Игры на развитие диалогической речи старших дошкольников

Картотека игр для формирования диалогической речи детей дошкольного возраста

«Заказ такси по телефону»
Дидактическая задача: учить строить диалог во время разговора по телефону (звонок в такси)
Игровая задача: помочь зайке вызвать такси, чтобы поехать в поликлинику
Ход игры:
Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что к вам за помощью обратилась зайка, она заболела и ей нужно вызвать такси на 10 часов утра, чтобы добраться до поликлиники.
— Поможем зайке вызвать такси?
— Да!
— Сейчас я буду звонить в такси, а ваша задача внимательно слушать, как я буду вести диалог (набирает номер, имитирует звонок).
— Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?
— На какое время вам нужна машина?
— На 10 часов утра.
— Ваш адрес.
— Куда поедете?
— В детскую поликлинику.
— Назовите ваш телефон.
— Такси скоро будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.
— Спасибо. До свидания.
— Кто желает вызвать такси для зайки?
Дети по желанию имитируют звонок в такси, воспитатель помогает построить диалог, исправляет, дополняет их диалог

Звонок на работу маме (папе)
Дидактическая задача: закрепить навыки ведения культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.
Игровая задача: помочь своего товарищу
Ход игры
1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.
2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».
3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.
— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.
— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.
— Спасибо.
— Алло, Алеша, что случилось?
— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.
— Что с бабушкой?
— Она простыла, и у нее болит голова.
— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?
— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.
— До встречи, сынок.

«Звонок в поликлинику»
Дидактическая задача: закрепить навык ведения диалога по телефону (звонок в поликлинику)
Игровая задача: помочь Буратино вызвать врача на дом по телефону
Ход игры
1. Беседа.
— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?
— Врача вызывают, если у больного высокая температура, когда он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.
-Ребята, сегодня когда я шла в садик, на крылечке я нашла письмо от Буратино, он пишет, что Мальвина очень сильно заболела, у нее высокая температура и сильный кашель, и просить у вас помощи: «Ребята помогите вызвать врача Мальвине, а я в это время буду помогать Мальвине справляться с кашлем и температурой»
— Готовы помочь Буратино вызвать врача Мальвине?
— Да, готовы!
— Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику.
— Кто желает вызвать врача Мальвине по телефону? (Дети предлагают свои кандидатуры)
— Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.
2. Демонстрация вызова врача.
— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?
— Да. Здравствуйте.
— Я бы хотела вызвать врача на дом.
— Что случилось?
— У нас заболела Мальвина. У нее очень высокая температура и сильный кашель.
— Нет ли насморка и головной боли?
— Нет, только кашель.
— Ваш адрес?
— Наш адрес ул. Ленина 56
— Врач придет во второй половине дня.
— Спасибо. До свидания.
— Всего доброго.
3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

«Угадай, кто я»
Дидактическая задача: учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.
Игровая задача: угадать о каком сказочном герое говорит ведущий
Ход игры
Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают.
Например:
— Я очень маленького роста, — сообщает ведущий игрок.
— Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.
— Нет. Я не девочка, а мальчик.
— Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.
— Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.
— Я думаю, что ты – Жихарка.
— Правильно.
Угадавший ребенок становится ведущим.

«Да и нет»
Дидактическая задача: познакомить с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал: семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.
Ход игры
Предметы раскладываются на столе.
Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».
Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.
— Этот предмет нужен в хозяйстве? — Его едят?
— Его надевают на тело?
— Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с.? — Он круглый? Он коричневый? И т. п.
Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета — к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.
«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».
Вариант игры.
Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

«Будь внимателен!»
Дидактическая задача: учить детей корректно реагировать на различные сообщения.
Игровая задача: поддержать радость или сочувствие воспитателя
Ход игры
Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль».
— Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.
— Я еду в гости.
— Я победила в конкурсе воспитателей.
— У меня сегодня очень сильно болит голова.
— Я купила себе красивое платье.
— Я потеряла свой любимый шарфик и т. д.
Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

«Передай письмо»
Дидактическая задача: активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.
Материал: разноцветные конверты, набор картинок.
Ход игры
В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит: «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т. п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы.
Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо.».
Можно использовать в игре и дополнительные задания.
Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?
Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.
Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре:
— Если тебе нетрудно. — Будь добр.
— Ты не мог бы.? — Я тебя очень прошу,.
— Сделай доброе дело, передай.
— Передай, пожалуйста.

«Ошибка»
Дидактическая задача: развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход игры
Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.».
Примеры суждений:
— Карлсон жил в маленьком домике у леса.
— Пятница идет после среды.
— Буратино — один из жителей цветочного городка.
— Мыть руки вредно для здоровья.
— Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
— Если на деревьях есть листья, то это лето.

«Волшебный ключ»
Дидактическая задача: закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.
Ход игры
Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т. п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».
Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».
Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:
— Разрешите пройти.
— Разрешите, пожалуйста.
— Позвольте пройти.
— Пропустите меня, пожалуйста.
— Вы не могли бы пропустить меня?
— Если можно, пропустите, пожалуйста.
— Извините, я могу пройти?

«ГУСИ-ГУСИ» (русская народная игра)
Дидактическая задача: развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.
Игровое правило: убегать от волка только после слов: «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»
Игровые действия: имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.
Ход игры: при помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка в другом, волк — в стороне. Слова хозяйки гусей: -Гуси! Гуси! Есть хотите? Ну, летите! Почему?
Ответы гусей: -Га-га-га! Да-да-да! Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!
-Ну, летите как хотите, Только крылья берегите!
Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает/

Читайте также  Развивающие моторику занятия детей

Дидактические игры для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Чернявская Наталия Николаевна

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.

В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

Игры можно использовать во время непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми, а так же и в самостоятельной деятельности детей.

Игра способствует активизации у детей диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры, закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.

Скачать:

Вложение Размер
Дидактические игры для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 40.67 КБ
Дидактическая игра "Вопрос с подсказкой" 1.87 МБ
Дидактическая игра "Спрашиваем сами" 428.42 КБ
Дидактическая игра "Угадай, какой предмет загадали" 462.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития диалогической речи детей

Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами

Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.

Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

— Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному
из детей.

— Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

Так бывает или нет?

Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

— Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.

  • Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.
    Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
  • Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
  • У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:
    сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.

Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».

  • Карлсон жил в маленьком домике у леса.
  • Пятница идет после среды.
  • Буратино — один из жителей цветочного городка.
  • Мыть руки вредно для здоровья.
  • Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
  • Если на деревьях есть листья, то это лето.

Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

  • Пропустите меня, пожалуйста.
  • Вы не могли бы пропустить меня?
  • Если можно, пропустите, пожалуйста.
  • Извините, я могу пройти?

Цели. Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реагировать на них; закреплять знания о родном городе.

Материал. Фотографии и открытки с видами родного города, карта города, фишки.

Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив. Задания могут быть разные:

  • назови самую длинную улицу, самую короткую улицу, красивое здание на берегу реки, памятник и т.п.;
  • покажи на карте, фотографии какую-либо улицу, достопримечательность;
  • расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т.п.

Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать). ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание.

Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается комплект медалей с изображением герба города.

Варианты игры. Может меняться тема игры: «Приметы весны», «Животные нашего края» и т.д.

ИГРЫ С ТЕЛЕФОНОМ

Заказ такси по телефону

Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.

Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.

— Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

— На какое время вам нужна машина?

— На 8 часов утра.

— В детскую поликлинику.

— Назовите ваш телефон.

— Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

— Спасибо. До свидания.

Звонок на работу маме (папе)

Цели. Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.

2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».

3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.

— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.

— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

— Алло, Алеша, что случилось?

— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

— Она простыла, и у нее болит голова.

— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

— До встречи, сынок.

Звонок в поликлинику

Цели. Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.

— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

— Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.

т Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.

2. Демонстрация вызова врача.

— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

— Я бы хотела вызвать врача на дом.

— Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.

— Нет ли насморка и головной боли?

— Нет, только кашель.

— Имя, фамилия девочки? Возраст?

— Врач придет во второй половине дня.

— Спасибо. До свидания.

3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ

Дидактическая игра «Волшебное эхо»

Цель. Активизировать в речи детей различные варианты формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речевого общения.

В игре участвуют 10—12 человек.

Воспитатель рассказывает о том, что в лесу, в горах, живет эхо, которое повторяет все, что кто-нибудь сказал. Предлагает детям поиграть: «Я буду говорить, а вы по очереди будете эхом. Кому я брошу мяч, тот и будет эхом».

Воспитатель бросает мяч по кругу (каждому игроку, или через одного, или вперемешку). Если ребенок не ответил на вопрос или повторил неправильно (с пропусками, перестановками), он платит фант.

Вначале воспитатель называет отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь одной ситуации, а затем, по мере усвоения детьми синонимического ряда формул, присоединяет к формулам обращение, а затем и какую-нибудь мотивировку:

  • Лови мяч, пожалуйста.
  • Лови, Антоша, мяч, пожалуйста.

Ребенок меняет обращение. Если он не догадывается изменить обращение, то воспитатель говорит: «Это в лесу эхо глупое, повторяет все, что скажут. А вы — волшебное эхо, подумайте, как ответить мне».

Дидактическая игра «Вежливые отгадки»

Цель. Закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.

Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения:

Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит?

С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Игра «Вопрос с подсказкой» Разработала: воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 Чернявская Наталия Николаевна

Цель . Учить детей задавать вопросы с разными вопросительными словами, опираясь на символы. Материал. Карточки с символами, обозначающими то или иное содержание вопроса. Ход игры: Воспитатель знакомит детей с символами, после чего предлагает задавать вопросы по карточкам. Из чудесного мешочка вынимается игрушка, педагог поочередно поднимает карточки (открывает слайд) с разными символами, а дети задают соответствующие вопросы. За каждый правильно сформулированный вопрос дается фишка. Почти по каждому символу могут быть заданы разные вопросы. Что? Что это? Что у машины написано на фургоне? На что крепятся колеса? И т.п. Какого цвета (капот, кузов, колеса, руль и др. детали)? В дальнейшем вводятся новые символы: -схематическое изображение человечков в разных позах — «Что делают?»; -изображены кружочки на ветке дерева, за деревом, под деревом — «Где?»; -карточка с цифрами — «Сколько?»; -карточка с изображением кисти руки человека — «Для чего?»; -изображение вопросительного знака — «Почему?»; -изображение часов — «Когда?»; -изображение уходящего человека — «Куда?»; -изображение подходящего человека — «Откуда?».

Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка дошкольника и потому занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей. Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых в организации развития диалогической речи, активная помощь в овладении искусством речевого общения.

Игры для детей младшего дошкольного возраста

Собака ( У меня учёный пес – Круглой пуговкою нос. Если в чём – то я не прав, Громко лает он: … («Гав – гав!» )). * Корова ( Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему, А она в хлеву: … («Му – му!»)). * Кот (Кот усатый, как разбойник, Перепрыгнул подоконник, Распугал соседских кур И мурлыкает: … («Мур — мур!»)). * Пчела (Только вишня расцвела — Прилетела в сад пчела. Я давно за ней слежу, Ищет мёд она:… («Жу-жу!»).

Игра с игрушками би-ба -бо. Педагог спрашивает. Дети отвечают. Стук-стук! Кто там? Мяу-мяу, мяу! Кошка ты? Мяу-мяу, мяу — Я! Кошка, хочешь молока? Стук-стук! Кто там? Ав-ав-ав! Это — Я! Я за косточкой пришла! Вопросы педагога: 1.​ Кто за кем пришёл? (собака за кошкой) 1.​ Кто что ест? 2.​ Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).

1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют 2. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверить себя. (Для среднего возраста) 3. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана. (Для старшего возраста)

Цель. Закрепить умение детей отвечать на вопросы, согласовывать движения со словами. Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель задает детям вопросы, на которые они отвечают «вот так», сопровождая слова движениями. Как живешь? Вот так (вытягивают вперед руку с поднятым вверх большим пальцем). А глядишь? Вот так (смотрят в бинокль). И так на все последующие вопросы дети отвечают: «Вот так» и соответствующим жестом показывают, как именно. Вопросы могут быть самыми разными: Как плывешь? А бежишь? Ждешь обед? Машешь вслед? Утром спишь? Как шалишь? Затем роль водящего принимает на себя кто-нибудь из детей, он учится придумывать и формулировать самые разные вопросы.

Игры для детей среднего дошкольного возраста

Работа в парах с картинками или игрушками. Одновременно решается задача закрепления родительного падежа единственного числа. — У тебя есть апельсин? — Нет, у меня нет апельсина, зато у меня есть яблоко. А у тебя есть яблоко? Игра с картинками. Одновременно решается задача знакомства и закрепления употребления предлогов. — В вазе что-нибудь есть? — Да, в вазе цветы. — На стене что-нибудь висит? — Нет, на стене ничего не висит. — За коробкой есть что-нибудь? — Да, за коробкой лежит карандаш.

Один ребенок был «продавцом», остальные – «покупателями». На прилавке «магазина» были разложены различные предметы, в соответствии с выбранным отделом: продукты, хозяйственные товары, канцелярские товары, строительные материалы. Покупатель, не показывая на предмет, который хотел купить, описывал его, рассказывал, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать. Продавец должен был понять, какой именно товар нужен покупателю.

Детям демонстрировали куклу Буратино и рассказывали, что он заядлый путешественник и расскажет, где и когда он побывал и что видел. Задача детей заключалась в том, чтобы отгадать, в каких помещениях детского сада побывал Буратино и когда это было (зимой, летом, утром, вечером). Например, Буратино был там, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытирают их; Буратино был в саду в то время, когда дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков и т.д.

Педагог предложил детям совместно рассказать сказку. Сначала он узнал, помнят ли дети сказку «Три медведя», задавая вопросы: «Как начинается сказка?», «Куда попала Машенька?», «Что она увидела в первой комнате?». Далее он начинал фразы из сказки, а дети заканчивали их. По ходу рассказывания взрослый обращался к каждому ребенку, чтобы в игре были задействованы все дети.

Игра «Угадайте, какой предмет я задумала?»

На столе 4 предмета: красные мяч и кубик, синие шар и коробка. Логопед задумывает один из них, дети с помощью вопросов угадывают предмет: Этот предмет синий или красный? Круглый или квадратный? Тоже задание можно использовать на обобщающие понятия: птицы-животные, овощи-фрукты и т.д.

Игры для детей старшего дошкольного возраста

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Материал. Семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда. Ход игры Предметы раскладываются на столе. Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?». Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы. — Этот предмет нужен в хозяйстве? — Его едят? — Его надевают на тело? — Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с …? — Он круглый? Он коричневый? И т.п. Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета — к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку. «А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы». Вариант игры. Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

Цель. Учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение. Ход игры: Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают. Например: —​ Я очень маленького роста, — сообщает ведущий игрок. —​ Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей. —​ Нет. Я не девочка, а мальчик. —​ Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик. —​ Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу. —​ Я думаю, что ты – Жихарка. —​ Правильно. Угадавший ребенок становится ведущим.

Цели. Учить детей высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение; развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов; закреплять знания о внешнем виде животных. Материал. Картинки с изображением животных. Ход игры: Играют двое, но игра проходит веселее в присутствии зрителей. Один из играющих берет из коробки любую картинку (картинки лежат лицевой стороной вниз) и называет ее. Второй играющий возражает, неправильно называя животное. В ответ на это первый играющий аргументированно отклоняет мнение своего собеседника. Это тигр. А по-моему, это заяц. Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми. Заяц мог прислониться к покрашенной скамейке. Заяц — лесной зверь, а в лесу нет скамеек. А этот, может быть, убежал из зоопарка. Выигрывает тот, за кем будет последнее слово. Усложнение. «Запутывать» игрока могут все участники по очереди. Вариант игры. Может меняться тема: картинки с изображением транспорта, электроприборов, предметов быта и т.п.

Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места. Ход игры: Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает. —​ Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель. Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься. Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно. У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье. Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения. Ход игры: Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.». Примеры суждений: Карлсон жил в маленьком домике у леса. Пятница идет после среды. Буратино — один из жителей цветочного городка. Мыть руки вредно для здоровья. Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет. Если на деревьях есть листья, то это лето.

Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям. В результате систематической, последовательной, кропотливой работы будут достигнуты результаты, дети смогут пользоваться диалогической речью, для того чтобы перейти к монологической.

Игры на развитие диалогической речи старших дошкольников

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. В процессе общения наиболее часто встречаются фатический, информационный, дискуссионный и исповедальный типы диалогов.

Фатический диалог — это обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания диалога, разговора. В некоторых культурах фатическое общение имеет характер ритуала, ибо создает у индивида ощущение сопричастности своим соплеменникам.

Информационный диалог — это обмен информацией самого различного свойства. Часто имеет место в преподавании (в форме сообщения, выступления и последующего обсуждения).

Дискуссионный тип диалога возникает при столкновении различных точек зрения, в случае, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных фактов, событий и т. п. Дискусанты особым способом воздействуют друг на друга, убеждают друг друга, стремятся достичь определенного изменения поведения. Дискуссионный диалог сопутствует общению во всех сферах жизнедеятельности, так как взаимодействие в каждой из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что, как правило, происходит в процессе дискуссии.

Исповедальный диалог — самое доверительное общение — происходит в том случае, когда человек стремится выразить и разделить свои глубокие чувства и переживания. Это интимное общение, основанное на взаимо принятии индивидов, на разделении ими общих смыслов и ценностей жизни.

Содержание требований к диалогической речи в разных возрастных группах.

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая). Развивают ини-циативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем).

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружаю-щими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах,где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро, отвечать по те-лефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

В старших и подготовительных группах следует учить, более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

Успешно овладение диалогической речью подразумевает целее направленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний.

Эффективным методом развития диалогической речи является игры. В младших группах особенно полезны игры с образными игрушками. Воспитатель разыгрывает инсценировки и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений.

Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

Рекомендовано включить в работу:

1. Словесно-дидактические игры.

Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр: «факты», «Согласен—не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить “да” и “нет”» и др.

Цель: рассуждать. Обосновывать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера. Соблюдать очередность речевых действий. Поддерживать диалог при составлении коллективного рассказа.

Игровые действия. Внимательно слушать, замечать небылицы и исправлять их.

Игровое правило. Соблюдать очередность игровых и речевых действий.

Ход игры. Воспитатель объясняет содержание и правила игры.

— Внимательно слушайте, что я скажу. Если заметите небылицу, скажите, что так не бывает, и исправьте ошибку. Действовать надо по очереди. С

— Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел сметану и довольный залаял: «Ав-ав-ав!». Так бывает? Почему? А так бывает? (Ответы Ани).

2. Театрализованные игры

Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

Игра – инсценировка по сказке В. Сутеева «Под грибом».

Цель игры: продолжать упражнять детей в драматизации небольших знакомых сказок, передавать в образе характер литературного героя.

Учить детей рассказывать сказку по ролям, вступать в диалог, соблюдая последовательность действий сказки.

3. Сюжетно-ролевые игры

С ю ж е т н о- р о л е в ы е игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчествадетей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др.

4. Подвижные игры

Подвижные игры, содержащие диалоги («Коршун», «Гуси гуси», «Краски» и др., способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.

5. Игры парами

Игры парами предназначены непосредственно для формирования диалога: работая в паре, дети не могут обойтись без общения. Игры проводятся парами при подгрупповой и фронтальной организации. Проделанная работа подтвердила, что игры парами выступают как эффективный прием влияния взрослого на умение детей общаться со сверстником диалогически.

Важным условием овладения родным языком является то, как организует педагог совместную с детьми деятельность — содержательное общение, совместные игры и занятия.

В чем же заключается ценность таких игр? Дети имеют возможность самостоятельно выбирать партнера, располагаться соответственно желанию в групповой комнате, свободно общаться друг с другом; рисовать, рассматривать работы товарищей, определяя, чье задание выполнено лучше. Главное условие всех приемов методики — не подавлять детскую инициативу, выслушивать всех до конца, поощрять свободное общение, обмен мнениями.

Необходимо выбирать те игры, основу которых составляет диалог.

В таких играх ребенок учится не только правильно вступать в разговор, но и вести его и заканчивать, а так же он учится передавать голосовые интонации для уточнения характера героя, от имени которого он ведет диалог.

Цель: Ориентироваться на партнера. Обращаться к нему с высказываниями-побуждениями, вопросами. Поддерживать короткий диалог.

Материал: картинки с группами предметов: тапочки, сапоги, ботинки, кони, лоси, гуси, олени (6-7 групп).

Игровые действия: запомнить картинки, назвать, чего не стало.

Игровое правило: соблюдать в игре последовательность игровых и речевых действий: запомнить картинки; закрыть глаза; партнеру спрятать некоторые из картинок; игроку открыть глаза и сказать, чего не стало. Поменяться ролями с партнером.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чего не стало?» Раскладывает картинки. Вместе их называют.

— Запомните картинки. Закройте глаза. Чего не стало? (Оленей.) Снова закройте глаза. Чего не стало? (Тапочек).

— Теперь играйте сами. Петя прячет, а Сережа отгадывает. А теперь Сережа прячет, а Петя отгадывает. Так по очереди и играйте дальше.

По ходу игры в случае необходимости воспитатель подсказывает очередность действий, правильную грамматическую форму слова.

Диалог становится способом бытия человечества, и поэтому он должен быть естественной формой взаимодействия с ребёнком с самого раннего возраста. Формирование диалогического общения может проходить не только путем обогащения игровой деятельности, но и при непосредственном общении между взрослым и ребенком, в совместной деятельности разнопланового характера (рисование, лепка и т. д.). Диалогическая форма речи не дана человеку от природы. Диалогу необходимо обучать. Эта обязанность лежит на взрослом, как на основном носителе культуры.

Игры на развитие диалогической речи старших дошкольников

Развитие диалогического общения

у дошкольников

Речевое развитие дошкольника включает такое понятие как умение вести диалог, т.е. умение общаться с окружающими людьми. В процессе общения реализуется основная и первоначальная функция речи – коммуникативная.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование и развитие диалогического общения является одной из актуальных задач личностного развития дошкольника. Данное направление педагогического взаимодействия происходит в рамках взаимодополнения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».

Цель диалогического общения — поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера.

Задачи диалогического общения:

— освоение языка как средства общения;

— установление детьми социальных контактов друг с другом с использованием всех доступных — речевых и неречевых средств;

— овладение средствами и способами построения развернутого текста в условиях продуктивной творческой речи;

—установление интерактивного взаимодействия (умения слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. п.).

В недрение инновационной технологии

Бизиковой О.А.»Развитие диалогической речи дошкольников в игре»

Усвоение диалогической речи дошкольниками характеризуется следующими критериями: общительность детей, использование детьми всего набора инициативных реплик (стимулов) и реплик-реакций на них, а также соблюдение правил ведения диалога. В результате мониторинга с помощью наблюдений за диалогами детей в обычных условиях и в ходе выполнения игровых заданий было выявлено доминирование низкого и среднего уровня развития у детей всех элементов диалогической речи. Наиболее низкие результаты получены по критериям, отражающим умения старших дошкольников адекватно реагировать на инициативные обращения и умения придерживаться правил культурного ведения диалога. Высокий и достаточный уровни развития диалогической речи фиксировались у незначительного количества дошкольников.

Недостаточно высокие результаты развития диалогической речи даже у старших дошкольников подтолкнули к апробированию и внедрению игровой технологии, направленной на модернизацию процесса развития диалогической речи у дошкольников. Направлениями для модернизации данного процесса стали: 1) конкретизация и уточнение содержания работы по развитию диалогической речи; 2) активное включение в этот процесс различных видов игр.

Роль художественной литературы

в развитии диалогической речи дошкольников

Основными в технологии О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» являются игровые методы. Но они используются в сочетании с активизирующим общением воспитателя с детьми, чтением художественной литературы, просмотром спектаклей (игровых, кукольных), просмотром мультфильмов.

Художественная литература в технологии выполняет особую роль. Привлечение внимания детей к репликам литературных и кино- персонажей осуществляется не только непосредственно после чтения или просмотра спектакля. В индивидуальных беседах с детьми, спустя какое-то время, полезно вспомнить прочитанные и просмотренные произведения, и диалоги

В технологии используются различные виды кукольного театра. В создании и пополнении театральных уголков группы принимали активное участие и родители наших воспитанников. Дети с удовольствием принимают участие в инсценировках, настольных театрах, драмматизациях. Для организации восприятия диалогов можно использовать не только спектакли, но и показ небольших этюдов с заданными диалогическими единствами. Этюды позволяют включить нужные для демонстрации виды реплик и обыгрывание правил ведения диалога: их соблюдение или нарушение. Для этого можно использовать любые куклы из театров и образные игрушки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: