Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

Кайсаканова, Т. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС / Т. А. Кайсаканова, Г. В. Зуйкова, А. А. Бернацкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 357-358. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54026/ (дата обращения: 26.10.2021).

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие, культурные ценности.

В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения ребенка к культуре.

Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были выявлены проблемы художественно-эстетического развития дошкольников, которые могут быть успешно разрешены при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса.

В основе ФГОС ДО заложены следующие основные принципы:

– поддержка специфики и разнообразия детства;

– сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

– уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

– осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Содержание Образовательной Программы ДОУ обеспечивает развитие личности ребенка, их мотивации и способностей в различных видах деятельности по следующим направлениям:

Перед педагогом стоит задача в том, чтобы научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, эмоциональную сферу, способность к коммуникации через художественные образы. В целом назначение любого вида искусства — это отражение сегодняшней действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять об идее художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя ДОУ.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира; становление собственного эстетического отношения к нему; формирование начальных представлений о различных видах искусства — музыки, художественной литературы, фольклора. Огромную роль играет и эмоциональное отражение: умение сопереживать персонажам художественных произведений, видеть характеры героев и учит оценивать отношение автора произведения к написанному.

У педагогов есть немало возможностей для реализации программы художественно-эстетического направления. Необходимо обращать внимание детей на разнообразие форм, цветов, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у детей эмоциональной отзывчивости необходимо побуждать их к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения через проявление различных внешних признаков.

В реализации художественно-эстетического направления, создано вовлечение детей в разные виды деятельности: в сюжетно-ролевые и режиссерские игры. В изобразительной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании — экспериментирование с цветом, составление композиций; знакомство с техниками оригами, папье-маше, аппликация из рваной бумаги; работа с различными материалами: пластилином, глиной, бумагой, тканью, природным материалом и разными видами конструкторов: деревянный, бумажный, Лего, мягкий. Используются такие средства, как кисточки, карандаши, ножницы. В музыкальной деятельности — танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах — создаются художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно — ролевой и режиссерской игре — способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации учатся передавать характер, переживания и настроения персонажей.

Важным для художественно-эстетического развития является и приобщение детей к истокам народного творчества. Дошкольников знакомят с традиционными национальными и региональными промыслами, обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.

Таким образом, новые воспитательные цели в развитии личностных компетенций дошкольников предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития.

Что такое художественно-эстетическое развитие дошкольников

Что такое художественно-эстетическое развитие дошкольников

Художественно-эстетическое развитие, это процесс, целью которого является воспитание творческой личности в ребёнке. Разносторонне развитый человек способен наслаждаться искусством. Ему легко заниматься творчеством самостоятельно.

Художественное развитие детей дошкольного возраста в ДОУ

Художественно-эстетическое воспитание играет особую роль в жизни дошкольника.

Важно! Стоит с раннего детства привить ребенку чувство прекрасного и научить разбираться в произведениях искусства.

Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства

Младший возраст детей делает их более восприимчивыми к изобразительному искусству, которое имеет прямое влияние на художественное воспитание. Художественное развитие, это способность оценивать произведения искусства, понимать их, испытывать эмоции от контакта с ними и творить самостоятельно.

Малыши должны быть развиты

Дошкольников (желательно уже с 1 года) важно в качестве самообразования ознакомить со всеми видами изобразительного искусства:

  • Скульптура — работа, выполненная в объёме различными способами.
  • Живопись — выполненное красками на плоскости изображение.
  • Архитектура — создание зданий и сооружений.
  • Графика — изображение на плоскости без цвета, с использованием линий, штрихов, точек.
  • Декоративно-прикладное искусство — украшение чего-либо.

Дети любят картины

Также важно ознакомить с различными материалами, которых существует различное множество:

  • карандаши;
  • гелиевые ручки;
  • тушь и перо;
  • краски гуашь;
  • акварель;
  • масло;
  • акрил;
  • пастель масляная и сухая;
  • уголь;
  • сангина;
  • фломастеры;
  • бумага;
  • глина;
  • пластилин;
  • мрамор;
  • металлы;
  • стекло;
  • гипс и многие другие.

Условия успешного развития изобразительной деятельности ребенка

Художественное воспитание, это неотъемлемая часть воспитания человека. К условиям успешного развития изобразительной деятельности ребенка можно отнести:

  • Поддержка педагогом (при отсутствии давления на процесс).
  • Помощь в развитии фантазии дошкольника.
  • Свобода в использовании материалов для творчества.
  • Осведомлённость о существовании различных техник и материалов.
  • Содействие семьи в развитии ребенка (семья, как образец для подражания).

Малыши любят оформлять территорию садика

Эстетическое воспитание в условиях детского сада

Эстетическое воспитание призвано научить дошкольника:

  • видеть прекрасное вокруг;
  • понимать и ценить искусство;
  • тянуться к красоте.

Первое место в эстетическом воспитании в ДОУ занимает оформление территории детского сада и его помещений. Это первое, что видит ребенок, приходя в детский сад.

Территория должна быть ухоженной, в летнее время посажены цветы, побелены бордюры, убран мусор. Помещение, где расположена группа, не должно быть захламлено, быть пёстрым или темным и мрачным.

Важно соблюсти гармонию в цвете, нужна эстетика в деталях. Необходима библиотека в каждой группе с красивыми иллюстрированными книгами. Большую пользу принесут, развешанные репродукции картин или иллюстрации.

Не менее важно и созерцание природы. Этому дошкольника должен научить воспитатель на прогулках. Пример: обращать внимание на:

  • насекомых (прекрасных бабочек, трудолюбивых муравьёв, шустрых стрекоз);
  • росу на траве;
  • первые пожелтевшие листья;
  • красные гроздья рябины;
  • ранний приход зимы.

Обратите внимание! Все это тренирует ум детей, развивает их вкус, делает их более внимательными.

Проводим мастер-класс по художественно-эстетическому развитию

Будет полезен мастер-класс «Лебединая верность» (пальчиковое рисование).

Вид: практическое занятие.

Оборудование: плотная бумага формата А3, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка для воды, стол.

Задача: познакомить дошкольников с новой техникой рисования, развить фантазию и креативность.

Продолжительность: один академический час.

  • «Ребята, вы наверняка знаете про существование таких птиц, как лебеди. Они очень красивы и грациозны. Имеют гибкую, длинную шею. Бывают белого и чёрного цвета. Отличаются они тем, что создают пару на всю жизнь. И, если один лебедь погибает, то второй может умереть от тоски».
  • «Сегодня мы с вами нарисуем пару таких лебедей. Но рисовать самих птиц мы будем не кисточкой, а ладошками! Это такой изобразительный приём».
  • «Возьмите лист бумаги и положите его горизонтально».
  • «Простым карандашом наметьте фон, на котором у вас будут расположены лебеди (островок в воде, вода, трава, песчаный берег)».
  • «Далее большой кисточкой и красками заполните цветом фон».
  • «Лебедей изобразить нужно будет так: возьмите чёрную или белую гуашь».
  • «Поочерёдно нанесите плотным слоем краску на каждую ладошку по отдельности и отпечатайте ладошки так, чтобы головы лебедей (большие пальцы) тянулись друг к другу».
  • «Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижмите друг к другу. Посмотрите, какой классный рисунок получается».
  • «Мелкие делали можно доработать тонкой кистью или пальчиками. Посмотрите, какие необычные лебеди получились»!

Коллективное развитие приоритетнее

Особенности развития технического творчества дошкольников

Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:

  • Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
  • Планировать свою деятельность.
  • Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
  • Выделять части и объединять их в целое.
  • Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.

Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.

Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.

Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:

  • магнитные конструкторы;
  • строительные наборы;
  • различные кубики;
  • блочные конструкторы;
  • наборы для моделирования;
  • конструкторы с суставным креплением;
  • конструкторы с болтовым креплением.

Инновационные технологии в ДОУ для раскрытия творческого потенциала дошкольников

Инновационные технологии в детском саду, это использование современных компонентов для усовершенствования образовательного процесса.

К основным видам инновационных технологий в ДОУ педагогика относит:

  • Проектная деятельность. Проект разрабатывается совместно с воспитателем, помогает дошкольнику приобрести новые знания и систематизировать уже имеющиеся. Сами проекты классифицируются по нескольким признакам.
  • Технологии, ориентированные на личность. Задача воспитателя подобрать методику, игры и занятия, позволяющие максимально раскрыть конкретного ребёнка.
  • Информационно-коммуникативные технологии. Заключаются в использовании на занятиях персональных компьютеров, проекторов, планшетов, интерактивных досок и прочего. Техника помогает привлечь малышей. Происходит формирование у них новых навыков. С помощью неё можно осуществлять просмотр обучающих роликов, фильмов, мультфильмов. Улучшает образовательный процесс и презентация.
  • Здоровьесберегающие технологии. Заключаются в проведение тематических бесед, утренних зарядок, проведении физкультминуток, спортивных праздников и иных спортивных мероприятий.
Читайте также  Развивающие игрушки детей крючком

  • Исследовательская деятельность. Исследовательская работа похожа на курсовой проект. Учит дошкольника исследовать окружающий мир, разбираться в поставленной задаче, находить проблему и давать ей определение. Основной деятельность в данном случае является эксперимент, который способствует развитию мышления крохи.
  • Коррекционные технологии. Направлены на снятие эмоционального напряжения в группе. Может использоваться расслабляющая музыка, цветотерапия, специальные игры и упражнения.
  • Игровые технологии. Занимают главенствующую роль в связи с тем, что игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра обладает познавательной и развивающей функцией.

Художественное и эстетическое развитие дошкольника помогает сделать из ребенка всесторонне развитую личность, способную ценить и видеть красоту вокруг себя, создавать прекрасное своими руками.

Педагогический совет в детском саду на тему: Художественно — эстетическое развитие дошкольников

Основные средства художественно-эстетического воспитания – это: Предметно-развивающая среда. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.
Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации :
Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания
Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.
• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.
Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно — эстетического воспитания детей и в развитии их творчества я придаю интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей. Именно интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.
Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с моей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественноречевой, музыкальной).
Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности:
– в литературе средство выразительности
– слово (образные определения, эпитеты, сравнения);
– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации
– движения, жесты, мимика, голос, интонация;
– в изобразительной деятельности
– рисунок (форма, величина, цвет), лепка (форма, объём, пропорции), аппликация (форма, цвет, композиция);
– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Все художественно-творческие виды деятельности выполняют психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия.
Художественно-эстетическое развитие детей способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны), повышает познавательную активность.
О том, как развивать у дошкольников музыкально-творческие способности нам расскажет музыкальный руководитель Камельянова Анастасия Сергеевна (приложение ____)
Музыкальный руководитель: Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроению. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они в последствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.
Может поэтому, многие специалисты утверждают, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования музыкальных способностей. Способность – индивидуальная особенность личности. Различают способности: лингвистические, интеллектуальные, творческие,
Музыкальные способности разделяют на специальные (композиторские,исполнительские)
— качественное своеобразие специальных способностей, необходимых для выполнения любого вида музыкальной деятельности и общие (необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности)
— способность эмоционально погружаться в музыкальные переживание, внимание, волевые особенности, т.е. то, что относится к процессам и свойствам личности. Специалисты – музыканты выделяют три вида музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма. Ладовое чувство — способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать эмоциональным компонентом музыкального слуха.
В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки. Способность к слуховому представлению это способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эта способность у детей проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь – в пении. Музыкально-ритмическое чувство или чувство ритма — способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
В раннем возрасте чувство ритма проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Важнейшим средством развития музыкально-творческих способностей является музыкальная предметно-развивающая среда, которая организуется в группах по 3 направлениям: восприятие музыки, воспроизведение музыки, музыкально творческая деятельность.
Немаловажна также роль музыкально дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей.
Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных ИОС.
Музыкально — дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Считаю, что одними усилиями музыкального, без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также в развитии их музыкально-творческих способностей. Поэтому необходимо использование музыки в повседневной жизни группы, на ИОС по развитию речи, изобразительному искусству, ознакомлению с окружающим миро, на прогулке и т.д.
Заведующий: О том, какие условия , средства и какую роль играет педагог в развитии у дошкольников художественно — творческие способностей расскажет воспитатель разновозрастной группы Касаткина Светлана Львовна (приложение____).
Заведующий: Опытом организации работы по художественно — эстетическому развитию детей раннего возраста поделится воспитатель второй младшей группы Капкова Юля Александровна (приложение ____).
Заведующий: Хочется послушать и вас, педагоги. Какие педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству вы используете? Выступление воспитателей разных возрастных групп.
(Приложение ___________)
Заведующий: Далее выступление продолжит педагог увлекающийся нетрадиционной техникой рисования и поделиться опытом работы. Выступление воспитателя старшей группы Денисенко Галина Юрьевна.
(Приложение ___________)
Заведующий: Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию», проводимой в рамках подготовки к педсовету, подведет старший воспитатель Лукожева Наталья Васильевна (приложение ___________).
Старший воспитатель: Уважаемые коллеги, предлагаю вам вместе провести педагогический пробег по теме нашего педсовета (приложение ____) и актуализировать ваши знания по вопросам художественно-эстетического развития дошкольников. Для этого вам нужно разделиться на две команды (на столах разложены листочки с номером команды № 1, № 2, каждый педагог путем жребия определяет свою команду).
Старший воспитатель подводит итоги педагогического пробега, оценивает активность и правильность ответов каждой команды.
Заведующий: Наш педсовет подходит к концу. Как и на любой ИОС – педагог должен подвести ребят к итогу. А итог нашего заседания мы будем подводить с помощью упражнения «Шесть шляп мышления».
Для этого предлагаю каждой команде выбрать по три шляпы и инструкцию к ним.
Вам необходимо, используя характеристику выбранной шляпы, подвести итог педсовета:
«белая шляпа» — констатирует факты, информацию, не используя при этом оценки и эмоции;
«желая шляпа» — называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом педсовете;
«черная шляпа» — говорит о «минусах», т.е .что на педсовете не понравилось или что принять в работу нельзя;
«красная шляпа» — говорит только о чувствах, которые возникали в ходе педсовета;
«зеленая шляпа» — размышляет с позиции творчества – где и как можно использовать полученный опыт;
«синяя шляпа» — делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем для дальнейшего обсуждения.
Представители команд выбирают разноцветные шляпы (сделанные из цветной бумаги). На обсуждение каждой команде дается три минуты. Задание понятно? Тогда начинаем работу (каждая команда после обсуждения представляет свой итог в последовательности, указанной выше).
Заведующий: А теперь предлагаю вашему вниманию проект решения педагогического совета (проект обсуждается – приложение ___). Закончить сегодняшнюю встречу хочется словами Д.Б. Кабалевского «Видеть музыку, слышать живопись», которые на мой взгляд могут стать девизом совместной работы нашего педагогического коллектива по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников.
Решение педсовета:
1.Более творчески подходить к организации ИОС по художественно-эстетическому развитию детей , использовать разнообразные методы и приемы
Отв: воспитатели групп Срок: постоянно
2.Пополнить недостающими материалами и пособиями центры по художественно-продуктивной деятельности в группах.
Отв: воспитатели групп Срок: постоянно
3.Продолжать работу по художественно-эстетическому воспитанию детей ,
более тщательно продумывать оформление и обстановку в группах, в соответствии с возрастом детей.
Отв: воспитатели групп Срок: постоянно
4.Разработать перспективное планирование по всем возрастным группам.
Отв: воспитатели групп, Срок: до ________ г.

Читайте также  Электронные развивающие игры детей

Консультация «Использование инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования – «развитие личности, способной к самоопределению и самореализации».

Художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.

Одним из приоритетных направлений деятельности воспитателя является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие.

Основная цель деятельности воспитателя: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

• Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

• Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

• Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

• создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно — развивающей среды);

• организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

• координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

• организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

• совместная деятельность педагогов и детей;

• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

К художественно-эстетической деятельности относится:

• восприятие художественной литературы;

Цели художественно-эстетического воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников:

• развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов;

• формирование элементарного эстетического сознания;

• формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;

• развитие эстетических и художественно-творческих способностей;

• систематическое развитие эстетических представлений детей, их художественно-творческих способностей;

• формирование основ эстетического вкуса.

Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя:

• изучение элементов теории эстетики;

• систематическое общение с художественной культурой;

• организованное участие в художественном творчестве.

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.

Первая группа методов направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Вторая группа методов направлена на формирование навыков художественной деятельности. В качестве ведущих воспитателем используются практические методы: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раздельная деятельность.

Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности.

Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, OОД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Цель OОД — развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. Ребятам предоставляется возможность познакомиться с произведениями знаменитых художников, с жанрами живописи, изучить такие понятия — как портрет, натюрморт, пейзаж, познакомиться со скульптурными произведениями великих мастеров.

Виды инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии:

нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста:

• рисование ватными палочками

• оттиск печатками из овощей

• тычок жёсткой сухой кистью

• пластилинография (представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.Основной материал — пластилин.)

• набрызг (заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой (или кистью) проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу.)

• рисование на манке.

• рисование мятой бумагой (занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.)

• ниткография (В этой технике линии образуются после приклеивания нитей.На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек.)

• граттаж (способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.)

• кляксография (разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы. Рисунок в этой технике исполняется: тушью, чернилами, акварелью, гуашью.)

• монотипия (графическая техника.Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность.)

• мраморная бумага (нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок.)

• фроттаж (техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений не заточенного карандаша.)

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Дошкольникам доступны все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка.

Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

-75%

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования раскрывает художественно – эстетическое развитие личности как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (рисование, лепка, аппликация) [1, с. 268].

Художественно – эстетическое развитие личности является результатом освоения эстетического и художественного опыта человечества. Целью художественно-эстетического воспитания является приобщение к изобразительному искусству, развитие детского творчества, формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Содержание художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста представлено в разделах комплексных программ дошкольного образования и в парциальных программах. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева (М., 2014) художественно-эстетическое развитие предусматривает приобщение к искусству, развитие изобразительной деятельности, конструктивно – модельной деятельности, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста [2, с. 337].

Читайте также  Теоретические аспекты развития детей раннего возраста

В данной статье мы выделяем два направления развития детей – приобщение к искусству и изобразительную деятельность.

В процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства происходит развитие эмоционального восприятия, положительного реагирования на произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, народного декоративно-прикладного искусства. У детей начинает формироваться способность понимать содержание произведений искусства, эстетическое восприятие.

Изобразительная деятельность включает в себя воспитание у дошкольников интереса к рисованию, лепке, аппликации, прикладному творчеству, формирование, развитие и совершенствование умений в данных видах деятельности.

У детей от 2 до 3 лет во второй группе раннего возраста должно развиваться художественное восприятие, отзывчивость на доступные им картины, рассказы, музыку. С детьми рассматривают иллюстрации к произведениям детской литературы, знакомят с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой и другими. При этом педагог обращает внимание на яркое оформление, характер игрушек. Речь педагога должна быть пропитана эмоциями, заинтересованностью к изучаемому. Ребенок должен почувствовать искреннюю радость воспитателя при ознакомлении с образцами.

В младшей группе (от 3 до 4 лет) детей продолжают знакомить с лучшими образцами искусства, книжной иллюстрацией. Детям представляют разнообразие видов изобразительного искусства подводят к восприятию произведений искусства. Знакомят с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства, готовят детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.

Начиная со средней группы (от 4 до 5 лет) детей знакомят с творческими профессиями артиста, художника, композитора и др. Побуждают детей узнавать и называть явления и предметы окружающей действительности в художественных образах. В этом возрасте дети учатся различать жанры и виды изобразительного искусства: картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура).

У детей 4-5 лет педагоги вызывают интерес к различным строениям, расположенным вблизи детского сада (детский сад, магазин, поликлиника, театр, кинотеатр, музей); привлекают внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять выделение различных частей здания (форма и величина входных дверей, окон, крыши, крыльца и других частей). Детей среднего дошкольного возраста начинают организованно вывозить на экскурсию в музей [3, c. 48].

В целях формирования представлений об образцах отечественной живописи, для развития эстетического восприятия детям проводят ознакомительную работу с картинами русских художников: И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, В.Г. Перова, А.А. Пластов, К.П. Брюллова и др. Картины отечественных художников данных авторов представлены в различных жанрах живописи и представляют собой прекрасное средство для развития у детей дошкольного возраста интереса к изобразительному искусству.

В среднем дошкольном возрасте детей знакомят с памятниками архитектуры родного края и мира: «в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца. В Золотое кольцо традиционно включают восемь основных городов – Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир» [3, с. 106].

Произведения И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, И.И. Левитана передают живописность русской природы: пейзажи представляют детям подробнейшее, яснейшее дыхание леса, родных просторов. Картины прекрасно отвечают принципу краеведения, доступности, сезонности при приобщении дошкольников к изобразительному искусству [4, с. 46].

Применяются разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению к изобразительному искусству, такие как:

– беседы с использованием репродукций,

– самостоятельная и индивидуальная работа.

Народное декоративно-прикладное искусство также является доступным для этого возраста видом искусства. Дошкольники продолжают изучать различные виды росписей – гжельская, хохломская, городецкая и др. Национальный промысел родного края также включается в содержание образовательного процесса.

В старшей группе (от 5 до 6 лет) у детей продолжают формировать интерес к изобразительному искусству, продолжают знакомить с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры. Расширяют представления о графике.

В подготовительной группе (от 6 до 7 лет) детей начинают знакомить с историей искусства и продолжают расширять ранее полученные знания, совершенствуются умения и навыки. Формируются представления о значении органов чувств человека для художественной деятельности. Воспитывается интерес к искусству родного края.

Изобразительная деятельность начинается со второй ранней группы (от 2 до 3 лет).

В процессе занятий рисованием у детей обогащается опыт сенсорного восприятия: дети учат различать интенсивность цвета, закрепляют знание цветов. При изучении предметов у дошкольников развивается не только чувство цвета, а также чувство формы. Воспитатели просят изобразить контур предмета в воздухе, потом на бумаге. Детей заинтересовывают инструментарием: карандаши – это не просто палочки, а палочки, которые оставляют след на бумаге; фломастеры и кисти бывают одного и того же цвета, но рисуют разные линии; краски акварельные и гуашь, нужно растворять водой, только тогда ворс кисти оставляет яркие пятна на бумаге и пр. Детей учат преобразовывать каракули, рисовать линии, точки, используются нетрадиционные техники рисования, такие как, кляксография, штампы и др.

На занятиях по лепке у детей в возрасте 2-3 лет проводят ознакомительную работу с материалом: пластилином, восковым пластилином, глиной. Восковой пластилин, современный и безопасный пластический материал для лепки с детьми, не липнет к рукам, волосам, не оставляет следов на одежде и мебели, легко размягчается. Воспитатель рассказывает детям о пластилине, его пластических свойствах, показывает на примерах, что можно из него слепить. Дети учатся работать с пластилином, отрывая маленькие кусочки, соединяя их, раскатывая между ладошками. После этого, дети учатся лепить округлые и сплющенные предметы (колобок, яблоко, помидор, ягодка, бусинка, лепешки, тарелки и т.п.), соединять вылепленные формы в один предмет.

У детей 3 – 4 лет продолжают развивать умение пользоваться инструментарием: правильно держать кисть, наносить краску кончиком ворса кисти, убирать лишнюю воду с кисти. С детьми проводят индивидуальное и коллективное рисование, учитывая индивидуальные особенности детей. Дети учатся нанесению основных изобразительных приемов – линий, штрихов, пятен, мазков, тычков. С их помощью рисуют простые предметы, прямые линии в разных направлениях, перекрещивают их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Воспитатели подводят детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и комбинаций разных форм и линий (неваляшка, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Формируют умение создавать несложные сюжетные композиции.

Младшие дошкольники приобщаются к искусству аппликации. Дети учатся предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение, наклеивать их.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) в рисовании у детей к формированию умения рисовать отдельные предметы, добавляется создание несложных сюжетных композиций: к одним простым предметам добавляются другие и располагаются по всему листу. Дошкольники учатся закрашивать мазками или штрихами нарисованные формы, не выходя за их контур. Дети учатся пользоваться подходящими по ширине кистями: широкими или тонкими, кончиком, либо всей кистью. В декоративном рисовании продолжается формирование умения создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских, городецких узоров.

В аппликации усложняется содержание изображений. Детей обучают вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Дошкольники учатся вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов. Продолжают расширять количество изображаемых предметов из готовых форм. Учат детей преобразовывать эти формы, разрезая на две или четыре части (круг – на полукруги, четверти; квадрат – на треугольники и т.д.) [4, с. 257].

В лепке в средней группе закрепляют приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учат прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котёнка, клюв у птички), сглаживать поверхность вылепленного предмета.

В старшей группе (от 5 до 6 лет) продолжают развивать интерес к изобразительной деятельности, обогащают сенсорный опыт, развивают эстетическое восприятие. Детей продолжают знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), учитываются региональные особенности.

В подготовительной группе (от 6 до 7 лет) совершенствуются умения изображать предметы по памяти и с натуры, совершенствуется техника изображения, расширяется набор материалов. Продолжается формирование умения свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, плавно поворачивать руку при рисовании округлых линий, завитков в разных направлениях, осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

В сюжетном рисовании детей продолжают учить размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, передний и задний план). Формируется умение передавать движение людей и животных. В лепке продолжается обучение умению передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов.

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основным назначением которых является образное отражение действительности [5, с. 25].

Содержание художественно-эстетического развития дошкольников представлено в комплексных программах, а также обогащенное содержание раскрывается в парциальных программах. Современные программы соответствуют ФГОС дошкольного образования и раскрывают данную область развития ребенка. Кроме этого, создаются региональные программы, учитывающие конкретную этнокультурную ситуацию, традиции, принятые в обществе. Согласно целевым ориентирам дошкольного образования ребенок к окончанию дошкольного возраста должен проявлять развитое творческое воображение, проявлять самостоятельность в изобразительной деятельности, эмоционально откликаться на произведения искусства.

В художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста для развития эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире для приобщения детей к миру искусства, для развития способностей к изобразительной деятельности воспитателю необходимо обеспечить активное взаимное взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и сверстников, поддерживать проявления самостоятельности, инициативы в изобразительной деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: