Психологическое развитие ребенка 4 месяца

Развитие ребенка в 4 месяца: что надо знать родителям?

Родителям нужно следить за тем, чтобы развитие ребенка в 4 месяца происходило максимально естественно.

razvitie-rebenka-v-4-mesjaca

Младенцы такие крошечные и беззащитные и пока не в состоянии сказать, что именно их тревожит или в чем они нуждаются. Родителям приходиться догадываться самим, опираясь на опыт поколений.

И все равно их продолжают преследовать страхи, нормально ли происходит развитие ребенка.

4 месяца он живет с вами, но сомнения не дают в полной мере наслаждаться своим отцовством и материнством.

Сегодня мы поговорим о том, какие физические и психологические параметры отличают четырехмесячного малыша, чему он уже научился в своем возрасте и как обеспечить ему максимально гармоничное развитие.

Особенности развития ребенка в 4 месяца

Четырехмесячные малыши отличаются от трехмесячных.

Естественно, они изменились физически, но наибольшие изменения происходят с их психологией.

Именно в этом возрасте многие начинают понимать: из несмышленого пупсика с неосознанными реакциями младенец превращается в маленького человечка, который прекрасно знает, чего хочет и всеми возможными силами пытается это получить.

К 4-ем месяцам у большинства детей появляются следующие знания, умения и навыки, которые они охотно демонстрируют окружающим:

  • С легкостью переворачиваются со спины на живот и наоборот.
  • Пытаются ползать, усиленно помогая себе коленями и локотками.
  • Сидят, правда, пока опираясь на подушки.
  • Если вы положите его на живот, то он самостоятельно поднимет туловище и будет держать его, опираясь на ладони.
  • Цвет, форма, размеры, звуки – все это малыш уже вполне различает.

Легко ориентируется, кто свой, а кто – чужой.

Периоды бодрствования стали намного длиннее – 2 часа и больше.

Безусловный хватательный рефлекс сменяется осмысленным хватанием.

Малыш понимает, что хочет получить именно этот предмет и знает, что с ним делать.

Физиологическое развитие ребенка в 4 месяца

За месяц малыш набрал вес (700–1 000 грамм) и подрос на 2–4 см.

Таблица физиологических параметров четырехмесячного малыша выглядит так:

Девочки Мальчики
Вес 5,4 – 7,5 кг 5,5 – 8 кг
Рост 58,4 – 66 см 58,7 – 67 см
Окружность головы 39,1 – 42,2 см 40,2 – 43,6 см
Окружность груди 38,9 – 43 см 38,6 – 44,6 см

На вид четырехмесячный малыш просто прелестен – такой себе сказочный упитанный карапуз с беззубой улыбкой.

Психологическое развитие ребенка 4 месяца

Для нормального развития ребенка в 4 месяца ему нужно общение.

Мамы четырехмесячных карапузов часто жалуются, что ничего не успевают делать, потому что дитя не отпускает от себя ни на минуту и требует постоянного общения.

Не отказывайте ребенку во внимании.

Домашние дела подождут, они не стоят того, чтобы заставлять волноваться своего малыша, не желая проводить с ним время.

Дети в этом возрасте невероятно дружелюбны. Они охотно улыбаются незнакомцам, пытаются говорить с ними на своем языке, изучают их, ощупывая лицо, пытаясь запихнуть пальцы в рот.

Потребность пребывать на руках тоже никуда не делась – это еще один из способов общения для ребенка.

Малыш плачет уже не так часто и лишь тогда, когда его действительно что-то беспокоит.

Некоторые мамы жалуются, что их сын или дочь стали слишком капризными, хнычут без причины, не хотят играть. Это может быть связано с тем, что через месяц–два у ребенка прорежутся зубки, а подготовительный период причиняет ему дискомфорт.

Спектр эмоций, которые может испытывать ребенок, очень яркий: страх, интерес, радость, обида, гордость за совершенный поступок, удовольствие, боль и т.д.

Каким должен быть уход родителей, чтобы развитие ребенка 4-ех месяцев происходило нормально?

Суточная норма сна – 17–18 часов, то есть периоды бодрствования сокращаются.

Малыш реже просыпается ночью и у мамы наконец-то появляется возможность выспаться.

Педиатры рекомендуют до 6-ти месяцев ограничиться лишь грудным молоком, если у вас его достаточно для насыщения ребенка.

Суточная норма материнского молока или сухой смеси – до 1 кг.

Периоды между приемами пищи стали более длительными, четырехмесячный малыш ест не более 8 раз в день.

В летний период на улице рекомендуется проводить не менее 3-ех часов, да и зимний период – не помеха для того, чтобы ребенок дышал свежим воздухом, хотя в холодную пору года прогулки можно сократить до 1,5–2 часов.

Четырехмесячный карапуз уже так усиленно интересуется окружающим миром, что коляску иногда (если планируется недлительная прогулка, во время которой малыш будет бодрствовать) можно заменять на кенгурушку или слинг.

Так он рассмотрит все, что ему интересно.

До полугода рекомендуется ежедневно купать ребенка.

Температура воды должны быть не горячая: не более 37 градусов.

Еще пара слов о физическом развитии четырехмесячного малыша

и уходе за ним в видеоролике:

Развитие ребенка в 4 месяца: игры и учеба

Малыш уже вовсю лопочет на своем языке, играя с интонациями и силой звука.

Именно в 4 месяца многие дети произносят свои первые двухсложные слова: «ма», «па», «ба», «да». Поддерживайте разговор с ним, пытаясь научить его новым словам и звукам.

В 4 месяца у ребенка уже могут появиться любимые игрушки, с которыми он будет засыпать или которыми будет играть охотнее всего.

Четырехмесячные младенцы поддаются обучению. Им можно:

  • показывать различные предметы и цвета, называя их;
  • читать стишки и короткие сказки;
  • демонстрировать, какие звуки издает то или иное животное: как рычит лев, как лает собака, как мяукает кошка;
  • называть во время прогулки предметы и людей, на которых ребенок фокусирует свое внимание.

Родителям нужно следить за тем, чтобы развитие ребенка 4 месяца происходило максимально естественно, чтобы малыш не переутомлялся, не раздражался по пустякам, не испытывал других негативных эмоций, например, страха или тревоги.

Ребенку 4 месяца

В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них.

Развитие ребенка в 4 месяца

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, поэтому в квартире старайтесь повсюду брать его с собой. Для этого можно использовать переносной шезлонг или прогулочную коляску.

Теперь малыш исследует окружающий мир путем непосредственного взаимодействия с ним. Пусть сын или дочка «помогает» вам в домашних делах, присутствует на обедах или ужинах, «участвует» в разговорах. Кроха больше не ждет пассивно, когда с ним заговорят или ему улыбнутся. Он сам ищет лица, затем улыбается, лепечет и заставляет нас улыбаться в ответ.

Учимся понимать друг друга

К 4 месяцу у ребенка устанавливаются контакты с окружающими людьми. Маленький человечек готов улыбнуться каждому, но самые радостные улыбки предназначаются родителям. Он реагирует на их внимание, радуется играм и разговорам, активно подает голос и лепечет. Все это – признаки желания и готовности к общению.

Ошибочно полагать, что ребенок не понимает обращенную к нему речь. Всю «необходимую» информацию он черпает в ваших интонациях. В ответ на обращенные к нему слова кроха начинает «гулить» и улыбаться. Со стороны иногда даже трудно понять, кто – взрослый или малыш – более активен. В результате между ребенком и родителями устанавливается более тесная, чем когда бы то ни было, связь. В этот период происходит очень быстрое развитие речевых навыков. Малыш проводит много времени, тренируя свои новые способности.

К концу 4 месяца в речи ребенка легко различить гласные и согласные, среди которых наиболее часто встречаются грубым «м», «б», «п». Их появление в активной речи малыша одними из первых неслучайно: из-за того, что кроха сосет материнскую грудь, у него уже хорошо развиты мышцы губ, благодаря работе которых мы впоследствии и наслаждаемся первыми «ма-ма-ма». Теперь становится очевидным, почему в различных языках, слово «мама» имеет почти одинаковое звучание.

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. И взрослым, и детям доступен язык мимики, жестов, различных действий. К примеру, малыш может всем своим видом демонстрировать нежелание укладываться спать.

Уже говорилось о том, что не стоит бояться «избаловать» младенца, постоянно укачивая его на руках. Не стоит беспокоиться по этому поводу и сейчас, однако трехмесячному человечку необходимо помочь научиться засыпать самостоятельно. Проявите фантазию и терпение. Чтобы делать ритуал отхода ко сну приятным и понятным для ребенка. Кладя малыша в кроватку, будьте спокойны, веселы и уверенны в себе, старайтесь говорить и улыбаться.

Двигательные навыки ребенка 4 месяцев

Ребенка 4 месяцев нередко называют «хватайкой» — его умения пользоваться руками становятся более совершенными. Он начинает щупать, брать, бросать предметы, пытается дотянуться до лежащей рядом игрушки. Большинство детей четвертого месяца жизни способны дотянуться и ударить по подвеске, прикрепленной к кроватке.

Их действия осуществляются в определенной последовательности: ребенок ударяет по подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, оживленно вскрикивает, а затем с возрастающей силой возобновляет удары. В желании малыша увидеть что-то новое, необычное проявляется его способность вести себя более осознанно и целенаправленно.

По уровню развития двигательных навыков дети этого возраста заметно отличаются друг от друга. Кто-то уже может переворачиваться с живота на спину, некоторые же малыши все еще ограничены в своих движениях. Но не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не дорос в СВОЕМ развитии. Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.

Вижу, слышу, ощущаю…

Кроме интереса к собственным рукам, у малыша заметно возрастает интерес к предметам, попавшим в них. Теперь он способен дольше держать предмет в руках и внимательно изучать его. Если крохе в руку положить погремушку, он сначала рассмотрит ее, а после этого поднесет ко рту. Когда вы держите какой-либо предмет перед малышом, он пытается схватит этот предмет обеими руками.

Младенец проявляет способность предугадывать события, которые должны произойти. К примеру, увидев мамину грудь, он тотчас замолкает. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенно стереотипе. Грудь, на которую он смотрит, — не просто зрительный образ, а то, что должно оказаться у него во рту и утолить чувство голода.

Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов, он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Кроха пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки, но еще не понимает, что с помощью взгляда нельзя вернуть ее назад.

В это же время в сознании ребенка устанавливается прочная связь между увиденным и услышанным. Он поворачивает голову на звук материнского голоса. Его внимание привлекает звон погремушки, и малыш может почти полностью повернуться, чтобы увидеть ее. Список любимых забав возглавляют музыкальные игрушки, радио, магнитофонные записи и даже стук метронома. Ребенок будет поворачиваться к любому источнику шума.

Кулачки младенца почти полностью разжались, и он начинает активно исследовать предметы руками. Чтобы продлить приятное ощущение, ребенок будет тереть большим пальцем край мягкого одеяльца, по которому скользят его ладошки. Теперь малыш не пассивно получает удовольствие. А сам активно ищет новые приятные ощущения.

Занятия с ребенком 4 месяцев

Разговаривайте с сынишкой или дочуркой, используя любую возможность. Рассказывая что-либо, изменяйте интонации, говорите громко и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь что-то «сказать», подождите, пока он закончит «фразу» а затем повторите его «речь». Чем чаще вы будите разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами. Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Младенцу нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком, и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Чтобы младенец чаще произносил различные звуки, пойте ему песенки, в которых доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, воспользуйтесь «Звукариком» А, Усачева и переложите коротенькие стишки из этой книги на любую мелодию. Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их крохе. Послушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Продолжайте знакомить малыша с различными типами поверхностей. Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть сын или дочка прикоснется к каждому пальцу.

Физическое развитие ребенка

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность по-новому увидеть окружающий мир. Чтобы младенец скорее научился ползать, положите его на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти, отталкиваясь ногами от ваших рук.

В период между 3 и 4 месяцем большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они, как правило, перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите крохе развить эти новые для него навыки. Подложите руку малышу под плечи и осторожно покачивайте его из стороны в сторону. Когда ребенок лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует перевернуться сам.

Развитие речи на первом году жизни. 4-6 месяцев

Что можно делать для развития речи малыша с самого его рождения? Оказывается, многое. Налаживать контакт с крохой во время кормления и купания, подражать издаваемым им звукам, носить на руках, знакомя с обстановкой комнаты. Подробности о первых трех месяцах вы найдете в первой статье. Сегодня — продолжение темы.

4 месяца: звуки — на вкус

Как быстро летит время! Вы только посмотрите на этого ребенка. Мало того, что он отлично поднимает и удерживает голову и лежа на спине, и лежа на животе, он уже хорошо опирается на ножки при поддержке под мышки, да еще и сидит, правда, с поддержкой.

Конечно, при таких достижениях и речь не остается в стороне. В звуковом арсенале вашего малыша появляются певучие звуки, так называемое гуление. Все новые звуки, а их еще называют предречевыми вокализациями, как бы распробуются ребенком. Он гулит, то есть пропевает звуки, и при этом, заметьте, прекрасно тренирует речевое дыхание. Оно понадобится для речи, и ждать уже не так долго. Малыш прислушивается к звукам собственного голоса. Родители должны знать, что без гуления с его распробованием звуков на вкус не перейти к лепету. Но об этом чуть позже, а сейчас вернемся к нашим 4 месяцам.

Итак, вы услышали «пение», доносящееся из кроватки, — так пойте сами, привлекайте внимание малыша к звукам, радуйтесь его успехам, отвечайте ему. Не спеша, с ребенком на руках, подойдите к зеркалу и показывайте, как вы открываете рот, произносите: э-э-э-э, а-а-а-а, о-о-о-о, у-у-у-у, и-и-и-и, высовываете язык, надуваете щеки, облизываете губы.

Если вы, находясь рядом с ребенком, ласково разговариваете с ним, тормошите, поглаживаете, показываете игрушки, то уже одного вашего присутствия достаточно, чтобы малыш начал произносить звуки. Без такого общения, без вашего обучающего влияния малыш позднее не будет вас замечать, не будет проявлять интерес к вам и к тому, что вы делаете. А если положительного контакта не будет, готовьтесь, что ребенок будет обращаться к вам криком.

«Ну, я уж не знаю, что ему надо! — возмущается молодая мама, кивая на красного, орущего младенца. — Кажется, сухой, сытый, все у него есть!» Действительно, сухой, сытый, живот не болит, в кроватке полно игрушек, на которые ребенок не смотрит. И мама рядом, читает детектив. Ну, что ему еще надо? А как вы думаете?

Теперь уже малыш достаточно долго занимается игрушками, подвешенными на расстоянии вытянутой руки. Рассматривая их, ребенок не просто до них дотрагивается, но и захватывает. Заметив такие действия, попробуйте не только подвешивать игрушки, но и положить их рядом с малышом. В этом возрасте вы уже можете использовать для занятий с малышом две игрушки, как и прежде, удобные для удерживания. Вначале аккуратно вкладывайте в ручки игрушки, а когда они будут зажаты в кулачках, понарошку отбирайте, при этом обязательно приговаривая что-нибудь вроде: «Ты взял колечки, молодец, умница. Крепко держишь. Отдай-ка, вот какой, не отдаешь. » и т.д.

Игрушки кладите так, чтобы ребенок мог до них дотянуться, легко мог достать нужную ему вещь. Очень хорошо, если вы сумеете привлечь внимание малыша, когда он лежит на животе. Игрушка должна быть яркой, удобной. На первых порах вы можете помочь, слегка подвинуть игрушку, не забывая при этом поощрять малыша. В дальнейшем добивайтесь, чтобы ребенок сам стремился достать предмет. Кроме того, в положении лежа на животе малышу легче пользоваться губами, языком, открывать ротик. Поставьте перед ним зеркало, пусть полюбуется на себя и, возможно, попытается совершить что-то выдающееся. Не расстраивайтесь, если будут предприняты попытки засунуть игрушку в рот (кстати, туда активно засовывается и палец), ведь это важный этап изучения предмета. Смотрите только, чтобы игрушки были достаточно большими, тогда не будет опасности, что они будут проглочены, и почаще их мойте. И по-прежнему проговаривайте все, что вы делаете вместе с ребенком.

При этом старайтесь разнообразить интонацию, с которой говорите, пошепчите, произносите звуки одними губами. Услышав звуки, произнесенные малышом, сами попытайтесь их повторить ему и при этом улыбкой, ласковым приглашающим взглядом побуждайте к «ответу» — продолжению «разговора».

5 месяцев: мама, папа, я вас знаю. и доверяю

Пришла пора обзавестись магнитофоном или музыкальным центром, если у вас их до сих пор не было. Мамы и папы отмечают, что малыш с удовольствием слушает мелодичную музыку. Родители могли бы и сами сыграть малышу что-нибудь на дудочке или губной гармонике. Только обзаведитесь не металлической гармошкой, извлекание звуков из которой сопровождается поистине титаническими усилиями (такие инструменты одно время выпускала наша промышленность), а удобной и не требующей больших энергетических затрат пластмассовой.

Не старайтесь разнообразить музыкальные впечатления малыша обилием мелодий — полезнее обогащать ребенка различием тембра. Пусть музыка слышится то ближе, то дальше, исполняется на разных инструментах (пожалуй, барабан еще не потребуется), звучит то справа, то слева. Именно это развивает способность малыша слушать. А умение слушать очень пригождается, ведь малыш повторяет за вами звуки. Слова пока еще непонятны, но зато тон, которым они произносятся, улавливается превосходно. Основной смысл понимается по интонации. Поэтому гуление ребенка очень певучее, он как бы пробует овладеть интонацией.

Особенно приятно маме и папе, что ребенок их уже узнает и выделяет. Напрасно знакомая тетя манит «на ручки», у мамы оно как-то спокойнее и надежнее, к чужой тете идти не хочется. Это вовсе не говорит о том, что ребенок бука и дикарь. Просто его мир — это прежде всего мама, и именно с ней ему комфортнее всего. А мама старается понять малыша и сделать так, чтобы и он ее понял.

Изображайте действия вашего ребенка и обязательно комментируйте при этом, что вы делаете. Очень важно, чтобы ребенок был заинтересован в общении с вами. Если он отвернулся, закапризничал, показывает, что не расположен к игре, не стоит настаивать. Ну, а уж если у вас нет настроения или вы «отбываете» игру как повинность, не ждите результата. Зато, услышав звук, произнесенный в ответ, не поскупитесь на улыбку и ласку. Если малыш не ответил вам сразу, не повторил, но с интересом смотрит на вас, повторите звук. И вообще, не требуйте от ребенка немедленного реагирования в виде повторения, ведь ему нужно время, чтобы произнести ответный звук. Это совсем не так легко, как может казаться взрослому.

Не забывайте о звучащих игрушках. Пятимесячному малышу интересен и зайка, бьющий в барабан, и детская шарманка, и музыкальная шкатулка. Так как ребенок уже внимательно ощупывает, трясет игрушки, можно предложить ему погремушки разного звучания, разной степени громкости. С интересом малыш слушает перекатывание пуговиц в жестяной коробке, громыхание камушков в железной банке, стук горошин о стенки спичечного коробка и многие другие звуки. Только будьте осторожны и внимательно следите, чтобы ребенок не взял в рот высыпавшиеся детали или не засунул их себе в носик или ушко.

Можно уже потихоньку подкладывать малышу игрушку для доставания после подползания, причем самостоятельного. Самые настойчивые мамы могут незаметно отодвигать игрушку, хитро стимулируя ребенка ползти за ней вперед и вперед. И вдруг вы увидите, как, достигнув желаемого предмета, ребенок отталкивает его и ползет к нему снова! Вот вам и манипуляции с игрушкой, и активное движение, и развитие речи, ведь вы не забываете обсуждать с малышом все происходящее?

Можно начинать игру в «Прятки». Вы закрываете ладонями лицо (или приседаете за кресло) и говорите при этом: «Ку-ку!» А затем открываете лицо (или вылезаете из-за кресла) со словами: «А вот я!».

В этом возрасте ребенок ровно стоит на ножках, если его поддерживать под мышки, садится при поддержке и опоре (вот только спину держать прямо ему пока не удается).

6 месяцев: лепетать — это что-то новенькое

Посмотрите на фотографию шестимесячного малыша: глазенки широко раскрыты, прямо-таки распахнуты в мир, все хочется увидеть, все хочется оглядеть! Окружающий мир завораживает и манит, таит в себе столько открытий и чудес.

Когда мы рассказывали вам о гулении, то говорили о том, как важно для малыша начать прислушиваться к собственным звукам. Сейчас вы уже явственно слышите, как из кроватки раздается не простое, знакомое вам певучее протягивание, а повторение настоящих слогов. Причем с использованием звуков, для которых требуется, например, смыкать губы: «б», «п», «м».

Теперь вы можете быть совершенно уверены: ваш малыш научился прислушиваться к звукам своего голоса, то есть он слышит слог, который произносит, повторяет его несколько раз, и ему это очень нравится. Пусть ребенок как можно больше подражает вам, прислушивается к вашей речи. Именно подражание развивает подвижность губ, языка и, что самое главное, у малыша постепенно формируется установка отвечать на ваши слова собственной «речью».

Обратите внимание: ребенок часто лепечет, играя. Например, постукивая игрушкой об игрушку или размахивая ею. Получается не просто повторение, а повторение в определенном ритме. Старайтесь так расположить малыша в его кроватке или манеже, чтобы у него было достаточно места для игры, чтобы ему было удобно.

Полугодовалый ребенок прекрасно играет с игрушками, он их берет, размахивает ими, может переложить из одной руки в другую. Вы, наверное, заметили: когда игрушка падает, малыш начинает ее искать, тянется за ней. Попробуйте помочь, при этом привлекайте внимание к игрушке, например, объясняя и уточняя, где она: «А где же наш зайка? Вот он. Зайка упал. Вот зайка, лежит под столом. Давай поднимем зайку. Смотри, зайка опять тут. Возьми зайку».

Конечно, внимание шестимесячного малыша еще недостаточно устойчиво, он легко отвлекается. Вы можете потрясти звучащую игрушку. Скорее всего, шум заинтересует ребенка, и он захочет продолжать игру. Ребенка больше всего привлекают действия с определенным результатом. Например, раздается звонок или на игрушке что-нибудь меняется, или что-то извлекается из коробочки. Поэтому разнообразьте предметы, которые малыш может ухватить, помня при этом, что и заваливать ребенка игрушками не стоит.

Итак, вы с удовольствием слушаете, как ребенок произносит слоги. Обычно это «ма», «ба», «па», «ле», «гу» и комбинации этих слогов. Услышав повторяющиеся слоги, вы можете повторить их за малышом, а потом договорить словом, например, «мама». Очень хорошо, если при этом ребенок смотрит на вас. Так вы дадите ему возможность не только повторить, но и увидеть, понять, запомнить. Но не переусердствуйте в занятиях. Учтите, что удержать внимание малыша на своем лице нелегко, поэтому произносите звуки и слова с разной интонацией, немножко пошепчите, немножко пошевелите губами беззвучно. И через минуту-полторы ждите реакции ребенка на свои усилия.

Иногда родителям кажется, что ребенок лепечет мало или вяло, и они интересуются, можно ли как-то стимулировать произношение звуков. Попробуйте приложить пальчики ребенка к своим губам, и пусть он не только увидит, но и почувствует, как двигаются губы, когда вы произносите «ма-ма» или «ба-ба».

Можно так же аккуратно и осторожно сближать губы малыша, побуждая его сказать «п» или «б», или «м». Вы кормите ребенка, например, тертым яблоком? Ну, так положите немного яблока на нижнюю губу. Выплюнет? Может быть. А может быть, высунет язык и достанет! Помажьте соком губки, пусть попытается облизать их язычком, несколько раз сомкнет губки, вытянет трубочкой, пошевелит. Нам пригодятся все движения. А вы продемонстрируете образцы.

Попробуйте разговаривать лежа. Это далеко не так удобно, как сидя или стоя. Поэтому разговаривайте с малышом, побуждайте его к речи, когда он сидит у вас на руках, двигается и пытается ползти, присаживается. Если малыш тянет к вам ручки, прося вас взять его на руки, обязательно проговорите и его просьбу, и свои действия: «Ты хочешь на ручки? Сейчас мама тебя возьмет. Иди к маме. Мама взяла тебя на ручки. Ты уже у мамы». И перед едой, когда вы видите открывающийся ротик, обязательно проговорите: «Ты сейчас будешь кушать. Ты хочешь кушать? Сейчас мама тебя покормит. Что ты будешь делать? Кушать».

Все движения, которые вы хотите получить от ребенка, демонстрируйте ему сами, тогда потом он будет их проделывать по словесной инструкции. Дайте малышу одну погремушку, другую возьмите себе. И потрясите, пусть ребенок повторяет. Потом можно будет обговорить это: «Я покатала мячик и ты покатай». Ну и венец: «Постучи в барабан!»

Одна мама признавалась автору, что постепенно так втянулась в игры с ребенком, что каждый день изобретала что-нибудь новенькое и в конце концов стала записывать свои заготовки, а также делиться ими, точнее, тетрадкой, в которую они заносились, с другими мамами. Тетрадка имела большой спрос.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Развитие ребенка в 4 месяца – что умеет малыш в этом ворасте?

Изображение записи

Четырехмесячный малыш уже прошел период адаптации к окружающей среде. У него наступает переломный момент, когда все системы организма начинают интенсивно развиваться. Движения малыша становятся все увереннее, проявляется индивидуальность, появляются собственные привычки. Малыш начинает активно познавать мир вокруг него.

Физиологические показатели 4-х месячного ребенка

К этому возрасту кроха должен иметь следующие показатели:

МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
Рост, см 61,7-66 59,8-64,3
Вес, кг 6,2-7,9 5,6-7,3
Окружность головы, см 39,0-43,5 38,5-43,0

За месяц малыши должны прибавить в весе до 700 грамм, и подрасти на 2-2,5 см. К 4 месяцам малыш проявляет все большую активность, становится подвижным и уже демонстрирует свои навыки.

Физиологические показатели крохи на пятом месяце жизни активно развиваются:

  • Ребенок различает как предметы, так и их цвет, может долго рассматривать заинтересовавшую его игрушку.
  • У малыша появляются задатки зрительной памяти.
  • Он переводит взгляд с одного предмета на другой, к началу 5 месяца различает плоские и объемные предметы.
  • Слуховой аппарат практически полностью сформирован. При появлении звука малыш поворачивает головку в его сторону.
  • Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь, различает интонации.
  • Малыши по-разному реагируют на ритмичные и медленные мелодии. В первом случае они оживляются, а под колыбельную песенку успокаиваются и затихают.
  • На резкие звуки малыш реагирует широким распахиванием глаз.
  • К 4 месяцам малыш начинает активно гулить и агукать.
  • Он издает некоторые звуки , к примеру «ма», «ба», «па», которые нетерпеливые родители воспринимают за речь ребенка.
  • Малыш уже умеет смеяться и звонко вскрикивать.
  • Время бодрствования крохи увеличивается.
  • Он незаметно переходит на 3-х разовый дневной сон, все остальное время посвящая познанию окружающего мира.
  • В 4 месяца ребенок должен спокойно спать всю ночь, в крайнем случае, прерывая его на 1-2 кормления.

Нормально развивающийся малыш в 4 месяца обладает достаточным количеством навыков:

  1. Делает попытки повернуться на бочок, спинку и обратно.
  2. При кормлении сам поддерживает ручками мамину грудь.
  3. Лежа на животе, приподнимается на руках и хорошо держит голову.
  4. Понимает, что для того чтобы извлечь звук из погремушки, ее нужно потрясти.
  5. Удерживает предметы в руке до 30 секунд.
  6. Может садиться, когда его слегка тянут за руки.

Нервно-психологическое развитие малыша в четыре месяца

К 4 месяцам у малыша начинается стадия «оживления». Малыш активно пытается устанавливать контакты с окружающим миром, он радуется общению с взрослыми и стремится к нему.

  • У ребенка появляется более эмоциональная реакция на любые события.
  • Малыш уверенно отличает близких ему людей от посторонних, в первую очередь, выделяя маму.
  • Кроха активно общается с окружающими посредством звуков и жестов, особенно радуясь, когда видит маленьких детей.
  • Хотя ребенок еще не проявляет бурную радость при звуках его имени, однако уже реагирует на него, поворачивая головку в сторону говорящего.
  • Четырехмесячный малыш уже проявляет такие чувства, как удивление, любопытство, огорчение или досаду, хотя эти эмоции пока что мимолетны.
  • Малыш умеет некоторое время развлекать себя самостоятельно, занимаясь с игрушками.
  • В 4 месяца у ребенка активно развиваются тактильные ощущения. Это проявляется в том, что все предметы, находящиеся рядом с крохой, он тащит в рот, таким способом изучая окружающий мир. Следите, чтобы игрушки малыша были чистыми.

Питание ребенка в 4 месяца – можно ли вводить прикорм?

Мнения специалистов о том, в каком возрасте нужно вводить прикорм, расходятся.

Поскольку не все мамы кормят детишек грудью, рассмотрим какие продукты, кроме молочных смесей, можно давать с 4 месяцев. Если малыш нормально набирает вес, то лучше использовать в качестве первого дополнительного питания овощные или фруктовые соки и пюре .

Редко кто из современных мам готовит прикорм самостоятельно – выжимает сок или перетирает овощи. Огромный ассортимент питания для маленьких деток на прилавках значительно облегчает жизнь. Для первого прикорма выбирают однокомпонентные составы из цветной капусты, кабачков, тыквы, моркови или яблок.

Прикорм вводят, начиная с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца – на что способен малыш?

К 4-м месяцам у малыша возрастает потребность в различных движениях. Он усиленно дрыгает ногами и ручками, старается повернуться на бочок, животик и обратно, пытается ползать.

Помочь крохе стать ловким и более крепким можно с помощью несложных занятий:

В руку малыша вкладывают удобные для захвата предметы . После того, как кроха научится крепко держать их в руках, у него аккуратно забирают игрушку и дают снова.

Как правильно развивать восприятия четырехмесячного месячного малыша

Малыш в 4-х месячном возрасте ведет себя как настоящий первооткрыватель. Его стремление к познанию нового не имеет границ. Задача родителей поддерживать эту тягу и всячески помогать малышу. Для развития восприятия можно использовать множество упражнений.

Вот только несколько из них:

Дайте малышу игрушечного мишку, собачку или кошку, объясните, что мишка рычит, собачка лает и т.д.

Неопытные молодые родители полагают, что в возрасте 4 месяцев кроха мало что понимает, и основное внимание уделяют кормлению и гигиене.

Что должен уметь делать малыш в 4 месяца

Жизнь маленького человека с трех месяцев — это переход от рефлекторной, неосознанной деятельности к волевой. Малыш учится распоряжаться своим телом. С четырех месяцев ребёнок проявляет инициативу, активно знакомясь с окружающим миром. Он пробует воздействовать на его части, наблюдая за реакцией. Это уже принципиально другая форма поведения. Родителям полезно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца, чтобы, опираясь на эту информацию, осуществлять правильный уход за карапузом.

Четырехмесячная малышка

Физические показатели

Я смотрю на ребенка и вижу, что:

  • малыш набрал за месяц 800 граммов;
  • длина тела увеличилась на 3 сантиметра;
  • окружность груди и головы стали одинаковыми. Ручки с ножками вытянулись в длину, фигура стала пропорциональнее;
  • изменяется цвет глаз, появляется прическа;
  • кроха стал спокойнее, а значит, ушли колики, пищеварительные органы адаптировались;
  • закончилось «цветение» малыша. С лица исчезли прыщики;
  • усилилось слюноотделение из-за постоянного нахождения во рту разных предметов.

Серьезных различий в развитии между мальчиком и девочкой ещё нет. Мальчик может быть только чуть крупнее.

Мама играет с малышом

Физические возможности

  • Хватательный рефлекс

Четвертый месяц жизни показателен тем, что многие детские рефлексы уходят. Их сменяют осознанные движения. Например, пропадает хватательный рефлекс. С рождения кроха зажимал в кулачок все, что касалось его ладони, абсолютно не осознавая этого. Теперь маленький человек может сделать собственный выбор. Он берет понравившийся предмет, наигравшись, отпускает его. Это связано с началом активного познавания мира вокруг. Кроха трясет погремушку, изучая свойства: её звук, цвет, размер, ощущение от прикосновения.

Хорошо иметь много разных подходящих по возрасту игрушек, чтобы малыш сравнивал их и выбирал любимые.

  • Перекаты

Этот возраст отличается формированием и развитием мышц спины и плечевого пояса. Эти области первыми выходят из спячки, помогают изменять свое положение в пространстве. Очень важный шаг для развития – научиться переворачиваться со спинки на живот.

Малыш держит самостоятельно бутылочку

Если малыш освоил перевороты, можно выкладывать его на пол. Появится простор для новых игр, не будет риска упасть.

Взрослому, который ухаживает за крохой, не стоит бояться переносить его на пол, ведь благодаря этому мир малыша увеличивается во много раз. Важно обеспечить условия для новой деятельности: создать комфортную температуру, подстелить игровой коврик, поддерживать чистоту.

  • Начало ползания

Развитие ребенка в 4 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе. Малыши, спокойно опирающиеся на локти, уже предпринимают попытки ползать, отталкиваясь ногами. Этим действиям полезно помогать, следующий шаг — активное ползание.

Массаж для грудничка

  • Движения на спине

Некоторые дети невысоко поднимают голову, плечи, лежа на спине. Со стороны это может казаться попыткой сесть. Но это проба детьми возможностей тела, разработка мышц.

Нельзя помогать ребенку садиться, пока он не начнет делать этого сам.

Главная опасность заключается в огромной нагрузке на позвоночник, что может привести к нежелательным последствиям. Малыш сам начнет подниматься в сидячее положение, придерживаясь руками. Это будет означать готовность его мышц и скелета к новым нагрузкам. Важно обеспечить нормальное развитие, уход за крохой.

Восприятие окружающего мира

  • Зрение

Четвёртый месяц приносит человеку возможность довольно далеко видеть. Зрение улучшается, позволяя ребенку различать предметы на расстоянии 3-3,5 метра. На прогулке можно брать младенца на руки, ходить с ним, рассказывая о происходящем вокруг. Такое знакомство нужно проводить и дома, чтобы малыш изучал обстановку. Упражнение поможет развивать зрение младенца.

Карапуз запомнил и различает лица мамы. Теперь он радуется и улыбается родителям, а не случайным добрым людям. Зная, что умеет ребенок в 4 месяца, можно лучше его понимать.

  • Слух

В 4 месяца развитие уже позволяет крохе слышать все звуки. Можно слушать музыку с малышом, рассказывать ему сказки, разговаривать, петь. Содержание пока будет ускользать от маленького человека, но эмоциональную окраску, интонации, тембр голоса он поймет, запомнит. Не стоит издавать слишком громкие, неприятные звуки рядом, ругаться между собой. Особенно это касается родителей, ведь голоса мамы с папой узнаваемы младенцем, он будет остро реагировать на их повышение, неприятные интонации.

  • Речь

Карапуз начинает связывать звуки в певучие фразы. Эти перлы ярко эмоционально окрашены, имеют характерную интонацию. Получаются простые слоги. Так происходит из-за подражания голосам взрослых, но ещё не относится к настоящему говорению.

Ребенок лежит на животике

Социальные навыки

Совсем недавно ребенок спокойно реагировал на то, что его берет на руки тётя, дедушка, подруга, теперь всё изменилось. Малыш начал показывать недовольство, беспокойство при общении с малознакомым человеком. Что происходит?

Маленький человек стал отличать близких ему, знакомых людей от тех, кого он видит редко или в первый раз. Теперь, чтобы взять кроху на руки без возможной негативной реакции, с ним надо познакомиться. Умение отличать «своего» от «чужого» — обязательный пункт из списка, что должен уметь малыш в этом возрасте.

Очень красочно выражен «комплекс оживления» у малыша. Это реакция на появление, голос близкого человека. Кроха начинает двигаться, радостно махать ручками, улыбаться, смеяться.

Малыш спит

Эмоционально-психологическое развитие

Появляется реакция на окружающие события. Настроение изменяется в зависимости от поведения близкого взрослого. Малыш понимает, что мама расстроена, сам начинает капризничать.

Еще вчера настроение карапуза зависело от того, насколько ему комфортно. Он плакал, если ему было холодно, хотелось есть, что-то болело. Теперь же, согласно месячному календарю приобретаемых навыков, он может перенимать настроение окружающих.

Если что-то идет не по плану

Родителям очень важно понимать: любые нормативные показатели – среднее значение для тысяч детей. Понятие «норма» необходимо для врачей, чтобы опираться на него при проведении осмотра малышей.

Ребенок к четырем месяцам не начал ползать — не страшно. Погрешность в пределах двух месяцев абсолютно нормальна. Нельзя поддаваться на провокации подружек, дети которых в четыре месяца разговаривают или сидят. Первое, скорее всего, – враньё, со вторым эксперименты опасны — могут иметь серьезные последствия.

Нужно спокойно, объективно относиться к возможностям маленького человека. Если малыш ленится переворачиваться, это означает, что нужно больше тренировать с ним данное движение.

Мама кормит малыша

Если с ребенком что-то не так, то, скорее всего, родители уже об этом знают. Признаки отклонений слишком явные, чтобы их игнорировать. В вопросе, что должен уметь ребенок в 4 месяца, нужно обращать внимание на основные навыки, не зацикливаясь на деталях. Стоит подумать о новой стратегии, если:

  • ребенок не держит голову;
  • не реагирует на близких людей;
  • не обращает внимания на игрушки;
  • взгляд не фокусируется на движущемся ярком предмете, при этом направлен сквозь родителя;
  • ребенок совсем не проявляет эмоций.

Во всех ситуациях надо сохранять спокойствие, не поддаваясь панике: настроение родителей очень быстро передается малышу.

Если у ребенка будут выявлены отклонения, это потребует большего спокойствия и организованности от взрослых. Возможно, надо будет ввести дополнительные упражнения или лечебные процедуры. Важно слушать врача, выполнять все его рекомендации.

Изменение распорядка дня

Главное отличие в новом распорядке крохи – удлинение периодов бодрствования днём и ночного сна без пробуждений. Теперь кроха может познавать мир несколько часов подряд и спокойно спать ночью. Непрерывный сон растягивается на 8-9 часов. Это особенно важно для мам, уставших от постоянных пробуждений на кормление, от жизни «по будильнику».

Рекомендация для родителей в этот период – соблюдать режим. Купать, укладывать в одно время — тогда и просыпаться карапуз будет запланировано. Важно обеспечить крохе условия для изучения окружающего мира, побольше гулять.

Малыш улыбается

Развитие в играх

  • Захват мяча

Это одна из самых полезных развивающих игр в 4 месяца. Она поможет разрабатывать «комплекс оживления», поспособствует тому, что должен уметь делать малыш. Это тренировка мышц плечевого пояса и ножек, а также приятный совместный досуг.

Для упражнения понадобится мячик среднего размера. Ребенок лежит на спинке. Мяч нужно поднести ближе к малышу, чтобы тот взял его ручками. Если при этом будут задействованы ножки – замечательно. Создается ощущение, что взрослый бросает мяч, а карапуз ловит.

  • Все такое разное! Мелкая моторика

Для этого упражнения понадобятся отличные на ощупь лоскуты. Лучше всего сделать коробочку, внутренность которой будет обклеена различными по фактуре тканями. Можно прикрепить туда связки бусин. Главное – чтобы ничего не оторвалось. Малыш будет ощупывать незнакомые предметы рукой, накапливая новый опыт. При этом хорошо развивается мелкая моторика.

  • Разговор

Упражнение направлено на развитие речи. Глядя на ребенка, взрослый говорит фразу, обращаясь к малышу. Дожидается, пока кроха выдаст ответ по-своему. Взрослый пытается повторить эту фразу. Карапуз выдает новую. Игра строится на имитации диалога. Важно, чтобы родитель проговаривал слова, слоги, ярко артикулируя. Ребенок учится говорить, пытаясь воспроизвести движения губ окружающих людей.

Не стоит недооценивать маленького человека. Даже с несовершенными умениями понимать окружающий мир, ребенок — уже маленькая личность. Это значит, что к нему надо обращаться, как к собеседнику.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: