Как провести занятие по развитию творческих способностей в детском саду

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» (методические разработки)

На сегодняшний день творчество достаточно высоко ценится, а специальности, связанные с ним, становятся все более востребованными. Парикмахеры и создатели телепередач, организаторы праздничных мероприятий и фотографы, дизайнеры одежды и веб-дизайнеры, флористы, бармены и даже специалисты по диагностике автомобилей – все эти профессии требуют определенных талантов и творческих способностей. Однако немногие родители уделяют достаточно внимания развитию ребенка в этом направлении. Преимущество отдается речи, мышлению и памяти, а фантазия и воображение формируются у маленького человека сами собой. Конечно, многое зависит от природных задатков: кто-то с младых ногтей выказывает яркие творческие способности, ну а кто-то на протяжении всей жизни абсолютно равнодушен к музыке и искусству.

Что такое творчество и творческие способности

Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию. Даже к бухгалтерскому учету и химическим исследованиям – таким вроде бы нетворческим занятиям – можно (и нужно!) применять творческие способности, чтобы успешно осуществить задуманное и прийти к позитивному результату.

Творчество заключается в:

способности – возможности придумывать, изобретать что-то совершенно новое;

позиции – способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения, беспрестанном поиске путей к совершенству;

процессе, результатом которого является создание совершенно новых образов.

Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:

замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);

за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;

без труда ассоциировать отдаленные понятия;

применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;

целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;

самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;

образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.

Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.

Для того чтобы определить степень развития творческих способностей у дошкольников, разработаны специальные методики диагностики. Наиболее распространена диагностика уровня развития творческих способностей у детей посредством анализа детских рисунков, по которым определяется:

умение правильно передать положение объекта в пространстве;

полнота содержания изображения;

эмоциональность созданного образа;

умение раскрыть задуманный сюжет.

Диагностика уровня развития творческих способностей помогает выяснить, что детям удается без труда, а на что следует обратить внимание, чтобы подтолкнуть маленьких фантазеров к более эффективному самовыражению.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Дошкольные годы – самый благоприятный период для развития любых способностей, в том числе и творческих. Карапуз в этом возрасте любознателен и открыт для познания окружающего мира, а его мышление независимо и не зажато общепринятыми стереотипами. От того, насколько активно используются возможности и развиваются творческие способности в детстве, будет зависеть творческий потенциал дошкольника, ставшего взрослым.

Условия развития творческих способностей

Чтобы максимально раскрыть возможности и дать толчок к успешному творческому развитию ребенка, необходимо организовать определенные условия:

Раннее физическое развитие. Физические занятия, начатые с первых месяцев ребенка, – это первый шаг в закладывании основ творческих способностей сначала дошкольника, а потом и взрослого человека.

Создание обстановки, обгоняющей развитие малыша. По возможности кроху следует окружить тем, что будет побуждать его действовать с творческим подходом. К примеру, уже в один год карапузу можно подарить кубики с цифрами или буквами и называть их во время игр.

Усложнение и увеличение количества поставленных задач. Любые способности развиваются максимально успешно, если поставленную планку постоянно повышать. Процесс познания окружающего мира у маленьких детей проходит очень интенсивно, причем они не всегда могут воспользоваться опытом взрослых. Эту особенность необходимо усиленно использовать, давая малышу возможность самому находить решения, тем самым стимулируя развитие творческого мышления. Комфортный психологический климат. Теплая атмосфера в семье, дружные отношения в детском саду – важная предпосылка для развития творческих способностей у детей. Родители должны постоянно стимулировать малыша к творчеству, не осуждать и сочувствовать в случае провала, сдержанно относиться к любым выдумкам своего чада, пусть они кажутся нелепыми и странными.

Развитие творческого мышления

Развитие творческого мышления у малышей дошкольного возраста предполагает формирование таких качеств мышления:

Ассоциативность – это способность определять связь и похожие черты в объектах и событиях, которые на первый взгляд невозможно сопоставлять. С развитием ассоциативности детское мышление становится эластичным и нестандартным.

Диалектичность – это умение замечать в разнообразных системах противоречия, которые мешают их развитию, и способность ликвидировать эти противоречия. Благодаря этому качеству мышления рождаются открытия (например, изобретение самолета, который летает, невзирая на то, что он значительно тяжелее воздуха).

Для развития диалектичности мышления у дошкольников необходимо проработать:

умение выявить расхождения в любом событии или объекте;

способность точно сформулировать найденное расхождение;

возможность устранить расхождение.

Системность – это способность воспринимать объект целостно, со всем многообразием связей. Это качество мышления дает возможность увидеть все многообразие свойств предмета, определять на уровне отдельных элементов системы взаимосвязи, выделять степень отношения с другими системами. Благодаря системности можно проследить изменения объекта на отрезке времени «прошлое-настоящее» и применить полученный опыт к будущему.

Развитие творческого воображения

Различают четыре степени активности воображения:

самая низкая активность выражается во сне, когда восприятие не зависит от сознательных желаний человека;

более активная степень проявляется в приятных грезах;

еще активнее воображение во время чтения, прослушивания литературных произведений или музыки, когда на основе слухового восприятия или словесного описания создаются образы;

наивысшая степень воображения реализуется в творческой деятельности.

Творческое воображение – это рождение абсолютно нового образа, которого до сих пор не было. Существует несколько основных приемов творческого воображения:

Агглютинация (с греческого языка – «склеивание») – прием, с помощью которого созданы персонажи многих мифов и сказок. Например, русалка – девушка с рыбьим хвостом, избушка Бабы Яги – домик на курьих ножках.

Акцентирование – подчеркивание какой-то характеристики объекта, в результате чего он становится непропорциональным. Этот прием выделяет самое существенное в каждом отдельном образе (например, слишком длинный нос у Буратино).

Разумеется, дети дошкольного возраста не знают, как называются приемы творческого воображения. Однако малышей с раннего детства знакомят с ними родители, читающие сказки. А со временем дети активно используют эти приемы для создания выдуманных персонажей собственных сказок и рисунков.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста проходит в процессе игры.

Для малышей среднего дошкольного возраста важно, чтобы объект-заместитель имел определенное сходство с объектом, который он замещает.

Постепенно надобность во внешней опоре пропадает, а игровое действие может совершаться с объектом, которого просто нет. Этот объект наделяется новым смыслом, а действия совершаются в уме, а не в реальности. В этот момент происходит перерождение воображения в психический процесс, а придуманная ситуация воплощается в жизнь во внутреннем мире маленького человека.

Существует ряд способов, помогающих дошкольнику в развитии творческого воображения:

Обогащайте жизненный опыт малыша: читайте ему сказки и стихотворения, рассматривайте картинки в книгах и журналах, не упускайте возможность посетить с ребенком театр или музей, ездите с ним на экскурсии.

Поощряйте лепку и рисунки по замыслу. Если у крохи не все получается, обсудите с ним план и помогите в деталях представить задуманное.

Воображение формируется в результате творческой переработки пережитых моментов: научите малыша рисовать увиденное, пересказывать произошедшие интересные события.

Творческому развитию ребенка способствует сочинительство. Приветствуйте его во всех проявлениях: будь то рассказ, сказка или стихотворение.

Игра – ведущая деятельность для дошкольника, развивающая его во всех направлениях. Пусть малыш играет как можно больше.

Собирание детских конструкторов отлично развивает воображение. Чем разнообразнее предложенные ребенку конструкторы, тем лучше.

Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников

Упражнений и игр, которые направлены на развитие творческих способностей дошкольников, существует множество. Для того чтобы занятия давали положительный эффект, а малыш не терялся в правилах, достаточно выбрать пару-тройку игр и упражнений, постепенно усложняя и дополняя их. Когда маленький человек полностью освоится с предложенными задачами (и наверняка начнет терять к ним интерес), список игр следует сменить, открывая для ребенка новые вершины, к покорению которых нужно будет стремиться.

«Четыре цвета» (упражнение для развития творческих способностей и художественного восприятия у дошкольников). Малышу нужно выбрать четыре любые краски и полностью заполнить ими чистый лист бумаги. После кроха может рассказать, что он хотел выразить, и что означают отдельные детали рисунка.

«Волшебная клякса» (упражнение для развития творческих способностей и умения находить похожие черты между расплывающимся изображением и реальными объектами у дошкольников). Ребенку предлагают капнуть краску в центр листа, после чего бумагу необходимо сложить пополам. Когда лист разворачивается, на нем остается клякса с неясными очертаниями. Что или кого малыш видит в этой кляксе?

«Танец» (игра для развития творческих способностей и эмоциональности у дошкольников). Предложите крохе пофантазировать и придумать образ (возможны подсказки родителей – «ласковый щенок», «распускающийся подснежник», «летний ливень», «веселая обезьянка»). Под музыку образ необходимо передать посредством танца. Эту игру можно усложнить, попросив передать в танце определенное чувство («огорчение», «радость», «удивление»).

«Две феи» (упражнение для развития творческих способностей дошкольников). Для выполнения этого упражнения необходимо подготовить два листа с одинаковыми фигурами. Ребенку с помощью карандашей следует одну фигуру превратить в добрую фею, а другую в злую. Причем предварительно беседовать с малышом не нужно. Пусть сам подумает, как это сделать, и пофантазирует, что плохого совершила злая фея, а что хорошего – добрая.

«Фантазия-реальность» (упражнение для развития творческих способностей и умения отличать вымысел от реальности у дошкольников). Родители читают ребенку сказку и разбирают с ним, где выдумка чистой воды, а где то, что могло произойти в действительности. В результате получаются две абсолютно разные истории: одна – сказка, другая – реальность.

Читайте также  Умачка развивающее видео для детей

«Что это такое?» (игра для обучения детей созданию новых образов на основе восприятия предметов-заместителей). Для этой игры необходимо подобрать разноцветные круги и полоски разной длины. Малышу предлагается сначала описать какой-то из предметов, а после рассказать, что он напоминает. Каждому предмету должен соответствовать свой собственный образ.

«О чем говорит музыка» (упражнение для развития творческих способностей дошкольников). Звучит яркое классическое музыкальное произведение («Марш Черномора» Глинки, «Полет Валькирий» Вагнера, «Танец с саблями» Хачатуряна, «Картинки с выставки» Мусоргского). Малышу с закрытыми глазами нужно представить, о чем рассказывается в музыкальном произведении. После можно нарисовать свои фантазии и описать их.

Конспект занятия с дошкольниками: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Материал предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов. Будет полезен для детей старшего дошкольного возраста для развития творческих способностей на этапе подготовки к школе.

Цель занятия: Развитие творческих способностей детей на этапе подготовки к школе.
Задачи:
1 . Научить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи.
2. Способствовать развитию творческих способностей, воображения, внимания, речи ребёнка, развитию чувства сплочённости.
3. Воспитывать интерес к будущей школьной жизни, пробудить интерес к собственной личности, формировать положительный интерес к учению.
Возраст детей: дети 5-6 лет, воспитанники студии предшкольной подготовки
Вид занятия: комбинированный, занятие-сюрприз.
Продолжительность — 30 минут.
Методы: словесный, наглядный, упражнения, игра.
Предварительная работа. Подготовить следующее учебно-методическое сопровождение занятия:
— список детей и бейджики
— картинки с солнышком, тучкой и солнышком, тучкой
— музыку с шумом леса
— тематические картинки для упражнения «Найди картинки», «Скажи по-другому»
— фломастеры жёлтый и синий
— письмо от Буратино
— рисунки с линиями и фигурами
Оборудование:
— доска, карандаши и фломастеры для детей
— музыкальный центр, запись «шум леса»
Ход занятия:
I. Вводная часть
I.1. Приветствие. «Привет, всем, у кого косички».
У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет»).
I.2. Упражнение «Календарь настроения».
Цель: Создание мотивации на работу, выявление настроения воспитанников.
Проведение: Создаётся календарь настроения. На доске пишутся все имена детей. В отдельных лоточках лежат картинки (солнышко – отличное настроение, тучка с солнышком – настроение не очень хорошее, тучка – плохое настроение). Дети выбирают картинку, наиболее подходящую под его настроение. Ведущий прикрепляет из напротив имён.
II. Основная часть
Ребята, сегодня я получила письмо. Посмотрите от кого оно? Правильно, от Буратино. Оно адресовано вам. Послушайте, что тут написано. «Дорогие ребята. Я знаю, что скоро вы пойдёте в школу. Вы очень умные и сообразительные и я приготовил для вас задания. Выполните их, пожалуйста, и пришлите мне. Письмо с вашими ответами, я буду ждать с нетерпением. Буратино».
(С помощью игрового момента с письмом устанавливается мотивация детей, увеличивается их активность (то есть ответы ждёт Буратино, и надо выполнить задание)).
II.1. Упражнение «Волшебный лес».
Цель: Развитие творческих способностей.
Проведение: Ведущий: «Хотите побыть волшебниками. Перед вами рисунок с линиями и фигурами, постарайся нарисовать так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями» (можно поставить музыку с шумом леса).
II.2. Физкультминутка.
II.2.1. Пальчиковая гимнастика.
Цель: Отдых рук. Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти. Оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка. Кисти рук становятся более подвижными, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Можно дать детям возможность проявить себя — самим провести пальчиковую гимнастику.
II.2.2. Упражнение «Пальчики здороваются».
Проведение: Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочерёдно касаться указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев. «Повстречал ежонка ёж! Здравствуй, братец! Как живёшь?».
II.2.3. Игра «Раздувайся пузырь».
Цель: Развитие чувства сплочённости, развитие внимания. Эмоциональная разгрузка.
Проведение: Дети стоят в кругу очень тесно, это «сдутый пузырь». Потом дети пузырь «надувают» и отступают назад (пузырь «увеличивается»), все берутся за руки, идут по кругу и приговаривают: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!»
Когда ведущий хлопнет один раз — все сбегаются к центру (пузырь «сдулся»). Хлопает два раза – разбегаются («пузырьки» разлетелись»).
II.3. Упражнение «Найди картинку».
Цель: Развитие творческих способностей, умения логически мыслить.
Проведение: Детям надо найти на картинке несколько предметов, которые имели бы сразу два свойства, могли бы быть:
— Острыми и тупыми
— Быстрыми и медленными
— Идти и стоять
— Лёгкими и тяжёлыми
— Слабыми и сильными
— Добрыми и злыми
(на картинке нарисованы: человек, часы, нож, кастрюля, машина, собака, сумка, поезд).
II.4. Упражнение «Скажи по-другому».
Цель: Развитие речи дошкольников.
Проведение: Скажи следующие фразы по-другому. Например: кораблик из бумаги – бумажный кораблик.
Стул из дерева — …
Дом из камня — …
Шарф из шерсти — …
Сумка из кожи — …
Шуба из меха — …
Коробка из картона …
Пила из железа — …
Лампочка из стекла — …
III. Заключительный этап
III.1. Рефлексия занятия: какое упражнение вам больше всего понравилось, что не понравилось. С целью определить изменилось ли у детей настроение после занятия, повторно проводится упражнение «Календарь настроения».
Результаты выполнения задания детьми, их активность, ответы показывают, что, цель занятия достигнута.
Список используемой литературы
1. Битянова М.Р. Адаптация ребёнка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.-122с.
2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению//Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста/Под ред. Леонтьева Л.М. Запорожца А.В. –М.-1995.-С132-142.
3. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе.-М.-1986.-143с.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн.- М.: Просвещение: Владос;1995.-512с.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер с нем.: В 4-х томах.- М.:Генезис,1998.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов. Будет полезен для детей старшего дошкольного возраста для развития творческих способностей на этапе подготовки к школе.

Цель занятия: Развитие творческих способностей детей на этапе подготовки к школе.
Задачи:
1. Научить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи.
2. Способствовать развитию творческих способностей, воображения, внимания, речи ребёнка, развитию чувства сплочённости.
3. Воспитывать интерес к будущей школьной жизни, пробудить интерес к собственной личности, формировать положительный интерес к учению.
Возраст детей: дети 5-6 лет, воспитанники студии предшкольной подготовки «АБВГД-ейка».
Вид занятия: комбинированный, занятие-сюрприз.
Продолжительность — 30 минут.
Методы: словесный, наглядный, упражнения, игра.
Предварительная работа. Подготовить следующее учебно-методическое сопровождение занятия:
— список детей и бейджики
— картинки с солнышком, тучкой и солнышком, тучкой
— музыку с шумом леса
— тематические картинки для упражнения «Найди картинки», «Скажи по-другому»
— фломастеры жёлтый и синий
— письмо от Буратино
— рисунки с линиями и фигурами
Оборудование:
— доска, карандаши и фломастеры для детей
— музыкальный центр, запись «шум леса»
Ход занятия:
I. Вводная часть
I.1. Приветствие. «Привет, всем, у кого косички».
У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет»).
I.2. Упражнение «Календарь настроения».
Цель: Создание мотивации на работу, выявление настроения воспитанников.
Проведение: Создаётся календарь настроения. На доске пишутся все имена детей. В отдельных лоточках лежат картинки (солнышко – отличное настроение, тучка с солнышком – настроение не очень хорошее, тучка – плохое настроение). Дети выбирают картинку, наиболее подходящую под его настроение. Ведущий прикрепляет из напротив имён.
II. Основная часть
Ребята, сегодня я получила письмо. Посмотрите от кого оно? Правильно, от Буратино. Оно адресовано вам. Послушайте, что тут написано. «Дорогие ребята. Я знаю, что скоро вы пойдёте в школу. Вы очень умные и сообразительные и я приготовил для вас задания. Выполните их, пожалуйста, и пришлите мне. Письмо с вашими ответами, я буду ждать с нетерпением. Буратино».
(С помощью игрового момента с письмом устанавливается мотивация детей, увеличивается их активность (то есть ответы ждёт Буратино, и надо выполнить задание)).
II.1. Упражнение «Волшебный лес».
Цель: Развитие творческих способностей.
Проведение: Ведущий: «Хотите побыть волшебниками. Перед вами рисунок с линиями и фигурами, постарайся нарисовать так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями» (можно поставить музыку с шумом леса).
II.2. Физкультминутка.
II.2.1. Пальчиковая гимнастика.
Цель: Отдых рук. Регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти. Оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка. Кисти рук становятся более подвижными, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Можно дать детям возможность проявить себя — самим провести пальчиковую гимнастику.
II.2.2. Упражнение «Пальчики здороваются».
Проведение: Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочерёдно касаться указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев. «Повстречал ежонка ёж! Здравствуй, братец! Как живёшь?».
II.2.3. Игра «Раздувайся пузырь».
Цель: Развитие чувства сплочённости, развитие внимания. Эмоциональная разгрузка.
Проведение: Дети стоят в кругу очень тесно, это «сдутый пузырь». Потом дети пузырь «надувают» и отступают назад (пузырь «увеличивается»), все берутся за руки, идут по кругу и приговаривают: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!»
Когда ведущий хлопнет один раз — все сбегаются к центру (пузырь «сдулся»). Хлопает два раза – разбегаются («пузырьки» разлетелись»).
II.3. Упражнение «Найди картинку».
Цель: Развитие творческих способностей, умения логически мыслить.
Проведение: Детям надо найти на картинке несколько предметов, которые имели бы сразу два свойства, могли бы быть:
— Острыми и тупыми
— Быстрыми и медленными
— Идти и стоять
— Лёгкими и тяжёлыми
— Слабыми и сильными
— Добрыми и злыми
(на картинке нарисованы: человек, часы, нож, кастрюля, машина, собака, сумка, поезд).
II.4. Упражнение «Скажи по-другому».
Цель: Развитие речи дошкольников.
Проведение: Скажи следующие фразы по-другому. Например: кораблик из бумаги – бумажный кораблик.
Стул из дерева — …
Дом из камня — …
Шарф из шерсти — …
Сумка из кожи — …
Шуба из меха — …
Коробка из картона …
Пила из железа — …
Лампочка из стекла — …
III. Заключительный этап
III.1. Рефлексия занятия: какое упражнение вам больше всего понравилось, что не понравилось. С целью определить изменилось ли у детей настроение после занятия, повторно проводится упражнение «Календарь настроения».
Результаты выполнения задания детьми, их активность, ответы показывают, что, цель занятия достигнута.
Список используемой литературы
1. Битянова М.Р. Адаптация ребёнка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.-122с.
2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению//Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста/Под ред. Леонтьева Л.М. Запорожца А.В. –М.-1995.-С132-142.
3. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе.-М.-1986.-143с.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн.- М.: Просвещение: Владос;1995.-512с.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер с нем.: В 4-х томах.- М.:Генезис,1998.

Читайте также  Игрушка развивающая умная кастрюлька жирафики

Практикум для педагогов по формированию и развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Активизировать деятельность педагогов в создании технологий развития творческих способностей и самостоятельного подхода решения проблемных ситуаций у детей старшего дошкольного возраста.

1. Развивать творческий потенциал педагогов через применение в работе с детьми игровых технологий и упражнений ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).2. Систематизировать знания и практические умения педагогов об условиях и способах развития творческих способностей дошкольников.

3. Продолжать формировать представления педагогов о необходимости развития в себе творческого потенциала.

Длительность: 1 час.

Материал и оборудование: маркеры, листы А-4.

Ведущий: педагог – психолог.

… Именно творческая деятельность

человека делает его существом,

обращенным к будущему,

и видоизменяющим настоящее.

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающей личности, ее творческих потенциалов. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Задачу формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.

Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражено в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Творчество всё чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности.

Исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

По-прежнему, традиционное обучение строится преимущественно на использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой педагогического процесса.

Вследствие такого информационно – рецептурного обучения ребенок утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. И это не удивительно: такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании». Итогом становится потеря самостоятельности, способности мыслить, а значит и творить.

Умение ребенка самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшая черта детского поведения.

В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития воображения и детского творчества. Однако пути решения этих проблем в практике работы специалистов дошкольного образования недостаточно предоставлены среди научно – методических и практических разработок.

У нас, у педагогов возникает необходимость изучения технологии осуществления творческого развития дошкольников с целью раскрытия творческого потенциала.

Творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность

Критерии творческих способностей

Для определения творческих способностей выделены следующие параметры (критерии):

• беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

• гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, т.е. способность применять разнообразные стратегии при решении проблем);

• оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых);

Методы и приемы формирования творческих способностей дошкольников возможно классифицировать и разделять на группы.

Считаю наиболее эффективными следующие методы обучения:

  • проблемное обучение;
  • методы ТРИЗ;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • экспериментирование;

В настоящее время педагогам предоставлен большой арсенал, разнообразный выбор игр, упражнений, этюдов для развития детского креативного мышления. С самыми распространенными предлагаю познакомиться.

1. Фантастическое животное

Цель: развивать умение преобразовывать предмет.

Детям раздаются рисунки с разными животными, предлагается дорисовать, чтобы сделать его необычным и забавным?

2. Необыкновенное дерево

Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности.

Педагог предлагает детям нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.

3. Фантастические гипотезы

Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление.

  • если все взрослые на земле станут детьми?
  • если из крана польется не вода, а лимонад?
  • если животные начнут говорить человеческим голосом?
  • если оживут все сказочные герои?
  • если люди смогут читать все мысли друг друга?
  • Если у тебя вырастут крылья?
  • Если постоянно будет зима?

4. История старого чайника

Цель: развивать воображение при составлении истории на заданную тему. Предложить детям придумать различные истории на тему:

  • «Что может поведать о своей жизни старый чайник?»

5. Что может произойти?

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.

Педагог-психолог: Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названных случаев.

Пример: «Автобус остановился»;

— Автобус остановился у светофора;

— Автобус остановился, потому что подъехал к остановке;

— Автобус остановился, потому что на дорогу выбежала собака;

— Автобус остановился, потому что закончился бензин.

  • «Из окна выбросили кусочек булки»;
  • «Мальчик чиркнул спичкой»;
  • «Мужчина снял шапку»;
  • «На улице кто – то разбил банку варенья»;
  • «Садовник поливал клумбу из шланга»;
  • «Девочка уронила карандаш на пол»;
  • «Охотник выстрели в воздух».

6. Упражнение «Злая волшебница»

Цель: Обучение ребенка ведению научного спора, выделению всевозможных свойств предмета или ситуации, оценки, какое свойство может быть использовано для решения задачи. Раскрытие творческого мышления.

Детям предлагается поиграть в игру. Инструкция: «Сейчас я буду предлагать ситуации, а ты после небольшого обсуждения будешь находить решение, как выйти из той или иной ситуации. Представь, что злая волшебница…

Злая волшебница заточила детей в ледяной куб. Как можно выбраться из ледяного дома? (варианты: разбить его; расколоть; дуть на лед, пока он не растает).

Злая волшебница вокруг ребят посадила плотным кольцом колючие растения. (Варианты: можно сделать подкоп и т.д.)

Злая волшебница посадила детей в несущуюся на большой скорости машину, у которой нет тормоза. Как ребята могут выбраться из нее? (Варианты: пробраться к бензобаку и вылить весь бензин, машина дальше сама остановиться; позвать на помощь.)

7. Упражнение «Придумка»

Цель: Развитие пространственного воображения, умение мыслить нестандартно.

Материал: Листы А-4, мелки, карандаши.

А) Предложите нарисовать, как ребенок представляет себе животное с другой планеты; самый необычный домик; домик, где будет жить вся его семья; доброго волшебника в детстве.

(Все рисунки обсуждаются.)

Б) Назовите ребенку по одному сказочному или литературному герою. (Обязательно из разных произведений.) Дошкольник должен придумать и коротко рассказать выдуманную историю, в которой действовали бы оба героя.

В) Попросите ребенка представить себе, что на люстре в комнате сидит гномик (или любой герой из сказки) и рассказать, что и как он видит оттуда?

Важно помочь ребенку сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы ребенок представил себе и места, видимые воображаемому гномику, но не доступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа).

Г) Предложите ребенку один «кусочек» сказки, которую придумываете и рассказываете вы, а ребенок продолжает.

Предложить ребенку соединить в связной рассказ эти два предложения.

Пример: Белка, сидящая на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, который сидел под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца и остановил машину. Заяц бросился в лес, шофер – за ним. Шофер заблудился в лесу. Самосвал с грузом задержался в пути.

а) Белка, сидящая на дереве, уронила шишку.<…>

Самосвал с грузом задержался в пути.

б) Мама купила конфеты.<…>

Мальчик починил стул.

в) Собака погналась за курицей.<…>

Школьники не смогли поехать на экскурсию.

8. Упражнение «Как быть?»

Цель: развитие воображения, мышления.

Инструкция: Реши проблемные ситуации различными способами.

  • Как можно укрыться от дождя?
  • Как можно перебраться через реку?
  • Как можно сообщить новость другу?
  • Как можно изобразить пляж, полный отдыхающих, если людей рисовать нельзя?

Педагог – психолог: Посмотрите на следующий список качеств и поставьте галочку рядом с теми, которые, по вашему мнению, связаны с творческим мышлением:

  • Умение вжиться в роль другого человека;
  • Критичность;
  • Склонность к прогнозам;
  • Фантазия;
  • Логичность мышления;
  • Умение вести споры;
  • Навык игры на пианино;
  • Стремление находить новое применение известным вещам;
  • Тяга к изобретениям.

Комментарий педагога – психолога:

Те из вас, кто отметил «критичность», «логичность мышления», «умение вести споры» и «навык игры на пианино», к сожалению, имеют несколько смутное представление о сущности творческого мышления. Конечно, при определенных условиях творческий человек может обладать и подобными качествами, но они не являются необходимыми. Остальные характеристики непосредственно связаны именно с ним.

В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие

1. Введение в дошкольную программу специальных занятий, направленных

на развитие творческих способностей.

2. Использование технологий развития творческого мышления;

соответствующих методов обучения (технология «ТРИЗ»);

3. Применение на специальных занятиях по рисованию, лепке, музыке

заданий творческого характера;

4. Поощрение высказываний оригинальных идей;

5. Управление взрослыми детской предметной, сюжетно-ролевой игрой с

целью развития в ней воображения детей;

6. Обогащение развивающей среды разнообразными предметами с целью

Читайте также  Развивающая азбука для детей 3 лет

развития любознательности детей.

7. Работа с родителями.

1. Прохорова Л.Н. «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников». — М:5, 2007 г.

2. Страунинг А.М. «РОСТОК» Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста, Обнинск, 1996 г.

3. Тамберг Ю.Г. «Как научить ребенка думать», Ростов н/Д: Феникс, 2007г.

4. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2007 г.

Изобразительные технологии в творческом развитии дошкольников

Когда педагоги начинают использовать в своей работе инновационные технологии, как уже принято называть такие изобразительные техники – это позволяет уравновесить возможности всех детей. В силу своих индивидуальных особенностей дети даже одного возраста развиваются неодинаково, осваивают навыки владения кистью, карандашом, красками по-разному. Иногда ребенок пугается того, что у него не получится нарисовать кистью то, что ему хотелось бы и постепенно может потерять интерес к изобразительному творчеству. Этого не происходит, если наряду с основными изобразительными технологиями присутствуют изобразительные техники несколько иного плана, требующие других умений, а иногда позволяющие и совершенно неподготовленному ребенку сотворить свое маленькое произведение искусства.

Довольно часто случается так, что наиболее интересными с художественной точки зрения получаются работы как раз у тех детей, которым обычные занятия по изодеятельности даются нелегко. Именно возможность экспериментировать, исследовать, пробовать не боясь ошибиться, позволяет таким детям раскрыть художественно-творческий потенциал.

Основные задачи, решаемые при помощи инновационных технологий.

1.Развитие творческих способностей детей, эстетического восприятия окружающей действительности.
2.Развитие интереса к экспериментированию с материалами и средствами изображения.
3.Развитие умения самостоятельно выбирать материалы с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие художественному замыслу.

Использование нетрадиционных технологий не исключает и основных задач, которые педагог ставит перед собой при проведении занятий по изодеятельности.

Методика работы с пооперационными (технологическими) картами.

Пооперационные карты позволяют педагогу доступно и наглядно познакомить детей с новым способом рисования; помогают детям проанализировать, какие материалы понадобятся для выполнения работы в той или иной технике; какую последовательность операций нужно выполнить для достижения желаемого результата.

После того, как дети познакомились новой техникой, пооперационная карта помещается в центр ИЗО. Дети в самостоятельной деятельности используют ее для того, чтобы вспомнить, как работать в данной технике. Постепенно в ходе знакомства с другими инновационными технологиями в центре собирается подборка карт, что позволяет ребенку самостоятельно делать выбор техник и материалов в соответствии со своей задумкой.

Описание изобразительных техник.

Набрызгивание

Непростая техника. Ее суть — в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменят зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки — быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на нее… Вот и все.

Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее и туда, куда нужно. Но это со временем, потому лучше начинать осваивать эту технику летом на прогулке. А теперь за работу. «Салфетка для мамы». Сделаем «набрызг» разными красками и полюбуемся полученным эффектом. «Снегопад». По разному цветному фону белый «набрызг». Кружатся в танце белые снежинки, сплетаются в хоровод. «Закружила осень золотая». Золотой краской набрызгать кружащуюся листву. Кисточкой прорисовать стволы. Материал: расческа обыкновенная, кисточка или зубная щетка, краски.

Используя в работе этот способ рисования, можно передать направление ветра — для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились в одном направлении на всем рисунке. Ярко выразить сезонные изменения. Так, например, листья на осте желтеют, краснеют раньше, чем на березе или других лиственных деревьях. Они на ней желтые и зеленые и оранжевые. А поможет передать все это разноцветие способ набрызгивания. Набрызгиванием занимаются дети 6-7 лет.

Рисование ладошкой, ребром, пальчиками

Технология рисования: посредине листа ребенок рисует ребром ладошки, или ладошкой, пальчиками. Макает в краску и отпечатывается на бумаге так, как необходимо для того рисунка, какой он изображает. Потом краска вытирается тряпкой. Материал: лист альбомной бумаги, розетки с гуашевой краской, кисти, мокрая тряпка.

Тематика занятий: «Тюльпаны»,«Дерево летом», «Весеннее дерево», «Дождик», «Мимоза», «Опушка», «Рыбки», «Веточка рябины», «Падает, падает снежок», «Волшебные бабочки», «Праздничный салют», «Веселые ладошки», «Цыпленок», «Лебедь», «Кролик», «Улитка», «Зимнее дерево», «Солнышко»

Рисование свечой

Материал: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски. Гуашь для этого способа рисования не подходит, т.к. не обладает блеском. Можно использовать тушь.

Сначала дети рисуют свечой все, что желают изобразить на листе'(или согласно теме) На листе получается волшебный рисунок, он есть, и его нет. Затем на лист наносится акварель способом размыва. В зависимости от того, что вы рисуете, акварель может сочетаться с тушью. Аналогично этому выполняются работы в технике «Акварель и восковой мелок»

Зеркальное отображение

Развивает воображение, творчество.

Материал: гуашь всех цветов, кисточки, бумага.

Сначала сворачивают лист бумаги пополам. Затем разворачивают. Наносят различного размера гуашевые пятна (произвольно). Затем опять сворачивают, проводят рукой, дают краске смешаться — разворачивают и получают все что угодно, от мотыльков до елочек от щенков до разбойников. Этот вид рисования очень нравится детям всех возрастов.

По мятой бумаге

Технология рисования: эта техника интересна, тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной — это называется эффек-том мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто. Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно разглаживаем и начинаем рисовать.

Материал: мятая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки.

Тематика занятий: «Морское царство»

Тампонирование

Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли (его можно заменить кусочком поролона). Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберем краски — и легкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.

В младших группах — облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. И не беда, что цветными станут не только ваши герои, но и руки: они легко отмоются!

В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, веселых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали).

А старшие дошкольники могут на интегрированных занятиях (аппликация и рисование) сочетать эту технику с техникой «Трафарет». Сначала вырежем трафарет. Кто, какой хочет! Затем, прижав его пальцем к листу бумаги, обведем по контуру легкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет… Чудо! Четкий и ясный, он остался на бумаге! Все то же самое можно повторить другим цветом и в другом месте

Технология рисования: развести акварельную краску в блюдце. Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой будем дорисовывать детали рисунка.

Материал: мятая бумага или полиэтиленовый кулек, акварельные краски, кисти, блюдце, салфетки, лист бумаги.

Тематика занятий: «Весенняя листва», «Сады зацвели», «Осенняя листва», «Деревья зимой», «Сова — мудрая голова», «Веселые утята», «Снеговик», «Винни Пух и Пятачок»

Монотипия (получение изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, оттиск изображения)

Одним из наиболее интересных, красочных и изобретательных способов является монотипия. Для ее решения надо иметь фотобумагу или любую другую (чем качественнее бумага, тем качественнее изображение), акварельные краски, мыло, кисти или зубные щетки, воду, стеклянные или пластиковые пластины. Они могут быть любой формы и размера.

Техника монотипии требует от ребенка развитых изобразительных навыков, точности и аккуратности, необходимости последовательных действий. Сложность монотипии заключается в быстром создании рисунка. Поэтому рекомендуется:
— на начальном этапе обучения использовать прием сотворчества со взрослым;
— ребенок должен получить лист бумаги с готовой линией сгиба;
— обучение техники монотипии лучше организовать с подгруппой детей.

Методика работы: На стеклянную (пластиковую) основу при помощи краски, воды, мыла кистью или зубной щеткой наносится акварель. Лист бумаги накладывается сверху и делается оттиск пальцами, ладошкой или тампоном. На полученном изображении можно дорисовать нужные детали или оставить рисунок как есть. Высушенную работу оформить в рамочку.

Рисование мятой бумагой или полиэтиленовым кульком

Технология рисования: развести акварельную краску в блюдце. Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой будем дорисовывать детали рисунка.

Материал: мятая бумага или полиэтиленовый кулек, акварельные краски, кисти, блюдце, салфетки, лист бумаги.

По сырому

Рисунок тогда, получается, по сырому, когда в еще не засохший фон вкрапывается краска и разляпывается тампоном или широкой кистью.

Такой способ рисования помогает получить великолепные рассветы и закаты. Рисование животного, вернее его окраска, помогает достичь схожести с натурой. Объект получается как бы пушистый. Этот способ рисования очень часто применял в своих работах художник-иллюстратор Чарушин.

Этот способ рисования доступен детям 6 лет.

Для рисования в этой технике нам понадобятся влажная салфетка и емкость с водой. Намочим бумагу и разместим ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуем все, что душе угодно. Начинать осваивать эту технику можно уже в младшей группе. А детям других возрастов предложите:

СРЕДНЯЯ ГРУППА.

«И поплыли по небу облака». Проведи плавную линию — и она волшебным, образом превратится в… Например, пушистого зверька. А на что еще похожи наши облака?

«Аквариумные рыбки». Встретились две дуги… А получилась рыбка. Подрисуем глаз, рот, чешуйки. А теперь проведем вертикальные линии — в воде заколыхались, водоросли

«Зайцы на поляне». Провел линию, а увидел серенькую пушистую шубку непоседы.

СТАРШАЯ ГРУППА.

«Летний дождик». Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья мелькает чей-то зонтик. И я бы побежал под дождем, да так, чтобы брызги в разные стороны.

«Воробышки зимой». Холодно птахам, нахохлились они, распушили перышки. Ничего скоро весна!

«Когда меня обижают». Каким тогда мне кажется мир? Все расплывается от слёз, становится серым. Нарисуй так, чтобы мы погрустили вместе. И тогда станет не так одиноко.

«Мой добрый маленький друг». Я люблю его: Он все понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижиматься к его пушистой мордочке!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: