Психолого педагогические условия сенсорного развития детей

Психолого – педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ с учетом ФГОС.
статья на тему

В отечественной педагогике и психологии вопросы сенсорного развития в воспитании детей дошкольного возраста изучались группой научных работников (Венгер Л. А., Запорожец А. В., Сакулина Н. П. и др.) довольно многопланово. Но отечественная система сенсорного развития в воспитании детей раннего возраста недостаточно раскрыта и нуждается в доработке.

Скачать:

Вложение Размер
publikatsiya.docx 18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогические условия сенсорного развития

детей раннего возраста в ДОУ с учетом ФГОС

Составила: педагог – психолог МДОУ «Д/с № 9 о.в.»

Кулягина Анастасия Геннадьевна

В отечественной педагогике и психологии вопросы сенсорного развития в воспитании детей дошкольного возраста изучались группой научных работников (Венгер Л. А., Запорожец А. В., Сакулина Н. П. и др.) довольно многопланово. Но отечественная система сенсорного развития в воспитании детей раннего возраста недостаточно раскрыта и нуждается в доработке.

Актуальность и важность этой проблемы в настоящее время определяется тем, что современная концепция воспитания детей раннего возраста, исследования Павловой Л. Н. познавательной активности детей в раннем детстве, показатели психического развития первых лет жизни, целевые ориентиры образования в раннем детстве, показали значимость предметной деятельности и общения ребенка со взрослым, как ведущих видов деятельности в раннем детстве и позволяют обратиться к вопросам сенсорного развития детей раннего возраста с новых позиций.

Уже в раннем возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов. Каждый ребенок ощущает и воспринимает эти свойства с помощью зрения, слуха, осязания и обоняния. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль, так как именно в этом возрасте закладывается чувственный опыт ребенка.

Сенсорное развитие – это сложный процесс, который включает в себя в качестве основных моментов накопление чувственного опыта, формирование представлений о предмете, его качествах и свойствах. (Л. А. Венгер)

В первые годы жизни ребенок получает огромное количество впечатлений из окружающего мира. Но не все свойства предметов и не во всех случаях привлекают внимание ребенка, становятся признаками, которые он учитывает в своих действиях. Иногда он выделяет такое – либо одно свойство наиболее бросающееся в глаза, не замечая при этом других свойств.

Как отмечают психологи: подчеркивание, выделение каких – либо отличительных свойств не развивает восприятие предмета, а лишь ослабляет внимание ребенка ко всем остальным, не выделенным свойствам.

Поэтому, в раннем возрасте важнейшая задача педагога – максимально расширить чувственный опыт ребенка, обогатить восприятие, обеспечить накопление разнообразных представлений, чтоб создать фундамент для последующего усвоения сенсорных эталонов.

И это одно из важнейших условий сенсорного развития ребенка и его необходимо учитывать с первых дней жизни ребенка.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – значит сформировать у ребенка представления об основных особенностях каждого свойства предмета. Способность сравнивать свойства воспринимаемого предмета с усвоенными образцами – это значит научиться обследовать предмет.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств предметов.

Для сенсорного развития ребенка в раннем детстве и более быстрого достижения результатов в освоении свойств предметов в окружающем мире, определяющим условием является учет индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка.

Постоянно ориентируясь на уровень психического развития ребенка (по методике диагностирования Смирновой Е. О., Ермолаевой Т. В., Мещеряковой С. Ю), можно четко установить исходное состояние сенсорного развития в процессе:

а) предметной деятельности (по видам действий с предметами)

в) познавательной активности (интерес к предметам и действиям с ними, настойчивости в деятельности, эмоциональной вовлеченности ребенка) и определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Это условие позволяет сделать процесс сенсорного развития системным и целенаправленным.

Предметные действия побуждают ребенка сравнивать предметы между собой, сопоставлять их.

На втором году жизни, овладевая сравнением предметов по их свойствам путем подбора предметов с одинаковыми свойствами, дети не сразу видят их различие. Накладывая, прикладывая, сравнивая предметы по размеру и цвету, дети с помощью взрослого, у детей закладываются основы сравнения предметов на глаз.

Для детей третьего года жизни, чувственное восприятие окружающего мира имеет решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, учась строить целостные образы предметов. Так возникает взаимодействие в работе разных органов чувств – при восприятии формы, величины, а затем и цвета предмета.

Как отмечает Венгер Л. А в своих работах «Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все, что его окружает, но такое усвоение окружающего, происходит стихийно и бессистемно. Очень важно, чтобы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся с первых дней жизни, целенаправленно и системно, а чувственный опыт ребенка расширялся с первого года»

С расширением представлений, путем сравнения их по свойствам в общении со взрослым, у ребенка начинают формироваться и сенсорные эталоны.

Непременным условием развития сенсорных способностей ребенка, безусловно, является развивающая предметно – пространственная среда, задействуемая как в процессе НОД, так и в свободной деятельности, организованная с учетом требований ФГОС:

  1. Насыщенность
  2. Трансформируемость
  3. Полифункциональность
  4. Вариативность
  5. Доступность
  6. Безопасность

1. Доронова, Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду/Т.Н. Доронова .- М. : Просвещение, 2005.

2. Павлова , Л.Н.Практическая психология раннего развития ( от года до трех лет) / Л.Н. Павлова. – М.:ЗАО «РОСМЕН – ПРЕСС», 2012

3. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет.: метод. Пособие для практических психологов/ Е.О. Смирнова.- 2 изд.- СПб.: «Детство – пресс», 2013

4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)

Статья Психолого-педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ.. Автор: Пудовкина Юлия Николаевна

Автор: Пудовкина Юлия Николаевна
В первые годы жизни ребенок получает огромное количество впечатлений из окружающего мира. Но не все свойства предметов и не во всех случаях привлекают внимание ребенка.

Автор: Пудовкина Юлия Николаевна

Психолого-педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ.

В отечественной педагогике вопросы сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста изучались группой научных работников (Венгер Л.А., Запорожец А.В., Сакулина Н.П. и др.) довольно многопланово. Но отечественная система сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста недостаточно раскрыты и нуждается в доработке.

Актуальность и важность этой проблемы в настоящее время определяется тем, что современная концепция воспитания детей раннего возраста, исследования Павловой Л.Н. познавательной активности детей в раннем детстве, новые показатели психического развития первых лет жизни (Смирновой Е.О., Галигузовой Н.Н., Ермолаевой Т.В., Мещеряковой С.Ю.) показали значимость предметной деятельности и общения ребенка с взрослым, как ведущих видов деятельности в раннем детстве и позволяют обратиться к вопросам сенсорного развития детей раннего возраста с новых позиций.

Уже в раннем возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов. Каждый ребёнок ощущает воспринимает эти свойства с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния. И на этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль, так как именно в этом возрасте закладывается чувственный опыт ребёнка.

«Золотая пора сенсорного развития» замечал Н.М. Щелованов

«Психическое развитие ребенка в раннем детстве, это период становления его деятельности, сознания, личности» подчеркивает Т.Н. Дронова

Сенсорное развитие – это сложный процесс, который включает в себя в качестве основных моментов накопление чувственного опыта, формирование представлений о предмете, его качествах и свойствах (Л.А. Венгер)

В первые годы жизни ребенок получает огромное количество впечатлений из окружающего мира. Но не все свойства предметов и не во всех случаях привлекают внимание ребёнка, становятся признаками, которые он учитывает в своих действиях. Иногда он выделяет какое – либо одно свойство наиболее бросающиеся в глаза, не замечая при этом других свойств. Как отмечают психологи подчёркивание, выделение каких – либо отличительных свойств не развивает восприятие предмета, а лишь ослабляет внимание ребёнка ко всем остальным, не выделенным свойствам.

Поэтому в раннем возрасте важнейшая задача педагога: максимально расширить чувственный опыт ребёнка, обогатить восприятие, обеспечить накопление разнообразных представлений, чтобы создать фундамент для последующего усвоения сенсорных эталонов.

И это одно из важнейших условий сенсорного развития ребёнка и его необходимо учитывать с первых дней жизни ребёнка.

Обеспечить детьми усвоение сенсорных эталонов – это значит сформировать у ребёнка представления об основных особенностях каждого свойства предмета. Способность сравнивать свойства воспринимаемого предмета с усвоенными образцами – это значит научиться обследовать предмет (глазами – при зрительном восприятии предмета, слухом — при слуховом восприятии предмета. Рукой — при тактильном восприятии предмета и т. п.) для формирования зрительного восприятия о предмете именно величина, форма, цвет предмета имеют определяющее значение. Для успешного освоения окружающего мира. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств предметов. Так в области формы – это геометрические формы (круг, квадрат, треугольник); в области цвета – семь цветов спектра, белый и чёрный; в области величины — большой, средний, маленький и т.п. Человечество сумело определить их разновидности, научились усваивать представления об этих разновидностях и дало возможность воспринимать и познавать окружающий мир его многообразии. Поэтому вооружение детей способами обследования предмета – это второе условие. Которое необходимо для сенсорного развития ребенка в раннем детстве.

Для сенсорного развития ребенка в раннем детстве и более быстрого достижения результатов в освоении свойств предметов в окружающем мире определяющим условием является учёт индивидуальных и возрастных особенностей развития ребёнка.

Постоянно ориентируясь на уровень психического развития в процессе:

Предметной деятельности (по видам действий с предметами);

Общения (по инициативности в общении и чувствительности к воздействиям взрослого);

Познавательной активности (интерес к предметам и действиями с ними, настойчивости в деятельности, эмоциональной вовлеченности ребёнка) и определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка. И это условие позволяет сделать процесс сенсорного воспитания системным и целенаправленным.

Предметные действия побуждают ребёнка сравнивать предметы между собой, сопоставлять их. Они ведут к первоначальному выделению свойств предметов, образование элементарных представлений о них.

На втором году жизни, овладевая сравнением предметов. Образование элементарных представлений о них.

На втором году жизни, овладевая сравнением предметов по их свойствам путём подбора предметов с одинаковыми свойствами. Дети не сразу видят их различие. Накладывая, прикладывая. Сравнивая предметы по величине, форме, цвету дети с помощью взрослого, научаясь пользоваться признаками предметов по их свойствам, устанавливают совпадения и разницу общаясь со взрослыми, постепенно переходят к сравнению свойств предметов на глаз.

Для детей третьего года жизни чувственное восприятие окружающего мира имеет решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, строя целостные образы предметов. Так возникает взаимодействие в работе разных органов чувств — при восприятии формы, величины, а затем и цвета предмета.

Как отмечает Венгер Л.А. в своих работах «Каждый ребёнок, так или иначе, воспринимает всё, что его окружает, но такое усвоение окружающего происходит стихийно и бессистемно. Очень важно, чтобы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся и с первых дней жизни целенаправленно и системно, а чувственный опыт ребёнка расширялся и с первого года» становился основой целостных представлений ребёнка о предметах и их свойствах.

С расширением представлений, путём сравнивая по их свойствам в общении с взрослыми, у ребёнка начинают формироваться и сенсорные эталоны.

Регулярное проведение системы занятий, дидактических игр и упражнений становится необходимым условием сенсорного развития ребёнка. С возрастом организация познавательной деятельности усложняется и планомерное её проведение не только обеспечивает усвоение сенсорных представлений и эталонов, но и усиливает познавательную активность ребёнка и результативность сенсорного развития.

Вооружая ребёнка приёмам сравнения и выделения отличий в предметах, общаясь с детьми по поводу этих действий и свойств, мы ускоряем процесс усвоения детьми признаков и свойств предметов, расширяем поле предметной деятельности детей и способствуем формированию сенсорных представлений. Именно в предметной деятельности и в общении со взрослыми по поводу этих предметов, сравнивая и сопоставляя их ребёнок научается использовать любой из них в качестве образца. Познавательная активность ребёнка при этом возрастает и становится основой для формирования сенсорных эталонов.

Необходимость точно воспринимать свойства предмета возникает у ребёнка только тогда, когда он должен воссоздать, воспроизвести эти свойства в своей деятельности. Поэтому организуя различные виды деятельности (изобразительную, бытовую, конструктивную, трудовую и др.) с детьми. Мы стимулируем сенсорное развитие ребёнка и его познавательную активность.

Непременным условием развития сенсорных способностей ребёнка безусловно является предметно – развивающая среда, которая задействуется педагогом и на занятиях , и вне занятий, организованная с учётом принципов и требований (В.А. Петровский, Н.М. Кларина):

Дистанции, позиции при взаимодействии

Стабильности и динамичности

Учёта половых и возрастных различий детей

Комплексирования и гибкого зонирования

Активности, самостоятельности и других. Задействованная во всех видах деятельность с ребёнком, в общении с ни предметно – развивающая среда расширяет сенсомоторный опыт ребёнка, развивает его мышление и способствует решению задач сенсорного восприятия в ДОУ.

Педагогические условия развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста

Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации следующих педагогических условий: 1) использование дидактических игр; 2) создание предметно-игровой среды в группе; 3) участие родителей в проводимых с детьми занятиях.

К проблеме использования дидактических игр в процессе сенсорного развития обращались зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.).

В более разработанной форме задачи сенсорного воспитания нашли свое отражение в педагогике детского сада, созданной Ф. Фребелем. Фридрих Фребель обращал внимание на то, что ребенок должен быть предметом всестороннего воспитания, а дошкольное учреждение должно помогать семье воспитывать детей, организовывая деятельность для ребенка по развитию тела, органов чувств, знакомя с людьми и природой.

Средством воспитания выступает игра, которая выполняет воспитательную роль в подготовке ребенка к школе. Он один из первых начал разрабатывать специальные пособия и дидактические материалы для работы с дошкольниками. Создал систему даров из цветных мячей, шаров, кубов, цилиндров и на их основе знакомил детей с общими свойствами вещей, подготавливая тем самым к формированию знаний об окружающей действительности.

О. Декроли — автор широко известной серии дидактических игр, куда входят: 1) сенсорные игры: зрительно-моторные и слухо-моторные; 2) арифметические; 3) игры, связанные с понятием времени; 4) игры, связанные с чтением; 5) игры грамматические и для развития речи. Декроли отводил игре в воспитательном процессе огромную роль, считал ее могучим побудителем духовного развития ребенка, стремился вскрыть динамику этого явления.

В играх О. Декроли используются окружающие детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы, как у Фребеля. По мнению Декроли, игры следует применять как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений.

В 20-е гг. ХХ века Е. И.Тихеева, опираясь на результаты психологических исследований стадий развития детского наблюдения В. Штерна и на педагогические концепции Песталоцци и К. Д.Ушинского, разработала «искусственный» и «естественный» дидактический материал для работы с детьми над освоением формы, цвета, величины, количества и пр. Наряду с абстрактным дидактическим материалом Е. И.Тихеева предложила использовать «естественный» (шишки, цветы и пр.) и включить в сенсорное воспитание ознакомление детей со свойствами реальных предметов. В качестве основных методов сенсорного воспитания предлагалась «экскурсии» по помещению, в ходе которых дети знакомились с предметами посредством разных органов чувств, а также дидактические игры.

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Основой для таких игр служат сформированные представлении о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения .

идактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в играх «Пекарня» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила. ля выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Следующим педагогическим условием развития сенсорных эталонов является создание предметно-игровой среды в группе ДОУ.

Данная проблема разрабатывалась в Монтессори-педагогике. Суть метода Монтессори – это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде при ограничении прямого воздействия воспитателя или учителя на учащихся. Помощь развитию ребенка в возрасте от 3 до 6 лет в системе Монтессори осуществляется посредством комплекса материалов, относящихся к следующим учебным разделам: упражнения по приобретению навыков практической повседневной деятельности; развитие сенсорики; развитие речи, обучение письму и чтению; математика, а также раздел, посвященный так называемому Космическому воспитанию – знакомству с окружающим миром и человеческой культурой.

Ни один из видов детской деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Деятельность осуществима только при условии, что у ребёнка есть соответствующие объекты и средства, необходимые способы действия. Нельзя допустить депривацию деятельности из-за нехватки необходимых развивающих предметных сред. В условиях предметного вакуума у ребёнка исчезает стремление узнать новое, возникает апатия, а влечение занять себя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова, направление. Поэтому создание предметно-развивающей среды — важнейшее условие благоприятного развития ребёнка.

Проблема организации предметно-развивающей (предметно-игровой) разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т. В. Антонова, Т. Н. Доронова, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, В. А. Петровский, Сековец и др. Сам термин «развивающая среда» стал очень популярен и используется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки.

Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т. е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).

Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук СЛ. Новоселовой. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

Таким образом, предметно-пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства. Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметной среды».

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества и т. д.

Зона сенсорного развития является одной из самых важных для ребенка, особенно для детей первых трех лет жизни, так как он познает мир с помощью органов чувств. В этой зоне с помощью специальных обучающих материалов ребенок в игровой форме научится различать цвета и их оттенки, силу звука, знакомиться с понятиями формы, величины, длины, ширины, разнообразит свои тактильные ощущения. В этой зоне ребенок утончает свое восприятие, расширяет словарный запас, развивает воображение и наблюдательность.

Благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства на полисенсорной основе (при профессиональной компетентности педагогов и достаточном уровне педагогической культуры родителей воспитанников) осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.

Разумеется, в условиях самостоятельной деятельности Детей развивающей Среды еще недостаточно для полноценного Развития ребенка. В педагогическом процессе самостоятельная деятельность Ребенка обязательно сочетается со специально организованными занятиями. Занятия и самостоятельная (нерегламентированная взрослым) деятельность Детей — это две основные формы обучения дошкольника в детском саду. При этом организация занятий обеспечивается соответствующими образовательными программами и технологиями, а также определенными способами и средствами взаимодействия взрослого с Ребенком (характером взаимодействия педагога с детьми).

Организация сенсорного воспитания детей невозможно без активного участия родителей.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:

Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

Это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

Помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Таким образом, условиями сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста являются, во-первых, использование дидактических игр, во-вторых, создание предметно-развивающей среды, в-третьих, активное участие родителей.

Сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.

Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание . Его основная задача — помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве, ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности. Развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьмисенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение всего вышеуказанного.

Сенсорное воспитание — целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.

Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Целью сенсорного воспитания является обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой) и в свою очередь влияют на развитие этих видов детской деятельности.

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:

  • формировать у детей разнообразные обследовательские действия;
  • формировать у детей знание систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
  • побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;
  • развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой определенный объем представлений о свойствах и качествах, отношениях предметов и явлений, который осваивается ребенком на протяжении дошкольного возраста. Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего ребенка мира, а с другой — разнообразием деятельностей, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют различные сенсорные основы.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на этапе дошкольного детства — главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, величины, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.

Сенсорное воспитание в процессе образовательной деятельности является основой организации чувственного опыта детей. Именно при взаимодействии взрослого и ребёнка создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

  • восприятие целостного облика предмета.
  • выделение основных частей этого предмета, определение свойств.
  • определение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
  • повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во — первых, от обследуемых свойств, во — вторых, от целей обследования.

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего интеллектуального развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка. Неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на уроках физической культуры.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.

Сенсорное развитие является условием для успешного овладения любой практической деятельностью. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Список используемой литературы:

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997г. – 237с.

2. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1988.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 2009.

4. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. (ред.) Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2013. — 464 с.: ил.

5. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 10 — с.4-9.

6. Плеханов А.В., Морозова О. В., Манасеина М.М.: Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. — №7. — С. 31-35

7. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А. П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. -М.: Просвещение, 2005. – С.121-135.

8. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009. — 160 с.

9. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.

Особенности организации образовательной деятельности по сенсорному развитию с детьми

Данная разработка несет консультативный характер для решения вопроса об правильной организации деятельности детей по сенсорному развитию. Может быть полезна как педагогам, так и родителям (законным представителям).

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации образовательной деятельности по сенсорному развитию с детьми»

Особенности организации образовательной деятельности по сенсорному развитию с детьми

Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. У него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета.

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, поскольку именно она оказывает наиболее значимое влияние на становление психологических новообразований, перестройку основных психических процессов, особенностей личности ребёнка в целом. Усваивая способы действия с предметами, ребёнок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности; у него развивается восприятие, память, внимание, речь, начинают складываться элементарные формы мышления, происходит становление различных видов деятельности. С предметным миром ребёнок знакомится на протяжении всего периода раннего детства, потому что потребность в познании свойств и качеств окружающих предметов является одной из главных потребностей ребёнка раннего возраста!

Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством игровой деятельности будет эффективней при реализации следующих условий:

• подбор системы игровой деятельности, соответствующей по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;

работа по сенсорному развитию должна выстраиваться с соблюдением следующих принципов: наглядности, доступности, прочности, систематичности и последовательности;

• содержание работы по сенсорному развитию будет реализовываться не только в игровой деятельности, но и в других разных видах деятельности детей;

• просвещение педагогов и родителей в области развития сенсорных способностей у детей;

• создание развивающей среды в группе детского сада.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них полностью возлагалась задача формирования сенсорной культуры ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством и звуком.

Специальные приемы, упражняющие детей в подборе и группировке цветовых тонов и оттенков, значительно обогащают детскую речь. А это, в свою очередь, делает совершеннее процесс восприятия цветовых тонов.

Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во время проведения непосредственно образовательной деятельности нужно развивать сенсорное, чувственное восприятие ребёнка.

Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, являлось единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям детей.

Таким образом, активное привлечение родителей, педагогов к проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста способствует более успешному умственному развитию дошкольников.

Рассмотрим первое психолого-педагогическое условие

развивающая предметно-пространственная среда ДОО со специальными

сенсорными уголками и элементами системы М. Монтессори.

Развивающая предметно-пространственная среда является важным фактором сенсорного развития детей раннего возраста. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир. В группе детей раннего возраста создание развивающей предметно-пространственной среды является необходимым условием для полноценного развития ребенка, для реализации ведущих видов деятельности. Большое значение предметно-развивающей среде в развитии детей раннего возраста отмечается и в нормативно-правовых документах.

В Концепции дошкольного образования сказано, что организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к построению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Она должна:

1 Обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала.

2 Предоставить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности для уединения.

3 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Современный ребёнок испытывает недостаток слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий линейно, однобоко.

Вернуть всю полноту взаимодействие с реальными объектами — главное назначение сенсорного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждениях.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Сенсорный уголок предназначен главным образом для:

1 Стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

2 Снятия мышечного и психоэмоционального достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;

3 Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;

4 Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

5 Повышения мотивации к самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка.

При организации сенсорного уголка с элементами системы в первую очередь

необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Полки с материалами должны быть на уровне глаз ребенка.

Каждый материал должен быть в единственном экземпляре и полностью скомплектован, вымыт и готов к работе. Лежать он должен на отдельном подносе, в коробке либо корзине, чтобы ребенку было удобно перемещать.

Все дидактические пособия изготавливаются из естественных материалов – дерева, картона и т.п.

Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Именно на это и следует обращать особое внимание, давая детям соответствующие задания: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести, беря в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру. Все действия такого рода обогащают сенсорный опыт детей, развивают способность ориентировки в окружающем.

Специально созданные условия, как в процессе проведения непосредственно-образовательной деятельности, так и в повседневной жизни, позволяют обеспечить накопление разнообразных слуховых, зрительных, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных характеристиках величины (большой – маленький), формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), цвета (зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный, синий). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.

Специально созданные условия сенсорного развития, педагогическое воздействие, индивидуальное сопровождение в мир чувственности, познания окружающего и осознания себя – все это задачи взрослого.

Насколько успешно будет реализован намеченный образовательный план, зависит от профессиональной компетентности педагога в сфере сенсорного воспитания.

Рассмотрим второе психолого-педагогическое условие – компетентность педагогов в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

В российском образовании принят Профессиональный стандарт, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющими успех в этой деятельности.

Так же компетенции педагогов, реализующих образовательные программы дошкольного образования, раскрыты в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению новых знаний и умений, обогащению деятельности.

Компетентность педагога предполагает:

1 Мотивацию ведущей деятельности ребенка;

2 Раскрытие личностного смысла конкретной непосредственно- образовательной деятельности;

3 Понимание ребенка в вопросах, необходимых для реализации индивидуального подхода в развитии, воспитании и обучении;

4 Компетентность в основных образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Следовательно, педагог в области сенсорного развития детей раннего

возраста должен владеть основными понятиями этого процесса, знать

особенности сенсорного воспитания в разные возрастные этапы, использовать

методики, программы, пособия и технологии данной проблемы и уметь создавать необходимые условия для эффективного развития восприятия и усвоения сенсорных эталонов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: