Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Конспект интегрированного открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль»

Подготовила и провела: Емельяненко Лариса Ивановна – воспитатель I квалификационной категории 21.01.2021г.

IMG 20210121 WA0097

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Систематизировать представление детей о соли и её свойствах Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Оборудование: тарелочки с солью, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, лёд, пустые баночки, использование ИКТ.

Ход занятия:

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! «;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» — говорит русский человек, приветствуя гостей.

IMG 20210121 WA0082 1 copyIMG 20210121 WA0075 1

Звучит музыка. Двое детей входят с хлебом – солью. Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.

Воспитатель: Ребятки, давайте сядем на стульчики.

Дети, ой, что утром было! Я же вам сказать забыла – Только в садик я зашла Ко мне Звёздочка пришла ( показывает картинку Звёздочки) и посылку принесла. Я решила, что открою её вместе с вами. Ну, что ж, давайте откроем и узнаем, что же там лежит! Ребята, здесь два письма. На одном написано «До», на другом «После». ( Читает «До»)

« Здравствуйте, дорогие детишки – глупышки!

Пишут вам подземные жители – Земных богатств хранители.

Вам шлём волшебное стекло, — догадайтесь, для чего?». (Воспитатель достаёт из посылки коробочку с увеличительными стёклами.)

Воспитатель: Спасибо, конечно, подземным жителям, их подарок нам очень поможет, но чуть позже, а пока, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землёй?

Как они называются?: ( Полезные ископаемые).

А какие полезные ископаемые вы знаете?: (глина, уголь, алмазы, золото, минеральная вода и т. д.)

Скажите, пожалуйста, как ещё можно назвать полезные ископаемые?: (Сокровищница земли, кладовая земли, хранилище Земли).

Воспитатель: Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю вам отгадать загадку:

Без неё, ребята, повар.

Просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль.

Вы, конечно догадались.

Ну, конечно – это… ( соль! )

Воспитатель: Правильно, это – соль! . И сегодня мы будем говорить именно про неё. Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. Соль бывает четырёх видов : каменная, морская, йодированная и поваренная. Происхождение слова соль, по мнению некоторых учёных, связано с солнцем: старинное славянское название солнца — Солонь. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши» К соли относились уважительно и бережно. Отсюда народная примета — соль рассыпал- к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы. Какие вы знаете?

  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
  • Без соли не естся, без соли и стол кривой
  • Без соли и хлеба , худа беседа
  • Без воли силы нет, без соли вкуса нет
  • Без соли, что без воли, жизни не проживёшь
  • Без соли, без хлеба, половина обеда
  • Без соли, без хлеба, за стол не садятся
  • Без денег торговать, как без соли хлебать
  • От воды родится, воды боится

Воспитатель: А вот послушайте, ребятки, сказку, которую я вам хочу рассказать, коротенькую, но очень поучительную. Сказка про соль. Есть старинная словацкая народная сказка — Соль и золото. Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: — Как вы, доченьки, любите меня? — Как золото, — ответила старшая дочь. — Как венок свой зеленый, — сказала средняя. — Как соль, — сказала младшая, Марушка. Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по дорогим ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь — щепотка соли.

Воспитатель: Ребята сегодня мы будем проводить эксперименты, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

Сегодня всем вам предстоит

Немножко стать учёными

В лабораторию пойдёте

И чудо – опыт проведёте

С одним сыпучим веществом

Сейчас узнаете о нём!

Воспитатель: Ребята, а вот с каким материалом мы будем экспериментировать, вы наверно уже догадались. Правильно это соль.

Сегодня мы будем проводить эксперименты с обыкновенной солью, которую мы каждый день употребляем в пищу. Вы узнаете какими свойствами она обладает, откуда соль приходит к нам на стол.

Воспитатель: Но прежде, как нам идти в лабораторию, сделаем физкультминутку

Физкультминутка

Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь!

IMG 20210121 WA0086 1

Воспитатель: Ребятки, вы не забывайте, что в лаборатории нужно вести себя красиво, осторожно, внимательно, и соблюдать правила:

1. Не трогать руками глаза

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

Воспитатель: И так дорогие юные учёные, одевайте халаты, шапочки и занимайте свои места.

Перед вами стоят баночки с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).

— Насыпьте немного соли на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая (сыпучая, рассыпчатая).

— Если мы с вами посмотрим на соль. Что мы можем сказать о её внешнем виде?, на что похожа соль? (соль похожа на порошок) Действительно, с виду соль похожа на порошок

— А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло, которые нам прислали подземные жители. Что вы видите? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что произошло? (хрустит как снег). Потому, что она состоит из кристаллов.

-Ребятки, перед вами стоят стаканчики с водой, Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).

-А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем (солёная). Молодцы

IMG 20210121 WA0050 1IMG 20210121 WA0048 1IMG 20210121 WA0043 1

-А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, растворяется в воде.).

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине: полоскать нос и горло солевым раствором, чтобы не болеть. Тёплый солевой компресс, если болит горло или ухо).

Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.

Воспитатель:

А этот опыт я вам покажу сама, мне понадобятся два больших стакана с водой и одно сырое яйцо. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) . Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).

Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

IMG 20210121 WA0052 1

Воспитатель: Что повышает соль? Ответ детей (плотность воды)

Кто был на море тот испытал это на себе.

Воспитатель: А ещё с помощью соли можно сделать красивые узоры. Но прежде мы превратим нашу лабораторию в художественную мастерскую, где вы будете создавать свои картины. (дети убирают стаканчики с водой, достают клей и голубой картон А3 )

Воспитатель: Но перед тем, как вы начнете создавать свои картины, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика « Мы капусту рубим-рубим»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем- трем,

Мы капусту солим- солим

Мы капусту жмем- жмем,

А теперь пробуем. Вкусная?

IMG 20210121 WA0064 1

Воспитатель: Прежде чем мы с вами начнем конструировать, вы отгадайте загадку

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка) ( дети рисуют снежинки).

Воспитатель: Берем голубой картон А3, на нем клеем начинаем рисовать снежинку, потом ложкой сыпем соль на лист картона, с помощью салфетки прижимаем соль и лишнюю соль ссыпаем на тарелку. Как красиво у вас получается!

Воспитатель: Ребята, вот вы придёте сегодня домой, и кто – нибудь из ваших родных: мама, бабушка, папа или дедушка спросят:

Чем вы сегодня занимались?

Про что вы сегодня говорили ?

Что узнали новогЧто именно вам запомнилось ?.Что вы им расскажете?

IMG 20210121 WA0037

Дети: Рассказы детей. ( Соль сыпучая, без запаха, на вкус соленая, растворяется в воде, полезна, так как содержит минеральное вещество – йод, с помощью соли можно создавать картины, тёплым солевым раствором можно полоскать горло, соль используется в консервировании и кулинарии и т. д. ) Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали в нашей лаборатории, какими хорошими учёными вы были.

Читайте также  Развивающие игрушки для детей 3 4 лет

И пришло время открыть и прочесть второе письмо. « После» .

Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Дети старшего дошкольного возраста находятся на такой стадии развития мышления, когда им не только интересен окружающий мир.

Статья:

Дети старшего дошкольного возраста находятся на такой стадии развития мышления, когда им не только интересен окружающий мир. Юных исследователей интересуют и причины происходящего в нём. Им уже мало узнать «почему», детям также любопытно узнать «как».

Экспериментирование в старшей группе

Система преподавания в ДОУ постоянно стремится к улучшениям. На сегодняшний день мало просто давать детям информацию, от воспитателей (согласно требованиям ФГОС) требуется создавать ситуации, которые будут побуждать дошкольников к активной познавательной деятельности, проводить самоанализ.

К сведению! Занятия с детьми, основанные на проведении опытов, способствуют перспективному развитию таких качеств малышей, как пытливость ума, любознательность, логику, знакомят их с процессами, происходящими в живой природе и их причинно-следственными связями.

Проведение экспериментов детьми помогает им развивать:

  • самостоятельность;
  • наблюдательность;
  • умения сотрудничать со сверстниками;
  • анализировать полученные результаты.

Поэтому основная задача воспитателя — поддерживать и развивать такой интерес воспитанников.

Формы и организация познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

В самой природе человека заложено любопытство, тяга к познанию нового. В детском возрасте это стремление проявляется наиболее сильно, и задача воспитателя — организовать этот процесс, сделать его управляемым, чтобы достичь наилучших результатов.

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности могут быть любыми, главное, чтобы они увлекали детей, пробуждали в них интерес и активность.

К сведению! Ребёнок наиболее эффективно воспринимает информацию, если она подаётся ему в игровой форме, поэтому наиболее естественная форма занятия — сюжетно-ролевая игра.

Во время прогулок с детьми весной или зимой можно организовать рассматривание конкретных объектов живой природы и наблюдение за природными явлениями. Либо отправиться на экскурсию в декабре-феврале, где наглядным пособием будет сам окружающий мир. При этом необходимо иметь в виду, что эффект от таких занятий будет только при чётко сформулированной теме занятия: наблюдение за конкретными природными явлениями (плесень на старом дереве), растениями (первые цветы в марте), животным миром (бабочки, жуки). Чем конкретней будет предмет исследования, тем лучший результат будет получен.

Впоследствии, после прогулок или экскурсии, нужно провести беседу, в течение которой обсудить с подопечными полученные данные, проанализировать их, соотнести с целью.

Дети 5-7 лет уже вполне подготовлены к практической деятельности, поэтому им можно предложить конструирование модели или проведение экспериментов. При такой организации занятия, дети вполне способны самостоятельно заниматься решением поставленной задачи, но при этом у них должна быть возможность обратиться к воспитателю за советом или поддержкой.

Проведение опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе можно организовать в:

  • Коллективной форме, когда дети сообща решают поставленную задачу.
  • Подгрупповой форме, в этом случае дети разделяются на группы и решают разные аспекты одной большой проблемы. По достижению определённых результатов, они обмениваются полученной информацией, анализируют её.
  • Индивидуальной форме, когда каждый дошкольник решает собственную конкретную задачу.

Важно! Воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, их характер, особенности, способности и ставить перед ними задачи, с которыми они могут справиться. Только в этом случае от занятий будет результат.

Ещё одной формой познавательно-исследовательской деятельности, которая наилучшим образом подходит для старшей группы ДОУ, является открытая эвристическая беседа. Речь и мышление дошкольника 5-7 лет уже довольно развиты для такого формата занятия.

В последнее время в детских садах набирает популярность такой вид познавательной деятельности, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В отличие от эвристической беседы, формат ТРИЗ предполагает применение мозгового штурма для поискового решения поставленной задачи. Такие занятия стимулируют развитие воображения у ребёнка, коммуникативных навыков, способности анализировать информацию и выделять причинно-следственные связи.

Занятия-эксперимент в старшей группе

Планируя занятие-эксперимент в дошкольной группе старшего возраста, воспитателю рекомендуется составить конспект, проект занятия, презентацию, определить тему и опыты, которые он собирается предложить провести детям во время занятия, определить и собрать необходимый набор инструментов и материалов.

Картотека опытов и экспериментов

Для упрощения планирования занятий-экспериментов, разработаны картотеки опытов, объединённых одной темой.

Детям наиболее интересны будут опыты с материалами, веществами или средами, с которыми они регулярно встречается в своей повседневной жизни:

  • вода;
  • воздух;
  • песок;
  • глина.

После того как дошкольники ознакомятся с экспериментами на занятиях, они смогут их самостоятельно повторить.

Эксперименты с воздухом

Картотека опытов с воздухом знакомит детей с его свойствами, ролью в жизни человека, способами его обнаружения:

  • Опыт № 1. Как обнаружить воздух? Взять прозрачный полиэтиленовый пакет, смять его, показать, что он пустой. Наполнить его воздухом и закрыть отверстие. После этого опять попробовать его смять. Пакет не мнётся. Выводы: воздух принимает форму предмета, в котором он находится. Воздух — «невидимка», так как даже через пакет, наполненный воздухом, можно видеть другие предметы.
  • Опыт № 2. Воздух занимает место. Внутри пустого стакана ко дну прикрепить кусочек бумаги. Перевернуть стакан, и строго перпендикулярно опустить его в воду. После этого достать стакан и проверить бумагу. Она сухая. Выводы: воздух не позволил воде смочить бумагу, следовательно, он занимает место.
  • Опыт № 3. Воздух необходим для жизни. Попросить детей вдохнуть полной грудью, затем выдохнуть. После этого попросить малышей задержать дыхание насколько смогут. Выводы: человек не может не дышать долгое время, значит без воздуха он не сможет жить.

Эксперименты с водой

Картотека опытов с водой, которые знакомят детей с её свойствами, состояниями:

  • Опыт № 1. Окрашивание воды. Взять несколько стаканов с тёплой и холодной водой. Положить на дно каждого маленький предмет. Его можно увидеть через стенки стакана. Потом в каждый добавить разное количество краски разных цветов (один стакан — один цвет краски) и помешать воду. Вода в емкости окрасилась в цвет краски. Выводы: вода прозрачная, ей можно придать любой цвет, в тёплой жидкости краска растворяется быстрее, чем больше краски, тем насыщенней цвет воды.

Эксперименты с водой пойдут на пользу

  • Опыт № 2. Испарение воды. Набрать в металлическую ёмкость воду. Поставить на горелку с сухим спиртом и поджечь его. Наблюдать, что происходит с водой, пока она полностью не выкипит. Над закипающей жидкостью на держателе закрепить холодную крышку от ёмкости с таким расчётом, чтобы на ней конденсировался пар. Выводы: вода при нагревании испаряется, на холодных предметах оседает (конденсируется). Внимание: данный опыт проводить только под надзором воспитателя.
  • Опыт № 3. Таяние льда. На три тарелки положить по куску льда. В одну емкость подлить тёплую воду, в другую — холодную, в третью ничего не доливать. Наблюдать, что происходить с кусочками льда и фиксировать время их таяния. Выводы: лёд — это замёрзшая вода, в тёплой жидкости лёд тает быстрее, в холодной быстрее, чем на воздухе.

Опыты с магнитом

Картотека опытов с магнитом, которые знакомят детей с его свойствами, понятием магнетизма:

  • Опыт № 1. Что может притянуть магнит? Разложить на столе вещи из разных материалов, хорошо знакомых детям: карандаш, лист бумаги, стальную скрепку, пластмассовый деталь конструктора, металлический, но не железный предмет, и т. д. К каждой вещи поднести магнит и наблюдать, что происходит. Выводы: магнит притягивает только стальные (железные) предметы.
  • Опыт № 2. Воздействие магнита через препятствие. С одной стороны бумажного листа положить стальную скрепку, с другой — приложить магнит. Наблюдать, что происходит со скрепкой. Взять толстую и тонкую разделочную доски вместо листа бумаги и наблюдать за поведением скрепки. Затем взять пластиковый и стеклянный стаканы с водой, и поочередно бросить в них скрепку и, воздействуя магнитом снаружи, достать скрепку из стакана. Выводы: магнит притягивает предметы через препятствия и, чем толще препятствие, тем слабее воздействие магнита.
  • Опыт № 3. Намагничивание стальных предметов. Держа магнит на весу, примагнитить к нему скрепку, а уже к ней — другую. Каждый ребёнок по очереди прикрепляет свою скрепку к получившейся цепочке. Выводы: железные предметы под воздействием магнита временно приобретают его свойства.

Опыты с песком

Картотека опытов с песком, которые знакомят детей с его свойствами:

  • Опыт № 1. Из чего состоит песок? Рассыпать на листе бумаги горсть сухого песка, отделить от неё малую часть, разделить её на составляющие. Внимательно, через увеличительное стекло, рассмотреть составляющие песка. Выводы: Песок состоит из отдельных маленьких частиц-песчинок.
  • Опыт № 2. Сыпучесть песка. Взять горсть сухого песка и высыпать тонкой струйкой на лист бумаги. Наблюдать образовавшуюся кучку. Затем таким же образом каждый ребёнок насыпает песок сверху на эту кучку. Наблюдать, что происходит с песчаной кучкой. Выводы: песок образовал конусовидную горку, чем больше насыпать, тем выше конус, и шире его основание.
  • Опыт № 3. Свойства мокрого песка. В ёмкость с сухим песком вылить стакан воды. Наблюдать, что произошло с водой. Взять намокший песок и лепить из него разные фигуры, по желанию детей. Оставить их до полного высыхания. Наблюдать, что произошло с фигурами. Выводы: мокрый песок может принять любую форму, вода «склеивает» отдельные песчинки, после высыхания фигура снова распадается на отдельные песчинки.

Игры-эксперименты

Эксперименты можно проводить, как часть игры, представляя, что малыши сами являются частью эксперимента, или, на примере проводимого эксперимента, представить определённые взаимодействия в живой природе.

Например, опыт с двумя лампочками и батарейкой. На этом поставленном опыте объяснить необходимость отдыха для человека. Одна лампочка постоянно подключена к батарейке, другую периодически отключают от напряжения. Ребёнку предложить представить, что лампочка, это организм человека, провода — мышцы. Первая лампочка со временем перегорает, вторая продолжает работать. Выводы: человеку надо периодически отдыхать, чтобы не перегореть, как первая лампочка.

Читайте также  Развитие моторики рук у детей

ККонспект НОД в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность» (экспериментирование с водой и воздухом)

— Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ)

— Развитие органов слуха, зрения, обоняния.

— Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

— Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.

— Активизировать речь и обогащать словарь детей.

— Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

— Учить делать выводы в процессе эксперимента.

— Воспитывать дружеские взаимоотношения.

— Формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

— Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов с воздухом и водой.

— Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

— Обогащение музыкальных впечатлений.

Предварительная работа:

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование:

— Воздушные шары(с гелием);

-ёмкость с холодной и горячей водой;

— стакан с молоком;

— ёмкости разной формы;

— картинка с изображением воздушного шара с корзиной;

Ход занятия:

Организационный момент: «Приветствие»

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки в перед)

1,2,3,4,5(загибаем пальцы рук)

Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)

Будем дружно мы играть.

В путешествие мы хотим опять (идут по кругу)

Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? (нет)

Воспитатель вносит большой гелиевый шар , а дети и педагог встают вокруг него.

Нам в пути нужен важный помощник.

О нем говорится в загадке:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг.

Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.

А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. (упражнение «Глубокий вдох и выдох через 5-7 секунд» )

А почему мы не видим воздух? (ответы детей). Воздух невидим, так как он прозрачен.

А хотите увидеть воздух? (да)

Для этого нам необходимо пройти в нашу лабораторию.(дети садятся на стульчики)

Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

1. Не толкай соседа во время работы.

2. Сначала посмотри, потом повтори.

3. С горячей водой будь осторожен.

( на доску вывешиваются соответствующие картинки)

Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.

Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.

Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?

Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

Воспитатель открывает изображение воздушного шара.

Воспитатель: Скажите, зачем под шаром расположена горелка? (ответы детей). Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.

Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.

Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течении 1 мин. в горячей воде. — Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете почему он надулся? (предположения детей)

Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.

Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.

— Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)

Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика — он сдувается.

Воспитатель: Зачем же нужна горелка? (ответы детей). При нагревании воздух расширяется и заполняет шарик. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается — шар сдувается.

Воспитатель: Нам пора дальше отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели. (Дети встают вокруг шара.Воспитатель достаёт глобус.) Дети, что это у меня в руках? (глобус).Правильно, так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода) Послушайте стихотворение о воде.(его нам прочтёт Вика М.)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят.)

Кто то к нам идёт на встречу! (включается запись песни «Я водяной, я водяной…», входит Водяной)

Водяной: Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: куда потом исчезает эта вода? И еще, зимой, я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды — лёд. Откуда он взялся?

Воспитатель: Уважаемый Водяной, мы с ребятами попробуем ответить на ваши вопросы. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением.

Пройдёмте в лабораторию.

Воспитатель: Водяной, мы покажем, какими свойствами обладает вода. Дети обратите внимание: на столе в контейнере лежит лёд. Мы позже к нему вернёмся.

А сейчас, мы узнаем о свойствах воды .

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?

Вывод: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Для следующего эксперимента нам понадобится стакан с водой, стакан с молоком и картинки. Поставить на картинку стакан с водой и рассмотреть , что нарисовано на картинке. Затем проделать тоже самое со стаканом молока

Воспитатель: Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко — нет.) Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?

Вывод: Вода прозрачная.

Воспитатель: Сейчас нам понадобятся стакан с водой, соль и ложка.Нужно положить в стакан ложку соли и размешать.

Воспитатель: что произошло с солью? (соль растворилась)

Мы делаем следующий вывод.

Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

Разлить воду по разным сосудам.

Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)

Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть

Капля раз, капля два.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к столу, на котором был лёд. Что вы видите? Почему это произошло? (ответы детей)

Водяной: Жаль, что лёд растаял, я так люблю его есть.

Воспитатель: Что ты! Сосульки и лёд нельзя есть! Почему, дети нельзя есть лёд? (ответы детей). Давайте докажем, что лед грязный. (профильтруем)

Воспитатель: Нам понадобится сосуд, воронка и фильтр.

Нальём талую воду из тарелки в воронку с фильтром.

Воспитатель: (показывает фильтр) Чистый или грязный лёд?(грязный) Почему?(фильтр стал грязным) Водяной, можно есть лёд или нет?

Водяной: Что вы! Я больше никогда не буду есть лёд и снег.

Воспитатель: Давайте повторим свойства воды.

Водяной: Спасибо вам. Я запомню свойства воды и никогда их не забуду. Вот вам шарики на память об этом путешествии. До свидания.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места. Закрываем глаза. Раз, два, три, четыре, пять и мы с вами в саду опять! Прилетели.

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле — вода!

Экономь её и береги.

Мы ведь на планете не одни!

Список литературы:

1. Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. 2009г.

2. Куликовская И. Э. «Детское экспериментирование» 2005 г.

3. Равиза Ф. В. «Простые опыты» 1997 г.

4. Смирнов Ю. И. «Воздух» 1998 г.

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей всреднего и старшего дошкольного возраста» 2009 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Конспект НОД для по экспериментированию. Старшая группа

Мальвина: Скрепки. Но боюсь у вас не получится! Он рассыпал целую пачку, это очень много, а детишек так мало! И вдруг вы не заметите какую -нибудь скрепку и она останется лежать на полу, а это очень опасно.
Воспитатель: Не волнуйся Мальвина, мы с ребятами знаем один способ, который поможет нам быстро справится с работой и собрать все скрепочки до единой.
Ребята, из какого материала сделаны скрепки?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Правильно, а теперь отгадайте загадку:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Дети: Магнит.
Воспитатель: Я специально загадала вам эту загадку. Мы знаем, что магнит притягивает металлические вещи. И с его помощью мы быстро все соберём. Стоит нам только провести магнитом сверху по всей поверхности, то все металлические вещи сами притянутся к нему.

Читайте также  Развивающие игрушки для 5 месячного ребенка

Опыт№1 «Металлические предметы можно легко собрать с помощью магнита»
Вызвать несколько детей для выполнения (дети собирают магнитом скрепки с пола)

Воспитатель: Ребята, а все ли вещи притягиваются к магниту?
Дети: Нет. Только металлические.
Воспитатель: Значит, чтобы проверить сделан предмет из металла или нет мы можем тоже с помощью магнита.

Опыт № 2 «Все ли притягивает?»
(несколько металлических предметов, пластмассовые пуговицы, карандаши и лоскуты ткани)
Воспитатель спрашивает, какие предметы дети видят на столе.
Дети подносят магнит поочередно к каждому предмету.
В ходе эксперимента дети определяют, что магнит притягивает только железные предметы, а остальные нет.
Уточнить с детьми из чего сделаны предметы, находящиеся на столе.

Воспитатель: Послушайте ребята я расскажу вам почему магнит так назвали.
По старинной легенде в давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Воспитатель: Послушайте ребята, если мы накроем магнит сверху бумажным листом будет ли он теперь притягивать металлические предметы, или его магнитная сила исчезнет?
Ответы детей.

Воспитатель предлагает провести опыт №3 «Действует ли магнит через бумагу?»
К листу бумаги, поднятому над столом, снизу прикладывается магнит. На листе бумаги находится металлическая скрепка. Она притягивается магнитом и перемещается вслед за ним по листу бумаги.
Дети делают вывод: магнит притягивает железные предметы через бумагу.
Воспитатель: А как вы думаете, если накрыть магнит тканью будет ли тогда он притягивать предметы?

Опыт №4 «Действует ли магнит через ткань?»
На столе под салфеткой находится металлическая скрепка. К середине салфетки дети подносят магнит. Салфетка поднимается вслед за магнитом. Развернув салфетку, дети видят, что в ней находится металлическая скрепка.
Дети делают следующий вывод: магнит притягивает металлические предметы через ткань.
Воспитатель: Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы: железо, сталь, никель. Другие металлы: (алюминий) магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
Воспитатель: Ребята ну вот мы и помогли нашей гостье Мальвине, а заодно узнали очень много интересного. Что бы Мальвина не грустила давайте подарим ей воздушный шарик (показывает спущенный воздушный шар)
Ой, ребята, у нас только такой шарик и боюсь он не понравится Мальвине. Как вы думаете почему шарик такой? Что надо сделать, чтобы он стал круглым и красивым?
Дети: В нем нет воздуха. Нужно его надуть.
Дети надувают шарики.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в шарике, когда вы его надули, и что помогает ему принимать круглую форму.
«Через нос проходит в грудь
и обратный держит путь.
он невидимый, но все же+
без него мы жить не можем».
Дети: Воздух.
Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Одно из свойств воздуха, то что он невидим (вывешивает на доску картинку с изображением этого свойства)
Воспитатель: Невидимый! Может, его и нет вовсе? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 5. № «Поймаем воздух»

Воспитатель: Ребята возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воспитатель: пакет наполнился воздухом. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. Значит, воздух есть вокруг нас. А имеет ли форму воздух? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
Как узнать, что воздух существует?
Дети делают вывод: его надо поймать и поместить в оболочку.
Воспитатель выполняет тот же опыт, только с большим пакетом.
Дети делают вывод, что воздух не имеет объема и формы.Воспитатель вывешивает картинку с изображением «воздух не имеет формы»

Ответы детей.

Рассказ воспитателя.
Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.
Воспитатель благодарит Мальвину. Дети прощаются с ней и дарят ей шарики.

Тема: "Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства — экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка, так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Актуальность

Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Тысячи почему. Почему Осенью опадают листья? Почему появляется радуга? Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений.

Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.

Поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Участники проекта: Возраст детей, участвующих в реализации данного проекта 5-6 лет. Это определяется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними.

Роль педагога – удовлетворить детское любопытство иСоздать благоприятные условия для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

Образовательные стандарты

Данный проект ориентирован на ФГОС ДО, при реализации проекта учтены следующие образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие» и предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Цель проекта:

Создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации.

Задачи экспериментальной деятельности:

1.Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними;

2.Обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата;

3.Развитие речевых способностей;

4.Развитие логического типа мышления; обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп);

5.Формирование навыка коллективной деятельности.

Срок реализации: долгосрочный — 1 год.

Вид проекта: творческий.

Тип проекта: познавательный.

Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), воспитатели, родители (законные представители) детей старшей группы.

Ресурсы:

Материально-технические: ноутбук; магнитофон; аудио и фотоматериалы; библиотечный фонд; картотека опытов.

Кадровые: старший воспитатель; воспитатели.

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г.; дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
  • Федерации от 17октября 2013 г. № 1155);
  • Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.).

Предполагаемые результаты:

В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:

Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;

Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;

Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

Продукт проекта:пополнение предметно-развивающей среды.

Формы сотрудничества с родителями:

-Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека-практикум «Поэкспериментируем!»)

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

-Подгрупповые тематические консультации:

«Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Организация домашней лаборатории»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ

Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в старшей группе:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: