Художественно эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Международный журнал

Кетова В.Н. Характеристика художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – С. 50-53.

ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В.Н. Кетова , студент

Нижневартовс кий государственный университет

( Россия , г. Нижневартовск)

Аннотация. В последнее время можно часто услышать, что дети м енее тво р ческие , меньше думающие, фантазирующие, являющиеся больше потребителя, чем творцами. Действительно, в нашем современном мире творчество человека играет немалую роль. В научной статье дается понятие, виды художественно — эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и методы работы с детьми по каждому виду художественно- эстетическому развитию.

Ключевые слова: х удожественно — эстетическое развитие, виды художественно- эстетического развития.

Модернизация российского образ о вания – одно из приоритетных напра в лений политики государства, домин и рующая цель которого – создание у с тойчивого механизма развития всей системы образования. Ведущая задача образовательной политики в России с о стоит в обеспечении качес т венного о б разования на всех уровнях: дошкольн о го, начального и общего , професси о нального образования [ 6 ].

В соответствии с Федеральным гос у дарственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из задач образовательной области «Художес т венно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребе н ка как субъекта отношений с самим с о бой, другими детьми, взрослыми и м и ром. Федеральный государственный стандарт направлен на общий итог – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.

Художественно-эстетическое разв и тие подразумевает:

– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и осмыслив а ния произведений искусства (словесн о го, музыкального, изобразительного), мира природы;

– развитие эстетического отношения к окружающему миру;

– формирование элементарных пре д ставлений о видах искусства;

– восприятие музыки, художестве н ной литературы, фольклора;

– побуждение сопереживания перс о нажам художественных произведений;

– реализацию самостоятельной тво р ческой деятельности детей (изобраз и тельной, конструктивно-модельной, м у зыкальной и др.) [ 7 ].

Отечественные ученые Н.А. Ветлу — гина , А.Н. Леонтьев, Д.Б. Лихачев, Б.М. Неменский , Б.М. Теплов, Е.А. Флерина работали над изучением вопроса художественно-эстетического развития дошкольников. Значительная доля исследователей обозначают такие составляющие художественно-эстети — ческого развития: эстетическое воспр и ятие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Д.Б. Лих а чевым было выделено еще одно, эст е тические чувства – эстетическая п о требность и эстетическое суждение. Все многообразие системы художественно-эстетического развития направлена не только на всестороннее развитие д о школьника как в эстетическом и худ о жественном плане, но и так же в духо в ном, нравственном и интеллектуальном.

В своих исследованиях Л.С. Выготский , А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др. отмечают, что в старшем дошкольном возрасте, в сра в нении с ранним детством, образуется новый тип деятельности – творческий. Оригинальность этого вида деятельн о сти заключается в том, что он обладает возможностью двигаться от мысли к ситуации, а не наоборот, как было р а нее. Давая характеристику особенности творчества детей старшего дошкольн о го возраста, педагоги и психологи отм е чают ее специфичность. Большинство из составляющих творчества в данном возрасте только-только начинают фо р мироваться.

К.Д. Ушинский говорил: «Дитя мы с лит формами, красками, звуками, ощ у щениями». Изобразительное искусство, по его мнению, является одним из лу ч ших средств развития наблюдательн о сти, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения [ 2 ].

У ребенка старшего дошкольного возраста просыпается рвение проникать во все многообразие окружающего м и ра. Основными видами художественно-эстетического развития старшего д о школьного возраста являются: худож е ственная творческая деятельность (из о бразительное творчество, театрализ о ванное, музыка, танцы, песенное, лит е ратурное, декоративно-прикладное, а р хитектурное, техническое творчество и др.). Вот, некоторые из них: Театрал и зованные игры — эффективный способ решение вопроса развития творчества детей. Включение таких игр во все р е жимные моменты в детском саду сп о собствует решению следующих задач: активизации творческого потенциала детей; умению детей применять выр а зительные средства (интонация, мим и ка, жест, поза, походка) для передачи образа.

Например, есть такая игра, называе т ся «Кругосветное путешествие». Цель данной игры – уметь оправдывать свое поведение; развить умение фантазир о вать, расширять знания дошкольников. Суть игры в том, что дети отправляются в кругосветное путешествие. Они сами придумывают, по какому пути они по й дут – по горам, по пустыне или через лес – и в соответствии с действительн о стью корректируют свои действия.

В старшем дошкольном возрасте о с новой приобретения музыкальных вп е чатлений является не только музыкал ь ный педагог, но и сам большой мир м у зыки. Ребенку старшего дошкольного возраста необходимо продемонстрир о вать, как можно использовать получе н ные ранее средства (музицирование, г о лос, движения).

Лепка тоже обладает большим зн а чением в развитии и воспитании ста р шего дошкольника. Она оказывает бл а гоприятное воздействие на полное ра з витие ребёнка, улучшает зрительное восприятие, память, образное мышл е ние.

Правильно организованная работа по лепке и заботливое отношение к ней педагога дает результат того, что дети с огромным энтузиазмом лепят интере с ные предметы, применяющиеся ими для игры. Независимость детей в период данных занятий выражается в том, что они сами, без помощи взрослых прид у мывают идею будущего предмета, и в месте с тем нужное количество пласт и лина [2].

Обычно дети такого возраста пре д почитают рисовать, получая возмо ж ность передать то, что им понравилось, что вызвало у них интерес, вызвало у них энтузиазм. Рисунки могут быть с а мыми разнообразными по содержанию: это жизненные воспоминания детей, рисунки к мультфильмам, фильмам. Так рисунки представляют собой сх е матичные изображения различных об ъ ектов, но могут различаться уникальн о стью, оригинальностью. Дети в таком возраста человека изображают более пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображе н ного человека.

Для эстетическо-художественного развития может быть полезна обог а щенная изобразительная деятельность: в рисунках дети имеют все шансы пок а зать всевозможные сюжеты; с детьми необходимо беседовать о замысле этих сюжетов, давать новые интересные для них темы, знакомить с разными видами изобразительного искусства (мелкой пластикой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством), оказывать влияние на из о бразительную деятельность. Дети будут знать жанры искусства, видеть мног о образия линий, форм, будут определять цветовой колорит, композицию [4].

О.М. Дьяченко призывает приучать детей выполнять задуманное, выражать собственные образы, «и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать р а дость творчества, никак не замыкаясь в собственных фантазиях, а открывая с е бя все полнее в творческом созид а нии» [ 2 ].

В конце старшего дошкольного во з раста ребенок становится более усидч и вым и может направлено слушать м у зыкальные и литературные произвед е ния, анализировать продукты художес т венного творчества еще глубже их во с принимать, сопереживать, сочувств о вать, сострадать положительному , х о рошему и осуждать зло. У ребенка фо р мируется музыкальный и поэтический слух. Он не только подмечает выраз и тельно-изобразительные средства в ра з личных произведениях искусства, но и может рассказать, для чего они необх о димы в этом жанре, осмысленно во с принимая жанровое многообразие ра з личных видов искусства. У старших дошкольников возникают постоянные предпочтения к конкретным жанрам музыкальных, литературных и изобр а зительных творений.

Увы, традиционное обучение детей старшего дошкольного возраста по х у дожественно-эстетическому развитию основывается на подражательной осн о ве, поэтому в основном состоит из р е продуктивных приемов обучения. Раб о та ребенка в образовательной деятел ь ности чаще всего лишь исполнител ь ская, а не развивающая. Поэтому, по этой причине, полагаем, что кружковая работа является источником художес т венно-эстетического развития старшего дошкольного возраста. К тому же кру ж ковая деятельность еще больше углу б ляет и расширяет навыки и умения д е тей. Результативность кружковой раб о ты содержится в способности руков о дителей кружков поддерживать и ра з вивать интерес старшего дошкольника к личным успехам и результатам.

В процессе художественно – эстет и ческого развития у детей высвобожд а ется душевн ая энерги я , живущ ая в ка ж дом человеке. Данная энергия дает нам ощущение гармонии, необходимое как взрослому, так и ребенку, п оскольку каждый человек по своей сущности — творец. Но еще более важным для р е бенка является то, что его творчество делается существенным составляющим в его самопознании. Ребенок обучается лицезреть красоту окружающего его мира и, напротив, его несовершенство, которое ему захочется наполнить своим творчеством для того, чтобы мир вокруг стал немножко лучше. В результате творческой деятельности дошкольник развивается эмоционально и интелле к туально, определяет свое отношение к жизни и находит свое место в ней, пр и обретает опыт коллективного общения, взаимодействия и совершенствует ум е ния работы с различными предметами и материалами, учитс я владеть телом, г о лосом, речью.

1. Гогобридзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и об у чения / Под ред. А. Г. Гогобридзе, О.В. Солневой. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с .

2. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999 . – №1 . – С . 3-6

3. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагог ических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует пон и мать? // Дошкольное воспитание – 2005 . – №2 . – С . 80-87 .

5. Николаева Е.И. Психология детского творчества – СПб .: Речь, 2006

6. Телегина И.С. Художественное образование детей старшего дошкольного во з раста в контексте реализации ФГТ // Традиции и инновации в образовательном пр о странстве России, ХМАО-Югры и НВГУ: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции . ( г . Нижневартовск, 26 марта 2013г.) / Отв. ред. Г.Н. А р темьева. – Н ижневартовск: Изд-во НВГУ, 2013. – C . 105-107

Читайте также  Ребенок 7 5 месяцев развитие

7 . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обр а зования / Министерство образовани я и науки Российской Федерации. – М.: Просв е щение, 2013 .

CHARACTERISTICS OF ARTISTIC–AESTHETIC DEVELOPMENT OF

CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

V.N. Ketova , student

Nizhnevartovsk state university

Abstract. Lately we often hear that children are less creative, less thoughtful, fantasi z ing, being more consumers than creators. Indeed, in our modern world, human creativity plays an important role. The article provides a definition, the types of artistic and aesthetic development of preschool children and methods of work with children for each type of a r tistic and aesthetic development.

Keywords: artistic and aesthetic development, the types of artistic and aesthetic deve l opment.

Содержание художественно-эстетического воспитания и развития детей старших дошкольников в условиях ДОУ

В общем и художественно-эстетическом развитии ребёнка, посещающего детский сад, значительное место занимают разные виды искусства: изобразительное искусство, театральная деятельность (литература), хореография, интегрированные занятия (комплексные занятия с использованием театра, музыки, художественной литературы, рисования), музыка. Используя лучшие образцы искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у детей интерес и способность эстетически воспринимать картины, музыку, танец, театр. Одним из видов художественной деятельности является изобразительное искусство.

Изобразительное искусство в силу своей наглядности оказывает большое влияние на детей, обогащая представления о быте, природе, жизни общественной. Кроме того, возникает обязательный отклик, отношение к нему. Занимаясь изобразительной деятельностью дети имеют возможность выражать свои впечатления и отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве. Это — рисование, лепка, аппликация.

В детских рисунках раскрываются их интересы, мечты и отношение. Организовываются наблюдения природы, которые направляют внимание детей на поиски средств изображения (например, на сочетание красок). Такими творческими заданиями могут быть: «Осенний лес», «Зимние развлечения», «Весна-красна», «Цветы», «Сбор урожая». А также рисование по сказкам: «Мороз, красный нос», «Заяц и лиса» и другие. Дети должны уметь передавать в рисунке образ, сюжет.

На занятиях по декоративному рисованию дети вырезают различные формы из бумаги в виде подноса овального, коврика, платья. Педагог может давать одни задания, но формы могут быть различными. Дети, вырезая из бумаги различные силуэты, орнаменты, тем самым развивают координацию движения рук, приобретая технические навыки.

В лепке дети должны уметь передавать форму предметов, фигур, животных, а также лепить небольшие сценки и отдельные эпизоды жанровых и сказочных сценок таких, как «Зайчики скачут на полянке», «Три медведя», «Теремок». Материал, используемый в лепке, — это глина, пластилин. В старшей группе в работе с детьми включается лепка на тему сказок. Предварительно педагог проводит беседу, знакомит детей с сюжетом сказки, или картин. Для этого устраиваются в групповой комнате показ картин, иллюстраций, скульптуры и т.д. Ознакомившись с педагогом со сказкой или сюжетом ребёнок проще умеет выразить сюжет сказки или героев. Аппликация — это декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности. В старшей группе дети могут работать коллективно (двое или трое). Темы определяет педагог, такие, как: «Осенний клён», «Снежинки». В аппликации педагог определяет правильность передачи цветовой гаммы, выразительности предмета, силуэта, сопоставлять их в одном рисунке по величине.

Следующим видом художественной деятельности является театральная деятельность, которая напрямую связана с литературой. Основой для развития театральной деятельности для всех воспитанников старших групп являются праздники и развлечения. Каждый праздничный утренник, а также развлечения и дополнительные мероприятия отмечаются по тематическому перспективному плану. Например, определённое время года связано с проведением обязательных календарных групповых праздников, посвящённых временам года: осень (Осенняя пора), зима (Новый год), весна (День победы), и летние развлечения. Помимо основных праздников проводятся утренники и мероприятия в виде развлечений, таких, как: «Посвящение в первый класс», «День матери», «7 ноября», «Рождество», «День защитника отечества», «День космонавтики», «День защиты детей» и другие. На тематических праздниках широко используется репертуар детских сказок, которые вписываются в сценарий как основная тема всего праздника, это: «Айболит», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Бременские музыканты», «Снежная королева», «Белоснежка и семь гномов», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Золушка», «Принцесса на горошине» и многие другие сказки.

Театральная деятельность — это один из распространённых видов деятельности детского творчества. Драматизации сказок, стихотворений и песен, а также музыкально-игровые сценки определяют простые действия. Короткие и длинные монологи и диалоги действующих лиц позволяют многим детям участвовать в театрализованном представлении. Дети, входя в образ того или иного героя стараются подражать тому, что его заинтересовало. Занятия театральной деятельности требуют от ребёнка решительности, трудолюбия. Ребёнок развивает умения комбинировать образы, способность к импровизации. Выполняя игровые задания в образе животных и персонажей сказок помогает детям лучше овладевать телом, учат их замечать и оценивать свои и чужие ошибки. Они учатся формулировать свои мысли и излагать их публично, ближе и точно чувствовать окружающий мир.

Хореография — один из любимых видов деятельности старших дошкольников. В этой деятельности особое внимание уделяется умению ориентироваться в пространстве, ребёнок учится соблюдать дистанцию, двигаться по кругу, парами, тройками и т.д. Первой задачей в обучении танцам является развитие чувства метрической пульсации. Методом показа разучивание танца начинается с точного показа руководителя. Словесный метод сопровождается беседой, объяснением, рассказом. В игровом методе педагог подбирает игру, тем самым повышая интерес к этому предмету, вызывая весёлое настроение. обучение танца в игровой форме развивается фантазия, память, воображение дошкольника. Практический метод сопровождает самостоятельное выполнение детьми танцевальных движений. Музыкальное сопровождение применяется также как методический приём. Педагог поясняет детям и помогает сопровождать движения с музыкой. Обучение танцам детей старшего дошкольного возраста воспитывает и развивает эстетически: развивает музыкальный кругозор и музыкальный вкус, формирует навыки грациозности, изящества движений. Занятия танцам воздействуют развитию опорно-двигательному аппарату, формирует правильную осанку, а также содействию органов дыхания.

Музыкальные занятия в детском саду – один из основных видов художественно-эстетической деятельности детей. При обучении слушанию музыки педагог в первую очередь знакомит с содержанием и характером произведения. Это может быть рассказ, стихотворение, сказка, а также какой-либо вид наглядности: рисунок, портрет, игрушка. Педагог знакомит детей с жанровыми особенностями (вокальный, инструментальный жанр, классика или народный жанр и т.д.). При знакомстве с вокальным произведением (например, «Жаворонок» П. И. Чайковского) педагог предлагает детям услышать и прочувствовать единство слова и музыки, услышать интонационно-ритмические обороты. На музыкальных занятиях в детском саду дети также обучаются музыкально-ритмическим движениям и танцам. Педагог использует различные приёмы обучения: наглядно-зрительный показ отдельных движений, плясок и танцев и словесный метод по ходу их исполнения. Разучивая музыкальные игры педагог использует показ и слово, в форме указаний.

Перед разучиванием движений в танце или хороводе педагог предварительно знакомит детей с музыкальным номером (дети слушают от начала до конца всю музыку), объясняет характер и настроение танцевального номера, а затем показывает движения. Таким образом, дети получают навыки и умения правильно двигаться в пространстве, перестраиваться в две, три колонны. У детей формируется чувство ритма, способность работать не только ансамблем, но и совместно, всей группой.

Игра на музыкальных инструментах – ещё одна из cфер музыкальной деятельности старших дошкольников. Для того, чтобы обучить детей игре на музыкальных инструментах, педагог в первую очередь знакомит детей с музыкальными инструментами. Для того, чтобы ребёнок «услышал» инструмент педагог сопоставляет звучание одного инструмента с голосами птиц, животных, ручья, речью человека. Затем педагог отхлопывает определённый ритм. После разучивания ритмических рисунков педагог переходит к разучиванию мелодий — сначала построенных на узких интервалах, затем на больших. И только после этого детей объединяют в оркестр. Педагог также на музыкальных занятиях предлагает детям импровизировать, подбирать по слуху знакомые мелодии, сочинять попевки. Таким образом в деятельности игры на музыкальных инструментах педагог применяет индивидуальный подход, чему способствуют творческие проявления ребёнка.

Эстетическое восприятие произведений литературы, музыки, изобразительного искусства тоже требует активной деятельности. Эта деятельность заключается в эстетической оценке, в глубоком переживании тех качеств, которыми обладает предмет.

Реализация выше охарактеризованной программы осуществляется с помощью следующих методов:

1. Методы, направленные на эмоционально-ценностное отношение к музыке (создание установки на эмоционально-духовное общение с искусством).

2. Методы, направленные на развитие способности «проживания» музыки, ее настроения, чувств, отношения к миру.

3. Игровые методы и приемы, направленные на организацию увлекательного процесса музыкальных занятий.

4. Методы, направленные на развитие художественно-познавательных способностей, умений слышать музыку.

5. Методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве. Среди них, например, методы организации вокально-хоровой работы (распевание, показ песни, различные методы разучивания слов и мелодии, привлечение нотной записи, сочетание пения без сопровождения и с сопровождением и др.) Здесь же методы организации игры на элементарных музыкальных инструментах: приемы обучения игре. Методы организации пластического интонирования: выразительный показ движений и др.

6. Методы организации творческой деятельности: сочинение детьми мотивов, мелодий, сочинение сочиненного, а также импровизаций на заданное «зерно» — интонацию, стихотворный текст, определенный сюжет, ритмический рисунок.

Педагогическими условиями художественно-эстетического развития детей в ДОУ являются:

— создание художественно-творческой развивающей среды ДОУ;

— организация пространства в ДОУ разных видов художественно-творческой деятельности;

— включение в содержание музыкальных занятий включает разных видов искусства и реализация методов, направленных на эмоционально-ценностное отношение к музыке; на развитие способности «проживания» музыки, игровых, методов, направленных на развитие художественно-познавательных способностей, на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников — функции, направления и приемы

Художественно-эстетическое развитие дошкольников

К четырём годам у детей хорошо развито слуховое и зрительное восприятие. Их форма мышления носит наглядно-действенный характер. Любые ситуации, которые возникают у ребёнка, разрешаются путём взаимодействий с разными предметами.

Мир художественных образов

Чем раньше взрослые начнут приобщать своё чадо к миру художественных образов, тем быстрее у него будут формироваться мыслительные процессы. Малыши эмоционально откликаются на прослушивание музыки, чтение сказок, простые опыты с красками или пластилином.

Целью художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста выступает формирование у них художественного вкуса, идеалов и способности к творческой деятельности. Необходимого результата можно добиться со следующими задачами:

Воспитание гармоничной личности

  • воспитание гармоничной личности;
  • развитие способности видеть и ценить прекрасное;
  • формирование личных предпочтений и идеалов;
  • создание условий, необходимых для художественного развития малышей.
Читайте также  Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Достичь нужной цели получится с правильным определением средств и методик. В этом поможет знакомство с живописью, театром, телевидением, музыкой, литературой.

Художественно-эстетическое воспитание выполняет несколько функций:

Воспитание малышей

  • Обучающая. Дошкольникам предоставляют необходимую информацию, которая помогает расширить кругозор.
  • Воспитательная. Малыши узнают о мировом искусстве и учатся распознавать эстетически привлекательные объекты.
  • Коммуникативная. При обсуждении художественных произведений дети выполняют коллективную работу и общаются друг с другом.
  • Творческая. У дошкольников формируется мотивация создавать красивые вещи, которые они видят вокруг.
  • Развлекательная. Творческие занятия проводятся в форме игр, чтобы привлечь внимание малышей и улучшить их настроение.
  • Релаксационная. Когда дети слушают музыку или пение, у них улучшается эмоциональное состояние.

Приобщение к искусству пробуждает в малышах любознательность. Когда ребёнок поверит в свои силы, у него проявится творческая активность.

Формы и приёмы

Чтобы привлечь малышей к художественно-эстетическому обучению, воспитателям необходимо использовать определённые методы. В детских садах они применяют разные формы организации развития:

Уроки рисования

  • Игровая деятельность. Позволяет ребёнку познакомиться с множеством разновидностей и особенностей искусства. Часто такая деятельность может принимать форму арт-терапии, драматерапии, танцевальной терапии и т. п. Все они имеют игровую направленность и вызывают положительные эмоции у детей.
  • Учебные занятия. На них дети учатся рисовать, лепить фигурки из пластилина, делать аппликации, работать с конструктором.
  • Выставка. Позволяет оценить результаты творческой деятельности малышей и определить, сколько ещё понадобится времени, чтобы улучшить их навыки.
  • Праздники. Праздничная атмосфера позволяет повеселить дошкольников творческими конкурсами, концертами, тематическими постановками, музыкальными сказками.

Совместные занятия с взрослым

Дошкольное образование включает множество приёмов эстетического воспитания детей. Воспитатели показывают малышам картины, объекты природы и искусства. Затем взрослые устраивают увлекательную беседу и учат дошкольников комментировать увиденное.

В старших группах требуется более высокий уровень развития мышления. Детям необходимо сравнивать творческие работы и анализировать их.

Визуальный приём развития художественных способностей предполагает помощь взрослых.

Визуальный приём развития художественных способностей

К примеру, на уроках рисования воспитатель направляет руку ребёнка с кисточкой по бумаге. В средней группе дети следят за движениями взрослого и повторяют за ним. Старшие воспитанники должны расширять представления о форме и структуре объектов. Они максимально обследуют предметы и учат новые слова, с помощью которых они описывают произведение искусства.

Также дети развивают долгосрочную память. В этом им помогают театральные сценки, в которых они изображают литературных героев или животных.

Разновидности деятельности

Воспитателям необходимо создать оптимальные условия для развития творческих способностей у детей. Для этого применяются следующие виды художественно-эстетической деятельности дошкольников:

Уроки музыки

Развитие речи

  • Музыкальная. Включает хоровое пение. Также сюда относятся танцы. В детском саду у детей закладываются первые представления о музыке и ритме. Малышам рассказывают, из каких материалов сделаны музыкальные инструменты. Дошкольников учат правильно их держать и извлекать из них звуки.
  • Театральная. Воспитатели проводят с детьми игры-драматизации. Во время инсценировок и репетиций малыши развивают художественную речь при воспроизведении сказок, расширяют музыкальное восприятие с помощью песен и открывают в себе изобразительные способности при создании декоративных элементов для сцены.
  • Художественно-речевая. С помощью этого вида деятельности дошкольники знакомятся с жанрами народного творчества: пословицами, поговорками, частушками, загадками. Ребята слушают небольшие стихотворения, сказки и рассказы, которые вызывают у них разные эмоции. У детей вырабатывается способность пересказывать короткие тексты, а также выразительность при чтении стихотворений.
  • Изобразительная. Выступает ведущей разновидностью творческой деятельности в ДОУ. С помощью рисования малыши осваивают различные техники, узнают о симметрии и цветовой палитре. При лепке дети знакомятся с трёхмерным изображением вещей. Также у них появляется возможность создавать и изменять задуманные предметы. Расширить представления об оттенках и размерах помогают конструирование и аппликация.

Родителям тоже следует участвовать в этой деятельности. Дополнительные занятия с творческими материалами дома позволят ребёнку быстрее научиться разным техникам создания художественных объектов.

Необычные техники творчества

Для старших групп воспитатели используют более сложные методики. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности помогают разнообразить занятия и сделать их интереснее:

Пальцевая живопись

  • «Пальцевая живопись». Малыши наносят краску на бумагу с помощью пальцев, а не кисточки. Красители наливают в плоские розетки, рядом ставят стакан с водой. В нём детки моют пальцы, которые затем протирают сухими салфетками. Если планируется рисовать ладошкой, то краску наливают в блюдце.
  • Кляксография. Малыш ставит на бумаге кляксу, которая капает с кисточки. Затем ребёнок берёт лист и наклоняет его в разные стороны. Краска расходится по бумаге и образует узор. С помощью нескольких клякс возможно создать целый рисунок.
  • Монотипия. При этой технике краску наносят на кусочек бумаги или стекла. Затем дошкольник водит им по листу и прижимает, чтобы получилось изображение. Рисунок зависит от размера кусочка бумаги с краской и степени надавливания.

Необычные техники часто дополняют другими приёмами. Например, при кляксографии можно использовать сырой лист бумаги, с которой получится сделать рисунок ярче и интереснее. При монотипии нередко используют поролон, ватную палочку или листья деревьев.

Предметно-пространственная среда

Приходя в детский сад, малыш сразу обращает внимание на внутреннее убранство заведения. Помещения, в которых будут находиться дошкольники, должны быть светлыми, чистыми и привлекательными. В интерьере важно соблюсти гармонию оттенков и органичное сочетание деталей. Предметно-пространственная среда формируется в виде центров познавательной и творческой деятельности:

Уголок изобразительного искусства

  • Уголок изобразительного искусства. В эту зону входят картинки, уменьшенные копии объектов архитектуры, игрушки, кухонная утварь и различные вещи для интерьера. В центре уголка размещаются столы, а на полках шкафов можно найти инструменты и материалы для создания творческих предметов.
  • Театральная зона. В этом центре хранятся декорации, костюмы, парики и маски, которые необходимы для сценок на основе прослушанных сказочных историй. С помощью театральных постановок малыши развивают речь и художественные навыки. Также они учатся работать коллективно, исполняя различные роли.
  • Уголок музыки. В этой области находятся аудиозаписи и проигрыватель. С помощью музыкальных инструментов дошкольники учатся создавать мелодии. В старших группах дети устраивают концерты или дополняют музыкой театральные инсценировки.

Поддержка воспитателей

Для успешного развития художественных навыков необходимы и другие условия. Воспитатели должны поддерживать детей, помогать им развивать фантазию и разбираться в новой деятельности. Дошкольникам следует предоставить свободу в выборе материалов для создания творческих проектов. Также необходимо подключать к эстетическому развитию родителей, которые должны стать для собственных детей примером для подражания.

Художественно-эстетическое воспитание способствует выработке усидчивости и терпения.

Кроме того, оно развивает умение находить нестандартные решения для достижения поставленной цели, планировать задачи, анализировать свои действия и выделять для себя главное. При изучении объектов искусства и создании различных предметов ребёнок научится ценить красоту вокруг себя и создавать её своими руками.

Художественно эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Современный детский сад

Автор: Хабибуллина Эльвира Рифатовна

Организация: МАДОУ №339

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Младший дошкольный возраст: Художественная литература (развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематике; принимать участие в рассказывании знакомых произведения; обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности).

Изобразительное искусство (формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов).

Музыка (развивать умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять жанр; использовать музыкальные образы в разных видах деятельности и т.д.).

Старший дошкольный возраст: Художественная литература (продолжить приобщению детей к высокохудожественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи и т.д.).

Изобразительное искусство (продолжить развивать способность к изобразительной деятельности, воображение и творчество).

Художественно-декоративная деятельность (воспитывать эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта).

Музыка (продолжить формировать запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности).

Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

В летний период помощником в художественно-эстетическом воспитании является красота природы, детская деятельность, организованная на участке детского сада и за его пределами.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

— максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;

— взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

— интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

— уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

— организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др;

Читайте также  Ребенок в 5 месяцев развитие видео

— вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Большие возможности дошкольников позволяют родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного их использования, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня физического, умственного и художественно-эстетического развития детей.

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и

возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

При организации работы по художественно-эстетическому воспитанию необходимо рационально использовать среду детского сада.

Среда – важный фактор воспитания и развития дошкольника. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

В детском саду должны быть организованы зоны для игр, чтения, самостоятельной деятельности. Коридоры и переходы дошкольного учреждения необходимо украсить предметами народного декоративно-прикладного искусства, оборудовать музыкальный зал. Здесь проводить фольклорные праздники и развлечения, организовывать театрализованные представления.

В детском саду необходимо иметь костюмерную комнату, где хранится множество театральных костюмов для детей и взрослых. Они используются при проведении театрализованных представлений, досугов, игр. В другом помещении хранятся все атрибуты, необходимые для концертной и игровой деятельности дошкольников.

Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом усложняются и становятся более разнообразными их целенаправленные наблюдения. В результате у детей не только накапливаются впечатления о красоте природы, но и формируются представления, как она меняется, если разумно потрудиться над ней.

Детей раннего возраста не выводят на экскурсии за пределы территории. Они проходят на участке ДОУ. Для этих целей здесь необходимо разбить клумбы и цветники, овощные грядки для развития трудовых навыков и наблюдения. На участках различные виды деревьев и

кустарников. Дети могут понаблюдать за насекомыми, дождевыми червями, птицами, растениями. Все это обобщить в развлечениях (например, «Теремок»), на которых дети продолжают знакомиться с овощами, фруктами, ягодами, созревающими летом.

Для детей старшего дошкольного возраста возможна организация похода в ближайший лес, где проложена экологическая тропа, проходящая мимо пруда, где дошкольники имеют возможность наблюдать за лягушками и головастиками. В лесу дети изучают растения, грибы, жизнь насекомых и птиц в разное время года (см. «В лес за ландышами», «Собака — лучший друг» и др.).

В летний период занятия в группах не предусмотрены. Но отдельно должны быть организована культурно-досуговая деятельность, позволяющая обеспечить каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие, способствующая формированию умения занимать себя.

Практическая деятельность детей имеет важное значение для их эстетического развития. И особое место в ней занимает художественная деятельность. Дети любят песни и стихи, очень охотно включаются в занятия, насыщенные ими. Во время летних каникул необходима организация детских праздников: «День защиты детей», «Россия – Родина моя», «Здравствуй, лето!». Они с удовольствием учат и читают стихи, поют песни, водят хороводы, танцуют.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу? Для этого существуют правила поведения. Когда ребенок овладевает ими, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них. Разумные меры предосторожности, ограждающие ребенка от несчастного случая, не должны выливаться в категорические запреты, полностью подавляющие его инициативу. В развлечениях «Как на Катин день рожденья», «Три поросенка» и др. дети в игровой форме учатся узнавать и избегать опасностей, которые могут им встретиться дома, в лесу, на дороге.

В течение всего года у дошкольников необходимо продолжать формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. В представленных в сборнике развлечениях: «Последний месяц лета», «Путешествие Колобка», «В гостях у сказки», «Моя дружная семейка», «День рождения» и др. дети знакомятся с приметами лета, обычаями и традициями русского народа, заучивают стихи и пословицы о лете, водят хороводы, поют русские народные песни, играют в народные игры.

1. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г.

2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика» 1978г.

3. С.А.Козлова «Дошкольная педагогика»

4. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»

5. М. В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.

6. А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г.

Эффективные занятия и упражнения для художественно-эстетического развития дошкольников

фото 1

Педагоги подтверждают – чем раньше ребенок приобщается к художественно-эстетической сфере, тем более чутким восприятием в этой области будет обладать.

Тем эффективнее будет развиваться и мышление ребенка, и его желание заниматься творчеством.

Что это такое?

В педагогике под художественно-эстетическим развитием дошкольника понимают формирование способности воспринимать красоту окружающего мира, так и развитие способности проявлять творческую активность.

Эти качества закладываются у ребенка уже в дошкольном возрасте.

Художественно-эстетическое развитие выполняет следующие задачи:

  • Развивает эмоциональную сферу внутреннего мира ребенка.
  • Помогает накапливать эстетические знания и эталоны.
  • Формирует умение наслаждаться эстетическими объектами, а так же высказывать собственное отношение к ним.
  • Развивает способности в творческой сфере.

фото 1

Эти задачи достигаются разнообразными формами и видами эстетического развития.

С дошкольниками проводят беседы на темы о возвышенном и прекрасном.

Большую роль играет общение с природой, которая является неисчерпаемым источником красоты.

Кроме того, важно, как организовано пространство, в котором находятся дети, оно так же несет воспитательное значение.

Дошкольники непосредственно участвуют в разнообразной творческой деятельности – рисование, танцы, музыка, ремесло и т. д. В праздниках и играх дети воплощают художественные идеи, с которыми познакомились в процессе обучения.

Существуют разнообразные формы организации художественно-эстетического развития:

  • Игры.
  • Учебные занятия.
  • Выставки.
  • Экскурсии.
  • Праздники.

ВАЖНО! Подбирать форму и вид занятия в художественно-эстетической сфере необходимо в соответствии с возрастом и интересами воспитанников. Следует учитывать цели, к которым стремится педагог.

Занятия для развития способностей в дошкольном возрасте

Существует огромное разнообразие творческих занятий, которые способствуют развитию художественного восприятия дошкольников, которые различаются по возрасту и виду творчества.

Занятия в 3-4 года

СПРАВКА! В этом возрасте малыши пока только учатся выражать позитивную реакцию, когда видят знакомые предметы. Они еще не готовы воспринимать художественный образ, но выбирают те или иные картинки просто потому, что они нравятся или напоминают знакомые предметы.

Один из эффективных способов развития художественно-эстетических навыков у детей младшего дошкольного возраста — нетрадиционное рисование. Это дает стимул для развития способности нестандартно мыслить, экспериментировать. Арсенал нетрадиционного рисования очень разнообразен:

  • Рисование с помощью трафаретов – при этом краску накладывают на заранее подготовленный трафарет с помощью разнообразных инструментов: губки, кисточки, валика или даже обычных тряпочек.
  • Рисование штампами, ладошками, листьями, ватными палочками и т. п. – в этом случае краску наносят на штамп или то, что его заменяет и делают оттиск на бумагу. Оттиски могут складываться в узоры, можно экспериментировать с цветом.
  • Рисование по мокрой бумаге – отличается от обычного рисования тем, что краску наносят на заранее увлажненный лист и она растекается, создавая неожиданные узоры. При этом ребенок учится следовать за тем, что получается, направлять процесс рисования.

Лепка из пластилина не только формирует художественно-эстетическое восприятие, но и способствует развитию мелкой моторики, что очень важно в дошкольном возрасте. Чтобы углубить эффект от этих занятий, пластилиновые фигурки, вылепленные детьми, используют для инсценировки сказок.

ВАЖНО! Музыкальные занятия могут быть как самостоятельным видом творчества, так и сопровождать творческий процесс в других направлениях. Например, когда педагог включает музыку во время рисования или исполняет песенки вместе с детьми во время инсценировки сказок.

Занятия в 5-7 лет

СПРАВКА: В 5 лет ребенок уже способен получать эстетическое удовольствие от созерцания картины, но для него важнее цветовое решение, чем композиция. В 6-7 лет восприятие становится гораздо тоньше, дети улавливают внутреннее настроение изображения.

фото 2

В этом возрасте возможности проведения творческих занятий с детьми расширяются, поскольку расширяются и способности малышей.

Старшие дошкольники владеют более сложными навыками и могут выполнять более сложные задания.

Например, дети 6-7 лет могут заниматься флористикой, квиллингом, бумагопластикой и т. п.

Флористика – создание композиций из растительных материалов. Требует от ребенка умения видеть образ, подбирать необходимые формы и оттенки цветов, аккуратно работать с хрупким материалом.

Для работы можно использовать листья, цветы, веточки, мох и другие растительные материалы.

Квиллинг – изготовление картин из скрученных полосок бумаги. Это довольно кропотливое занятие, требующее терпения и усидчивости. В художественном отношении дети учатся составлять композицию, подбирать цвета.

Бумагопластика – прекрасный инструмент для развития образного мышления. Изготавливая объемные модели из бумаги, дошкольники решают конструкторские задачи, проявляют фантазию и эстетический вкус. Кроме того, занятия бумагопластикой можно дополнить рассказыванием историй, театральной постановкой и другими формами творческого развития.

ВАЖНО! В старшем дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с шедеврами мировой художественной культуры – картинами, архитектурой, литературой (сказки, стихи) и т. д. Это происходит в форме бесед, просмотра фотографий, чтения.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть интересное видео про нетрадиционный способ рисования:

Таким образом, творческие способности – один из компонентов успешности человека в жизни. Существует огромное разнообразие способов развить в ребенке художественно-эстетические способности с самого раннего детства. Они постепенно усложняются вместе с взрослением малыша.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: