Календарь развития ребенка до года

Скачки роста у детей до года — сохраняем сон

5 ошибок родителей в приучении ребенка к горшку

В первый год жизни малыши переживают 8 моторных и когнитивных скачков роста, в период которых они прикладывают много усилий для освоения новых навыков. Скачок в развитии длится 2-3 дня, но иногда и дольше. Многие детки в это время начинают чаще капризничать, становятся раздражительными, их настроение портится.

Сон ребенка в этот период тоже часто меняется.

Если у малыша есть навык самостоятельного засыпания, то сон может ухудшиться на несколько дней. Здесь не нужно делать ничего по-новому. Но если кроха не умеет засыпать сам, он будет переживать скачки роста сложнее и дольше. И тогда малышу требуется гораздо больше поддержки.

Давайте посмотрим, в какие недели происходят скачки роста, и что нам делать со сном на каждом этапе.

Скачки роста у ребенка до года

Скачок роста у грудничков до года — календарь и симптомы

5 неделя — мир меняющихся ощущений

В первый месяц жизни ощущение внешнего мира ребенком было мягким и похожим на то, что было в утробе матери. Теперь кроха начинает ощущать происходящее в окружающем мире яснее. Также у малыша происходит скачок в развитии органов чувств. Эти изменения оказывают на него возбуждающее влияние.

Нервная система крохи еще не до конца созрела, поэтому к вечеру он может быть перегружен стимулами окружающей среды. В результате у малыша появляется вечерняя раздражительность, вызванная накоплением усталости.

Старайтесь расслабить кроху к вечеру как можно сильнее и укладывайте спать до наступления переутомления. Помните, что дети в таком возрасте способны бодрствовать не более 45-60 минут.

8 неделя — мир паттернов

В 2 месяца у детей развивается чувственное восприятие своего тела. Они начинают различать простые паттерны: «у меня есть две руки», «я могу пошевелить ногой вот так».

Кроха дольше, чем раньше, фокусирует внимание на объектах, ему уже интереснее изучать мир вокруг. Он поворачивается на звуки, держит голову и пробует отталкиваться ручками, находясь на животе. Еще вы заметите первую улыбку ребенка.

Малыш стал больше плакать? В силу активного физического и когнитивного развития он быстрее устает, его настроение меняется. Слезы сейчас — единственный способ малыша сообщить маме о своем состоянии.

Создайте комфортную обстановку для сна, чтобы помочь ребенку. Необходимо затемнять комнату, следить за влажностью и температурой в комнате малыша, использовать белый шум.

12 неделя — мир мягких переходов

К 3 месяцам движения ребенка становятся более мягкими и точными. Он начинает замечать изменения вокруг: как меняется голос мамы, когда она поет, как в комнате становится темнее, когда солнце заходит за тучу. Мир становится более организованным для малыша.

К 4 месяцам формируются биологические ритмы ребенка, появляются первые признаки режима, происходит регресс сна. Ребенок становится сильнее и пробует выбираться из пеленки. Стоит следить, чтобы пеленание продолжало обеспечивать покой и комфорт, но при этом не создавало опасности. Убирайте пеленание, если малыш уже переворачивается на живот во время сна. Отрабатывайте перевороты, пока малыш бодрствует, чтобы во время сна он реже просыпался.

19 неделя — мир событий

В этот период ребенок учится предсказывать последовательность событий. Например, «я роняю игрушку, мама ее поднимает». Малыш уже постепенно понимает причинно-следственные связи: если что-то толкнуть или взять, значит эти вещи двигаются.

Сейчас самое время ввести стабильные ритуалы перед сном. Детям крайне важна предсказуемость. Если мама купает малыша вечером и поет определенную песенку, он привыкает, что за этим последует кроватка и сон.

26 неделя — мир взаимоотношений

К 6,5 месяцам малыши воспринимают расстояние между объектами или людьми. Они пробуют доставать до предметов, которые их интересуют: переворачиваются, начинают ползать.

Все большее овладение собственным телом и новыми умениями приводят к появлению у ребенка беспокойства и некоторому страху. Появляются первые признаки сепарационной тревоги: вы можете заметить, что малыш противится укладыванию, так как сон для него — момент отделения от мамы. Дайте понять крохе, что, если вы не рядом, это не значит, что вас нет. Играйте в «ку-ку», выходите на минуту из комнаты и возвращайтесь с улыбкой на лице.

37 неделя — мир категорий

Это возраст начала экспериментов. Дети любят пробовать все на ощупь, группируют в категории людей, предметы, животных и ощущения.

Ребенок проверяет, как его действия влияют на реакцию родителей: подходит ли мама каждый раз дать грудь, чтобы помочь уснуть, или плач ночью не вызывает сиюминутной реакции и мама только говорит «засыпай, малыш»? Ребенок может начать проверять границы, пытаться получить желаемое, что может впоследствии сформировать нежелательные привычки.

В 8-8,5 месяцев малыш встает у опоры, активно ползает и делать первые шаги. Во время сна ребенок может вставать в кроватке с закрытыми глазами и плакать, не понимая, как лечь обратно.

Важно убрать из кроватки все лишние предметы в целях безопасности. Отрабатывайте новые навыки во время бодрствования малыша.

46 неделя — мир последовательностей

Ребенок учится тому, что в жизни есть порядок вещей. Должна произойти некая последовательность событий, прежде чем получится желаемый результат (самое большое кольцо пирамидки вниз, среднее посередине, маленькое наверх — пирамидка собрана).

Не пренебрегайте ритуалами перед сном и после пробуждения. Повторяемость событий и их предсказуемость дарит ребенку спокойствие и доверие к миру.

55 неделя — мир программ

К году малыш уже понимает, что разные последовательности событий приводят к одному результату.

В этот период кроха начинает ходить. Некоторые родители планируют выход на работу, некоторые мамы прекращают грудное вскармливание. Сепарационная тревога может обостриться и нарушить сон в результате подобных перемен.

Сохраняйте предсказуемые ритуалы перед сном и оставайтесь сами спокойными при укладывании малыша. Если вы «сворачиваете» ГВ, но ребенок не засыпает без груди, обучите малыша навыку самостоятельного засыпания.

Календарь кризисов ребенка до года

Развитие детей идет скачками, и за один день поведение младенца может совершенно непредсказуемо измениться. Отчего это происходит? Как пережить эти периоды?

5-ая неделя (начало 2 месяца)

Календарь кризисов ребенка до годаПервый скачок роста. У ребенка стремительно развиваются органы чувств, он начинает получать гораздо больше впечатлений, чем раньше. У него повышается тревожность, он может больше плакать. Успокаивается на руках у мамы, с грудью.

Поскольку поведение ребенка резко меняется, мама может начать паниковать.

Решение: продолжать носить на руках, как можно реже оставлять одного, успокаивать своим голосом, контактом «кожа к коже» и укачиванием.

8-ая неделя (конец 2 месяца)

Ребенок требовательно и резко дает понять, что хочет все время быть с мамой. Он жаждет максимум тактильных контактов, максимум общения и внимания. Он получает новые навыки, но еще не умеет обращаться с собственным телом так, как хочется, потому громким криком просит помощи и поддержки. В этот период у ребенка появляются первые индивидуальные предпочтения.

Решение: наблюдать за ребенком и учиться видеть в нем личность, помогать ему развивать различные навыки.

12-ая неделя (середина — конец 3 месяца)

Ребенок сильно беспокоится, стесняется окружающих (всех, кроме постоянных членов семьи), у него значительно ухудшается сон и аппетит, он может все время требовать быть на руках. Он учится делиться с вами своими чувствами и настроениями, в том числе при помощи звуков. В этот период стоит активно поощрять речь ребенка, помогать ему развивать все органы чувств, спокойно реагировать на его неудачи и восхищаться каждым успехом.

Решение: окружите себя заботой домочадцев. Пусть на период кризиса они возьмут на себя все хозяйственные заботы.

19-ая неделя (начало 5 месяца)

Ребенок требует вашего безраздельного внимания! Просто быть на руках ему уже недостаточно, ему нужно, чтобы вы его развлекали. Нытье и жалобы — постоянные спутники этого кризиса. Признаки надвигающегося кризиса: беспокойный сон, проблемы с аппетитом, резкие скачки настроения, длительные периоды апатии.

Решение: давать ребенку все внимание, которое вы м�

12-ая неделя (середина — конец 3 месяца)

Ребенок сильно беспокоится, стесняется окружающих (всех, кроме постоянных членов семьи), у него значительно ухудшается сон и аппетит, он может все время требовать быть на руках. Он учится делиться с вами своими чувствами и настроениями, в том числе при помощи звуков. В этот период стоит активно поощрять речь ребенка, помогать ему развивать все органы чувств, спокойно реагировать на его неудачи и восхищаться каждым успехом.

Решение: окружите себя заботой домочадцев. Пусть на период кризиса они возьмут на себя все хозяйственные заботы.

19-ая неделя (начало 5 месяца)

Ребенок требует вашего безраздельного внимания! Просто быть на руках ему уже недостаточно, ему нужно, чтобы вы его развлекали. Нытье и жалобы — постоянные спутники этого кризиса. Признаки надвигающегося кризиса: беспокойный сон, проблемы с аппетитом, резкие скачки настроения, длительные периоды апатии.

Решение: давать ребенку все внимание, которое вы можете. Общаться с ним, помогать ему осваивать новые умения. Спокойно относиться к нытью и хныканью у вас на руках.

26-ая неделя (середина — конец 6 месяца)

Ребенок учится оценивать расстояние между предметами. Начинает понимать, что он очень маленький и что его возможности значительно ограничены (не может достать предмет с полки, дотянуться до игрушки). Из-за нового осознания возрастает тревожность: ребенок начинает бояться потерять маму. Ребенок становится раздражительным и нервным.

Решение: ребенок успокаивается на руках у мамы. Он учится выпускать маму из виду и верить в то, что она вернется. Приходите на зов ребенка как можно скорее, не дожидаясь безутешных и отчаянных рыданий.

Читайте также  Ребенку 4 месяца мало набрал вес

37-ая неделя (начало 9 месяца)

Ребенок учится делить вещи на категории, исследуя окружающий мир с помощью всех органов чувств. Речь еще на зачаточной стадии развития, но понимает ребенок уже гораздо больше. Поскольку у ребенка в очередной раз кардинально меняется представление о мире, он становится плаксивым, нетерпеливым и вечно недовольным. От тревоги может цепляться за ваши ноги и одежду, не давая вам сделать ни шага в сторону.

Решение: играйте! В прятки, в догонялки, в подражания. Читайте и пойте, танцуйте вместе, гуляйте и поощряйте любую инициативу ребенка. Он сейчас учится буквально всему.

46-ая неделя (начало 11 месяца)

Ребенок начинает понимать, что для достижения цели нужно последовательно совершить определенные действия. Возможности не совпадают с желаниями. Эмоционально неуравновешен, разборчив в еде и одежде, с ним сложно договориться.

Решение: как можно больше позволять делать самостоятельно, предлагать самому причесываться перед зеркалом, частично одеваться, помогать по хозяйству по-настоящему, с использованием «взрослых» предметов обихода, а не игрушечных.

55-ая неделя (начало 13 месяца)

Ребенок становится все менее предсказуемым. Он может стать едва выносимым со своими вечными скандалами, висением на груди (если грудной) и постоянным желанием быть как можно ближе к вашему телу. Появляются ревность, злость, «вредничанье» и несговорчивость. Ребенок учится понимать, что такое задача и что ее можно решить разными способами.

Решение: давайте ребенку поручения по дому. Пусть он распаковывает сумки с продуктами, накрывает на стол, пылесосит, вытирает пыль и кормит домашних животных. Ребенку этого периода важно чувствовать свою значимость и полезность. Хвалите за каждое верно выполненное задание.

Как известно, малыши растут скачками. Длительное время его параметры могут оставаться неизменными, а буквально за пару дней он может вытянуться на несколько сантиметров. Это можно сказать не только о физическом, но еще и психическом развитии. Обратите внимание на то, что рост тесно связан с развитием мозга. До полутора лет у деток есть восемь таких периодов, в которые наблюдаются резкие скачки.

Календарь расчета скачков

Календарь кризисов ребенка до года

Для того чтобы определить, когда ждать наступления той или иной фазы, существует специальный календарь. Несмотря на то, что все малыши индивидуальны, такие явления происходят в одно и то же время. Как было сказано ранее, их восемь. Поначалу фазы будут короткими и наступают они одна за другой. Если ваша кроха появилась на свет позже положенного срока, сдвиньте отсчет на несколько дней. Неважно, какой характер или темперамент у малыша – все проходят данные периоды. Если ваша кроха подвижная и чересчур активная, от вас потребуется больше внимания, так как скачки будут сопровождаться вспышками плача и плохого настроения.

Таким образом первого кризиса стоит ждать после четырех недель развития. На восьмой неделе начинаются узоры, на двенадцатой – плавные переходы, на девятнадцатой – фаза большого напряжения. На 26-ой неделе ожидайте период взаимосвязи, а до 40-ой проявятся последовательности. С 55-ой недели ждите мир программ.

Признаки скачков роста

Календарь кризисов ребенка до года

Как понять, что скачки роста начались? Во-первых, об этом скажет разыгравшийся аппетит. Во-вторых, вы заметите капризность и требовательность в поведении малыша. Данное явление провоцирует ускоренное развитие органов чувств.

Чадо острее воспринимает неопознанное и новое вокруг себя. Нередко это вызывает плач и становится причиной скверного настроения. Такое поведение – защитная реакция организма и желание быть ближе к матери. Поэтому в это время лучше держаться поближе к крохе. Такое состояние приводит к тому, что в мозги чада закрадывается мысль «Мамы нет рядом, она ушла навсегда». Таким образом у крошек нарушается сон, и появляется беспокойство.

Календарь кризисов ребенка до года

Вы должны быть готовы к тому, что такое состояние может повлиять на изменение привычек чада, которое ложится на животик или кричит больше прежнего. Вы можете задаваться вопросом мешает ли ему что-то, но в конечном итоге придете к выводу, что проблема заключается совсем в ином.

Вместе с этим ищут и читают:

Видео: Время интенсивного роста

Как пережить сложные времена?

Календарь кризисов ребенка до года

Специалисты сообщают, что данное явление у детей впервые происходит после рождения, а во второй раз – до третьей недели. Третий, шестой и девятый месяцы жизни тоже подпадают под скачки. Иногда случаются и исключения, обусловленные индивидуальными особенностями развития организма.

От вас требуется чаще кормить ребенка. Дело в том, что сложные времена часто сопровождаются потерей или набором веса. Будьте готовы к тому, что режим дня может полностью нарушиться. Это обусловлено тем, что чаду тяжело уснуть или не хочется кушать. Вы, в свою очередь, можете столкнуться с проблемой недостатка молока (если аппетит маленького умника существенно превышает ваши возможности). Но не переживайте, поскольку кризис скоро минует. Если вы будете спокойны, терпеливы и внимательны к своему карапузу, он пройдет для вас практически без последствий.

Календарь кризисов ребенка до года

Почаще выходите гулять, поскольку прогулки на свежем воздухе способствуют успокоению. Воспринимайте этот процесс, как необходимое явление и все будет хорошо. Очень важно обеспечить карапуза всем необходимым в сложные времена, отследить наступление которых можно по календарю. Таким образом вы будете готовы к каждому негативному явлению и успеете предпринять нужные меры.

Как быстро научить ребенка месяца года

Ребенок учит времена года

По мере взросления у детей появляется множество вопросов: «Что это такое?», «Для чего это нужно?» и пр. Взрослые должны уделять ребенку, который активно развивается, больше внимания. В статье рассмотрим советы, как легко и быстро обучить малышей названиям месяцев года.

Времена года по месяцам

Дети интересуются различными темами, в том числе и серьезными. Когда родители сталкиваются с чем-то подобным, они начинают задумываться, как правильно ответить или объяснить. К примеру, они слышат вопрос: «Мама (папа), а что такое ноябрь?». Как в доступном виде объяснить малышу, что в году 12 месяцев, из которых 3 – зимних, 3 – весенних, 3 летних и 3 осенних? Что у каждого месяца есть название, что январь – это зимний месяц, а июль – летний? Как выучить с ребенком названия всех месяцев? И не просто выяснить, а научить различать их по конкретным признакам?

Когда начинать учить?

Начинать объяснять детям разницу между месяцами и временами года можно с 3-4 лет. К этому возрасту они уже видели все сезоны и понимают, чем они отличаются друг от друга. Они знают, что такое холод и что такое жара. Прежде, чем приступать к изучению названий месяцев, лучше выучить с ребенком все сезоны года.

Месяца для детей в картинках

С чего начинать обучение?

Начинать объяснение необходимо с того, что такое месяц в целом, сколько их в году и почему принято делить год на сезоны. Затем необходимо рассказать об общепринятом порядке и начать обучение с изучений месяцев, начиная с первого – января.

Обратите внимание! Быстрый способ запоминания количества дней в месяце: сжать кулак и посмотреть на косточки. Первая – январь. Месяц на косточке имеет 31 день, на впадине – 30.

Месяцы на кулаках

Название месяцев в детских картинках

Все дети любят игры. Малышу будет интереснее и проще изучать названия месяцев, если ему будут показывать сюжетные иллюстрации либо презентации. Если родители самостоятельно сделают презентацию про времена года и сезоны для своего ребенка, это будет еще лучше. Отличный вариант – создание ее совместно с ребенком. Так он быстрее запомнит названия.

Отыскав иллюстрации о каждом месяце и показав их ребенку, родитель сможет закрепить их названия в его памяти. Для этого нужно подобрать картинки, демонстрирующие жизнь животных в каждый из сезонов, тип одежды для каждого времени года и т.д.

Времена года в картинках

Чтобы заинтересовать сына (дочь), презентация должна быть красочной. Также можно отобразить особенности каждого месяца. К примеру, сентябрь – опадают листья, начинается учебный год, и дети идут в школу. В презентациях можно делать акцент на праздниках. Например, декабрь – Новый год, украшение елки и дома. Обязательно включить в них День рождения ребенка – этот день он точно знает и запомнит.

Зимние месяцы

Зимние месяцы

Ребенку нужно объяснить, что зимних месяцев 3 – декабрь (заканчивает год и начинает зиму), январь (начинает год) и февраль (самый суровый месяц, с метелями и снегопадами). К рассказу важно подобрать тематические картинки.

Картинки для детей Декабрь Картинки для детей Январь Картинки для детей Февраль

Весенние месяцы

Весенние месяцы

Первый весенний месяц – март. Это период, когда появляются первоцветы – подснежники. Второй месяц имеет название апрель. Это период изменчивой погоды: то солнце светит, то дождь идет. Третий месяц – май – время, когда природа начинает одевать лес. К объяснению также подобать сюжетные иллюстрации.

Картинки для детей Март Картинки для детей Апрель Картинки для детей Май

Летние месяцы

Летние месяцы

Июнь – первый месяц лета. В давние времена имел название «червень». В этом месяце есть самый длинный день и самая короткая ночь в году – 22 июня. За июнем следует июль – месяц, когда интенсивно цветет липа. Заканчивает лето – август – пора жатвы. Кроме картинок можно подобрать загадки, описывающие каждый месяц.

Картинки для детей Июнь Картинки для детей Июль Картинки для детей Август

Осенние месяцы

Осенние месяцы

Осенних месяцев тоже 3: сентябрь (ранняя осень), октябрь (золотая осень) и ноябрь (поздняя осень). К описанию сезона можно подобрать приметы на каждый месяц.

Картинки для детей Сентябрь Картинки для детей Октябрь Картинки для детей Ноябрь

Как учить название месяцев по книжкам

Специалисты рекомендуют купить детские учебно-развивающие книги о временах года и месяцах. Такие пособия в доступном виде объясняют малышам особенности природы, признаки месяцев. Некоторые издания таких книг содержат задания на закрепление материала, которые укрепят в памяти изученную тему.

Читайте также  Капелька центр родительства и раннего развития детей

Книжки для детей для изучения месяцев

Помочь выучить названия месяцев смогут стихи. После их изучения улучшится память. Покупать нужно специальную литературу со стихами, сказками и рассказами о 12 месяцах. Отлично себя зарекомендовала книга «365 сказок на ночь». Картинки в ней рассортированы по сезонам, а каждая страница соответствует одному календарному дню. В книге содержатся стихи и рассказы, полностью раскрывающие тему 12 месяцев. Она отлично подходит для обучения с малышами. Не менее полезна энциклопедия «Времена года» с ответами на множество вопросов.

Учим названия месяцев, играя

Театрализованные сцены помогут ребенку запомнить названия месяцев и сезонов. Малыш может быть как участником, так и зрителем. Также можно подобрать загадки или придумать их самому. Например, нарисовать людей в одежде по сезонам и попросить ребенка назвать, в какое время года носят такую одежду. Полезным будет и рисование с малышом картинок, которые соответствуют каждому сезону.

Игры для детей для изучения времен года

Отличный способ изучения и запоминания месяцев – дидактическая игра. Они разрабатываются специально для детей-дошкольников. Также они демонстрируют взаимосвязи с окружающей средой, развивают память и логику.

Информация, которая интересна детям, запоминается быстро. Они всегда хотят узнать много нового, поэтому задают взрослым вопросы и познают мир. Дети – хорошие собеседники, которые умеют слушать. Изучение месяцев – занимательная тема для ребенка. Он с удовольствием будет ее изучать с мамой или папой.

Таблица развития ребенка до года по месяцам

Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.

В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в 5 месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.

Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.

Таблица развития ребенка до года

1 месяц

Первый месяц жизни

  • прибавка в весе 600 г, в росте 3 см;
  • кроха учится жить вне организма матери;
  • примерно 70% времени новорожденный проводит во сне;
  • движения ребенка в 1 месяц еще не скоординированные, поэтому во время бодрствования он постоянно хаотично машет ножками и ручками;
  • при резком громком звуке он моргает и вздрагивает;
  • к концу 3-й недели жизни может ненадолго удерживать взгляд на ярком предмете или лице взрослого;
  • к концу 4-й недели жизни пытается приподнять головку и удерживать ее на несколько секунд лежа на животе.

2 месяц

Второй месяц жизни

  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см; продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.

3 месяц

Третий месяц жизни

  • прибавка в весе 800 г, в росте 2,5 см;
  • осмысленно улыбается и громко хохочет; узнает родителей по голосу и зрительно;
  • отвечает гулением;
  • движения рук становятся целесообразными и сознательными;
  • начинает сосать свой кулачек или пальчик;
  • все предметы, попавшие в руки, тянет в рот;
  • лежа на животике может приподняться на локти и удерживать голову в течение нескольких минут;
  • крутит головой во все стороны;
  • переворачивается со спинки на бочок;
  • при поддержке за подмышки, будет упираться ногами в твердую поверхность;
  • поворачивает головку в сторону источника звука;
  • исследует при помощи рук свое лицо, лицо и волосы взрослого.

4 месяц

Четвертый месяц жизни

  • прибавка в весе 750 г, в росте 2,5 см;
  • прекрасно узнает маму, предпочитая ее всем остальным (плачет, когда она исчезает из поля зрения);
  • переворачивается со спины на живот;
  • ребенок уверенно держит голову в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивая ее в разные стороны;
  • осмысленно захватывает игрушку одной или двумя руками и тут же тянет ее в рот;
  • может держать некоторое время игрушку в руке и трясти ей;
  • лежа на спине приподнимает голову;
  • предпочитает играть с любимой игрушкой, отвергая другие; может испытать страх, радость, разочарование, любопытство;
  • визжит, машет ручками и ножками от восторга;
  • затихает, когда начинает играть музыка;
  • улыбается своему отражению в зеркале;
  • отличает знакомого человека от чужого;
  • к концу этого периода жизни кроха начинает произносить свои первые слоги: «па», «ма», «ба».

5 месяц

Пятый месяц жизни

  • прибавка в весе 700 г, в росте 2 см;
  • неосознанно произносит первые слова: «мама», «баба»;
  • лежа на спинке пытается сесть, подтягивая голову и ручки вперед;
  • ощупывает, хватает, тянет к себе, бросает предметы и наблюдает как они падают;
  • длительно играет с любимой игрушкой, перекладывая ее из одной руки в другую, трясет ее, пробует на вкус;
  • может держать бутылочку ручками;
  • играет в игру «ку-ку»; прекрасно различает знакомых ему и незнакомых людей;
  • у многих детей в этом возрасте начинают прорезываться зубки.

6 месяц

Шестой месяц жизни

  • прибавка в весе 650 г, в росте 2 см; меньше спит и длительное время бодрствует;
  • делает первые попытки ползти на животе, отталкиваясь ножками;
  • пытается сидеть;
  • хорошо переворачивается со спины на живот, бочок и обратно;
  • постоянно играет с игрушками;
  • может перекладывать маленькие предметы из одной емкости в другую;
  • откликается на свое имя;
  • постоянно издает разнообразные звуки;
  • повторяет за взрослыми произношение некоторых звуков: «а», «у», «ма-ма»;
  • подражает взрослым: чихает, смеется.

7 месяц

Седьмой месяц жизни

  • прибавка в весе 600 г, в росте 2 см; становится более подвижным, теперь его нельзя оставлять без присмотра;
  • постоянно переворачивается, крутится вокруг своей оси;
  • уверенно сидит, держа спинку прямо;
  • делает первые попытки вставать у опоры;
  • некоторые малыши делают попытки передвигаться у опоры;
  • может показать пальчиком, где кошка, а где собака;
  • длительно играет с игрушками, умеет нажимать на кнопки, музыкальной игрушки, чтобы послушать музыку или звук;
  • прекрасно различает папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку и других членов семьи, постоянно контактирующих с ним;
  • ребенок становится на четвереньки и раскачивается вперед назад;
  • начинает ползать или же ползание совершенствуется;
  • любит рассматривать свое отражение в зеркале, общается, гладит ручками;
  • понимает слово «нельзя»;
  • постоянно лепечет, визжит, произносит различные слоги и звуки;
  • появляются в речи новые слоги: «дай-дай», «та-та», «да-да», «на-на».

8 месяц

Восьмой месяц жизни

  • прибавка в весе 550 г, в росте 2 см; активно ползает, изучая все вокруг;
  • умеет вынимать/вкладывать мелкие предметы из емкости;
  • может открывать крышки коробок;
  • уверенно стоит у опоры, держась одной рукой;
  • машет ручкой «пока-пока», играет в игру «ладушки»;
  • любит исследовать лицо, волосы, мамы, нравиться играть с ее бусами;
  • понимает и может выполнить простые просьбы взрослого, например, «дай руку»;
  • любит наблюдать за играющими детьми на улице, проезжающими машинами.

9 месяц

Девятый месяц жизни

  • прибавка в весе 500 г, в росте 1,5 см;
  • поднимает два предмета, может играть с ними одновременно;
  • стучит игрушками или предметами о поверхность;
  • хлопает в ладоши;
  • листает толстые страницы детской книги;
  • большие предметы берет двумя руками, а маленькие пальчиками;
  • может сесть из положения лежа и лечь из положения сидя;
  • приседает и ритмично прыгает у опоры;
  • танцует под музыку, держась у опоры;
  • самостоятельно садится, быстро ползает, встает и ходит у опоры;
  • показывает на игрушке где глазки, носик, ротик; произносит много различных звуков;
  • может найти предмет, спрятанный у него на глазах;
  • выполняет простые просьбы взрослых: «дай игрушку», «дай руку».

10 месяц

Десятый месяц жизни

  • прибавка в весе 450 г, в росте 1,5 см;
  • без особого труда встает у опоры;
  • ходит, держась за руки мамы;
  • может сесть из положения стоя;
  • танцует под музыку, раскачиваясь, притопывая и двигая попой;
  • повторяет жесты, звуки, выражения лица взрослых;
  • остерегается незнакомых людей и мест;
  • понимает простые просьбы и выполняет их;
  • открывает все дверцы и ящики в зоне досягаемости, вытаскивает из них все, что найдет;
  • любит играть с игрушками, которые можно помещать друг в друга;
  • некоторые десятимесячные дети начинают совершать свои первые шаги.

11 месяц

Одиннадцатый месяц жизни

  • прибавка в весе 400 г, в росте 1,5 см; прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда его выполняет;
  • может самостоятельно сеть из положения на животе;
  • подбирает очень маленькие предметы двумя пальчиками;
  • машет рукой «пока-пока»;
  • играет в «ку-ку», «ладушки»;
  • уверенно ходит, держась за предметы мебели, руки взрослого;
  • пытается ходить самостоятельно;
  • может недолго самостоятельно стоять;
  • отчетливо произносит; «мама», «баба», «папа», «дай»;
  • показывает пальчиком, что желает взять;
  • самостоятельно пьет из чашки или бутылочки;
  • постоянно произносит различные звуки.
Читайте также  Школа раннего развития детей года

12 месяц

Двенадцатый месяц жизни

  • прибавка в весе 350 г, в росте 1,5 см;
  • самостоятельно стоит; начинает ходить или умение ходить совершенствуется;
  • может встать из положения сидя на корточках;
  • знает применение некоторых предметов, например, молотка, телефона;
  • собирает пирамидку, строит небольшую башню;
  • капризничает, если что-то не нравится;
  • сильно привязан к матери, резко реагирует на ее уход;
  • может отказываться от нелюбимой пищи;
  • откусывает твердую пищу;
  • пользуется ложкой;
  • понимает почти все простые фразы, которые ему говорят родители: «пойдем гулять», «пошли кушать»;
  • осознанно говорит «мама», «папа», «ав-ав» (собака), «кис» (кошка), «баба»;
  • узнает и показывает животных на улице и картинках;
  • проявляет самостоятельность.

Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

Календарь развития ребенка по месяцам

Календарь развития ребенка по месяцам

Вес. После родов малыш теряет в весе, затем начинает активно набирать.
К 6 месяцам вес становится в 2 раза больше исходного, а к году – в три.
Рост. В первые полгода кроха активно растет (до 3 см в месяц), к году процесс немного замедляется (1-2 см. в месяц). За первый год кроха вырастает на 25 -27 см.

Прибавка роста по месяцам:
1–3 месяцы: по 3–3,5 см ежемесячно (всего 9–10,5 см)
3–6 месяцы: по 2,5 см ежемесячно (всего около 7,5 см)
6–9 месяцы: по 1,5–2 см ежемесячно (всего 4,5–6 см)
9–12 месяцы: по 1 см ежемесячно (всего 3 см)

Средние показатели роста и веса в 1 год:
Рост 75 см
Вес 10,5 кг
Окружность груди 48 см
Окружность головы 46–47 см

Прорезывание зубов
Первый зубик прорезывается примерно в 6 месяцев. К году у ребенка может быть 8 зубов.

Психомоторное развитие, двигательные функции.
Сначала у малыша преобладают рефлексы: хватательный, сосательный.
Постепенно ребенок учится держать голову, переворачиваться, удерживать предметы, сидеть, ползать, ходить у опоры, ходить самостоятельно.

Эмоциональное-психическое развитие ребенка
Эмоциональное развитие начинается с первой улыбки в полтора-два месяца. Затем наступает комплекс оживления (кроха активно двигается, задерживает взгляд на взрослом, улыбается, проявляет эмоции).

Как развивается речь?
Сначала малыш кряхтит и сопит, затем гулит, лепечет (произносит слоги).
После полугода кроха уже реагирует на слова взрослого, на жесты, на интонации. Многие детки к году произносят свои первые слова.

Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года

Особенности развития малыша в первый год жизни Вы можете проследить по этой таблице.

Речевое развитие

Физическое развитие

Эмоционально-психическое развитие

С момента рождения у ребенка проявляются разнообразные рефлексы (сосательный, рефлекс Моро, рефлекс опоры и ходьбы, (до 1,5 месяцев), плавания, поисковый, хоботковый, хватательный и другие).

Большая часть сходит на нет к 3-4 месяцам.

Кроха двигает ручками-ножками.

В них пока еще присутствует тонус.

Кратковременно фокусирует взгляд, обращает внимание на яркие и крупные предметы,

замирает или вздрагивает от громких звуков, иногда улыбается непроизвольно.

На раздражители реагирует плачем.

Кратковременно гулит (преобладают гласные звуки)

Улучшается координация движений.

В положении на животе удерживает голову до 5 секунд.

Хватает взрослого за палец.

Пытается переворачиваться с боку на спину.

Тонус рук уменьшается.

Удерживает взгляд не только на неподвижном, но и на движущемся предмете.

Реагирует на взрослого, улыбается.

Длительно гулит, использует при этом как гласные, так и согласные звуки.

Хорошо держит голову в вертикальном положении.

Может перевернуться со спины на бочок.

Приподнимается на предплечьях в положении на животе.

Изучает свое тело, трогает ручки, ножки,

Пытается хватать игрушки.

Начинают утрачиваться врожденные рефлексы.

Реагирует на звуки, поворачивает голову к источнику шума.

С интересом рассматривает предметы.

Проявляет различные эмоции.

Дольше бодрствует днём.

«Комплекс оживления» находится на пике.

Длительно гулит, начинает лепетать

Уверенно держит голову, смотрит по сторонам.

Опирается на ладошки, приподнимается.

Приподнимает голову и плечи лежа на спине.

Ощупывает игрушки, хватает, тянет, бросает, тянет в рот.

Бурно реагирует на взрослых, следит за их мимикой, смеется.

Вычленяет определенные игрушки.

5 месяцев

Длительно и с разными интонациями произносит звуки. Активно лепечет.

Физическая активность возрастает. Переворачивается со спины на живот и обратно.

Пытается ползать по-пластунски.

Уверенно держит в ручках игрушку (до 20 секунд), тянет в рот.

Реагирует не только на лица, но и на голоса.

Лепечет, произносит простые слоги типа «ма», «па».

Пытается сесть, ползает по-пластунски, перемещается на кровати взад-вперед.

Перекладывает игрушки из одной руки в другую, исследует их, поднимает, если уронил.

В этом возрасте, как правило, прорезывается первый зуб. Начинается прикорм.

Малыш учится есть с ложки.

Проявляет разнообразные эмоции: радость, недовольство и др.

Настороженно относится к посторонним.

Позитивно реагирует на эмоциональную речь, игры типа «ку-ку».

Лепет усложняется, появляются новые слоги: «та», «на», «да»…

Пассивный словарный запас активно пополняется.

Сидит, учится удерживать равновесие, ползает по-пластунски, становится на колени, раскачивается. Некоторые детки уже хорошо ползают.

Если взять за руки и подтянуть, то малыш будет опираться на ножки и «топтаться».

Проводит с игрушками разнообразные манипуляции, любит стучать ими, бросать, перекладывать.

Радуется играм, реагирует на свое отражение в зеркале.

Многократно повторяет слоги: ба-ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма-ма, па-па-па-па-па.

Уверенно сидит и ползает. Пытается вставать у опоры, раскачивается, пружинит ножками.

Ловко орудует предметами, нажимает на кнопочки, катает мячик, открывает крышки, вкладывает предметы.

Удерживает в руке хлеб, печенье, учится откусывать и жевать.

Расширяется спектр эмоций.

Избирательно относится к людям.

Реагирует на шум и неожиданные звуки.

Активный лепет, арсенал слогов расширяется.

Ловко ползает, встает с опорой, садится. Некоторые малыши пытаются стоять без поддержки.

Прорезываются вторые резцы.

Позитивно реагирует на музыку, пытается делать «ладушки», пританцовывает.

Одни детки продолжают активно лепетать, другие уже обозначают простые слова слогами.

Уверенно передвигается, садится и встает, ходит вдоль опоры, с поддержкой мамы. Некоторые малыши делают первые шаги.

Улучшается моторика. Начинает захватывать предметы пальцами, перелистывает картонные страницы.

Открывает дверцы шкафов, достает предметы, перекладывает их, нанизывает в произвольном порядке колечки на пирамидку, пытается ставить кубик на кубик, катает машинки.

Уверенно орудует ложкой.

Все лучше понимает речь, подражает движениям взрослого, его мимике.

Произносят простейшие звукоподражания типа «ав-ав», «би-би».

Активно и уверенно двигается, ходит за ручку, нагибается, приседает у опоры.

Продолжает играть с сортерами, кубиками, пирамидками. Интересуется музыкальными игрушками, игрушками с кнопками.

Рассматривает карточки, иллюстрации в книгах, показывает простые предметы, выполняет элементарные действия.

Некоторые малыши показывают пальцем на предметы.

Реагирует на похвалу или строгий тон.

Демонстрирует свои желания кивком головы или мотанием.

Произносит простые слова типа «мама», «папа», «да», «нет», «дай», «на» + звукоподражания.

Малыш делает первые самостоятельные шаги, поднимается самостоятельно из положения на корточках.

Уверенно жует твердую пищу, отдает предпочтение определенной еде.

Выполняет простейшие поручение (может выбросить бумажку в мусорку, сложить игрушки).

Реагирует на свое имя.

Играет со взрослыми в элементарные сюжетно-ролевые игры. Может покачать лялю, умыть, покормить, пожалеть, погрозить пальчиком.

Надеемся, наш календарь развития ребенка будет вам полезен.

А есть ли нормы развития ребенка?

Речь

Речь у всех развивается по-разному. Некоторые детски уде в год произносят 10-15 слов. При этом отсутствие речи в год – абсолютная норма. До двух лет не стоит беспокоиться. Главное, чтобы ребенок понимал речь, реагировал на нее, использовал жесты.

Физическое развитие

Физическое развитие также индивидуально. Ребенок может сесть в промежутке 6-9 месяцев (в среднем — в 7), поползти в 5-8.

Есть малыши, которые пропускают этап ползания и начинают ходить в 8-9 месяцев. Поскольку опорно-двигательный аппарат еще недостаточно окреп, этап ползания пропускать нежелательно. Иногда родители сами мотивируют ребенка именно ходить, водят его, держа за ручки, приобретают ходунки, прыгунки.

Как замотивировать малыша поползти?

Ползайте вместе с ним.

Кладите игрушки на небольшом расстоянии, чтобы он смог до нее дотянуться, продвинувшись вперед.

Делайте оздоровительный массаж, укрепляющий мышцы, включайте упражнения по имитации ползания, сгибайте-разгибайте колени, разводите их в стороны, подставляйте ладони в качестве опоры, чтобы малыш отталкивался. Также можно практиковать использование валика (кладите под живот и перекатывайте кроху, приподняв ноги), хождение на ручках (приподнимите ножки, чтобы малыш начал «переступать» ручками).

Делайте такие упражнения по 15 минут пару раз в день, и малыш обязательно научится ползать.

Ходить дети также начинают в разное время:

Активные и подвижные дети начинают ходить в 8–11 месяцев.

Большая часть детей делает первые шаги примерно в год.

Осторожные и опасливые детки, либо детки с мышечным тонусом начинают ходить в 14-18 месяцев.

Вот такие все малыши разные и уникальные! Календарь развития ребенка по месяцам важен, но нормы условны. Если у вас есть сомнения и вопросы, обязательно обращайтесь к специалистам! Здоровья Вашим деткам и полноценного развития!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: