Контроль физическим развитием детей

Медико-педагогическая диагностика как процедура оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Определяя физическое развитие, мы оцениваем не только степень его гармоничности (соответствие массы тела его длине), но и физической подготовленности детей.

Характеристика нервно-психического развития ребенка имеет такое же существенное значение для общей оценки состояния его здоровья, как и характеристика физического развития. Правильная и в достаточной степени полноценная характеристика уровня нервно-психического развития дается на основании оценки совокупности показателей, отражающих разные стороны нервно-психического развития дошкольника. Особенно это важно в старшем дошкольном возрасте при определении функциональной готовности к обучению в школе.

Функциональное состояние органов и систем – критерий, характеризующий здоровье детей с позиций морфологической и функциональной зрелости организма, связанной с его возрастными особенностями. Для выявления воздействия условий окружающей среды, несоответствующих возможностям детей, следует тестировать состояние наиболее быстро реагирующих – сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и чувств, нервной системы. Выявление функциональных нарушений будет способствовать своевременному устранению (коррекции) их при применении профилактических и оздоровительных технологий и устранит возможность их перехода в хронические формы.

Резистентность определяет устойчивость организма к различного рода патогенным факторам и отражает состояние его сопротивляемости. Повышенные физические или умственные нагрузки способствуют снижению резистентности ребенка и повышению острой заболеваемости, поэтому необходимо отслеживать уровень заболеваемости детей в течение года для определения влияния воспитательно-образовательного процесса на детей.

В настоящее время снизился возраст возникновения многих хронических заболеваний у детей, поэтому при освоении основной общеобразовательной программы важно не допустить ухудшения со стороны основного заболевания при его наличии.

По мере роста и развития ребенка становления основных функций его организма возрастает активность и самостоятельность детей. Поэтому все годы пребывания детей в дошкольном учреждении необходимо заниматься гигиеническим воспитанием детей, как одной из составляющих его здоровья в будущем. Постепенное и систематическое привитие культурно-гигиенических навыков должно способствовать гармоничному физическому развитию и закаливанию детей, воспитанию сознательного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, формированию потребности следования принципам здорового образа жизни.

Специфика подходов к определению результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы заключается в выборе наиболее информативных, адекватных возрасту, неинвазивных методик диагностики уровня физического и нервно-психического развития; функциональных возможностей дошкольников; а также критериальных показателей оценки эффективности учебно-воспитательного процесса и оздоровительной работы в ДОУ.

Параметры оценки физического развития — это определение уровня развития:

— антропометрических показателей (рост, масса тела);

— физиометрических показателей (жизненная емкость легких и мышечная сила);

— основных физических качеств;

— основных двигательных умений и навыков.

Параметры оценки культурно-гигиенических навыков – это определение уровня развития:

— личностных качеств (аккуратность, социализированность);

— социальных навыков: культуры еды, навыков опрятности, моторной умелости и др.

Параметрами оценки оздоровления, в том числе эффективности закаливания и коррекционной работы с детьми по подготовке к школьному обучению являются:

— уровень физического и нервно-психического развития;

— функциональная готовность к школьному обучению.

Медико-педагогическая диагностика (оценка уровня физического развития и здоровья) также состоит из двух составляющих – медицинской и педагогической.

Медработниками ОУ осуществляется диагностика и оценка уровня физического развития по антропометрическим показателям, физиометрическим показателям, состоянию костно-мышечной системы, а также анализ заболеваемости детей.

Педагогический персонал ДОУ должен оценивать уровень развития двигательных умений и навыков у детей, их уровень физической подготовленности и двигательной активности, функциональную готовность к школьному обучению, сформированность культурно-гигиенических навыков.

Критерии эффективности освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

1. Положительная динамика состояния здоровья в соответствии с комплексной оценкой;

2. Снижение заболеваемости детей по расчетным показателям:

— показатель эффективности оздоровления;

— процент частоболеющих детей;

3. Положительная динамика нервно-психического развития.

4. Положительная динамика психо-эмоционального состояния.

5. Повышение уровня физической и умственной работоспособности.

6. Положительная динамика физического развития детей:

— прирост антропометрических показателей с улучшением уровня и гармонизации физического развития;

— прирост физиометрических показателей;

— оптимальный темп прироста основных показателей физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития детей;

— улучшение качества выполнения двигательных заданий;

— улучшение психомоторного развития;

— соответствие двигательных умений и навыков возрастным требованиям;

— формирование правильной осанки и нормального свода стопы.

При наличии выраженных функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата – улучшение состояния, при хронической патологии – улучшение состояния или стабилизация процесса.

В ДОУ любого вида должен быть обеспечен дифференцированный подход к организации физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья и развития, что является основополагающим критерием эффективности оздоровительной и воспитательно-образовательной работы.

7. Овладение культурно-гигиеническими навыками:

— формирование навыков культуры еды;

— оптимизация уровня моторной умелости;

— формирование навыков опрятности и ухода за своим телом;

— приобретение навыков самостоятельности игровой деятельности;

— формирование доброжелательности, отзывчивости к окружающим взрослым и детям.

8. Улучшение сна и аппетита.

9. Формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Формы медико-педагогической диагностики

Основная форма – мониторинг.

Оценка физкультурного занятия, а также других форм двигательной деятельности детей дается на основании комплекса показателей, отражающих:

— соблюдение гигиенических требований к состоянию мест проведения занятий (помещение, участок); физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви;

— уровень двигательной активности детей;

— достижение тренирующего эффекта физкультурного занятия;

— правильное распределение физической нагрузки.

Особое внимание необходимо уделять двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей при свободных и организованных ее формах. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.

2. Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.

3. Интенсивности двигательной деятельности методом измерения частоты сердечных сокращений при выполнении различных видов мышечной деятельности.

Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности и строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.

Результаты оздоровительных осмотров в ДОУ показали высокую распространенность нарушений костно-мышечной системы у дошкольников, в связи с этим не вызывает сомнений актуальность организации профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими как функциональные отклонения, так и хронические заболевания опорно-двигательного аппарата. С целью диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников следует использовать визуально-инструментальную скрининг-тестирующую методику, позволяющую выявлять различные нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие.

Оценка качества реализации физического развития дошкольников в детском саду

Цель: проследить динамику и тенденцию физического развития каждого воспитанника, сделать выводы о двигательной развивающей предметно-пространственной среде в ДОО, повысить качество ДО на основе его внутренней оценки.
Задачи:
— получить объективную характеристику двигательной РППС в ДОО;
— получить объективную оценку уровня физического развития и физической подготовленности детей;
— изучить мнение родителей (законных представителей) о качестве работы ДОО по физическому развитию детей.
Внутренняя система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательный процесс с учетом запросов основных участников образовательного процесса.
Оценка качества реализации образовательной области «Физическое развитие» в нашем детском саду включает несколько компонентов: оценку двигательной РППС, оценку физического развития дошкольников, оценку двигательной активности детей, оценку удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством деятельности ДОО.
Оценка двигательной РППС
Педагогическая диагностика (мониторинг) направлена в первую очередь на определение наличия условий для физического развития ребёнка. Полноценное физическое развитие невозможно без широкого использования различного спортивного инвентаря и физкультурного оборудования, которое является составной частью общей РППС. Поэтому объектом оценки является двигательная РППС. Метод диагностики – самооценка, экспертиза среды. Периодичность проведения 1 раз в год (май). Проводят воспитатели и я. Данные заносятся в «Карту оценки двигательной РППС». По итогам 2018-2019 учебного года результат получился следующим: 43 балла, что полностью соответствует нормативам качества.
В нашем детском саду есть физкультурный зал, спортивная площадка, имеются физкультурные уголки в группах. Физкультурный зал оснащен современным спортивным оборудованием: дуги для подлезания, мячи различного размера, обручи, мягкие модули, тоннели, гимнастические скамейки, пособия для общеразвивающих упражнений, тренажеры, шведские стенки и т.д.
На спортивной площадке имеются лабиринты, гимнастические бревна, рукоход, шведская стенка, мишени для метания, баскетбольное кольцо.
Для проведения образовательной деятельности на площадке есть выносной материал (мячи, обручи, гимнастические палки, кегли, скакалки, конусы, малые мячи, мешочки).
В зимний период физкультурные занятия проводятся на лыжах.
Соответствие нормативам качества РППС не говорит о том, что мы не работаем над её совершенствованием. В 2018-2019 учебном году физкультурные уголки всех групп детского сада пополнились новым физкультурным оборудованием – мячи большие, скакалки, мячи массажные и дартсы.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса. Предоставляет возможность педагогам вносить изменения, позволяющие стимулировать исследовательскую, познавательную, игровую и двигательную активность детей.
Оценка физического развития дошкольников
В нашем детском саду система оценки физических качеств проводится два раза в год (сентябрь и май) при участии инструктора по физкультуре, медицинской сестры, воспитателей. Здесь учитываются индивидуальные особенности ребенка (его психофизическое здоровье, эмоциональное состояние), состояние здоровья (медицинские отводы и ограничения).
Результаты обследования заносятся в «Диагностическую карту здоровья, физического и двигательного развития детей», в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности ребенка. Карта заводится на все группы детей и ведется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.
Условные обозначения:
Здоровье: Гр. зд.- группа здоровья, Зд. – здоровые, ЧБ, ЭБ – часто и эпизодически болеющие дети.
Физическое развитие: Гарм. – гармоничное соотношение роста, веса, окружности груди; Откл. – отклонения в физическом развитии: завышенный или заниженный рост, вес, заниженный объем грудной клетки;
Двигательное развитие – двигательная активность в условных шагах; В. – высокое; С – среднее; Н – низкое (недостаточное развитие основных движений и физических качеств).
Медицинская группа для занятий физкультурой – основная или подготовительная.
В графе «рекомендации» медицинский работник детского сада прописывает рекомендации для детей, имеющих отклонения в здоровье.
Диагностическая карта подписывается медицинским работником. Экземпляры карт находятся у медицинского работника, воспитателя и у инструктора по физической культуре.
В такой карте каждый ребенок предстает в достаточно полной характеристике и видно, каким будет прогноз здоровья и физического развития. Например, если в группе значительное число детей с низкой ДА, следует усилить двигательный режим, для детей с отклонениями в физическом развитии важно предусмотреть специальные формы работы с подбором соответствующих физических упражнений; определить щадящий режим для группы ЧБ и т.д.
На основании диагностической карты разрабатывается комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе, определяются пути коррекции. В конце учебного года проводится повторное обследование детей, сравниваются исходные и итоговые показатели, оцениваются результаты работы.
Диагностика физической подготовленности детей
При диагностике физической подготовленности объектом оценки является освоение основных движений детьми (бег, прыжки, метание), развитие физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Методы диагностики – наблюдения за детьми в процессе выполнения движений на занятиях по физической культуре, во время прогулки и тесты.
Для тестирования физических качеств дошкольников по Общероссийской системе мониторинга физического развития детей, подростков и молодежи (Утверждено Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. № 916) используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме. Предлагается набор тестовых упражнений и формы отчетной документации, которые позволяют проводить массовое обследование детей.
Диагностические упражнения для оценки физической подготовленности детей.
Бег на 10 м схода
Оценить скоростные качества ребенка и его реакцию в беге на 10 м с хода.
На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6-7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет- кегля, кубик), чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки.
Ребенок по команде «На старт!» подходит к черте и занимает удобную позу. Взрослый стоит сбоку от линии старта с секундомером. После взмаха флажком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта взрослый включает секундомер и выключает его, когда ребенок добегает до линии финиша. Предлагаются две попытки, отдых между ними 5 мин. Фиксируется лучший результат.
Бег на 30 м с высокого старта.
Оценить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта.
Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина 3 м). На дорожке отмечаются линии старта и финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии старта, а второй (с секундомером) – на линии финиша, за которой на расстоянии 5-7 м ставится яркий ориентир. По команде взрослого «Внимание!» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «Марш!» — взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время взрослый, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3 – 5 мин) проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями. Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.
Челночный бег на 10 м.
Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге на 10 м.
Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «Марш!» (в этот момент взрослый включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок должен обежать каждый кубик, не задев его. Фиксируется общее время бега.
Прыжки в длину с места.
Определить скоростно – силовые качества в прыжке в длину с места.
Этот тест можно проводить в физкультурном зале на мате, на котором нанесена разметка через каждые 10 см. Тестирование проводят два человека – первый объясняет задание, следит за тем, как ребенок принял и.п. для прыжка, дает команду «Прыжок!»; второй замеряет длину прыжка.
Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. Измеряется расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точность до 1см. Делаются две попытки, засчитывается лучшая из них. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: и.п., энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу. Для повышения активности и интереса детей целесообразно разместить несколько ярких предметов на расстоянии 15-20 см за матом и предложить ребенку допрыгнуть до самого дальнего из них.
Метание мешочков с песком.
Определить координацию движений рук, их силу.
И.п. ноги расставлены немного шире плеч, правая нога отставляется назад, туловище слегка поворачивается в сторону бросающей руки, правая рука полу сгибается в локте перед грудью, левая опускается вдоль туловища. При замахе туловище поворачивается в сторону бросающей руки, отклоняется назад и тяжесть тела переносится на отведенную назад ногу, правая рука оттянута назад. При броске правая нога выпрямляется, туловище, выпрямляясь, поворачивается вперед; в заключительной фазе броска тяжесть тела переносится на вперед стоящую ногу. Правая нога приставляется к левой ноге. Аналогично проводится метание левой рукой. Коридор для метания шириной 3 метра, длиной 15-20 м, нумерация на каждый метр. Фиксируется лучший результат из трех попыток на каждую руку.
Диагностика физического развития позволяет:
— получить объективную оценку уровня физического развития и физической подготовленности детей;
— составить план физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, скорректировать его;
— осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
Оценка удовлетворенности родителей
Для определения удовлетворённости родителей воспитанников качеством деятельности образовательной организации ежегодно проводится анкетирование законных представителей детей, посещающих детский сад «Алёнка». По итогам анкетирования делаются выводы и вносятся коррективы в годовой план работы на новый учебный год.

Читайте также  Развивающие видео для детей 6 лет

Количество семей, принявших участие в анкетировании

Процент удовлетворённости родителей деятельностью организации

Данные, которые вы видите на слайде, позволяют сделать вывод, что удовлетворённость родителей деятельностью нашей организации имеет положительную динамику.
Таким образом, система мероприятий по сбору, обработке, анализу информации, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей, позволяет отслеживать результаты и своевременно прогнозировать дальнейшую работу.

Ссылки на источники
1. Мониторинг по оценке качества реализации образовательной области «Физическое развитие»: Рабочая тетрадь / Науч. ред. Е.В.Арасланова, Авт. Е.В. Арасланова, Л.И. Жербанова, Е.Б. Мешкова, И.Н.Севастьянова, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. – 43 с. – (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»).
2. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -176 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
3. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.: Просвещение, 1998. – 80 с.: ил. – ISBN 5-09-008359-2.

Приложение № 1

Диагностическая карта здоровья, физического и двигательного развития детей
МКДОУ детский сад комбинированного вида «Алёнка» пгт Кикнур 2019 – 2020 уч.год
Средняя группа воспитатель

Контроль физическим развитием детей

Примечание. Отставание или опережение веса обозначаются символами «-» или «+» перед цифрой степени (±II), а отставание или опережение размера окружности грудной клетки – после цифры степени (II±).

4. В соответствии с классической схемой, предложенной еще в 1959 г. А.Б. Ставицкой и Д.И. Арон, комплексную оценку физического развития принято выражать через понятия «среднее», «ниже среднего», «выше среднего», «высокое» и «низкое». Расплывчатость рассматриваемых понятий как выразителей степени физического развития связана с тем, что они не являются ни количественными, ни абстрактными критериями, отражающими отношение к стандарту. «Среднее» может быть, например, между высоким и низким, горячим и холодным, мягким и жестким и т. д., а может и усредненным значением в ряду каких-либо показателей (стандарт роста, веса, окружности грудной клетки). В приложении к оценке степени физического развития это понятие несет информацию, которая трудно поддается расшифровке. «Среднее» физическое развитие может рассматриваться здесь как занимающее среднее положение между «хорошим» и «плохим», но оно не соответствует понятию «хорошее». «Высокая» степень физического развития по выраженности роста созвучна понятию «хорошее», но это не всегда так. Если высокому росту не соответствует вес и (или) окружность грудной клетки по стандарту, физическое развитие ребенка выходит из ряда «хорошего» и может быть отнесено к «ухудшенному» или «плохому» по стандарту.

Оценка степени физического развития отражает отношение исследуемого показателя к стандарту и может быть выражена существующими в русском языке определениями: «хорошее» (I степень), «ухудшенное» (II степень) и «плохое» (III степень). Их предложил в 1965 г. Н.Г. Властовский.

Ориентируясь на оценочную схему НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР, рекомендуем модифицированную схему оценки физического развития (табл. 4). Она позволяет в упрощенной форме определить как степень отклонения антропометрических показателей от стандарта [хорошее (гармоничное), ухудшенное (дисгармоничное), плохое (резко дисгармоничное) физическое развитие], так и степень пропорциональности сравниваемых показателей между собой (пропорциональное, диспропорциональное физическое развитие).

Оценочная шкала физического развития дошкольников по шкалам регрессии

В процессе оценки физического развития устанавливается выраженность роста ребенка в сравнении с региональными стандартами (см. табл. 1). При выявлении крайних значений роста (1-й и выше 5-го классы роста), значения степени физического развития выставляются только по данным роста (IV–V степени) в зависимости от показателей массы тела и окружности грудной клетки. Но, при необходимости, может быть определена и степень пропорциональности физического развития.

Если же значения длины тела попадают в пределы 2-5-го классов роста, то у этих детей поочередно определяются степени (I–II–III) соотношения веса с ростом и грудного периметра с ростом (табл. 2, 3), а затем выводится итоговая оценка степени физического развития по худшему оценочному показателю.

Учитывая, что II и III степени физического развития могут быть обусловлены либо опережением, либо отставанием веса и окружности грудной клетки по отношению к данным стандарта, при подведении итога степени физического развития (отставание или опережение веса) обозначаются знаками «-» или «+» перед цифрой степени (±II; ±III), а отставание или опережение грудного периметра – такими же знаками после цифры степени (II±; III±).

Если вес и окружность груди находятся в одинаковых по знаку и степени оценочных группах – физическое развитие оценивается как пропорциональное, если в разных по степени (один показатель опережает или отстает от стандарта больше, чем другой) – как диспропорциональное. Если же диспропорция веса и окружности груди оценивается разными по знаку степенями (один показатель отстает, другой – опережает), то физическое развитие оценивается как атипичное или резко диспропорциональное.

Примеры оценки физического развития детей

1. Иванов Саша. Дата рождения – 18 октября 1998 г., дата обследования – 28 ноября 2001 г. Антропометрические показатели: рост 100 см, вес – 13,5 кг, окружность грудной клетки – 53 см.

Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка определяется по графику (рис. 1): 2001 – 1998 = 3 года, так как точка пересечения линий лежит в незаштрихованном поле. По табл. 1 находим, что его рост относится ко 2-5-му классам роста (исключается возможность оценки его физического развития IV и V степенью). Дальнейшее определение степени физического развития проводится по ростовому стандарту мальчиков (табл. 2), поочередным сопоставлением роста с весом и роста с окружностью груди. Степень развития – по соотношению роста с весом (– II), так как значения веса лежат между границами хорошего и ухудшенного физического развития, а по соотношению роста с окружностью грудной клетки – (I). Итоговая оценка – худший оценочный показатель, с сохранением знаков отклонения – (– II, что в расшифровке означает: «Ухудшенное (дисгармоничное), диспропорциональное физическое развитие, с отставанием по весу».

2. Петрова Вера. Дата рождения – 26 сентября 1996 г., дата обследования – 25 марта 2001 г. Антропометрические показатели: рост – 112 см, вес – 23,6 кг, окружность грудной клетки – 62 см.

Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка: 2001 – 1996 = 5 лет – 6 мес. = 4 г. 6 мес. По табл. 1 находим, что ее рост относится ко 2-5-му классам роста. По табл. 3 находим степень физического развития для соотношения роста с весом – (+ III), для соотношения роста с окружностью грудной клетки – (III +). Итоговая оценка – (+ III +): «Плохое (резко дисгармоничное), пропорциональное физическое развитие, с опережением по весу и окружности грудной клетки».

3. Сергеева Люба. Дата рождения – 2 марта 1998 г., дата обследования – 20 ноября 2001 г. Антропометрические показатели: рост – 115 см, вес – 20 кг, окружность грудной клетки – 58 см.

Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка: 2001 – 1998 = 3 г. + 6 мес. = 3 г. 6 мес. По табл. 1 находим, что у ребенка рост выше 5-го класса, что позволяет отнести его к V степени физического развития: «Опережение в физическом развитии», не оценивая соответствие роста с весом и окружностью груди. Ребенок нуждается в консультации эндокринолога. При этом ребенок отличается пропорциональным физическим развитием, о чем свидетельствует отнесение соотношения роста с весом и роста с окружностью груди к I степени физического развития.

Оценка роста и развития, даже по самым простым и доступным медработнику методикам важна как в физиологической педиатрии, так и при определении патологических состояний. При этом значение отдельных антропометрических признаков может быть различным.

Читайте также  Ребенок 5 месяцев не набирает вес

При анализе уровня физического развития за основу принято брать величину длины тела. Эта величина является доминирующим признаком. С ее изменением связано отклонение таких показателей, как масса тела и окружность грудной клетки.

Масса тела зависит, прежде всего, от питания ребенка. Это быстро меняющийся показатель, требующий постоянного контроля.

При оценке гармоничности физического развития важное значение имеют показатели окружности грудной клетки. В них проявляются общие закономерности, свойственные другим параметрам физического развития детей.

Изменения размеров тела ребенка по мере его развития связаны с увеличением размеров и массы большинства внутренних органов.

Отставание процессов роста, если оно не связано с патологией костно-хрящевых структур, означает торможение развития и дифференцировки внутренних органов. Чем значительнее отставание в физическом развитии ребенка, тем более выражены у него неблагоприятные изменения в иммунограмме. Поэтому есть только одна возможность – постоянная защита и обеспечение условий для нормального развития ребенка, предупреждение его нарушений.

Движение какого-либо антропометрического показателя в сторону отставания или опережения уже на ранних стадиях позволяет врачу заподозрить развитие патологии: формирующуюся задержку роста (гипостатура, нанизм); опережение роста (синдромы Марфана, Клайнфельдера); развитие дистрофий различного происхождения, ожирения, узкогрудости, нередко сопровождающейся различными аномалиями развития легкого, широкогрудости, как проявления увеличения объема легких, микро– и макроцефалии, обусловленных частично гидроцефалией.

Физическое развитие ребенка в детском коллективе зависит от конкретных факторов окружающей среды и, прежде всего, условий и образа жизни.

Для оценки физического развития коллектива необходимо провести его индивидуальную оценку использующимся методом и дать итоговую оценку по удельному весу детей с хорошим физическим развитием. Физическое развитие коллектива считается удовлетворительным, если не менее 68 % детей имеют нормальное (или хорошее) гармоничное физическое развитие (I степень) .

Мой детский сад

Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Оценка физической подготовленности дошкольников

Авторы: Г. ЛЕСКОВА, Н. НОТКИНА, кандидаты педагогических наук, доценты, Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена.

физкультураВсеми произвольными движениями, в том числе и основными, ребенок овладевает постепенно под воздейст­вием ряда факторов — внутренних и внешних.

К внутренним, биологическим, факто­рам относятся: этапы созревания раз­личных органов и систем организма; природные задатки двигательных спо­собностей; индивидуальные конститу­ционные особенности; особенности нервной системы. Известно, что здо­ровый ребенок начинает ходить в 9— 12 месяцев, так как именно к этому периоду происходит необходимое созре­вание и развитие опорно-двигатель­ного аппарата. Природные двигатель­ные способности — важнейший компо­нент овладения отдельными видами движений. Одни дети хорошо пры­гают, быстро бегают, другие выде­ляются точным глазомером и т. п.

Типологические особенности высшей нервной деятельности (быстрота, сила, равновесие процессов возбуждения и торможения) обязательно сказываются на овладении двигательными навыками. У спокойных, уравновешенных детей они формируются быстрее, у возбу­димых — медленнее, так как эти дети способны выполнять лишь кратковре­менную работу и поэтому нуждаются в переключении с одного упражнения (или игры) на другое.

Внешние факторы моторного разви­тия — среда и обучение — должны строиться с учетом внутренних осо­бенностей ребенка. Целенаправленное воспитание обеспечивает овладение наиболее рациональными способами выполнения движений в короткий срок и оптимальное развитие двигатель­ных способностей.

Объем движений и общие требования к ним определены «Программой вос­питания и обучения в детском саду». В современной литературе приводят­ся данные, характеризующие технику и количественные показатели основ­ных движений дошкольников. Однако эти дачные порой разноречивы, что обусловлено разным двигательным ре­жимом дошкольных учреждений, боль­шим диапазоном индивидуальных раз­личий детей и рядом других фак­торов.

По мнению большинства авторов, физическая подготовленность детей определяется степенью сформированности двигательных навыков и уровнем развития двигательных качеств, т. е. требованиями к элементам техники, доступными и целесообразными для де­тей данной возрастной группы, и коли­чественными показателями, свидетель­ствующими о развитии быстроты, силы, ловкости, выносливости.

Исследования, лучший опыт работы детских садов Советского Союза, ГДР, Болгарии и других стран свидетель­ствуют о том, что определяющим в моторном развитии дошкольников является накопление разнообразного двигательного опыта, развитие дви­гательных качеств, состояние здо­ровья. Именно это создает базу для успешного овладения техникой двига­тельных действий в школе. Поэтому высокие цифровые показатели двига­тельных качеств и являются основны­ми при оценке физической подготов­ленности детей.

Техника выполнения ребенком какого-либо движения примерна, вариативна и не является самоцелью в работе воспитателя. Тем не менее, педагог должен отчетливо представлять себе и основу техники, и ее детали, уметь грамотно показать движение, помочь освоить рациональный способ его вы­полнения, оценить движения каждого ребенка, понять причину ошибок.

В статье предлагается один из воз­можных, неоднократно проверенных на практике вариантов оценки раз­вития основных движений у дошколь­ников. Суть его в следующем: уро­вень двигательных качеств оценивается в цифровых показателях, а степень сформированное двигательных навы­ков—в баллах (приблизительно).

Три балла характеризуют высокий уровень навыка: правильно выпол­няются все основные элементы дви­жения. Два балла (средний уровень) получают дети, справляющиеся с боль­шинством элементов техники, допуская некоторые ошибки. Один балл (низкий уровень) имеет место при наличии зна­чительных ошибок.

Приведенные ниже количественные и качественные показатели определены на основе собственных исследований и анализа литературы.

Презентация на тему "медицинский контроль за физическим развитием детей дошкольного возраста"

Презентация: медицинский контроль за физическим развитием детей дошкольного возраста

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.33 Мб). Тема: «медицинский контроль за физическим развитием детей дошкольного возраста». Предмет: педагогика. 20 слайдов. Добавлена в 2021 году.

Содержание

Презентация: медицинский контроль за физическим развитием детей дошкольного возраста

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №67 г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИМедицинский контроль за физическим развитием детей дошкольного возраста

Подготовила: заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе Махалина И.А.

Слайд 2

В настоящее время число здоровых дошкольников составляет лишь около 10 % от поступающих в школу. В связи с этим сохранить и укрепить здоровье детей, учитывая их индивидуальные особенности, обеспечить качественное образование без увеличения учебной нагрузки является одной из приоритетных задач дошкольного образования. В нашем дошкольном учреждении применяется система медико-педагогического контроля. В его содержание входят следующие разделы: Санитарно-гигиенический режим Организация питание Режим дня Двигательный режим Охрана жизни и безопасность жизнедеятельности

Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8

Медико-педагогический контроль может проводиться врачом или медсестрой совместно с заведующим или заместителем заведующего. Постоянного внимания требуют вопросы питания, режима дня, двигательного режима и организации учебной нагрузки в организованных формах обучения. В системе медико-педагогического контроля особое место занимает медицинский контроль,который осуществляется медицинскими работниками ДОУ. В обязанности врача входит комплексная оценка состояния здоровья детей, систематический контроль за организацией всех разделов физического воспитания и закаливания в детском саду, проведение медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях не менее 2 раз в каждой возрастной группе в течение года.

Слайд 9

Медицинский контроль за физическим развитием детей в дошкольных учреждениях включает:Динамическое наблюдениеза состоянием здоровья и физическим развитием детей, которое осуществляется при осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливания.Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещения, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви.Санитарно-просветительную работупо вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей.

Читайте также  Развитие творческого воображения детей старшего

Слайд 10

Главное внимание в процессе наблюдения за физическим развитием детей необходимо уделять двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей при свободных и организованных формах деятельности. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.Объёма двигательной деятельности детей с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.Интенсивности двигательной деятельности детей с помощью метода пульсометрии (частота сердечных сокращений ударов в минуту) при выполнении различных видов мышечной деятельности.Объем двигательной активности по шагомеруДля достижения высокого уровня двигательной активности детей вдошкольном образовательном учрежденииреализуются все формы двигательной активности : физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия, трудовая, игровая деятельность.

Слайд 11

Карта контроля занятия по физической культуре учебный год 2014-2015

Слайд 12
Слайд 13

Учебный год 2014-2015 Карта контроля утренней гимнастики

Слайд 14

Учебный год 2014-2015 Карта контроля прогулки

Слайд 15

Физкультурные занятия являются основной формой организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям в детском саду. При этом решаются взаимосвязанные задачи – оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Слайд 16

При проведении медико-педагогического контроля наше дошкольное учреждение использует протокол

ПРОТОКОЛ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАНЯТИИ Протокол № 3 Медико-педагогическое наблюдение от «12» ноября 2014 г. Мною, медсестрою детского сада №67 проведено наблюдение на занятии физкультурой в старшей группе № 14 в количестве 15 детей. Занятие проводилось в присутствии воспитателя Дубинкиной М.И. В результате проведенного наблюдения выявлено следующее: Подготовка к занятию Занятие проводится в физкультурном зале Санитарное состояние зала Проведена влажная уборка, проветривание физкультурного зала Соответствие и опрятность физкультурной формы Все дети в спортивной форме Наличие специальной обуви Все дети в спортивной обуви Условия, в которых проходило Занятие соответствует требованиям СаНПин Соответствие места занятия количеству детей Соответствует Состояние воздуха Освещенность достаточнаяНаблюдения во время занятия: Занятие началось 9.35 закончилось 10.00 Наличие плана занятия у инструктора Есть, оборудование достаточное Дисциплина во время занятия Все дети дисциплинированы Имелись ли у детей признаки переутомляемости Внешних признаков утомляемости не отмечено Имели ли место во время занятия срывы. Падения, травмы Нет Общая плотность занятия: 23*100/25=92% Моторная плотность занятия: 21*100/25=84% Для наблюдения взят ребенок Шишков Серёжа, 26.08.09г Частота сердечных сокращений 100 ударов Пульс до занятия 90 уд/в минуту 1-часть Вводная часть 3 минуты ОРУ 5 минут ОД 11 минут ПИ 4 минуты 3-я часть Заключительная: С нагрузкой ребёнок справился Признаков утомляемости нет PS пришёл к N 90 ударов в минуту Замечаний по занятию нет. Медсестра МАДОУ детского сада №67 Зайцева Т.В.

Слайд 17

Для оценки правильности построения занятий, соответствия физической нагрузки функциональным возможностям детей данной возрастной группы, соответствие содержания занятий программе, уровню физической подготовленности детей используется метод индивидуального хронометража. Он включает определение времени всего занятия и отдельных его частей: вводной, основной и заключительной. При проведении хронометража отмечается рациональность использования каждой части занятия — двигательная активность. Оценка двигательной активности проводится путем вычисления общей и моторной плотности. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%. Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребёнком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженного в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 75%-80%.

Слайд 18

Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3-5 минут. На основании изменений частоты сердечных сокращений строят физиологическую кривую занятия – графическое изображение частоты сердечных сокращений. По горизонтали откладываются в масштабе времени части занятия, а по вертикали показатели частоты сердечных сокращений. При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей.

Слайд 19
Слайд 20

Важным показателемявляется определение внешних признаков утомления. Осуществляя контроль, необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности, используя схему ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ Организация работы по физическому развитию и оздоровлению не может идти сама по себе, она должна базироваться на педагогических и медицинских знаниях взаимодополняющих друг друга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: