Психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста

Возрастной период от 3-х до 5-ти лет называют младшим дошкольным возрастом или началом дошкольного детства. Трехлетние малыши делают заметный шаг вперед в своем развитии. От младенчества и полной зависимости от взрослого они переходят к постепенному приобретению самостоятельности. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста складываются под влиянием главного процесса – становления позиции Я-сам.

Освоение видов деятельности младшими дошкольниками

В три года ребенок продолжает постигать мир посредством предметной деятельности. Но малыш уже знает, что действия приводят к результату, и его начинает интересовать результат собственных стараний. У него уже есть достижения. Ознакомьтесь Что должен уметь ребенок в 3 года.

Младший дошкольник

В младшем дошкольном возрасте у детей ярко проявляется стремление жить такой же жизнью, как и взрослые люди. По этой причине ребенок пытается повторять действия старших братьев и сестер, участвовать в том, что делает мама. А с каким удовольствием малыш рулит или стучит молотком, как папа!

Следует внимательно отнестись к попыткам дошкольника приобщиться к делам взрослого. Именно в это время закладываются предпосылки трудовой деятельности детей. Их нужно поощрять.

Развитие игры в младшем дошкольном возрасте

Игровая деятельность выходит на первый план и ведет за собой развитие младшего дошкольника. Наступает сюжетно-отобразительный этап игры. Дети кормят кукол, повторяя действия мамы; «слушают» условного пациента, как неоднократно видели в детской поликлинике; «забивают гвозди», демонстрируя характерные движения.

Младшие дошкольники предпочитают два вида игр:

  • Сюжетные с хорошо знакомыми действиями
  • Подвижные с простыми и понятными правилами

Сюжеты игр, по большей части, бытовые и самые распространенные профессиональные. Сюжет не планируется, а возникает стихийно, подсказывается ребенку окружающей обстановкой. Причем, если младший дошкольник берет роль профессионального плана, ему непременно нужны атрибуты. Малышу легче играть роль повара, если у него подобие колпака на голове, роль врача, если он нарядился в халат. Следует отметить, что без этих предметов-атрибутов легко обходятся старшие дошкольники.

Дети младшего дошкольного возраста уже начинают проявлять интерес к сверстникам как к личностям, а не случайным партнерам по игре. Возникает игровое взаимодействие. Малыши разговаривают друг с другом. Правда, в младшем возрасте их «беседы» ограничиваются тем, чтобы сообщить о своих игрушках: «Это моя машина», «Мне мама купила новую куклу» и пр.

В 4 года дети проявляют готовность участвовать в игре со сверстником – вместе загружать кузов машины песком, совместно расставлять «посуду» для кормления кукол, подавать детали для постройки башенки и пр.

Постепенно приобретают разнообразие сюжетные игры дошкольников, и возрастает длительность совместного времяпрепровождения. Но даже, если дети играют в одну и ту же игру, это приносит пользу, так как они постигают смысл человеческих отношений.

Что касается подвижных игр, то в младшем дошкольном возрасте держат первенство прятки. Детям понятно правило, что по сигналу им нужно немного убежать и найти укромное местечко. Разумеется, в эту игру им больше нравится играть с взрослым, который делает вид, что долго не может найти затаившегося малыша.

Особенности развития продуктивной деятельности

Развитие младших дошкольников приводит к первым продуктам их деятельности. Детки уже владеют карандашом, следовательно, способны нарисовать кое-какой рисунок. Также умеют делать простенькие постройки из кубиков и других конструктивных деталей.

Как рисуют младшие дошкольники

В изобразительной деятельности дети 3-4 лет не только рисуют каракули, но и видят в них определенные образы. У них уже не просто хаотичные круги – а солнышко, не кривые черточки – а забор.

Психологические особенности младшего дошкольного возраста проявляются и в том, что дети не соотносят пространство реальное и изображаемое. Лист для рисования для малыша не имеет ограничений. Расчертив своими каракулями хаотично весь лист, ребенок автоматически продолжает рисовать за его пределами – на столе, на полу.

Значительный рывок в развитии изобразительных навыков дети делают к среднему дошкольному возрасту. Они обучаются рисованию человечков, у которых есть голова, туловище и руки-ноги в виде палочек. Получается рисовать домики, упрощенные деревья, цветы и другие схематические изображения.

Детское конструирование в 4 года близко к изобразительной деятельности: поставив друг на дружку несколько кубиков, дети дают конструкции название. Не важно, что не наблюдается никакого сходства с реальным образом. Главное то, что ребенок осознает расположение составляющих, учится обеспечивать устойчивость своих конструкций, на практике осваивает форму и величину деталей.

Сенсорное развитие и формирование познавательных процессов

Дети с 3-х лет начинают осваивать сенсорные эталоны в процессе предметной деятельности. Они знакомятся с геометрическими фигурами, прежде всего, кругом и квадратом. Получают представление о форме, величине, цвете. Только начиная с младшего дошкольного возраста, ребенок осознает соотношение больше-меньше.

Базовым познавательным процессом для детей этого возраста является восприятие. Ребенок обследует предмет на ощупь, рассматривает его со всех сторон, пытается применить по назначению или в ином качестве. Благодаря восприятию дети накапливают образы предметов, открывают для себя их свойства. Мячик оказывается мягким и прыгучим, чашка – твердая и бьющаяся…

В младшем дошкольном возрасте только начинается дифференцирование познавательных процессов. То есть, внимание, память, мышление выделяются из восприятия и с каждым годом набирают силу.

Все процессы характеризуются непроизвольностью. Малыши обращают внимание только на то, что их заинтересовало, осмысливают только то, с чем взаимодействуют. Важно стимулировать развитие внимания, чему помогают специальные игры.

В этом возрасте развивается наглядно-действенное мышление и только к 5-ти годам его постепенно вытеснит наглядно-образное. Соответственно, дальнейший перечень того, что должен уметь ребенок в 5 лет, значительно увеличится.

Общение младших и средних дошкольников

Дошкольников тянет друг к другу, сколько бы им ни было лет. Однако общение младших детей значительно меньше развито по сравнению со старшими.

В младшем дошкольном возрасте преобладает эмоционально-практическая форма общения. Детям интересны совместные действия. Они сопровождаются гаммой эмоций. Интерес и радость при встрече может быстро смениться конфликтом из-за игрушки. Крики и слезы могут наступить буквально через несколько минут после спокойной заинтересованной игры.

Дети 3-4 лет стремятся подражать своим сверстникам. Увидев, как ребенок в песочнице насыпает в кузов машины песок, малыш хочет так же грузить машину. Один едет на велосипеде, другому тоже немедленно хочется покрутить педали.

В среднем дошкольном возрасте дети любят похвастаться своими достижениями, что они знают и умеют. Поэтому норовят поучать сверстников: «Ты не правильно строишь. Смотри, как надо», или «А ты умеешь считать до 20? Я умею!» и т.д. Ребенку 4-5 лет важно продемонстрировать себя, обратить на себя внимание сверстника.

Главной особенностью общения младших дошкольников является то, что дети еще слабо понимают, что они чувствуют. Тем более, они не могут представить, как чувствует себя их партнер по общению. Малыш может обидеть и даже ударить сверстника, не осознавая своих действий. По этой причине младших дошкольников нельзя оставлять без присмотра. Взрослый должен быть рядом, чтобы вовремя разрешить конфликт.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131» город Ярославль

Ребенок вступает в младший дошкольный возраст в 3 года и длится этот период до 5 лет. Возрастной особенностью детей младшего дошкольного возраста является отделение от взрослого, появляется утверждение «Я сам». Малыш уже понимает, что многое он умеет делать самостоятельно, а что-то ему хочется попробовать сделать. Возникает противоречие между «я могу» и «я хочу», что ведет к кризису.

Речь ребенка становится сложнее, интереснее, обогащается словарный запас. В этом возрасте важным аспектом является развитие мелкой моторики рук.

Психические новообразования

Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является зарождение элементарного образа собственного «Я», самых простых форм гордости.

Социальная ситуация развития

Младшие дошкольники становятся более самостоятельными. Малыши начинают интересоваться поведением взрослых и своих сверстников. Дети начинают подражать действиям взрослых, используют это подражание для ролевой игры. Сначала в игре преобладает взрослый, но вскоре ребенок младшего дошкольного возраста способен взять инициативу на себя.

Читайте также  Роль игры в развитии речи и мышления

Ребята 3-4 лет начинают воспринимать сверстников, как компаньонов для игры. Также крохи пытаются вести диалог с помощью фраз и жестов.

Общение

В младшем дошкольном возрасте дети учатся знакомиться и играть со сверстниками. Малыши проявляют разнообразные эмоции: смущение, радость, интерес, иногда жадность. Ребята пробуют организовать элементарную совместную игру. А к окончанию этого возрастного периода у детишек выходит создавать полноценные игры.

Ролевая игра

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте от 3 до 4 лет – ролевая игра. Главным содержанием игры выступают человеческие отношения. В ходе такой игры у ребенка развивается восприятие социального окружения, появляется образное мышление и воображение.

Память

Запоминание в данный возрастной период носит непроизвольный характер. Малыш запоминает образы, стоит отметить, что преобладает в большей степени узнавание. Детям еще тяжело долго удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Младшие дошкольники интенсивно меняют виды деятельности, дети легко переключается с одного предмета на другой. Настроение ребят можно охарактеризовать, как неустойчивое. Кроха может спокойно играть, а через минуту уже заливаться слезами. Если ребенок эмоционально здоров, то он излучает жизнерадостность и оптимизм.

Ощущение и восприятие

Важно упомянуть об изменениях в познавательном развитии младших дошкольников. На данном этапе у детей совершенствуется предметное восприятие. Малыши пробуют анализировать и осознавать свои действия. Они учатся продуктивной деятельности, а именно рисованию, лепке, конструированию и так далее. 3-4-летние дошкольники проходят период активного сенсорного развития. Дети имеют представление о формах, размерах предметов. Ребенок экспериментирует, манипулирует новыми орудийными действиями.

Речь

На этапе младшего дошкольного возраста, у детей наблюдается активное развитие. Кроха, не умолкая, говорит с родителями, пытается вести диалог со сверстниками. Речь играет роль действия. С ее помощью ребенок узнает интересующую его информацию с помощью вопросов.

Мышление

Важная характеристика развития детей младшего дошкольного возраста – это начало мышления. Кроха уже не просто выполняет какое-либо действие, а начинает понимать, что он делает и зачем. Это указывает на появление причинно-следственных взаимосвязей.

Внимание

Малыши 3-4 лет еще не способны надолго удерживать внимание на определенном предмете или заниматься одним видом деятельности. Обычно, заинтересованность одним делом длится от 10 до 15 минут.

Эмоциональный мир

Интенсивно развиваются чувства: привязанность, сочувствия, симпатия, удовлетворение успехом, огорчение из-за неудачи и тому подобное. В этом возрасте чувства ребенка разнообразные, довольно сложные, но неустойчивые, текучие, ситуативные. Кроха еще не может обозначить словами свои намерения, желания, планы, чувства, состояние, поэтому выражает их мимикой, жестами, действиями, которые направлены на других.

Физическое развитие

Психофизиологические особенности детей младшего дошкольного возраста диктуют свою специфику физического развития. В этот период важно приучать ребенка к физической активности, но, ни в коем случае не перегружать организм малыша, так как дети 3-5 лет очень быстро утомляются.

В трехлетнем возрасте дети лучше ориентируются в пространстве, сохраняют стойкое положение тела, заданный темп движения, у них лучше развита координация движений при ходьбе, беге, лазанье, прыжках. Ребенок пытается придерживаться определенного направления в действиях с мячом, палкой.

Особенности физического развития детей младшего дошкольного возраста объясняют, почему детям дошкольникам так сложно устоять на месте. Такие действия препятствуют утомлению.

Статья: Психологические особенности младших дошкольников

Чтобы занятия по формированию количественных представлений и счетных умений дали положительный эффект, их нужно правильно подготовить, учитывая психологические особенности раннего возраста. Новые навыки осваиваются детьми постепенно, опираясь на то, что они уже освоили и способны выполнять. При определении объема работы на начальном этапе, важно не переоценивать возможности детей, так как это может привести к потере интереса и бездействию. «Прочное усвоение знаний обеспечивается неоднократным повторением однотипных упражнений, при этом меняется наглядный материал, варьируются приемы работы, так как однообразные действия быстро утомляют детей».

Для поддержания активности и предотвращения утомления детей помогает смена деятельности: малыши слушают воспитателя, следят за его движениями, сами участвуют в какой-либо деятельности, в том числе и в общей игре. Детям дают не более 2–3 однотипных заданий. Во время одного занятия предлагают от 2 до 4 различных заданий. Каждое из которых повторяется не чаще 2–3 раз. Во время знакомства с новым материалом, продолжительность занятия не должна превышать 10–12 минут, потому что усвоение нового потребует от ребенка значительных усилий; занятия на повторение материала возможно продлевать до 15 мин. Воспитатель наблюдает за реакцией детей на занятии и при появлении признаков усталости завершает занятие. Важно наблюдать за реакцией детей во время проведения занятий, так как усталость может спровоцировать потерю интереса детей к усвоению нового материала.

Обучение дошкольников младшей группы основывается на наглядно-действенном материале. Новые умения и навыки дети усваивают на основе внешнего восприятия, когда наблюдают за действиями воспитателя, слушают его объяснения и указания, а затем и сами работают с предоставленным материалом. Занятия обычно начинаются элементами игры, неожиданных моментов – появление кукол, предметов или гостей. Это способствует заинтересованности детей, включению в процесс занятия. Тем не менее, существует один нюанс: когда в первый раз необходимо продемонстрировать новое свойство или действие – важно сфокусировать на него внимание детей, игровые моменты возможно пропустить. Выявление математических свойств демонстрируют методом сравнения предметов, характеризуемыми похожими или разными свойствами (большой – маленький, круглый – некруглый). Используются предметы, которые легко узнаваемы и знакомы детям, без лишних деталей, отличаются 1–2 признаками. Движения помогают повысить точность восприятия (жесты рукой), обведение рукой предмета (по контуру) позволяет детям вернее определить форму предмета, а движение рукой вдоль предмета (при сравнении длинны) позволяет сравнить предметы именно по этому признаку.

Детей обучают пошагово определять и сравнивать однородные характеристики вещей. (Что это? Какого цвета? Какого размера?) Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения – приложения. Особое внимание уделяется работе детей с дидактическим материалом. Дошкольники младшей группы уже способны выполнять достаточно сложные действия в четкой последовательности (накладывать предметы на картинки и карточки образца). Следует отметить, что если ребенок не справляется с заданием, то он скорее всего потеряет интерес, утомится и отвлечется от выполнения задания. Поэтому, воспитатель должен наглядно продемонстрировать детям новый способ действия. Для того, чтобы предотвратить появление распространенных ошибок, воспитатель демонстрирует прием работы и поэтапно объясняет последовательность действий. Также необходимо проследить, чтобы все объяснения были предельно четкими и понятными детям, подаваться в доступное восприятие младшего дошкольника темпе. Когда воспитатель говорит быстро, то дети прекращают его понимать и могут отвлечься. Самые сложные действия воспитатель показывает по 2–3 раза, акцентируя внимание детей каждый раз на новых деталях. Только многократная демонстрация и именование одинаковых действий в различных ситуациях при смене наглядного материала помогает дошкольникам их усвоить. Во время работы воспитатель не только указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины. Имеющиеся ошибки корректируются воспитателем в действии с дидактическим материалом. Пояснения не должны быть навязчивыми, многословными. Иногда ошибки детей могут быть исправлены без пояснений и комментариев. (Возьми в правую руку, вот в эту. Положи эту полоску наверх, видишь, она длиннее этой. И т. д.) Когда дети поймут схему действий, то их демонстрация станет лишней. Далее можно попробовать предложить выполнение задания только по словесной инструкции.

Младшие дошкольники намного лучше усваивают эмоционально окрашенный материал. Запоминание у них характеризуется спонтанностью. Поэтому на занятиях так популярны различные игровые приемы и дидактические игры. Их организуют таким образом, чтобы одновременно могли принять участие все дети и им не пришлось ждать своей очереди. Успешно проходят подвижные игры. Только во время использования игровых приемов воспитатель не должен допустить того, чтобы игра отвлекала детей от главного –пусть еще и элементарной, но математической работы. Пространственные и количественные отношения могут быть отражены на данном этапе только с помощью слов. «Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети хором его повторяют».

Читайте также  Развитие движений детей самостоятельной деятельности

Самым трудным для усвоения действием для детей младшего дошкольного возраста является отражение в речи математических связей и отношений, потому что в данном случае необходим навык построения не только простых, но и сложных предложений, с употреблением союза А и соединительного союза И. Вначале необходимо задавать детям вспомогательные вопросы, далее просить их рассказать обо всем. Например: Сколько пуговиц на зеленой полоске? Сколько пуговиц на голубой полоске? А теперь сразу скажи сколько пуговиц на зеленой и голубой полосках. Таким образом детей подводят к отражению связей: На зеленой полоске один камешек, а на голубой много камешков.

Воспитатель предлагает образец аналогичного ответа. Если дети затрудняются, воспитатель может начать фразу–ответ, а дети ее закончат. Для осознания детьми способа действия им предлагают в ходе занятия рассказать, что и как они делают, а когда действие усвоено, перед началом упражнения высказать предположение, что и как надо сделать. (Что надо сделать, чтобы узнать, какая скамеечка шире? Как узнать, хватит ли детям фломастеров?) Устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. Воспитатель не употребляет те слова, смысл которых не понятен детям.

С первых занятий у дошкольников начинают формировать навыки учебной деятельности: приучивают занимать свое место на занятии, сидеть спокойно и подниматься только по просьбе воспитателя; ребенок учится слушать задания/поручения и пояснения воспитателя, воспринимать увиденной и делать то, о чем его просят, отвечать; формируют умение заниматься в паре, не препятствовать друг другу, одновременно начинать и заканчивать действия, подождать, когда это необходимо. Воспитатель поощряет детей за хорошее поведение, выражает одобрение, поясняя чем оно выражено. Младшие дошкольники не могут находиться в одной и той же позе длительное время, заниматься одним и тем же действием, поэтому задача воспитателя – предоставлять детям небольшой перерыв.

В младшей группе дети получают первый опыт работы с раздаточным материалом. Дидактический материал получает каждый ребенок в отдельном контейнере. Необходимо сделать так, чтобы до начала занятия дети ознакомились с материалом, в этом случае будет проще акцентировать внимание детей на исследуемых свойствах. Игрушки и другие предметы должны быть допустимых размеров, не громоздкими и тяжелыми, не слишком мелкими, чтобы было комфортно их использовать. Детей обучают бережно обращаться с дидактическим материалом, затем, после занятия, собирать в контейнер и разместить в указанном месте.

Воспитатель должен учитывать психологические особенности детей младшего дошкольного возраста при развитии у них мыслительных способностей, умения решать различные задачи. Воспитатель должен знать не только методику обучения дошкольников, ему должны быть понятны математические представления, которые он развивает у детей. Применение специализированных обучающих игр так же важно для стимулирования у детей познавательного интереса к математическим знаниям и общего интеллектуального развития. Приемы формирования базовых математических представлений в системе педагогической науки призвании оказывать помощь и помогать в воспитании всесторонне развитой личности.

Психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился: освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, он получил ценный опыт общения с взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

У ребенка возрастной кризис «трех лет». Еще недавно такой покладистый, малыш начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей.

К концу младшего дошкольного возраста ребенок начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес детей к общению со сверстниками.

Дети 3-4 лет — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной, разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Мышление

Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить, результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличие. На основе наглядно-действенного мышления к 4 годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Речь

Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Восприятие

В этом возрасте ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Дети от использования предэталонов переходят к сенсорным эталонам, культурно выработанным средствам восприятия (к концу возраста восприятие до пяти и более форм предметов, до семи и более цветов, дифференциация предметов по величине, ориентировка в пространстве группы).

Память

У младших дошкольников память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ре­бенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоми­нания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связы­вать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

Внимание

Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

Воображение

На четвертом году жизни года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него.

Эмоциональная сфера

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В процессе общения со сверстниками и взрослыми ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Развитие мотивационной сферы

Читайте также  Развивающие игрушки для 7 лет

Самым важным личностным механизмом, формирую­щимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мо­тивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и за­тем последовательно развивается. Именно с этими измене­ниями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравни­тельно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привле­кательный предмет. Включаясь в новые си­стемы отношений, новые виды деятельности появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирую­щейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успе­ха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мо­тивация достижения. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает об­раз другого человека (взрослого, других детей).

Развитие самосознания

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает чётко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы. К трём годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, ребенок он научается действовать человеческими способами, у него складывается определённое отношение к себе. С одной стороны, попытки отделить своё «Я» и формирования своих собственных желаний – тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказывать своё мнение малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребёнка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться. Это проявление самостоятельности, самоутверждения.

Для ребёнка становиться важным его успешность или неуспешность в делах и играх. Он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Отношения со взрослыми

По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Развитие ребёнка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал с взрослым. Возможны два варианта:

а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребёнка, тактично и аргументированно указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребёнок научится гордиться собой и своими успехами;

б) если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, скорее всего, у ребёнка разовьётся желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего.

Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.

Отношения со сверстниками

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Игровая деятельность

Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга.

Статья:

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только как член семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами- заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной- двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается персептивная деятельность. Дети от использования предэталонов- индивидуальных единиц восприятия- переходят к сенсорным эталонам- культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить три-четыре слова и пять-шесть названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев начинают осуществляться на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения ярко проявляются в игровой деятельности. Дети скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативное. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться так же их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: