Индивидуальные занятия развитию речи детей

Логопедические занятия для детей в домашних условиях

Логопедические занятия для детей в домашних условиях

Дошкольники часто картавят, не выговаривают звуки, пропускают или меняют их на другие. Объясняется это несовершенством артикуляции, а исправят ситуацию занятия логопеда или домашние уроки по развитию речи.

Логопедическое развитие речи дошкольника от 6 лет

Для данного детского возраста характерен серьезный прорыв в развитии связной речи малыша. Дети более активно общаются, совершенствуют диалог и монолог, без труда пересказывают сюжет любимого сказочного произведения либо разговор близких людей.

Занятие с логопедом

Ребенок участвует в речевом процессе, развивает ответы того или иного вопроса. Дошкольник переходит от применения в языке только описания, он больше рассуждает и анализирует, следит за культурой речи, полноценно пользуется навыками во время ежедневного общения.

Возможные проблемы и отклонения в развитии

Если у ребенка, который собирается оформляться в школу, отмечаются проблемы от нормы речевого развития, следует править речь, обратиться к профессиональному логопеду, без промедления начать заниматься логопедическими упражнениями для детей. Бить тревогу надо, если ребенок имеет следующие трудности:

  • Говорит непонятно, не выполняет согласование части речи, врач определяет на слух неверное применение слова, предлогов.
  • Имеет скудный словарный запас.
  • Излагает мысли очень короткими предложениями.
  • Не выговаривает множество звуков.
  • Коверкает слова.

Обратите внимание! Логопедия не прощает ошибок. Чем раньше начать коррекционные занятия, тем меньше сил и времени надо будет затратить на исправление недочетов.

Занятие с шестилетним ребенком

Важно! Так как в основе многих проблем речи лежат заболевания ЦНС, при серьезных отклонениях важно обследоваться у врача-невропатолога, а также пройти рекомендованную терапию в сочетании с занятиями с логопедом и уроками дома с родителями.

Индивидуальные коррекционные занятия с дошкольниками

По различным причинам, процесс развития полноценного произношения у многих детей замедляется. Дефекты произношения сами не устранятся, для их ликвидации, нужны системные упражнения со специалистом, а также совместные индивидуальные занятия дома.

Грамотно составленная система занятий обязательно поможет. Индивидуальные занятия по логопедии проводятся только после консультации и обследования.

Занятие логопедией в форме игры

Общие советы по проведению занятий дома

После подробного диагностирования речи воспитанника ДОУ, необходимо проводить коррекцию, начинать заниматься логопедическими заданиями для детей. Время занятий не должно быть более 20 минут. По теории логопедии, если заниматься больше, чем положено, материал не будет усвоен полноценно.

Кроме того, логопеды советуют заниматься играя, так как игра — главное занятие в дошкольный период.

Обратите внимание! Любые логопедические занятия по коррекции произношения звуков выстраиваются в форме игры.

Как построить занятие

Ребенок лучше усвоит материал и совсем не устанет, если задания будут в форме игры. Помимо этого, занимаясь с воспитанником детского сада дома, важно правильно построить процесс:

  • Начинать упражнения надо с 3 минут, аккуратно повышая время занятий до 20 минут.
  • Правильно организовывать уроки, чтобы у малыша было искреннее желание позаниматься.
  • Запрещено заставлять заниматься — положительного результата от таких упражнений не будет.
  • Упражняться надо часто, но не долго.
  • Не критиковать ребенка за неудачи (важное условие), не кричать, относиться с пониманием.

Любую ситуацию надо разбирать, находить причину, почему не получается, и вместе стараться ее решить. Разновидностей логопедических упражнений много. Например, онлайн редакция Шаховской и Волковой предлагает занятия и игры.

Виды упражнений для речевого аппарата

Каждый ребенок индивидуален и со своими проблемами, поэтому на практике применяются разные виды упражнений. Логопедические для речевого развития могут состоять из пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, игр на подражание звуков, формирование слуха, логоритмику (стихи с движениями), стихотворения на обогащение словарного запаса, чтобы развить речь.

Решать проблемы речи воспитанникам средней и старшей группы помогают упражнения дыхательной гимнастики в логопедии.

Скороговорки и чистоговорки

Скороговорки важны для формирования дикции и обучения малыша полноценно говорить. Начинать читать и заучивать скороговорки можно со 2-3 года жизни, потому что это:

  • Эффективная тренировка артикуляции звуков.
  • Приобретение правильных навыков речи.
  • Коррекция речевых дефектов.
  • Результативная борьба с косноязычием.
  • Формирование фонематического слуха, так как, чтобы сказать фразу, ее надо правильно слышать.

Чистоговорки для постановки речи и улучшения дикции можно подразделить на 2 группы. Стихотворения с повтором определенного звука, который требует практики. Это стихи, в первых строках которых используются повторы слогов, благодаря чему идет отработка необходимого звука. Конец стихотворения представляет собой просто фразу в рифму, может вообще бессмысленную.

Игры и задания

Чтобы развить речь, можно применять любые тематики в конспектах, но уровень сложности лексики должен соответствовать возрасту ребенка. Например, часто используют задание: «Грибы». Ребенку надо ласково назвать «Масленок — Масленочек, Волнушка — Волнушечка, Лукошко — Лукошечко, Поганка — Поганочка» и так далее.

Обратите внимание! Задания полезно дополнять дидактическими играми.

Подойдет игра «Расскажи мне сказку». Надо взять любые предметные изображения, 30 шт., разместить их перед малышом и предложить придумать сказку. Каждый игрок берет картинку и сочиняет 1-2 предложения, применяя выбранный рисунок. И так по очереди, получается интересный сюжет. Играть надо, пока картинки не кончатся.

Логопедические упражнения для детей на каждый день

Наиболее сложный момент — это заинтересовать дошкольника. И это очень ответственный процесс. Ведь усадить гиперактивного ребенка проблематично. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно совместить приятное с полезным — практиковать уроки, когда малыш играет в своем шалаше или прыгает на кровати.

Занятия в форме игры обязательно дадут результат, и родитель не устанет, и малыш материал усвоит без слез и криков — должен быть контакт, а не вражда. Логопедическую гимнастику для развития речи ребенка должен назначить опытный логопед.

Пальчиковые игры

Благодаря пальчиковым играм идет развитие мелкой моторики малыша. Результат занятий достигается, если работать с ребенком каждый день, по 5 минут. Полезной будет игра «Цветок». Пальцы рук должны смотреть вверх, быть сомкнуты вместе. Из полусогнутых ладошек надо сделать бутон, прижав пальцы. Когда композиция собрана, надо говорить четверостишье, делая движения на каждую вторую строку: Солнышко поднимается — Бутон распускается (развести пальцы в стороны, держа низ ладошек сомкнутым). Солнце садится — Цветок спать ложится (вернуть пальцы обратно).

Артикуляционная практика

Артикуляционная гимнастика — это занятия для языка и губ. Они являются базой в процессе произношения звуков. Если язык развит плохо, ребенок будет плохо говорить, его речь будет нечеткой. Заниматься надо перед зеркалом.

Интересно! Один из популярных приемов «Улыбка». Активно растянуть губы, улыбаться, но разжимать их при этом не надо. Держать улыбку следует полминуты.

Игры для формирования полноценного слуха, подражание звукам, логоритмика

«Где звон?» — игра на развитие слуха. Для игры потребуется мини-колокольчик и свободная комната. Малыш стоит с повязкой на глазах, родитель в это время осторожно передвигается по комнатному помещению, звеня мини-колокольчиком в различных местах. Ребенок должен, не оборачиваясь, определить рукой, где звенит.

Для игры на звукоподражание надо взять любой сюжетный рисунок. К примеру, на изображении мальчик везет машинку: «Миша тянет машинку и приговаривает „би-би“. Давай поможем ему! Би-би!». Надо помогать малышу, двигаться с ним, повторяя путь автомобиля, контролируя артикуляцию.

Логоритмика — это упражнения, в которых объединены движения, речь и музыка. Логоритмику обожают дети, им увлекательно. Сначала родитель читает стихотворение и демонстрирует движения, все это проходит под музыкальное сопровождение. Далее ребенок повторяет все самостоятельно или с мамой.

Декламация стихов и скороговорок

Декламация помогает быстрее вникать в стих или скороговорку, и заучивать произведение. Надо включить воображение и «нырнуть с головой» в сюжет. Стараться перенестись в то время, которое описано в стихотворении. Оживить строки.

Совет! Важно помочь малышу представить происходящее, рассказать о деревушке, в которой проживал маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как отцу тяжело было обеспечивать большую семью, о лютом холоде.

Когда будет визуализирован текст, малыш легче примет его, он проникнется эмоциями. А эмоциональное запоминается значительно быстрее.

Советы логопедов, как правильно проводить занятия дома

Исправить произношение сложно, на все нужно время. За один урок научить ребенка четко и внятно говорить, а также применять сложные слова, нереально. В любом занятии важно регулярно тренироваться.

Вариант логоритмического занятия

Ошибки — это часть процесса обучения. Надо быть терпеливым, хвалить малыша даже за незначительные успехи, поддерживать, если что-то не получается. Если орать на ребенка, то лучше говорить он не станет, напротив, может замкнуться в себе, что усугубит проблемы речи. Упражняться полезно 5 минут каждый день, а не раз в неделю по 1,5 часа. Изначально можно заниматься 3-5 минут, со временем повышая время до 15-20 минут дважды в день.

Логопедические занятия, организованные правильно, помогут скорректировать проблемы речи. Важно заниматься по рекомендациям опытного логопеда.

Занятия с детским логопедом-дефектологом

Когда нужно обращаться к логопеду-дефектологу? Коррекционные занятия c логопедом-дефектологом для детей, имеющих диагноз задержки речевого развития, задержки психо-речевого развития, общего недоразвития речи.

Занятия с детским логопедом-дефектологом

  • ЗПР, ЗПРР, ЗРР,
  • РАС, ОВЗ, ФФНР, СДВГ, ДЦП,
  • синдромом Дауна, алалией, дислалией,
  • фобиями и паническими атаками,
  • а также для неговорящих детей, логопатов, слабослышащих.
Читайте также  Уголок природы как часть экологической развивающей среды детского сада

Когда нужно обращаться к логопеду-дефектологу?

  • 10 мес — 1,5 года (когда «словарный запас» ребенка активно пополняется): в лексиконе ребенка долгое время не появляются «новые слова»;
  • с 2 до 3 лет (период очень быстрого освоения речи): ребенок употребляет мало частей речи, не проговаривает простейшие предложения;
  • с 3-х лет: ребенок не заговорил.

Если после 5 лет ребенок:

  • ребенок заикается;
  • неправильно выговаривает некоторые звуки; переставляет слоги в словах;
  • грамматически неправильно строит фразы (опускает все предлоги, путает падежи, множественное/единственное число, род частей речи);
  • испытывает большие сложности логично и последовательно передать смысл высказывания;
  • имеет неотчетливую речь: слова смазаны, эффект «каши во рту».

Почему важна логопедическая коррекция в раннем возрасте?

Очень важно, чтобы любые отклонения в развитии речи у ребенка были вовремя замечены и скорректированы. В наше время почти каждому ребенку, даже вроде бы хорошо говорящему, в идеале, перед школой требуется именно речевая подготовка. Например, если вы планируете отдать малыша в государственный или частный детский сад, то посещение корректирующих занятий логопеда-дефектолога позволит подготовить Вашего ребенка к получению дошкольного образования. Дело в том, что многие речевые проблемы детей очень трудно обнаружить в обиходе, но они становятся очевидны тогда, когда ребенок начинает обучаться чтению и письму. В таких ситуациях коррекция потребуется уже в школьном возрасте, чтобы ребенок не отставал от сверстников в освоении материала.

Как проводятся занятия?

Перед началом курса занятий логопед-дефектолог проводит ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ДИАГНОСТИКУ РЕБЕНКА, и, по факту обнаружения речевых нарушений , разрабатывают индивидуальную программу коррекционных занятий.

В нашем Центре коррекционные занятия с ребенком проводятся индивидуально в специально оборудованном логопедическом кабинете, в игровой форме с использованием упражнений на развитие страдающих компонентов речи и других психических функций:

  • постановка и автоматизация вызванных звуков;
  • развитие фонематического восприятия и слуха;
  • коррекция лексико-грамматических нарушений;
  • активизация и обогащение словаря;
  • коррекцию и формирование моторных функций: артикуляционной моторики (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика), мелкой и общей моторики;
  • развитие различных видов внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы;
  • работа над просодикой речи: (высотой, силой, тембром голоса, интонационной выразительностью).
  • а также массаж (зондовый, либо ручной).

Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Для достижения определенного результата, в зависимости от возраста ребенка, требуется курс нескольких занятий.

Что делать если мы не можем приехать?

On-line (дистанционные) занятия с учителем-логопедом

Часто бывают ситуации, когда в процессе занятий с логопедом семья уезжает на некоторое время из Москвы, но курс занятий прерывать нельзя. В таких случаях в ЦДКРН проводятся занятия с учителем-логопедом дистанционно (on-line).

Перед началом курса он-лайн занятий учитель-логопед проводит как ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ДИАГНОСТИКУ РЕБЕНКА, так и несколько занятий для установления контакта с ребенком, выработки программы коррекции,

Если у ребенка нет возможности приехать в Центр для диагностики, то процесс работы строится на основании первой он-лайн сессии с ребенком и родителями, после которой становится в общих чертах понятна степень речевых нарушений и отклонений. Учитывая неизбежную ограниченность он-лайн системы коммуникаций, логопед педагог выбирает такую программу занятий, которая возможна в данной ситуации.

Уточнение и более адресная работа с ребенком возможна только после полной очной диагностики речевых нарушений в ЦДКРН.

В нашем Центре коррекционные он-лайн занятия с ребенком проводятся индивидуально в специально оборудованном логопедическом кабинете, со специальным оборудованием для двусторонней коммуникации.

Клиент обеспечивается специальными материалами для подготовки дома

Во время он-лайн сессии через видео систему демонстрируется материал. Учитель-логопед и ребенок работают по высланным и распечатанным родителями заранее рабочим заданиям и текстам.

Работа с ребенком в режиме он-лайн (дистанционно) допускается в следующих случаях:

  • Существует качественный интернет канал (не менее 10 мбт./сек) со стороны клиента;
  • Распечатан заранее специально высланный рабочий материал
  • Организовано время и место со стороны клиента, которое позволяет провести сессию без отвлечений и перерывов
  • Проведена предварительная работа с ребенком, в том числе диагностика.
  • Родители имеют возможность оплатить занятия через удаленный банк по выставленному заранее и предоплаченному заранее счету.

Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Для достижения определенного результата, в зависимости от возраста ребенка, требуется курс нескольких занятий.

Нарушения развития речи, с которыми мы работаем:

Специалисты ЦДКРН ( Центра детского коррекционного развития и нейропсихологии ) имеют большую практику комплексных исследований и коррекции у детей следующих речевых нарушений :

Индивидуальные занятия развитию речи детей

— Помогли 1000 детей с 2018-го года
— Опытные специалисты с профильным образованием и суммарным стажем работы 61 год
— 87% клиентов приходят после других центров и специалистов, но остаются с нами. Помогаем каждому!

До обращения к нам: проблемы управления эмоциями

После: уравновешенный ребенок, агрессия сошла до минимума, прекратились истерики

До обращения к нам: ребенок невнимательный, долго молчит, не умеет пересказывать

После: ребенок начал пересказывать, улучшилось внимание, сразу отвечает на вопросы

До обращения к нам: задержка речевого развития (ЗРР)

После: стала формироваться речь; ушел негативизм, агрессия; повысилось внимание; ребенок стал более подвижным

До обращения к нам: большие речевые проблемы

После: дети научились слушать, стали более усидчивыми; улучшилась память, внимание, скорость мышления

До обращения к нам: задержка речи, гиперактивность, страхи, истерики, сложности с держанием карандаша, отставание в речи и игре

После: ребенок стал лучше формулировать предложения, появились новые обороты и рассуждения

До обращения к нам: речь неразвернутая, ребенок тяжело концентрирует внимание

После: ребенок лучше концентрирует внимание, легче усваивает информацию

  • Опыт работы более 19 лет

За всю практику работы более 19 лет не было ни одного ребёнка, к которому специалист не смог бы найти подход.

Ученики Екатерины Климашевской занимают первые места на городских, региональных и всероссийских конкурсах, внесены в «Банк одаренных детей России».

В отличие от большинства нейропсихологов, которые работают с детьми, начиная от старшего дошкольного возраста, Екатерина Владимировна работает и с детишками самого раннего возраста и с школьниками, студентами и с их родителями. Для поступающих в ВУЗЫ – лучшего специалиста по «профориентации» не найти.

  • Опыт работы более 7 лет

Участник множества международных научно-практических конференций по вопросам психологии и психотерапии.

Использует в нейропсихологической диагностике и нейрокоррекции

— арт-терапии, игровой и поведенческой терапии, кинезиологии, рефлексотерапии, телесно-ориентированной терапии, методы Монтессори, музыкальной ритмотерапии, ароматерапии, детских медитативных техник,

а также авторские междисциплинарные методики, что позволяет добиваться в разы более быстрой динамики в сравнении с классическими методами

Помогла более чем 200 детям:

  • с трудностями обучения и адаптации в школе, проблемами поведения и отсутствием учебной мотивации
  • с различными нарушениями развития речи (ЗРР, ОНР, моторной и сенсорной алалией)
  • с задержкой психического развития (ЗПР)
  • с тревожностью и фобиями
  • с расстройством аутистического спектра (РАС)
  • с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • с синдромом Дауна, гидроцефалией, ДЦП
  • с умственной отсталостью различной степени

Опыт работы в школах и коррекционных садах и школах

  • Опыт работы более 6 лет

Член профессиональной психотерапевтической лиги

Лауреат и победитель всероссийских и международных психолого-педагогических конкурсов

Автор научно-исследовательских статей в психолого-педагогических СМИ

Участник множества научно-практических конференций по вопросам коррекционной психологии и педагогики

Использует в нейропсихологической диагностике и нейрокоррекции интегрированные программы арт-терапии, игротерапии, кинезиологии, телесно-ориентированной терапии, что позволяет добиваться в разы более быстрой динамики в сравнении с классическими методами

Помог более чем 200 детям:

  • преодолеть трудности обучения и адаптации в школе, проблемы поведения, тревожности, страхов и отсутствия учебной мотивации
  • с задержкой психо-речевого развития,
  • расстройством аутичного спектра
  • с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
  • с синдромом Дауна и ДЦП
  • Опыт работы более 7 лет

Составляет интересные междисциплинарные программы по развитию когнитивной сферы и эмоционального интеллекта.

Помогает родителям выстроить систему и границы, в которых ребенку и родителям комфортно и способствуют всестороннему развитию личности.

  • трудности в адаптации к саду и школе
  • трудности в обучении (дислексия, дисграфия, дискалькулия)
  • трудности ориентировании в пространстве
  • трудности в общении со сверстниками и взрослыми
  • страхи
  • невнимательность
  • забывчивость
  • немногословность

Опыт работы в частных и государственных школах, детских инклюзивных садах, на «XVII Сурдолимпийских зимних играх» и на «II Международной конференции. Лингвистические права глухих»

  • Опыт работы более 15 лет

Использует в работе нейро-психолого-логопедические методы, которые позволяют добиться динамики в десятки раз быстрее, чем традиционные.

Успешно работает с диагнозами: дислалия, дизартрия, моторная и сенсорная алалия, диспраксия, задержка речевого развия, ринолалия, дисграфия, дислексия и др.

Кинезиологичкские упражнения, логоритмика, массаж (логопедический). Развитие памяти, внимания, мышления. Коррекция дисграфии по Ястребовой.

Сертифицированный специалист по логоритмике.

Сертифицированный тренер по риторике и ораторскому мастерству.

Для школьников:
Глобальное чтение, кубики Зайцева, скорочтение, математика, русский для школьников, репетиторство — помощь с д/з для школьников.

Для дошкольников:
ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений)
Подготовка к школе по программе будущего обучения, видео уроки для лучшего понимания предметов.

  • Опыт работы более 3 лет

Обучалась в ЧУ ОДПО «Институт современных психологических технологий», специализация «Арт-терапевт».

Читайте также  Развивающие игрушки монтессори официальный сайт

Повышение квалификации 2021 год — ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени Л.В. Ломоносова», специализация «Детская нейропсихология: методы диагностики и коррекции».

Сертификат 2021 год – Метод «Со-творение», Телесно-ориентированная психотерапия.

  • Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих различные нейропсихологические синдромы. Психологическая коррекция в арт подходе.
  • Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Клинико-психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) на резидуально-органическом фоне
  • Коррекционная развивающая работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).
  • Опыт работы более 5 лет

Работая в центре, использует в работе нейро-психолого-логопедические методы, успешно соединяя их с традиционной программой подготовки к школе.

Развитие памяти, внимания, мышления, логопедическое произношение русских слов и оксфордское произношение английских слов.

Сертифицированный специалист — хореограф.
Сертифицированный преподаватель английского и чешского языка.

Педагог- бакалавр начальных классов по системе: Начальная школа XXI в. – УМК продвинутого уровня для эрудированных школьников.

Чтение, скорочтение, математика, русский и английский для школьников, окружающий мир, репетиторство — помощь с оперативной подготовкой д/з для школьников

Подготовка к школе по программе будущего обучения по запросу родителей, игровая форма обучения, любовь к детям

Специалисты нашего центра не только проводят занятия с детьми, но и с 2020 года являются приглашенными экспертами в центральные СМИ

Наши нейропсихологи ведут рубрику «Нейропсихология» на канале ТВЦ в программе «Настроение»

Наблюдайте за всеми занятиями своего ребенка в комфортной комнате ожидания по видеокамерам наблюдения на большом современном мониторе

Пока вы ожидаете своего ребенка, можете воспользоваться быстрым Wi-Fi и выпить кофе, или вздремнуть, удобно расположившись на креслах-мешках или диване

По завершению занятия, вы можете задать вопросы специалисту и получить исчерпывающие разъяснения о достижениях ребенка

Закрепление полученных навыков и достижений

При систематических регулярных занятиях и выполнении всех рекомендаций специалистов — достижение высоких результатов гарантировано

По одному абонементу вы можете посещать несколько специалистов

Комплексная нейро-психолого-логопедическая диагностика — 4500 р.

Разовое занятие — 3500 р.

  • 4 индивидуальных занятия
  • длительность занятия — 45 минут
  • срок действия абонемента — 35 дней
  • 8 индивидуальных занятий
  • длительность занятия — 45 минут
  • срок действия абонемента — 70 дней
  • 16 индивидуальных занятий
  • длительность занятия — 45 минут
  • срок действия абонемента — 135 дней
  • 25 индивидуальных занятий
  • длительность занятия — 45 минут
  • срок действия абонемента — 135 дней

Диагностика проходит в формате:
1) сбор информации и консультация с родителем
2) задания для ребенка (двигательные, игровые, тестовые и тд. в соответствии с возрастом и запросом родителей)
3) обратная связь и рекомендации

В процессе диагностики происходит выяснение всех особенностей беременности, родов, особенностей развития в раннем возрасте, обсуждение специфики проблем, с которыми сталкивается ребёнок на данный момент, выявление причин этих проблем и подробное разъяснение родителю, почему у ребенка есть какие-либо сложности с развитием или проведением и что с этим можно сделать.

После диагностики специалист выдает рекомендации для повседневной жизни и стилю взаимодействия с ребенком, а также — если Вы принимаете решение о занятиях с нейропсихологом, то результаты диагностики используются для разработки индивидуальной программы коррекции этих проблем.

Запуск речи у неговорящих детей. Программа коррекции задержки речевого развития детей 2-3х лет.

Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. В настоящее время количество детей с задержкой речевого развития растет. Очень важно своевременно их выявлять и как можно раньше начинать оказывать коррекционную помощь.

Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста.

Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др.

Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.

У.В. Ульенков отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:

  • развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка
  • овладение словарным запасом и правилами синтаксиса
  • активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается
  • овладение смысловой стороной речи.

В своих занятиях для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы используем игровую форму занятий, ввели музыкальные игры, слушанье музыкальных произведений, музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗРР

Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.

Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

Т.Б. Епифанцева выделяет причины возникновения задержки речевого развития:

  • невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
  • замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически).
  • заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
  • нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
  • различные заболевания впервые годы жизни.
  • наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
  • неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально — волевой сферы и дефициту в развитии речи.

О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития:

  • Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
  • Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
  • Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов — своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
  • Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
  • Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
  • Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
  • Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
  • Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
  • Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития

Читайте также  Развитие сети дошкольных учреждений

(по Р. Е. Левиной)

Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы.

Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка — де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух —уту, киска — тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — ки).

В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность.

Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.

Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).

Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой).

Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.

На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня).

Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОГРАММЫ: дети 2-3 лет, родители.

В группу принимаются дети с ЗРР, ЗПР.

Противопоказания: дети с аутистическим спектром.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создать условия для запуска спонтанного речевого развития у неговорящих детей 2-3х лет.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

— развить общие речевые умения;
— расширить пассивный и активный словарный запас ребенка;
— способствовать повышению мотивации к общению;

— улучшить коммуникативные навыки.
Организация занятий: совместные детско- родительские групповые занятия 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из двух частей: 1 часть занятие логопеда, 2 часть – занятие психолога или логоритмиста.

Каких результатов достигнет Ваш ребенок после прохождения курса:

по окончании курса значительно обогатятся знания об окружающем мире ребенка, увеличится пассивный словарь, повысится мотивация к занятиям и речевому общению, активизируется речевая активность, расширится объем активного словаря (в зависимости от этапа речевого развития ребенка: от активного повторения звуков, слогов, звукоподражаний, слов до фразы), увеличится объем воспринимаемой и воспроизводимой информации, улучшится состояние артикуляционно-мимической, общей и мелкой моторики, увеличится концентрация внимания, улучшатся зрительная и слухо-речевая память, мышление.

В течение 3 недель происходит значительный скачок в развитии речи и других высших психических функций ребенка. Малыш получит новые речевые умения и навыки за короткий срок.

После прохождения курса возможно повторное прохождение курса через 3-4 месяца.

Как попасть на курс:

Необходимо пройти комплексную диагностику у логопеда и нейропсихолога, на которой выявляется необходимость прохождения такого курса, а также рекомендуется наиболее оптимальная программа. Для тех, у кого нет возможности приехать для очной консультации, возможна организация конференц-связи по скайпу. После этого нашими специалистами разрабатывается маршрут коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей Вашего ребенка. После окончания курса Вы получите рекомендации по дальнейшим занятиям по развитию речи и высших психических функций у Вашего малыша.

Этапы занятий

ОТ ЗВУКА К СЛОВУ

ОТ СЛОВА К ФРАЗЕ

ОТ ФРАЗЫ К СВЯЗНОЙ РЕЧИ

В работе используются

— Игровые методы включает игры на развитие у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, умения соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать слова, похожие по звучанию, игры на умение определять в словах наличие данного звука и так далее.

— Инновационные логопедические технологии включает информационно-коммуникационные технологии, сенсомоторное воспитание детей, элементы методики М. Монтессори и др.

— Методы нейростимуляции включает в себя использование методов изотерапии, библиотерапии, имаготерапии, музыкотерапии, кинезитерапии, сказкотерапии, биоэнергопластики, баламетрикса, сенсорная интеграции и многих других.

— Артикуляционная и дыхательная гимнастика включают упражнения, направленные на тренировку подвижности и точности работы органов артикуляции (языка, щек, губ, мягкого неба), выработку комбинированного типа дыхания, а также способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;

— Логопедический массаж (дифференцированный и зондовый). необходим в том случае, когда есть нарушение тонуса артикуляционных мышц. Под воздействием логопедического массаа нормализуется мышечный тонус в мимической и артикуляционной мускулатуре, что способствует улучшению произносительных навыков.

Длительность курса — 3 недели.

Наши специалисты владеют методиками работы с неговорящими детьми, разработанными Н.З. Бакиевой, Т.В. Грузиновой, Т.Н. Новиковой-Иванцовой, М.И. Лынской, О.Д. Лариной, Т.С. Резниченко, Т.А. Ткаченко, Г.В. Дедюхиной, Е.В. Кирилловой, Е.А. Янушко, О.Е. Грибовой, О.Е. Громовой, Н.Н. Трауготт, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.Я. Мухиной, З.Е. Агранович и многих других.

Место проживания

Для тех, кто приезжает к нам из других регионов мы готовы проконсультировать по возможностям аренды места проживания вблизи центров. Также вы можете самостоятельно арендовать номер в отеле или квартиру.

Перед началом курса есть возможность привести скайп-собеседование по всем организационным вопросам, индивидуальным целям и результатам

Не упустите свою выгоду

Специалисты нашего центра собрали лучшие методики, существующие в логопедии и нейропсихологии, а также свои личные наработки, с успехом применяемые с момента открытия центра и разработали следующие программы:

ИНТЕНСИВНЫЙ КУРС

15 дней по 3 часа

Ежедневные занятия с:
— Нейропсихологом;
— Логопедом;
— Кинезиологом (ЛФК).

А также занятия по развитию мелкой моторики.

только до 25 мая

ИНТЕНСИВНЫЙ КУРС ПОЛНОГО ДНЯ

15 дней по 5 часов

Ежедневные занятия с:
— Нейропсихологом;
— Логопедом;
— Кинезиологом (ЛФК).

А также:
— Занятия по развитию мелкой моторики;
— Сенсорная интеграция;
— Двигательная коррекция;
— Музыкальная, песочная и арт терапии.

только до 25 мая

Специалисты нашего центра собрали лучшие методики, существующие в логопедии и нейропсихологии, а также свои личные наработки, с успехом применяемые с момента открытия центра и разработали интенсивную программу занятий.

Курс включает в себя ежедневные занятия с нейропсихологом и логопедом-дефектологом. Индивидуально назначаются занятия по логоритмике и развитию мелкой моторики, а также логопедический массаж и занятия с кинезиологом.

При оплате курса в Июне, Вы бесплатно получите расширенную консультацию ведущего логопеда и руководителя логопедического направления центра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: