Картотека театрализованных игр развитий речи

"РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ"

Автор: Леушина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №5 "Подснежник"
Населённый пункт: п. Батагай Верхоянский р–он Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: ПАПКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: "РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Подснежник» п. Батагай

Тема «Развитие речи через театрализованные игры»

Леушина Татьяна Николаевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

Стаж работы 40 лет

Начало изучения темы 2017год

Окончание изучения темы 2020год

Тема «Развитие речи через театрализованные игры»

Цель. Создать оптимальные условия развития речи детей дошкольного

возраста средствами театрализованной деятельности.

Повысить собственный уровень знаний путём изучения, необходимой

Разработать перспективный план работы с детьми

Организовать работу кружка театрализованной деятельности

Оформить в группе уголок театральной деятельности «Театральное

окно», «Уголок ряженья», подобрать атрибуты к театрализованным

играм, сделать подборку пальчиковых и артикуляционных игр

Выступление на педагогическом совете «Развитие речи детей через

Принять участие в семинаре «Развиваем речь детей»

Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по

Приобщение родителей к совместной деятельности

Пополнение предметно-пространственной среды

10.Презентация «Сказка в нашем доме»

Изучение опыта педагогов ДОУ

Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми

Активизация и обогащение словарного запаса детей

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой,

правильной, выразительной речи

Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию

Развивать монологическую речь детей

Раскрывать творческие способности детей

Помочь родителям при создании речевой среды для общения с

Подбор и изучение

работы с детьми,

Оформить в группе

польза для всей

учить с ребёнком

на развитие мелкой

народных сказок по

ресурсов по теме

игр в развитии речи

работу кружка на

игры на развитие

«Роль педагога в

ребёнка и различные

Предметно – развивающая среда в группе

Художественная литература «Книжкина полка»

Настольно – печатные игры «Сказки»

Пазлы «Три медведя»

Дидактические игры «Из какой сказки герой?», «Найди героя сказки»

Настольный театр «Репка», «Колобок»

Сказка на фланелеграфе «Волк и семеро козлят», «Репка», «Теремок»

Пальчиковый театр «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Животные»

10. Верховые куклы

11. Театр «Топотушки»

12. Би-бо-бо «Клоун»

13. Подбор масок героев сказок

14. «Уголок ряженья»

15. Музыкальные инструменты

16. Перчаточный театр

Подвижные речевые игры

Материально – технический ресурс

Технические средства обучения (музыкальный центр, DVD проигрыватель)

Наглядно – методические пособия

Ресурс социума

«Детская библиотека» п. Батагай

Родительский ресурс

Взаимодействие с семьёй воспитанников через следующие формы:

участие в конкурсах, развлечениях, утренниках

Информационный ресурс

Обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации, мастер – класс)

Изучение методической литературы, опыта работы через сеть интернета

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

Основные параметры диагностики театрализованной деятельности детей

Владеет знаниями о

состояниях и может

Диагностика детей по разделу «Развитие речи»

Не употребляет в

Не справляется с

образовывать ни о

Ни одного слова

Список используемой литературы

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Вераксы Н.Е.

Комарова Т.С. Васильева М.А. М. Мозаика-синтез 2015г.

Журналы: «Дошкольное воспитание» 2006г. Стр. №8,9,11

«Ребёнок в детском саду» 2010г. Стр. №2

«Театральная деятельность в детском саду» А.В. Щеткин

«Психологические игры» Эльконин Д.Б. М: Просвещение, 1999г.

«Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду»

«Играем в кукольный театр» Сорокина Н. Ф. М:Арктик 2001

«Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности» Доронова

«Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упр. конспекты) Ушакова

«Играем в театр» Доронова Т.Н. Методическое пособие для воспитателей «

Ребёнок в детском саду» 2010год.

«Игра — драматизация» Ерофеева Т.И. М:Просвещение 2004год.

Пальчиковые игры

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть: (вытягивать руки вперёд, играя пальчиками)

Эта сказка «Теремок»

Эта сказка «Колобок»

Эта сказка «Репка»

Про внучку, бабку, дедку (поочерёдно касаться большим пальцем остальных)

«Волк и семеро козлят» —

Этим сказкам каждый рад!( показать большой палец)

Сказку нашу повторили,

Про героев не забыли

А теперь мы на прощание

Друг другу скажем : «До свидания»

Разотру ладошки сильно (растирание ладоней)

Каждый пальчик покручу, (вращающие движения)

Поздороваюсь с ним сильно

И потягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик к пальчику сложу (соединить пальцы одной руки с пальцами другой

На замочек их закрою (пальцы в замок)

И тепло поберегу.

«Шли лисята по дорожке»

Шли лисята по дорожке,

(одновременно сгибая пальцы рук)

В лакированных сапожках,

Вверх на горку – топ-топ,

( с силой хлопать в ладоши)

А под горка топ-топ-топ!

(легко потряхивать кистями рук)

Приседали на зарядке,

(сжимать и разжимать пальцы обеих рук)

Приседали по порядку

На зарядку топ-топ!

( с силой хлопать в ладоши)

А с зарядки – топ-топ-топ!

(легко потряхивать кистями рук)

Есть игрушки у Андрюшки (хлопаем в ладоши)

Вот забавная лягушка,

Мишка, зайчик и машина.

Ну, а кукла для Ирины (поочерёдно сгибаем пальцы руки)

Вырос красивый цветок на поляне (соединить кулачки рук вместе)

Утром весенним раскрыл лепестки (раскрываем кулачки и поднимаем вверх)

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают корешки (соединить руки и опустить пальцами вниз)

Разотру ладошки сильно (растирание ладоней)

Каждый пальчик покручу, (вращающие движения)

Поздороваюсь с ним сильно

И потягивать начну.

Руки я затем помою, (потереть ладошку об ладошку)

Пальчик к пальчику сложу.

На замочек их закрою (пальцы в «замок»)

И тепло поберегу.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (руки в «замок»)

Мы с тобой подружимся

Один, два, три, четыре, пять,

(соединить пальчики обеих рук, начиная с большого)

Начинаем их считать.

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большаку – дрова рубить (загибать пальчики по одному)

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе – обед варить,

А малышке – песни петь

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять!

(Согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем по очереди разгибать их,

начиная с большого пальчика)

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Это пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя родня!

(затем пальчики правой руки)

-С этим братцем в лес ходил,

— С этим братцем – щи варил,

-С этим братцем – кашу ел.

-С этим братцем – песни пел!

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимаем и разжимаем кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

(загибать по одному пальцу на каждое название птицы)

Всем хватило зёрнышек.

(сжимать и разжимать кулачки)

Будем мы варить компот

(держать левую ладонь «ковшиком», «мешать» указательным пальцем правой

Фруктов нужно много

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

«Воздушные шарики»

-развивать умение сочетать произнесение звука с началом выдоха,

активизировать мышцы губ;

— тренировать способность кисти руки удерживать позу.

Для весёлой детворы

Надуваем мы шары

(указательный и средний пальцы каждой руки «бегают по столу»

Дуем , дуем, дуем, дуем –

Каждый шар сейчас надуем.

(кисти рук – напротив груди, локти разведены в стороны, пальцы обеих рук

сложены в щепотку и соприкасаются кончиками) Дуть нужно, вытягивая

губы трубочкой, но не надувая щёк.

Круглый, яркий и тугой!

Мой хорош, хорош и твой.

(пальцы сложить в форме шара)

«Приходите к нам на чай»

Цель. Совершенствовать органы артикуляции, тренировать способность

кисти рук удерживать разные позы.

Приходите к нам на чай.

(манящие движения кистями рук)

Самовар, гостей встречай!

(руки соединить в виде кольца)

Воду нам кипяти,

Что есть мочи пыхти.

(надуть щёки с последующим выпусканием воздуха через губы)

(ладони обеих рук лежат на столе, слегка округлены и направлены вверх)

(руки на столе, ладонями вверх)

Гости весело смеются-

Всё варенье по губам

Растеклось и тут и там.

(облизать кончиком языка губы по кругу)

Самовар стоит как глыба.

(руки соединить в виде кольца)

За чаёк ему спасибо!

Артикуляционная гимнастика

(по сказке «Репка»)

Дед – надуть щёки;

Бабка – вытянуть губы «трубочкой»;

Внучка – растянуть губы в улыбке;

Жучка – высунуть язык;

Кошка – облизать губы языком;

Мышка – поднять верхнюю губу, обнажив зубы

«Съешь скорее хомячок свежесорванный стручок», надуваем щёки,

перекатываем воздух с одной стороны на другую.

Высовываем язычок, « как собачка»

«Котик пьёт молочко»

Имитация движения языком «как кошечка»

Рот открыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу,

занести «лопаточку» в рот, стараясь не напрягать язык. Если язычок не может

Материалы для процедуры аттестации

Ход игры:
Приходит Петрушка и приносит разнообразные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочку, погремушку и др.). Петрушка предлагает детям послушать, как звучит тот или иной инструмент. Затем он дает им задание: «Я буду за ширмой играть на разных инструментах, а вы внимательно слушайте и угадайте, на чем я играю». Петрушка за ширмой играет на инструментах, дети угадывают. Далее Петрушка предлагает поменяться с ними места ми и уже угадавший ребенок загадывает детям загадку.

Карточка № 2 «Зверята»
Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».
Все пушистые цыплятки,
Любопытные ребятки.
Мама спросит: «Где же вы?»
Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»
Курочка-хохлатушка по двору гуляла,
Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!»
Ходит по двору петух,
Аж захватывает дух.
Как увидит он зерно,
Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышел котик погулять,
Решил цыпленка напугать.
Стал подкрадываться сразу
И мяукнул громко: «Мяу!»
Ловко прыгает лягушка,
У ней толстенькое брюшко,
Выпученные глаза,
Говорит она: «Ква-ква!»

Карточка № 3 «Возьмем Мишку на прогулку»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

Ход игры:
Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.
Я надену Мишке теплые . штанишки.
Теплые. штанишки я надену Мишке.
Валенки-малышки я надену. Мишке.
Так, так и вот так —валенки-малышки.
Я надену. Мишке валенки-малышки,
Я надену. Мишке красное. пальтишко,
Красное . пальтишко я надену. Мишке.
А когда иду гулять, надо шапку надевать.
Мишку мы возьмем. гулять,
Будем в саночках . катать!
Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.

Карточка № 4 «Пришел Мишка с прогулки»
Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.
Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).
Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:
Мишенька ходил гулять,
Он устал и хочет спать.
Дети с Мишенькой гуляли,
Мишку в саночках катали.
Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик.
Мишка наш ходил . гулять,
Шапку с Мишки надо . снять.
А теперь пальтишко
Я снимаю с . Мишки.
Так, так и вот так —
Я снимаю с . Мишки.
Мишка наш ходил . гулять,
Валеночки надо. снять.
Теплые . штанишки
Я снимаю с . Мишки.
Так, так и вот так —
я снимаю с . Мишки.
Мишка наш ходил . гулять,
Он устал и хочет . спать.
Вот его кроватка,
Будет спать он . сладко.
Баю-бай! Баю-бай!
Спи, Мишутка. баю-бай!
Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.

Карточка № 5 «Прятки»
Цель: развивать навык звукоподражания.
Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.
Ход игры:
Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.
Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?
Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.
Вдруг мишка прячется за домик.
Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Отзовись!
Мишка, Мишка-шалунишка!
Где ты? Где ты? Покажись!
В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.

Читайте также  Развивающие видео для детей 6 лет

Карточка № 6 «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»
Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.
Ход игры:
С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает:
«Где вы были, мальчики и девочки?
Что вы делали?»
Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,
а что делали — покажем».
Дети показывают действия, которые придумали.
В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами.

Карточка № 7 «Игра с пальчиками»

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.
Оборудование: куклы пальчикового театра.

Ход игры:
Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песню пел.
Этот пальчик — дедка,
Этот пальчик — бабка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот — наш малыш,
Зовут его . (называет имя ребенка).

Карточка № 9 «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры.
Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.

Карточка № 8 «ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ»
Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.
Ход игры.
Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.
Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.
Дети делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.
II группа — задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
б) идти по горячему песку;
в) идти по палубе корабля;
г) идти по бревну или узкому мостику;
д) идти по узкой горной тропинке и т.д.
III группа — задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т.д.
IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д.
V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:
а) кошку;
б) попугайчика;
в) кузнечика и т.д.

Карточка № 10 «ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА»
Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
Ход игры.
Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.
Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

Карточка № 11 «КОРОЛЬ (вариант народной игры)»
Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры.
Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).

Карточка № 12 «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами,
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры.
С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.
С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

Карточка № 13 «БАБУШКА МАЛАНЬЯ»
Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры.
Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей! (Останавливаются и с по-
С такими глазами, мощью мимики и жестов изо-
С такими ушами, бражают то, о чем говорит-
С такими носами, ся в тексте.)
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели, (Присаживаются на корточ-
Целый день сидели. ки и одной рукой подпирают
На него (нее) глядели, подбородок.)
Делали вот так. (Повторяют за ведущим лю-
бой жест.)

Список используемой литературы

1.Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. — М., 2003 — 123 с

2.Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии.

[Текст] Методическое пособие / Л. С. Выгодский СПб. Союз, 2004 — 125с

3.Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. — М, ВАКО, 2007 — 256с

4 .Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений./ М.Д Маханева- М.: ТЦ Сфера, 2004 -128 с

5.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду [Текст]: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т.И.Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова- М.: Школьная Пресса, 2004 — 225с

Картотека театрализованных игр в старшей группе

Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад — вниз-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку.

Великаны и гномы

Положив руки на пояс, встать пяточками вместе, носочки отведя в стороны. Не спеша подняться на полупальцы, продолжая держать пятки вместе. После короткой паузы опуститься на всю ступню, не перенося тяжесть на пятки.

Загадки без слов

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Воспитатель созывает детей:

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей — погляжу.

Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушки на загадка:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4. Вас обидели, а друг вас утешает.

5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

Моя Вообразилия

Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

В моей Вообразилии, в моей Вообразилии Там царствует фантазия во всем своем всесилии; Там все мечты сбываются, а наши огорчения. Сейчас же превращаются в смешные приключения; Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка». Разыгрывание по ролям мини-сценки «Рак-бездельник».

Ведущий: Жил у речки под корягой Старый рак-отшельник. Был он соня, белоручка, Лодырь и бездельник. Он позвал к себе лягушку:

Рак: Будешь мне портнихой,

Белошвейкой, судомойкой, Прачкой, поварихой.

Ведущий: А лягушка-белогрудка Раку отвечает:

Лягушка: Не хочу я быть служанкой глупому лентяю!

Мини-сценку дети разыгрывают несколько раз различными группами. А затем предлагается придумать и разыграть продолжение диалога. В игру включаются воспитатель и родители.

Воспитатель: Я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.

(Звучит текст, дети имитируют движения.)

— Только в лес мы пришли, появились комары.

— Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.

— На полянку мы заходим, много ягод мы находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

— Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса

. Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.

— Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли.

И руками сделав взмах, по полену сильно — БАХ!

— На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Лапками шлепали, лапками хлопали.

Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,

Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!

(Включается веселая плясовая мелодия. Дети произвольно пляшут.)

Воспитатель читает стихотворение:

В мою Вообразилию попасть совсем несложно,

Она ведь исключительно удобно расположена!

И только тот, кто начисто лишен воображения, —

Увы, не знает, как войти в ее расположение!

Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел.

Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.

Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала.

Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

1) Нахмуриться, как:

б) ребенок, у которого отняли игрушку,

в) человек, скрывающий улыбку.

2) Улыбнуться, как:

а) вежливый японец,

б) собака своему хозяину,

в) мать младенцу,

г) младенец матери,

д) кот на солнце.

а) пчела на цветок,

б) наказанный Буратино,

в) обиженная собака,

г) обезьяна, изображавшая вас,

д) наездник на лошади,

е) невеста на свадьбе.

«Игра с платком». Предложить ребенку с помощью платка, движений, мимики изобразить: а)бабочку,

ж) больного с зубной болью.

Читайте также  Развивающие игрушки руками маленьким

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Звонкий день

(на мотив «Ах вы, сени» )

Взял Топтыгин контрабас:

«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Не к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!»

Тут и Волк на поляне

Заиграл на барабане:

«Веселитесь, так и быть!

Я не буду больше выть!»

Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,

Лиса-пианистка — рыжая солистка!

Старик-барсук продул мундштук:

«До чего же у трубы

От такого звука убегает скука!

В барабаны стук да стук

Зайцы на лужайке,

Ёжик-дед и Ёжик — внук

Очень звонкий день!

Игры на РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.

Лисичка подслушивает

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед.

Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.

Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.

1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»), освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно «упасть» вперед и слегка согнуть колени («завял цветочек»).

Слегка наклониться вперед, подняв руки в стороны и затем уронив их. Повиснув, они пассивно покачиваются, пока не остановятся. Активно раскачивать руками после падения не следует. Можно подсказать игровой образ: ронять руки, как веревочки.

Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем

Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три — догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.

Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.

«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.

Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук.

Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.

Самолеты и бабочки

Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

Кто на картинке?

Цель. Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

Радиограмма

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге.

Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.

Передай позу

Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

Веселые обезьянки

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Ход игры. Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки », передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.

Картотека театрализованных игр в средней группе

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Предлагаем разработанные сценарии игровых ситуаций, представляющих собой совокупность художественно-творческих обстоятельств, в которые попадает ребенок. Игры-ситуации включают в себя различные виды театрализованной игры: разминки, этюды, игры с движением, импровизации, игры-инсценировки, сказки, спектакли. Ведущей остается идея представить театрализованную игру как эмоциональную ситуацию, которая требует «переживания в проживании», и которую специально создает и организует педагог. Данные игры-ситуации можно проводить в любое время в режиме дня: как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Сценарии игр-ситуаций

Игра-ситуация «Незаметно пролетело лето»

Программное содержание. Развивать воображение детей, побуждать к эмоциональному рассказыванию; способствовать развитию выразительной интонации; учить приемам пантомимы.

Материалы. Куклы, кукла Митя, щенок Тузик (игрушка), элементы костюмов для бабы Тони и деда Ивана, коробка с пластмассовыми гвоздями.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи, ознакомление с окружающим.

Воспитатель вспоминает прошедшее лето и выясняет, как ребята его провели (были на даче, в лесу, на море; купались, загорали, играли, ходили в зоопарк, в театр, в кино). Дети рассказывают, где они были, что видели. Педагог, активизируя детскую фантазию, просит ребят рассказать о своих куклах (детках) и дает образец.

Воспитатель: Моя дочка Лена (показывает куклу) ходила в зоопарк. Там были слоны, медведи, волки. Лена не испугалась их. Лене понравилось, как белый мишка купался в воде. А ваши детки что делали?

Дети рассказывают о своих путешествиях. Затем воспитатель приносит куклу Митю, говорит, что Митя тоже хочет рассказать о летних каникулах, и от его имени поет песенку:

Я, ребята, ездил летом

В гости к бабушке своей,

Никого милее нету

Доброй бабушки моей.

В тихой дальней деревушке

Много лет живет она,

Одиноко жить старушке,

Помощь ей моя нужна.

Я привез в подарок спицы.

Ниток два больших мотка,

Ей в хозяйстве пригодятся

Сахар, масло и мука.

Как бабуля рада встрече!

Мне велела отдыхать,

А сама в свободный вечер

Села мне носки вязать.

Все по дому хлопотала,

Из муки пекла блины,

Мягкий свитер мне связала,

Сшила новые штаны.

Отдых мой был так чудесен —

Я купался, загорал,

Спел с друзьями столько песен,

Столько рыбы я поймал!

Вот пришла пора прощаться,

Стало грустно в этот миг:

Жаль с бабулей расставаться,

И к ребятам я привык.

Вдруг я вспомнил обещанье —

По хозяйству помогать.

Взял топор, нашел рубанок,

Стал заборчик поправлять.

Чтоб забор стоял, как новый,

Поработал я пилой,

Бабушка, взглянув, сказала:

— Внучек, я горжусь тобой!

Я сажусь в вагон купейный,

Из окна машу рукой:

— Через год, моя деревня,

Мы увидимся с тобой!

Воспитатель предлагает детям рассказать кукле Мите, как они помогали взрослым. Можно провести игру в виде пантомимы «Угадай, что я делаю?» (колю дрова, забиваю гвозди, пилю, строгаю, шью, мою пол, готовлю еду и т. п.). Затем проводится игра-разминка.

Игра-разминка «Помощники»

Роли: дед Иван, баба Тоня, внучек, внучка, щенок Тузик.

Дети и дед Иван: (дети поют, дед Иван выходит с коробкой гвоздей)

Как-то старый дед Иван

Починить решил диван,

Взял он гвозди и пошел,

Сзади внучек подошел:

— Я сумею починить,

Гвозди я сумею вбить.

Стук-стук да постук,

Гвозди я сумею вбить.

(Имитирует удары молотком)

Дети и дед Иван:

Стук-стук да постук,

Гвозди он сумеет вбить.

(Имитируют удары молотком)

Дети и баба Тоня:

Баба Тоня по пути

Двор решила подмести.

Взяв метлу, к крыльцу пошла,

Сзади внучка подошла.

— Дай, бабуля, мне метлу,

Двор я быстро подмету!

Чистый двор теперь у нас!

(Имитирует движения метлой)

Дети и баба Тоня:

Чистый двор теперь у нас!

(Имитируют движения метлой)

Тузик с мячиком играл,

Только в лужу мяч упал.

— Гав-гав, как тут быть?

Надо мяч и нос отмыть.

(Тузик играет в мяч)

Внучек и Внучка: (имитируют купание щенка).

Моем ушки, моем нос,

Моем лапки, моем хвост.

Чистым стал щенок опять,

Снова может он гулять.

Чистым стал щенок опять,

Снова может он гулять.

(Хлопают в ладоши)

Примечание. Игру-разминку можно проводить в кругу.

Игра-ситуация «Какая погода лучше?»

Программное содержание. Учить детей эмоционально, двигательно отзываться на словесный и музыкальный образы; чувствовать оттенки настроения и выражать это чувство словами; внимательно слушать сказку и следить за развитием сюжета; беседовать по содержанию сказки и показывать ее в театре картинок (в настольном театре).

Материалы. Зонт, картинки для сказки «Какая погода лучше?».

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи, ознакомление с окружающим.

Воспитатель подводит детей к окну и беседует с ними о погоде (холодный день или теплый; хмуро или солнечно; ветрено или тихо). Затем предлагает поиграть в «разную погоду»: отгадать настроение погоды в игре поможет музыка. Дети сидят «в домиках» (за стульчиками) и, слушая музыку, угадывают погоду на улице. Педагог включает музыкальные отрывки по своему усмотрению. Это могут быть следующие произведения: Д. Кабалевский «Грустный дождик»; Э. Григ «Танец эльфов»; Р. Шуман «Зима»; русская народная мелодия «Ах вы, сени» и другие. Дети импровизируют на заданный музыкальный образ: прыгают через лужи, прячутся под зонтом, бегают по лужайке, укрываются от ветра, спокойно гуляют. К музыкальному образу воспитатель может добавить словесный образ.

Читайте также  Развивающие занятия для 4 месячного ребенка

Снова спозаранку дождь, дождь.

Мокрые полянки — дождь, дождь.

Тучи нависают — кап, кап,

Грустен стук трамвая — тук, так.

Под солнышком

Весело запели птицы в вышине,

Слышен колокольчик где-то вдалеке.

Перезвон трамваев, перестук колес,

Песенку про солнышко ветер нам донес.

Сильный ветер налетел,

Словно все смести хотел.

Закачались клены, ивы,

И березы, и рябины

Наклонились до земли,

Травы низко полегли.

Ветер буйный расшалился,

За пригорочком укрылся,

А потом взметнулся ввысь:

— Прочь с дороги, берегись!

Мы укрылись под зонтом,

Не спеша домой идем,

Дождь не страшен нам с тобой,

Если зонт над головой,

Воспитатель предлагает показать детям сказку на фланелеграфе с помощью картинок (можно подойти к работе вариативно: сначала рассказать сказку, а потом предложить детям самостоятельно показать ее на фланели).

Сказка на фланелеграфе «Какая погода лучше?»

Однажды вечером, когда все обитатели леса спали, волчонок выбрался из норы и огляделся. Вокруг никого не было видно, только ухали совы да поскрипывали деревья: скрип-скрип. Луна светила так ярко, что волчонок хорошо различил и высокую сосну, на которой часто играли белки, и кусты малины, которую так любил медведь. Волчонку не хотелось спать, он впервые увидел лес ночью, залюбовался луной и воскликнул: «Какая чудесная погода! Светло!» Вдруг кто-то прошмыгнул мимо него в траве, и он услышал: «Ничего чудесного тут нет! Все на виду. Не укрыться!» Так сказала серая мышка и скрылась в кустах.

Волчонок осмотрелся и пошел вперед. Вдруг он почувствовал, как что-то закапало сверху. Это начался дождь. Поначалу волчонку нравилось слышать, как дождь барабанит по листьям деревьев: «Трам-тарам, тарарарам!» Волчонок подпевал песенке дождя: «Трам-тарам, тарарарам!» Но потом дождь разошелся, шерстка у волчонка намокла, и ему стало холодно. Он дошел до болотца. «Какая мерзкая погода! Брр!»-сказал он и тут же услышал: «Ква, ква! Ква, ква! Квакая благодать!» Это кричали лягушки, радуясь дождику. Они сидели мокрые и счастливые, выставив скользкие спинки. Дождь не унимался. Волчонок подумал: «Неужели можно радоваться дождю?» И бегом побежал в свою норку.

В норке было тепло. В уголке мирно посапывали волчата -его братья и сестры, спали волк отец и мама волчица. Волчонок согрелся и быстро заснул. Когда он проснулся, было уже утро, но дождь еще не кончился, он продолжал лихо барабанить. Волчонку это не мешало, напротив, дождь успокаивал его, так, что он задремал. Засыпая, волчонок подумал: «Как странно, а сначала я думал, что дождливая погода самая плохая». В это время проснулась мама волчица и сказала: «Спи, малыш, всякая погода хороша, если ты в тепле».

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка. В дальнейшем можно предложить детям разыграть сказку по ролям или показать в настольном театре.

Игра-ситуация «Печем хлеб»

Программное содержание. Побуждать детей к воплощению в роли, используя выразительные средства мимики и интонации голоса; способствовать развитию исполнительских навыков (дикции, артикуляции).

Материалы. Каравай (настоящий хлеб), сервировка стола для чая, атрибуты для русской избы, шапочка для мыши.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи, ознакомление с окружающим, музыка.

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей с караваем. Комната убрана под русскую избу.

Арина: (воспитатель) Здравствуйте, дорогие гости, я -Арина, прошу вас в мою избу. Заходите, садитесь на лавочки, отведайте моего каравая. Он пышный да румяный, из новой муки, нового урожая. Урожай уродился хороший: рожь да пшеница, ячмень да овес, гречка ядрица. Всем работа досталась: работники зерно сеяли, урожай растили, пололи, колоски собирали, молотили, муку мололи, хлеб пекли. Давайте покажем, как работники работать собирались.

Дети «выходят в поле».

Игра-разминка для голоса «В поле»

1-й работник: Ау, ау! По полю иду, иду!

2-й работник: Ау, ау! По полю иду, иду!

Проса с верхом полные.

Арина: Давайте покажем, как работники работали.

Дети вместе с воспитателем инсценируют песню.

Игра с движением «Встали рано просо сеять»

Встали рано просо веять,

Стали густо просо сеять. (Имитируют сев.)

Эх, работа тяжела,

Эх, забота нелегка.

Появилися росточки,

Зацвели цветы-цветочки. (Качают поднятыми вверх руками.)

Эх, зеленым-зелено,

Эх, все поле зацвело.

Колоски потом пололи,

Собирали да мололи. (Имитируют сбор колосков.)

Эх, работа тяжела.

Эх, забота нелегка.

Мы мололи — не устали,

Хлеб душистый выпекали. (Пекут хлеб.)

Эх, работа хороша,

Эх, поет моя душа! (Кланяются в пояс.)

Арина: Зимой зерно хранили в амбарах, чтобы всегда можно было испечь свежий хлеб. Как повадилась вдруг мышь на зерно бегать, поела все зерно. Проучим мышь, чтоб она забыла в амбар дорогу.

Игра-ловишка «Мышь в амбаре завелась»

Дети выбирают, кто будет изображать мышь, делятся на две группы и поют, стоя одна группа напротив другой.

Мышь в амбаре завелась,

Все зерно поела.

Что же это за напасть,

А мы выловим ее,

И захлопнется за ней

А я в норку убегу,

И зерно постерегу.

Дети берутся за руки и делают воротики. Мышь пробегает в во- ротики, работники пытаются ее поймать. Если мышь убегает, то игра продолжается, пока плутовку не поймают.

Арина: Вот мы и мышку проучили, и зерно сберегли. (Детям.) Работнички, вы работали? (Работали.) Работнички, вы старались? (Старались.) А за старанье всем работничкам полагается благодарность. Вот вам хлебушек за работу. (Угощает ребят караваем.)

Картотека театрализованных игр в старшей группе

Цель: учить пользоваться разными интонациями.

Загадки без слов»

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

«Поиграем. — угадаем.» (АБосева)

Цель:развивать пантомимические навыки.

Игра «Зеркало»

Цель: развивать монологическую речь.

Игра «Телефон»

Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.

Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

Игра-пантомима«Сугроб»

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Игра-пантомима«Медвежата»

Цель: развивать пантомимические навыки

Игра « Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э.Мошковской)

Цель: развивать инициативность пантомимические навыки.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А.Апухтина.

Цель: побуждать к активному участию в инсценировке.

Игра на пальцах (Л.П.Савина)«Братцы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Разыгрывание ситуации«Не хочу манной каши!»

Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

Пантомима«Утренний туалет»

Цель: развивать воображение, выразительность жестов.

Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…»

Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным.

Расскажи стихи руками

Цель: побуждать детей к импровизации.

Игра«Давайте хохотать»

Цель: развивать навыки импровизации и монологическую речь.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим

Цель: развивать интонационную выразительность речи.

Расскажи стихи с по­мощью мимики и жестов.

«Убежало молоко» (М.Боровицкая)

Цель: развивать пантомимические навыки у детей

Игра : «Моя Вообразилия».

Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Игра: Гимнастика для язычка

Цель: учить выразительности речи.

Игра: «Представьте себе»

Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать

Игра-пантомима«Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель: развивать пантомимические навыки.

Игра: «Договорим то, чего не придумал автор»

Цели: • развивать диалогическую и монологическую речь детей;

• воспитывать коммуникативные качества;

Игры на пальцах:

Цели: • развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью;

Игра с воображаемым объектом

Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами;

• воспитывать гуманное отношение к животным.

Игра «Пчелы в улье»

Цели: • развивать логическое и ассоциативное мышление;

• учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы; .

Игра-пантомима «Муравейник»

Цель• учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к са­мостоятельному выбору роли:

Игры-превращения.

Цель: научить будущих артистов выразитель­ности, оживлять фантазию и воображение, совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Игры на развитие выразительности и воображения

Цель: научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.

Игра: «У зеркала». Ролевая гимнастика у зеркала.

Цель: , совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Игра: «Пантомимы»

Цель: учитьдетей элементам искусства пантомимы , развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

Игры- этюды:

Цель: развивать детское воображение. Обучать де­тей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

ИГРЫ –стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Игры НА ВООБРАЖЕНИЕ

Цель: совершенствовать воображение, восприятие у детей, учить искать выразительные средства для создания яркого образа.

Игра: «Звонкие ладошки».

Цель:

Обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов. Учить умению хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой., передавать ритмичес­кий рисунок музыки , наполнять движение эмоциональным смыслом.

Игры на РАЗВИТИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Цель: закреплять выразительные приемы создания игрового образа.следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

Игры на развитие выразительной мимики.

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

Игра: «Музыкальный диалог»

Цель: побуждать детей сочинять свой ответ, импро­визируя мелодию.

Игры на развитие пластики.

Цель: развивать двигательную способность, мото­рику разных частей тела, координацию движений, умение выполнять движения по тексту.

Пляске русской поучись.

Не боюсь, не боюсь, лужу перепрыгну.

Игра: «Звероробика» (музыка Б. Савельева, слова А. Хаита).

Игра «Измени голос»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.

Игра «Воображаемое путешествие»

Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых

Игра «Дедушка Молчок»

Цель. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса.

Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.

Игра «Узнай по носу»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность.

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по

Игра «Испорченный телефон»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по

Игра «Сам себе режиссер»

Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.

Игра «Угадай, кто я»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, память.

Игра «Горячий картофель»

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.

Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком

или волейбольным мячом.

Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»

Цель. Развивать наблюдательность, память.

Игра «Представьте себе»

Цель. Развивать имитационные способности.

Игра «Ласковое слово»

Цель. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Игра «Продолжи фразу и покажи»

Цель. Развивать логику, творческие способности; развивать имитационные навыки.

-Игра «Доктор Айболит» (К. Чуковский)

Цель. Развивать логику, творческие способности; воспитывать доброжелательное отношение к

окружающим; развивать имитационные навыки, артикуляционный аппарат

Игра «Бродячий цирк»

Цель. Развивать фантазию и способность к импровизации; побуждать детей к участию в

театрализованной игре, поощрять творческую инициативу;

расширять знания детей о цирке, обогащать словарный запас;воспитывать доброжелательные

Игра «Угадай, чей голосок»

Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.

Игра с воображаемыми предметами

Цель. Развивать воображение и фантазию; побуждать детей к участию в общем театральном

Игра с воображаемым объектом

Цель. Формировать навыки работы с воображаемыми предметами;

воспитывать гуманное отношение к животным.

Цель. Совершенствовать внимание, наблюдательность.

Игра «Веселые обезьянки»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене

Игра «День рождения»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Развивать память, воображение детей.

Игра «Одно и то же по-разному»

Цель. Развивать воображение, фантазию детей.

Игра «День рождения»

Цель. Игра учит детей быть доброжелательными, внимательными и добрыми, Уметь действовать с

Игра «Загадки без слов»

Цель. Привлекать детей к проигрыванию мини-сценок.

Цель. Уметь действовать с воображаемыми предметами, на память физических действий

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: