Физическое развитие детей третьего года жизни

Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет: ключевые показатели

Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет: ключевые показатели

Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет: ключевые показатели

Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет: ключевые показатели

Трехлетний возраст – своего рода новая ступень в развитии ребенка. Это уже не карапуз, а вполне самостоятельный маленький человечек. В этот период происходит постепенное исчезновение младенческих черт и появление новых, характерных только для дошкольников.

Показатели роста и веса

В период с 3 до 6 лет увеличение веса происходит в основном за счет развития мышц. Рост мышечных тканей постепенно замедляется, отставая от роста жировых тканей. Это объясняет тот факт, что дошкольники чаще всего выглядят более стройными по сравнению с малышами. У мальчиков в этом возрасте больше мышечных тканей, у девочек – жировых.

Средний показатель роста у мальчиков в возрасте 3 лет – 97 см. Девочки-ровесницы традиционно ниже на 2,5 см.

Вес у мальчиков в 3 года достигает в среднем 14,5 кг, а в 6 лет – 21,8 кг. Девочки легче ровесников примерно на 450 г.

Развитие двигательной активности

Начиная с 3-летнего возраста у детей увеличивается скорость движений и улучшается их координация. К 4 годам усиливается чувство равновесия. Это происходит из-за изменений пропорций тела, вследствие чего смещается центр тяжести.

С каждым годом в интервале от 3 до 6 лет дети начинают двигаться с большей скоростью. Они демонстрируют хорошую реакцию и умение выполнять несколько видов деятельности одновременно. Это относится к активным играм.

Умение держать равновесие в возрасте 3–6 лет позволяет детям осваивать новые виды физической активности, к примеру, катание на лыжах и коньках.

Развитие тонкой моторики

Если в 3 года дети плохо справляются с умением самостоятельно застегивать одежду, без расплескивания наливать жидкость в посуду, к 4 годам наступает период улучшения координации движений.

Процесс развития тонкой моторики происходит постепенно. Сначала дети все делают неуклюже. И здесь родителям важно проявить терпение и не ругать за пролитую воду, разбитую чашку или спутанные шнурки.

К 4 годам дети умеют самостоятельно застегивать и расстегивать молнии, кнопки и пуговицы, поворачивать дверную ручку, без помощи взрослых быстро одеваться и раздеваться. К приобретенным навыкам прибавляются умение умываться и чистить зубы, резать ножницами бумагу и ткань.

В 5-летнем возрасте дети уже умеют самостоятельно вставлять и завязывать шнурки.

Развитие костной системы

В период от 3 до 6 лет костная система ребенка претерпевает серьезные изменения:

  • с 3 лет хрящи постепенно превращаются в твердые кости, которые увеличиваются в объеме;
  • с 4–5 лет начинают выпадать «молочные» зубы;
  • с 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Во время формирования костной системы ребенка важно обеспечивать его потребность в питательных веществах. Недоедание может стать причиной угрозы для полноценного развития маленького человечка.

Необходимо соблюдать и гигиену полости рта. Если не приучать ребенка к ежедневной чистке зубов, они могут начать портиться. А преждевременное разрушение молочных зубов рискует привести к смещению постоянных.

Особенности питания в период 3–6 лет

Для полноценного развития ребенку в возрасте 3–6 лет требуется 1800 калорий в день. Рацион должны составлять продукты, обладающие высокой питательной ценностью: мясо, яйца, блюда из разных круп, фрукты и сырые овощи.

В этом возрастном периоде дети часто высказывают капризы во время еды. Чтобы свести к минимуму отказы, необходимо превращать завтраки, обеды и ужины в красивый ритуал, даже простые и будничные блюда оформлять затейливо.

Многие родители делают ошибку, балуя ребенка высококалорийными продуктами, но с небольшой питательной ценностью. А это риск нарушения обмена веществ и появления избыточного веса.

Умения и навыки

В возрасте от 3 до 6 лет ребенок умеет:

  • контролировать движения частей тела;
  • ловить мяч двумя руками;
  • многократно ударять об пол мячом и ловить его;
  • удерживать равновесие, стоя на одной ноге, в течение 15 секунд;
  • хорошо прыгать;
  • самостоятельно ходить по бревну;
  • кататься на двухколесном велосипеде;
  • прыгать через скакалку;
  • танцевать;
  • знать разницу между правой или левой рукой;
  • уверенно расстегивать и застегивать застежки на одежде.

Стимулирование физического развития ребенка

Для полноценного физического развития ребенка ему необходимо создавать комфортные условия. Наряду с правильным питанием и полноценным отдыхом он должен находиться в обществе других детей. Ведь совместные игры всегда благотворно влияют на развитие ребенка, как физическое, так и психоэмоциональное.

Вместимость детского желудка вдвое меньше, чем у взрослого человека. Ребенку трудно переваривать обильную пищу, поэтому желательно кормить его чаще, но понемногу. Легкие перекусы помогут предотвратить детские капризы из-за чувства голода.

Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Чтобы ребенок рос и развивался гармонично, родители должны принимать активное участие в его жизни. Причем не только в качестве повара диетических блюд или антропометриста, измеряющего рост и вес каждые 2 месяца. Родители должны стать друзьями, принимающими участие в играх детей. Ведь именно игровая деятельность – локомотив детского развития. Помните, не следует ждать от ребенка умения забивать мяч в ворота или ездить на двухколесном велосипеде, если вы не показали ему пример. Как бы это ни казалось странным, дети не умеют играть. Всему этому их нужно НАУЧИТЬ».

Показатели физического и психического развития ребенка

Третий год жизни ребенка – это последний год раннего детства или ясельного возраста. Ребенок готовится к переходу в дошкольный мир, к поступлению в детский сад. Рассматривая этот период жизни малыша, следует комплексно оценить состояние его здоровья. Для этого необходимо вспомнить его анамнез, то есть обратить внимание на факторы риска для дальнейшего здоровья и развития, имевшие место до и после рождения ребенка. Это физическое и психомоторное развитие малыша, его устойчивость к инфекционным заболеваниям, функциональное состояние (как уравновешены функции всех внутренних органов с требованиями окружающей среды), наличие хронических заболеваний.

На третьем году жизни ребенка нужно обязательно показать врачам-специалистам: педиатру, невропатологу, офтальмологу (окулисту), хирургу, ортопеду, лор-врачу, стоматологу. Каждый специалист обратит внимание на вышеперечисленные особенности здоровья и даст рекомендации на следующий возрастной период по режиму, питанию, физическому воспитанию (гимнастике, массажу и закаливанию), организации жизни (для правильного развития и профилактики травм), прививкам и др.

Темп физического развития ребенка можно оценить следующим образом:

– рост в 1 год + 5×2 = рост в 3 года (5 – это средняя прибавка роста в год; 2 – число прожитых лет);

– масса в 1 год + 2×2 = масса в 3 года (2 – это средняя прибавка массы в год; 2 – число прожитых лет).

То есть если у ребенка в 1 год длина тела была 75 см, а масса – 10 кг, то в 3 года длина его тела будет 85 см, а вес – 14 кг.

Существуют общераспространенные показатели двигательного развития ребенка третьего года жизни (Т. Л. Лиддя, Л. Йорк):

• прыгает (2 года—2 года 6 месяцев);

• умеет работать ногами при езде на велосипеде (2 года 6 месяцев—3 года);

• ездит на трехколесном велосипеде, объезжая углы и меняя направление (3 года);

• стоит на одной ноге 3 секунды (2–3 года);

• строит башню из 9 кубиков (3 года);

• нанизывает мелкие бусины (3 года и старше);

• умеет пользоваться детскими ножницами (к 3 годам);

• спускается по лестнице без посторонней помощи (3 года).

Можно также воспользоваться и показателями развития ребенка,

разработанными Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (см. таблицу 1). Поскольку у каждого ребенка индивидуальный темп развития, мы приводим усредненные данные о развитии детей. В любом случае развитие ребенка – это показатель его физического и психического здоровья, и не всегда какое-либо отставание можно устранить только дополнительными занятиями. В первую очередь следует комплексно оценить развитие ребенка по всем разработанным показателям и обратиться к специалистам поликлиники (если ребенок воспитывается в домашних условиях).

Показатели нервно-психического развития ребенка третьего года жизни

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Основные закономерности психического развития ребенка

Основные закономерности психического развития ребенка Психическое развитие ребенка зависит от целого ряда факторов. Прежде всего от тех качеств, которые заложены в нем природой. Они характеризуют строение и функции его организма. Особая роль отводится нервной системе

Показатели развития ребенка второго года жизни 1

Показатели развития ребенка второго года жизни 1 1 год – 1 год 3 месяца • Запас понимаемых слов быстро расширяется.• Находясь в радостном настроении, пользуется лепетными и иными облегченными словами.• Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в

Читайте также  Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста

Средние показатели физического развития для новорожденных (доношенных) детей

Средние показатели физического развития для новорожденных (доношенных) детей Рост – 50–51 см.Вес – 3,3–3,5 кг.Окружность головы – 35–36 см.Окружность груди – 33–34 см.Учтите, что на эти показатели влияет множество факторов: наследственность, состояние здоровья матери, ее

Средние показатели физического развития для детей в возрасте одного месяца

Средние показатели физического развития для детей в возрасте одного месяца Вес – 4,1–4,3 кг.Рост – 53–54 см.Окружность головы – 36,5–37,3 см.Окружность груди – 36–36,3 см.Но, повторяем, здесь приведены усредненные данные. Не забывайте о том, что каждый ребенок уникален и

Средние показатели физического развития для детей второго месяца жизни

Средние показатели физического развития для детей второго месяца жизни Вес – 5–5,3 кг.Рост – 56–58 см.Окружность головы – 38,4-39 см.Окружность груди –

Средние показатели физического развития для детей третьего месяца жизни

Средние показатели физического развития для детей третьего месяца жизни Вес – 6–6,3 кг.Рост – 59–61 см.Окружность головы – 40–40,9 см.Окружность груди –

Средние показатели физического развития для детей четвертого месяца жизни

Средние показатели физического развития для детей четвертого месяца жизни Вес – 6,5–6,9 кг.Рост – 62–64 см.Окружность головы – 41–41,9 см.Окружность груди –

Средние показатели физического развития для детей пятого месяца жизни

Средние показатели физического развития для детей пятого месяца жизни Вес – 7,4–7,8 кг.Рост – 64–68 см.Окружность головы – 42,2-43,2 см.Окружность груди –

Средние показатели физического развития для детей шестого месяца жизни

Средние показатели физического развития для детей шестого месяца жизни Вес – 8–8,7 кг.Рост – 66–70 см.Окружность головы – 43,2-44,2 см.Окружность груди –

Средние показатели физического развития для детей седьмого месяца жизни

Средние показатели физического развития для детей седьмого месяца жизни Вес – 8,5–8,9 кг.Рост – 68–71 см.Окружность головы – 44–44,8 см.Окружность груди – 45–46,4 см.Для оценки физического развития малыша в этом возрасте можно использовать очень простой индекс

Средние показатели физического развития для детей восьмого месяца жизни

Средние показатели физического развития для детей восьмого месяца жизни Вес – 8,8–9,5 кг.Рост – 70–72 см.Окружность головы – 44,3–45,4 см.Окружность груди –

Средние показатели физического развития для детей девятого месяца жизни

Средние показатели физического развития для детей девятого месяца жизни Вес – 9,3–9,9 кг.Рост – 71–73 см.Окружность головы – 45,3-46,3 см.Окружность груди –

Средние показатели физического развития для детей десятого месяца жизни

Средние показатели физического развития для детей десятого месяца жизни Вес – 9,5–10,4 кг.Рост – 72–74 см.Окружность головы – 45,6–46,6 см.Окружность груди –

Средние показатели физического развития для детей одиннадцатого месяца жизни

Средние показатели физического развития для детей одиннадцатого месяца жизни Вес – 9,8-10,5 кг.Рост – 73–75 см.Окружность головы – 46–46,9 см.Окружность груди –

Средние показатели физического развития для детей двенадцатого месяца жизни

Средние показатели физического развития для детей двенадцатого месяца жизни Вес – 10,1-10,7 кг.Рост – 74–76 см.Окружность головы – 46,2-47,2 см.Окружность груди – 48–49,2 см.Итак, за первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг и вырастает примерно на 25 см. Существуют

Примерный план физического развития ребёнка с рождения до года

Примерный план физического развития ребёнка с рождения до года 3 основных принципа физического развития Для ребёнка физическое развитие в первые три года жизни – важнейшее из происходящих с ним событий. Все процессы напрямую связаны с мозгом, поэтому, развивая

Особенности физического развития детей третьего, четвертого, шестого и седьмого годов жизни

«Программой воспитания в детском саду» для детей 2-3 лет предусмотрены занятия еженедельно 2 раза по 10-15 минут, примерно через полчаса после завтрака. Гигиенические требования очень просты: чистый воздух (+19-20 гр.), привычная обстановка, Облегчённая, не стесняющая движения одежда.

Упражнения для детей, соответствуют их возрастным и функциональным возможностям; предусматриваются упражнения для всех крупных групп мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног), которые чередуются.

В своей работе мы избегаем и советуем вам, длительного статического положения, ожидания.

Занятия проводятся на высоком эмоциональном уровне, вызывая у ребёнка положительные эмоции, доставляя ему радость и удовлетворение.

На занятиях физкультурой в первой младшей группе предусмотрены: ходьба, бег, ползание и лазание, метание и катание, прыжки, сюжетные подвижные игры с простыми правилами, игровые и общеразвивающие упражнения (с предметами и подражательные).

У детей данного возраста, повышенная возбудимость, неустойчивость эмоционального состояния, большая подвижность, быстрая утомляемость от однообразных движений, не способность без перерыва ходить, бегать, долго ждать сигнала в играх и т. д.

В начале года наиболее застенчивые, боязливые дети, часто отказываются выполнять те или иные упражнения, но, даже не принимая непосредственного участия, появляется интерес и любознательность. Как правило, эти дети переходят в активную деятельность при повторении знакомых им упражнений, игр.

Мы провели диагностику по основным видам движения:

Ходьба движения рук в этом возрасте иногда отсутствует или не согласованы с работой ног. Стопы развёрнуты носком внутрь и широк4о поставлены, шаг семенящий, неритмичный (шлёпанье), так как ноги ставятся на всю ступню, туловище наклонено вперёд; темп неустойчивый, шаг неровный, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. Поэтому мы с вами должны показывать как правильно ходить, чтоб дети подражали нам.

Бег наблюдаем мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, шаркают, движения рук и ног нечётко согласуются, заметны боковые раскачивания корпуса, нет ритмичности. Взрослые должны бегать рядом с детьми, показывая, что бегать надо легко, правильно чередуя взмахи рук.

Прыжки дети любят прыгать, но важно правильно их учить это выполнять.

Ползание и лазанье дети третьего года жизни ползают с большим удовольствием, быстро и уверенно. Необходимо поддерживать стремление детей ползать, так как это уменьшает нагрузку на позвоночник и является корригирующим упражнением.

Бросание, ловля, катание мяча Метание детьми 3-го года жизни освоено мало. Но потребность что-то катать, бросать, перекладывать у них большая. Эти упражнения ценны для общего развития ребёнка, они укрепляют мышцы руки, туловища, развивают согласованность движений, глазомер.

Упражнения в равновесии Постепенно, в результате всей двигательной деятельности развивается равновесие. В повседневной жизни малыши сами выполняют движения, связанные с сохранением равновесия, — залезают на стул, диван, табурет, встают на куб, доску, бревно и т. п. Эти упражнения необходимы в этом возрасте, так как они способствуют развитию внимания, координации движений, ловкости, смелости, самостоятельности. С их помощью совершенствуется функциональная взаимосвязь вестибулярного, зрительного и двигательного анализаторов. Наша с вами задача, прежде всего, помочь нашим детям.

«Особенности физического развития детей четвёртого года жизни»

Каждый возрастной период имеет свою определённую специфику развития. Свои особенности и у детей четвертого года жизни.

Показателями физического развития детей являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и мышечной систем, внутренних органов, а также уровень развития моторики.

Быстрота роста на 4-ом году жизни несколько замедляется относительно предыдущего периода — первых трёх лет жизни. Средний рост в этот период 95-99 см.

Рост детей 4-го года жизни находится в прямой взаимосвязи с основными видами движений — прыжками, бегом, метанием, равновесием. Дети высокого роста по сравнению со своими сверстниками быстро бегают, а невысокого роста делают относительно мелкие шаги, но дополняют их высоким темпом передвижения. Способность к бегу определяется также и другими индивидуальными различиями и координационными возможностями, которые в данной возрастной группе ещё не велики.

Средний вес детей в этом возрасте составляет 16-18 кг.

Общей закономерностью развития опорно-двигательного аппарата в раннем возрасте является его гибкость и эластичность. Физиологические изгибы позвоночника в 3-4 года неустойчивы, кости, и суставы легко подвергаются деформации под влияние неблагоприятных воздействий. Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, опущенная голова) могут стать привычными, и в результате нарушается осанка. А это в свою очередь отрицательно сказывается на функции кровообращения, дыхания. Наша с вами задача заключается в том, что б нагрузка для детей была равномерной на все части тела.

Здоровье детей, их рост и развитие во многом зависит от питания, поэтому в рационе должны быть и белки, и углеводы, и жиры, и минеральные соли, и витамины, и вода.

Читайте также  Когда можно давать ребенку пустышку

Ребёнок в 3-4 года не может сознательно регулировать дыхание и согласовать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки.

Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребёнка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок.

О реакции организма на нагрузку, в частности физическую, судят по внешним признакам утомления: отвлекаемость, общая слабость, одышка, побледнение или покраснение лица и нарушение координации движений.

Развитие высшей нервной деятельности во многом зависит от морфологического развития коры больших полушарий. К трём годам у ребёнка значительно развита способность к анализу, синтезу дифференциации (различению) раздражений окружающей среды.

Внимание у детей 3-4 лет ещё неустойчивое, оно легко нарушается при изменении окружающей обстановки, под влиянием возникающего на эти изменения ориентировочного рефлекса.

Процессы возбуждения и торможения в коре головного легко распространяются. Внешне это выражается в том, что дети делают много лишних движений, становятся суетливыми, много говорят или, наоборот, замолкают.

Все приобретённые умения на физкультурных занятиях должны реализовываться в разнообразной жизненно важной самостоятельной двигательной деятельности детей.

«Особенности физического развития детей

шестого года жизни

Возрастной период 5 до 6 лет называют периодом «первой вытяжки», когда за один год ребёнок может вырасти на 7-10 см. Средний рост ребёнка колеблется около 106-107 см., а масса тела 20-21 кг.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к 5-6 годам ещё не завершено. В этом возрасте сила мышц-сгибателей больше силы мышц- разгибателей, что определяет особенности позы ребёнка: голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленях. Поэтому здесь огромную роль играют занятия физкультурой, которые дают соответствующую нагрузку.

Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребёнок овладевает более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Здесь я могу посоветовать вам, как можно оолыые играть с детьми мячом, лепить пластилином, глиной, рисовать и т. д.

Развиваются и сердечно-сосудистая система и дыхательная. Объём лёгких примерно составляет 1500-2200мл., и развивается под влиянием физических нагрузок.

Артериальное давление у детей данного возраста ниже, чем у взрослого человека. А физические нагрузки оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему; под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, максимальное и минимальное кровяное давление.

По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется, работа сердца становиться более экономичной.

У дошкольников обмен веществ отличается высокой активностью (в 2-2.5 раза больше, чем у взрослого человека). При активной мышечной деятельности энергозатраты возрастают пропорционально интенсивности физических усилий. Полное удовлетворение энергетических запросов детского организма обеспечивается сбалансированным питанием, при котором калорийность пищи полностью соответствует расходу энергии.

Общаясь друг с другом, дети, как правило, стремятся говорить громко. Поэтому ваша роль: учить детей, помогая нам, разговаривать не напрягая голосовые связки.

У детей шестого года жизни значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление. Развитию этих свойств способствуют различные задания, поручения, требования.

Интенсивно совершенствуется восприятие.

Формируются и интенсивно развиваются волевые качества у детей, а на их основе появляются новые потребности и интересы.

Всё выше перечисленное необходимо учитывать при воспитании детей шестилетнего возраста.

«Особенности физического развития детей

седьмого года жизни»

Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий.

Растут возможности различения пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, идёт на лыжах, едет на велосипеде и т.п. они различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма.

Совершенствуются основные виды движений, ярче проявляются индивидуальные особенности движения, зависящие от телосложения и возможностей ребёнка.

Дети всё чаще руководствуются мотивами достижения хорошего качества движения. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудного задания. Следует учесть, что стремление ребёнка добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, поэтому взрослый должен быть очень внимателен и не допускать перегрузки.

Начинается интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например ног, головы, кисти и пальцев рук и др. у детей постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Дети начинают воспринимать красоту и гармонию движений.

Многих детей привлекает результат движений, возможность помериться силой и ловкостью со сверстниками (особенно у мальчиков). Очень ценно, что дети уже понимают значение упражнения для совершенствования движений. Они целенаправленно повторяют упражнения, проявляя большую выдержку и настойчивость.

Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движения. Одним больше нравится бегать и прыгать, другим — играть с мячом и т. д. нередко детям нравятся те упражнения, которые лучше получаются.

Физическое развитие ребенка от года до трех лет

Физическое развитие ребенка от года до трех лет

Вашему малышу исполнился год. Позади беспокойства по поводу колик, грудного вскармливания, прикорма и разных других вопросов – они остались в прошлом и сформировали ваш личный опыт. Из беспомощного новорожденного малыш стал разумной и самостоятельной личностью: он научился самостоятельно ходить, стал лучше ориентироваться в пространстве, и теперь вся его жизнь – сплошное исследование окружающего мира. Ребенок развивается, активно изучает все, что встречается на его пути и попадает в поле зрения. Наверняка в первый год вы, как заботливые родители, проводили по нескольку курсов массажа, возможно, занимались плаванием и гимнастикой. К сожалению, многие родители на этом и останавливаются и физическое развитие своего ребенка пускают на самотек. В результате дети неправильно ходят, не умеют бегать и прыгать и не могут правильно освоить навыки лазания. Важно понимать, что умение двигаться не передается по наследству, а формируется в зависимости от условий, в которых находиться ребенок, и в том числе от отношения родителей к физическому воспитанию.

На втором году жизни мозг продолжает расти с большой скоростью, помимо этого происходит интенсивный рост и формирование организма, усваивается огромное количество информации. Важность данного периода обусловлена тем, что он благоприятен для закладки основ здоровья и гармоничного развития, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. Именно сейчас формируются основные двигательные навыки: ходьба, бег, прыжки; вырабатывается осанка, умение управлять своим телом; проявляются такие черты характера, как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Движение в этом возрасте для ребенка является способом самовыражения, посредством движения он познает мир и получает огромное удовольствие от новых умений и навыков.

Лучший метод физических занятий с двухлетним ребенком – подвижные игры, причем существенной особенностью на 2-м году жизни является то, что дети не могут еще играть совместно, но могут оказывать друг другу элементарную помощь (играют не вместе, но рядом). Во время игры ребенок нуждается в значительной помощи и поддержке взрослого, функция которого сводится к организации занятий и подбору необходимых для этого средств. Чтобы иметь четкое представление о правильной организации занятия, важно знать, что основой подвижных игр являются физические упражнения.

Физические упражнения стимулируют физиологические процессы и положительно влияют на работу всех внутренних органов, а систематические занятия улучшают работу центральной нервной системы. Во время выполнения упражнений к работающим мышцам притекает большое количество крови, они получают с кровью питательные вещества и кислород, это приводит к укреплению мышц и повышению их работоспособности.

Выделяют четыре основных механизма лечебного воздействия физических упражнений:

— тонизирующий механизм, выражается в поддержании тонуса сосудов в норме и улучшении эмоционального состояния ребенка за счет нормализации процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе;

— компенсаторный механизм, улучшает работу опорно-двигательного аппарата, совершенствует сосудистые реакции, дыхательную и сердечно-сосудистую системы;

— нормализующий механизм, заключается в улучшении работы всех функций организма.

Специалисты по физическому развитию обращают внимание на особенности развития детского организма, которые надо учитывать при подборе физических упражнении и для правильной организации занятий с ребенком.

Все дети в возрасте от одного года до трех лет выглядят непропорционально: у них большая (по отношению к туловищу) голова и короткие ноги. Костная система двухлетнего ребенка продолжает интенсивно формироваться. Костная ткань еще мягкая и эластичная, а роднички и швы костей черепа полностью затянутся только к полутора годам.

Читайте также  Родительское собрание сенсорное развитие детей раннего возраста

Походка детей второго года жизни выглядит неуклюжей. Дело в том, что центр тяжести тела ребенка пока находится выше, чем у старших детей, поэтому ему нелегко удерживать равновесие. Кроме того, работа мышц у малыша еще недостаточно согласована, поэтому его ходьба неритмична: он то бежит, то замедляет шаг. Только к трем годам у ребенка вырабатывается индивидуальная походка, которая останется у него на всю жизнь. Бегают в этом возрасте малыши мелкими, семенящими шагами, отталкиваясь всей ступней. Они еще часто падают, но при падениях, как правило, практически не ударяются, легко вскакивают на ноги и бегут дальше. В первом полугодии второго года жизни ребенок может подолгу ходить не присаживаясь, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится, может перешагнуть через невысокое препятствие. Умеет воспроизводить в игре разученные ранее действия.

На втором году жизни ребенок еще не в состоянии исполнять ваши команды и воспринимает взрослого в игре как партнера. Значение приобретает тренировка точных движений рук и развитие мелкой моторики, так как это очень важно для умственного развития малыша.

Особенность со стороны сердечно-сосудистой системы состоит в том, что артериальное давление тем ниже, чем младше ребенок. Пульс маленького ребенка чаще, чем у взрослого, в норме 110–115 ударов в минуту, причем частота его сильно увеличивается при волнении, беге, крике, высокой температуре.

Органы дыхательной системы еще недостаточно развиты: носовые ходы узкие, слизистая оболочка носоглотки рыхлая, гортань, трахея, бронхи и легкие также имеют ряд особенностей в строении и функционировании. Все это предрасполагает к частому возникновению острых респираторных заболеваний, развитию осложнений. Кроме того, у детей отмечается повышенная чувствительность к недостатку свежего воздуха. Если малыш находится в плохо проветриваемой комнате, то становится вялым, раздражительным, у него нарушается сон, пропадает аппетит. Поэтому так важны прогулки на свежем воздухе и регулярное проветривание помещения, в котором находится ребенок.

Кожа и подкожно-жировой слой очень ранимы и нежны. Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому еще не поздно приступить к закаливанию малыша. Ведь с помощью простых закаливающих средств – воздуха, воды и солнечных лучей – можно существенно повысить выносливость детского организма.

Все эти особенности лежат в основе подбора физических упражнений и игр для ребенка второго и третьего года жизни.

Основные движения малыша, которые обязательно должны входить в его двигательную программу в течение дня, это ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячом, обручем, гимнастической палочкой и другими игрушками. Конечно, у вас появятся конкретные вопросы: на что следует обращать внимание, оценивая физическое развитие именно вашего ребенка, учитывая его специфические особенности; какие упражнения и в какой последовательности следует включать в двигательный комплекс и комплекс лечебной физкультуры; как оценить динамику физического развития вашего малыша. На них мы готовы ответить вам в Педиатрическом центре роддома на Фурштатской. Ждем вас. Здоровья вам и вашим детям!

Петракова Татьяна Викторовна,
специалист по физическому воспитанию, к.м.н.,
инструктор ЛФК Педиатрического центра Роддома на Фурштатской.

Физическое развитие детей 2-го и 3-его года жизни.

Темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются. Однако постепенно увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность, повыша­ется функциональная работоспособность нервных клеток ко­ры больших полушарий головного мозга; увеличивается пе­риод активного бодрствования ребенка (до 4-4,5 ч). Интен­сивно созревают сенсорная и моторная зоны коры головного мозга; более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции, организм лучше при­спосабливается к условиям окружающей среды.

Своеобразие психофизического развития ребенка на сты­ке первого и второго года жизни в значительной мере обус­ловлено овладением ходьбой.

Двигательная активность на втором и третьем году жизни детей основывается преимущественно на ходьбе. Новые при­обретения на этом возрастном этапе — попытки бега, лазанье, прыжки с места. Двигательная активность детей этого возра­ста характеризуется следующими особенностями: обогащени­ем содержания и увеличением количественных показателей основных локомоций, наличием ярко выраженных индивиду­альных различий в объеме движений (от 5,0 до 12,0 тыс. в день), продолжительности (от 68 до 136 мин), интенсивно­сти (от 29 до 84 движений в минуту), тенденцией к их повы­шению в весенне-летний период и снижению зимой и осенью.

Детям второго и третьего года жизни свойственна час­тая смена движений и. поз — от 550 до 1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц. В этом возрасте не отмечается су­щественных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.

Развитие движений происходит поэтапно.

1 год — 1 год 3 месяца — самостоятельная ходьба без опоры, ходьба в определенном направлении, ориентировка в окру­жающем дается с предметами. Поднимание рук вперед, вверх, в стороны, отведение за спину, сгибание и выпрям­ление, вращение рук в разных исходных положениях (стоя, сидя, лежа) и сочетание этих движений с движениями дру­гих частей туловища. Поворачивание кистей рук ладонями вверх и вниз, сгибание и разгибание пальцев рук (шевеле­ние). Ползание на заданное расстояние. Лазанье по лестни­це-стремянке вверх — вниз. Перешагивание через невысокие препятствия. Вхождение по ступенькам лестницы и схожде­ние с нее, держась за перила, под контролем взрослого.

1 год 3 .месяца — 1 год 6 .меСЯ’Це8 — появление предметных действий, соответствующих игровым ситуациям и образам. Ходьба в прямом направлении, по кругу, огибая предметы, меняя направление, парами, стайкой, приставными шагами вперед и в стороны. Бросание мяча вниз, вперед, вверх.

1 год 6 .месяцев — 2 года — удерживание равновесия при ходьбе по ограниченной площади опоры, при вхождении на возвышенную и наклонную поверхности и схождении с них. Ходьба со сменой темпа, переход от ходьбы к бегу. Появле­ние бега семенящим шагом. Удерживание мяча двумя руками и одной рукой, бросание его целенаправленно. Отталкива­ние мячей, шаров двумя руками и одной рукой в произволь­ном направлении. Скатывание мячей с горки, катание их в паре со взрослым и друг с другом. Ритмичные приседания, сгибание и выпрямление ног — как подготовительные движе­ния к прыжкам. Попытки подпрыгнуть вверх на месте, под­прыгнуть с продвижением вперед.

2 года — 2 года 6 месяцев — удержание равновесия при под­нимании на носки и опускании на всю стопу. Перебрасыва­ние мяча через препятствие. Бросание мяча двумя руками взрослому; попытки поймать мяч, брошенный взрослым. Бросание мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы. Бросание предмета вперед, в горизонтальную цель двумя руками; бросание предметов вдаль одной рукой. Подскоки на двух ногах на месте и при продвижении вперед. Встава­ние в пары, друг за другом, в круг с помощью взрослого.

2 года 6 месяцев — 3 года — подтягивание руками при сколь­жении на животе по гимнастической скамейке. Лазанье по вертикальной лесенке, гимнастической стенке удобным ребен­ку способом. Бег в заданном направлении. Оформление фазы полета в беге. Перепрыгивание через линии, веревку, поло­женную на пол. Появление прыжка в длину с места на двух ногах. Спрыгивание с предметов высотой не более 10-15 см.

К трем годам ребенок вместе со взрослым начинает качать­ся на качелях, скатываться с горки на санках, пробует ходьбу на лыжах, учится кататься на трехколесном велосипеде. Ребе­нок с помощью взрослого осваивает некоторые движения в вод­ной среде: учится скользить в воде, двигать руками и ногами.

Взрослые следят за физическим развитием детей, ориентируясь на средние росто-весовые показатели, сроки появления зубов и не­которые функциональные данные и физические показатели (жизнен­ную емкость легких, силу мышц кистей рук).

К двум годам у детей появляются все 20 молочных зубов.

Средние показатели длины, .массы тела, окружности грудной клетки

детей двух-трех лет

Мальчики Девочки
Возраст Длина Масса Окружность Длина Масса Окружность
тела тела грудной тела тела грудной
(см) (кг) клетки (см) (см) (кг) клетки (см)
2 года 85-95 12,5-13,7 48,9-53,4 82-90 11,7-14,1 47,6-52,5
3 года 92-99 13,7-16,1 50,3-54,7 91-99 13,1-16,7 49,8-53,9

I Межрегиональные нормативы для оценки длины, массы тела детей от 0 до 14 лет. – М., 1990.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: