Картотека игр зпр развитию речи

"Нетрадиционные игры и упражнения для развития речи у детей с задержкой психического развития"

Автор: Бавтрук Светлана Николаевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ДОУ Детский сад № 254
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные игры и упражнения для развития речи у детей с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование

Хочется поделиться с вами методическими находками, применяемыми в работе с детьми

дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наши дети – особые. И поэтому

мы находимся в постоянном поиске способов, средств.форм поддержания интереса наших

детей к образовательной деятельности, повышения их познавательной активности.

Использование в своей работе платочков помогает нам хотя бы частично решить эту

проблему. Позволяет разнообразить формы работы над одним и тем же материалом.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания, мелкой моторики и

профилактики заболеваний глаз

И.п.: ноги на ширине плеч, платочек держим за уголочки перед собой. Подуть сильно на

платочек и отпустить его. Постараться, чтобы он улетел как можно дальше. В данном

случае развивается развитие речевое дыхание, формируется сильная направленная

При выполнении следующих упражнений главное, чтобы ребенок голову держал ровно,

двигаться у него должны только глаза. Внимание фиксируется на определенной точке.

Перемещение платочка перед глазами и способствует профилактике заболеваний глаз.

«Посмотри на платочек»

И.п.: сед на коленях, платочек перед собой. Держим платок за уголочки перед собой на

1–4 – поднести платочек к глазам (близко).

5–8 – выпрямить руки (далеко). Повторить 3–4 раза.

«Провожаем платочек глазами»

И.п.: то же. Смотрим вперед, голова ровно.

1–4 – платочек в правой руке, руку отводим максимально в сторону, провожаем платочек

взглядом, голова на месте, повторяем то же в левую сторону.

-скатать платочки в трубочки-бревнышки, сделать из бревнышек плотик.

«Необычная пицца»

сложить платочки треугольниками – это кусочки пиццы, собираем пиццу, предлагаем

выбрать кусочек каждому и догадаться о содержании «пиццы»).

Игры и упражнения на развитие речи

Цель: развитие фонематических процессов, внимания, мышления

Ребёнку даётся задание стараться услышать в словах определённый звук. Взрослый называет

группу звуков, слогов, слов. Ребёнок, услышав заданный звук поднимает платочек вверх.

Следующая серия игр подобрана для платочков с картинками и сюжетами.

«Кто и что», «Назови признак, действие»

Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «собака что делает?» —

лает, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар,

листья желтые с деревьев.

«Узнай и назови»

Цель: совершенствование и пополнение словаря, развитие воображения, стимуляция речевой

Взрослый описывает предмет, изображённый на платке, а ребёнок должен узнать его по

признакам (прилагательным) и по словам-действиям (глаголам). Например, «зеленая,

кудрявая, стройная, белоствольная, растёт, тянется к солнцу, склонила веточки» — береза;

«круглое, жёлтое, яркое, горячее, сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.

«Назови предметы со звуком»

Например, «Назови слова со звуком [ш]» – шапка, мишка, мышка и т.д. "Что он делает?

«Составь предложение».

Цель: развитие связной речи, умение строить грамматически правильное высказывание.

Взрослый называет три слова, обозначающие предметы на платке и предлагает детям

составить предложения. Например, «Собака, играть, мяч» – «Собака играет в мяч». Или дети

придумывают предложение самостоятельно о предмете, изображённом на платке.

«Придумай сказку»

Цель: развитие у детей творческого воображения и связной речи.

Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.

«Что было дальше»

детской фантазии, логического

активности (придумывание конца недосказанного рассказа, продолжение которого взрослый

забыл на самом интересном месте).

Игра «Задом наперед»

Цель: развитие памяти, совершенствование навыка пересказа.

Взрослый и дети вместе пересказывают сюжет сочиненной ранее сказки, рассказа, начиная с

Цель: развитие связной речи, слухового внимания, мышления.

Пересказывая в очередной раз придуманные ранее произведения, взрослый умышленно

допускает ряд ошибок, а дети охотно стараются вспомнить, подсказать и исправить

Детям всегда интересно играть. И мы порой и не догадываемся, что для занятий с детьми не

нужно специально что-то покупать – всё находится рядом … в нашем случае в кармане.

Используя средство личной гигиены, как предмет игр или развлечений, мы с нашими

воспитанниками доказали на практике, что носовой платок – многогранное средство

Такие игры не требуют много материальных затрат. Кроме экономической выгоды они

формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком, позволяют развивать

Логопедические игры для дошкольников с ЗПР

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Принцип системности.Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр.
  • Принцип повторности.Новые знания у дошкольника вызывают значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. И только в результате повторения ребенок приобретает знания.
  • Принцип наглядности.У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому в своей работе логопед должен использовать как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д
  • принцип динамичности восприятия;
  • принцип развития высших психических функций;
  • принцип мотивации.

Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста является частота повторений правильно произносимого звука. Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, а также игровых упражнений, которые включаются в различные режимные моменты.

Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.

Поиграв в игры на занятиях с логопедом, ребенок уносит домой игровое поле, глядя на которое, ему очень легко вспомнить простые правила игры. Почти каждое игровое поле универсально, подходит для любого набора картинок из кармашка.

Иногда родителям потребуется подготовиться к игре: разрезать картинки, подобрать фишки и кубик, приклеить кармашек, вложить туда картинки (уже на этом этапе может начаться игра).

Игры «Расселялки» «Игра с конвертом» — Сложим картинки в конверт поочередно (взрослый, ребенок, взрослый, ребенок). Складывая, называем картинки правильно. — Бросим кубик и соответствующее количество картинок положим в кармашек. Складывая, называем картинки правильно. — Сложим поочередно каждый по 3 картинки. Назовём правильно Игра «Живые – неживые» — Разложим по домикам картинки. В домик с сердечком – все картинки с нарисованными живыми предметами. В домик с зачеркнутым сердечком – все картинки с нарисованными неживыми предметами. Раскладываем картинки, называем правильно. Игра «Грузовик» — Загрузим грузовик. Груз (картинки) называем правильно. — Бросим кубик и соответствующее количество картинок «загрузим» в грузовик. Картинки назовём чётко. Игра «Два грузовика» На игровом поле могут быть нарисованы два грузовика. Ребенок выбирает себе один, на котором он поедет. Другой достанется взрослому. Бросая кубик, ребенок и взрослый поочередно «загружают» свой грузовик. Выигрывает тот, кто «загрузит» в свой грузовик большее число картинок. Игра «Мой, моя, мои» Разложим по домикам картинки. Если про предмет на картинке можно сказать «мой», кладем его в синий домик, «моя» — в красный домик, «мои» — в зеленый. (раскладываем, правильно называем). Игра «Чердачок» Разложим по домикам картинки. Те картинки, которые начинаются на СА – в левый домик, на СУ – в правый. Назовем «жильцов» правильно. (домики могут называться: СА, СО, СУ; ЛА, ЛО, ЛУ; ША, ШИ …). Игра «Ярлычки» (как вариант игры «Чердачок») «Листопад» — Закроем картинками большие листочки. Назовём картинки. Теперь только маленькие листочки. Назовём. «Снегопад» «Облака» (вариант игры «Листопад») Игра «Цветная клякса» — Положим картинки из кармашка на кружочки. Клякса понарошку покрасит картинки. Все предметы станут «салатовыми» (или голубыми, или розовыми). Назовём, что получилось. (салатовый салют, салатовые сапоги, салатовые сандалии …) Игра «Подарки» — У Сони и Сани день рождения. Давай подарим им подарки. Будем класть картинки в коробки и называть, что кому дарим. (У Сони сани, а у Сани самолет.). Игры «Перекладывалки» Игра «Два мешочка» — Переложим из конверта) картинки в большой мешочек. Назовём все предметы правильно. Наполнили мешочек. Теперь будем перекладывать картинки из большого мешочка в маленький. Картинки понарошку будут становиться маленькими. (сук – сучок, самолёт – самолётик). Наполнили мешочек. Все картинки стали маленькими. Будем их опять делать большими, перекладывать в большой мешочек (самолётик – самолет, сучок – сук). Игры «Бродилки» Игра «Гора» или «Скалолазы» — Кто первый из нас заберётся и спустится с высокой горы? Сначала давай построим гору, выложим картинки из кармашка на кружочки. Гора получилась высокая. Выбирай себе «скалолаза». Бросай кубик и делай соответствующее число ходов. Кто первый дойдет до финиша, тот и победил. Не забываем картинки называть правильно. — Давай усложним игру. Если на кубике выпадает цифра 3 – скалолаз возвращается обратно, к старту («Три – назад поверни»). Игра «Тропинка» или «Догонялки» — Куда сегодня отправимся? Хочешь в гости к бабушке? Кто из нас быстрее доберется? Сначала построим тропинку – выложим картинки из кармашка на кружочки. Будем кубик бросать и по тропинке шагать. Сколько точек выпадет на кубике, столько шагов делаем вперед. Кто первый доберется до бабушки – тот и победитель. Не забываем картинки называть правильно. Игра «У кого выше башня?» — Давай построим башни. Я строю левую башню, ты строишь правую. Кирпичики – это картинки из кармашка. Бросаем кубик поочерёдно и выкладываем соответствующее число картинок – кирпичиков. Если выпадает на кубике цифра 3 – башня рушится. («Тройка – рушится постройка»). Кто первый построит башню до конца – тот и победил. Игры «Считалки» Игра «Рассели по домикам» — Кубик нам подскажет, какой домик заселим первый, второй, третий … Бросим кубик, сосчитаем точки, найдем соответствующий домик, «заселим жильцов». В домик с одной точкой – одного жильца, в домик с двумя точками – два жильца … Не забываем правильно называть картинки. Игра «Пересчитаем» — На поле нарисован волшебный аппарат, который может понарошку превратить один предмет в несколько – размножить. Выберем любую картинку из конверта) и положим её на кружок. Будем по порядку называть цифры и предмет «размножать» (один стол, два стола, три стола …). Игры «Запоминайки» Игра «Две сумки» — Положим в каждую сумку по 4 (5, 6) картинки. Назовём, что лежит в зелёной сумке, что в синей. «Закроем» сумку (перевернём картинку обратной стороной). Вспомним, что лежало в синей сумке. Назовём картинки чётко. Игра «Украсим комнату флажками» — положим картинку из кармашка на синий флажок. Что положили? Назовём. Теперь на красный. Что положили? Назовём … Все флажки получились красивыми. Давай ещё раз с тобой посмотрим, запомним и назовём картинку: на зелёном, на оранжевом … Отворачивайся. Вспоминай, какая картинка лежала на жёлтом флажке, на зелёном …? Игра «Собери цветок» — Картинки из конверта будут лепестками нашего цветочка. Выложим лепесточки – картинки вокруг сердцевины. Назовём все картинки правильно. Запомним. Закрывай глаза. Я «оторву» несколько лепестков. Поворачивайся. Постараемся вспомнить, какие лепесточки я оторвала. Назовём, какие картинки были на них нарисованы. Дидактическая игра по закреплению базовой грамматической категории рода у существительных “Мой, моя, мои, моё». На предметном материале этой игры можно проводить несколько вариантов игр. Цели игры: • Закрепить у детей навыки правильного согласования притяжательных местоимений “мой, моя, мои, моё» с существительными и прилагательными разных родов единственного числа и существительными множественного числа; Закрепить у детей навыки правильного согласования притяжательных местоимений “мой, моя, мои, моё» с существительными и прилагательными разных родов единственного числа и существительными множественного числа; • Развитие связной речи; • Развитие мелкой моторики 1-й вариант Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет название предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать: «моя», «моё», «мои», «мой» Сначала с детьми отрабатывается согласование местоимений с существительными мужского и женского родов. Через некоторое время после усвоения детьми согласования притяжательных местоимений с существительными мужского, женского рода единственного числа и существительными множественного числа, педагог добавляет в игру картинки к существительным среднего рода. Играя и отвечая на вопросы, дети упражняются и усваивают согласование притяжательных местоимений с существительными всех родов и чисел.

Читайте также  Развивающие игрушки крючком схемы

Ребенку предлагается придумать прилагательные и согласовать их с притяжательными местоимениями и существительными (мой красный помидор, мои удобные сапоги, мое душистое мыло и т.п.).

Ребенку предлагается составить предложение о любом из предметов (Мой красный шар улетел в небо. И т.п.)

С помощью данного пособия можно проводить автоматизацию звуков (мой сарафан, мой сапог, мой слон и т.п.).

• Итак, использование дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками, вызывает у детей интерес к изучаемому материалу, улучшает их эмоциональный настрой и психологическую готовность к усвоению новых знаний, умений и навыков, позволяет сосредоточить внимание ребенка на нужном предмете.

• Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: предметов, игрушек, схем, панно, картинок и т. д.

• Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка) ; запоминания речевого материала.

В презентации использованы игры и игровые поля учителя – логопеда высшей квалификационной категории Белоусовой Светланы Александровны В презентации использованы игры и игровые поля учителя – логопеда высшей квалификационной категории Белоусовой Светланы Александровны Спасибо за внимание Спасибо за внимание

Игры для детей с ЗПР

image

Задержка психического развития у маленьких детей – не приговор, а особенность развития психических процессов, связанная с внешними факторами. Благодаря правильно выстроенной коррекционной работе родителей и специалистов-дефектологов, к подростковому возрасту ребята полностью преодолевают свое отставание от сверстников.

Одной из ведущих методик, помогающих развить мышление и речь, является игра. Развивающие игры и упражнения, преподнесенные в игровой форме, для детей-дошкольников с ЗПР не трудны, интересны и позволяют проводить коррекционную работу, не вызывая отторжения у обучающегося.

Особенности

Исследования логопедов и дефектологов показали, что в старшем дошкольном возрасте дети с диагнозом ЗПР заметно отстают от сверстников в умении играть, разворачивать сюжетно-ролевое взаимодействие друг с другом и взрослыми. Это связывают с незрелостью в развитии основных психических функций.

Ребенок с ЗПР не знает, как играть

Так, для таких деток, в отличие от сверстников, к 5-6 годам характерно:

  • не уметь выстраивать ролевые игры между сверстниками;
  • сложно выбирать и реализовывать свою роль;
  • желание выбирать занятия, в которых не требуется речь;
  • слабое воображение;
  • немотивированность к играм;
  • неумение ставить цели и искать способы их реализации;
  • неумение замещать предметы.

Исходя из вышеперечисленных особенностей и выстраивается коррекционная работа.

Дидактические и психологические игры для детей с ЗПР в ДОУ должны объединять в себе ряд выполняемых задач:

  • учить работать в паре и группе;
  • развивать речь, увеличивать словарный запас;
  • прививать знания о мире;
  • развивать знания о социальных ролях в обществе;
  • учить ставить цели и продумывать пути их достижения;
  • прививать желание доводить дело до конца;
  • развивать воображение.

На первоначальных этапах важно взаимодействие ребенок-взрослый, группа детей-взрослый. В таком случае воспитатель (родитель, логопед) учит детей игровым действиям. Руководит, распределяет роли, помогает адаптироваться в игре и понять последовательность действий.

Групповая игра детей с ЗПР с ведущим

Как правило, взрослый выполняет роль ведущего в дидактических играх либо мастера-ведущего в коррекционных настольных играх для детей с ЗПР. Позже, когда уровень умения играть у воспитанников возрастает, взрослый смещается на место рядового игрока.

Периодически позволяя занимать место ведущего самым активно развивающимся деткам.

Навык самостоятельной игры без координатора, развивается, благодаря регулярной работе, к младшему школьному возрасту.

Развивающие игры

Результативными считаются упражнения, направленные на развитие двух и более сторон психики ребенка одновременно. Условно, игры разделяют на категории, объединяя по активно затрагиваемой стороне личности. Задания для детей дошкольного возраста, страдающих от ЗПР, должны быть разнообразными, легкими.

Эмоциональное взаимодействие со взрослыми и выполнение простых инструкций

Для этих целей важно создать доброжелательную атмосферу, близкий контакт. Речь взрослого должна быть спокойной и ласковой. Озвучивайте похвалу и старайтесь прикасаться к ребенку.

Тактильный контакт не должен быть насильственным, это могут быть легкие поглаживания плеча или спины, прикосновения к рукам.

«Догонялки»

Занятие проводится в группе из 3-4 человек. Ведущие – взрослый человек и любимая игрушка (кукла или большая мягкая).

Разыгрывается приход игрушки в гости и знакомство с детьми через тактильный контакт. Кукла нежно гладит малышей по голове или здоровается за руку.

Игра догонялка для детей с ЗПР

Затем взрослый предлагает поиграть в веселые догонялки, в процессе которых дети должны убегать и прятаться, а кукла – догонять и находить детей. При этом радость выражает словесно и тактильно, например, обнимая пойманного.

«Возьми, бросай, кати, дай»

Целью является установление контакта и научение выполнению голосовых команд.

На столе разложены разнообразные игрушки. Взрослый произносит слово-команду и показывает, как ее выполнить. Затем повторяет слово-команду, чтобы действие повторил воспитанник. Для игры используются разнообразные предметы: машинка, кукла, мячик, мягкие игрушки.

Зрительное внимание

Игры такого типа также развивают речь, мелкую моторику, расширяют знания о мире. В более продвинутых группах можно делать их групповыми и обучать умению работать в команде.

Игра сортировка для детей с ЗПР

«Сортировка»

В одну миску высыпаются фасоль, пуговицы, камушки, горох. Любые, достаточно мелкие предметы. Задача ребенка – рассортировать их по кучкам.

«Найди одинаковое»

На рисунке со множеством изображений необходимо найти два одинаковых.

«Съедобное-несъедобное»

Известная игра с мячом, при которой ведущий называет слово, а играющие должны быстро сориентироваться, является ли предмет съедобным.

«Выполни по образцу»

Перерисовывание нескольких предметов в определенной последовательности, нанизывание бусин, расположение счетных палочек и т.д.

Результаты

Регулярное использование дидактических и настольных игр, развивающих игрушек для работы с детьми с ЗПР, дает устойчивую положительную динамику.

Тем самым позволяет развить нужные психические реакции, сократить отставание от сверстников.

Ребенок с ЗПР выполнил задание

Рассчитывать на результат следует после 4-10 месяцев занятий коррекционными играми.

Настойчивость взрослых оправдывает себя. У детей происходят такие сдвиги:

  • увеличивается объем памяти, как зрительной, так и слуховой;
  • улучшается концентрация внимания ребенка на различных задачах;
  • продлевается время сосредоточения на одном деле;
  • ребята легче и быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой;
  • дошкольники обретают навыки самостоятельно организовывать свою деятельность;
  • улучшается владение речью, расширяется словарный запас;
  • прорабатывается моторика пальцев и рук, повышается качество зрительно-двигательной координации;
  • улучшается способность логически мыслить, приобретается навык обобщения и объединения предметов по определенному признаку.

Ребенок окрыляется своими успехами в играх

Необходимо практиковать психологические, дидактические, коррекционные игры на занятиях с детьми не только во время их пребывания в ДОУ. Но и дома вместе с родителями, что позволяет эффективнее запоминать и разбирать учебный материал, осваивать новые области знаний, развивать речь и мышление, избегать проблем адаптации в обществе, готовить дошкольника к будущей школьной жизни.

При использовании игровых методик с раннего возраста, ко времени поступления в начальную школу у большинства детей выраженность ЗПР значительно снижается. В некоторых случаях диагноз снимается вовсе.

Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Сницарь, Е. Н. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР) / Е. Н. Сницарь, М. С. Попова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/5847/ (дата обращения: 25.10.2021).

Читайте также  Развивающие мультфильмы для детей про машины

Автор анализирует коррекционные возможности игровой терапии, как метода и формы обучения дошкольников. Детально представлен методический материал по организации и проведению логопедических занятий по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР посредством игротерапия.

Данная статья может является руководством для учителей — логопедов, психологов, дефектологов, студентов психолого-педагогического профиля, родителей, а также для всех тех, кто хочет развить или улучшить навыки проведения игр на развитие мелкой моторики, фонематических процессов и произносительных умений, на обогащение и расширение словарного запаса ребенка, по формированию грамматического строя речи, а также подвижных и ролевых игр, ориентированных на формирование связной речи.

Ключевые слова: игра, речь.

Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» — писал великий педагог А. С. Макаренко о роли игры в жизни ребенка. В игре ребенок сознает свое «я», овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Игра удовлетворяет его потребности в общении, стремлении к самостоятельности, познании окружающего мира, активных движениях. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка и способствует его творческому развитию.

В настоящее время в педагогической науке появилось целое направление — игровая педагогика, которая рассматривает игротерапию как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игротерапия — способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развития навыков коммуникации у детей, в основу которого положена игра (она и является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте).

В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые представляют собой особую категорию. Помимо недоразвития различных сторон речевой деятельности и несовершенства языковых средств, у них, прежде всего, страдает коммуникативная функция речи. Ограниченность речевого общения приводит к развитию отрицательных качеств характера (замкнутости, негативизма, неуверенности в себе), что впоследствии может сказаться на школьном обучении, успеваемости в целом, менее успешной социализации.

Игра на наших логопедических занятиях является и методом, и формой обучения дошкольников. Таким образом, развивается возможность детей активно пользоваться речью на положительном эмоциональном фоне. Используя игру в коррекционном процессе, стремимся перенести радость от игровой деятельности в радость обучения. Эмоциональные проявления, которые возникают в конкретной игровой ситуации, способны укрепляться и обобщаться. Очень важно, чтобы во время игры у ребенка возникали положительные эмоции (восторг, интерес, удивление). Стараемся чаще хвалить за успехи. Отрицательные же эмоции могут отбить желание играть в дальнейшем. При положительных эмоциях в игровых ситуациях дети будут все чаще возвращаться к ним, тем самым закрепляя новые знания, умения, навыки.

В работе учителя — логопеда по преодолению речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья существует необходимость развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.

Логопеды — практики согласятся с нами, что в неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется и развитие мышления детей, способность сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы и обобщения. С помощью игры в большей степени развивается устная речь ребенка: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, вырабатывается умение точно выражать свои мысли, совершенствуется грамматический строй речи.

Каждое игровое упражнение оборудуется красочным материалом и связывается с изучаемой лексической темой. Нами подобрано большое количество разнообразных по содержанию игр, на каждое занятие обязательно включаем одну из них. Предлагаем вам некоторые варианты игр.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.

ПЛАСТИЛИНОВЫЕ РИСУНКИ

По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.

Также широко использую в работе традиционную мозаику, шнуровки, пазлы.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО (ФОНЕМАТИЧЕСКОГО) СЛУХА

Обратить внимание детей на то, как важно не путать звуки между собой. Прочтите им шуточные предложения и попросите найти ошибку.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Педагог предлагает детям «открыть ловушки», т. е. расправить свои ладошки, которые и есть «ловушки». Звучит задание: услышите в слове заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются учителем — логопедом в зависимости от темы занятия.

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ.

Автоматизация звука [с].

Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с…" Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук [с] и подражая действию насоса.

Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.

Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах.

Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш — выпустил пар). Затем дается звонок, свисток — и движение возобновляется. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру — дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро), товарный — шшшу-шшшу (медленно).

СВИСТИТ — ШИПИТ

Дифференциация звуков [с-ш].

Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке. Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с… Гусь: ш-ш-ш… и т. д. Не лишним будет обратить внимание детей на то, что при произнесении звука с язык внизу, а при произнесении ш — вверху.

ИГРЫ ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Подбор антонимов (слов — неприятелей).

СКАЖИ ПО — ДРУГОМУ

Подбор синонимов, (слов — приятелей).

СКАЖИ КАКОЙ

Расширение словаря признаков.

ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Образование уменьшительно — ласкательных форм

ЖАДИНА (МОЙ, МОЯ, МОЙ)

Определение рода имен существительных.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Развитие связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, анализа, прогнозирования.

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

—«Если бы я был волшебником, то …»

—«Если бы я стал невидимым…»

Читайте также  Раннее обучение развитие ребенка

Роль игры в воспитании и обучении детей с ЗПР очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, личностные качества ребенка, физические и творческие способности.

Сегодня многие согласны с тем, что для детей игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия взаимоотношения с детьми. так как учебная деятельность неадекватна дошкольному детству. Таким образом, игротерапия, стала лучшей «практикой развития» (С. Л. Рубинштейн) для всех детей, независимо от умственных и физических возможностей. В игре ребенок учится быть открытым этому миру, начинает гибче мыслить, принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими.

1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. — М.: Гном — Пресс, 1999. — 80 с.

2. Гамазкова И. Л. Доскажи словечко. — Дрофа, 2013

3. Исханова С..В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения: логопедическое пособие.- Коррекционная педагогика. — 2012.– 45 с. URL: http://www.labirint.ru/books/380882/

4. Игры в логопедической работе с детьми. / Под редакцией Селиверстова В. И. — М.: Просвещение, 2002.

5. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 221 с.

6. Лопухина И. С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи: пособия для логопедов и родителей. — М., 2010.

Игры для детей, страдающих агрессией, имеющих ЗПР

Два барана

Подборка игр, помогающих снять излишнюю агрессию, стабилизировать эмоциональное состояние детей с ЗПР

«Два барана»

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребёнку возможность «легальным» образом выплеснуть гнев; снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение; направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперёд туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не двигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». (Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.)

«Тух-тиби-дух»

Цель: снять негативные настроения, восстановить силы.

Воспитатель делится с ребятами секретным словом против плохого настроения. Дети ходят по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только кому-либо захочется поговорить, нужно остановиться напротив одного из участников, посмотреть ему в глаза и трижды сердито-сердито произнести волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжить ходить по комнате. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Попроси игрушку»

Цель: научить детей эффективным способам общения.

Зайчики

Группа делится на пары, один из участников пары берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш. Другой участник должен попросить этот предмет. Воспитатель говорит обладателю вещи: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет просить эту вещь. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать её только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Второй участник, подбирая нужные слова, должен убедить друга отдать игрушку. Затем участники меняются ролями.

«Зайчики»

Цель: дать детям возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Воспитатель просит детей представить себя весёлыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, взрослый говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твёрдые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит… А кулачки напряжённо стучат!»

«Я вижу…»

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребёнком, развивать память и внимание ребёнка.

Дети, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу…». Называть один и тот же предмет дважды нельзя.

«Толкалки»

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Воспитатель делит детей на пары, ставит на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Дети должны поднять руки на высоту плеч и опереться ладонями о ладони своего партнёра. По сигналу нужно начать толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если один игрок сдвинулся, необходимо вернуться в исходное положение. Игра прекращается по сигналу ведущего. (Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнёра только левой рукой; толкаться спиной к спине.)

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми; предоставить возможность побыть на месте обиженного.

Рубка дров

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел её больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы игра не переросла в конфликт.

«Рубка дров»

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «выплеснуть» её во время игры.

Воспитатель задаёт вопрос: «Кто из вас хоть раз видел, как рубят дрова? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги?». Воспитатель просит детей встать так, чтобы вокруг каждого осталось немного свободного места. Дети имитируют рубку дров: ставят кусок бревна на пень, поднимают топор над головой и с силой опускают его, произнося «Ха!».

«Головомяч»

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Дети делятся на пары и ложатся на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы голова оказалась рядом с головой партнёра. Взрослый кладёт мяч точно между головами игроков. Теперь им нужно поднять мяч и встать самим. Дети могут касаться мяча только головами.

«Бумажные мячики»

Цель: дать детям выплеснуть агрессию, гнев, снизить беспокойство и напряжение.

Перед началом игры каждый ребёнок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился мячик. Дети делятся на две команды, каждая выстраивается в линию так, чтобы расстояние между командами было примерно 4 метра. По команде взрослого дети начинают бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. По команде взрослого «Стоп!» игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу.

«Дракон»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Дети становятся в одну линию, держась руками за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывает в двух ролях.

«Маленькое привидение»

Цель: научить детей выплескивать в приемлемой форме накопившийся гнев.

Воспитатель предлагает поиграть в добрых привидений. По хлопку воспитателя дети делают руками движение (приподнимают согнутые в локтях руки, пальцы растопыривают) и произносят звук «У». Если взрослый тихо хлопает, дети тихо произносят «У», если хлопок громкий, то и дети говорят громко.

«Петушки-драчуны»

Цель: корректировать агрессивное поведение детей.

Участие принимают дети, которым захотелось потолкаться, остальные – зрители. Воспитатель обрисовывает ситуацию: поссорились два петушка. Изображающие их дети с заложенными за спину руками становятся на одну ногу друг против друга и, подпрыгивая, стараются ударить соперника движением плеч вперёд. Игра должна проходить так, чтобы дети, окружающие «петушков», смеялись.

После игры проводится беседа по вопросам. Как со стороны выглядела драка петушков? За что поссорились петушки? Можно ли было избежать ссоры и драки? Хорошо ли тому, кого бьют? Что чувствует более сильный? Как помириться петушкам? Какой вред приносит драка?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: