Инструментарий и методы диагностики уровня развития ребенка

Методы и инструменты педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей дошкольного возраста

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Микейлова К.С. Методы и инструменты педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей дошкольного возраста // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 25.10.2021).

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере использования педагогическая диагностика независима. Она перенимала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики, а та, в свою очередь, взяла на вооружение многие методы и модели медицины.

Целью предоставленного обзора является исследование имеющихся методик и инструментов педагогической диагностики для формирования диагностического материала (карты развития) оценки уровня индивидуального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях нашей страны.

Педагогическая диагностика базируется на особых алгоритмах, которые разрабатываются медиками, психологами, учителями. На данный момент в образовании, нашего государства наблюдается постепенный переход от классической системы обучения к воспитанию гармонически развитой личности ребенка. Эти реорганизации российской педагогики предполагают использование новых инструментов для анализа учебных, внеурочных итогов, сопоставления обретенных фактов, поиска способов решения обнаруженных проблем.

Главными разработчиками в области диагностики, в т.ч. педагогической, были Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия; Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В. Ф. Мачихина; С.Я. Рубинштейн; А.А. Венгер, Г.Л. Выгодский, Э.И. Леонгард и др.

Педагогическая диагностика в наше время все еще является скорее активно оспариваемой и неопределенной, нежели создавшейся научной дисциплиной.

Необходимо учитывать, что для воспитателя (педагога) диагностика – это не просто оценка каких-либо личностных признаков ребенка, а анализ совместного с воспитанником движения от одной цели к другой, так как в педагогическом процессе и ребенок, и воспитатель (педагог) подвержены модификациям.

Для проведения педагогической диагностики необходимо знать:

  • теоретико-методологические основы диагностического процесса;
  • современные подходы к организации, методическому обеспечению и проведению изучения развития детей;
  • основные психодиагностические методики и анализ результатов исследований.
  • психолого-педагогическое изучение развития детей;
  • обрабатывать и анализировать результаты диагностики;
  • на основании полученных результатов определять пути коррекционно-развивающей работы.

Методическим обеспечением при проведении педагогической диагностики должны стать оценка методов психофизиологических (оценка свойств нервной системы и др.), физиологических (оценка вегетативного индекса и др.), психологических (методики самооценки личностных качеств и состояния). Задача состоит в том, чтобы:

  1. из большого числа показателей получить интегральную оценку;
  2. выбрать оптимальное число методик и показателей, необходимых для диагностики;
  3. выбранные методики должны удовлетворять главному требованию массовых обследований – комфортности: респонденты не должны чувствовать неприятные ощущения в период исследования.

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка зависит от точной оценки его потенциалов и особенностей развития.

Эту задачу решает совокупная педагогическая диагностика. Она является существенным этапом в системе мероприятий, которые обеспечивают особое обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую поддержку, позволяет определить наилучший педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, отвечающее его особенностям.

При выборе методов и инструментов для проведения диагностики нужно учитывать:

  • возрастную периодизацию детей;
  • направления диагностики: интересов, предпочтений, склонностей ребенка, личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми;
  • существенные сферы диагностики инициативы ребенка (творческой; инициативы; познавательной; коммуникативной и двигательной инициатив, проявляемых в различных видах детальности).

В связи с вышеуказанным, считаем ввести и применять вытекающее определение понятия «педагогическая диагностика» — выявление индивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности личности, присущие только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной развивающей или коррекционно-развивающей работы с ним, при использовании специальных методов и инструментов.

Ниже рассмотрим четыре важнейшие группы методов психологии:

  • не экспериментальные психологические методы;
  • диагностические методы;
  • экспериментальные методы;
  • формирующие методы.

Объективность и достоверность психологических исследований достигается при содействии математических методов обработки полученных результатов.

Методы педагогической диагностики сливаются в две группы:

  • методы, которые применяются на предварительном этапе диагностики;
  • методы, с помощью которых реализовывается ход диагностического исследования на главном этапе и оформление его результатов.

Нынешняя диагностика содержит в себе многообразные конкретные методики (инструменты) в виде тестов и стандартизированных опросников (миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI), опросники Айзенка, Кеттела, Лири, Роттера и др.).

Применительно к оценке уровня персонального развития ребенка личность необходимо изучать комплексно, таким образом, немаловажно как исследование её мотивационной и эмоциональной сфер, так и интеллектуальной.

В российской диагностике многообразные диагностические методы анализируются в качестве средств определения наличного уровня (констатации) развития этих психологических особенностей. Собственно потому, что итоги любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психического развития человека, определенный воздействием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом эксперименте, итоги диагностического испытания не могут и не должны сопоставлять с потенциалами человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти следствия не имеют прогностического смысла.

Главным несовершенством многих диагностических методик является осознание испытуемым искусственных обстоятельства обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (порой начинает сказываться желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, кое-когда — тяга поднять свой авторитет в глазах экспериментатора или иных испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента.

Метод проективной техники – это группа методик, которые предназначены для диагностики личности (Л. Франк).

Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, которые побуждают её к активности.

Избранные методы и инструменты могут быть употреблены, как специалистами, так и родителями (законными представителями), не имеющими специального образования, поскольку имеют конкретную интерпретацию, не допускают переутомления ребенка, исключают режим внушения, разрешают ребенку раскрепоститься и свободно сформулировать свое отношение к миру, строят ребенку знакомые обстоятельства (социальную, образовательную), хотя и специально моделируемую для проведения диагностики.

Диагностика ребёнка: виды и методы.

В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей. Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребёнку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям. Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

Диагностика личности – определение темперамента, типа самооценки.

Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.

Диагностика поведения. Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер. Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста (диагностика детей дошкольного возраста, диагностика детей младшего школьного возраста). Методики диагностики детей весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

Наблюдение – изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.

Беседа – даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.

Метод изучения результатов деятельности детей – анализ рисунков, поделок.

Тесты для детей – наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами. Метод тестирования можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции. Конечно, при определении типа темперамента ребёнка, опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

Читайте также  Художественно эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Тест "Перенос кубиков" В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке. По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

Программа определения типа самооценки: тест "Лесенка" Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества. По окончании теста делаем следующие выводы: Самооценка неадекватно завышена – ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь. Самооценка завышена – задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами. Самооценка адекватна – подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор. Самооценка занижена – помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации. Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума. Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

Тест "Кактус" Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: "Подумай немножко, у тебя получится". Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей. Рисунок расскажет об эмоциональных особенностях ребёнка. Изучите результат в деталях: Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника. Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка. Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка. Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют "домашние" дети, стремящиеся к семейной защите. Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

Диагностика интеллекта Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

Тест "Включение в ряд" Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда. Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

Тест "Классификация картинок" У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь – одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь – карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд. После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки. Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

Тест "Поиск времени года" Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался. Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

Тест "Найди отличия" Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий. Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

Тест "Что было сначала, а что потом?" Показываем четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй – сыплет в ямку семена, на третьей – поливает ростки, на четвёртой – любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий. Готовность к школе Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе. Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

Тест "Исключение из ряда или кто лишний?" Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся. Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

Тест "Найди точно такой же" На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная – разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

Тест "Запомни все предметы" Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

«Диагностический инструментарий. Формы и методы педагогической диагностики в ДОУ»

«Диагностический инструментарий. Формы и методы педагогической диагностики в ДОУ»

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

Регламентируемые документы педагогической диагностики:

— Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ вторая глава, статья 11 пункт 3.

— Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3.

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Читайте также  Развитие памяти у детей в детском саду

Итак, что такое педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика — это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка .

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

Структура педагогической диагностики состоит из пяти этапов.

Первый этап — проектировочный, включает в себя определение целей и методов диагностики. Основной целью этого этапа является оптимизация работы с группой и индивидуализация работы с детьми.

Второй этап — практический. Это проведение диагностики. Определение ответственных, обозначение времени и длительности, способов фиксации. Ответственными за диагностику обычно являются воспитатели, старшие воспитатели.

Третий этап — аналитический, предполагает анализ полученных фактов. На этом этапе мы не оцениваем развитие ребенка как на высоком, среднем, низком уровне, а определяем уровень сформированности у ребенка тех или иных качеств, умений и навыков.

Четвертый этап — интерпретация данных. Это основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап — целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Принципами педагогической диагностики выступают:

— принцип последовательности и преемственности диагностики;

— принцип доступности диагностических методик и процедур;

Рассмотрим, что же такое инструментарий педагогической диагностики.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отметить, что диагностируемые параметры могут быть расширены либо сокращены в соответствие с потребностями конкретного учреждения, поэтому каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Следует обратить внимание, что описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации. Применяются следующие формы диагностики:

В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

— изучения продуктов деятельности детей

— проблемная (диагностическая) ситуация.

При специфике нашей работы самый приемлемый метод – это наблюдение.

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу, у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.

— проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

— обстановка при проведении диагностики должна быть спокойная, доброжелательная;

— с ребенком работает один взрослый;

— нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать;

— обследование проводится обязательно в игровой форме;

— нельзя заставлять ребенка, если он не желает что — то делать, лучше отложить диагностику.

Диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце года, если другое не предусмотрено в образовательной организации. В середине учебного года педагогическая диагностика проводится только с детьми «групп риска», либо с теми детьми, которые нуждаются в дополнительном обследовании у специалистов, на ПМПК, и только с согласия родителей , их законных представителей.

На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года проводится сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год.

Реализация всех программ дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогический диагностики.

В своей практике мы используем пособие Верещагиной Натальи Валентиновны «Диагностика педагогического процесса». Это пособие разработано для всех возрастных групп с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, вне зависимости от приоритетов разработанной программы и воспитания и контингента детей. Данная система мониторинга содержит 5 образовательных областей, что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Диагностика проводится по пятибалльной системе оценивания, результаты фиксируются в таблицах, по которым удобно отслеживать уровень сформированности параметра у каждого ребенка индивидуально и общегрупповые параметры развития. Для проведения сравнительного анализа результатов диагностики нами были разработаны сводные таблицы мониторинга качества освоения детьми программы и мониторинга образовательных отношений.

Согласно ФГОС ДО, результаты педагогической диагностики могут быть использованы исключительно для решения следующих задач:

— во-первых, для индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

Диагностический инструментарий 5-6 лет

Индивидуальные результаты освоения Программы оцениваются с помощью наблюдения, после чего в план педагога вносятся коррективы.

Данная диагностика проводится педагогом в начале учебного года и в конце. При проведении данной диагностики педагог проводит игры, создает игровые ситуации, сюжетно – ролевые игры и т.д. и отмечает у каждого ребенка уровень сформированности каждого показателя от 1 до 3, где 1 – показатель сформирован, 2 – показатель сформирован частично, 3 – показатель не сформирован.

К диагностике прилагаются рекомендованные карточки (Приложение) объектов, схем, конструкций, рисунков. Педагог на свое усмотрение может использовать их либо дополнить другими.

  • по представлению (педагог проговаривает вместе с ребенком конструкцию объекта или макета. Ребенок конструирует);
  • по памяти (ребенку предлагается вспомнить объект или макет и сконструировать его);
  • с натуры (ребенку предлагается сконструировать объект или макет сумки-холодильника, головного убора, линии электропередач, телефона);
  • по самостоятельному замыслу (ребенку предлагается отгадать загадку и сконструировать объект, который был загадан);
  • по схемам (ребенку предлагается схема объекта, макета);
  • по моделям (ребенку предлагается готовый образец объекта) По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя.
  • а) башня из какого материала выше;
  • б) башня из какого материала устойчивее (педагог меняет угол наклона платформы)
  • в) башня из какого материала наиболее соответствует действительности
  • г) из какого материала было труднее построить башню
Читайте также  Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста диплом

К диагностике прилагаются рекомендованные карточки (Приложение) объектов, схем, конструкций, рисунков. Педагог на свое усмотрение может использовать их либо дополнить другими.

Карточки. Приложение 5-6 лет
Кран Электрическая цепь Головные уборы
Коробка передач Линия электропередач Модель времени
Помещения Схемы Сумка-холодильник
Телефон
Карта наблюдений развития технических умений детей 5-6 лет. (скачать приложение)

Данная диагностика проводится педагогом в начале учебного года и в конце. При проведении данной диагностики педагог проводит игры, создает игровые ситуации, сюжетно – ролевые игры и т.д. и отмечает у каждого ребенка уровень формирования каждого показателя от 1 до 3, где 1 – показатель сформирован, 2 – показатель сформирован частично, 3 – показатель не сформирован

Инструментарий и методы диагностики уровня развития ребенка

Автор: Свидерская Елена Геннадьевна

Организация: Детский сад № 95

Населенный пункт: Свердловская область,г. Каменск-Уральский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к диагностическому инструментарию для организации педагогической диагностики и мониторинга в дошкольном образовательном учреждении

Оценка качества образования чаще всего проводится с помощью диагностики. педагогическая диагностика направлена на определение продвижения детей в освоении программы. Данные педагогической диагностики ориентируют воспитателей на анализ овладения программным материалом как отдельными детьми, так и группой в целом. Современный подход к педагогической диагностике состоит в создании воспитателями условий для ее организации и проведения. Одним из основных моментов в организации педагогической диагностики детей является активизация их активности и самостоятельности. Это тесно связано с развитием потребностей и мотивов выполнения диагностических заданий. Можно использовать разные пути активизации дошкольников. Первый путь – воспитатель является инициатором, предлагает и при этом демонстрирует собственную увлеченность (этот путь наиболее актуален в младших и средних возрастных группах), или обыгрывает проблемную поисковую ситуацию (не может объяснить причину происходящего и просит детей о помощи) (этот путь наиболее актуален в старших возрастных группах). Второй путь – воспитатель подключается к уже выполняемым детьми диагностическим заданиям. Замысел деятельности, направленной на выполнение диагностического задания, может возникнуть как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать (процесс) что-то, сделать (результат) что-то. Такая ситуация характерна для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Иногда ребенок продолжает то, что начал раньше и не закончил; это типично для 5–7 лет.

Целесообразно в ряде случаев создавать условия для выполнения диагностического задания с «открытым» концом, чтобы дети при желании могли продолжить его, пока не исчерпают свой интерес. Таким образом, мотивация во многом определяет активность детей и результативность выполняемого диагностического задания.

Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, предусматривающим свободу выбора в соответствии с интересами ребенка. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание и способы выполнения диагностического задания.

Педагогическая диагностика проводится в декабре и мае. Каждое задание выявляет уровень знаний, умений и навыков по

тому или иному показателю. К каждому заданию предлагается инструкция проведения, используется наглядный материал.

Задания даются в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение,

поддержку; в случае затруднения не следует показывать ребенку, что он не справился. Многие диагностические задания

можно выполнять подгруппами по 4–6 человек. В этом случае воспитателю необходимо держать в поле зрения всех детей.

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки No 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отмстить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

 проблемная (диагностическая) ситуация;

Формы проведения педагогической диагностики:

 индивидуальная;  подгрупповая;
 групповая.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по

образовательным областям:
1балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,
2балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
3балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,
4балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,
5баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.
Результаты заносятся в таблицы Верещагиной Н.В. «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка».

Принципы организации диагностической работы:

– Принцип законности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях, с

соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; Конституции Российской Федерации; Закона Российской Федерации «Об образовании В Российской Федерации»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ и субъекта Федерации; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

– Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования.

– Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

– Принцип оптимальности– предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации – столько, сколько может быть использовано в работе образовательного учреждения.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: