Индивидуальное развитие личности ребенка

Консультация для воспитателей «Условия формирования индивидуальности личности ребенка»

Становление индивидуальности и индивидуализациюразвития человека определяют:

ведущая репрезентативная сенсорная система;

скорость протекания психических процессов;

индивидуальные когнитивные стили;

информационные потребности и познавательные интересы;

специфическая асимметрия мозга;

степень выраженности креативности;

индивидуальный информационный опыт;

уровень сформированности основных компонентов ментального опыта.

Эти и другие биопсихологические особенности человека, социокультурные особенности окружающей среды, ментальность ближайшего окружения обусловливают уникальность содержания и траектории развития человека.

Развитие понимается как динамическое преобразование систем связей и отношений между людьми в событийной общности в процессах социализации (отождествления) и индивидуализации (обособления).

В исследованиях В. С. Мерлина, Л. В. Божович подчеркивается, что формирование индивидуальности (неповторимости) личности человека происходит по мере его включения в общественно необходимые связи под воздействием формирующихся у него личностных качеств, в которых развивающаяся личность гармонирует свои общественные свойства со своими типологическими природными особенностями.

Человек сам создаёт свою индивидуальность своими действиями. В деятельности зарождается, формируется и крепнет индивидуальный стиль человека. Возникает необходимость создания предпосылок формирования индивидуального стиля человека – зоны неопределённости, в которой человек может самостоятельно выбирать и опробовать различные способы действий, останавливаясь в конечном итоге на наиболее экономичных из них, которые привели к успешным результатам и принесли наибольшее удовлетворение.

Если взрослый (даже из благих побуждений) будет регламентировать всё до мельчайших подробностей, то ребенок может превратиться в «механическую игрушку», бездумно воспроизводящую заданные операции. Дети обладают собственной волей и умеют уходить от жёсткого обучения, а многие взрослые обладают здравым смыслом и понимают, что дети должны учиться самостоятельно и самостоятельности.

Окружающий мир предоставляет множество возможностей. Каждый берет (и получает в виде стимулов) из окружающего мира свою информацию, формирует свой уникальный опыт мирочувствования, миродействия, мировоззрения, что и составляет сущностную основу индивидуализации образования ребенка дошкольного возраста.

Поэтому крайне необходимо специально создавать условия для осуществления индивидуализации:

1)обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальностии инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3)установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребенка,через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.

Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.

Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:

1. Механизмы (обязательные требования):

— диагностика способностей и склонностей ребенка;

составление траектории успешности ребенкачерез создание ситуации выбора и ситуации успешности:

целенаправленное использование метода проб и ошибок;

расширение спектра материалов, способов деятельности;

учет принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования);

алгоритмы последовательности действий:

создание педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца ребенком;

определение технологии помощи и поддержки сопровождения развития ребенка:

в) свободные и регламентированные формы взаимодействия (общение и деятельность).

2. Специально организованные занятия в кружках,

3. Специальные образовательные ситуации.

4. Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера,

5. Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-педагог-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.

Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми,педагог продумывает возможные виды деятельности по реализации темы в развивающих центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий: совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели — вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

1. Михайлова – Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста / Л. В. Михайлова – Свирская. — Пособие для педагогов ДОО; М. : «Просвещение», 2015.

2. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие дошкольников / Н. Н. Поддьяков. – СПб. :Агенство образовательного сотрудничества: Образовательные проекты. Речь; М. : Сфера, 2010.

Условия формирования ключевых компетентностей в игровой деятельности детей Уже более одиннадцати лет наше дошкольное учреждение занимается вопросами развития игровой деятельности детей. В практике работы мы разработали.

Консультация для педагогов «Театр-условия творческого выражения личности» На сегодняшний день широко известно, что театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала.

Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду Важным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме,.

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка» Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Сказкотерапия как один из факторов формирования индивидуальной личности В настоящее время, время инновационных технологий, компьютеризации и т. п., большинство родителей недостаточно времени уделяют своим детям.

Читайте также  Речевое развитие детей дошкольного возраста доклад

Доклад «Педагогические условия формирования у старших дошкольников интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре» Педагогические условия формирования у старших дошкольников познавательного интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре Самостоятельная.

Условия формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов в ДОУ Условия формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов в дошкольном образовательном учреждении Хорошо известно, что.

Как происходит процесс формирования личности: этапы

Человек сразу рождается человеком, а вот личностью становится в процессе жизнедеятельности. Процесс формирования личности у всех происходит разными темпами. Поэтому нет четких границ, когда личность считается сформированной, но зато есть определенные признаки состоявшейся личности. Об этом расскажем подробнее в статье.

Признаки зрелой личности

Ученые считают, что личность полностью формируется только тогда, когда человек достигает психологической зрелости.

Признаки психологической зрелости:

  1. Вам не нужно одобрение чужих или близких людей для принятия решения, вы не нуждаетесь в советах по поводу какой-либо ситуации.
  2. Ваша самооценка смешанного типа — вы не оцениваете себя, не сравниваете себя с другими, не оцениваете окружающих.
  3. Вы имеете своё мнение иметь свое мнение, основанное на личном опыте и можете держать его при себе в нужных случаях.
  4. Вы обеспечиваете себя и свою семью материально, у вас есть свобода выбора во всех жизненных сферах.
  5. Вы простили родителей и побороли чувство вины перед супругом/детьми и родными.
  6. Вы побороли страх потери. Не боитесь стать нищим, одиноким, потерять предметы или людей…
  7. Вы перестали сваливать вину на других, умеете признавать свою вину и делить ответственность в отношениях.
  8. Вы можете обратиться к другим людям с просьбой о помощи в виде “Я-сообщений”.
  9. Вы обозначаете свои границы при общении и не нарушаете чужие. При этом, можете корректно сообщить, если вам некомфортно общаться в “таком формате”.
  10. Вы считаетесь с чувствами и потребностями других и не стесняетесь громко заявить о своих.
  11. Вам не нужна поддержка других в сложной ситуации, вы способны сами справиться с трудностями.
  12. Ваш девиз : «Я никому ничего не должен и мне никто ничего не должен». нет такой потребности, которую вы не могли бы удовлетворить самостоятельно.
  13. Научились говорить честные “Да” или “Нет”, не испытывая чувство вины.
  14. Ваше счастье не зависит от вашего статуса на личном фронте: вы чувствуете комфортно в отношениях и вне их.
  15. Вы отказались от унижения, критики, замечаний, манипуляций, унижений и оскорблений в общении с людьми.
  16. Вы проработали с психологом свои детские травмы и они больше не влияют на вашу жизнь.
  17. Вы живете настоящим, не боитесь будущего и не жалеете о прошлом.

Процесс формирования личности

Психологическая зрелость неразрывно связана с физиологией. Так, высшие психические функции развиваются только к 21 году, а способность контролировать эмоции и принимать рациональные решения вообще формируется к 23 годам. До этого момента все решения человек принимает на эмоциях. У него просто не созрел тот участок мозга, который отвечает за сознательное принятие решений. К слову, в нашей стране совершеннолетие наступает в 18 лет, в то время, как по психологическому развитию в этом возрасте человек остается ребенком. В армию идут по сути ещё дети: учатся управляться с оружием и защищать нашу Родину. Рекомендованный гинекологами возраст для беременности — 20 лет, а значит, дети рожают детей… По статистике первые роды происходят как раз в этот период. Молодые родители не могут найти к малышам подход, дать нормальное воспитание, потому что сами ещё не сформировались как личность.

Этапы формирования личности

Формирование личности начинается с рождения. Это долгий и сложный процесс, который происходит в несколько периодов (этапов):

Младенческий период — 0-2 года

На этом этапе младенец начинает учиться доверять или не доверять. Если о нем хорошо заботиться и любить, он начнет развивать чувство безопасности и положительно относиться к жизни. В противном случае ребенок будет чувствовать себя незащищенным, начнут развиваться первые детские страхи .

Стадия малыша — от 18 месяцев до 3 лет

В этом возрасте у ребенка начинает развиваться воля. При правильном воспитании ребенок обретает уверенность в себе. Родителям придется пройти через упрямство и первый большой кризис.

Дошкольный этап — от 3 лет

Некоторые называют этот этап «игровым возрастом». У ребенка начинает развиваться инициатива. Он начинает использовать свое воображение и понимать, как вести за собой других и следовать за ними.

Процесс формирования личности

Этап школьного возраста

На этом этапе ребенок развивает базовые интеллектуальные навыки. Он понимает, как общаться со сверстниками и умеет управлять общением, проявляет гибкость в разных компаниях.

Подростковая стадия

На этом этапе формируется набор ценностей, которые помогут в жизни. Мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.

17 лет

Формируется абстрактное мышление, формируются участки префронтальной коры головного мозга. На рисунке эти зоны выделены темно-синим и фиолетовым цветом. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Они начинают оценивать риски, проявлять самоконтроль и планировать свое будущее.

Процесс формирования личности

21 год

В этом возрасте формируются высшие психические функции. Но человек по-прежнему не может контролировать свои эмоции и принимать решения рационально, что видно по небольшим зеленым зонам на рисунке. Эти навыки формируются только к 23 годам.

Процесс формирования личности

Жизненные кризисы, влияющие на развитие личности

Некоторые теории развития личности подчеркивают, что взрослая жизнь и старение — это периоды изменений и трансформации прежних жизненных моделей. Считается, что эти изменения возникают в контексте социального статуса и зависят от семьи, рабочего места и общества в целом.

Общество предъявляет стандартные рамки и ожидания к подрастающему человеку, чем провоцирует различные психологические кризисы .

Например, от совершеннолетнего человека ожидают, что он будет играть роль плодотворного члена общества: поступит в ВУЗ, а затем устроится на официальную работу. Ситуация выходит за рамки, когда девушка решает выйти замуж и беременеет, а парень отдает предпочтение удаленной работе, да еще и уклоняется от налогов. Неспособность развить продуктивную самооценку, соответствовать ожиданиям приводит к чувству застоя и нарушает мировосприятие. Так, у молодых мам в декрете снижается самооценка, они теряют ощущение значимости (хотя они архизначимы для своего ребенка).

Возрастной диапазон от 28 до 33 лет представляет собой переход между периодом вхождения во взрослый мир и следующим периодом оседания. Этот переход дает возможность скорректировать и обогатить временную структуру взрослой жизни, которую он создал ранее.

Для большинства мужчин обычны кризы от умеренного до тяжелого. В это время часты разводы и смена профессии.

Затем следует период успокоения, который начинается в начале 30-ти и продолжается примерно до 40 лет. Этот период, в течение которого первоочередная задача — стать полноценным взрослым, обеспечить себе и близким стабильность и безопасность. Человек берет на себя более глубокие обязательства перед своей профессией, семьей. Кроме того, он часто концентрируется на своих целях, занимается долгосрочным планированием и достигает результатов.

Большинство мужчин сосредотачиваются на ключевом жизненном событии, таком как повышение по службе, в целях окончательного утверждения в обществе. В приоритете — независимость и авторитет.

Переходный период среднего возраста длится от четырех до шести лет, достигая пика в начале 40-ка годов. Он образует связь между ранним и средним взрослым возрастом и представляет собой встречу прошлого и будущего.

В этот период основная задача поработать и частично разрешить несоответствие между тем, что есть, и тем, что могло бы быть.

Период вступления в средний зрелый возраст начинается примерно в 45 лет и продолжается примерно до 50 лет. Переход к зрелой личности обычно сопровождается значительными потрясениями. Иногда сопровождается значительным жизненным событием, таким как смена работы, развод или любовная связь.

В зрелостом возрасте возникает кризис в отношении чувства целостности эго по сравнению с чувством отчаяния. На этом этапе люди понимают, что они подходят к концу жизни. Если они успешно прошли предыдущие этапы развития, они будут удовлетворены тем, что прожили полную, насыщенную жизнь. Люди, которым не хватает целостности жизни, часто испытывают чувство отчаяния из-за «упущенных» возможностей.

Типы личности

Так или иначе совершеннолетнего человека уже принято называть личностью. Но даже если он не обладает всеми признаками развитой личности, то все же некоторые личностные проявления у него имеются.

В зависимости от характера этих проявлений, можно выделить 4 типа личности:

  1. Интегрированная — это полностью состоявшаяся личность, способная к самодостаточности и непротиворечивости своих действий. Она определилась со своей социальной ролью, умеет контролировать свое поведение, управлять эмоциями и достигать поставленных целей.
  2. Защищенная — личность, которая чувствует защиту и поддержку всех институтов общества (школы, семьи, государства, страны) и гармонично развивается в безопасных и комфортных условиях.
  3. Пассивно-зависимая — личность, не способная принимать решения, идущая на поводу у чужого мнения, психологически внушаемая, не способная управлять эмоциями и отказаться от своих привычек.
  4. Неинтегрированная — личность, которая не может определиться со своей социальной ролью, не проявляет динамики в своем жизненном цикле и не стремится к признанию, самоутверждению.
Читайте также  Раннее обучение развитие ребенка

Вместо заключения

В этой статье рассматриваются различные временные фазы развития личности (пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность, зрелость и старость). На протяжении жизни человека генетические задатки взаимодействуют с социально-культурным контекстом . Вместе они определяют поведение человека и темпы развития его личности.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что процесс формирования личности сопровождается прерывистыми, ступенчатыми изменениями. На таком длинном пути легко заблудиться, пойти по пути ложного “Я” и прожить не свою, а чужую жизнь. Чтобы этого избежать, важно вовремя выяснить свои истинные жизненные ценности, понять профессиональные и творческие склонности. Всё это позволяет сделать Система Дизайн Человека . Эта наука объясняет, как устроена личность на генетическом и энергетическом уровне, подсказывает на какие жизненные аспекты стоит обратить внимание. Чтобы выяснить, насколько вы развитая личность, составьте персональную рейв-карту . Это своеобразный гид по устройству человека, в котором отражены все значимые моменты, способствующие становлению личности.

Развитие и формирование личности

Поговорим о развитии и формировании личности ребенка .

О том, каким образом происходит формирование личности ребенка, и в чем именно заключается значимость этого этапа, знают, увы, немногие родители.

А зря – этот этап можно считать своего рода отправной точкой, с которой, в идеале, должно быть связано изменение во взаимоотношениях родителей и малыша. Ребенок, ощущающий себя как личность, требует иного воспитательного подхода, он по-другому выстраивает коммуникацию с окружающими его людьми.

Формирование личности ребенка это осознание собственного места в реальном мире, развитие чувств и волевой сферы. Что координирует мотивы и устойчивость поведения.

Индивидуальные характеристики человека, такие, как темперамент, одаренность, особенности восприятия и обработки информации (внимание, память), во многом влияют на формирование личности.

Когда же можно говорить о том, что ребенок осознает себя как личность?

— малыш полноценно употребляет личные местоимения «Я»;

— он способен, пусть даже на самом простом уровне, описать себя (внешность, характер), рассказать о своих эмоциях, мотивах и проблемах;

— он обладает навыками самоконтроля;

— он имеет базовые представления о том, что такое “хорошо” и “плохо”

К какому же возрасту ребенок обладает более-менее

К 4-5 годам он полностью осознает себя как личность, обладающую определенными характеристиками и “встроенную” в систему отношений с окружающим миром.

Формирование самооценки ребенка, его ценностной системы – то есть важных компонентов личности – в значительной мере зависит от родителей.

Вот несколько правил, которым детские психологи рекомендуют следовать мамам и папам, чтобы со временем ребенок не столкнулся с проблемами, связанными с его восприятием себя или с отношением к нему окружающих.

1) Формируйте адекватную самооценку. Никогда не сравнивайте карапуза с другими детьми – ни в худшую, ни в лучшую сторону. Особенно это касается сопоставления личных качеств. Малыш должен понимать, что он ценен сам по себе, а не в сравнении с другими детьми. Если хотите похвалить карапуза, характеризуйте его как “умного”, “доброго”, “красивого” и т.д. – не употребляя степеней сравнения.

2) Поощряйте коммуникацию. Обеспечьте ребенку максимум возможностей для общения с другими детьми и взрослыми: так он быстрее социализируется, на собственном опыте усвоит правила поведения в обществе.

3) Не игнорируйте гендерный аспект воспитания. Примерно с 2,5 до 6 лет у ребенка формируется правильная половая самоидентификация и первые представления о взаимоотношениях полов. На этом этапе будьте предельно внимательны к своему ребенку, дарите ему свою любовь, но не поддавайтесь на провокации, на собственном примере демонстрируйте ему, как строятся гармоничные отношения супругов. Родители пример для подражания.

Поведение родителей может привести к формированию у ребенка поведенческих навыков.

4) Учите его этике и морали.

Ведущую роль в формировании личности ребенка-дошкольника играет усвоение общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями, и творческая переработка им этого опыта.

В ходе такого установления происходит не только обогащение знаниями и умениями, но и формирование способностей и качеств личности.

Правильная организация родителями игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка закладывается в первые годы, и интенсивно развиваются практические, умственные, речевые и художественные способности, формируются нравственные представления, чувства, эмоции, привычки, складываются черты характера.

От этого зависит будущее ребенка, эффективность обучения в школе, дополнительное развитие, его успехи в дальнейшей повседневной жизни.

Необходимо максимально использовать возможности каждого возраста ребенка для полноценного развития способностей.

В процессе жизни, развития, воспитания ребенка родитель корректирует поведение ребенка, показывает, как можно включать эмоции в практическую деятельность ребенка, формируя его нравственный опыт, в котором социальные нормы становятся личностными ценностями.

Творчество детей становиться в тесную связь с обучением. Наиболее успешно творческая деятельность осуществляется в условиях хорошо поставленного обучения, создание позитивных базовых условий развития и обучения. При полноценном развитии творческих способностей помогает развитие у ребенка эстетического вкуса.

Уважаемые родители, единство воспитания, образования и развития — взаимосвязь умственного, физического, нравственного и эстетического образования.

Глубокое понимание потенциальных возможностей дошкольника позволяет родителю повысить уровень его физических, умственных, нравственных волевых и художественных способностей, создать эмоциональную атмосферу, сформировать взаимоотношения ребенка с окружающими.

Наша задача, — педагогов, научить родителей умению развивать своих детей, наблюдать за их деятельностью, способствовать развитию умений и навыков. Самое главное – вклад в детей, это наше будущее.

В заключении хочется сказать, что семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка.

10 советов по развитию личности детей

10 советов по развитию личности детей

Вырастить ребенка сильным и уверенным в себе человеком – непростая задача для родителей. Вы должны убедиться, что ребенка окружает положительная атмосфера, способствующая его обучению и пониманию окружающего мира.

Ключевые этапы физического и психического развития приходятся на раннее детство, поэтому важно заниматься развитием личности ребенка с раннего возраста.

Рассмотрим 10 советов по развитию личности детей. Они помогут сформировать личностные качества ребенка, сделают его более уверенным в себе и позитивным.

1. Сделайте воспитание своим приоритетом

Воспитание ребенка должно быть вашим главным приоритетом.

  • возможно, вам бывает трудно работать и управляться по дому. Однако вам следует установить приоритеты и больше времени уделять ребенку;
  • на начальном этапе развития ребенка ваше поведение с ним будет играть важную роль в развитии его личности.

2. Пересмотрите свой стиль воспитания

Также в этот период важно осознавать собственный стиль воспитания.

  • подумайте, как вы ведете себя в тех или иных ситуациях;
  • обращайте внимание на то, как это влияет на поведение ребенка;
  • подумайте, какие у вас ожидания по поводу вашего ребенка, обоснованы ли они.

3. Не навешивайте ярлыки

Навешивать на ребенка ярлыки – это худшее, что вы можете сделать по отношению к нему.

  • неправильно сравнивать ребенка с другими людьми, даже хорошими;
  • давайте ребенку возможности для самовыражения;
  • не ограничивайте ребенка теми или иными моделями поведения.

4. Принимайте особенности личности ребенка и двигайтесь дальше

У каждого человека есть свои недостатки, и ваш ребенок – не исключение.

  • сохраняйте реалистичные ожидания от ребенка;
  • поощряйте его развивать свои таланты;
  • поддерживайте его интересы и хобби;
  • не заставляйте ребенка заниматься чем-то, что ему не нравится.

5. Будьте внимательны

Огромное влияние на поведение ребенка имеют Интернет, телевидение и т.д. Противостоять этому особенно сложно, потому что сегодня Интернет – часть нашей повседневной жизни.

  • обращайте особое внимание на занятия и интересы ребенка;
  • следите за его новыми интересами.

6. Показывайте хороший пример

Дети в большинстве случаев подражают своим родителям.

  • помните, что вы всегда должны проявлять хорошее поведение;
  • хороший пример положительно влияет не только на ребенка, но и на вас.

7. Устанавливайте правила

Когда речь идет о формировании личности ребенка, важно устанавливать правила.

  • создавайте здоровые модели общения с ребенком;
  • это поможет укрепить эмоциональные связи с ребенком.

8. Наказывайте с любовью

Наказания, которые вы устанавливаете ребенку, не должны быть оскорбительными или жестокими.

  • важно проявлять любовь, даже когда вы общаетесь с ребенком;
  • всегда подчеркивайте разницу между правильным и неправильным поведением;
  • объясните, почему вы не одобряете те или иные действия. Говорите ребенку, что вы разочаруетесь или опечалитесь, если он это сделает.

9. Слушайте ребенка

Уделяйте внимание ребенку и не отвлекайтесь в это время ни на что. Это очень важно в воспитании ребенка.

  • слушайте ребенка, когда он жалуется вам на что-то;
  • так он почувствует свою важность. Его уверенность в себе и самооценка укрепятся.

10. Помогайте ребенку

Есть много трудностей, с которыми приходится справляться вашему ребенку.

  • лучший способ помочь ребенку справиться с трудностями – приходить ему на помощь каждый раз, когда это ему нужно;
  • родители должны оказывать ребенку безусловную поддержку;
  • помогайте ему во время его взлетов и падений.

Помните, что каждый ребенок индивидуален. Вам нужно понять, какой подход наилучший для воспитания вашего ребенка. Ваши любовь и вера помогут ребенку максимально развить его личностные качества.

Читайте также  Сенсорное развитие детей в дошкольном образовательном учреждении

Развитие личности ребенка — далеко ли яблочко от яблони?

«Какие же они все разные! Один сорванец, а другой тихоня. Одному хоккей, а другому вопросы об устройстве мира. Отличаются друг от друга словно небо и земля! Почему они такие? Как не ошибиться и воспитать каждого правильно? Как дать каждому верное направление в жизни?»

Х-ФАКТОР ДЕТСКОЙ ЛИЧНОСТИ

«Иногда бывает такое чувство, что мы с ним будто с разных планет. Что бы я ни сказала или сделала, он понимает совершенно по-другому. Мой сын живёт какой-то своей жизнью, в которой мне нет места. Что сделать и как этому помочь?»

«Какие же они все разные! Один сорванец, а другой тихоня. Одному хоккей, а другому вопросы об устройстве мира. Отличаются друг от друга словно небо и земля! Почему они такие? Как не ошибиться и воспитать каждого правильно? Как дать каждому верное направление в жизни?»

razvitie li4nisti 1

Задаваясь такими вопросами, родители, воспитатели, педагоги, психологи сталкиваются с проблемой. Проблемой недостаточности существующих знаний. Притом что в психологической литературе описаны сотни подходов к воспитанию и развитию личности ребенка, ни один из них не позволяет родителям и психологам избежать ошибок, иногда непоправимых.

Ситуация осложняется и тем, что темп взросления и развития детей увеличивается с каждым поколением. В отношениях между родителями и детьми увеличивается порог взаимонепонимания, растёт психологическая пропасть, всё больше усилий требуется, чтобы говорить на одном языке, быть услышанными, понимать и доверять друг другу.

В условиях растущей беспомощности современной педагогики мы все громче говорим о необходимости перемен, необходимости построения принципиально иного взаимодействия по линии взрослый-ребенок. И база для таких перемен уже создана.

Системно-векторная психология впервые ставит психологическое знание на уровень точной науки, позволяя на совершенно ином уровне дифференцировать людей вне зависимости от их возраста и взаимодействовать с ними.

8 векторов – 8 наборов врожденных свойств – 255 возможных вариантов смешений. Описывая все типы личности согласно врождённому набору векторов, системно-векторная психология подробно рассматривает механизмы возникновения желаний и способы удовлетворения потребностей каждого из 8-ми векторов.

razvitie li4nisti 2

Цифры только кажутся большими. Разбираясь, начиная дифференцировать и понимать отдельные вектора, мы постепенно учимся складывать всю картинку в объеме. Вектора, а затем и векторальные связки, становятся легко узнаваемы, а понимание только углубляется со временем. Каждый день и шаг жизни становится своеобразным наглядным пособием в изучении системно-векторной психологии.

В развитии каждого человека системно-векторная психология выделяет два основных этапа.

  • 1 этап – до пубертата включительно (12-15 лет)
  • 2 этап – после пубертата и до конца жизни

Между ними существует одно основное отличие. На первом этапе происходит развитие векторальных свойств ребенка (поясним об этом позже). На втором этапе развитие свойств уже невозможно (только небольшой добор), а смыслом становится реализация уже наработанных свойств на ландшафте.

Что имеется в виду под развитием векторальных свойств? Рассмотрим на примере. Все меняется, мир меняется, меняемся и мы. В первобытном обществе человек с кожным вектором чувствовал себя хорошо, принося в пещеру пищу, добытую любым путём, в том числе воровством, был на своем месте, занимаясь экономией пищевых запасов. Сегодня же такое поведение является преступным и маргинальным. Воры сидят за решеткой, а над плюшкиными смеется вся округа. Жадность сама по себе воспринимается как порок.

razvitie li4nisti 3

Адаптивным для условий современного мира является развитие врожденных кожных способностей к экономии в способность экономить не на нижнем уровне, когда копейка рубль бережет, а на уровне всего общества – через создание инженерных строений и сооружений, позволяющих людям не тратить лишнее время, деньги, силы, то есть не затрачивать лишние ресурсы.

Врожденное желание ограничивать вырастает из собственно ограничения всего и вся – на нижнем уровне – до ограничения через создание законов и контроль за их исполнением. И так далее.

Иными словами, в период до и в течение пубертата должна произойти адаптация всех свойств-желаний каждого вектора под требования современного социума.

Однако, как мы можем наблюдать, из-за неправильного воспитания такое происходит далеко не всегда. Нередко свойства остаются недоразвитыми либо не развиваются вовсе.

Люди с кожным вектором в таком случае спиваются, становятся ворами, сверхэкономными скрягами, мазохистами. Конкретный вариант зависит опять-таки от особенностей взросления, а также от сочетания кожного вектора с другими векторами.

Развитие личности – это сложный и многогранный процесс, требующий глубоких знаний и чёткого понимания особенностей психики каждого конкретного ребёнка. А воспитание личности каждого малыша может состояться только с учётом его векторального набора.

razvitie li4nisti 4

Что для одних хорошо – для других катастрофа.

Например, ребёнок с анальным вектором особо нуждается в одобрении и похвале родителей и учителей, а мальчик или девочка с уретральным вектором такую же похвалу воспринимают в штыки, как оскорбление. Малышу с оральным вектором просто необходимо постоянное общение, постоянные слушатели для развития своих врожденных свойств, тогда как звуковой ребёнок развивается только в уединении и полной тишине.

Даже в одной семье дети значительно отличаются по векторам, не говоря уже про коллектив садика или школы, где часто представлен весь «букет».

В период становления личности наиболее важным является создание соответствующих условий для того, чтобы ребенок получил максимально возможное развитие своих векторальных свойств.

Например, для развития кожного вектора ребёнка необходимо приучать к режиму и дисциплине. При таком подходе в будущем он сможет дисциплинировать других и станет хорошим лидером и организатором.

Поощрением кожному отличнику может быть ощутимый материальный подарок за достижение результата, который станет хорошим стимулом для дальнейших достижений. Что касается поощрения для девочки с кожным вектором, то для нее поощрение материальными ценностями категорически противопоказано. Если мотивировать ее деньгами, то она начнет воспринимать свое тело как актив, инструмент для заработка. Это она потом пойдет искать богатого «папика» или даже станет проституткой. Хорошим вариантом награды для кожной девочки будет свободное или интересное времяпрепровождение (сможешь больше гулять, пойдём в кино, поедем на море).

razvitie li4nisti 5

Приемлемым наказанием для ребёнка с кожным вектором является ограничение в пространстве или во времени, но ни в коем случае не физическое воздействие на кожу – его чувствительную зону. В случае битья у такого ребенка сформируются мазохистские желания, которые при определенных обстоятельствах выльются в жизненный сценарий на неудачу.

Если же попытаться приучить к дисциплине ребёнка с уретральным вектором, результат будет полностью противоположным – вспышки гнева с бурной ответной реакцией и отрицание каких-либо ограничений. Маленькому вождю нужно прививать чувство ответственности за других: «Если не ты, то кто?». К нему нужно обращаться снизу вверх, словно советуясь и уважая его ранг: «Как ты думаешь, может, пойдём в садик? Как же там ребята без тебя?».

Лучшим подарком для уретрального бунтаря будет признание его высшего статуса – место во главе стола, звание старосты класса, командира футбольной команды.

Наказания для уретрального ребёнка… быть не может. Как бы странно это ни звучало. Он не сделает никаких выводов, никогда не станет думать над своим поведением и уж точно не будет считаться с чьим-то мнением, он только сформирует убеждение, что окружающий мир враждебен, и от него нужно защищаться, а лучшая защита для уретральника – нападение.

Таких нюансов, оказывающих влияние на личность в процессе её развития, огромное множество, однако стоит заметить, что тренинг по системно-векторной психологии не выглядит надиктовкой толстых конспектов, он даёт настолько глубокое понимание сути каждого вектора, что сами детали становятся очевидными.

Использование системных знаний позволяет понимать любой, даже самый возмутительный, поступок ребенка. Вместо раздражения и агрессии он будет вызывать лёгкую улыбку узнавания.

razvitie li4nisti 6

К примеру, мы видим особо чувствительную, эмоциональную личность в детском коллективе, выплёскивающую все свои чувства наружу – и уже знаем, что перед нами ребенок со зрительным вектором. Замкнутое, обособленное поведение, погружённый в себя взгляд и заторможенная, на первый взгляд, реакция говорят нам о наличии у ребенка звукового вектора.

Особую роль в развитии личности ребёнка играет детский коллектив – садик, школа. В правильно сформированной группе детского сада и школьном классе каждый научается проигрывать свою видовую роль, словно в мини социуме, получая дополнительные стимулы для развития векторальных свойств и совершенствуя навыки существования в обществе.

Каждый ребёнок как отдельный тип личности требует строго индивидуального подхода как в воспитании, так и в обучении. Найти этот подход – обязанность каждого родителя и педагога. И с системно-векторной психологией это становится возможным.

Узнать об особенностях детей с кожным и анальным вектором вы можете уже на вводных бесплатных лекциях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: