Игры развитие синтаксической стороны речи

Дидактические игры на совершенствование синтаксической стороны речи.

Цель:упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями.

Ход игры:

Воспитатель называет детям предложение, например: «В лесу мы увидели расцветшую черемуху», — и предлагает сказать по-другому. Возможные ответы детей:

— В лесу мы увидели черемуху, которая расцвела.

— В лесу мы увидели цветущую черемуху.

Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие название зверей, которых дети видели в лесу или зоопарке.

— В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку.

— В лесу мы видели белку, она прыгала с ветки на ветку.

— В лесу мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку.

«Светофор»

Цель:В доступной форме поставить перед детьми задание по конструированию сложных предложений, помочь им соотносить слова в предложении с демонстрируемыми игрушками и действиями, побуждать ребят к самостоятельному обороту отбору словесного материала для включения его в предложение.

Наглядный материал: транспорт – игрушки, настольный светофор.

Ход игры:

Воспитатель создает на столе игровую ситуацию: движение транспорта по улице и остановка его на перекрестке по сигналу светофора. Когда на светофоре «загорается» красный свет, воспитатель говорит: «На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились». «Когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился». «Автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают предложения, практически осваивая эти конструкции.

Воспитатель показывает новый эпизод: на светофоре зеленый свет. Задает детям вопрос: «О чем и как вы скажете?» Дети высказываются, строя предложения по усвоенным моделям.

«Телефон»

Цель:Совершенствовать умение детей составлять сложноподчиненные предложения.

Ход игры:

Дети друг другу говорят что- то, спрашивают о чем-то, а потом о сказанном составляют предложения:

— Петя сказал, что сегодня плохая погода.

— Ирина попросила, чтобы я дал ей краски.

— Толя ответил, что у него нет книги.

«Скажите правильно»

Цель:учить детей на слух определять правильно составленные предложения.

Ход игры:

Воспитатель читает пары предложений и предлагает детям выбрать правильную по смыслу фразу:

— Кате подарили книгу, потому что у нее был день рождения, потому что у нее был день рождения.

— У Кати был день рождения, потому что ей подарили книгу.

— Взошло солнце, потому что стало тепло.

— Стало тепло, потому что взошло солнце.

— Грачи прилетели, потому что пришла весна.

— Пришла весна, потому что прилетели грачи.

— Ребята пошли купаться, потому что день был жаркий.

— День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

«Наоборот»

Цель:Учить детей строить высказывания, используя предложенный сюжет.

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры:

Воспитатель создает игровую ситуацию, изображает сюжет на магнитофоне. (Белка везёт на санках матрешек. Матрёшки везут белку.). И дает образец высказывания:

— Сначала белка везла на санках матрешек, а потом матрешки катали на санках белку.

— После того как белка покатала матрёшек на санках, матрёшки стали катать её.

— Когда белка покатала матрешек на санках, матрешки стали катать её.

Затем предлагают детям новый сюжет (Медведь везет на санках кота в сапогах, зайца, лисичку и белку. Кот в сапогах, заяц, лисичка и белка катают медведя.).

Дети составляют сложные предложения, используя речевой образец воспитателя.

«На остановке»

Цель:упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Наглядный материал:на столе педагога размещается транспорт (троллейбус, автобус, трамвай); остановки (троллейбусная, автобусная, трамвайная); несколько кукол.

Ход игры:

Воспитатель на примере поясняет детям, о чем и как следует говорить: «На трамвае пассажиры могут доехать до катка, на автобусе- до кукольного театра. Снегурочке захотелось съездить на каток, а Буратино – в кукольный театр. Почему Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную?» (Кукол расставляет на названных остановках.)

Образец ответа:«Снегурочка пришла на трамвайную остановку, потому что ей надо доехать до катка, а Буратино пришел на автобусную остановку, так как автобус довезет его до кукольного театра».

Вопросы детям:

— Почему же Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную?

Дети проговаривают предложение по образцу воспитателя.

«Дополни предложение»

Цель:Упражнять детей в составлении сложных предложений с придаточными причинами.

Ход игры:

Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его придаточными, образуя сложное предложение. Заранее отбирают грамматические конструкции типа:

— Мы поливаем цветы на клумбах, потому что… (для их роста нужна влага).

— Дети выбежали во двор в теплой одежде, потому что… (на улице зима).

— Деревья и кусты покрылись инеем, потому что… (стало холодно).

— На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что… (наступила поздняя осень).

— Мы пришли на участок с лопатами для того, чтобы….

— Коля взял игрушку для того, чтобы…. И так далее.

Дидактические игры по словообразованию

«Чей голос».

Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша, образовывать формы имен существительных.

Материалы: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок,

корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака – щенок, гусь – гусенок.

Ход игры:

В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько (котенок). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии детенышей животных.

«Большое и маленькое».

Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы

существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.

Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов

(стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.).

Ход игры:

Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких

предметов. Дети должны правильно назвать предметы, верно использовать

суффиксы в названии маленьких предметов.

«Назови меня ласково».

Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы

существительных, называть предметы, животных ласково.

Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.

Ход игры:

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).

«Магазин одежды».

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от

существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет.

Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.

Ход игры:

Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).

«Что из чего, какое?».

Цель: учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны,

образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.

Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол,

кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)

Ход игры:

Игра проводится фронтально. Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».

«Угадай-ка».

Цель: учить детей точно использовать названия детенышей животных в

единственном и множественном числе.

Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр –

тигренок – тигрята; кошка – котенок — котята).

Ход игры:

Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и показывается

картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а

кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один

тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем» (тигрята).

«День рожденья Пуха».

Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их

детенышей, использовать эти слова в речи.

Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со

слонятами, лиса с лисятами и т. д.

Ход игры:

Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами, (детям предлагается назвать детенышей свиньи, поросятами)». Мамы сели за стол пить

чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок

Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат, слонят, щенят и т. д.

Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у дошкольников

Содержание:
1. Чудесный мешочек
2. Досказалка
3. Какая бывает собака?
4. Угадай, чей голос
5. «Один – много»
1. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Цель: Ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам.
Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры:
Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты.
Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

Читайте также  Ребенок в 4 месяца развитие упражнения

2. Досказалка
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко — на плите сбежало моло. (ко).
Ща-ща-ща — зеленая ро. (ща).
Чу-чу-ну — педаль кру. (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит:
«Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

3. Какая бывает собака?
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.

4. Угадай, чей голос
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение
Ход игры: Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».— «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко».
Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

5. «Один – много»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах (средняя, старшая группы).
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
Ход игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»… и.т.д..
Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено многопредметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д..

Содержание:
1. Игра «Эрудит».
2.Игровое упражнение «Подскажи действия».
3Игра «Кто больше действий назовёт».
4.Упражнение «Назови первый звук слова»
5.«Составь рассказ»

1. Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал: — У кого большой хобот? — У кого пушистый хвост? — У кого нос пяточком? — У кого длинные уши? — У кого есть копыта?

2. Игровое упражнение «Подскажи действия».
Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование приставочных глаголов
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками. Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. Речевой материал: — Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); — Машина по дороге…(ПОехала); — Машина к мосту…(ПОДъехала); — Машина на мост…(Въехала); — Машина с моста…(Съехала); — Машина дерево…(ОБъехала). Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

3. Игра «Кто больше действий назовёт».
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.

4. Упражнение «Назови первый звук слова»
Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

5. «Составь рассказ»
Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры:
Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

Содержание:
1. Игра «Скажи иначе»
2. Игра «Посели в домик»
3. Игра «Наоборот»
4.«Репортер»
5. «Распутай слова»
1. Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора — скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое — темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие — голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы — завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий — продолжительный, длинный, длительный. И т.д.

2. Игра «Посели в домик»
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.
Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

3. Игра «Наоборот»
Игры на обогащение словарного запаса
Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

4. «Репортер»
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.
План вопросов:
Что это? (Головной убор …).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

5. «Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.

Содержание:
1. «Зверюшки»
2.«Посчитай — ка»
3. Игры на образование сложных слов.
4. «Мой—моя—мое—мои»
5. «Подумай и назови».
1. «Зверюшки»
Игры на образование новых слов с помощью суффикса.
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

«Дом – домик – домишко – домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».

2. «Посчитай — ка»
Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д

3. Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.

4.«Мой—моя—мое—мои»
Цель:
упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

Читайте также  Магазин развивающих игрушек красноярск

5.«Подумай и назови».
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день .
Если на улице шум, то улица .
Если человеку сопутствует удача, то человек .
Если у человека талант, то человек .
Если весь день идет дождь, то день .
Если корова приносит людям пользу, то корова .
Если у человека есть здоровье, то человек .

Картотека игр по развитию речи ( морфология , словообразование, синтаксис).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная картотека направлена на развитие речи у дошкольников через игр.

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр по развитию речи ( морфология , словообразование, синтаксис).»

НАЗОВИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ (младшая группа « морфология»)

Дидактическая задача: упражнять детей в чётком произношении слов.
Игровые правила : называть только те предметы, которые находятся в их поле зрения.

Игровые действия: называют слова

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д., воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

КАКОЕ ?( старшая группа « словообразование»)

Дидактическая задача: : упражнять детей в образовании новых слов

Игровые правила: называть только прилагательные

Игровые действия: согласование прилагательных с существительными среднего рода

Ход игры : Воспитатель: Сегодня утром почтальон принес посылку с вареньем (показывает банку с вареньем). А какое оно, мы не знаем.

Воспитатель: Давайте попробуем догадаться. Варенье из яблок? Какое?

Дети: Яблочное варенье. Из груши какое варенье? Грушевое варенье.

Из клюквы? Клюквенное варенье. Из сливы? Сливовое варенье. Из клубники? Клубничное варенье. Из малины? Малиновое варенье. Из вишни? Вишневое варенье. Из банана? Банановое варенье. Из ананаса? Ананасовое варенье.

Воспитатель: Повтори за мной: грушевое, малиновое, вишневое, банановое, ананасовое варенье.

Дети повторяют.

ИСПРАВЬ ОШИБКИ ( средняя группа « словообразование»)

Дидактическая задача : упражнять детей в образовании новых слов в предложениях

Игровые правила : стараться правильно произносить слова

Игровые действия : исправление и образование новых слов в предложениях

Ход игры : Воспитатель достает из стола конверт, вынимает из него письмо от Незнайки.

Воспитатель: Пришло письмо от Незнайки. Исправьте незнайкины ошибки (Воспитатель читает): Лена купила вишня сок.

Дети: Лена купила вишневый сок.

Инструкция логопеда:

Ваня съел шоколад конфета…(шоколадную конфету)

Мама приготовила картошка пюре…(картофельное пюре)

Папа сварил молоко суп…(молочный суп)

СОСТАВЬ ОПИСАНИЕ ( средняя группа « синтаксис»)

Дидактическая задача : упражнять детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

Игровые правила : стараться описать так, чтобы остальные смогли отгадать

Игровые действия: описание фрукта или ягоды, отгадывание слов

Ход игры: — Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат».)
Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

СКАЖИ ТОЧНЕЕ ( подготовительная группа « синтаксис»)

Дидактическая задача : развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Игровые правила : внимательно слушать, и вставлять нужные слова

Игровые действия: слушают текст ,дополняют нужными словами

Ход игры: — Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный. ) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый. ) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

РАССКАЖЕМ ПРО БЕЛОЧКУ ( старшая группа « синтаксис»)

Дидактическая задача : совершенствовать умение составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

Игровые правила : подбирать нужные слова

Игровые действия: слушать и дополнить текст

Ход игры : — Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять. (и шишек набрать). Она залезла. (на высокую сосну). А на сосне шишек. (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку. (увидела волка). Но белочка. (не испугалась). Она бросила. (шишку прямо на волка). На лбу у него. (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Приведем пример занятия, в котором сочетаются разные речевые задачи: формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи.

Методы и приемы работы по формированию синтаксической стороны речи у детей дошкольного возраста

Автор: Кашинцева Юлия Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 56
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы работы по формированию синтаксической стороны речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование

Методы и приемы работы по формированию синтаксической стороны

речи у детей дошкольного возраста

формирования навыков построения разных типов предложений, и умения

соединять их в связное высказывание. Исходя из особенностей освоения

синтаксической стороны речи в разные возрастные периоды дошкольного

детства, сформулированы следующие задачи работы:

В младшем дошкольном возрасте необходимо помочь детям получать

из нераспространенных простых

предложений распространенные путем

предложения с однородными членами и обобщающим словом.

В среднем дошкольном возрасте работа направлена на закрепление

умения правильно строить предложение, согласовывать слова в предложении.

Учить использовать в речи простейшие по структуре сложные предложения.

В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование умений

составлять простые и сложные предложения, соблюдая порядок и правила

построении сложноподчиненных предложений.

Решение конкретных задач по формированию синтаксической стороны

речи у дошкольников в разной возрастной группе осуществляется в процессе

самостоятельной деятельности детей.

практические и словесные. В свою очередь приемы также подразделяются

на наглядные, словесные и игровые. Это деление весьма условно, поскольку

между ними нет резкой границы. Причисление одних методов и приемов к

наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания

наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Выбор методов и приемов зависит от содержания занятия, степени новизны

дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с

детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с

детьми старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим особенности формирования синтаксической стороны речи

детей в каждой возрастной группе ДОО.

Так в младшей группе широкое применение в обучении детей имеют

наглядные и практические методы. Наглядным материалом могут служить

натуральные предметы, игрушки, картинки. Составление предложения по

картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано.

Работа начинается с простого нераспространенного предложения. На этом

подлежащее и сказуемое. Далее, рассматривая картинки или игрушку, дети

свойственно характеризовать ситуацию путем перечисления наблюдаемых

объектов или их деталей (частей): «У петушка клюв, ноги, крылышки и

использовать обобщающее слово: «Мама купила в магазине овощи: морковь,

капусту, свеклу». На этом этапе целесообразно применять наборы картинок

разной тематики. Большой потенциал имеют сюжетные картинки, потому что

они, как правило, динамичны. Педагог задает, например, ребенку вопрос «Что

предложения. В его ответе «Дети идут в лес» наличествуют подлежащее,

сказуемое и обстоятельство.

применяются такие практические методы, как

дидактические игры, игры-

полезно проводить с детьми

помогает ребенку строить предложение. Дети проговаривают предложения,

развитии речи детей дошкольного возраста имеет дидактическая кукла. Для

следующие игры-драматизации: «День куклы», «Мишкина гимнастика».

наглядные и игровые приемы обучения. К

словесным приемам относятся

поручение. Также необходимо давать правильный речевой образец, повторяя

могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к

ситуации, в которой встречаются игровые персонажи и ведут между собой

воспитателям о своем доме, о семье, о любимых игрушках, формировать

потребность делиться впечатлениями, что позволяет не только правильно

строить предложения, но и объединять их в высказывания. Для того чтобы

ребенок мог выразить мысль в виде предложения, маленького рассказа, его

устанавливать между ними временные и причинно-следственные отношения.

Это обязывает воспитателя при каждом удобном случае (в быту, во время

наблюдений, на занятиях: при рассматривании предметов, картин, бесед по

Вопросы "Зачем?", "Почему?", "Когда?", "Как?", которые задает воспитатель,

требуют от ребенка развернутого высказывания. Иногда оно обретает форму

образец педагога подсказывает им, как лучше построить фразу. Дети не

Читайте также  Теоретические аспекты развития детей раннего возраста

только воспринимают на слух новую синтаксическую конструкцию, но и

повторяют ее, обогащая таким образом свою речь. Особенно важно, чтобы

малыши слышали сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, как:

они легче усваиваются детьми, чем сложные предложения других видов.

В реальном педагогическом процессе все виды приемов используются

Стоит обратить большое внимание на то, что в младшем дошкольном

возрасте большое значение имеет эмоциональный характер обучения. Все

упражнения должны проходить в игровой занимательной форме, даваться в

контексте игрового сценария, игровой ситуации или игры с использованием

героев литературных произведений.

Также очень важно создавать условия в повседневном общении для

художественную литературу для воспитания правильной литературной речи.

Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной, образной. Следует

избегать многословия, иначе ребенок улавливает лишь смысл высказывания,

форма ускользает от его внимания.

Для обучения детей пятого года жизни используются те же методы и

приемы, что и в младшей группе. Однако работа усложняется. Появляются

такие наглядные методы, как экскурсии, которые отсутствовали в младшей

группе, словесные методы: обучение рассказыванию, заучивание стихов. Во

всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов,

особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и

дидактические упражнения, хороводные игры.

Овладению детьми навыками конструирования сложных предложений

использованию ребенок ставится в такие ситуации, которые побуждают его

специальные упражнения. Дети рассматривают близкие по сюжету картинки

и по образцу воспитателя, а затем самостоятельно составляют предложение.

упражнение «Закончи предложение» (Маша взяла утюг, она будет (гладить

белье)). Продуктивны упражнения, в которых ребенок должен отвечать на

упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением

или заканчивать предложение, можно вводить в речь союзы и способствовать

предложение», «Ответь на вопросы».

Начиная со средней группы, рекомендуется вводить разработанную Е.

И. Тихеевой «ситуацию письменной речи», в которой ребенок диктует, а

предложений, способствует совершенствованию синтаксической структуры

предложения. Главным словесным приемом остается речевой образец для

воспроизведения словосочетаний и предложений.

В старшей и подготовительной к школе

альбом «Говори правильно» О. И. Соловьевой.

рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.

Важным приемом на данном возрастном этапе являются разного рода

Для обучения детей распространению простых предложений и

построению сложных служат упражнения типа «Один начинает — другой

Необходимо привлекать других детей для исправления ошибки ребенка, то

есть учить давать речевой образец вместо воспитателя.

Для формирования грамматического строя речи применяется и такое

вопросы, требующие подбора новых слов или предложений «Почему мы

сегодня не ходили гулять? Почему украшены дома в нашем городе?». Кроме

ребенок должен что — то объяснить воспитателю или сверстникам, убедить их

«Размытое письмо» (методический прием разработан Ф. А. Сохиным и М. С.

Лаврик), фантазии на тему «Если бы я был…».

верно составленного ребенком, для привлечения внимания

других детей. При использовании ребенком в речи правильно составленного

обязательно похвалить его, так как дети этого возраста стремятся говорить

В подготовительной к школе группе больше внимания нужно уделять

обучению детей разным способам выражения одной и той же мысли. Этому

способствует упражнение, в котором дети, с помощью картин, пробуют по-

разному сочетать слова в предложении.

побуждают ребенка использовать различные синтаксические структуры. В

описании наиболее часто используются простые предложения, поскольку это

глагольной лексики и разных видов предложений. Еще более сложные в

синтаксическом отношении задачи ставятся в связных высказываниях типа

правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом

определяющую роль играет учет уровня сформированности речевых навыков

и умений детей, а также характера языкового материала, его содержания и

степени близости детскому опыту. Для усвоения разного материала требуется

Методические аспекты формирования синтаксической стороны речи детей 4–5 лет в сюжетно-ролевой игре

Полноценное овладение родным языком и формирование у детей способности успешно строить коммуникацию с взрослыми и сверстниками является необходимым условием развития личности ребенка. Это имеет важное значение и для дальнейшего его обучения в школе.

Основная задача педагогического воздействия на детей в области развития речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказать о событиях из окружающей жизни.

Оценить 151 0

Методические аспекты формирования синтаксической стороны речи детей 45 лет в сюжетно-ролевой игре

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.

При формировании грамматически правильной речи детей различают работу над её морфологической и синтаксической стороной.

А. В. Запорожец считал важным период развития речи, когда дошкольник научается грамматически правильно строить предложения и связывать их друг с другом. Он подчеркивал, что в отличие от школьника, ребенок дошкольного возраста не заучивает правила, усваивая их практическим путем. При этом А. В. Запорожец обращал внимание на образование у ребенка эмпирических обобщений и формирование чувства языка.

Особую роль играет работа над синтаксисом. Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. В процессе упражнений дети понимают, что особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся социальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Обучаются дети и умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.

У детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого они должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца.

Е. Ю. Протасова, изучая порядок слов в процессе организации высказывания детьми от 3 до 6 лет, отмечает: младшие дошкольники не осознают, что порядок слов влияет на правильность предложения в целом, а в составлении описания с наглядной опорой они осмысливают изображение параллельно с высказыванием. С возрастом формируется логика изложения (временнảя и причинно-следственная). Подчеркнув, что при усвоении грамматического словопорядка важную роль играет диалог взрослого и ребенка, обучение ответам на вопросы, Е. Ю. Протасова считает, что «порядок слов формируется в тесной взаимосвязи с развитием познавательных и мыслительных структур ребенка».

Педагог должен научить ребенка сознательно пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей, чтобы в процессе формирования грамматического строя речи обеспечить сознательный выбор необходимых средств в процессе построения связного монологического высказывания.

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.

Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.

Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей проводится в «ситуации письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Большое внимание при обучении детей умению правильно строить предложения уделяется упражнениям, развивающим употребление правильного порядка слов, устранение повторения однотипных конструкций (преодоление синтаксического монотона), правильное согласование слов.

Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.

Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т. е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.

Морфология и синтаксис в речи детей развиваются одновременно. Но синтаксические ошибки устойчивее, чем морфологические, и сохраняются иногда даже к моменту перехода детей в школу. Эти ошибки не так заметны, т. к. дети пользуются преимущественно простыми нераспространёнными предложениями. Воспитатель должен знать особенности формирования синтаксической стороны их речи. Например, в младшем и среднем возрасте дети могут опускать и переставлять слова в предложении, опускать или заменять союзы. К пяти годам дети могут употреблять предложения из 12–15 слов, но количество синтаксических ошибок возрастает, т.к. им трудно следить одновременно за содержанием и формой выражения мысли.

Учитывая особенности формирования синтаксической стороны речи детей, выделяют следующие задачи:

Контроль за правильным построением предложения.

Помощь в распространении предложения второстепенными и однородными членами: второстепенные: дополнение (Кого? Чего? Кому? Чему?); определение (Какой? Какая?); обстоятельство (Где? Куда? Как?); однородные: связаны между собой при помощи союзов или зависят от одного и того же слова.

Специально разработанные занятия по развитию речи у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии. У детей формируется следующие результаты:

1. Высокая культура речи.

2. Повышаются точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.

3. Дети, которым специально организовывали места, где развивалась их речь успешно обучаются и усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи – устной и письменной.

Развитие грамматической стороны речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, существенно влияет на интеллектуальное развитие дошкольника: он все совершеннее пользуется речью как средством общения и мыслительно-познавательной деятельности

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: