Использование природных факторов физическом развитии детей

Использование природных факторов и объектов социального окружения в системе физического воспитания в доу.
статья по физкультуре на тему

Болховитина Елена Анатольевна

В статье раскрываются некоторые особенности использования природных факторов и объектов соцокружения в системе физического воспитания в детском саду.

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_prirodnyh_faktorov_i_obektov_sotsokruzheniya_v_sisteme_fizvospitaniya_v_dou.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование природных факторов и объектов социального окружения в системе физического воспитания в доу.

Физическое воспитание детей играет важную роль в общем воспитательном процессе. Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется созданию условий для физкультурно-оздоровительной работы. Так, на каждой группе имеются физкультурные уголки и оборудование для закаливания, оборудован спортивный зал.

Немаловажным в детском саду является использование природных факторов и объектов социального окружения. Так, в нашем детском саду есть оборудованная спортивная площадка с “полосой препятствий” (дуги, яма для прыжков, гимнастические стенки), где удобно выполнять различные физические упражнения, бегать, лазать, играть в спортивные игры. Есть 30-метровая асфальтированная дорожка для бега, футбольное поле с травяным покрытием.

Большое внимание уделяется созданию условий для свободных физкультурных занятий на участках детского сада. На территориях групп достаточно места для подвижных игр, имеются условия для лазания. В теплый период года на асфальте мы чертим классики, лабиринты для прыжков, размещаем место для игр в мяч. Зимой используем горку, разной длины лыжню в пределах детского сада.

Материальная база каждой группы позволяет детям заниматься в свободное время заниматься различными физическими упражнениями. Воспитатели планируют физкультурно-оздоровительную работу, учитывая возраст, интересы, индивидуальные особенности, погодные условия. Так, в теплое время года физкультурные занятия, зарядка, спортивные праздники и развлечения проводятся на улице: на участке, спортивной площадке, футбольном поле, в сосновом бору.

На территории детского сада есть участок соснового бора, где проводятся оздоровительный бег (2р. в неделю), подвижные игры, зимой – ходьба на лыжах. Прилегающий к детскому саду бор – великолепное место для проведения прогулок, туристических походов. Туристические походы планируются во время каникул в День здоровья, когда режим дня насыщается активной деятельностью детей, включая мероприятия, предусмотренные программой физического воспитания, разнообразные движения в играх, эстафетах, аттракционах. Организуя День здоровья, мы стараемся максимально использовать особенности сезона, климатические условия, природные факторы. Так, для детей старших групп пеший поход мы проводим в 2 перехода: 30-40 минут движения в одну сторону, затем привал, во время которого в соответствии с целью похода либо организуется активный отдых (игры, упражнения в природных условиях, игры-забавы), либо осуществляется ознакомление с природой (растения нашего края, ориентировка на местности (определение сторон света по мху на старых деревьях) и т.д.). Для детей подготовительной к школе группы продолжительность пеших походов может достигать 3-4 часов: 30-40 минут в одну сторону с привалом более 1 часа. Для маршрута выбирается местность с более сложным рельефом. Так, традиционный поход на луг проходит через сосновый бор с привалом на месте “малая сосна”. По дороге встречаются поваленные деревья (перелезание, перешагивание через них), канавы (перепрыгивание). Цель таких походов — развитие выносливости, движение, умение ориентироваться на местности, воспитание нравственных качеств.

Планируя поход, мы продумываем такие вопросы, как места отдыха (например, железнодорожный парк при походе к железнодорожному полотну), экипировка детей (в соответствии с возрастом, погодой), их подготовке к маршруту, программа развлечений, спортивные моменты. Каждый поход осуществляется по заранее подготовленному плану-сценарию, предусматривающему и появление сказочных героев: Лешего, Бабы Яги, гриба Боровика, и завтрак на свежем воздухе, и подвижные игры, соревнования, наблюдения.

Одним из видов активного отдыха являются так же спортивные праздники, в организации и проведении которых принимают участие весь коллектив сотрудников детского сада. Традиционными стали спортивные праздники: зимний – Масленица, летние – День Нептуна, “Цирк”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, “Веселые старты”.

Большое внимание уделяется организации и проведению спортивных игр в детском саду. Так, была проведена консультация “Спортивные игры – источник радости и здоровья”, где воспитателям предлагались методические рекомендации к организации и планированию спортивных игр, изготовления оборудования для них. В нашем детском саду планируются элементы спортивных игр: баскетбол, футбол, городки, бадминтон, спортивные игры по упрощенным правилам: городки, футбол. Спортивные игры и упражнения проводятся на участках, спортивной и футбольной площадках.

Рядом с нашим детским садом находится городской спортивный комплекс. Несмотря на плотный график, администрация выделила нам время для проведения занятий по обучению элементам игры футбол, проведения игр по упрощенным правилам. Дети получили возможность понаблюдать профессиональные тренировки легкоатлетов, тренировки в тренажерном зале, игру “Ручной мяч”.

Целью такого сотрудничества является профилактика образа жизни, привитие интереса к занятию спортом, создание положительного эмоционального настроя, ситуации успеха при занятиях физкультурой.

Дети, занимающиеся в спорткомплексе, с нетерпением ждут занятий, называя их тренировками, занимаются с большим желанием и интересом. За графиком физкультурных занятий внимательно следят родители, стараются, чтобы в дни занятий ребенок не пропускал детский сад. И сами родители, и воспитатели заметили, что дети стали более организованными, дисциплинированными, меньше болеют, появилось желание и стремление заниматься спортом.

Таким образом, использование природных факторов и объектов соц-окружения является важным элементом физкультурно-оздоровительной работы нашего детского сада.

Использование природных факторов физическом развитии детей

Состояние здоровья населения является одним из основных индикаторов качества окружающей среды. В последние годы время всё большее значение приобретают исследования, касающиеся состояния здоровья детей и подростков, так как эта часть популяции наиболее чувствительна к влиянию различных факторов внешней среды (Коньшина Л.Г., Вараксин А.Н., Шершнев В.Н., 2002; Marttila O., Jaakkola J., Partti-Pellinen K., 1997) и представляет интеллектуальный и трудовой потенциал России.

В настоящее время нет общепризнанных данных о долевом вкладе различных факторов в формирование индивидуального и популяционного здоровья людей. Согласно прогнозам ВОЗ, в ближайшие 30-40 лет (при сохранении существующих тенденций развития индустрии) состояние здоровья населения России на 40-50% будет зависеть от качества среды обитания (при нынешнем соотношении 20-40%), а затраты материальных ресурсов, энергии и труда на стабилизацию условий окружающей среды станут самой крупной статьей экономики, превысив 40-50% валового национального продукта.

Медицинские экологи находятся в поиске маркеров для оценки многофакторного влияния окружающей среды на человека. Дети и подростки являются наиболее показательным контингентом для определения этого влияния, так как здоровье взрослого населения во многом формируется за счёт неблагоприятного воздействия условий труда и социального поведения, тогда как здоровье детского населения в значительной степени зависит от экологических условий на территории проживания (Доршакова Н.В., 1997, 2000). Увеличение заболеваемости детей и подростков отмечено многими отечественными авторами, причем особую озабоченность вызывает возникновение и становление в эти годы хронической патологии преимущественно нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так, детское население городских территорий, испытывающих высокую техногенную нагрузку, реагирует на неё повышенной заболеваемостью определёнными болезнями: аллергическими, общетоксическими, гематотоксическими, генетическими, онкогенными, в зависимости от вида техногенного воздействия (Егорычев В.Е., 2002; Бурмаа Б., Дорогова В.Б., Энхцэцэг Ш., 2002; Forsberg B., Stremberg N., Falk M., 2006). Установлено, что рост заболеваемости происходит на фоне заметного снижения общего уровня физического развития, что отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает производственную и общественную деятельность.

Изменился подход к изучению состояния здоровья детей и подростков: в настоящее время наиболее важным считается выявление функциональных нарушений и преморбидных состояний, а не констатация уже сформированной патологии (Куликов А.М., Медведев В.П., 2005; Benenson A.S., 1995; Janeway Ch., Travers P., Walport M., 1999).

Иммунная система, являясь одной из важнейших гомеостатических, занимает центральное место в выработке адаптационной реакции на воздействие комплекса факторов окружающей среды, с которым организм человека сталкивается в различные периоды онтогенеза (Черешнев В.А., Кеворков Н.Н., Бахметьев Б.А., 2000; Михайлова И.В., Смолягин А.И., Попова Е.В., 2002). Это тем более важно, что она защищает организм человека от генетически чужеродных субстанций как экзогенного, так и эндогенного происхождения (Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И., 1995; Мизерницкий Ю.Л., 1998; Румянцева Е.Г., Дмитриев Д.А., 1999; Фрейдлин И.С., 2000; Kell N., Cenker I., Deger K., 1999). Реакция иммунной системы при неблагоприятном влиянии факторов окружающей среды достаточна полиморфна и может проявляться в виде гипоплазии лимфоидных органов, в уменьшении числа и снижении функции иммунокомпетентных клеток, что сопровождается нарушением синтеза иммуноглобулинов, а также в снижении фагоцитарных реакций (Дюжикова Е.М., Щеголева Л.С., Московская Н.Б., 1997; Евсеева И.В., Добродеева Л.К., 1999; Пинегин Б.В., 2000). Влияние климато-географических условий Севера способствует развитию своеобразных приспособительных реакций иммунной системы и неспецифических гуморальных факторов защиты организма (Агаджанян Н.А., Жвавый Н.Ф., Ананьев В.Н., 1998; Голикова О.И., 1998; Манчук В.Т., 2001).

Регион Республики Карелия характеризуется рядом негативных климато-географических особенностей, связанных прежде всего с нестабильностью метеоэлементов, и нарастающим антропогенным загрязнением воздушного и водного бассейнов (Доршакова Н.В., 1997, 2002). В Карелии имеются районы, которые считаются районами экологического напряжения; как правило, это территории, где развита целлюлозо-бумажная и металлургическая промышленность.

Высокая заболеваемость детей и подростков в республике заболеваниями дыхательной, пищеварительной систем, аллергозами, злокачественными новообразованиями, этиопатогенетически связанные с влиянием окружающей среды, указывает на необходимость более углублённого поиска причин возникновения данных состояний.

Возможности природы в укреплении здоровья детей дошкольного возраста

Гучанова, А. С. Возможности природы в укреплении здоровья детей дошкольного возраста / А. С. Гучанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 2 (29). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/155/4833/ (дата обращения: 25.10.2021).

В статье раскрываются возможности использования природы в работе по охране и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: природа, укрепление, здоровье, дети дошкольного возраста.

Одной из приоритетных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них культуры здоровья. Особую роль в решении этой задачи играют дошкольные образовательные учреждения, которые призваны обеспечить не только основной фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия для укрепления здоровья и физического развития ребенка. Поэтому о качестве образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющая. В концептуальных документах в области дошкольного образования подчеркивается, что образовательные программы должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья детей.

Различные аспекты здоровьесбережения в дошкольных учреждениях освещены в работах Е. А. Аркина, М. Н. Алиева, Е. Д. Заблудовской, Ю. Ф. Змановского, В. Т. Кудрявцева и многих других специалистов. Благодаря их исследованиям, а также обобщению опыта практической деятельности, создано программно — методическое обеспечение для дошкольных учреждений.

Во многих дошкольных учреждениях накоплен интересный опыт интеграции усилий специалистов разного профиля, проводится оздоровительная работа, создаются условия, обеспечивающие определенный уровень охраны здоровья детей в ДОУ. Одним из важнейших средств оздоровления в них является природа. Естественные силы природы, воздействуя на физическое состояние, обеспечивают психическое здоровье ребенка.

Природа изобрела механизмы защиты и самозащиты для человека, и задача воспитателей заключается в том, чтобы научить дошкольников использовать природные процессы и объекты для сохранения своего здоровья. Пребывание на свежем воздухе, солнце, водные процедуры способствуют закаливанию организма, оказывая тем самым благотворное влияние на здоровье. С помощью закаливания можно избежать многих болезней, продлить жизнь. В настоящее время у воспитателей есть возможности выбора различных методик закаливания, выработанных практикой оздоровления людей. Все они основаны на естественных силах природы.

В нашей работе с детьми закаливающие процедуры мы начинаем с солнечных и воздушных ванн. Важное место в работе с дошкольниками мы уделяем их пребыванию на свежем воздухе. Ежедневные прогулки на свежем воздухе являются эффективным средством закаливания детей. Особенно полезны они в солнечную погоду в «кружевной тени» (под деревьями). При этом большое значение имеет состояние здоровья, общее физическое развитие, самочувствие и настроение детей в данное время.

Когда погода не позволяет вывести детей на прогулку целесообразно использование комнатных растений. Мощным резервом оздоровления воздушной среды помещений являются растения, выделяющие фитонциды. Вдыхание фитонцидов растений благотворно действует на психику, нормализует сердечный ритм, улучшает обменные процессы. У детей, находящихся в атмосфере летучих выделений растений, увеличиваются защитные силы организма, нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий, повышаются работоспособность, выносливость при физических нагрузках.

Из фитонцидных растений в дошкольном учреждении можно использовать каланхое, цитрусовые (лимоны, апельсины, мандарины), алоэ, хлорофитум, гибискус. В зимнее время, когда возникает риск заражения ОРВИ можно применить такие фитонцидные растения, как лук и чеснок.

Важным средством достижения эмоционального и физического благополучия является ароматерапия. Подбор масел должен происходить с учетом индивидуальных склонностей детей. Для этого, перед тем как начать применять ароматерапию надо провести анкетирование родителей, в ходе которого выясняется отношение родителей воспитанников к этому методу, а так же выявляется наличие аллергических реакций у детей на те или иные запахи. Используемые в оздоровлении эфирные масла обладают бактерицидным, антисептическим и противовоспалительным действием. Все они положительно влияют на нервную систему, являются хорошим дерматологическим средством, многие нормализуют работу желудочно-кишечного тракта и органов дыхания [3].

Но не только растения и их ароматы помогают детям в восстановлении физических и душевных сил. «Братья наши меньшие» тоже могут помочь в сохранении здоровья дошкольников.

Раньше аквариумные рыбы и другие некрупные животные были частыми обитателями в групповых комнатах дошкольных учреждений, принося немалую пользу не только для решения задач экологического образования, но для оздоровления детей. Так, к примеру, наблюдение за аквариумными рыбками — прекрасный способ расслабиться. Неспешное перемещение подводных обитателей, шум журчащей воды являются средствами эмоциональной разрядки для дошкольников. Кроме того, вода, испаряющаяся из аквариума, увлажняет воздух и делает его более полезным для здоровья [1]. Но, к сожалению, в настоящее время в соответствии с требованиями СаНПиН педагогам пришлось убрать всех животных из уголков природы детских садов, что на наш взгляд, обедняет воспитательно-образовательный процесс.

Поэтому «спасает положение» активное и широкое применение наглядных изображений животных. С этой целью можно создать «альбом» животных, включающий иллюстрации из книг, календарей, фотографии. Благодаря такому альбому можно развивать у детей наблюдательность, внимание, способность распознавать эмоции, невербальные сигналы, расширяя их знания об окружающем мире. В работе по формированию у детей способности к распознаванию эмоций поможет подборка фотографий и рисунков животных. Детям можно предложить назвать, какое настроение у того или иного животного. Можно попросить их повторить ту или иную позу, изобразить настроение так, как показывает его животное. А затем как показывает его человек. Дошкольники способны четко уловить настроение животного по позе, движениям, взглядам. Такие наблюдения за поведением животных обогащают эмоциональный опыт дошкольников. Различные виды эмоций становятся понятны и узнаваемы для них.

Просмотр фрагментов фильмов о животных или с участием животных — это прекрасный способ расслабления. Применение аудиозаписей звуков природы также выступает эффективным лечебным средством. Этот метод не нов. Так, еще в Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства от бессонницы, невроза, навязчивых состояний, соматических заболеваний прослушивание птичьего пения.

К одному из доступных средств сохранения эмоционального здоровья дошкольников специалисты относят игры в песочнице. Летом данный вид терапии особенно доступен. По мнению специалистов, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике человека.

Для оздоровительной работы с дошкольниками целесообразно использовать прогулки-походы в лес, парк. Положительному воздействию на здоровье ребенка способствуют разнообразные природные средства: чистый насыщенный кислородом воздух, красивые пейзажи, поэтому придя в лес необходимо обязательно обращать на это внимание. Походы на относительно большие расстояния развивают у детей выносливость, укрепляют мускулатуру ног и всего тела, а также предупреждают заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной систем, и опорно-двигательного аппарата. Туристические походы не только укрепляют физическое здоровье детей, нормализуют эмоциональное состояние, но и помогают сплочению детского коллектива, детям, испытывающим эмоциональное неблагополучие, эмоциональное отчуждение со стороны сверстников помогает наладить контакт, преодолеть боязнь, застенчивость. Проведение таких походов создает хорошее настроение у всех его участников и оставляет глубокий эмоциональный след у каждого ребенка.

Таким образом, применение различных природных средств в практической работе будет способствовать охране и укреплению здоровья дошкольников.

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей.

Факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и воспитанием этого ребенка:

— достаточные физические нагрузки;

— максимальная продолжительность гуляния.

Питание и здоровье ребенка

Здоровье ребенка и правильное питание не разрывно связаны между собой. Это всем известный факт. Существует мнение, что здоровый, правильно питающийся ребенок — это тот ребенок, который ест по расписанию, четыре раза в день, сбалансированное меню. Однако это не совсем так.

Здоровый, правильно питающийся ребенок, обязательно ест по аппетиту, а это значит, не нужно заставлять ребенка есть, захочет поест, не захочет, и не надо. Ведь аппетит это наглядный индикатор состояния организма. Переедать вредно. Так вот, ребенок, которого заставляют есть, в любом случае переедает, что создает дополнительную нагрузку на печень, может вызвать расстройство желудка и еще множество неприятностей.

Существует оптимальный набор продуктов, при употреблении которых органы пищеварения будут работать «без сбоев». Так для завтрака подходят рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно какие-нибудь овощи. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, сок. Обед – максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью). Первое горячее блюдо (но не слишком объемное) – суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое – фруктовый сок, свежие фрукты, компот из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. На ужин — блюда из творога, овощей, яиц и кисломолочные напитки.

Физические нагрузки и их роль в здоровье ребенка.

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка. Физкультура имеет громадное значение для правильного развития детей. Она должна быть одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей.

Ещё большее значение имеет лечебная физкультура, особенно такие её элементы, как массаж и гимнастика при лечении больных детей. Физкультура даёт положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни ребёнка и при наличии благополучной окружающей среды. При отсутствии этого физкультура, как правило, малоэффективна, нередко бесполезна, а иногда может быть вредна. В физическом воспитании детей наряду с лечебной физкультурой и спортом, массажем (особенно у детей раннего возраста) и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы. Так, при условии правильного проведения, закаливание является одним из главных средств общего оздоровления детского организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребёнка.

Массаж является методом неспецифической терапии, а физические упражнения — средством стимулирования физиологических процессов в организме ребёнка. Гимнастика и утренняя зарядка являются средством развития качества движений и одновременно средством поддержания положительного эмоционального тонуса. Таким образом, значение физического воспитания для детского организма трудно переоценить. Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. А надо руководствоваться тем, что для человека необходима физическая тренировка его тела, причем с самого раннего детства. И для этого не обязательно посещать платные тренировочные мероприятия, достаточно во время прогулки побегать с ребенком, попрыгать и вообще, прививать ему любовь к физическим нагрузкам. При этом одеваться нужно соответственно. Ведь логически понятно, что одежда должна быть удобной и в ней не должно быть жарко.

Здоровье ребенка на прямую зависит от того, насколько у него есть возможность тренировать себя и свое тело, и насколько эта привычка будет сопровождать его во взрослой жизни.

Контакт с природой и его влияние на здоровье ребенка.

Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Причиной 90% ОРЗ у детей являются вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. А такие условия везде — в помещениях, дома, на работе, в саду, в школе, где стоит помимо батареи, пара обогревателей, а сквозняк воспринимается, как прямая угроза жизни. На улице подхватить вирус, допустим, гриппа возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место. А что еще позволяет нам не заболеть при встрече с вирусом — местный иммунитет.

Наши органы дыхания, вырабатывают слизь, которая в огромных количествах содержат вещества, позволяющие убивать вирусы. Но для корректной борьбы с вирусами, слизь должна иметь нормальное состояние густоты и уж никак не быть сухой. А что влияет на состояние слизи? Влажность воздуха. На улице обычно влажность находиться в приемлемых рамках, в помещение же, множество факторов, обеспечивающих сухость воздуха. А в сухом воздухе, слизь в носу высыхает что затрудняет дыхание и не позволяет выполнять основную задачу местному иммунитету.

Здоровье ребенка, важнейший фактор, на который родители в состоянии влиять. Отказавшись от насильственного кормления, проводя с ребенком активно время на свежем воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь. Здоровье ребенка бесценно. А выполнять три вышеперечисленных правила не так уж и сложно.

Исследовательская работа по теме: ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическая проблема — одна из самых острых проблем во всем мире, актуальна она и для нашего региона. Техногенные факторы, как свидетельствуют исследования последних лет, негативно влияют на здоровье человека, оказывают общетоксическое действие, вызывают появление «дозонологических» отклонений, негативно влияют на генетический аппарат, репродуктивную и иммунную систему.

Весьма чувствительный индикатор экологического неблагополучия — это состояние детского организма.

Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов. Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.

Имеющиеся данные литературы указывают на то, что сложная экологическая обстановка повышает вероятность формирования астенического типа телосложения, снижает скорость роста и развития организма, ухудшает функциональное состояние кардио-респираторной и прочих систем, замедляет скорость биологического созревания, способствует дисгармоничности физического развития детей.

Известно, что формирование здоровья генетически детерминировано и в то же время зависит от влияний различных факторов окружающей природной и социальной среды.

В ряде исследований показано, что Тульская область испытывает большую техногенную нагрузку в связи с размещением на её территории мощнейших предприятий металлургии, угледобывающей, химической промышленности, а также следа радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.

Наибольшую озабоченность в сложившейся ситуации вызывает состояние здоровья детей, которые по сравнению с взрослыми, наиболее чувствительны к действию различных экологически неблагополучных факторов, в том числе радиационному.

При обследовании детского населения, проживающего на загрязненной радионуклидами территории, выявляются существенные морфо – функциональные нарушения многих органов и систем организма, а также

физического развития детей, которое в определенной степени отражает уровень их здоровья.

Рост общей, хронической заболеваемости, негативные изменения физического развития детского населения в Российской Федерации, особенно в экологически неблагоприятных регионах, является чрезвычайно острой медико-социальной проблемой, решение которой имеет государственное значение.

Цель нашего исследования стало оценить физическое развитие детей 5 лет в зависимости от уровня загрязнения окружающей среды в месте их проживания.

Наше исследование проходило в апреле 2018 года на базе «Заброденский детский сад №3» с. Заброды, Калачаевского района Воронежской области и детский сад № 58 г. Новомосковска Тульской области.

Для исследования мы отобрали по 10 детей 5лет из средней группы « Заброденского детского сада №3» Воронежской области и 10 детей из средней группы детского сада № 58 г. Новомосковска Тульской области. Данные регионы в качестве баз исследования были нами выбраны на основе экологического рейтинга регионов России по данным за 2017 год. По данным которого, Тульская область является неблагополучным по экологии районам, а Воронежская — относительно благополучная.

Для исследования физического развития дошкольников нами были выбраны следующие тесты: Рост (длину тела), Окружность головы , Масса тела , ЖЁЛ ( жизненная емкость легких), Проба Штанге и Проба Генчи.

О рганизм ребенка отличается от организма взрослого человека целым рядом особенностей в строении отдельных его органов и систем, а также их функций и в отличие от организма взрослого, находится в состоянии непрерывного роста и развития. В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела .

Тульская область отнесена к 12 наиболее экологически неблагополучным регионам России. Здесь сосредоточены крупные предприятия машиностроительного, химического, топливно-энергетического, военно-промышленного комплексов, строительной индустрии. Все это создает напряженность экологической и санитарной обстановки. Кроме того, 51% территории области загрязнено радиацией из-за аварии на Чернобыльской Атомной электростанции.

В результате нашего исследования мы получили следующие результаты, представленные в таблицах 1 и 2. Не смотря на близкие по значению средние показатели физического развития у детей Заброденского детского сад №3 и детского сада № 58 Г. Новомосковска, анализ индивидуальных показателей детей из этих детских садов дал совершенно разные результаты.

Показатели физического развития практически всех исследуемых детей из Воронежской области (таблица № 1) находятся в «средней» зоне развития, что говорит о их нормальном физическом развитии.

Результаты исследуемой группы детей из детского сада Г. Новомосковска несколько иные (таблица №2).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: