двигательной деятельности дома, на улице, а так же рекомендуется литература по развитию движения у детей.

Открытые физкультурные занятия для родителей — дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность.

Дни открытых дверей в спортивном зале — помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям

Физкультурные праздники и развлечения, досуги — способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.

Консультации -способствуют усвоению родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Разработка и оформление стендовой информации — позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.

Родительские собрания – позволяют наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.

Анкетирование– необходимо для выявления значимости отдельных факторов, предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.

К нетрадиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников можно отнести:

Выпуск газет – одна из форм пропаганды ЗОЖ . Очень важно, чтобы это был продукт коллективного творчества взрослых и детей . Это позволяет

расширять представления родителей и детей о формах семейного досуга ;

повышать интерес детей к физической культуре и спорту ;

Устный журнал

Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре , занятия сортом имеет личный пример людей, которое профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Встреча с такими людьми, живое общение с ними дает возможность понять, что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать каждый человек, стоит лишь приложить старание и упорство.

Составление альбомов о спортивных достижениях семьи

Составление альбомов – форма коллективной работы всех участников педагогического процесса. Повышает интерес детей к физической культуре и спорту , воспитывать желание вести ЗОЖ.

«Мастерская» по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурно-оздоровительной деятельности.

– привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов своими руками. Это сближает взрослых и детей , воспитывает у детей бережное отношение к изготовленному оборудованию.

Проектная деятельность разработка и реализация совместных с родителями проектов позволит заинтересовать родителей перспективами нового направления физического развития детей и вовлечь их в жизнь ДОУ.

Для родителей, которые всегда спешат, можно предоставить информацию в форме экспресс — листовок. Листовки разнообразны по содержанию, такие как: «игры с мячом», « поиграем всей семьей», где родители смогут узнать, какие движения можно разучить с ребенком, о правилах той или иной игры.

Фотовыставки родители видят достижения всех воспитанников детского сада, узнают новости о спортивных достижениях своих детей.

Школа здоровья— одна из наиболее продуктивных форм приобщения семей к здоровому образу жизни и физической культуре. Это посещение спортивных зрелищ на стадионах города, чтение соответствующей литературы, личный пример.

Родительский клуб помогает активизировать и транслировать личный опыт каждой семьи, стимулирует детей и их родителей к поиску разнообразной информации. Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых , предупреждают утомление.

Туристические походы — одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это — общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность . Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества .

Все эти формы взаимодействия с семьями воспитанников позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада , но и их родителей.

Показателями эффективности взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей являются :

1. Обеспечение психологического благополучия ребенка в ДОУ и в семье .

2. Коррекция ранних отклонений в состоянии здоровья детей (с участием родителей) .

3. Профилактика ранних заболеваний.

4. Формирование у детей и родителей интереса к физической культуре .

5. Привлечение внимания к здоровому образу жизни .

6. Обеспечение повышения стрессоустойчивости и сохранения здоровья ребенка при переходе из одних социально-педагогических условий в другие.

7. Обеспечение профилактики детского травматизма.

8. И как следствие – укрепление здоровья детей , снижение уровня заболеваемости.

Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по физическому воспитанию позволяет привить воспитанникам чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать физическую форму и стремиться к достижению новых знаний и умений.

Список используемой литературы:

Андреева Н.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Электронный ресурс / Н.А. Андреева.

Деркунская В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 5.

Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. — Волгоград: Учитель, 2010.

Сергиенко Т.Е. Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни Электронный ресурс/ Т. Еергиенко.

Шаршова Н. Сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка / Н. Шаршова // Работа с родителями. — 2009.

Система совместной работы с родителями по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Необходимым условием нормального развития ребенка является объединений усилий родителей и детского сада в физическом воспитании и оздоровлении детей.

Актуальность проблемы обуславливается поиском новых форм и методов сотрудничества детского сада и семьи в плане физического воспитания и оздоровления детей. Также актуальной является проблема повышения уровня физкультурной грамотности и компетенции родителей.

  • Повышение эффективности работы по физическому воспитанию и оздоровлению детей
  • Получение родителями необходимых знаний о физическом развитии ребенка
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни в семье
  • Знакомство с работой сада по физическому развитию и оздоровлению детей
  • Обеспечение преемственности методов и приемов воспитания детей в семье и детском саду.
  • Изучить особенности физического воспитания детей в семье.
  • Разработать систему физических упражнений для совместных занятий с детьми.
  • Разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию системы физического воспитания детей в семье и пути внедрения ее в быт семьи.
  • Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни и воспитывать потребность в нём.
Читайте также  Развивающие игрушки младенцев руками

Один из путей решения поставленных задач это совместная, спортивная деятельность детей и взрослых, как в массовом детском учреждении, так и в семье.

  • Специальная педагогическая система, внедренная в практику физического воспитания детей в семье, будет способствовать физическому совершенствованию детей, укреплению их здоровья.
  • Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при разработке системы физического воспитания в семье повысит ее педагогическую эффективность.
  • Систематическое, непрерывное повышение педагогической культуры родителей в области физического воспитания явится одним из важнейших факторов совершенствования физического воспитания детей, будет способствовать его дальнейшему распространению и повышению массовости.
  1. В.Г. Алямовская. Программа "Здоровье";
  2. Спепаненкова Э. “Методика физического воспитания”.
  3. В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров "Развивающая педагогика оздоровления";
  4. Я. Бердыхова. “Мама, папа, занимайтесь со мной”;
  5. О. Казина. “ Веселая физкультура для детей”.

Мною была разработана и апробирована система совместной деятельности педагогов и родителей по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Структура

  1. Система домашних заданий-консультаций для родителей.
  2. Организация и проведение совместных физкультурных занятий детей и родителей.
  3. Проведение спортивных развлечений и праздников с участием родителей.
  1. Анкетирование родителей
  2. Разработка конспектов совместных физкультурных занятий и развлечений для детей старшего дошкольного возраста;
  3. Разработка домашних заданий для родителей.

Для поддержания "обратной связи" с семьей используется такая форма взаимодействия, как система домашних заданий — консультаций для родителей. (см. приложение №1)

Домашние задания носят рекомендательный характер. Во время формулировки задания на дом родителям разъясняется, почему необходимо проводить определенные измерения, по мере необходимости дается консультацию, как это делается.

Домашние задания обязательно проверяются в установленный срок, положительная оценка (даже если не все выполнено) дается в присутствии взрослых и детей.

Для фиксации тестовых заданий используется “Дневник физического развития”,

который заполняется постепенно. (см. приложение №2)

После проверки выполнения домашнего задания проводятся беседы-консультации с родителями. По необходимости дается направление к специалистам. Например, если родителями выявлено нарушение осанки у ребенка дается рекомендация обратиться к врачу ортопеду.

Тематика домашних заданий Сроки
1 Давайте знакомиться. сентябрь
2 Я расту. сентябрь, май
3 Проверим осанку ноябрь
4 Плоскостопие. Как его выявить. декабрь
5 Диагностика. декабрь, май
6 Проверим гармонию цифрами февраль
7 "Совы" и "жаворонки" в детском саду и дома. март
8 Как узнать возможный рост вашего ребенка в 18 лет? апрель
9 Оценка физической подготовленности. май

2. Организация совместных физкультурных занятий

Пьер де Кубертен:
“Муштра убивает физическую культуру. Свобода и демократия — непременные условия воспитания здоровых детей. ”

Цель совместных физкультурных занятий детей с родителями – гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение грамотности родителей в области физического развития и воспитания своих детей.

Задачи совместных физкультурных занятий родителей с детьми:

  • формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;
  • закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки;
  • развивать мышечную силу, гибкость, скоростно-силовые и координационные способности;
  • содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, умения согласовывать движения с музыкой;
  • развивать у детей психические процессы: внимание, память, воображение, мышление;
  • формировать навыки выразительности, пластичности в движении;
  • развивать ручную умелость и мелкую моторику;
  • совершенствовать эмоционально-волевую сферу, способствовать развитию произвольной регуляции поведения.
  • формировать практические умения в области физического воспитания ребенка;
  • повышать уровень педагогической культуры.
  • формировать двигательные умения;
  • содействовать вербальному и невербальному общению;
  • содействовать формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями, изменению образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;
  • развивать у детей и у взрослых творческую, познавательную активность, спонтанность, инициативу, расширять кругозор;
  • воспитывать умение эмоционально выражать себя в движении.

Отличительная особенность совместных занятий детей и взрослых состоит в том, что взрослые являются помощниками инструктора, и каждый из них — тренером своего ребенка. И как результат — отмечается повышение активности занимающихся и высокая эффективность занятий.

В занятии принимают участие от одного до четырех родителей (можно и большее количество, если позволяет помещение спортивного зала), одетых в спортивную форму.

Перед занятием проводится беседу с родителями, во время которой сообщается содержание занятия и поясняется действия взрослых. Если графически изобразить физическую нагрузку на таких занятиях, то она будет соответствовать обычным физкультурным занятиям.

Каждое занятие состоит из традиционных трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

Основная цель всех трех частей: помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, помочь взрослым установить эмоционально-тактильный контакт с детьми, способствовать развитию межличностного общения у ребенка со взрослым.

В вводную часть входят различные виды ходьбы, бега, прыжков, танцевальные движения.

В основную часть входят ОРУ, упражнения, направленные на выработку правильного положения головы, плеч, других частей тела. Проводятся совместные подвижные игры.

Взрослые следят за правильным выполнением упражнений детьми и сами выполняют их.

В заключительной части взрослые, и дети выполняют упражнение на дыхание, расслабление, точечный массаж, участвуют в играх малой подвижности.

Подводится итог занятия.

Способы организации детей и взрослых на занятии.

Эффективность занятия зависит не только от формы и содержания его, но и от рационального способа организации детей и взрослых. Выполняя физические упражнения каждый взрослый на протяжении всего занятия, выступает для детей и в роли партнера, и в роли помощника, и в роли тренера.

Взрослый — партнер выполняет физические упражнения с ребенком одновременно в паре (например, общеразвивающие упражнения).

Взрослый — тренер помогает ребенку правильно выполнить упражнение, страхует его.

Взрослый — помощник помогает сделать упражнение для ребенка наиболее интересным, (например, взрослый, наклоняясь вперед, касается руками пола, ребенок под ним проползает на четвереньках). (см. приложение №3)

Физкультурные праздники и развлечения (см. приложение №4)

В совместном с родителями проведении всех праздников и развлечений я отмечается три этапа:

На первом этапе ведущая организаторская определяющая роль принадлежит инструктору по физическому воспитанию и воспитателям. Мы готовим сценарий, план мероприятия, оформление, атрибуты, исполняют роли, а взрослые и дети участвуют в спортивном празднике или развлечениях. Такая организация совместных физкультурных праздников и развлечений характерна для начального этапа работы по физическому воспитанию с взрослыми.

На втором этапе сценарий и план мероприятий готовят инструктор и родители. Взрослые играют роли сказочных персонажей, являются членами жюри, помогают в оформлении зала, готовят атрибуты, костюмы.

И, наконец, третий этап: родители и дети — инициаторы, авторы спортивных мероприятий.

Разработанная и апробированная система совместной работы способствует физическому развитию и оздоровлению детей, повышению педагогических условий для физического развития ребенка, налицо повышение педагогической культуры родителей в области физического воспитания.

Перспективный план работы с родителями по физическому развитию детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить родителей с физкультурно-оздоровительной работой на новый учебный год.

Выявить уровень знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению.

Выступление на родительском собрании.

«Значение режима дня для здоровья ребенка»

«Подготовка одежды к занятиям физической культурой в зале и на воздухе»

«Как формировать представления о здоровом образе жизни»

Познакомить родителей с организацией физкультурно-оздоровительной среды в детском саду.

Обеспечить родителей методическими рекомендациями

Расширять знания родителей о здоровом образе жизни.

Привлечение родителей к использованию разных методов профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Открытый просмотр утренней гимнастики

«Мама, папа, я — спортивная семья»

«Закаливание — первый шаг на пути к здоровью»

Изготовление нестандартного оборудования для занятий физкультурой

Подвижные игры с родителями в выходной.

Пропаганда ЗОЖ среди детей и их родителей, популяризация активных форм отдыха.

Продолжать знакомить родителей с доступными способами закаливания.

Привлечь родителей к изготовлению пособий, тренажеров в уголок по физическому развитию.

Информация о подвижных играх для всей семьи.

Формы и методы работы

«Воспитание сознательной установки на здоровый образ жизни у детей дошкольников».

Игры, в которые играют взрослые и дети»

«Мы — спортивная семья»

«Игры на свежем воздухе»

Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей; воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни.

Устанавливать эмоционально-положительный контакт родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности

Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости и удовольствия от совместной деятельности.

Продолжать знакомить с подвижными играми на воздухе зимой.

«Дружно весело играя, мы здоровье прибавляем»

"Вместе весело играть"

Дать представления об организации рациональной двигательной деятельности детей дошкольного возраста, используя разнообразные формы организации в семье.

Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения.

Привлечь родителей к подготовке и участию праздника.

Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости и удовольствия от совместной деятельности.

Познакомить родителей с «народными играми», приобщить их к участию в игровой деятельности.

Консультация индивидуальные беседы

Участие в празднике.

«За круглым столом»

«Спорт. Нужен ли детям спорт? Основные сведения о занятиях детей спортом».

Предупреждение детского травматизма

«День защитника Отечества»

«Мой папа – лучше всех!»

Расширять представления родителей о значимости физического воспитания в ДОУ и семье; привлекать внимание родителей к проблемам физического образования и оздоровления.

Информировать родителей о формировании у детей навыков безопасного поведения

Привлечь родителей к подготовке и участию в досуге. Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости и удовольствия от совместной деятельности.

Привлечь родителей к организации выставки.

Участие в досуге

Формы и методы работы

«Мой веселый звонкий мяч»

Значение физических упражнений

«Спортивный уголок дома»

«Русские народные традиции»

Рассказать о влиянии игр с мячом на всестороннее развитие детей дошкольного возраста

Продолжать знакомить родителей со значимостью физических упражнений в жизни детей

Содействовать созданию спортивного уголка дома, пропаганда ЗОЖ

Продолжать знакомить родителей с русскими традиционными играми и формами их организации в выходные дни.

Стендовая информация, памятки

«Неделя Здоровья» (реализация проекта)

«Здоровый образ жизни»

«Ваш ребенок на занятиях по физическому развитию»

«Вместе весело шагать»

Привлечение родителей к участию в организации мероприятий для повышения интереса детей к физической культуре.

Познакомить с формами работы по приобщению детей к здоровому образу жизни, заботе о собственном здоровье.

Пропаганда здорового образа жизни среди детей, родителей через создание информационного поля.
Направить внимание родителей на правильность выполнения ОРУ, технику безопасности при выполнении упражнений.

Педагогическое просвещение родителей об организации семейных походов, как сохранении и укреплении детского организма; расширять представления родителей о значении совместного активного отдыха на всестороннее развитие детей и укрепление организма.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопросы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников становятся в настоящее время чрезвычайно актуальными. Философия взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в настоящее время заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Семья и дошкольная образовательная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Взаимодействие может быть эффективным в том случае, если учитываются психологические особенности участников, а общение организовано таким образом, чтобы оно приносило удовлетворение, вызывало интерес, давало возможность каждому субъекту в полной мере реализовать любую позицию. Важно осознать, что педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения проблем, вместе определять содержание и формы педагогического взаимодействия. Определяющая роль в установлении взаимодействия между членами семей воспитанников и коллективом дошкольной образовательной организации должна принадлежать педагогам.

Не умаляя значимости форм педагогического просвещения, необходимо отметить, что современная модель дошкольного воспитания имеет личностно ориентированную направленность, а следовательно, предполагает более активное вовлечение родителей в процесс воспитания и обучения как участников единого образовательного пространства для поиска оптимального стиля общения с ребенком.

По мнению С.С. Прищепы, все формы работы с родителями по физическому воспитанию можно подразделить на три группы.

  • 1. Формы работы с целью просвещения:
    • • познавательные (родительские собрания; индивидуальные беседы с родителями; круглые столы; практические семинары; день открытых дверей);
    • • наглядные информационно-просветительские (стенд для родителей, тематические выставки).
    • • досуговые (физкультурные занятия родителей с детьми, физкультурные праздники «Мама, папа, я — спортивная семья», физкультурные досуги);
    • • наглядные информационно-ознакомительные (домашние задания для всей семьи (рукописная книга); портфолио или копилка достижений ребенка; дневник наблюдений за ребенком; семейный проект).

    Рассмотрим некоторые формы, которые являются актуальными в современных условиях. Одним из возможных решений этой проблемы может быть организация игровых совместных занятий физическими упражнениями детей и взрослых (мама, папа, бабушка, дедушка). Они не только формируют двигательные навыки и умения у детей и педагогическое просвещение родителей, приви-

    Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников 1Текст] / под ред. С.С. Прищепы, Т.С. Шатверян. М.: Сфера, 2013. С. 33.

    вают любовь к физическим упражнениям, но и укрепляют, объединяют семью, позволяют родителям и ребенку стать ближе, понять друг друга, создают атмосферу радости от совместной двигательной деятельности.

    Они эффективны также и тем, что, во-первых, ребенок имеет реальную возможность реализовать свой двигательный потенциал в ситуации эмоционального комфорта, так как его родитель находится рядом с ним, создавая чувство защищенности и уверенности в себе; во-вторых, на таких занятиях в полной мере реализуется принцип учета индивидуальных особенностей детей. Родители, занимающиеся со своими детьми, исполняют роль ассистентов и руководителей физического воспитания. Такие помощники очень хорошо знают индивидуальные особенности своего ребенка, к тому же в максимальной степени пользуются его доверием; в-третьих, ребенок развивается, познавая окружающий мир. Форма организаций такова, что создает оптимальные условия для этого, обеспечивая ребенка заботой и вниманием со стороны родителей, которым предоставляются профессиональная помощь и консультации специалиста по физической культуре.

    Одной из разновидностей совместных занятий детей и родителей может быть организация клуба «Вместе с папой», организованного в рамках дополнительного образования в дошкольной образовательной организации. Основное предназначение клуба состоит в создании условий как для коллективной, так и для индивидуальной деятельности и поддержания в ребенке самостоятельности, свободы, двигательной активности, обучения техникотактическим действиям спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон, хоккей). При проведении занятий в клубе воспитательное значение имеет пример родителей, их отношение к физическим упражнениям, умение терпеливо и доброжелательно, но в то же время требовательно обучать ребенка и обучаться самому определенному движению.

    Большую пользу приносят совместные туристические прогулки взрослых и ребенка, походы на лыжах. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию детей; приучают детей наиболее целесообразно и экономно применять навыки в ходьбе, беге, прыжках в различных условиях; воспитывать ловкость, выносливость, быструю ориентировку, уверенность в своих силах, развивают коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость. Такие путешествия укрепляют дружеские отношения между родителями и детьми. Подготовка к туристическому походу или прогулке начинается с совместной с родителями, воспитателями, специалистом по физической культуре разработки маршрута похода, определяются места остановок, обсуждается необходимое снаряжение. При выборе маршрута учитывается возраст детей, степень физической подготовленности, природные и климатические условия. Маршрут похода или туристической прогулки должен быть интересным для дошкольников в познавательном отношении, способствовать укреплению здоровья, улучшению физического развития. Длительность похода должна составлять от 2 до 4 ч. Свои впечатления дети выражают в рисунках, поделках, родители совместно с детьми устраивают выставки, оформляют фотоальбомы.

    Составление альбома «Семейные спортивные традиции» отражает спортивные привязанности и достижения различных поколений семьи, формирует у ребенка интерес к занятиям физической культурой, стремление к самосовершенствованию, увеличивает глубину родовой памяти, содействует укреплению межпоколенческих связей. Дети могут принимать непосредственное участие в оформлении альбома, помещая туда свои зарисовки, рисунки, пояснения под собственными фотографиями (указать показатели прыжков, метания, бега и сроки овладения плаванием, лыжами, велосипедом, футболом и т.д.). Фотоальбом, который ведется долгие годы, превращается в своеобразную летопись семьи, архив, передаваемый из поколения в поколение.

    Создание портфолио — это своего рода копилка достижений дошкольника. С помощью него родители смогут наблюдать за изменениями показателей физического развития ребенка, фиксировать спортивные достижения и физкультурные интересы. В портфолио будет отражен первый опыт приобщения ребенка к здоровому образу жизни в семье.

    Стимулирующим средством активизации интереса детей и родителей к совместной деятельности может быть разработка семейного кодекса здоровья и изготовление спортивной эмблемы (герба) семьи, который помогает ребенку осознать собственную роль в укреплении своего здоровья, позволяет понять «дух семьи», физкультурно-спортивную индивидуальность и ее устремления.

    Включение семьи в проектную деятельность образовательной организации способствует личностной самореализации детей и улучшает взаимодействие воспитанников, педагогов и родителей. Основной акцент ставится на активное включение семьи в создание проектов. По количеству участников эти проекты преимущественно индивидуальные, по доминирующему методу наиболее распространены такие, как исследовательское-творческие, творческие и информационно-исследовательские. Успешно справляясь с ними, дети повышают свою самооценку, укрепляют уверенность в собственных силах, преодолевают стеснительность.

    Бесспорным эмоциональным фактором, объединяющим детей и родителей, является систематическое совместное с родителями посещение спортивных зрелищ, просмотр телетрансляций спортивных состязаний, знакомство с литературой о развитии олимпийского движения, которое способствует созданию у ребенка системы представлений о становлении и структуре физической культуры.

    Организация здорового и приносящего удовольствие досуга и соревнований между семьями «Папа, мама, я — спортивная семья» выступает как элемент, сплачивающий семью. Такие праздники укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, пониманием, способствуют повышению авторитета родителей (дети видят, как красиво родители выполняют упражнения, быстро бегают, ловко играют, гордятся сильными папами и грациозными мамами, подражают им), приобщаются к здоровому образу жизни. Такой эмоционально привлекательный вид деятельности является универсальным средством не только для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, но и для формирования духовного контакта между членами семьи, чувства причастности к общему делу, эмоционально положительной атмосферы.

    Задания на дом позволяют согласовывать выполнение физических упражнений и игр ребенка в дошкольной образовательной организации и в семье, повышать двигательную активность детей, подтягивать отстающего в движении ребенка и тем самым изменять отношение детей к нему. Домашние задания выполняются ребенком дома под контролем родителей или вместе с ними. Воспитатель объясняет родителям методику проведения утренней гимнастики, физических упражнений, учит совместному решению творческих заданий. Задания на дом способствуют более тесному контакту родителей, детей и воспитателей.

    Одной из форм проведения домашней физкультуры являются подвижные игры и игровые упражнения. С учетом ограниченной площади и возможностей квартиры воспитатель рекомендует подбирать игры и упражнения малой и средней подвижности. Участниками могут быть не только дети, но и вся семья. Это игры в коль- цеброс, дартс, кегли, русские народные игры «Жмурки», «Прятки», «Море волнуется», «Краски», «Найди и промолчи».

    Дополнять занятия физической культурой могут семейные чтения художественной и научно-популярной литературы. Такие совместные чтения и обсуждения прочитанного помогают сформировать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью. Рекомендуется собрать небольшую библиотечку с лучшими образцами классической и современной художественной литературы (К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак, С. Михалков, И. Семенова, Г. Остер и другие) [1] .

    «Формы взаимодействия с семьями воспитанников по физическому воспитанию»

    Одной из главнейших задач дошкольного образования является воспитание здорового, физически развитого ребенка.

    Физическое воспитание для детей тоже , что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем больших успехов ребенок достигнет в общем развитии.

    Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

    Но ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители – педагоги) .

    Для достижения максимального эффекта в укреплении здоровья, формировании навыков здорового образа жизни и жизненно важных двигательных умений у детей, развитии физических качеств, свою работу мы должны строить по принципу единства с семьей.

    Взаимодействие с семьями воспитанников позволяет повысить педагогическую компетентность родителей, объединить усилия дошкольного учреждения и семьи в вопросах физического воспитания.

    Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии : нарушение осанки, лишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей .

    Поэтому необходимо тесное взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников . Совместная деятельность педагогов- детей — родителей позволяет :

    — повысить эффективность работы по оздоровлению детей ;

    — получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка ;

    — сформировать потребность в здоровом образе жизни в семье ;

    — снизить «дефицит» положительных эмоций, создать атмосферу

    праздника при совместной спортивной деятельности;

    — увидеть, узнать работу детского сада по физическому воспитанию ;

    — обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания

    детей в семье и в детском саду .

    В Концепции дошкольного воспитания прописано :

    Семья и детский сад , имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом , в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.

    Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо. Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства семьи и детского сада .

    Целью взаимодействия с семьями воспитанников является:

    1. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника .

    2. Объединение усилий для развития и воспитания детей

    3. Создание атмосферы взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки .

    4. Обогащение педагогических умений родителей .

    5. Поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

    Желателен творческий неформальный подход воспитателя к вопросу организации взаимодействия с родителями . Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но и практические навыки.

    Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, на их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться и формы работы детского сада с семьей.

    Существуют разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные и т.д.

    К традиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников относятся:

    Беседы — индивидуальные и групповые — обсуждаются характерные особенности физического развития ребёнка, возможные формы организации совместной двигательной деятельности дома, на улице, а также рекомендуется литература по развитию движения у детей.

    Открытые физкультурные занятия для родителей — дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность.

    Дни открытых дверей в спортивном зале — помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям

    Физкультурные праздники, досуги — способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.

    Консультации — способствуют усвоению родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.

    Разработка и оформление стендовой информации — позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.

    Родительские собрания – позволяют наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.

    Анкетирование – необходимо для выявления значимости отдельных факторов, предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.

    К нетрадиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников можно отнести:

    Выпуск газет – одна из форм пропаганды ЗОЖ . Очень важно, чтобы это был продукт коллективного творчества взрослых и детей . Это позволяет

    расширять представления родителей и детей о формах семейного досуга ;

    повышать интерес детей к физической культуре и спорту ;

    Встречи с интересными людьми — р ешающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре , занятиям спортом имеет личный пример людей, которые профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Встреча с такими людьми, живое общение с ними дает возможность понять, что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать каждый человек, стоит лишь приложить старание и упорство.

    Составление альбомов о спортивных достижениях семьи

    Составление альбомов – форма коллективной работы всех участников педагогического процесса. Повышает интерес детей к физической культуре и спорту , воспитывать желание вести ЗОЖ.

    «Мастерская» по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурно-оздоровительной деятельности.

    – привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов своими руками. Это сближает взрослых и детей , воспитывает у детей бережное отношение к изготовленному оборудованию.

    Проектная деятельность разработка и реализация совместных с родителями проектов позволит заинтересовать родителей перспективами нового направления физического развития детей и вовлечь их в жизнь дошкольного учреждения .

    Для родителей, которые всегда спешат, можно предоставить информацию в форме экспресс — листовок. Листовки разнообразны по содержанию, такие как: «игры с мячом», «поиграем всей семьей», где родители смогут узнать, какие движения можно разучить с ребенком, о правилах той или иной игры.

    Фотовыставки родители видят достижения всех воспитанников детского сада, узнают новости о спортивных достижениях своих детей.

    Школа здоровья — одна из наиболее продуктивных форм приобщения семей к здоровому образу жизни и физической культуре. Это посещение спортивных зрелищ на стадионах города, чтение соответствующей литературы, личный пример.

    Родительский клуб помогает активизировать и транслировать личный опыт каждой семьи, стимулирует детей и их родителей к поиску разнообразной информации. Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

    Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых , предупреждают утомление.

    Туристические походы — одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это — общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность . Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества .

    Все эти формы взаимодействия с семьями воспитанников позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада , но и их родителей.

    Показателями эффективности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей являются :

    1. Обеспечение психологического благополучия ребенка в дошкольном учреждении и в семье .

    2. Коррекция ранних отклонений в состоянии здоровья детей (с участием родителей) .

    3. Профилактика ранних заболеваний.

    4. Формирование у детей и родителей интереса к физической культуре .

    5. Привлечение внимания к здоровому образу жизни .

    6. Обеспечение повышения стрессоустойчивости и сохранения здоровья ребенка при переходе из одних социально-педагогических условий в другие.

    7. Обеспечение профилактики детского травматизма.

    8. И как следствие – укрепление здоровья детей , снижение уровня заболеваемости.

    Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по физическому воспитанию позволяет привить воспитанникам чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать физическую форму и стремиться к достижению новых знаний и умений.

    Список используемой литературы:

    Андреева Н.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Электронный ресурс / Н.А. Андреева.

    Деркунская В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 5.

    Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. — Волгоград: Учитель, 2010.

    Сергиенко Т.Е. Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни Электронный ресурс/ Т. Сергиенко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: