Психическое психомоторное развитие детей

Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста: что должен знать врач-педиатр Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кустова Т.В., Таранушенко Т.Е., Демьянова И.М.

В статье авторы поднимают вопрос проблемы диагностики нарушений развития детей раннего возраста . Представлен обзор отечественных и зарубежных методов оценки психомоторного развития . Предложен «Алгоритм диагностики психомоторного развития ребенка», основанный на ступенчатом подходе в оценке динамики нервно-психического развития ребенка.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кустова Т.В., Таранушенко Т.Е., Демьянова И.М.

Evaluation of psychomotor development of a child of early age: what should the pediatrician know

The authors raise the question of the problems of diagnosis of developmental disorders in young children . The article provides a review of domestic and foreign methods of diagnostics of psychomotor development . The «Algorithm for diagnosing the child’s psychomotor development » is proposed, based on a step-by-step approach to assessing the dynamics of the child’s neuropsychological development.

Текст научной работы на тему «Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста: что должен знать врач-педиатр»

Т.В. КУСТОВА1, к.м.н.,Т.Е. ТАРАНУШЕНКО1, д.м.н., профессор, И.М. ДЕМЬЯНОВА2, к.м.н.

1 Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск

2 Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства, Красноярск

ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА:

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВРАЧ-ПЕДИАТР

В статье авторы поднимают вопрос проблемы диагностики нарушений развития детей раннего возраста. Представлен обзор отечественных и зарубежных методов оценки психомоторного развития. Предложен «Алгоритм диагностики психомоторного развития ребенка», основанный на ступенчатом подходе в оценке динамики нервно-психического развития ребенка.

Ключевые слова: психомоторное развитие, участковый педиатр, дети раннего возраста, скрининг-диагностика, линия развития.

T.V. KUSTOVA1, T.E.TARANUSHENKO1, I.M. DEMYANOVA2

1 Professor V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, Krasnoyarsk, Russian Federation

2 Krasnoyarsk Regional Center of Protection of Mothers' and Children's Health, Krasnoyarsk, Russian Federation EVALUATION OF PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT OF A CHILD OF EARLY AGE: WHAT SHOULD THE PEDIATRICIAN KNOW

The authors raise the question of the problems of diagnosis of developmental disorders in young children. The article provides a review of domestic and foreign methods of diagnostics of psychomotor development. The «Algorithm for diagnosing the child's psychomotor development» is proposed, based on a step-by-step approach to assessing the dynamics of the child's neuropsychological development.

Keywords: psychomotor development, primary care pediatrician, young children, screening-diagnostics, line of development.

аждый ребенок индивидуален и неповторим», — говорят психологи, и мы, педиатры, вторим им, формируя и оправдывая свое «благодушно-спокойное отношение» к явной задержке нервно-психического развития маленького пациента. Данный подход зачастую приводит к несвоевременной диагностике грубого нарушения развития, позднему дифференциально-диагностическому поиску и путей коррекции задержки.

Другой вариант педиатрического реагирования, более распространенный, заключается в «утрировании» неврологической патологии, задержки развития, гипердиагностике «патологических» состояний («гипертонус», «пирамидная недостаточность», «внутричерепная гипертензия» и т. п.). Следствие такого подхода: раннее включение арсенала стимулирующих средств, необоснованное назначение длительной дегидратации, применение методов, зачастую не отвечающих современным мировым стандартам.

Почему так происходит? Причины заключаются в отсутствии общей методологии диагностики психомоторного развития (ПМР) ребенка, несвоевременности и непоследовательности оценки, незнании возрастных норм становления двигательных и психических функций.

Психическое и моторное развитие ребенка является основными показателями здоровья. Несмотря на уникальность и неповторимость каждого человека, существуют общие тенденции и закономерности в эмоциональном, познавательном и физическом развитии детей.

В младенческом и раннем детстве происходит стремительное развитие мозга, заканчивается формирование

мозговых структур зрительного и слухового анализаторов, завершается формирование нервной системы, формируются все структуры, необходимые для нормального развития интеллектуальных, познавательных и физических способностей ребенка. Созревание и усложнение моторных и психических функций, формирование личности ребенка происходит под влиянием наследственных факторов и в процессе освоения им социального опыта. Задержка психомоторного развития может стать первым признаком неблагополучия, а может явиться ведущим синдромом при различных по этиологии и патогенезу соматических заболеваниях и патологии нервной системы. Именно поэтому большой процент детей с теми или иными проблемами в развитии в раннем возрасте имеют общий диагноз — задержка (или отставание) психомоторного развития.

По этой причине в течение всего периода раннего детства участковый педиатр совместно с родителями ребенка должен контролировать основные параметры развития [1].

Ведущим принципом организации медицинской помощи детям в РФ являются принцип преемственности в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям и этапность в лечении детей. Этим фактом обусловлена необходимость применения общей методологии в оценке психомоторного развития детей.

Важно отметить, что в практической деятельности участкового педиатра, педиатра детского дошкольного и школьного учреждений для быстрой оценки психомоторного развития ребенка наиболее оптимальным является

использование «скрининг-методик». Преимущество этих методик заключается в возможности обследования сразу большого количество детей с целью первичного определения степени соответствия норме состояния здоровья ребенка и выявления проблем здоровья: врожденных, перинатальных и других патологий. Результаты такого обследования являются основанием для последующей диагностики, лечения проблемного ребенка, а также возможного направления в соответствующие службы для оказания ранней психолого-педагогической помощи.

Существует множество шкал, с помощью которых проводится оценка развития ребенка. В основе их лежит обязательное выделение различных линий развития, т. е. многогранность оценки, что позволяет своевременно определять причину отставания и направлять усилия именно на коррекцию выявленного неблагополучия.

Цель настоящей публикации — представить и обсудить с врачами-педиатрами «Алгоритм диагностики психомоторного развития ребенка», который предполагает ступенчатый подход с оценкой результатов первичного скринингового обследования с последующей углубленной диагностикой в случае выявления отклонений (рис. 1).

При этом в качестве скрининга предлагается использовать постоянно, своевременно, методически верно один из предложенных методов. Только при однотипности возможно получение объективных данных динамики с оценкой уровня развития ребенка на каждом возрастном этапе.

При несистематическом контроле или использовании различных шкал нарушается динамическое наблюдение за ребенком, упускаются случаи задержки и/или мозаичные варианты нарушения в развитии.

В центре алгоритма — скрининговые методы диагностики ПМР ребенка, которые может использовать врач

первичного звена (участковый педиатр, педиатр детского дошкольного и школьного учреждений и др.).

Проведение углубленной диагностики ПМР в случае выявления нарушений развития на этапе скрининга возможно с привлечением неврологов, психиатров, ней-ропсихологов, педагогов дошкольных и школьных учреждений.

Чаще всего участковый педиатр в работе использует эмпирический метод оценки ПМР, который достаточно прост, основан на определении минимального количества навыков, характеризующих каждый подуровень (линии развития) оценки в данном возрасте. Перечень навыков и умений ребенка при использовании эмпирического метода педиатр формирует самостоятельно на основе упрощенных схем, ориентированных только на качественный подход (табл. 1).

Наряду с этим, Всемирной организацией здравоохранения в 2006 г. предложены «окна достижений для 6 этапов моторного развития» (рис. 2), которые педиатр может использовать в работе при оценке только моторного развития ребенка.

Очевидно, что эмпирические методы оценки ПМР отличает субъективизм исследователя, предпочтение показателям моторной сферы, игнорирование подуровней развития речи и показателей сенсорного и эмоционального развития, игровой деятельности и пр. (подуровень социальной адаптации) [5], а также размытость критериев отставания/задержки, гармоничности/дисгармоничности ПМР ребенка и т. п.

В последние годы особенно острыми и дискутабельны-ми стали вопросы о преимуществах зарубежных методов диагностики психомоторного развития детей раннего возраста перед отечественными. Одним из подобных методов стала Шкала ментального развития Гриффитс [6, 7].

Рисунок 1. Алгоритм диагностики психомоторного развития ребенка [2]

Оценка уровня: о н е л

соответствует возрасту в я

Оценка гармоничности: ы в е

гармоничное <— н й

Оценка темпов и н е

стабильные ур а н

Шкала психомоторного развития по Гриффитс

Читайте также  Когда можно давать ребенку пустышку

Скринингующие центильные графики

Количественная оценка уровня ПМР ребенка (Журба Л.Т., Мастюкова Е.М.)

Тест развития детей первого года жизни (Баженова О.В.)

Тест «ГНОМ» График нервно-психического обследования младенцев (Козловская Г.В. и соавт.)

Оценка вида нарушения ПМР (опережение, отставание, задержка). Определение типа ЗПМР

(неспецифическая, специфическая). Определение степени задержки ПМР (легкая, средняя, тяжелая). Определение линий развития ЗПМР Оценка динамики развития ПМР

Таблица 1. Возрастное развитие ребенка 1-го года

жизни (Бадалян Л.О. и соавт., 1980) [3]

Возрастные навыки Возраст, мес.

Держит голову в положении на животе 1-2

Держит голову в вертикальном положении 2-3

Следит за игрушкой 1,5-2

Берет игрушку и тянет в рот 3,5-4,5

Поворачивается со спины на живот 5-6

Узнает «своих» и «чужих» 5-6

Поворачивается с живота на спину 6-7

Сидит посаженный, без поддержки 7-8

Ползает на животе 7-8

Встает на четвереньки 8-9

Садится из положения на спине 9-10

Ползает на четвереньках 9-10

Понимает обращенную речь 8-10

Стоит с поддержкой 8-11

Произносит «мама» и «папа» 10-12

Данный тест рассчитан на оценку ПМР у детей от 0 до 24 мес., содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:

1) локомоторная активность (глаза — руки, слух — рука);

2) развитие речи;

3) тонкая моторика;

4) «персональная» шкала;

5) «социальная» шкала. Оценка производится по каждой

графе, соответствующей возрасту ребенка. Причем ребенок может опережать норму развития по графе для своего возраста, тогда выбирается графа и балл из более старшей возрастной группы. И наоборот, при задержке развития выбирается графа и балл нормы меньшего возраста. После сложения всех баллов определяется уровень развития, который достигнут ребенком. Набранная сумма баллов сравнивается с нормативным баллом.

Коллективом авторов (В.В. Юрьев и соавт., 2009 [8]) на основе зарубежных и отечественных методик с

Рисунок 2. WHO Multicentre Growth Reference Study

Окна достижений для 6 вех моторного развития детей

Ходит с поддержкой

Н Ползает на руках и коленях I-1

Н Стоит с поддержкой I—I

Сидит самостоятельно I—I

3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Возраст, мес

использованием собственных данных также созданы скри-нингующие центильные графики подуровней нервно-психического развития (рис. 3-6). Из навыков выбраны наиболее простые и информативные для каждого подуровня в определенный возрастной период. График рекомендуется для индивидуальной оценки сроков появления навыков и умений, позволяет определить достигнутый уровень и гармоничность ПМР, а также уточнить динамику развития:

1) навыки в пределах 25-75% центильной зоны являются соответствующими возрасту;

2) ранее 25% — указывают на опережение;

3) после 75% — свидетельствуют об отставании;

4) за пределами 90% центильной зоны — задержка. Гармоничный уровень ПМР — единство оценки по каждому подуровню, дисгармоничный — отсутствие единства.

Оценка темпов ПМР (динамика):

1) появление навыков с возрастом в пределах одной центильной зоны свидетельствует о стабильных темпах ПМР;

2) переход индивидуального графика в вышележащие центильные интервалы — ускорение темпов ПМР;

3) переход графика в нижележащие центильные интервалы — замедление темпов ПМР.

Психомоторика: оценка, причины задержки и методы коррекции развития

Б. Спинозой в XVII веке прошлого столетия было сделано предположение о том, что живой человек представляет собой венец развития природы. Согласно его философской трактовке, человек – это инструмент, а природа является движущей силой, используя человека для превращения себя в более совершенные формы. Он определил, что мышление (свойство души) и движение (свойство тела) – это те свойства, которые характерны для человеческой души и мыслящего тела. Фактически, это не разделенные явления, а единство физического движения и движения мышления.

На основе этой трактовки отечественный физиолог И. М. Сеченов ввел понятие «психомоторики». Он предположил, что потребности человека предопределяют возникновение желаний (мысли), которые и побуждают тело к действию.

Психомоторика человека является сложной функциональной системой, состоящей из сенсорной, моторной и когнитивно-мыслительной подсистем управления двигательной деятельностью (В.П.Озеров, 2002). Психомоторика – это совокупность сознательно управляемых двигательных действий. При этом многими исследователями был сделан вывод о том, что недостатки двигательной активности оказывают негативное влияние интеллектуальную деятельность, состояние моторики (общей и мелкой), что приводит к сложностям в освоении школьной программы.

Основные особенности психомоторики

Психомоторика рассматривает двигательный акт как ответную реакцию на сенсорный сигнал. Выделяют несколько видов реакций:

  • Простая (мгновенный ответ привычным движением на неожиданно появившийся, но знакомый сигнал).
  • Сложная (ответное действие создается при выборе его из нескольких возможных вариантов).
  • Сенсомоторная координация (сложные движения в ответ на меняющееся сенсомоторное поле).

Выделяют 2 основных типа психомоторных процессов: идеомоторные и сенсоречевые.

  1. Идеомоторные процессы проявляются в том, что представление о предстоящем движении вызывает едва заметное движение органов тела (головы, глаз и т.д.). Сами движения могут носить непроизвольный характер, т.е. человек может совершать их не обдуманно, а рефлекторно.
  2. Сенсоречевая реакция предполагает, что в ответ на действие раздражителя происходит речевое действие. Данная реакция имеет определенное значение в разного рода профессиях: для операторов при считывании показаний с приборов, для руководителей при отдаче указаний и распоряжений.

Важные аспекты проблемы

Развитие психомоторики особенно важно в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование личности ребенка, он осваивает правильные навыки коммуникации.

На первых этапах жизни ребенка именно двигательная активность играет наибольшую роль в развитии психомоторики. Любое движение (осознанное или неосознанное) представляет собой опыт для человека. Оно сопровождается ощущениями, которые исходят от окружающих предметов, а также от ощущения собственных мышц, которые участвуют в движении. Соответственно, есть прямая связь между двигательной и познавательной сферой и если у ребенка есть задержка в развитии двигательной сферы, то становление высшей нервной деятельности так же запаздывает.

  • речевому развитию;
  • повышению умственной работоспособности;
  • формированию произвольных действий и движений, которые лежат в основе двигательного поведения человека.

Без движения ребенок попросту не вырастит здоровым. По мнению врачей, двигательная активность является хорошим профилактическим средством при заболеваниях дыхательной, нервной и сердечно-сосудистой системы.

Двигательная активность также способствует комплексному формированию личности ребенка. Ребенок познает таким образом окружающий мир, учится взаимодействовать в нем. В движениях просматриваются первые личностные качества, которые в дальнейшем будет формироваться и развиваться.

Игра – это основной вид деятельности детей в раннем возрасте, при этом игра напрямую связана с активными движения. Можно смело сказать, что через игру у ребенка развиваются высшие психические функции. Отсутствие необходимых условий для развития двигательной сферы приводит к возникновению стереотипных актов движения: сосание пальцев, раскачивание тела из стороны в стороны. Если не проводить работу с ребенком, то такая стереотипность движений войдет в привычку.

Оценка уровня развития психомоторики

Уровень развития психомоторики может стать объективным критерием отставания, выявления легких отклонений в развитии и сложностей обучения в дальнейшем.

Оценка уровня психомоторного развития предполагает оценку социальной адаптации ребенка, развитие его речи, эмоциональной сферы, оценку общей и мелкой моторики.

Уровень развития психомоторики у детей младшего возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Связано это со скоростью психоэмоционального и физического развития в дошкольном возрасте, а также замедлением этих темпов в более взрослый период.

Оценка уровня психомоторного развития проводится:

  • На первом году жизни – каждый месяц.
  • С 1 до 2 лет – каждые три месяца.
  • С 2 до 6 лет – каждый год.

По результатам этой оценки выявляется либо соответствие уровня развития текущему возрасту, либо отставание или опережение развития.

Задержка психомоторного развития у детей

Задержка психомоторного развития у детей

Задержка развития у ребенка делится на 2 основных вида – специфическую и неспецифическую.

От вида зависит лечение и прогноз на будущее. Поговорим об основных признаках задержки умственного и психофизического развития у детей.

  • Доброкачественная неспецифическая задержка психомоторного развития.
  • Специфическая задержка психомоторного развития
Читайте также  Развивающие мультики игры детей 3 лет

Доброкачественная неспецифическая задержка психомоторного развития.

Запаздывание становления двигательных, психических и речевых функций на любом возрастном этапе без появления патологических синдромов.
Не связана с повреждением мозга. Легко поддается коррекции.
С возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды без лечения.

Диагноз устанавливается при замедлении темпа созревания мозга без качественных изменений.

Выделяют тотальную (равномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется равномерное отставание в развитие всех функций, и парциальную (неравномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется отставание лишь одной или нескольких функций при сохранности остальных.

Период новорожденности

  1. Отсутствие четкого рефлекса на время (кормления, сна).
  2. Отсутствие реакции голода и насыщения.
  3. Отсутствие или слабая выраженность ротового внимания.
  4. Быстро истощающиеся, плохо выраженные безусловные рефлексы, возникающие после латентного периода или при многократном раздражающем воздействии.
  5. В положении лежа на животе не приподнимает голову.

При осмотре у таких детей спонтанная двигательная активность достаточно выражена, преобладает флексорный гипертонус мышц, рефлексы симметричны и количество стигм дисэмбриогенеза не превышает 4-5 стигм.

Период от 1 до 3 месяцев жизни

  1. Незначительное увеличение времени активного бодрствования ребенка.
  2. Незначительная выраженность или отсутствие положительных эмоциональных реакций.
  3. Кратковременная реакция сосредоточения с быстрым ее истощением.

Период от 3 до 6 месяцев жизни

Запаздывание становления цепных симметричных рефлексов (отсутствие поворотов со спины на живот и опоры на руки в положении на животе)

Период от 6 до 9 месяцев жизни

  1. Отсутствие выраженной активности при общении с незначительным количеством жестов и игровых реакций.
  2. Однообразный лепет без выраженной эмоциональной окраски.
  3. Отсутствие захвата предметов 2-мя пальцами.
  4. Отсутствие реакции на словестные команды.
  5. Самостоятельно не садится, не делает попыток встать, плохо ползает.

Период от 9 до 12 месяцев жизни

  1. Отсутствие общения при помощи лепетных слов.
  2. Отсутствие интонационной окраски лепета.
  3. Стоит с поддержкой, не ходит.
  4. Начинает действовать по подражанию.

В каждый возрастной период возможно выпадение не всех, а отдельных элементов психомоторного развития в каждый возрастной период (ребенок что-то делает, а что-то не делает).

При благоприятных условиях внешней среды отставание ликвидируется в течение 1-2 возрастных периодов без назначения лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития.

Нарушение становления двигательных, психических и речевых функций, связанная с повреждением мозговых структур, проявляющаяся патологическими синдромами и не компенсирующаяся самостоятельно.

Специфическая задержка психомоторного развития возникает в результате :

  1. Дизэмбриогенетические нарушения с формированием пороков развития ЦНС.
  2. Воздействие гипоксически- ишемических, травматических, инфекционных и токсических факторов.
  3. Нарушение обмена веществ.
  4. Наследственные болезни.

Вначале специфическая задержка психомоторного развития может быть парциальной, но в дальнейшем обычно развивается тотальная (генерализованная) задержка психомоторного развития с равномерным нарушением двигательных, психических и речевых функций, сопровождающаяся диспропорциональностью соматического развития..

Специфическая задержка психомоторного развития 1 степени (легкая).

Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал с тенденцией к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста ребенка.

Ребенок догоняет своих сверстников в формировании двигательных, психических и речевых функций на первом году жизни при своевременном назначении и проведении правильного лечения

  1. Генерализованная задержка психического, моторного и речевого развития.
  2. Преобладание нарушений двигательных функций.
  3. Качественные особенности выражены не резко, что не создает препятствий к формированию функций.
  4. Хорошо поддается коррекции при раннем начале лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития 2 степени (средней тяжести).

Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал при отсутствии тенденции к постепенному сокращению временного дефицита, который сохраняется на протяжении всего первого года жизни. Иногда отмечается нарастание временного дефицита по мере усложнения формирующихся функций.

Двигательные, психические и речевые функции формируются у ребенка с некоторым постоянным запаздыванием по отношению к психомоторному развитию сверстников даже при своевременном назначении и проведении правильного лечения.

  1. Качественные изменения приобретаемых навыков с нарушением ведущего звена приобретаемых функций.
  2. Усиление выраженности временного дефицита по мере роста ребенка.
  3. Положительная динамика в формирования возрастных навыков при проведении своевременного лечения.

Специфическая задержка психомоторного развития 3 степени (тяжелая).

Запаздывание психомоторного развития ребенка более чем на 1-2 возрастных интервала с развитием стойкого временного дефицита с тенденцией к усилению по мере роста ребенка.

Стойкие нарушения двигательных, психических и речевых функций без выраженной тенденции к их развитию.

  1. Отсутствие формирования основных возрастных навыков (в т.ч. отсутствие формирования речи и двигательных функций) в динамике.
  2. При наличии у ребенка прогрессирующих обменных или инфекционных заболеваниях возможна утрата и ранее приобретенных навыков.

О клинических синдромах острого и восстановительного периодов поражений ЦНС у новорожденных и детей раннего возраста читайте в статье: Признаки поражения ЦНС у детей раннего возраста.

Обучение детей раннего возраста с психомоторной задержкой развития (ЗПР)

Диагноз ЗПР или Задержка Психомоторного Развития довольно часто встречается в медицинских картах детей раннего возраста. Также можно встретить и другое употребление этого термина: ЗПРР (задержка психоречевого развития), задержка умственного развития, временная задержка умственного (психического) развития.

Причины

Причиной отставания в развитии психомоторных функций могут быть слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникнуть в пренатальном (внутриутробном), натальном (во время рождения), а также раннем периоде жизни ребёнка.

Одним из предрасполагающих факторов может быть генетически обусловленная недостаточность (слабость) центральной нервной системы. Любые интоксикации и инфекции, обменные нарушения задерживают механизм созревания и развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие органические повреждения. У детей наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что затрудняет образование сложных нейронных связей между областями и участками мозга.

Понятие задержка психического развития является понятием психолого-педагогическим и характеризуется рядом признаков отставания развития психики в целом или ее отдельных функций, таких как моторика, сенсорные функции, речь, эмоционально-волевая сфера. Важно помнить, что задержка темпа развития психических функций имеет обратимый характер!

Можно сказать, что ЗПР занимает промежуточную нишу между нормой и патологией. У детей с задержкой психического развития нет грубых отклонений в психомоторном развитии, как у детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения или нарушениями в опорно-двигательной системе.

Необходимо отметить, что у детей задержка в развитии может проявляться по-разному и отличаться по степени проявления. Однако можно выделить ряд объединяющих особенностей развития, характерных для детей с ЗПР:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети с синдромом задержки психомоторного развития эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, страдает самоконтроль во всех видах деятельности, имеются нарушения поведения, они трудно приспосабливаются и адаптируются в детском саду и при общении со сверстниками, проявляют суетливость, неуверенность, стеснительность, чувство страха, могут быть фамильярны по отношению к взрослому. Ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело. Всё это свидетельствует о недоразвитии социальной зрелости у этих детей.
  2. Нарушения свойств внимания. Внимание у таких детей неустойчивое, концентрация снижена, ребенок часто отвлекается при выполнении какого-либо задания. Нарушения внимания могут сопровождаться как повышенной, так и сниженной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений как нарушение внимания, повышенная двигательная и речевая активность, обозначается термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
  3. Нарушение восприятия. Выражается в затруднении формирования целостного образа. Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний ребенка об окружающем мире. Например, ребенку может быть сложно узнать известный ему предмет по его части, или ребенок затрудняется при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, распознавании контурных и схематических изображений.
  4. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объём и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
  5. У детей ЗПР нередко возникают проблемы с речью, связанные в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи.

У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла.

Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Профилактика

Диагноз задержки психомоторной задержкой развития появляется в медицинской карте ребенка чаще всего в 4-5 лет. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Проблема в том, что диагностирование задержки психомоторного развития ребенка на ранних стадиях представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

Таким образом, на первое место выходит ранняя профилактика синдрома задержки психомоторного развития у детей. Рекомендации по этому поводу будут состоять в следующем: в первую очередь это создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, и особенно, — пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни с ведением дневника развития ребенка. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии — ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга. Если вы уже побывали на приеме, и доктор счел нужным назначить лечение, то не стоит пренебрегать его рекомендациями.

Можно воспользоваться услугами онлайн-консультации специалистов центра Логопед Профи, которые смогут дать квалифицированные рекомендации по профилактике отклонений в развитии психомоторного и социального развития ребенка. Работа психолога с детьми ЗПР заключается в тестировании по шкале KIDR-СDI и составлении дальнейшего плана лечения.

Психическое психомоторное развитие детей

Схема психомоторного развития
детей раннего возраста

Источник: Бадалян Л. О., Журба Л. Т.,
Всеволожская Н. М.
Руководство по неврологии раннего детского возраста.— Киев : Здоров " я, 1980,—528 с.

Обследование детей раннего возраста включает анализ анамнестических данных, общий осмотр, оценку неврологического и психического статуса, вспомогательные методы диагностики.
О состоянии ребенка при рождении косвенно свидетельствуют наличие и длительность асфиксии, оценка по шкале Апгар (табл. 1), динамика состояния в родильном доме.

Таблица 1. Шкала Апгар

Примечание . Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 — средней тяжестп, от 7 до 10 — на удовлетворительное.

Следует уточнить, как протекало развитие ребенка после периода новорожденности. Для его оценки можно использовать табл. 2.
Следует также выяснить динамику росто-массовых показателей, темп увеличения окружности черепа. Полученные сведения позволяют в ранние сроки выявить признаки нарушения психо-моторного развития.
Большое значение имеют сведения о родственниках ребенка. При отягощенной наследственности необходимо составить родословную.

Прежде чем приступить к неврологическому обследованию ребенка, необходимо провести его общий осмотр.
Осмотр ребенка раннего возраста проводят в спокойной обстановке, исключая по возможности, отвлекающие факторы. Исследование новорожденных следует проводить через 1,5 — 2 ч после кормления. Температура воздуха в помещении должна быть : 25 — 27° С. Свет должен быть ярким, н о не раздражающим, а поверхность, на которой обследуют ребенка, мягкой, но не прогибающейся.
Положительную эмоциональную реакцию у грудного ребенка вызывает тихая ласковая речь, негромкие звуки, яркие игрушки .
С детьми старше года легче вступить в контакт в игровой ситуации. Отрицательные эмоции (испуг, плач) во многом затрудняют осмотр и интерпретацию его результатов.

Таблица 2. Возрастное развитие ребенка 1-го года жизни

Особенности внешнего вида ребенка, изменения строения черепно-лицевого скелета и опорно-двигательного аппарата, пигментные пятна на коже и слизистых оболочках могут помочь в диагностике целого ряда заболеваний.
При осмотре головы врач должен обратить внимание па форму черепа, его размеры, наличие асимметрий, кефалогематомы, нахождение костей друг на друга.
Форма черепа. У новорожденного череп имеет долихоцефалическую форму, а через несколько месяцев становится брахицефалическим за счет увеличения поперечного диаметра.
После первого года жизни вновь происходит увеличение продольного диаметра.
Чрезмерное увеличение продольного или поперечного диаметра черепа наблюдается при различных патологических состояниях. Так, долихоцефалическая форма черепа часто наблюдается у недоношенных детей и обусловлена деформацией костей при частом укладывании ребенка на бок. Брахицефалическая форма черепа может быть следствием уплощения затылочной кости при длительном лежании на спине. Долихоцефалическая и брахицефалическая формы черепа наряду с дефектами ухода могут быть обусловлены нарушением внутриутробного развития. В этих случаях деформации наблюдаются с рождения и сочетаются с другими признаками дизэмбриогенеза.
Изменение формы черепа иногда связано с конфигурацией его в период родов, когда происходит нахождение теменных костей друг на друга или лобные и затылочные кости заходят под теменную. Спустя некоторое время после рождения голова принимает нормальную форму. Иногда резкая конфигурация приводит к деформации черепа, которая сохраняется длительное время.
Форма черепа может быть изменена в результате родовой опухоли или кефалогематомы новорожденного. Родовая опухоль располагается в месте предлежапия головки плода, имеет тестоватую консистенцию и без четких границ переходит в обычные ткани.
Кефалогематома — кровоизлияние под надкостницу. Она четко отграничена и располагается в пределах одной кости, в некото¬рых случаях бывает двусторонней. Родовая опухоль исчезает в течение первых 2—3 сут. Кефалогематома рассасывается медлен¬но, иногда может нагнаиваться или обызвествляться.
Роднички черепа. При осмотре необходимо обратить внимание на состояние родничков. Они расположены в области схождения швов. Передний, большой, расположен между лобными и теменными костями, на месте соединения венечного и продольного швов; задний, малый,— между теменными и затылочными костями, на месте пересечения продольного и ламбдовидного швов. Передние боковые роднички на стыках лобной и теменной костей с большим крылом основной и чешуей височной кости; задние — н а месте стыка теменной кости с височной и затылочной. Обычно боковые роднички зарастают уже к моменту рождения или в течение первых недель жизни. Малый родничок закрывается к 2—3 мес. жизни. Передний родничок при рождении имеет размеры от 2,5 до 3,5 см, затем прогрессирующе уменьшается к 6 мес. и в 8—12 мес. закрывается.
При патологических процессах, сопровождающихся повышением внутричерепного давления, роднички закрываются позднее или вновь открываются. Малые размеры переднего родничка могут быть вариантом нормы, если они не сопровождаются уменьшением окружности черепа, темпов его прироста и задержкой психомоторного развития.
Размеры головы. Во время осмотра необходимо измерить окружность черепа. Нормальные размеры черепа у детей раннего возраста представлены ниже (табл. 3).
Даже при нормальном развитии ребенка могут быть физиологические отклонения от средних величин, которые часто связаны с конституциональными особенностями. Поэтому при клиническом осмотре надо обязательно обратить внимание на размеры головы родителей и ближайших родственников ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: