Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста диплом

Проблема интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Татьяна Геннадьевна

Статья посвящена проблеме интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется формам организации образовательного процесса, взаимодействию детского сада и семьи в интеллектуальном развитии ребенка старшего дошкольного возраста.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Татьяна Геннадьевна

Текст научной работы на тему «Проблема интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»

The Problem of Intellectual Development of Children of the Senior Preschool Age as a Condition for Successful Schooling Anisimova T. (Russian Federation) Проблема интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе Анисимова Т. Г. (Российская Федерация)

Анисимова Татьяна Геннадьевна /Anisimova Tatyana — кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра дошкольного и начального образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Мордовский республиканский институт образования, г. Саранск

Аннотация: статья посвящена проблеме интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется формам организации образовательного процесса, взаимодействию детского сада и семьи в интеллектуальном развитии ребенка старшего дошкольного возраста. Abstract: the article deals with the problem of intellectual development of the children of the senior preschool age. A special attention is paid to the forms of organizing the educational process, interaction between nursery school and family in the process of developing a child's intellect at the senior preschool age.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, дошкольное образование. Keywords: intellectual development, preschool education.

Всесторонне развитие личности является объективной необходимостью, вытекающей из потребностей общества. Одной из важнейших сторон которого является интеллектуальное развитие.

Дошкольное образование обеспечивает создание базисного фундамента развития личности ребенка, что дает ему возможность успешно овладеть разными видами деятельности. Закладываются основы представлений и понятий, которые существенно влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

В качестве результата интеллектуального развития личности выступает интеллектуальная компетенция. Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и закономерностях и т.д.

Интеллектуальное развитие ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, расширению их кругозора.

Такие занятия особенно необходимы для детей, не посещающих детские сады, так как несут не только обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное значение и могут дать прекрасные результаты в интеллектуальном развитии дошкольников. Они дают не только новые знания, приобщают к разным видам деятельности, но и облегчают переход к роли школьника. У ребенка вырабатывается привычка заниматься в определенное время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых. Все это поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность в дальнейшем.

В педагогике и психологии выделяют несколько основных критериев готовности к школьному образованию: интеллектуальные, мотивационные, психологические, социальные, физические. Каждый из них имеет ряд оснований, благодаря которым

можно определить насколько целостно и гармонично развивается личность. Интеллектуальная — считается наиболее значимой при поступлении в школу [2].

В отечественной психологии при изучении интеллектуальной готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а не на уровень развития интеллектуальных процессов.

Л. С. Выготский одним из первых четко сформировал мысль о том, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не сколько в количественном запасе знаний, сколько в уровне развития интеллектуальных процессов (научиться рассуждать, выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их находить причины явлений, делать выводы и др.). Такие представления являются наиболее важными приобретениями, которые помогут ребенку перейти к новой ступени образования -обучению в школе, усвоению научных знаний [1].

Обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. Способности его формируются лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новые знания, а включается в процесс деятельности. Чем раньше с ребенком начинают заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит. Однако, как показывает практика, не всегда обучения оказывается правильным, что говорит о недостаточном уровне сформированности интеллектуальных способностей детей при поступлении в школу.

Во многих образовательных учреждениях или в домашних условиях при подготовке детей к школе педагоги и родители нацеливают обучение на умение ребенком читать, писать, считать. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитания у детей качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью. Поэтому образование ребенка должно быть направлено на обогащение (амплификацию), а не на искусственное ускорение (акселерацию) развития.

Формирование интеллектуальных способностей, необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи, где взрослые в данном случае выступают в роли соучастника детских открытий, поддерживая ребенка тем самым на пути самостоятельного поиска. Для активизации способностей необходимо создавать специальные условия, где немалую роль играет специально организованная воспитательная работа, и основное место занимает организация игр, посредством которых формируются и совершенствуются социальные навыки взаимоотношений между детьми и взрослыми. Некоторые качества могут быть сформированы только в процессе целенаправленного систематического обучения дошкольника — на занятиях — именно такая форма обучения способствует благоприятным условиям для развития у детей познавательных интересов, склонностей, положительных мотивов учения, различных способностей, усвоения детьми знаний, умение и навыков, потребностей в самостоятельной работе. Продуктивные занятия: рисование, конструирование, аппликация, лепка позволят ребенку приобрести собственный опыт, который является основой развития личности ребенка.

Если не создать такие условия, то мышление ребенка окажется ограниченным узкими рамками, не сформируется интеллектуальная гибкость, желание и умение мыслить самостоятельно.

В детском саду такая работа организуется систематически по плану педагога, что позволяет обеспечить успешность в интеллектуальном развитии детей.

1. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: смысл, Эксмо, 2004. — 512 с.

2. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2004.

The main methods and directions of development of communicative competence of senior preschool children's Grishnyaeva I. (Russian Federation) Основные способы и направления развития коммуникативной компетентности старших дошкольников Гришняева И. В. (Российская Федерация)

Гришняева Ирина Владиславовна / Grishnyaeva Irina — кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра дошкольного и начального образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Мордовский республиканский институт образования, г. Саранск

Аннотация: статья посвящена проблеме коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется формам организации образовательного процесса в коммуникативном развитии ребенка старшего дошкольного возраста.

Abstract: the article deals with the problem of communicative development of the children of the senior preschool age. A special attention is paid to the forms of organizing the educational process, interaction between nursery school and family in the process of developing a senior preschool child's communicative skills.

Ключевые слова: коммуникативное развитие, открытое образовательное пространство.

Keywords: communicative development, open educational space.

Сегодня коммуникативная деятельность может рассматриваться как одно из основных условий развития ребенка, формирования его личности, а также вид деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Модернизация дошкольного образования предполагает формирование у детей способности преобразовывать содержание общественного опыта, осваивать культуру как систему проблемно-творческих задач. Сегодня, формирование компетентностей является целю и результатом образования. Как желаемая возрастная характеристика на этапе завершения дошкольного детства представляется компетентность ребенка, которая обнаруживается в его творческих способностях, любознательности, инициативности, коммуникативности, позитивном образе «Я»; ответственности и произвольности.

Поэтому сегодня дошкольное образование строится в условиях открытого образовательного пространства с целью достижения наилучшего результата во всех сферах детско-взрослого взаимодействия. Каждая образовательная организация, реализующая основную образовательную программу дошкольного образования, выстраивает собственную модель открытого образовательного пространства. Коммуникативная компетентность рассматривается как важнейшая компетентность, которой овладевает воспитанник. В современных условиях актуально для

Читайте также  Как провести интересное занятие по экологии в подготовительной группе

Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста диплом

Автор: Самарина Надежда Викторовна

Организация: МАДОУ ДС №25 «Семицветик»

Населенный пункт: г. Нижневартовск

Автор: Тякина Альбина Халиловна

Организация: МАДОУ ДС №25 «Семицветик»

Населенный пункт: г. Нижневартовск

Аннотация

Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из актуальных проблем современности. Это объясняется возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни.

Актуальность проекта:

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала.

Одним из эффективных методов работы по интеллектуальному развитию является поисковая деятельность, а точнее экспериментирование. Разнообразные и интенсивная поисковая деятельность быстрее и полноценнее развивает ребенка. Дети очень любят экспериментировать. Это связано с тем, что им легче наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

Результат проекта:

  • Пополнение материала (кроссвордами, ребусами, логическими задачами, книжками — малышками).
  • Повышение интереса детей к опытно – экспериментальной деятельности
  • Расширение представлений о предметах и явлениях природы.

Паспорт проекта

«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Воспитанники подготовительной группы, педагог, родители

Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей через опытно – экспериментальную деятельность

  1. Расширять представления детей о предметах и явлениях природы;
  2. Развивать интеллектуальные способности через опытно – экспериментальную деятельность;
  3. Воспитывать соблюдение правил техники безопасности;
  4. Воспитывать интерес детей к опытно- экспериментальной деятельности.

I этап- подготовительный (02 сентября – 08 января)

II этап – основной (09 января – 16 апреля)

III этап – заключительный (16 апреля)

  1. Картотека экспериментов с водой,
  2. Альбом кроссвордов, ребусов, книжек — малышек.
  3. Выставка онлайн галереи «Всем нужна вода».
  4. Фотоотчет о проделанной работы.

План работы

  1. Постановка проблемы
  2. Изучение литературы, наглядно – дидактических пособий из домашней библиотеки и библиотеки группы.

02 сентября – 04 октября

  1. НОД «Волшебница вода», «Берегите воду» и т.д.
  2. Дидактические игры Воскобовича В.В., Дьеныша, Никитина Б.П.,палочки Кюизенера, ДарыФрёбеля, соты Кайе, «Где живет вода?», «Земля, вода, воздух», «Времена года», «Звук, свет, вода»
  3. Экспериментирование «Опыты с водой», «Свойства воды», «Чем пахнет вода и какого цвета?», «Что находится в капле воды (рассматривание через микроскоп)»
  4. Лаборатория Наураша в стране Наурандии (опытно-экспериментальная деятельность)
  1. Развивающие мультфильмы и СМИ «Капля воды», «Секреты воды», «Что такое вода», «Круговорот воды в природе», «Вода и погода», «Капитошка», «Уроки Тетушки Совы»,
  2. Художественная литература Н.А. Рыжова «Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», «Как люди реку обидели» и т.д.
  3. Альбом кроссвордов, ребусов,книжек — малышек о предметах и явлениях природы
  4. Консультации для родителей «Интеллектуальное развитие детей через опытно – экспериментальную деятельность»

05 октября- 16 апреля

  1. Картотека экспериментов с водой.
  2. Альбом кроссвордов, ребусов, книжек — малышек.
  3. Выставка онлайн галереи «Всем нужна вода».
  4. Фотоотчет о проделанной работы.

Описание работы

Работу начали с постановки проблемы, изучения и анализа литературы, наглядно – дидактических пособий из домашней библиотеки и библиотеки группы, игр по данному вопросу. В процессе работы мы изучили и провели опыты с водой. Играли в игры, такие как Воскобовича В.В., Дьеныша, Никитина Б.П., палочки Кюизенера, Дары Фрёбеля и другие.Прочитали совместно с детьми художественную литературу по данной теме. Просмотрели развивающие мультфильмы. Совместно с родителями изготовиликнижки — малышки, альбомы, кроссворды, ребусы о предметах и явлениях природы. Пополнили мини-лабораторию картотекой экспериментов с водой.

Конечный результат

Результатом проделанной нами работы стало совместное изготовление с родителями альбом кроссвордов, ребусов, книжек — малышек, картотек экспериментов с водой. А также выставка онлайн галереи, фотоотчет о проделанной работы и размещение материала в СМИ.

Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста диплом

Автор: Немаляева Анна Вячеславовна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 14»

Населенный пункт: Московская область, гп. Менделеево

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Так что же такое интеллектуальное развитие ребенка? Интеллектуальное развитие ребенка – это сумма знаний и умений, способность эти знания усваивать и применять в решении нестандартных ситуаций. Но каждому взрослому следует понимать, что интеллектуальное развитие ребенка заранее не предопределено. Но его можно ускорить, замедлить, остановить на каком-то этапе. Следовательно, взрослые, которые заинтересованы в интеллектуальном развитии ребенка, должны направить энергию малыша, его желание узнать как можно больше, в нужное для этого русло. Дети удивительно активны и любознательны, они просто как губка впитывают в себя все, что происходит вокруг. Но не нужно забывать того, что интеллектуальное развитие ребенка проходит свои определенные стадии, из которых каждая предыдущая, подготавливает последующую. У ребенка постоянно возникают новые формы мышления, хотя нужно сказать, что старые формы мышления никоим образом не пропадут. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации игра. Значение игры для развития ребенка подчеркивают многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, используя игровые приемы в обучении, педагог не только создает оптимальную среду для обеспечения эмоционального здоровья дошкольника, но и воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, волю и поведение в целом, на развитие общих способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков, на развитие любознательности дошкольника как основы интеллектуального развития.

Особое значения для меня как для педагога имеют игры насыщенные логическим и математическим содержанием. Эти игры не требуют от детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. В процессе игры дети не видят что их чему- то обучают. Но незаметно для себя дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, составляют схемы и разнообразные модели, развивают представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование), формируется представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания). Среди материалов предназначенных для развития творчества дошкольников, широкое распространение имеют различные виды строительных наборов, конструкторов, наборов с логическими блоками Дьенеша, цветными счётными палочками Кюизенера и разнообразных головоломок. При этом роль занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Роль задач – активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает ум, позволяет расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке. Особое место в моей работе отводится занимательному математическому материалу — дидактические игры с логическими блоками Дьенеша. Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство, они являются наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики. Знакомство детей с логическими блоками проходит в несколько этапов. На начальном этапе работы, прежде чем приступить к играм, мы предоставляем детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками.

  1. Показать возможность разнообразных манипуляций с блоками в различных видах деятельности.
  2. Установить, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Читайте также  Как организовать предметно-развивающую среду в детском саду

В играх и упражнениях решаются конкретные задачи:

  • развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть форму, цвет, размер, толщину;
  • помочь освоить первые представления о замещении свойств знаками – символами;
  • учить строго следовать правилам при выполнении действий;
  • развивать умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по двум, трём свойствам;
  • сравнивать предметы по заданным свойствам;
  • развивать внимание, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам;
  • развивать классификационные способности к анализу, сравнению, обобщению.

Приёмы и методы работы:

  • игры и упражнения подбирались по принципу дидактики от простого к сложному; игры первого варианта развивают умения оперировать одним свойством, второго варианта двумя свойствами, игры третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами;
  • в зависимости от возраста детей, используется не весь комплект логических блоков, а какая-то его часть, сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине и т.п.
  • учитывать индивидуальные особенности детей, приступать к более сложной игре тогда, когда самостоятельно справляются с заданиями в предшествующей игре;
  • использование карточек-свойств переход от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.

Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Приёмы и методы работы:

  • упражнять детей в индивидуальной форме или по нескольку человек, небольшими подгруппами, игры и упражнения проводить в игровой форме;
  • использовать одобрение правильности действий и суждений детей, помощь детям осуществлять в косвенной форме;
  • одновременная подача упражнений на усвоение взаимосвязанных и противоположных понятий, действий, отношений;
  • осуществлять подбор упражнений с учётом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач;
  • вводить игровые элементы в форме игровой мотивации для среднего возраста и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит …) для старших;
  • использовать инструкцию, пояснение, вопросы, словесные отчёты детей о выполнении задания, контроль, оценку;
  • использование палочек для выполнения диагностических заданий.

Задачи, решаемые при использовании палочек:

  • развивать творческое воображение, умение создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу;
  • учить декодировать цветовые отношения в числовые; предлагаются игры на соответствие между цветом, длиной и числом; на значение чисел и их цветовых обозначений;
  • развитие комбинаторных способностей (на состав числа, игры «составь коврик»; умение заменять целую часть на составные, игры «поезда»);
  • освоение понятия итогового числа, игры на действия сложения, вычитания;
  • изучение свойств чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок.

Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В ходе игры и игровых занятий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке и времени и моделирует из палочек реальный предмет.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержание направлено прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке. Отбор развивающих игр осуществлен исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в самостоятельном процессе познания, а также данные игры являются актуальными, наиболее приемлемыми для старших дошкольников.

В совместной и самостоятельной деятельности используются игры и упражнения на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур силуэтов, образных изображений из определенных частей. Игра осуществляется путем практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры в которых, из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру – силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В одних играх составляются плоские фигуры: «Танграм», головоломка «Пифагор», «Волшебный Круг». В других объемную фигуру: «Кубики для всех».

Данные нашей работы показали, что процесс интеллектуального развития детей 6-го года жизни требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в систематическом использовании игр с последовательным усложнением игровой задачи, в активизации интеллектуальной деятельности детей, в развитии способности выделять существенные свойства предметов, сравнении, отражении результатов в речи.

Мы считаем, что развитие приемов интеллектуальной деятельности детей 6-го года жизни будет осуществляться успешно при организации правильного руководства играми детей как в совместной так и в самостоятельной деятельности, их систематическом использовании и создании педагогом условий для самостоятельного нахождения детьми способа решения интеллектуальной задачи.

Ожидаемыми результатами работы над темой «Использование игр с математическим содержанием в работе с детьми старшего возраста» является сформированность у детей старшего дошкольного возраста умения пользоваться основными мыслительными операциями, активизация интеллектуальной деятельности детей, способность выделять существенные свойства предметов, сравнивать, отражать результаты в речи.

Влияние игры на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Актуальность. Игра является ведущей деятельностью детей в дошкольный период их жизни. В процессе игры у ребенка формируются интеллект, психика, коммуникативные навыки. Играя, дети познают окружающий мир, учатся общаться друг с другом и взаимодействовать со взрослыми. В процессе игровой деятельности у ее участников появляется уникальная возможность «придумать» сюжет, распределить роли, договориться о правилах взаимодействия.

Игра дошкольника имеет важнейшую отличительную черту, отличающую ее от других видов деятельности. В процессе игры ребенок усваивает механизмы замещения, которые, по словам Л. С. Выготского, являются «смысловой стороной его поведения». В процессе игровой деятельности в сознании ребенка происходит разрыв от представлений, характеризующих реальную действительность, к образам иррационального плана, порожденным его воображением и полетом мысли. Этот процесс чрезвычайно важен для интеллектуального развития личности молодого человека.

Игры различаются по содержанию, форме и характеристикам – основаниям, позволяющим каждой из них занять свое место в жизни, развитии, образовании и воспитании ребенка.

К настоящему времени в исследовательской литературе достаточно широко представлена проблема изучения интеллектуального развития ребенка.

Разработкой проблемы механизмов интеллектуального развития – высших психических функций – начал заниматься В.М. Вундт, наиболее обстоятельные исследования по теме провели Л.С. Выготский и его последователи: П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, а также Ж. Пиаже и С.Л. Рубинштейн. Проблеме интеллектуального развития посвящены труды Н.С. Антонова, Н.Б. Бабкина, О.Б. Богомоловой, Е.А. Ведеминой, Г.Д. Глейзера, В.А. Гусева, Е.Ж. Жунусова, Т.Г. Зайцева, А.З. Зака.

Проблемы интеллектуального воспитания в психолого-педагогической науке стали изучаться совсем недавно. Концепция интеллектуального воспитания изложена в трудах М.А. Холодной. Исследованием интеллектуального воспитания в процессе целенаправленного обучения личности занимались А. Стаатс, Р. Фейерштейн, К. Фишер; в процессе обучения школьников – О.Н. Артеменко, Л.И. Боженкова, П.Н. Даньшов, В.А. Сухомлинский; в процессе обучения дошкольников – Р.С. Буре, Л.В. Загик, А.В. Запорожец, В.Г. Нечаева, Н.Н. Поддьяков, Ф.А. Сокин.

Несмотря на глубокую изученность как общих, так и частных аспектов интеллектуального развития и воспитания дошкольников, проблема развивающих игр как средства интеллектуального воспитания старших дошкольников в целом еще недостаточно исследована в дошкольной педагогике.

Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы ВКР: «Влияние игры на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста».

Приступая к данной научной работе нами была поставлена следующая цель: изучение влияния игры на интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста.

  • 1. Провести теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования;
  • 2. Раскрыть сущность понятия «интеллект»;
  • 3. Рассмотреть особенности развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста;
  • 4. Рассмотреть развивающую игру и ее влияние на интеллектуальное воспитание старшего дошкольника;
  • 5. Раскрыть педагогические и методические условия использования развивающих игр на интеллектуальное развитие старшего дошкольника;
  • 6. Выявить уровень интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью специальных тестовых методик;
  • 7. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию развивающих игр на интеллектуальное развитие старшего дошкольника.

Предмет исследования: развивающая игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников.

Объект исследования: интеллектуальное развитие старших дошкольников.

Гипотеза исследования: использование развивающих игр в воспитательном процессе ДОУ будет способствовать эффективному интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также  Развитие речи в дошкольном возрасте кратко

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (тестирование, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка).

База исследования: МБДОУ «Хлыстовский детский сад» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Исследование проводилось в старших группах №2 и №5.

Теоретическая значимость: состоит в комплексном изучении проблемы, с учетом источников и литературы.

Практическая значимость: обусловлена возможностью использования развивающих игр для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в практике воспитателей и психологами других дошкольных учреждений для проведения психологической диагностики и специальных занятий по интеллектуальному развитию дошкольников.

Структура работы: работа состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников

В наше технологичное время часто можно увидеть, как дошкольники сосредоточенно манипулируют с экраном смартфона или планшета. Родители при этом удовлетворенно отмечают, что у них растет интеллектуал, и что их ребенок явно имеет способности. Спору нет в том, что ребенок уже чему-то научился. Но имеют ли подобные манипуляции отношение к способностям? В частности, к интеллектуальным, с которыми связывают сферу инновационных технологий?

Какие способности называют интеллектуальными

Интеллектуальные способности дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.

Интеллектуальные способности

Что касается интеллектуальных, то они относятся к познавательным, умственным способностям, но имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность.

Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.

Составляющие интеллектуальных способностей

Какое же волшебство содержится в интеллектуальных способностях, если они умеют повысить успешность многих действий? Понимание в этот вопрос внесет выделение основных действующих компонентов, образующих интеллектуальный талант:

  • способность анализировать;
  • способность комбинировать и преобразовывать;
  • способность рассуждать и делать выводы;
  • способность планировать.

Раскроем суть перечисленных составляющих, благодаря которым проявляется поисковая активность, сообразительность и мыслительная инициативность дошкольника.

Способность анализировать заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта.

Способность комбинировать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих.

Способность рассуждать проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи.

Способность планировать заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели.

Каждый из перечисленных компонентов имеет количественную и качественную характеристику. Чем больше у дошкольника развита способность, тем с большим количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибочных предположений и действий он допустит, тем полнее сформируется интеллектуальная готовность ребенка к школе.

Например, составляя пазлы в картинку, ребенок не будет хаотично передвигать их ради случайного попадания, а станет обращать внимание на фигурные края и часть рисунка. Кстати, данную особенность можно использовать в качестве первичной диагностики развития интеллектуальных способностей дошкольника.

Как проявляются интеллектуальные способности в дошкольном возрасте

Первые проявления интеллектуальных способностей ребенка происходят через наглядное моделирование.

simvol

Наглядные модели отражают свойства и взаимосвязи предметов и явлений, поэтому они являются средством познания настоящих отношений.

Посмотрите на рисунок 5-летнего ребенка. Все, что он изображает, далеко не копия. Малыш моделирует, вычерчивая поверхностное подобие предметов, людей, объектов живой природы. Сложно нарисовать елочку, но легко изобразить зеленый треугольник. Очень непросто нарисовать человека – выручат кружок и несколько черточек или кружок в паре с треугольником.

Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и усложняется на основе развития интеллектуальных способностей. Начиная с простых замещений реальных предметов простыми формами, дети к старшему дошкольному возрасту научаются сами строить модели, используя символические обозначения.

Потенциал младших дошкольников

Дети младшего дошкольного возраста соотносят реальные предметы с геометрическими фигурами, но ориентируются на форму предмета, не принимая во внимание величину. У них еще только начинает формироваться способность к анализу, позволяющая заметить одно-два свойства реального объекта.

Если перед малышом разместить много колечек разного цвета и предложить собрать однотонную пирамидку, он будет нанизывать на стержень кольца одного цвета, не обращая внимания на их размеры. Когда взрослый направляет внимание ребенка на величину, он начинает учитывать это свойство.

моделирование

Младшие дошкольники строят вертикальные башни и горизонтальные модели (поезд, мост). Они способны объединить несколько предметов в группу. Ребенок справляется с заданием, если ему предложить несколько карточек с изображением еды, одежды, транспорта, мебели и пр., и попросить выбрать картинки «что стоит в комнате», «что можно съесть».

Также малыши 3-5 лет делают первые шаги в планировании. Они справляются с заданием, выслушав примерную инструкцию: «Посади мишку и зайку рядом, а куклу перед ними. Спрячь мячик под стол, а карандаш в коробку». Подобные задания стимулируют развитие интеллектуальных способностей ребенка, а также развивают память и внимание.

Интеллектуальные способности старших дошкольников

Наглядное моделирование в старшем дошкольном возрасте поднимается на более высокую ступень. От использования моделей конкретных предметов дети переходят к обобщенным символам, отражающим существенные признаки объектов.

Развивается конструктивная деятельность – яркий пример наглядного моделирования. Благодаря конструированию формируются интеллектуальные способности, активизируется развитие творческих способностей дошкольников. Если старший дошкольник строит пространственную модель, то это целая империя с замками, воротами, мостами.

Старшие дошкольники научаются составлять графические модели (план комнаты, схема детской площадки), собирать конструкции, ориентируясь на чертеж. С интересом отыскивают пути во всевозможных лабиринтах.

labirint

Развитие интеллектуальных способностей осуществляется благодаря осмыслению причинно-следственных связей, научению объединять разрозненные элементы в целостную схему.

Шестилетние дети успешнее находят существенные признаки и классифицируют объекты, употребляя обобщенные понятия (выделяют группы животных, фрукты-овощи, транспорт, посуду), придумывают оригинальных персонажей, наделяя их позаимствованными у других героев свойствами.

Планирование цепочки шагов переходит во внутренний план. Старший дошкольник предпочитает сообщать, на какой результат он настроен, а не перечислять шаги: «Сейчас построю город», «Рисую летающую тарелку – я потом расскажу, как она устроена».

В старшем дошкольном возрасте многие дети охотно оперируют математическими символами – цифрами, изображениями геометрических фигур. Это благоприятно сказывается на развитии специализированных математических способностей, которые также относятся к интеллектуальным.

Приемы и средства развития интеллектуальных способностей

Познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании, создает условия для развития интеллектуальных способностей.

способности

Родителям не стоит полагаться, что интеллектуальные способности их детей будут развиваться сами по себе. И тем более, не следует связывать подобные ожидания с компьютерными игрушками, которые приучают детей быстро реагировать на определенные комбинации, и никакого отношения, за редким исключением, к мыслительной активности не имеют.

Существуют проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальной гибкости и соответствующих способностей:

  • решение проблемных задач; ;
  • наглядное моделирование;
  • кодирование и декодирование;
  • придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей;
  • генерирование идей по принципу «мозгового штурма»;
  • игры на развитие словесно-логического мышления.

Безусловно, родителям придется немного потрудиться, чтобы подобрать карточки для классификации изображений или закодировать сообщение в ребус, придумать проблемную задачу или идею для «мозгового штурма». Но успешное развитие ребенка дошкольного возраста происходит только при активном участии взрослого. Даже подбор развивающих игрушек требует ответственного отношения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: