Как называется процесс ускоренного развития детей

Ускоренное психическое развитие

Синоним – акселерация (лат. acceleratio – ускорение). Ускоренным считается физическое, психическое и/или сексуальное развитие, опережающее норму в среднем на 1–2 года. Общая акселерация касается всех аспектов психологического развития, парциальная акселерация – каких-то отдельных его сторон.

При гармоничной акселерации, встречающейся достаточно редко, сознание, самоосознавание, личностные, психологические функции и соматическая сфера развиваются приблизительно одинаково ускоренным темпом.

Дисгармоническая акселерация, намного более частая, представлена рядом вариантов, некоторые из них хорошо известны. Так, ускоренное психическое созревание может сочетаться с замедленным физическим развитием. Ускоренное психическое и физическое развитие может сопровождаться выраженными соматовегетативными дисфункциями в виде врожденной нервности (в раннем детстве), а позднее – эндокринными нарушениями. Неравномерность развития может обнаруживаться в самой психической сфере, когда одни психологические функции созревают быстрее обычного (например, речь), а другие задерживаются в своем развитии (например, моторика, психомоторика, социальные навыки). Иногда соматическая акселерация опережает психическую или ускоренное психическое развитие сочетается с психическим инфантилизмом.

Акселерация стала известной лишь в XIX веке, хотя отдельные ее случаи, несомненно, наблюдались всегда и повсеместно. Природа ее остается неустановленной. Предполагается, что она может быть связана с урбанизацией, смешанными межэтническими браками, улучшением питания, психическим расстройством, влиянием радиации, гаметическими мутациями, излишне интеллектуализированным воспитанием одновременно с изоляцией от детского коллектива. Психическая акселерация может развиваться и как гиперкомпенсаторный феномен у детей, вынужденных вести малоподвижный образ жизни, например при ДЦП, клапанных пороках сердца.

Распространенность акселерации и динамика ее показателей остаются неизвестными.

Акселерация в раннем детстве имеет некоторые особенности. Ускорение психического развития годовалого ребенка хотя бы на 0,5–1 год часто делает ребенка трудным для воспитания, хрупким, сверхчувствительным к стрессовым ситуациям. Психическая акселерация не всегда является показателем высоких интеллектуальных и креативных способностей. Дети могут рано начать говорить, правильно пользоваться местоимениями, задавать вопросы, обнаруживать отдельные аспекты пространственного гнозиса, фантазировать, но их интеллектуальная деятельность остается при этом на среднем уровне, например из-за однообразия содержания умственной деятельности или неспособности использовать для самостоятельной переработки реальный опыт.

Акселерация у ребенка может быть самостоятельным клиническим феноменом и наблюдаться, в частности, на доманифестном этапе течения шизофрении. Нередко она находится в рамках определенных психопатологических синдромов, например синдрома патологического фантазирования, синдрома гиперактивности и др. При психоэндокринном синдроме встречаются «маленькие старички», склонные поучать, читать нотации, предаваться воспоминаниям.

Прогноз при акселерации чаще, по-видимому, благоприятный. В том плане, что с возрастом проявления акселерации сглаживаются. В некоторых случаях после периода ускоренного психического развития, длящегося от 1 до 20 лет и более, наступает манифестная стадия психического заболевания (чаще, вероятно, шизофрении). В других случаях, частота которых остается неизвестной, вундеркинды или дети-индиго становятся выдающимися деятелями науки и искусства, всегда в чем-то своеобразными, но в психиатрическом плане вполне адекватными и адаптированными в своей среде людьми.

При психической акселерации иногда встречаются случаи с необычайно ранним развитием психологических функций, таких как сознание, самосознание, мышление, интеллект, творческие способности, и исключительной интеллектуальной продуктивностью. Например, девочка 2,5 лет, из неблагополучной семьи, родители лишены родительских прав, находится на воспитании в детдоме. Она прекрасно говорит и понимает обращенную к ней речь, самостоятельно читает, пересказывает прочитанное, очень любознательна, задает много вопросов, причем достаточно сложных. В детдоме быстро освоила компьютер, пользуется интернетом.

Поразительный случай психической акселерации у мальчика приводит М. Критчли (1974): «В 4 месяца ребенок начал произносить отдельные слова, а в 6 месяцев неожиданно, но адекватно сказал матери «поставь другую пластинку» (put on another record). В 12-месячном возрасте он прочитал букварь. В 22 месяца играл по слуху вторую Венгерскую рапсодию Листа. Когда ему было 6 лет, он поступил в 6-й класс школы. Два года спустя закончил свою первую симфонию. Отличившись по математике и химии, в возрасте 10 лет поступил в университет, а когда ему было 14 лет, окончил учебу и получил диплом».

Вопросы терапии, реабилитации и профилактики применительно к акселерации разработаны недостаточно.

Как называется процесс ускоренного развития детей

Аннотация: Современный ребенок испытывает на себе стремление родителей ускорить его развитие.

Статья:

Современный ребенок испытывает на себе стремление родителей ускорить его развитие. Любящие мамы и папы всерьёз озабочены тем, чтобы те или иные способности появились у их детей как можно раньше. Многие начинают обучать малышей чтению, письму, иностранному языку, математике с полутора-двух лет, полагая, что именно эти возможности свидетельствуют об успешном развитии ребёнка.

В немалой степени этому способствует состояние современного рынка образовательных услуг и детского досуга. Существует множество пособий и литературы, различные центры раннего развития, школы для малышей, специализированные детские клубы, прогимназии и т.д. В интернете, со страниц журналов и книг раздаются призывы к родителям как можно раньше начать развивать интеллект своего малыша.

Нужно ли придерживаться методик раннего развития

Авторы различных методик ссылаются на ускоряющийся темп жизни в современном обществе, усиливающуюся конкуренцию, сложные школьные программы и предлагают родителям не терять времени даром.

На первый взгляд это кажется логичным: чем раньше начнешь, тем больше успеешь узнать и запомнить. При этом маленькие дети весьма восприимчивы, они легко обучаются всему новому, у них много свободного времени.
На самом деле такая логика не столь однозначна. Психологические исследования убеждают нас в том, что если у ребенка рано проявились способности к освоению разных навыков, это ещё не гарантирует успехов в будущем школьном обучении, тем более в профессиональном становлении.

Ещё в первой половине прошлого века ученые обозначили чёткую грань между знаниями и умениями ребенка, то есть между навыками, которым стремятся обучить его взрослые, и способностью к самостоятельному анализу, поиску решения в новой для него ситуации. Именно эта способность познавать, открывать новое характеризует интеллект человека, а её развитие обеспечивает возможность не просто знать и уметь, но мыслить и понимать.

К сожалению, часто случается так, что в стремлении ускорить развитие ребенка родители делают основной акцент именно на становлении его учебных умений, оставляя в стороне собственно интеллектуальное развитие. Создается впечатление, что развитие ребёнка понимается только как расширение кругозора и эрудиции, освоение навыков чтения, счёта, письма и напрямую сводится к обучению и накоплению знаний. Как гордится родитель ребёнком, говоря: «А мой в 3 года уже «Анну Каренину» читает»! Конечно, это звучит очень здорово, но поймёт ли малыш хоть что-нибудь из прочитанного?

Обращаясь к родителям, очень хочется развенчать популярную сейчас тактику «работы на опережение», умерить их усилия, направленные на то, чтобы научить ребенка всему на свете как можно раньше. Такое стремление часто просто не даёт никакой пользы, а иногда приносит ощутимый вред развитию ребёнка.

Давайте попробуем разобраться в некоторых последствиях усилий, направленных на ускорение развития детей.
Хорошо известно, что каждое представление об окружающем мире обретает смысл только тогда, когда соотносится с другими, связывается с ними логически, составляя целостную непротиворечивую систему (картину мира). Для этого нужна кропотливая работа, а ребёнок, который ещё не обладает приёмами логического анализа, к ней пока (до старшего дошкольного возраста) не способен. В связи с этим избыточное количество информации об окружающем мире не успевает им анализироваться и хаотически накапливается в его памяти. Такая информация не может использоваться целенаправленно, что делает её бесполезной.

С учётом сказанного, усилия взрослых должны быть направлены не на расширение кругозора малыша, а на развитие его способности сравнивать, выделять общее и различное, открывать связь одних явлений с другими.
А вот ещё один довод против чрезмерного стремления родителей форсировать развитие ребенка: достижения дошкольников в освоении целого ряда учебных знаний и умений (чтение, знание цифр, словарный запас в иностранном языке и т.д.) очень быстро утрачиваются, забываются и не дают никаких преимуществ в освоении школьной программы. Почему? Всё просто – этим знаниям нет места в повседневной жизни малыша, он не может ими воспользоваться, ему негде их применить. Для дошкольника это — чуждые, формальные умения, которые нужны не ему самому, а окружающим его взрослым, которые он этим взрослым и демонстрирует — охотно или (бывает и так) по принуждению.

Читайте также  Как развивать ребенка в 7 месяцев комаровский

Негативные последствия раннего развития ребенка

Теперь, наконец, поговорим о негативных последствиях стремления форсировать раннее развитие ребенка. Анализ поведения и эмоционального состояния дошкольников, прошедших «школу раннего развития», позволяет говорить о более выраженной у них, по сравнению с другими детьми, тревожности, напряжённости. Для них характерны такие переживания, как неудовлетворенность собой, боязнь собственного неуспеха.

Повышенные требования к ребенку могут сказаться на формировании его самооценки. Малыш растет в ситуации, когда близкие взрослые ждут от него успешности в выполнении учебных заданий.
У него появляется ощущение, что именно за эти успехи его любят родители — ведь его достижения вызывают у них радость, в то время как неуспех приводит к их раздражению и неудовлетворенности.

Так, у ребенка появляется стремление постоянно подтверждать свою компетентность, чтобы, как ему кажется, завоевать родительскую любовь. Именно так создаются предпосылки для появления позже тревожности у школьника.
Кроме того, опасность оказаться несостоятельным и потерять родительскую любовь может привести к нежеланию ребёнка учиться.

Сейчас всё чаще приходится говорить о чрезвычайно важном отрицательном последствии трансформации дошкольного детства — потере мотивации к учёбе. Не так часто можно встретить сегодня дошкольника, мечтающего скорее пойти в школу, стать учеником.

Уходят в прошлое времена, когда знакомство со школой становилось праздником для ребёнка, и, чтобы вернуть привлекательность для него учёбы, необходимо вспомнить, что дошкольный период – это время игры.
Психологи справедливо считают, что дошкольное детство — чрезвычайно важное время, во многом определяющее всё последующее развитие личности.

В этом возрасте начинают формироваться отношение человека к самому себе, к другим людям, его характер, потребности и интересы. Но эти качества и особенности не могут быть сформированы и развиты во время обучения чтению и письму. Они формируются в свободной деятельности ребёнка, когда он может действовать самостоятельно, проявлять инициативу, выражать собственные желания и переживания.

Игры для раннего развития ребенка

Творя, создавая, придумывая, малыши преобразуют не только окружающий мир, но и самих себя.
И деятельностью, в которой дошкольник может реализовать свои потребности, в которой он истинно развивается, является игра.

Казалось бы, сколько уже сказано о важности детской игры, но сегодня эта тема вновь актуальна. К сожалению, современные родители все чаще свой выбор делают в пользу развивающих занятий, а игру ребенка рассматривают лишь как развлечение или, что ещё печальнее, начинают использовать её только как поощрение за послушание, хорошее поведение, достигнутые успехи. А между тем игра — уникальное средство воспитания и развития дошкольника, но её недостаток может пагубно отразиться на общем психическом и личностном развитии ребенка, способности к общению. Лишение ребёнка возможности играть как, когда и где он хочет наносит непоправимый вред его развитию.

При большой загруженности малыша «развивающими занятиями», постоянной спешке и разнообразии этих занятий у ребёнка действительно не остается времени и сил на игру. Но это не единственная проблема: даже самого одарённого дошкольника необходимо учить играть. При этом самих развивающих игр и игрушек совершенно недостаточно — нужен тот, кто научит играть. Без участия старшего (родителя, воспитателя, братьев и сестёр, других детей старшего возраста) любая игра будет примитивной и неинтересной. И только после того, как ребёнок научится играть, он получит настоящее удовольствие и будет сам стремиться играть все больше, и тогда игра приобретет поистине неиссякаемый потенциал для развития.

Чем же так уникальна игра для дошкольника? В сюжетно-ролевой игре ребёнок без последствий может делать то, чего пока не умеет в реальной жизни: подчиняться правилам, следовать инструкциям, узнавать желания и чувства партнера по игре и пытаться изменить в соответствии с этим своё поведение (а иначе с ним никто не будет играть), много фантазировать, проявлять инициативу. Но магия игры в том, что в этом процессе ребёнок получает колоссальное удовольствие. Ему нравится то, что он делает, ведь это происходит добровольно. Поэтому игру в дошкольном возрасте не может заменить никакая другая деятельность.

Форсирование раннего развития

Чтению, письму и иностранному языку ребенок точно может научиться и позже, но если в дошкольном возрасте он не научится контролировать своё поведение, подчинять сиюминутные желания другим, более важным, понимать свои собственные и чужие эмоции, чувствовать прекрасное, общаться с другими детьми, восполнить это в дальнейшем будет очень трудно, почти невозможно.

Итак, самым главным, если говорить о форсировании развития дошкольника, представляется не то, что дети приобретают при преждевременном обучении, а то, что они теряют при этом необыкновенно важные возможности, которые открывает перед ними детство. Стараясь всесторонне развить малыша, родители не должны забывать, что прежде всего он — ребёнок.

Занимайтесь с собственными детьми, открывайте им мир, рассказывайте, «что такое хорошо и что такое плохо», поощряйте их любознательность и инициативу, играйте с ними, дурачьтесь и радуйтесь вместе, смотрите на звёзды, ловите бабочек. Только не пытайтесь через силу заниматься тем, что не интересно ни Вам, ни ребенку, хотя и кажется весьма важным, — это не принесет пользы.

Позвольте ребенку насладиться детством, а ещё лучше — наслаждайтесь вместе с ним. Это время и так быстро проходит, может быть, не стоит его еще и ускорять?
Жизнь непредсказуема, и никто с уверенностью не сможет сказать, какие знания будут важны через 15-20 лет. Однако то, что самостоятельный, уверенный в себе, инициативный, ответственный человек, не боящийся общаться с другими людьми, будет иметь больше шансов стать счастливым и успешным, — это совершенно точно. И никто не спросит, когда он научился читать.

Акселерация у детей

Акселерация у детей

Акселерация у детей — это ускорение темпов физического и полового развития по сравнению с предыдущими поколениями. Среди основных причин называют улучшение качества жизни, масштабную урбанизацию, воздействие климатических и наследственных факторов. Акселерация проявляется увеличением роста, веса и других антропометрических данных, более ранним формированием вторичных половых признаков. Для диагностики достаточно физикального осмотра ребенка, сравнения его показателей с центильными таблицами и половой формулой. Лечение проводится, если акселерация вызвала функциональные или органические патологии.

МКБ-10

Акселерация у детей

Общие сведения

Термин «акселерация» был впервые предложен немецким физиологом Э. Кохом в 1935 году, хотя процесс изменения сроков и скорости развития детей и подростков наблюдается еще со средины 19-го века. Именно тогда начали проводить масштабные измерения антропометрических показателей, которые затем сравнивали для разных поколений. Изначально акселерация считалась абсолютно положительным явлением, однако сейчас врачи отмечают множество ее негативных аспектов и предупреждают о повышенном риске заболеваемости определенными патологиями.

Акселерация у детей

Причины акселерации

Ученые пока не пришли к единой теории, объясняющей происхождение процесса акселерации. Ее механизмы формирования сложны, и, вероятно, зависят от комбинации наследственных, социально-экономических и климатических факторов. Установлено, что этот процесс сильнее выражен у мальчиков, детей брахиморфного типа телосложения. Наибольшее признание в научных кругах получили следующие этиологические факторы:

  • Улучшение условий жизни. Большинство исследователей связывают акселерацию с изменением питания, повышением потребления мяса, других белковых продуктов. Немаловажную роль играет повышение качества медицинского обслуживания, способствующее резкому снижению младенческой смертности и увеличению длительности жизни населения.
  • Климатические особенности. Ускоренное развитие ребенка провоцируется изменениями геомагнитной активности и интенсивности солнечной радиации. Ряд ученых объясняет периодические скачки роста циклическими изменениями в природе.
  • Урбанизация. В городских условиях появилось больше раздражителей (электрический свет, радио, телевидение), которые стимулируют нервную систему и способствуют ускорению всех физиологических процессов. Процесс акселерации иногда связывают с негативными урбанистическими явлениями — шумом, высоким темпом жизни.
  • Генетические факторы. С развитием общества усилилась миграция населения, и расширился круг брачных связей, на фоне чего закономерно повысилось разнообразие генома. В сочетании с улучшением условий жизни, которое способствовало полной реализации генетического потенциала, это вызвало акселерацию.
Читайте также  Развивающая программа детей дошкольного возраста

Акселерация протекает неравномерно в разных странах мира. Раньше всего она проявилась в Западной Европе (середина XIX века), а к концу столетия распространилась по Южной и Центральной Европе. В СССР развитие детей заметно ускорилось с 30-х гг. ХХ века. Позже всего процесс начался в Китае и Японии — в середине ХХ века. В европейских странах, где акселерация началась рано, сейчас происходит обратный процесс — деселерация (ретардация).

Симптомы акселерации у детей

Признаки акселерации проявляются с периода новорожденности. За последние 150 лет вес младенцев после рождения увеличился в среднем на 300 г, а рост — на 0,5-1 см. Пропорционально увеличилась и масса материнской плаценты, чтобы обеспечивать потребности крупного плода. Удвоение веса у грудничков теперь происходит в 4 месяца, а не в полугодовалом возрасте, а масса тела ребенка в 1 год на 2 кг больше, чем в конце 19 века.

Отмечается заметное увеличение роста у дошкольников — на 10-12 см, у школьников — на 10-15 см. Параллельно с этим ускорились темпы полового созревания подростков. Вторичные половые признаки у современных детей начинают формироваться уже в 12-14 лет, а средний возраст менархе у девочек составляет 12-13,5 лет, тогда как 100-150 лет назад половое созревание начиналось в периоде 15-17 лет.

Быстрые темпы роста вызывают изменения в телосложении ребенка. Наблюдается большая относительная длина рук и ног вследствие их опережающего роста, у мальчиков по той же причине больше выражена широкоплечесть. У обоих полов выявляется повышенное отложение жировой клетчатки, что объясняет частые проблемы с весом в детском возрасте. При этом фаза роста заканчивается намного раньше (в 17-19 лет), хотя в начале XX века люди росли в среднем до 21 года.

Осложнения

Проявления акселерации негативно влияют на подростковый период, усугубляя существующие в это время физические и психологические особенности. Участились признаки вегетативно-эндокринных изменений: нарушения сердцебиения и давления, расстройства сна, жалобы на непереносимость духоты и общее астеническое состояние. У детей и особенно подростков стали чаще диагностироваться артериальная гипертензия, патологии ЖКТ, аллергические болезни.

У акселерированных детей, как правило, возникают психоэмоциональные нарушения, формируются психопатологические расстройства. Большую проблему в современной педиатрии представляет диссонанс между ранним половым созреванием и отсутствием социальной зрелости. Часть подростков рано начинает сексуальную жизнь, зачастую безответственно относясь к ней. Это повышает частоту венерических инфекций, увеличивает процент подростковых беременностей и абортов.

Диагностика

Чтобы оценить темпы развития ребенка и сравнить его данные со стандартизованными показателями, используют методы антропометрии. Педиатры регулярно измеряют рост, массу тела, окружность грудной клетки и другие показатели, которые заносятся в центильные таблицы или на специальные графики (кривые роста). Большинство детей входят в коридор с 25 по 75 перцентиль, условной нормой считаются значения с 5 по 95 перцентиль.

Если ребенок с признаками акселерации не предъявляет жалоб, ему не требуется дополнительное обследование, кроме стандартных ежегодных медосмотров. Врачи на профосмотрах должны обращать внимание на показатели сердечно-сосудистой и нервной систем, которые больше всего страдают из-за ускорения темпов развития. При необходимости рекомендуется углубленное исследование здоровья с применением ЭхоКГ, ЭЭГ, УЗИ органов грудной и брюшной полостей и т.д.

Лечение осложнений акселерации

В большинстве случаев акселерация воспринимается как особенность современных детей, поэтому не требует участия специалистов. Лечение назначается только при наличии отклонений в состоянии здоровья, которые вероятно вызваны ускоренным половым и физическим созреванием. Терапией занимается участковый педиатр, который по показаниям направляет пациента к профильным детским врачам — кардиологу, неврологу, эндокринологу и др.

Большое значение имеет нормализация образа жизни, устранение стрессов и просветительская работа с детьми, что способствует уменьшению функциональных отклонений здоровья. При выраженных субъективных симптомах и признаках органического поражения применяют препараты для этиопатогенетической терапии, физиотерапевтические методики и ЛФК. Комплекс мер подбирается индивидуально с учетом нозологической единицы, состояния здоровья ребенка.

Прогноз и профилактика

Акселерация — неоднозначный процесс, который имеет позитивные и негативные стороны, однако зачастую она не оказывает значительного вреда для детского здоровья. Большая роль отводится индивидуальным особенностям ребенка, генетическому потенциалу и факторам внешней среды, от которых зависит риск появления заболеваний. Профилактические меры по предупреждению осложнений заключаются в ведении здорового образа жизни и исключении факторов риска, провоцирующих болезненные состояния.

Возрастные кризисы у детей

Возрастные кризисы представляют собой переходные состояния с одного этапа жизни на другой. Существующие средства достижения целей переосмысливаются и кажутся неадекватными. Из-за этого развиваются непредсказуемые ситуации, а поведение кардинально меняется и не всегда в лучшую сторону. Возрастные кризисы – часть естественного развития ребенка.

Календарь кризисов

Возрастных кризисов у детей пять:

  • новорожденности – в 6-8 недель;
  • раннего детства – в 1-1,5 года;
  • 3-х лет – между 2 и 4 годами;
  • 7-лет – между 6 и 8 годами;
  • пубертатный – в 12-14 лет.

Психологи рассматривают их с физиологической и психологической точек зрения.

Кризис новорожденности

Физиология. Ребенок адаптировался к существованию вне материнской утробы. Организм привык самостоятельно дышать, регулировать температуру тела, получать и переваривать пищу. Регулярный сон и питание позволяют ощущать себя уверенно в новых обстоятельствах.

Психология. Качество психологической адаптации новорожденного зависит от родителей. Ребенок еще не владеет средствами общения, но нуждается в помощи, поэтому важную роль играет материнская интуиция.

Что делать? Научиться понимать язык тела, жестов и мимики ребенка. Чтобы выразить заботу и поддержку, как можно чаще берите его на руки, обнимайте, кормите грудью.

Кризис новорожденности заканчивается периодом оживления. Ребенок осваивается, узнает близких, улыбается, когда видит их.

Кризис первого года жизни

Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.

Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.

Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.

Кризис 3 лет

Физиология. В 3 года происходит первая гормональная перестройка организма. Ядра промежуточного мозга и гипофиза активизируются, это способствует интенсивно протекающим процессам познания.

Психология. Кризис 3 лет – один из самых острых. Ребенок трудно управляем, его поведение практически не поддается коррекции. Его самые популярные слова – «Не хочу» и «Не буду». Вы говорите, что пора домой, – он убегает. Вы просите сложить игрушки – он их разбрасывает. Ваш отказ в удовлетворении какой-то просьбы вызывает демонстративный протест – ребенок кричит, топает ногами, может замахнуться и ударить. Не бойтесь, это форма нормального взросления: ребенок начинает ощущать себя личностью, но выражает самостоятельность доступными ему средствами.

Читайте также  Сенситивные периоды развития физических качеств у детей

Что делать? Не пытаться демонстрировать силу и власть – это может закрепить негативное поведение и черты характера. Найдите в себе силы проявлять терпение, иногда ребенок сам хочет перестать плохо себя вести, но еще не умеет этого сделать. Вы можете помочь ему, например переключить внимание. Также попробуйте выявить объективные причины такого поведения, может быть, в вашей семье слишком строгие правила или ребенка обижают другие дети.

В то же время установите четкие границы того, чего делать нельзя, и не отступайте от этого – в противном случае ребенок начнет вами манипулировать. Во время истерик оставляйте его наедине с собой – без «зрителей» капризы проходят быстрее.

При правильном поведении взрослых кризис 3-леток проходит через год-полтора.

Кризис 7 лет

Физиология. Кризис 7 лет связан с периодом интенсивного физического роста, развитием мелкой моторики рук и сложных нервно-психических функций.

Психология. На фоне физических изменений меняется социальный статус ребенка – он становится школьником. У некоторых детей необходимость привыкнуть к новому окружению и требованиям провоцирует неврозы. Ребенок становится тревожным, но прячет эмоции, у него снижается аппетит, по утрам возможны тошнота и рвота. Он может не хотеть идти на занятия, отвечать на вопросы учителя, спорит с родителями, огрызается, передразнивает старших. В этом возрасте возможны первые уходы из дома: чаще у мальчиков из строгих семей.

Что делать? Проблемы чаще возникают у детей, которые физически или психологически в чем-то отстают от сверстников, поэтому не спешите отдавать ребенка в школу, по крайней мере, не посоветовавшись с педиатром. Не загружайте первоклассника дополнительными секциями, дайте ему адаптироваться к школе. Не предъявляйте повышенных требований к учебе и обеспечьте дома спокойную обстановку.

Не наказывайте за неудачи и плохие оценки – этим вы отобьете желание учиться. Предоставьте ребенку больше самостоятельности и ответственности. Если у него что-то не получается, поддерживайте его веру в себя.

Подростковый кризис

Физиология. В 11-15 лет наблюдается ускоренный физический рост и половое созревание.

Психология. На этом фоне происходят психологические изменения: повышенная чувствительность, возбудимость, неустойчивость настроения, несдержанность, возможна агрессивность. Стремление к независимости от взрослых и самоутверждению провоцирует необдуманные поступки: курение, алкоголь, ранние половые связи, наркотики. Подростки тяготеют к группированию и времяпрепровождению в обществе сверстников. Они эгоистичны и равнодушны к окружающим, при этом очень нуждаются во внимании и заботе взрослых.

Что делать? К подростку нужно относиться как к взрослому, способному принимать решения и отвечать за поступки. Не нужно навязывать ему свое мнение, постарайтесь подводить его к адекватным самостоятельным решениям. Если поведение подростка вызывает у вас опасения, проконсультируйтесь с психологом.

Возрастные кризисы закономерны. Их течение зависит от особенностей личности ребенка: может быть острым и болезненным либо мягким и практически незаметным. При правильном поведении взрослых ребенок преодолевает возрастные кризисы, а дома сохраняется спокойная, дружелюбная атмосфера.

Нарушение роста

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Нарушение роста: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Рост — это сложный динамический процесс, который носит ступенчатый характер, подчиняясь важной закономерности: периоды ускорения сменяются периодами снижения темпов роста, а скорость линейного и объемного роста всего тела и его частей не совпадают по времени. Рост человека прекращается на третьем десятилетии жизни. У мужчин – примерно к 24–25 годам, у женщин – к 20–21 году.

Рост костей прекращение, когда завершается процесс окостенения метаэпифизарных хрящей. Это состояние обозначается термином «закрытие зон роста».

Рост костей.jpg

Рост человека во многом зависит от внешних и внутренних факторов. К первым относится поступление питательных веществ с пищей, уровень солнечного освещения на территории проживания, уровень физической нагрузки. Ко вторым факторам относятся в первую очередь наследственность, гормональная регуляция роста, а также наличие сопутствующих хронических заболеваний.

Нарушением роста считается значительное отклонение длины тела от средневозрастного показателя в конкретной популяции. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются слишком высокорослые и низкорослые люди, – психологический дискомфорт. Комплекс неполноценности может приобретать доминантное значение в жизни человека, особенно в подростковом возрасте.

Разновидности нарушения роста

Нарушение роста можно классифицировать по нескольким параметрам.

Во-первых, изменение длины тела может произойти как в сторону ее увеличения (рост ребенка опережает средневозрастные показатели), так и в сторону ее уменьшения (рост отстает от средневозрастных показателей).

Во-вторых, нарушение роста может быть пропорциональным, при котором отсутствует изменение соотношения размеров сегментов тела относительно друг друга, а может быть непропорциональным, когда отдельные части тела оказываются слишком большими или слишком маленькими по отношению к другим частям.

В-третьих, нарушение роста может быть врожденным и приобретенным. В первом случае у ребенка с рождения имеются отклонения в ростовых показателях, во втором случае – эти отклонения появляются после периода ровного роста, соответствующего средневозрастным показателям.

Возможные причины развития нарушения роста

Нарушение роста может быть наследственно обусловленным, алиментарно обусловленным (т.е. его причиной становится излишнее или недостаточное поступление питательных веществ с пищей), гормонально обусловленным и т.д.

Наследственный фактор. Рост организма запрограммирован генетически.

Помимо этого на рост значительно влияют мужские половые гормоны – андрогены. Однако механизм их действия иной: андрогены способствуют окостенению метаэпифизарного хряща, поэтому при избытке андрогенов в детском организме происходит преждевременное закрытие зон роста, что приводит к более раннему его прекращению.

Гормон роста.jpg

Алиментарный фактор. Низкий рост часто обусловлен недостаточным поступлением с пищей питательных веществ, в первую очередь белков, неорганических веществ (кальция, фосфора), а также витаминов. Основным витамином, влияющим на развитие опорно-двигательного аппарата ребенка, является витамин D, который синтезируется в коже под влиянием солнечных лучей и переходит в активную форму в тканях почки.

Высокий рост также может быть обусловлен занятиями профессиональным спортом (прыжковыми видами спорта, баскетболом и др.), когда специфические мышечные нагрузки стимулируют рост костей в длину.

При каких заболеваниях встречается нарушение роста

Низкорослость может встречаться при следующих заболеваниях:

  • эндокринные заболевания: врожденная дисплазия коры надпочечников, андроген-продуцирующие опухоли половых желез, заболевания гипофиза, недостаточность функции щитовидной железы (гипотиреоз) и др.;
  • тяжелые формы рахита (заболевания, вызванного недостатком в организме витамина D);
  • хронические заболевания органов пищеварения: муковисцидоз, хронические гастроэнтериты, целиакия;
  • хронические заболевания почек: хронический гломерулонефрит, пиелонефрит, тубулоинтерстициальный нефрит и др.;
  • хронические заболевания сердца и легких, при которых уменьшается доставка кислорода к растущим тканям;
  • хромосомные и наследственные заболевания: синдром Шерешевского–Тернера, синдром Нонне и др.
  • наследственные заболевания: синдром Марфана, синдром Клайнфельтера и др.;
  • опухоли гипофиза, продуцирующие избыточное количество соматотропного гормона (СТГ) с развитием гигантизма, акромегалии и др.

Диагностика и обследования при нарушении роста

Оценка роста и массы тела является важной и неотъемлемой частью педиатрического обследования, четко коррелируя с благополучием здоровья и самочувствия ребенка.

При подозрении на патологический отклонения роста проводят комплекс лабораторно-инструментальных обследований:

    Исследование концентрации гормонов в крови: соматотропного гормона (СТГ), адренокортикотропного гормона (АКТГ), тиреотропного гормона (ТТГ), тироксина, трийодтиронина.

Соматотропный гормон – гормон роста, стимулятор роста костей, хрящей и большинства мягких тканей и внутренних органов. Синонимы: Анализ крови на СТГ; Анализ на гормон роста. Human Growth Hormone; HGH; Somatotropin. Краткая характеристика определяемого аналита Соматотропный гормон .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: