Как методически грамотно организовать прогулку в подготовительной группе детского сада

Мой детский сад

Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Организация и проведения прогулки в детском саду

Методическая разработка для педагогов ДОУ.

Составитель: Катарева Т.В., МАДОУ № 83 «Детский сад общеразвивающего вида», г. Кемерово.

Пояснительная записка

организация прогулкиПрогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ.

Физическое развитие детей – прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Оптимизация двигательной активности – на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Умственное развитие детей – дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Решение задач нравственного воспитания – знакомство с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Дети трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки до обеда после проведения образовательной деятельности и вечерней – после ужина. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

  • удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
  • обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
  • сформировать навыки в разных видах движений;
  • способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
  • стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
  • создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Планирование прогулки.

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Содержание деятельности детей на прогулке. Содержание деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, тематики недели, предшествующей образовательной деятельности, интересов и возраста.

Структура прогулки.

  1. Наблюдение.
  2. Двигательная активность: подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения.
  3. Труд детей на участке.
  4. Индивидуальная работа с детьми.
  5. Самостоятельная игровая деятельность.

1. Наблюдение.

Большое место отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдение за трудом взрослых, которые работают на территории детского сада, например, за дворником.

2. Двигательная активность.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания.

Выбор игры – зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Данные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду;

В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства, игры можно проводить на веранде;

В теплые весенние, летние дни и ранней осенью следует проводить игры с прыжками, бегом, метанием, упражнения на равновесие;

В жаркую погоду проводятся игры с водой;

Использование бессюжетных народных игр с предметами: кольцеброс, кегли; элементы спортивных игр: городки, бадминтон, волейбол, футбол, хоккей и т.д.;

Полезные игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Это дидактические игры (кубики, лото) и ролевые игры (игры в семью, космонавтов, магазин и т.д.). Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для игры материал;

Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, спортивными играми, играми с элементами соревнований. Проводить спортивные развлечения.

3. Трудовая деятельность детей.

Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.

Дети собирают семена цветов, урожай на огороде; зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения, постройки.

Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке;

Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим воспитанникам овладеть полезными навыками и умениями.

4. Индивидуальная работа с детьми.

Воспитатель в соответствии с планом прогулки проводит индивидуальную работу по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. Для одних организует игры с мячом, метание в цель, для других – упражнения на равновесие, для третьих спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы. Так же осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т.п. Можно проводить работу по изодеятельности, театрализацию в теплое время года и т.д. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

5. Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Заключение. Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде воспитанникам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Организация прогулок и походов за пределы дошкольного учреждения в летнее время

Одним из способов познания окружающего мира и себя в нём станут для детей прогулки – походы, экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят дошкольникам массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения. Целевые прогулки и экскурсии так же организуются к перекрёстку, светофору, к пешеходному переходу, к знакам ДД, к достопримечательностям города, в библиотеку, на почту и др.

Большое внимание в летний период уделяется всевозможным целевым прогулкам и походам за пределы территории детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Это могут быть прогулки:

Читайте также  Магазин развивающих игрушек в екатеринбурге

-на луг («От рассвета до рассвета по лугам гуляет лето», «Зеленая аптека»);

-к реке («В речном царстве, в прибрежном государстве»);

-в сквер, парк («Люби и знай родной свой край») и др.

Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. С помощью взрослого дети учатся устанавливать простейшие закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых. Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка создают у ребенка радостное настроение.

В ходе прогулки полезно использовать разнообразные дидактические игры, например: «Угадай цветок по описанию», «Узнай дерево по листу», «Следопыты». Наблюдения можно сопровождать песенками, загадками, чтением коротких рассказов, стихотворений. Детям очень нравится самим сочинять загадки, стихи, сказки о цветах, насекомых, явлениях, происходящих в природе летом. Дошкольникам будет интересно узнать народные приметы.

Можно организовать соревнование «Кто больше заметит вокруг интересного и необычного». Взять с собой фотоаппарат и по ходу прогулки фотографировать детей и то, что они наблюдают. После возвращения с прогулки воспитанникам необходимо дать возможность обменяться наблюдениями, нарисовать свои впечатления, смастерить поделки из природного материала, которыми можно будет украсить участок детского сада, оформить выставку детских работ. Знания, полученные детьми на прогулке, могут отражаться в лепке, аппликации, коллажах, в детском словотворчестве.

Интересно составить книгу о летних прогулках, которую дошкольники будут читать, рассматривать, показывать родителям и сверстникам из других групп. Над текстом обычно работают воспитатели и дети. Совместное издание могут украсить фотографии и детские рисунки.

Чтобы прогулка за пределы детского сада стала для воспитанников не только полезной, удивительной, неповторимой, но и безопасной, воспитателю необходимо соблюдать следующие основные правила:

-заранее наметить и проверить маршрут будущей прогулки, осмотреть участок, маршрут движения воспитанников с целью их безопасного пребывания за пределами ДОУ;

-определить, как можно использовать природные условия для упражнения детей в разных видах движений, где правильно организовать отдых, игру, наблюдение;

-чередовать виды деятельности в зависимости от плана проведения прогулки для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников;

-принять во внимание физические возможности всех детей, заранее подготовить к прогулке новичков и дошкольников, физически недостаточно подготовленных (при этом необходим совет врача);

-организовывать пешеходные прогулки с детьми, начиная со старшей группы, на расстояние не более 2 км, продолжительностью 25–30 мин в один конец (для подготовительной группы – 40–45 мин в один конец);

-осматривать одежду, обувь воспитанников на соответствие погодным условиям перед началом проведения целевой прогулки;

-запастись свежей кипяченой водой в достаточном количестве для питья детям и др.

Накануне целевой прогулки, заведующий ДОУ издает приказ, в котором оговариваются маршрут, сопровождающие детей лица, количество дошкольников в группе. Ответственные за сопровождение дошкольников проходят инструктаж с обязательной регистрацией в журнале инструктажей. Каждой прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами, но и активизирует знание правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-похода пересекает автомобильные дороги.

Прогулки в подготовительной группе картотека с целями по ФГОС

Прогулки в подготовительной группе картотека с целями по ФГОС

Картотека прогулок в подготовительной группе по ФГОС на год разрабатывается для познавательных занятий дошкольника во время сезонных прогулок. Полученные ранее теоретические знания ребенок может закрепить на практическом опыте. Положительным эффектом будет укрепление здоровья малышей благодаря закаливанию на свежем воздухе.

Картотека прогулок в подготовительной группе по временам года

Картотека прогулок, связанная со сменой сезонов ориентирована на дошкольников подготовительных групп. Возрастные прогулки разбиты по темам и предполагают исследование особенностей различных времен года для формирования правильного мироощущения ребенка.

Игры на зимнем воздухе

Картотека зимних прогулок в подготовительной группе

  • сформировать комплекс представлений об зимних изменениях в природе;
  • научить различать характерные зимние явления;
  • направлять интерес детей на изучение природных явлений.
  1. Для прогулки подойдет ясный зимний день.
  2. Вовремя движения и на остановках необходимо попросить дошкольников создать описание зимней природы.
  3. Используя компас, определить — откуда дует ветер.
  4. Чем отличаются январь, февраль и декабрь.

Проведение исследовательской работы:

  1. Измерение уровня глубины снежного покрова на открытом пространстве и возле деревьев. Дети должны дать пояснения, почему снега больше в том или ином месте.
  2. Провести подвижную игру «Ручеек». Дошкольники должны повторять характерные телодвижения учитывая ход игры. Обязательно настаивать на соблюдении правил и очередности.
  3. Дети по очереди рассказывают любимый стих о зиме. Затем следует выявить характерные признаки зимней погоды в рассказанном стихотворении.

Картотека весенних прогулок в подготовительной группе

  • сформировать комплекс представлений об весенних изменениях в природе;
  • научить различать характерные весенние признаки;
  • расширять полученные ранее знания о неживой природе через литературные тексты;
  • направлять интерес детей на изучение пробуждения природы.
  1. Начало прогулки сопровождается конкурсом стихов о весне среди дошкольников. Не называя время года, попросить детей о каком времени года идет речь по природным явлениям описанных в стихах.
  2. Прогуливаясь группой обязательно акцентировать внимание на явных весенних признаках, которые дети могут наблюдать самостоятельно.
  3. Процесс наблюдения должен затрагивать механизм образование луж и ручейков.
  4. Чем отличаются май, март и апрель.

Картина весенней прогулки

Проведение исследовательской работы:

  1. Поиск первых цветов весны. Дети должны описать их форму цвет и особенности.
  2. Проведение игрового состязания «Ворона и воробьи». Группа упражняется в беге врассыпную с развитием пространственного ориентирования.
  3. Интеллектуальное упражнение. Описание живой природы с обязательным угадыванием дерева или цветка.

Картотека осенних прогулок в подготовительной группе

  • сформировать комплекс представлений об осенних изменениях в природе;
  • научить различать характерные осенние изменения в растениях;
  • расширять полученные ранее знания о неживой природе;
  • воспитывать любовь ко всему живому.
  1. Перед началом прогулки прочесть детям письмо от осени с приглашением на прогулку.
  2. Прогуливаясь, дети называют растения, названия которых им известны.
  3. Сравнить крепость желтого и зеленого листка и попросить детей объяснить полученный вывод.
  4. Каковы основные отличия октября, ноября и сентября.

Проведение исследовательской работы:

  1. Выяснить у детей признаки осенних изменений в растениях.
  2. Изучить внешность осеннего листа. Почему у него образовались темные точки.
  3. Объяснить детям процесс осеннего увядания и попросить сделать вывод о листопаде и его причинах.
  4. Провести игру «Ловишки». Дошкольники должны научиться соблюдать правила и очередность при беге врассыпную.
  5. Научиться переступать через лужи с объяснением необходимости этого.

Картотека летних прогулок в подготовительной группе

  • сформировать обобщенное представление о летней поре;
  • научить различать погодные условия летом;
  • расширять полученные ранее знания о растениях, насекомых и птицах;
  • повышать позитивное восприятие детьми красоты летней природы..
  1. На прогулке обращаем внимание на длительность летнего дня, особенностях жаркой погоды и температуре осадков.
  2. Дети характеризуют процесс движения облаков их форму и цвет.
  3. Перечисляются явные летние признаки, с указанием увиденного на прогулке.
  4. Проводится наблюдение за жизнью насекомых с объяснением целей их деятельности.

Летняя прогулка дошкольников

Проведение исследовательской работы:

  1. Используя термометр необходимо определить количество градусов на открытом пространстве, на затененном участке и в водоеме. Обязательно сделать выводы.
  2. Проведение интеллектуальной игры «Круговорот воды». Дети слушают текст, при этом выполняя последовательно определенные движения. Игра развивает внимательность.
  3. Проведение игрового состязания «Ворона и воробьи». Группа упражняется в беге врассыпную с развитием пространственного ориентирования

Объекты и темы наблюдений на прогулках в подготовительной группе

На заметку! Прогулки в подготовительной группе картотека с целями по ФГОС должны проводиться по определенной тематике. Выбор темы обусловлен возможностью наблюдений за определенными объектами.

Также имеет значение место проведения прогулки, состояние погоды и дополнительные факторы.

Наблюдения за транспортом

Наблюдения за транспортными средствами лучше разбить на несколько частей в зависимости от вида автомобиля или действий водителя.

  1. Общее наблюдение за транспортом. Преследует цель ознакомления детей с различными видами автомобилей. Дошкольники должны четко разграничивать понятия грузовиков, автобусов и легковых авто. Обязательно определение основных функций всех видов транспорта. Необходимо отличать элементы и части автомобиля по назначению.
  2. Грузовой транспорт. Дошкольники называют известные им виды грузовиков и какая деятельность им присуща. Акцент производится на функциональных особенностях внешнего вида авто.
  3. Пассажирский транспорт. Для чего он предназначен. Чем отличаются автобусы, троллейбусы и трамваи. Каким видом транспорта пользуется конкретная семья.
  4. Легковые автомобили. Для чего предназначено топливо. Где находятся автомобили в отсутствие хозяина. Что можно перевезти таким транспортом.
  5. Работа водителя. Ознакомить группу с особенностями труда водителя с обязательной позитивной оценкой данного труда.
  6. Работа светофора. Какой цвет отвечает за различные действия пешехода и водителя.
Читайте также  Игры способствующие развитию речи

Наблюдения за сезонными явлениями

Воспитатель организовывает наблюдение с целью длительного и активного восприятия дошкольниками изменений в природе согласно временам года.

Каждый сезон отличается характерными признаками:

  1. Осень. По мере похолодания воспитатель предлагает одеть куклу соответственно температуре воздуха. На улице дети на ощупь определяют температуру живых и неживых предметов при солнечной погоде и когда пасмурно. Обязательно акцентировать внимание на появлении желтых листьев и частоте дождей.
  2. Зимний период. Снова можно использовать куклу. При этом предварительно указать низкую температуру, чтобы дети грамотно провели одевание. На улице ненадолго можно снять рукавицы для ощущения холода. Оценить с детьми уровень снежного покрова в различных частях детского сада с обязательным выводом об увиденном.

Календарь погоды подготовительной группы

  1. Весна. Обращать внимание на появление луж и ручейков. Можно запустить кораблик по воде. Дети должны объяснить — как и почему просыпается природа с учетом яркости солнца. Наблюдать за температурой воздуха. Важным моментом является наблюдение за первыми цветами и набуханием почек.
  2. Лето. Какие признаки характеризуют летний период? Уделить внимание разнице температур, воздуха, воды и нагретых неживых предметов. Почему раскачиваются деревья и как ведут себя насекомые.

Наблюдения за солнцем

  • сформировать представление о красоте неба;
  • научить различать солнечные лучи;
  • повышать позитивное восприятие детьми лета.

Оценивать положение Солнца:

  1. Где находится утром?
  2. Каково вечернее местоположение?
  3. Какое пространство освещалось лучше утром, а какое вечером.
  4. Сделать вывод о длине светового дня.

Проведение исследовательской работы:

  1. Стоя спиной к Солнцу объяснять понятие тени.
  2. Где находится тень различных видимых предметов.
  3. Можно ли догнать тень или потанцевать с ней?

Наблюдения за неживой природой

  • закрепить знания о различных состояниях воды;
  • сформировать понятие неживой природы;
  • охарактеризовать признаки льда и снега.
  1. Почему лед при отогревании превращается в воду?
  2. Дошкольники называют характерные признаки льда и снега.
  3. Объяснить круговорот воды в природе.
  4. Какие различия снега при теплой и холодной погоде?

Проведение исследовательской работы:

  1. Провести опыт по растапливанию льда большого и малого размера.
  2. В стакан плотно утрамбовать снег и сравнить скорость его таянья с рыхло набранной массой того же объема.
  3. Провести пальчиковую гимнастику «Льдинка».

Наблюдения за деревьями

  • сформировать знания о самых распространенных видах деревьев;
  • научить различать внешние признаки дерева;
  • повышать позитивное отношение детей к живой природе.
  1. Определить какие деревья растут на территории детского сада.
  2. Чем отличаются деревья от других растений.
  3. Почему одни деревья остаются зелеными круглый год, а другие сбрасывают листву.

Процесс наблюдения за деревьями

Проведение исследовательской работы:

  1. Детям раздаются карточки с различными изображениями деревьев. Дошкольники должны определить название дерева.
  2. Воспитатель читает загадки по данной теме. Группа хором отгадывает название дерева.
  3. Деревья спят в зимний период. Фантазия детей придумывает сны, которые видят деревья.

Проведение досуга на открытом воздухе — излюбленное занятие детей. Подготовка и организация прогулки дошкольников в детском саду — увлекательный процесс, который, однако, требует немалых усилий и верного подхода в создании календарного плана. Лишь учтя все требования, педагог может добиться достижения основных целей пребывания на улице — закаливание малышей, укрепление здоровья и знакомство с увлекательным миром живой природы.

Организация и планирование работы на прогулках в зимний период

Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырёх часов в день.

Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведённое на прогулки, должно строго соблюдаться.

Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок.

Для обеспечения качественной организации прогулки в зимний период необходимо создать определенные условия: расчистить участок от снега, соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание).

Оформление зимних участков – работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому привлечение родительской общественности является обязательным условием.

Ежегодно мы проводим смотр-конкурс зимних участков "Лучшее оформление зимнего участка". Данный конкурс проводится в два этапа: подготовительный и итоговый. В подготовительном этапе проводятся консультация по подготовке участка, мастер-класс по оформлению и украшению участка снежными постройками. Через месяц проводится итоговый этап: осмотр участков, снежных построек, украшений веранд, соответствие требованиям по возрастной категории детей, соблюдение на участке техники безопасности

Снежные постройки:

фигуры для закрепления навыков равновесия.

фигуры для перешагивания.

фигуры для упражнений в метании.

фигуры для подлезания.

горки для скатывания.

Большое значение необходимо придавать профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть прочными, гладкими. При постройке горок выполняются следующие требования:

В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.

Во 2 мл. группе – высота 80-90см.

В средней группе – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.

В старших и подготовительных группах – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.

Мною, как старшим воспитателем в обязательном порядке оказывается методическая помощь воспитателям по организации работы в зимний период. Проводится консультация по планированию и организации прогулок, обзор статей и рекомендаций в методической литературе, практикумы по изготовлению из бросового материала оформления для веранд.

При планировании воспитателями прогулок в планах ВОР, важно соблюдать все 5 этапов.

Самостоятельная деятельность детей.

в планах ВОР указывается объект, тема, цель наблюдения, цель проведения и с кем оно проводится;

наблюдения за живыми и неживыми объектами;

наблюдения за явлениями окружающей действительности.

Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), указывается форма труда – индивидуальные групповые поручения, коллективный труд

Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. В план должны включать игры

Малоподвижные (“Сделай фигуру”, “Змея”, “Узнай кто позвал”); игры средней активности (“Зима”, “Заморожу”, Кто самый внимательный”); игры с высокой двигательной активностью (“Мышеловка”, “Ловишка с ленточками”, “Гуси-лебеди”).

В обязательном порядке в планах отражается разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Виды игр на прогулке:

спортивные упражнения (“Катание на санках”, “Скольжение”, “Ходьба на лыжах”);

Конспект открытого просмотра прогулки в подготовительной группе

— развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
— учить исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
— расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.

Задачи интегрируемых областей:

Речевое развитие:

— развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, развивать связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл, хмурая, промозглая, ненастная, сырая, унылая, животные линяют.)
-формировать умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).

Социально-коммуникативное развитие:

— развивать любознательность, коммуникативные навыки, воспитывать в детях уважение к себе и к другим участникам образовательного процесса, отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру.

Физическое развитие:

— формировать навыки ЗОЖ,

— развивать опорно-двигательный аппарат, стимулировать двигательную активность.

Предпосылки к учебной деятельности:

-Формировать навыки учебной деятельности: умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы;

-одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.

Виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, игровая, продуктивная, двигательная.

Читайте также  Эмоциональная развития детей фактор психического развития

Методическое обеспечение:

Демонстрационный материал: Письмо, флюгер

Раздаточный материал: Лупы, белые тканевые салфетки, листочки, камешки, листы бумаги в форме квадрата, ножницы, палочки.

Предварительная работа:

— наблюдение за тем, как опадают листья с деревьев;
— сбор листьев разной формы и окраски;
— беседы об осени;
— чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,«Лес осенью» А. Твардовский,и стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
— разучивание стихов и поговорок об осени;
— пение песен об осени и слушание музыки;
— рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

— рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
— поделки из природного материала;

Методы и приёмы:

— организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент;

— мотивационный: вовлечение в оказание информационной помощи;

— словесный: беседа, вопросы к детям, указания, уточнения, поощрение;

— наглядно – демонстрационный: наблюдение за объектами живой и неживой природы;

— практический: исследовательская деятельность, игры, игровые упражнения, трудовая деятельность;

— метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности;

— рефлексия: метод пяти пальцев.

Методы и приёмы:

— технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации;

— технологии сохранения и укрепления здоровья: прогулка, подвижная игра, этафета;

— личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка, индивидуальная работа, индивидуальный подход;

— технология исследовательской деятельности: экспериментирование;

-технология безопасной жизнедеятельности: беседа о безопасном поведении во время прогулки.

План образовательной деятельности

Письмо от детей из Африки

«Здравствуйте ребята из детского сада «Жемчужинка»! Пишут вам ребята из Африки. Мы слышали, что в вашей стране наступает время года осень, но про осень мы ничего не знаем. Ещё мы слышали, что в вашем городе дуют сильные ветра.

Расскажите нам пожалуйста про осень и ветер».

Воспитатель: Ну что, расскажем? А для того, чтобы было интересней, мы снимем видео обращение.

Чтение стихотворений детьми :

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Основы безопасного поведения на прогулке

Воспитатель:

Сегодня на прогулке мы будем искать следы осени.

— Сначала, давайте вспомним, какие меры безопасности мы должны соблюдать на прогулке:

— Прятаться от воспитателя;

-Трогать незнакомые предметы;

— Подходить к незнакомым людям и разговаривать.

— Прыгать с высоты можно?

— Молодцы ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать нашу осеннюю прогулку.

Пословицы про осень.

Воспитатель:

— Какая бывает осень? (Ранняя, золотая, и поздняя.)

— Какая сегодня погода?

— А как мы узнали, что наступила осень? (По признакам).

Какие признаки осени вы знаете?

Ответы детей:

-Солнце светит, но греет слабо:

— день короче, а ночь длиннее;
— на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
— небо серое, хмурое;
— часто идут дожди;
— перелетные птицы улетают на юг;
— дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
— люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна; Воспитатель: А какие есть в народе осенние приметы.
1. Если осень ненастная, то и весна будет дождливая.
2. Был дружный листопад – холодная зима.
4. Кошка прячет мордочку – на холод.
5. Редкие облака осенью предвещают ясную и холодную погоду
6 Облака идут низко – ожидай стужи.

7. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх – к теплой зиме, лицевой стороной вверх – к зиме холодной. – Давайте проверим, какой нам ждать зимы. (Дети рассматривают положение листьев и делают выводы. Если мнения разделились, подвести детей к тому, что положение листьев может меняться из-за ветра).

— Ребята, а как вы думаете, сможем ли мы проверить эту примету? Каким способом? (Ответы детей).

Воспитатель: Какие пословицы про осень вы знаете?

— От осени к лету поворота нету.

— В сентябре и лист на дереве не держится.

— Сентябрь без плодов не бывает.

— Холоден сентябрь да сыт.

— Октябрь то плачет, то смеется.

— В ноябре зима с осенью борются.

V.Дидактическая игра «Закончи предложение».

Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить предложение.

— Листья желтеют потому-что.

— Птицы улетают в теплые края потому-что.

— Насекомые прячутся от холода потому-что.

— Деревья стоят голые потому-что.

— Дикие животные осенью линяют потому-что.

— Люди одеваются в теплую одежду потому-что.

Воспитатель: Правильно ребята, по всем этим признакам мы узнали, что наступила осень

VI. Исследовательская деятельность

Исследование №1 строения листа с помощью лупы

Воспитатель:
-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит и питается
Проблемный вопрос:
Воспитатель:
— А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы лучше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором – лупой.

Воспитатель:

Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Воспитатель:

— Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь возьмите камень и сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна).
— Это зеленое вещество из листочка называется — хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: оранжевые, красные, коричневые).

VII. Наблюдение за ветром

Воспитатель:.

Давайте, понаблюдаем за деревьями. Предлагаю детям отгадать загадку:

«Гнёт к земле деревья, тучи нагоняет, Пыль с дороги тёмной нам в лицо бросает.

И в реке, и в море волны поднимает, Кто о нём загадку, дети, отгадает?» (Ветер).

Воспитатель:

— Что такое ветер?

— С помощью чего мы можем узнать, есть ли сегодня ветер? И какой он?

Ответы детей ( При помощи флюгера. Если флюгер сильно раздувается, то ветер сильный, слабо ветер слабый.)

— Что вы знаете о ветре?

— Как называется погода, когда на улице нет ветра?

— Если дует ветер, то погода, какая?

Воспитатель: Ветер- это движение воздуха над поверхностью земли. Определить есть ли ветер на улице, и какой он силы можно, если понаблюдать раскачиваются ли на деревьях ветви, шевелятся ли на них листочки, за движением облаков в небе.

VIII.Трудовая деятельность. Изготовление вертушек

Воспитаталь: А для того, чтобы определить силу и направление ветра мы с вами изготовим вертушки

Если есть ветер, то они будут кружиться. Давайте побегаем, походим с ними, подуем на них.

— Как кружатся вертушки? (быстро, тихо).

Вывод: Ветер – это движение воздуха

-Как определить направление и силу ветра?

IX. Подвижные игры

1.«Эстафета с вертушками»

2.«У медведя во бору»

«Метод пяти пальцев»

Воспитатель: — Ребята, вот и подошло к концу время нашей прогулки. Выберите пожалуйста палец на руке, зажимайте пальцы при каждом ответе на вопрос

Скажите мне, пожалуйста:

Мизинец: Понравилась ли вам прогулка?

Безымянный:Что интересного было сегодня на прогулке?

Средний: О чём говорили?

Указательный: Что нового вы узнали? (ответы детей).

Большой: А Как вы думаете, мы рассказали детям из Африки про осень, ветер?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: