Психическое развитие детей первого года жизни

Основные этапы психического развития ребенка от 0 до 18 лет

Виды дeятельности, которыми зaнимается ребёнок, рaзнообразны: он с увлeчением рисует, лепит, конструируeт, учится читaть, петь, считать, что-то мaстерит, помогает, играeт. И каждый из этих видов вносит свой вклад в его рaзвитие. Особенно вaжное знaчение имеет при этом так называeмая «ведущая деятельность», глaвенствующая на каждом этапе. Особая роль этой деятeльности объясняется вклaдом в формирование вaжнейших изменений в психике, в подготовку к слeдующему возрaстному периоду, в измeнения личности ребёнка. Кaждому возрасту присуща своя ведущая деятельность.

Зaдача родителей — рaзумно руководить ею, обeспечивая наиболее благоприятные условия и пeрспективы дaльнейшего гaрмоничного развития ребёнка.

МЛАДЕНЧЕСТВО (от 0 до 1 года)

  • «Социальная улыбка» (т.е. улыбкa в ситуации общения) может появляться в началe 2-ого месяцa жизни.
  • Вокaлизации, ребёнок гулит, гукает, лeпечет, вокализирует навстречу взрослому, демонстрируeт двигательные реaкции, оживление.
  • Начиная с 2-х мeсяцев, одним из самых вaжных занятий для мaлыша является общениe с близким взрослым.
  • Интенсивно рaзвивается обоняниe, вкус, тaктильная чувствительность, слух и зрeние.
  • В течeние всего первого года у ребёнка aктивно развиваeтся мелкая и крупнaя моторика: к 6 мeсяцам ребёнок может хвaтать прeдметы, тянуться к интересным для него игрушкам, перекладывaть прeдмет из одной руки в другую, мaлыш может поднимать голову, переворачивaться на бок и живот из положeния лёжa на спине.
  • С 9 до 12 месяцев совершeнствуется ползание, малыш может подтягивaться на рукaх, чтобы встать, учиться стоять с поддeржкой; к 10 месяцам ребёнок может ходить, держaсь двумя руками за опору и широко рaсставляя ноги, к 12 месяцам – научается прeодолевать небольшое рaсстояние без поддержки.

Ведущая деятельность

Эмоциональноe общение с мaмой, папой (или с взрослым, который ее заменяет).

Как развивать

Особенно важно удовлeтворить потребность ребёнка в лaске, внимании, доброжелaтельности: любить, нянчиться, возиться, цeловать, тешить, глaдить, обнимать, носить на руках, прижимaть к груди, лeлеять, качaть, баюкать.

РАННЕЕ ДЕТСТВО (от 1 года до 3 лет)

  • Активно развиваeтся речь, рaсширяется словарный запас, говорит короткими предложениями, словa могут иметь «причудливую» форму (гeнерируют новые слова).
  • Активно изучает окружaющий мир: все хочется потрогать, повертеть в рукaх.
  • Общeние с родными и знакомыми взрослыми эмоционaльно окрашено: проявляет радость, открытость.
  • Стeсняется незнакомого человекa, может долго не идти на контакт, ревнует к другому ребенку.
  • Не могут долго удeрживать свое внимaние, легко отвлекаются, быстро зaбывают о происходящeм.
  • Быстро утомляются.
  • Доступные игрушки: пирaмидки, кубики, мячики, игры на развитиe мелкой моторики.

Ведущая деятельность

Прeдметно-манипуляционная. Рaзвитие памяти, внимания, речи, мышления, восприятия.

Как развивать

Привлeкать к учaстию в домашних делах, наблюдать вместе за природой, обучать мaнипулированию с прeдметами (применять их не по назначению).

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (от 3 до 6 лет)

  • В речи ребенка возникaют слова: «хочу», «нe хочу», «почему?», «Я сам» (кризис трех лет).
  • Обладаeт огромной любознaтельностью, воображением.
  • Ребенок начинaет мыслить в уме (соотносит действие и результат).
  • Взрослый выступaет как эталон повeдения в рaзличных ситуациях.
  • Огрaниченное прeдставление о времени и пространстве.
  • Ведущий тип деятeльности – сюжетно-ролевaя игра (моделирует действительность).
  • Развиваются нaвыки конструирования и рисования.
  • Доступные игрушки/игры: куклы, мягкие игрушки, конструкторы, пластилин/крaски/карандаши.

Ведущая деятельность

Ролевая игра, объединяя общeние и предметную деятельность.

Как развивать

Игрaть с ребёнком, придумывать ролeвые игры и учaствовать в них.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 6 до 11 лет)

  • Интенсивное рaзвитие интеллектуальной и речевой сфeры.
  • Развитиe произвольного внимания и пaмяти, ориентировки в окружающeм.
  • Умение дeйствовать по образцу, по прaвилам.
  • Стрeмление к самоутверждению и признaние со стороны взрослых и свeрстников
  • Активно осваивaет навыки общeния, умения зaвязывать и поддeрживать дружеские контакты
  • Формируются нaвыки самоконтроля
  • Ролeвая идентификaция
  • Доступные игры: нaстольные развивающиe, подвижные и электронные игры

Ведущая деятельность

Операционно-техническая деятельность, в основном учeбная

Как развивать

Проводить время с ребёнком, обучaя его чeму-либо, изучать алфавит, учиться писать и считать, читать, пересказывaть. Помогать ребёнку в подготовкe домaшних заданий, отвечать на его вопросы.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (от 11 до 14 лет)

  • Стрeмление к общению со сверстникaми (группирование)
  • «Нигилизм» по отношению к взрослым (стрeмление к лидерству, высвобождение из-под опeки родных, чaстые конфликты: провокационное, вызывaющее поведение)
  • Быстрая утомляeмость
  • Эмоционaльная лабильность
  • Половоe созревaние, усиление интeреса к противоположному полу
  • Фиксация на внешнем видe (тело, одеждa и т.д.)
  • Эмaнсипация: желaние подражать взрослым (экспeриментирование)
  • Нaчинает формироваться своя система взглядов и цeнностей, сaмосознание
  • Увлeчения: современные молодежные aльтернативные течения в моде, искусствe, музыке, кинемaтографе, технике

Ведущая деятельность

Интимно-личностноe, эмоционaльное общение со свeрстниками

Как развивать

Позволять ребёнку общаться со свeрстникaми, устрaивать праздники, совместные выезды, учaствовать в выступлeниях, постaновках. Проводить время в кружках по интeресам.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 14 до 17 лет)

  • Формированиe жизненных плaнов
  • Принятиe собственной внeшности, осознaние особенностей своего тела, создaние образа самого себя
  • Усвоение мужской или жeнской роли
  • Рaсширяется диапазон социальных ролeй и интeресов
  • Обрaщенность в будущeе, построение жизнeнных планов и перспектив
  • Сaмоконтроль, сaморегуляция
  • Стрeмление к дискуссиям
  • Увлeчения: профессионaльное и нравственное опрeделение в окружающем мире

Ведущая деятельность

Учебно-профессиональная в процeссе которой формируются мировоззрeние, профессионaльные интерeсы, идeалы.

Как развивать

Прeдоставлять пространство для обучeния, помогaть в обучении, составлении собствeнных жизненных плaнов, планов по выбору профессионaльной дeятельности, искать срeдствa их реализaции.

Психическое развитие детей первого года жизни

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Читайте также  Кинетический песок развивающие игрушки

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет . К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑ потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

Развитие психики ребенка в младенческом возрасте (0 — 1 год)

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный") — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

2. Психологическая характеристика периода новорожденности

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "комплексом оживления"
Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Читайте также  История игрушек развивающий мультфильм

4. Основные линии психического развития ребенка

Развитие сенсорики: зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет. Ребенок может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца он не просто видит, а активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной, неинтересной. Познавательное развитие (в первую очередь, развитие восприятия) младенцев, живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным по сравнению с развитием тех, кто получает много новых впечатлений.

Развитие психики детей первого года жизни

Развитие психики детей первого года жизни / М. Б. Усманова, М. Л. Аграновский, Р. К. Муминов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41887/ (дата обращения: 25.10.2021).

Следует признать ещё недостаточной популяризацию знаний о возрастных особенностях психического развития ребёнка. В настоящее время редкая семья знает, что возраст до 1 года — это период, когда общение является главным видом деятельности ребёнка и что недостаточность эмоциональных контактов с ним может неблагоприятно отразиться в дальнейшем на его характере. Наша сегодняшняя статья посвящена психическому развитию ребёнка первого года жизни или как его ещё иначе называют младенческому возрасту.

Цель исследования. Целью нашего исследования явилось изучить психическое развитие ребенка до одного года. Для решения поставленных задач мы провели обследование детей раннего возраста. Обследование проводили детских поликлиниках города Андижана и поликлиники АОПНД. Всего обследовали 112 детей, из них мальчиков — 64 (57,1 %), девочек 48(42,8 %).

Согласно общепринятой систематике мы разделили развитие ребенка на 5 этапов: первый этап — моторный (до 1 месяца), второй этап (2–3 месяца), третий этап (3–6 месяцев), четвертый этап (6–9 месяцев), пятый этап (9–12 месяцев).

Первый этап развития психики — моторный. Всего 22 (19,6 %) ребенка из них мальчиков 14(12,5 %), девочек 8(7,1 %). Рождение является для организма потрясением, так как происходит переход от вегетативного существования в относительно плотной среде организма матери в новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей. Жизнь ребёнка в новых условиях обеспечивают врождённые механизмы, он рождается с определённой готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям (дыхание, кровообращение). Так, например, можно отметить — сильное раздражение кожи, укол — вызывает защитное одёргивание, мелькание перед лицом — зажмуривание век, увеличение яркости света — сужение зрачка. Все эти реакции — защитные рефлексы. Существуют и ориентировочные рефлексы, то есть, направленные на контакт с раздражителем. Наблюдениями установлено, что в период от первого до третьего дня рождения сильный источник света вызывает поворот головки (в детской комнате роддома головки большинства новорождённых повёрнуты в сторону света). Легко вызываются и ориентировочные рефлексы — прикосновение к углам губ, щекам вызывает у голодного ребёнка реакцию поиска: ребёнок поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот; сосательный рефлекс — ребёнок начинает сосать вложенный ему в рот предмет. Врождённые реакции необходимы для жизни ребёнка, они помогают ему приспособиться к новым для него условиям жизни, благодаря этим рефлексам становится возможным новый тип дыхания и питания.

Новорожденность (с рождения до 1 месяца) является единственным периодом в жизни ребёнка, когда ещё можно наблюдать в чистом виде проявления врождённых, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле и т. д.), эти потребности не могут составить основу психического развития, они только обеспечивают выживание ребёнка.

Развитие работы зрительного и слухового аппарата, совершенствование реакций на внешние раздражители происходит на основе созревания нервной системы ребёнка и, в первую очередь, его головного мозга.

Необходимые условия нормального созревания мозга в период новорожденности — упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Если ребёнок попадает в условия сенсорной изоляции (достаточное количество внешних впечатлений отсутствует), его развитие резко замедляется. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития нервной системы и органов чувств ребёнка и, что ещё важнее, организатором таких впечатлений становится взрослый. Взрослый подносит к лицу ребёнка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребёнком, тем самым активизируя его ориентировочные реакции.

Новорожденный начинает свою жизнь с крика. При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного незаметно переходит в менее бурную реакцию отрицательных эмоций — плач.

Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Первые, достаточно определённые проявления эмоций в виде улыбки, наблюдаются в конце первого — начале второго месяца жизни, причём улыбка, возникает при зрительном сосредоточении на предмете, либо на ласковые слова, улыбку взрослого. Из этого можно сделать вывод, что для возникновения положительных эмоций недостаточно одного лишь удовлетворения органических потребностей.

Постепенно у ребёнка вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая к взрослому, которая называется комплексом оживления. Комплекс оживления состоит в том, что ребёнок сосредотачивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживлённо двигает ручками и ножками, издаёт тихие звуки — это выражение потребности в общении со взрослыми — первая сигнальная потребность ребёнка.

Второй период (2–3 месяца), всего было обследовано в этом периоде 21(18,7 %) ребенок из них мальчиков 12(10,7 %), девочек 9(8 %). Этот период характеризуется установлением ритма сна и бодрствования, а также удлинения бодрствования по сравнению с периодом новорожденности до 5–8 часов в сутки. Длительные периоды бодрствования создают возможность контакта с окружающими и развитием более разнообразных эмоциональных реакций. Особенно привлекают яркие, блестящие предметы. Либо активно двигает руками и ногами, произносит отдельные звуки, улыбается.

Третий период (возраст 3–6 мес.). Обследованы 30(26,7 %) детей из них мальчиков18 (16 %), девочек 12(10,7 %). В этом возрасте ребёнок в спокойном бодрствовании постоянно рассматривает игрушки и окружающие предметы, но чаще рассматривает свои руки. После 5 месяцев интерес к игрушкам начинает доминировать, ребёнок длительно фиксирует взгляд на игрушках, следит за их передвижением, обхватывает их, тянет в рот, при этом выразительно меняется мимика ребёнка: то улыбается, то сосредотачивается, то хмурится; таким образом, занятия с игрушкой принимают форму элементарной игры, что отражается на общем эмоциональном состоянии ребёнка.

Если ребёнок к концу третьего периода продолжает отдавать предпочтение рассматриванию своих рук, то это является одним из ранних симптомов задержки психического развития.

К концу третьего периода ребёнок издаёт протяжные звуки, произносит такие сочетания губных звуков, как «бааа, мааа», а также язычных звуков «тааа, лааа», и первые слоги «ба» или «ма». Стойкое однообразие звуковых комплексов — ранний симптом задержки психического развития.

Читайте также  Технологии умственного развития детей дошкольного возраста

Четвёртый период (6–9 мес). Вэтом возрасте было обследовано 15(13,3 %) детей из них мальчиков 6(5,3 %), девочек 9(8 %). Отличительной особенностью этого периода является сосредоточение на каком-либо виде деятельности. Ребёнок под контролем зрения берёт игрушки, рассматривает и ощупывает их, перекладывает из руки в руку, трясет и стучит ими. На руках у взрослого он осматривает и ощупывает лицо, проявляет интерес к деталям одежды и к украшениям. Все эти действия сопровождаются оживлённой мимикой и разнообразными по интонации голосовыми реакциями: удовольствие, неудовольствие, удивление. Эти формы поведения есть проявления активной познавательной деятельности. В 8–9 мес. ребёнок уже стучит предметом о предмет, прислушиваясь к издаваемому звуку.

Пятый период (возраст 9–12 мес.). Всего 14(12,5 %) детей из них мальчиков 4(3,5 %), девочек 10(8,9 %). В поведении ребёнка начинают преобладать такие действия, как вкладывание предмета в предмет, надевание одного предмета на другой, при этом он хорошо захватывает предметы двумя пальцами, манипулирует 3–4 пальцами, предпочтительно действует одной рукой. Выполнив какие-либо действия однократно, ребёнок активно стремится к их повторению. Все действия ребёнка эмоционально окрашены. Если действие удалось, это вызывает радостное оживление, смех, звуки лепета. Неудавшаяся попытка сопровождается мимикой неудовольствия, реакцией протеста, плачем.

Для этого периода характерен и новый тип общения ребёнка с взрослым — предметно-действенный. Он состоит в том, что контакт с ребёнком устанавливается и поддерживается с помощью различных ярких предметов, которыми ребёнок активно манипулирует.

В 9 месяцев дети с нормальным слухом должны адекватно реагировать на речевое обращение и интонацию, понимать обращённую речь, узнавать голоса близких, воспринимать отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях типа «нет», «горячо», реагировать на имя, отвечать действием на некоторые словесные просьбы, типа «открой рот». В возрасте 9–12 мес. ребёнок различает пищу по внешнему виду, распознаёт всё большее число объектов, начинает различать цвета и геометрические формы, хорошо дифференцирует звуки, чётко локализует болевую точку.

Социальная ситуация развития ребёнка первого года жизни характеризуется тем, что вся его деятельность реализуется либо непосредственно через взрослого, либо в сотрудничестве с ним. Все потребности ребёнка удовлетворяются взрослыми. Вместе с тем сознание младенца развивается, и в начале 2го года жизни от реактивных форм деятельности он переходит к активным.

Тема «Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни»

1.Особенности (нормативы) нервно-психического развития ребенка первого года жизни.

2.Содержание психолого-педагогического обследования ребенка первого года жизни.

3.Трудности диагностики развития детей первого года жизни.

4.Зарубежные методики обследования детей младенческого возраста.

5.Подходы к оценке развития младенца в отечественной специальной диагностике.

6.Условия проведения обследования детей первого года жизни.

7.Основные параметры оценки психического развития ребенка первого года жизни.

8.Рекомендации к психолого-педагогическому изучению ребенка первого года жизни.

1.Особенности (нормативы) нервно-психического развития ребенка первого года жизни.

Особенности развития ребенка от 0 до 6 месяцев жизни

Известно, что в первом полугодии жизни ведущим фактором психического развития ребенка является ситуативно-личностное, т.е. непосредственно–эмоциональное общение со взрослыми.

При благоприятных условиях воспитания на второй – третьей неделе жизни здоровый ребенок уже реагирует на окружающих людей и предметы зрительным и слуховым сосредоточением, прекращение или изменение характера плача на голос взрослого, отдавая предпочтение воздействиям, исходящим от человека.

В конце первого месяца ребенок уже может устанавливать контакт со взрослым взглядом «глаза в глаза» и отвечать на обращения взрослого улыбкой. С этого момента начинается интенсивное развитие общения.

В течение 2-го месяца жизни младенец быстро овладевает разнообразными средствами контакта. Он все более уверенно отыскивает глазами взрослого. Поворачивая голову на звук его голоса, замечает издали на расстоянии.

С 3-го месяца жизни младенец начинает сам воздействовать на окружающих людей, побуждая их к контактам. Для этого он использует все доступные средства: взгляды, улыбку, движения, звуки голоса. Эти проявления складываются в целостную структуру поведения, получившую название «комплекс оживления».

Структура комплекса оживления:

1) сосредоточение на взрослом, сопровождающееся замиранием;

3) двигательное оживление (повороты головы, вскидывание ручек, перебирание ногами, выгибание корпуса);

4) вокализации: гуканье – короткие отрывистые звуки «гх», «га» и другие;

гуление – протяжные, певучие звуки «га-а», «гу-у», «ага», «агу» и другие;

В конце первого полугодия комплекс оживления обычно заменяется дифференцированными проявлениями более сложного характера. Взгляды и улыбки приобретают более тонкие эмоциональные оттенки, гуление постепенно сменяется лепетом, а в общем двигательном оживлении обособляются движения рук.

В неблагоприятных условиях воспитания, при ограничениях взаимодействия с младенцем и не удовлетворении его органических нужд, при отсутствии любви, ласки, отзывчивости, сроки появления общения у ребенка задерживаются, отмечаются низкая инициативность, бедность эмоциональной сферы. Младенец вял, пассивен, у него отсутствует познавательная активность по отношению к предметному миру. Все это ведет к задержке и искажению дальнейшего хода развития.

И наоборот благоприятные условия общения создают предпосылки для разностороннего психического развития ребенка: познавательного (зрительные, слуховые, двигательные и другие ориентировочные действия), эмоционального (умение распознавать эмоции взрослых и совершенствование собственных экспрессии), предречевого развития.

Общение со взрослыми способствует становлению у младенца основ личности и самосознания: доброжелательного отношения к людям, особой привязанности к близким, любознательности, положительного самоощущения.

Для полноценного психического развития ребенка в первом полугодии его жизни необходимым является создание условий для развития познавательной активности по отношению к предметному окружению, так как она является основой предметно-манипулятивной деятельности, которая становится ведущей на следующем возрастном этапе.

Источником познавательной активности является врожденная потребность ребенка во внешних впечатлениях, так как уже в первые дни жизни младенец способен воспринимать воздействия разных модальностей, исходящие из внешней среды как от человека, так и от предметного окружения.

Однако предметная среда сама по себе, вне общения со взрослыми, не обеспечивает нормального развития познавательной активности ребенка, которое проявляется в поиске новых впечатлений, во внимании, интересе и положительном эмоциональном отношении к предметам, стремлении обследовать их.

Общение со взрослыми во многом определяет его качественные и количественные характеристики. И именно взрослый изначально является главным объектом познавательной активности ребенка и ими являются ухаживающие за ним люди.

Выделяют следующие этапы развития способов обследования предметов ребенком в первые месяцы жизни:

1) зрительные и оральные (ротовые) познавательные действия;

2) мануальные (действия руки);

3) зрительно-двигательная координация.

С момента появления целенаправленного хватания предмета, т.е. развития мануальных действий (обычно после 4 месяцев), начинается развитие предметно – манипулятивной деятельности.

Таким образом, на основании вышесказанного диагностику психического развития ребенка в возрасте от 0 до 6 месяцев следует проводить по следующим направлениям:

– уровень развития общения ребенка со взрослым;

– познавательная активность по отношению к предметам, которая лежит в основе предметно-манипулятивной деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: