Марцинковская т д диагностика психического развития детей

ТЕСТ ВЕКСЛЕРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Анна Яновна, Ржанова Ирина Евгеньевна, Алексеева Ольга Сергеевна

В нашей стране наблюдается дефицит диагностических методов, позволяющих проводить оценку интеллектуального развития на протяжении всего дошкольного возраста. Существующие стандартизованные методики либо морально устарели и представляют собой адаптированные зарубежные тесты 50-60-х годов прошлого столетия, либо направлены на диагностику отдельных психических функций ребенка (памяти, речи, восприятия и т.д.) (Гуткина, 2000; Марцинковская, 2010; Равен и др., 2012; Филимоненко, Тимофеев, 2016). С нашей точки зрения, требованиям всесторонней и комплексной диагностики умственного развития детей дошкольного возраста отвечает « Тест Векслера для дошкольников » (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence — WPPSIIV), выпущенный в 2012 году (Wechsler, 2012). На сегодняшний день это последняя редакция данного теста. С помощью этой методики могут быть обследованы дети в возрасте от 2,5 лет до 7 лет. Тест позволяет получить как общую оценку интеллектуального развития, так и индексы, отражающие степень сформированности отдельных когнитивных функций: речи, рабочей памяти, пространственных способностей, скорости переработки информации и т.д. Очевидным преимуществом этой методики перед многими другими является возможность с ее помощью оценить уровень интеллектуального развития у неговорящих детей или детей из иной языковой среды. Впервые в России нами был выполнен перевод на русский язык руководства, заданий и протоколов « Теста Векслера для дошкольников » (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence — WPPSI-IV); получена экспертная оценка 38 психологов и лингвистов на предмет соответствия русского перевода заданий культурным нормам, принятым в нашей стране; а также проведено первое пилотажное исследование с целью адаптации данного теста для российской популяции. Выборка исследования составила 73 ребенка, средний возраст детей 3 года 6 месяцев. Полученные результаты позволили доказать гипотезу о нормальности распределения баллов для индексов Вербальной понятливости, Зрительно- пространственного индекса и Общей шкалы интеллекта. Анализ частотности ответов продемонстрировал необходимость изменения последовательности предъявления пунктов для субтестов Осведомленность, Пассивный словарь, Название картинок и Сложение фигур. Эксплораторный факторный анализ воспроизвел трехфакторную структуру данных, объясняющую порядка 70% дисперсии. Первый фактор полностью совпадает с индексом Вербальной понятливости, второй и третий факторы продемонстрировали расхождение в содержании с теоретическим конструктом. Результаты первичной психометрической проверки характеристик русскоязычного перевода « Теста Векслера для дошкольников » показывают, что данная методика соответствует требованиям, предъявляемым к методикам исследования когнитивной сферы, и может быть использована именно для этих целей.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фоминых Анна Яновна, Ржанова Ирина Евгеньевна, Алексеева Ольга Сергеевна

Текст научной работы на тему «ТЕСТ ВЕКСЛЕРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА»

Тест Векслера для дошкольников как метод диагностики интеллекта

Фоминых Анна Яновна

ФГБНУ Психологический институт Российской академии образования

г. Москва (Россия)

Ржанова Ирина Евгеньевна ФГБНУ Психологический институт Российской академии образования

г. Москва (Россия)

Алексеева Ольга Сергеевна Психологическии институт Россиискои академии образования

г. Москва (Россия)

Ключевые слова: когнитивное развитие, коэффициент интеллекта, теста Векслера для дошкольников, дошкольники

В нашей стране наблюдается дефицит диагностических методов, позволяющих проводить оценку интеллектуального развития на протяжении всего дошкольного возраста. Существующие стандартизованные методики либо морально устарели и представляют собой адаптированные зарубежные тесты 50-60-х годов прошлого столетия, либо направлены на диагностику отдельных психических функций ребенка (памяти, речи, восприятия и т.д.) (Гуткина, 2000; Марцинковская, 2010; Равен и др., 2012; Филимоненко, Тимофеев, 2016). С нашей точки зрения, требованиям всесторонней и комплексной диагностики умственного развития детей дошкольного возраста отвечает «Тест Векслера для дошкольников» (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence — WPPSI-IV), выпущенный в 2012 году (Wechsler, 2012). На сегодняшний день это последняя редакция данного теста. С помощью этой методики могут быть обследованы дети в возрасте от 2,5 лет до 7 лет. Тест позволяет получить как общую оценку интеллектуального развития, так и индексы, отражающие степень сформированности отдельных когнитивных функций: речи, рабочей памяти, пространственных способностей, скорости переработки информации и т.д. Очевидным преимуществом этой методики перед многими другими является возможность с ее помощью оценить уровень интеллектуального развития у неговорящих детей или детей из иной языковой среды. Впервые в России нами был выполнен перевод на русский язык руководства, заданий и протоколов «Теста Векслера для дошкольников» (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence — WPPSI-IV); получена экспертная оценка

психологов и лингвистов на предмет соответствия русского перевода заданий культурным нормам, принятым в нашей стране; а также проведено первое пилотажное исследование с целью адаптации данного теста для российской популяции.

Выборка исследования составила 73 ребенка, средний возраст детей 3 года 6 месяцев.

Полученные результаты позволили доказать гипотезу о нормальности распределения баллов для индексов Вербальной понятливости, Зрительно-пространственного индекса и Общей шкалы интеллекта. Анализ частотности ответов продемонстрировал необходимость изменения последовательности предъявления пунктов для субтестов Осведомленность, Пассивный словарь, Название картинок и Сложение фигур.

Эксплораторный факторный анализ воспроизвел трехфакторную структуру данных, объясняющую порядка 70% дисперсии. Первый фактор полностью совпадает с индексом Вербальной понятливости, второй и третий факторы продемонстрировали расхождение в содержании с теоретическим конструктом. Результаты первичной психометрической проверки характеристик русскоязычного перевода «Теста Векслера для дошкольников» показывают, что данная методика соответствует требованиям, предъявляемым к методикам исследования когнитивной сферы, и может быть использована именно для этих целей.

1. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. — М.: Академический проект, 2000. -184с.

2. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей: учеб. пособие для вузов [Текст] / Т.Д. Марцинковская. — М.: Солитон, 2010. — 224с..

3. Руководство к Прогрессиивным Матрицам Равена и Словарным Шкалам [Текст] / Дж.К. Равен, Дж.Х. Корт, Дж. Равен. — М.: Когито-центр, 2012. — 144с. —

4. Филимоненко, Ю.И. Тест Д.Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант [Текст] / Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев. — СПб.: ИМАТОН, 2016. — 112с.

5. Wechsler, D. Wechsler Preschool And Primary Scale of Intelligence—Fourth Edition [Text] / D. Wechsler. — San Antonio, TX: Pearson, 2012. -371с.

Марцинковская Татьяна Давидовна

Татьяна Марцинковская родилась в 1953 году. В 1977 году окончила факультет психологии МГУ имени Ломоносова по специальности «Психология», после чего работала на кафедре психологии МПГУ. В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Проблема психического развития в работах российских ученых 1910-1930-х годов».

В 1995 году получила ученую степень доктора психологических наук, защитив диссертацию на тему: «Национальная идентичность и ее связь с развитием российской психологии в конце XIX — начале XX веков». C 1996 года работала заведующей лабораторией становления личности в историческом развитии Института развития личности Российской академии образования. В 1998 году получила звание профессора.

Читайте также  Развивающая программа детей дошкольного возраста

С 1999 года Марцинковская заведовала лабораторией исторической психологии личности Психологического института РАО, а а с 2008 года — лабораторией психологии подростка. Параллельно с 1997 года по 2012 год возглавляла кафедру возрастной психологии МПГУ. С 2013 года заведовала кафедрой психологии развития личности факультета психологии МГОУ. С 2016 года Татьяна Давидовна Марцинковская директор Института психологии имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

Под руководством Татьяны Марцинковской защищены 34 кандидатских и 4 докторская диссертации. Автор более 200 работ, в том числе более 40 монографий и учебных пособий. Является членом трех советов по защите докторских диссертаций — ПИ РАО, ИП РАН и факультет психологии МГУ. Член редколлегий журналов «Вопросы психологии», Вестник Санкт-Петербургского университете — серия «Психология», «Культурно-историческая психология», главный редактор журнала «Психологические исследования».

Обладатель премии Правительства Российской Федерации 2016 года в области образования с присвоением звания «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования». Грант РФФИ Экзогенные и эндогенные факторы информационные социализации.2016-2019. Грант РГНФ Культура как образующая часть личности: современные тенденции и механизмы. 2014-2017. Грант РНФ Закономерности и механизмы позитивной социализации современных детей и подростков. 2014-2017.

Основной круг вопросов, являющихся предметом научных исследований Марцинковской, связан с изучением истории психологической науки, прежде всего с анализом исторического пути отечественной психологии, особенностей становления ее методологии, а также со сравнительным исследованием подходов к проблеме психического развития, его диагностики и коррекции. Так же занимается проблемами методологии и философии психологии, а также изучением психологических особенностей самосознания российской интеллигенции. Особое внимание обращает на творчество выдающегося отечественного ученого Г.Г. Шпета и его школы.

Научные исследования, проводимые Татьяной Марцинковской, отличают фундаментальность и целостность в исследовании истории и методологии психологической науки, динамики процесса становления ее предмета и методов исследования психики, ее связи с философией и естествознанием. Проведенный анализ истории развития детской психологии в России дал возможность выделить этапы развития детской психологии и педологии в России и основные проблемы, разрабатываемые отечественными учеными в начале ХХ века, а также выявить значимые различия подходов к личности ребенка в отечественной и зарубежной психологической науке.

Татьяной Марцинковской обоснованы категориальный строй и принципы исторической психологии личности, на основании которых разрабатывается историко-генетический подход к проблеме социализации и формирования идентичности на разных этапах онтогенеза. Этот подход позволяет объединить теоретико-методологические, в том числе и историко-теоретические, материалы с данными эмпирического и экспериментального изучения становления личности, общения, деятельности современных подростков и молодежи. Полученные Марцинковской и ее сотрудниками результаты позволили обосновать ведущую роль переживания как механизма социализации детей, подростков и молодежи, показать значение индивидуальных и социальных переживаний для социального и персонального развития, раскрыли особенности социализации в эпоху неопределенности и социальных изменений, что открыло новый подход к проблеме информационной социализации.

В настоящее время Марцинковской разрабатывается междисциплинарный конструкт социального и персонального пространства-времени, позволяющий связать в единое целое процессы социализации и индивидуализации в транзитивном обществе, выделив два уровня детерминации этих процессов.

Марцинковская, Татьяна Давидовна

Татья́на Дави́довна Марцинко́вская (род. 29 июля 1951) — советский и российский психолог, специалист в области методологии и истории психологии, философии и психологии культуры, исторической психологии личности. Доктор психологических наук (1995), профессор (1998). [1]

В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Проблема психического развития в работах российских ученых 1910—1930-х годов».

В 1995 году защитила докторскую диссертацию по теме «Национальная идентичность и её связь с развитием российской психологии в конце XIX — начале XX веков».

В 1998 году получила звание профессора.

Работает в Психологическом институте (ПИ РАО) с 1999 года, первоначально возглавляя лабораторию исторической психологии личности, а с 2008 года — лабораторию психологии подростка. [1]

Одновременно — c 1997 по 2012 заведующая кафедрой возрастной психологии МПГУ.). [1]

С 2013 года — заведующая кафедрой психологии развития личности факультета психологии МГОУ. [1]

С 2015 г. преподает на кафедре психологии личности Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. [2]

С 2016 года директор Института психологии имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета. [3]

Научные исследования, проводимые Т. Д. Марцинковской, отличают фундаментальность и целостность в исследовании истории и методологии психологической науки, динамики процесса становления её предмета и методов исследования психики, её связи с философией и естествознанием.

Проведенный анализ истории развития возрастной психологии в России дал возможность выделить этапы её развития в России и основные проблемы, разрабатываемые отечественными учеными в начале XX века, а также выявить значимые различия подходов к личности ребенка в отечественной и зарубежной психологии.

Ею проанализированы и описаны основные характеристики российской психологической науки, особенности её развития в различные исторические периоды, идеогенез основных психологических концепций. В последние годы занимается проблемами методологии и философии психологии, а также изучением психологических особенностей самосознания российской интеллигенции. Особое внимание обращается на творчество выдающегося отечественного ученого Г.Г. Шпета (Шпет Густав Густавович) и его школы. [1]

Т. Д. Марцинковской обоснованы категориальный строй и принципы исторической психологии личности, на основании которых разрабатывается историко-генетический подход к проблеме социализации и формирования идентичности на разных этапах онтогенеза. Этот подход позволяет объединить теоретико-методологические (в том числе и историко-теоретические) материалы с данными эмпирического и экспериментального изучения становления личности, общения, деятельности современных подростков и молодежи. Полученные Т. Д. Марцинковской и её сотрудниками результаты позволили обосновать ведущую роль переживания как механизма социализации детей, подростков и молодежи, показать значение индивидуальных и социальных переживаний для социального и персонального развития, раскрыли особенности социализации в эпоху неопределенности и социальных изменений, что открыло новый подход к проблеме информационной социализации.

В настоящее время Т. Д. Марцинковской разрабатывается междисциплинарный конструкт социального и персонального пространства-времени, позволяющий связать в единое целое процессы социализации и индивидуализации в транзитивном обществе, выделив два уровня детерминации этих процессов.

Под руководством Т. Д. Марцинковской защищены 34 кандидатских и 1 докторская диссертации Является членом трех советов по защите докторских диссертаций (ПИ РАО, ИП РАН и ф-т психологии МГУ), членом редколлегий журналов «Вопросы психологии», Вестник Санкт-Петербургского университета (серия «Психология»), «Культурно-историческая психология». [1]

Автор более 200 работ (в том числе более 40 монографий и учебных пособий).

Обладатель премии Правительства Российской Федерации 2016 года в области образования с присвоением звания «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования».

Грант РФФИ Экзогенные и эндогенные факторы информационные социализации.2016-2019.

Грант РГНФ Культура как образующая часть личности: современные тенденции и механизмы.

2014-2017. Грант РНФ Закономерности и механизмы позитивной социализации современных детей и подростков. 2014-2017.

Научные труды

  • Марцинковская Т. Д., Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли Ваш ребенок к школе? М.: Гардарики. 1994. 10 п.л.
  • Марцинковская Т. Д. Ментальность и её отражение в науках о человеке. М.:Блиц, 1994. 15 п.л.
  • Марцинковская Т. Д. (редактор-составитель) Психология социального бытия Г.Шпета. Избранные произведения Г. Г. Шпета. М.: МОДЭК, 1996. 21 п.л.
  • Марцинковская Т. Д., Ярошевский М. Г. 100 выдающихся психологов мира. М.:МОДЭК, 1997. 20 п.л.
  • Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Рязань: Обруч, 1997 15 п.л.
  • Марцинковская Т. Д., Липкина А. И. (редакторы-составители) Психология младшего школьника Избранные произведения П. П. Блонского Москва-Воронеж: МОДЭК, 1997. 21 п.л.
  • Марцинковская Т. Д., Смирнов С. Д., Ярошевский М. Г. (редакторы-составители) Выдающиеся психологи Москвы. М.: ПИ РАО, 1997, 2007 (2 издание, расширенное и дополненное)
  • Марцинковская Т. Д., Изотова Е. И., Смирнова Е. О., Счастная Т. Н. Детская практическая психология. М.: Гардарика, 2000, 2003, 2007, 2009. 18 п.л.
  • Марцинковская Т. Д. (редактор-составитель) Г. Г. Шпет. Архивные материалы. Воспоминания Статьи. М.: Смысл, 2000. 21 п.л.
  • Марцинковская Т. Д., История возрастной психологии. М.: Гардарики, 2004 .18 п.л.
  • Марцинковская Т. Д. (редактор), Полева Н. С., Гусельцева М. В., Уварина Е. Ю., Кончаловская М. М. Категория переживания в психологии и философии М.: Прометей, 2005. 29 п.л.
  • Марцинковская Т. Д. (редактор-составитель), Гусельцева М. С., Прихожан А. М., Юревич А. В., Лекторский В. А. Методологические проблемы современной психологии — парадигмальный и междисциплинарный аспект. М.: Смысл, 2005, 12 п.л.
  • Марцинковская Т. Д. (редактор-составитель), Марютина Т. М., Поливанова К. Н., Стефаненко Т. Г., Краснова О. В., Белинская Е. П. Психология развития. М.: Академия, 2005, 2007, 2012. 34 п.л.
  • Марцинковская Т. Д. Ваш тревожный ребенок. М.: Вентана — Граф, 2005. 1,5 п.л.
  • Марцинковская Т. Д. История психологии. М.: Академия, 2005, 2006, 2007. 37 п.л.
  • Марцинковская Т. Д., Григорович Л. А. Педагогика и психология. М., Гардарики, 2005, 2007. 28 п.л.
  • Марцинковская Т. Д. (редактор-составитель) Философско-психологические труды Г. Г. Шпета. М.: Наука, 2005. 39 п.л.
  • Марцинковская Т. Д. (редактор-составитель) Философия и психология культуры Г. Г. Шпета. М.: Наука, 2007.39 п.л.
  • Журавлев А. Л., Марцинковская Т. Д. Юревич А. В. (редакторы-составители) Прогресс психологии: Критерии и признаки. М.: ИП РАН, 2009. 31 п.л.
  • Марцинковская Т. Д. Общая психология. М.: Академия, 2010, 25 п.л.
Читайте также  Календарь развития ребенка до года

Марцинковская Т. Д. (редактор), Костяк Т. В., Изотова Е. И. , Авдулова Т. П. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии. М.- Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 18 п.л.

I. «СКРИНИНГОВАЯ ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)»

изучение уровня психического развития ребенка-дошкольника.

Задачи обследования:

— проведение обследования психического развития детей в ДОУ;

— определение уровня психического развития дошкольников с учетом возрастных особенностей;

— сравнение результатов, полученных в различных группах детей одного возраста, установление причин высоких и низких оценок;

— выявление различных отклонений в психическом развитии, а также зон, требующих более углубленного исследования.

МЕТОДИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ

1. НЕВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ основной показатель интеллектуального потенциала, т.е., если оценка по данному параметру выше, чем оценка по вербальному мышлению, то можно говорить о высоте интеллектуального потенциала.

1.1. Классификация и обобщение. «Четвертый лишний» 5-7 лет.

Цель: определение способности к обобщению, умение дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов.

1.2. Классификация и обобщение. «Найди картинки» 4-5 лет.

Цель: Определение способности к обобщению. Умение находить предметы по обобщающему слову.

1.3.Выявление закономерности. «Выложи ряд» 5-7 лет — по 2 признакам, 4-5 лет — по 1-му признаку.

Цель: Установление закономерности расположения фигур в ряду.

2 . ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ — основной показатель того, насколько ребенок может оперировать накопленными знаниями и выражать их в словесной форме.

2.1. Установление причинно-следственных связей и словесно-логическое мышление. «Последовательные картинки». 6-7 лет — набор из 4-х картинок, 4-6 лет — набор из 3-х картинок Составление рассказа по данным картинкам.

Цель: изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями.

2.2. Особенности оперирования знаниями. «Вопросы». 2 вопроса на каждый возраст.

Цель: изучение уровня понятийного мышления.

3. ЗРИТЕЛЬНАЯ КРАТКОВРЕМЕННАЯ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ — основные показатели запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

«10 картинок для запоминания»

Цель: определение объема зрительного непроизвольного кратковременного запоминания.

4 . ВНИМАНИЕ — основной показатель объема внимания и умение ребенка включаться в работу. «Найди различия», (две картинки подобраны по возрасту).

Цель: определение объема внимания.

5. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Оценивается по трем параметрам в ходе обследования.

Цель: исследование уровня развития речи по трем показателям:

— сформированность словарного запаса в соответствии с возрастом;

— сформированность грамматического строя речи;

— сформированность связанной речи.

6. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

«Соедини точки». 5-7 лет — 70 точек, 4-5 лет — 30 точек.

Цель: исследование развития мелкой моторики рук, наличие-отсутствие тремора, плавность- прерывистость линий.

Цель обследования: диагностика уровня готовности к школьному обучению детей 5-7 лет.

Задачи обследования:

· выявление особенностей психического развития ребенка;

· установление нарушений интеллектуальной, речевой, мотивационной сфер;

· выявление сохранных потенциальных, компенсаторных возможностей ребенк

· определение готовности к школьному обучению;

· определение оптимальных условий обучения, развития и осуществления школьной адаптации с учетом индивидуальных особенностей психологического статуса ребенка.

МЕТОДИКИ ГРУППОВОЙ ДИАГНОСТИКИ

1. ИСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПАМЯТИ

Назначение: методика позволяет определить объем произвольного зрительно-пространственного запоминания.

2. «ИНТУИТИВНЫЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ-СИНТЕЗ» (по Л.А. Ясюковой)

Назначение: определение уровня развития операции классификации на невербальном уровне.

3. «ЗМЕЙКА» (по Н.И. Озерецкому)

Назначение: оценка зрительно-моторной координации – одной из оставляющих операционного интеллекта ребенка. Модифицированная методика Н.И. Озерецкого (ГМИ, 1928).

4. «ЗАПИСЬ СХЕМ СЛОВ» (по Н.В. Нечаевой)

Назначение: определение уровня развития фонематического анализа и способности перекодирования кода в звуковую систему.

5. ИСЛЕДОВАНИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ (модификация методики Г.Ф. Кумариной)

Назначение: установить способность к анализу и синтезу зрительно воспринимаемой и индивидуально предъявляемой информации, к осознанию закономерностей.

6. «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА» (из теста Д. Векслера)

Назначение: исследование утомляемости, концентрации внимания.

7. ИСЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ (по Керну-Ирасику)

Назначение: определение сформированности общих представлений как степени подготовленности к школьному обучению и прогнозированию школьной успеваемости. Выявление уровня развития тонкой моторики руки, зрительно-двигательной координации, общего интеллектуального развития, усидчивости.

Марцинковская Татьяна Давидовна

Марцинковская Татьяна Давидовна (1953 г.р.) – Российский психолог, Доктор психологических наук (1995), профессор (1997). Окончив факультет психологии МГУ (1978 г.) работала на кафедре психологии МПГУ. C 1996 года — заведующая лабораторией становления личности в историческом развитии Института развития личности РАО, с 1999 — лаборатории исторической психологии личности Психологического института РАО. Одновременно — заведующей кафедрой возрастной психологии МПГУ (с 1997 г.).

Основной круг вопросов, являющихся предметом научных исследований Марцинковской, связан с изучением истории психологической науки, прежде всего с анализом исторического пути отечественной психологии, особенностей становления ее методологии, а также со сравнительным исследованием подходов к проблеме психического развития, его диагностики и коррекции («Диагностика психического развития детей» Рязань. 1997 г.; «Детская практическая психология» М. 1999 г.). В книгах «Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке«. М., 1994, «История психологии«. М. 1996 г., «100 выдающихся психологов мира» М., 1997 г. (последние — совместно с М.Г. Ярошевским) проанализированы и описаны основные характеристики российской психологической науки (антропологизм, стремление к универсальности, выделение нравственной проблематики как одной из ведущих научных проблем), особенности ее развития в различные исторические периоды, идеогенез основных психологических концепций.

В последние годы занимается проблемами методологии и философии психологии, а также изучением психологических особенностей самосознания российской интеллигенции. Особое внимание обращается на творчество выдающегося отечественного ученого Г.Г. Шпета и его школы («Психология социального бытия Г.Г. Шпета«. М., 1996).

Проведенный анализ истории развития детской психологии в России дал возможность выделить этапы развития детской психологии и педологии в России и основные проблемы, разрабатываемые отечественными учеными в начале ХХ века, а также выявить значимые различия подходов к личности ребенка в отечественной и зарубежной психологической науке («История детской психологии«. М., 1998 г., «Методическое пособие по истории отечественной возрастной психологии«. М., 1996 г.).

Марцинковской обоснованы категориальный строй и принципы исторической психологии личности, на основании которых разрабатывается историко-генетический подход к проблеме социализации и формирования идентичности на разных этапах онтогенеза. Этот подход позволяет объединить теоретико-методологические (в том числе и историко-теоретические) материалы с данными эмпирического и экспериментального изучения становления личности, общения, деятельности современных подростков и молодежи. Полученные Марцинковской и ее сотрудниками (экспериментальные кросс культурные исследования) результаты позволили обосновать ведущую роль переживания как механизма социализации детей, подростков и молодежи, показать значение индивидуальных и социальных переживаний для социального и персонального развития, раскрыли особенности социализации в эпоху неопределенности и социальных изменений, что открыло новый подход к проблеме информационной социализации.

В настоящее время Марцинковской разрабатывается междисциплинарный конструкт социального и персонального пространства-времени, позволяющий связать в единое целое процессы социализации и индивидуализации в транзитивном обществе, выделив два уровня детерминации этих процессов.

Под руководством Т.Д. Марцинковской защищены 34 кандидатских и 1 докторская диссертации Является членом трех советов по защите докторских диссертаций (ПИ РАО, ИП РАН и ф-т психологии МГУ), членом редколлегий журналов «Вопросы психологии», Вестник Санкт-Петербургского университете (серия «Психология»), «Культурно-историческая психология», главным редактором журнала «Психологические исследования».

Читайте также  Развивающие игрушки для улицы своими руками

Автор более 200 работ (в том числе более 40 монографий и учебных пособий).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: