Этапы развития восприятия детей дошкольного возраста

Главные особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста

фото 1

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка чувственного восприятия окружающего мира.

Ощущение цвета, формы, размера предметов, ощущение пространства и времени – все это относится к чувственному (сенсорному) восприятию.

А дошкольный возраст лучше всего подходит для такого развития.

Этапы

Прежде чем говорить об этапах сенсорного развития детей дошкольного возраста, следует дать определение тому, кто такой дошкольник. Это ребенок в возрасте от 3 до 7 лет.

Этапы сенсорного развития дошкольников:

  1. 1-й этап (3–4 года). Ребенок знакомится с основными цветами спектра, знает формы плоских предметов (овал, круг, квадрат, прямоугольник), знакомится объемными фигурами (шар, куб). На этом этапе малыш учится тактильному восприятию формы объемных предметов. Например, детям такого возраста можно продолжить определить форму шарика или кубика спрятанных в «волшебный» мешочек. В этот же период дети осваивают восприятие размера: «большой» – «маленький», «высокий» — «низкий», «узкий» — «широкий» и т. д.
  2. 2-й этап. (4–5 лет). На этом этом этапе малыш углубляет свои знания цветов, учится различать оттенки. Для него уже существует понятие «светлее – темнее». Ребенок уже уверенно различает плоские и объемные предметы, а также может сравнивать их по форме и объему. Появляется понятие плоской и объемной фигуры.
  3. 3-й этап (5–7 лет). В этом возрасте малыш умеет анализировать цвета, формы, объем предметов. Он может различать и называть множество оттенков, появляется понятие о взаимосвязи цветов. Дети уже умеют анализировать сложную форму, разбивать ее на составляющие, улучшают свои навыки анализа и синтеза.

Младшие дошкольники (4–5 лет)

фото 2

Говоря о детях этого возраста, обязательно стоит упомянуть об изменениях в игровой деятельности.

Теперь в игре появляются роли и смысл. При этом малыши четко отделяют себя от выбранных ролей.

Рисунки детей от 4 до 5 лет становятся более детализированными и конкретными.

Если это человек, то у него обязательно будут руки, ноги, голова и даже одежда. Теперь дети способны рисовать геометрические фигуры, вырезать и называть их, делать аппликации.

Навыки конструирования усложняются и детализируются, что говорит о развитии пространственного восприятия.

На данном этапе усовершенствуется мелкая и крупная моторика, координация движений, анализ и синтез. К концу пятого года жизни ребенок не просто различает форму, он уже способен абстрагировать. Например, малыш уже может назвать форму, на которую похож тот или иной предмет, выделить из сложных форм более простые, упорядочить предметы по определенному признаку (величина, цвет, размер, форма).

Совершенствуется и восприятие пространства. Ребенок прекрасно ориентируется в таки понятиях как «ближе» — «дальше», «над» — «под», «внутри» – «снаружи» и т.д.

Речевое восприятие также становится более совершенным, улучшается произношение звуков, дикция, запоминание новых слов и выражений. Ребенок умеет имитировать голоса животных, интонацию других людей, персонажей сказок и мультфильмов.

Все это говорит о том, что у малыша 4–5 лет совершенствуется сенсорное восприятие практически всех сфер жизни.

Справка: специалисты заметили, что дети, с которыми проводились занятия в направлении развития сенсорики быстрее адаптируются в школе, лучше усваивают материал, имеют более высокую успеваемость.

Старшие дошкольники (6–7 лет)

фото 3

6-7 лет – это период, когда сенсорное развитие с новой силой набирает обороты.

Как это происходит? Ребенок становится более внимательным.

Он уже может управлять своим вниманием и взором.

Например, если период внимания у малыша 4-5 лет составляет около 6 минут, то в 6–7 лет это период будет равен 10–12 минутам.

Но в то же время такие дети еще не способны проникнуть в суть вещей, они по-прежнему сосредоточены на форме.

Еще одна особенность этого возраста – не расчлененность восприятия. Ребенок видит только поверхностную информацию и пока не умеет проникать в суть вещей. Это хорошо показывает простой опыт. Перед группой детей положили 2 ряда пуговиц одинакового размера, в одном ряду было семь пуговиц, в другом 10. В тот ряд, где было 7 пуговиц под каждую из них подложили еще по одной, такого же размера и формы. Затем спросили малышей: «В каком ряду пуговиц больше?». Практически все дети показали на ряд из 10 пуговиц, так как он был визуально длиннее.

Кроме того, дети 6-7 часто путают слова сходные по написанию и звучанию, но совершенно разные по смыслу, например, «поставил» и «подставил». Это связано с тем, что в это период у них слабо развита аналитическая функция и детям трудно целенаправленно и углубленно анализировать и воспринимать. Визуальная составляющая все-таки остается приоритетной на данном этапе.

Что касается восприятия времени и пространства, то у детей этого возраста оно имеет свои особенности. Они с трудом воспринимают большие отрезки времени. Например, период динозавров и 80 лет будет воспринят ими совершенно одинаково, ведь у детей пока отсутствует временное абстрагирование.

Внимание! На данном этапе педагогу очень важно научить малышей правильно воспринимать и оценивать пространственные и временный категории и значения.

Игры для развития способностей

Для того чтобы у детей развивались сенсорные способности, существует множество игр и упражнений:

  1. Игра для развития тактильных ощущений «Узнай фигуру». В мешочек кладут несколько различных фигур, а затем на столе раскладывают такие же. Педагог показывает малышам фигуру и просит их достать из мешочка такую же. Дети на ощупь должны найти нужную фигуру в мешочке. Занятие предназначено для малышей 3-4 лет.
  2. Упражнение для развития слухового восприятия. В несколько стеклянных бутылочек насыпают самые разные предметы: горох, фасоль, песок, камешки, пуговицы и др. Затем малышу предлагают потрясти каждую бутылочку и нарисовать, то, что он услышал. Дети 4-5 лет прекрасно справляются с этой задачей, так как она предназначена именно для них.
  3. Упражнение для развития зрительного восприятия. Для этого берут любой прозрачный предмет: бутылку из цветного стекла, банку с окрашенной водой, лупу и т. д. и просят ребенка посмотреть на комнатный цветок через каждый их эти предметов. Затем можно просить малыша поделиться своими ощущениями и нарисовать цветок, таким, каким он видел его сквозь эти предметы. В результате получится несколько рисунков, которые потом можно обсудить. Игра рассчитана на детей 5-7 лет.

Полезное видео

Рекомендуем также посмотреть полезное видео в тему:

Некоторые спросят, зачем развивать сенсорику? Ответ прост — такие занятия включают в себя гораздо больше чем кажется на первый взгляд. Они помогают в раскрытии талантов и способностей, учат взаимодействию со сверстниками, развивают образное мышление, воображение, абстрагирование.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте

В период дошкольного детства происходит интенсивное сенсорное развитие ребенка: совершенствуются его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени.

В развитии восприятия дошкольника можно выделить три основных направления:

  • 1) ребенок продолжает усваивать сенсорные эталоны, определенные представления о которых сформировались у него уже в раннем детстве;
  • 2) он овладевает новымиперцептивными действиями, позволяющими все более адекватно отражать окружающий мир;
  • 3) происходит развитие его ориентировки в пространстве и времени.

Усвоение дошкольником сенсорных эталонов осуществляется в условиях новых видов его деятельности и специального обучения. Несмотря на то, что ведущей в дошкольном возрасте является игра, в развитии восприятия ребенка особое место занимают аппликация, рисование, лепка, конструирование, т. е. продуктивная деятельность. Овладевая ею, дошкольник не только знакомится с разнообразными свойствами используемых материалов (форма и цвет кубиков, элементы мозаики, цвет карандашей, красок), но и сопоставляет эти свойства, устанавливает связи, отношения между элементами включенных в действие объектов (как это происходит, например, при составлении мозаики).

Как мы знаем, усвоение ребенком сенсорных эталонов происходит по трем основным этапам. В начальные периоды жизни малыша свойства предметов отображены сначала в единицах его двигательных возможностей (сенсомоторные эталоны), а затем в качестве мерок для установления свойств объектов и отношений между ними он начинает использовать отдельные предметы (возникают предметные эталоны).

В дошкольном возрасте ребенок переходит на более высокую ступень овладения сенсорными эталонами. Он усваивает обобщенные, абстрактные эталоны формы, цвета, величины и т. д., закрепленные в слове. Слово — название фиксирует сенсорный эталон, закрепляет его в памяти, делает его применение более осознанным и точным. Как правило, к концу дошкольного возраста ребенок знает и использует при описании предметов, своих построек, рисунков названия основных и промежуточных эталонов цвета, основных геометрических форм, сравнительные обозначения величины (большой, маленький, самый маленький). При этом очень важна роль сенсорного воспитания. Обычно вначале дети усваивают только некоторые эталоны, например, формы круга и квадрата, красный, желтый, зеленый и синий цвета. Значительно позднее формируются представления о треугольнике и овале, оранжевом, голубом, фиолетовом цветах.

В экспериментах Л. А. Венгера была подмечена вполне определенная закономерность в овладении детьми сенсорными эталонами (15). Когда усвоены некоторые из них, ребенок при восприятии предметов как бы приравнивает малоизвестные ему свойства к этим эталонам. Так, дошкольник, имеющий представление о квадрате, но не имеющий представлений о трапеции и прямоугольнике, воспринимает эти фигуры как квадраты, если их отличие от квадрата не слишком велико. Усвоив желтый и красный цвет в качестве эталонов, оранжевый он воспринимает как желтый или красный.

Ребенок не только знакомится с отдельными эталонами формы, цвета. Он узнает о том, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон; цвета изменяются по светлоте; он знакомится с сочетанием цветов.

Определенная закономерность существует и при усвоении слов, обозначающих разновидности свойств предметов. Слово должно включаться в процесс обследования ребенком свойств предметов и применения им соответствующих эталонов (например, в рисовании, конструировании). Так, в одном из экспериментов с глухонемыми детьми, имеющих ограниченный и строго фиксируемый запас слов, экспериментатор обучал детей рисованию по словесному описанию (например: «Нарисуй яблоко. Яблоко круглое, красное, наверху ямка»). В ходе обучения словесная инструкция сопровождалась сначала обводящим движением, которое выполнял в воздухе взрослый, а ребенок повторял, затем обводящим движением, выполнявшимся им самостоятельно. В конечном итоге у него появлялась возможность рисовать сразу «по слову». При этом происходил постепенный переход от изображения по словесному описанию предметов, которые раньше изображались с натуры, к изображению предметов, которые раньше воспринимались, но не изображались, и, наконец, к изображению предметов, ранее не воспринимавшихся самим ребенком. Детям предлагались также «конфликтные» тексты, в которых слова — названия и описания их свойств противоречили привычным сочетаниям (например: «Нарисуй дом. Окно круглое. Крыша как прямоугольник. На крыше труба как треугольник»). Все малыши, участвующие в обучающем эксперименте, справились с этим заданием, следовательно, слово стало для них подлинным носителем представлений об определенных свойствах предметов.

Итак, очевидно, что слово не может сформировать у ребенка эталонных представлений о свойствах предметов, минуя его личный опыт в обследовании этих свойств и их применении в перцептивных действиях. Оно лишь фиксирует этот опыт, позволяя затем широко применять его в новых условиях.

В период дошкольного детства происходит дальнейшее развитие действий восприятия.

В раннем возрасте складываются определенные перцептивные действия, но они очень несовершенны, не дают возможности последовательно и полно обследовать предмет, выделить его части и признаки. Мы отмечали в связи с этим одно из свойств несформированного восприятия маленького ребенка — его синкретизм.

Об изменении действий восприятия на протяжении дошкольного возраста можно судить, наблюдая за тем, как дети разных возрастных групп знакомятся с новыми предметами. Трехлетние дети сразу же переходят к манипулированию предметом: попыток рассмотреть или ощупать предмет не наблюдается. У детей пяти — шести лет появляется более планомерное и последовательное обследование и описание предмета, при этом они вертят предмет в руках, ощупывают его, обращая внимание на наиболее заметные особенности. И только к семи годам можно наблюдать систематическое планомерное обследование предметов; очень часто оно ограничивается зрительным восприятием. Наблюдается также динамика в развитии осязательного и зрительного восприятия при обследовании объектов. Детям давали для узнавания фигуры неправильной формы. Регистрировались вначале движения глаз по фигуре, а затем изучались движения руки (в этом случае ребенок не видел фигуру). У детей трех лет движения глаз совершаются внутри фигуры, иногда по основной линии. Число движений невелико. У малышей четырех лет появляются размашистые движения глаз, как бы измеряющие фигуру. Основные же движения происходят также внутри фигуры. Общее количество движений глаз увеличивается в два раза. Наконец, у шестилетних детей глаз движется исключительно по контуру фигуры. Ошибок при выборе фигуры нет.

Читайте также  Развитие ребенка 3 года 4 месяца

Развитие осязательного восприятия отстает от развития зрительного. Это заметно при изучении движений руки ребенка в процессе ознакомления с фигурами. Трехлетние дети держат руки на фигуре, похлопывают по ней, но не ощупывают. В четыре года появляются попытки ощупать контур фигуры одной рукой, но не пальцами, ладонью. Пятилетние ощупывают фигуру двумя руками, тщательно обследуют отдельные характерные признаки (выступы, выемки). В шесть лет контур фигуры более или менее полно ощупывается кончиками пальцев.

На протяжении дошкольного детства складываются три основных вида перцептивных действий: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия.

Действие идентификации необходимо выполнить в том случае, если свойство предмета идентично, т. е. полностью совпадает с эталоном (мяч круглый, кубик красный). Действия отнесения к эталону выполняются при частичном совпадении свойства предмета с эталоном, наличии наряду со сходством некоторых отличительных черт. Например, классическая пирамидка, поставленная на основание, может быть отнесена по форме к треугольнику. Но в ней могут быть и некоторые особенности: заканчивается шариком или маленьким цилиндром, и тогда у вершины четко очерченного угла нет. Для отнесения ее к соответствующему эталону надо отвлечься от некоторых деталей, уловить в ее форме главное. Л. А. Венгером разработан ряд экспериментальных методик, которые позволяют не только изучить уровень развития действия отнесения к эталону у ребенка, но и обучать ребенка этому действию. Для младших дошкольников оно оказывается не таким простым, особенно тогда, когда предмет объемный и достаточно сложной конструкции. В этом случае дети могут отнести к эталону лишь какую- либо его часть, например, флакон квадратной формы некоторые относят к кругу, потому что пробка имеет такую форму.

Перцептивные действия идентификации и отнесения к эталону в дошкольном возрасте развиваются в соответствии с известным нам механизмом интериоризации: вначале ребенок производит внешние ориентировочные действия, а затем они приобретают характер собственно перцептивных действий. Так, младшие дошкольники, определяя форму, цвет предмета, накладывают образец на предмет или прикладывают к нему. Если предмет объемный, ребенку требуется обвести контуры предмета и образца пальцем. Следя за движением своей руки, он улавливает сходство. Рука в данном случае помогает глазу последовательно осмотреть контур предмета. Старшие дошкольники прибегают к такому способу только в затруднительных случаях. В этом возрасте представление об эталонах-образцах сформировано, и ребенку нет надобности использовать реальный образец. Так, дети, научившись протаскивать различные предметы через отверстия разной формы и величины, начинают их соотносить, переводя только взор с предмета на отверстие, и после такой предварительной ориентировки дают безошибочное решение практической задачи, то есть действия глаза предвосхищают путь и результаты практических действий. В этом же возрасте начинается и процесс свертывания, сокращения перцептивного действия: восприятие начинает производить впечатление пассивного процесса (ребенку достаточно одного взгляда на предмет, чтобы осуществить действие идентификации или отнесения к эталону) (А. В. Запорожец).

«Внешнее ориентировочно-исследовательское действие превращается в действие идеальное, в движение внимания по полю восприятия» (43). Такого рода действие старший дошкольник осуществляет при решении достаточно простой и знакомой задачи. Моделирующие действия восприятия складываются в процессе овладения продуктивной деятельностью, направленной не только на использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (конструирование, рисование, лепка, простейшие виды ручного труда). В этой деятельности у детей развивается способность зрительно расчленять предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобные операции будут выполнены практически. И, действительно, чтобы построить, например, по образцу мостик, ребенку нужно зрительно разделить его на составляющие элементы, уловить связь между ними, определить последовательность создания конструкции: сначала делаем основание («Вон из тех кубиков»), потом арку ставим на кубики («Нет, эта маленькая слишком. Возьму другую»). Овладение моделирующими действиями восприятия повышает его точность и расчлененность. Кроме того, этот вид перцептивных действий связывает восприятие ребенка с другими психическими процессами: мышлением, воображением.

Этапы развития восприятия детей дошкольного возраста

Восприятие в раннем детстве — это ведущая психическая функция, на основе которой развиваются такие психические функции, как память, внимание, мышление и воображение.
Среди всех умственных процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми объектами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в области его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых объектах и явлениях. Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия для развития. Восприятие ребёнка формируется в процессе развития конкретной деятельности ребёнка [3;4].

Психологи делят развитие восприятия у детей на три периода (ранний возраст, дошкольный и младший дошкольный возраст). Все эти этапы важны для формирования личности. В дальнейшем, с развитием восприятия люди не только учатся использовать свои чувства, но и создают логические цепочки на их основе.

Проблемы развития восприятия отражены в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, таких как Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Локк,Ж.Ж. Руссо, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддяков и другие.

Как показывает исследование Л. А. Венгера, в раннем возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов цвета, формы, величины, благодаря этому процесс восприятия реальности начинает приобретать опосредованный характер.

На протяжении всего детства ребенок начинает более точно оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и т. д. Восприятие, как и ощущение, в первую очередь связано с аппаратом анализатора, через который мир воздействует на человека и его нервную систему. Восприятие — это совокупность ощущений. В связи с тем, что восприятие играет огромную роль в жизни человека, важно изучить его с раннего возраста, когда этот когнитивный психический процесс только начинает формироваться[2].

Шаповаленко И. В. считает, что для наилучшего развития способности восприятия в раннем возрасте необходимо выполнение предметных действий, требующих учёта свойств предметов. К ним относятся соотносящие и орудийные действия, направленные на подбор предметов по форме, величине, цвету и расположению в пространстве, а также собственно зрительные действия, которые направлены, в первую очередь, на форму и величину предметов [6,с.188].

Поскольку восприятие играет такую огромную роль в жизни ребенка, нами проведено исследование восприятия у детей раннего возраста. Это исследование было проведено в МДОУ Д/с №130 комбинированного вида города Магнитогорска.

В исследовании участвовали 10 воспитанников, состоящих из 5 мальчиков и 5 девочек в возрасте 2,5-3 года. Цель этого исследования — выявить уровень развития восприятия у детей раннего возраста.

Исследование проводилось с использованием методик E.Б. Волосовой [1].

  1. Тест «Найти такой же».

Цель: определение степени ориентации ребенка в семи цветах спектра, нахождение образца, по просьбе взрослого.

  1. Тест «Занимательная коробка».

Цель: определение ориентации ребенка в конфигурации объемных геометрических фигур.

  1. Тест «Сложите пирамиду».

Цель: Определить способность ребенка собирать пирамиду из 4-5 колец по рисунку (по порядку убывания размера).

Результаты оценивались в бальной системе.

Высокий уровень — 3 балла — ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, понимает задание и находит способ выполнить его.

Средний уровень — 2 балла — ребенок начал сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но не выполняет задачу самостоятельно, действует адекватно в ходе диагностического обучения, а затем переходит к независимому выполнению задачи.

Низкий — 1 балл — ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к задаче, не понимает его цели.

Цвет является важным свойством объектов окружающего мира. Цвет не может быть выделен практическим способом, в ходе действий с предметами, такими как форма или размер. Кроме того, цвет не всегда влияет на сущность объектов, их функцию. Однако это свойство, которое в первую очередь привлекает внимание, позволяет вам выбрать объект среди других и запомнить его. Знакомство младенцев с цветом начинается с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети учатся легко распознавать и различать эти цвета, а также называть их, представляют им белый, черный, оранжевый и фиолетовый цвет.

В результате диагностики № 1 мы видим, что дети справляются с задачей не все одинаково. Некоторые из них очень быстро поняли эту задачу и справились с ней, по-видимому, они неоднократно исполняли ее раньше со своими родителями или с воспитателем в детском саду. Другим детям было сложно выполнить задачу, но после некоторой помощи им удалось выполнить верно задание. Остальные дети, даже после помощи, затруднялись выполнить задание или вообще отказывались от него. Некоторые дети путались в цветах, назвав красный цвет — синим, а синий — зеленым, а некоторые вообще не называли цвета. По результатам этого исследования мы видим, что 20% испытуемых имеют высокий уровень, 50% имеют средний уровень, а остальные 30% имеют низкий уровень развития восприятия цвета.

Форма представляет собой внешний контур, наружный вид предмета. Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму, которая может быть простой или сложной, т. е. состоит из нескольких простых форм. И форма может быть такой же узнаваемой, близкой к стандартной и оригинальной.

Во-первых, детей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогают им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а квадрат имеет стороны и углы): показывается, как обводить контуры фигур пальцем. Когда дети усвоят эти формы, их знакомят с треугольником, прямоугольником и овалом.

При проведении диагностики № 2 мы видим, что, как и в предыдущей диагностике, не все дети справляются с задачей одинаково. В начале проведения дети ведут себя оживленно, им нравится задача. Однако не всем удается с первой попытки попасть в нужное отверстие. Некоторые из них тратят меньше времени на выполнение задания, другие — больше, в итоге не все справляются с задачей. Исходя из результатов вышеуказанной методики, мы видим, что только 20% испытуемых имеют высокий уровень, 40% имеют средний уровень развития, а остальные 40% имеют низкий уровень развития восприятия формы.

Величина является важным свойством предметов (размер, объем, протяженность), измеряемое глазом путем сравнения с другими объектами или с использованием специальных инструментов в метрической системе мер, единиц объема и т. д. Признак величины относителен при сравнении на глаз, то есть результат сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается другой предмет. Один и тот же предмет, по сравнению с другим предметом может показаться большим и небольшим. Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит во время занятий, направленных на сравнение предметов.

Читайте также  Игры маленьких мальчиков развитие

При проведении диагностики № 3 мы видим, что задача была по душе детям. Они с увлечением разбирали и собирали пирамиду. Кольца собирались в разных порядках, не принимая во внимание порядок убывания. С задачей все справлялось по-разному, даже после неоднократного показа. В результате этого исследования мы видим, что высокий уровень у 20% испытуемых, 40% на среднем уровне, а у оставшихся 40% низкий уровень восприятия величины.

В результате полученных данных можно сделать вывод, что развитие восприятия цвета у тестируемых детей больше на среднем уровне.

Развитие восприятия формы у детей на низком уровне, так как половина испытуемых имеет низкий уровень.

Развитие восприятия величины наблюдается у детей на низком и среднем уровне.

При сравнении результатов всех трех методик, мы видим, что практически у всех тестируемых детей низкий и средний уровень развития восприятия, и только 20% испытуемых имеют высокий уровень развития. Из эксперимента видно, что у детей в раннем возрасте наиболее преобладает средний и низкий уровень развития восприятия.

С учетом результатов диагностики нами были подобраны дидактические игры для развития разных видов восприятия. Для проведения игр и упражнений важно использовать действия с предметами, которые развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребенка. Для развивающих игр с малышами нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики и т. д.), которые требуют соотнесения свойств нескольких частей. В некоторых случаях, понадобится два одинаковых предмета, один для показа и образца, другой — для воспроизведения правильного действия с ним. Когда игра завершается, нужно сложить и убрать игрушки или пособия, для исключения привыкания к вещам и предметам, которые постоянно находятся перед глазами.

Проводить дидактические игры и упражнения необходимо систематически, с учетом разных видов восприятия.

  1. Для развития цвeтoвoгo вoсприятия, обучению сличению цвета по принципу «такой — не такой»; использованию умения сличать цвета в практической деятельности; знакомству с названиями цветов можно проводить следующие игры:

— «Построить башню!». Для игры нужны кубики одинаковой величины двух контрастных цветов – по 3-4 кубика каждого цвета;

— «Найди кольцо!». Для игры нужна деревянная пирамидка с колечками основных цветов (по 2 колечка каждого цвета) ;

— «Многоцветная пирамидка». Используется игрушка, в которой на стержни, расположенные в ряд, надеваются разноцветные шарики или колечки.

  1. Игры, направлeнные на развитиe вoсприятия фoрмы:

-«Почта». Используется пластмассовая или деревянная коробка с прорезями разной формы, а также объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям коробки;

-«Сортировка». Воспитатель готовит основу со стержнями разной формы, на которые надеваются фигурки с прорезями соответствующей формы;

-«Крышка для коробки». Подбирается набор коробок с крышками разных форм: квадратной, круглой, прямоугольной, овальной, многоугольной (это могут быть картонные коробки из под конфет);

— «Сортировка фигурок». Детям предлагается рассортировать картонные геометрические фигурки по форме. Сначала предлагают для сортировки фигурки, которые отличаются только формой, а затем по величине и по цвету одинаковые.

  1. Игры для развития вoсприятия величины:

— «Спрячь шарик в ладошку!». Для игры предлагаются два шарика – один маленький, который помещается в ладошку, а другой побольше;

— «Построй башенку». Необходимы разноцветные емкости разной величины, которые с одной стороны, можно вкладывать друг в друга, а с другой – перевернуть их и построить из них башенку;

— «Матрешка». Это деревянная разборная куколка, которая может состоять из разного количества частей-«сестричек», которые разбираются и собираются, вкладываются одна в другую. Используйте на занятиях с малышами 3-5-составные матрешки;

— «Становись в ряд!». В этой игре можно использовать специальную игрушку – доску с рядом углублений и фигур уменьшающейся величины, а также другие игрушки (например, матрешку) и подходящие предметы (например, банки для продуктов) или фигуры (например, картонные круги разной величины;

— «Составь ряд фигурок!». Для игры необходимы фигурки разной величины, которые необходимо ребёнку разложить в ряд – от самой большой до самой маленькой или наоборот»;

— «Разложи по величине». Для игры используются карточки с изображениями больших и маленьких предметов и две коробки – большая и маленькая.

Предложенный комплекс игр поможет педагогу развивать у детей разные виды восприятия с учётом возрастных особенностей.

Каждый период имеет свои собственные методы развития восприятия. Ведь каждый период совпадает с началом нового этапа личностного роста ребенка. Способность воспринимать информацию, в отличие от способности делать это, не является врожденной. Появившись на свет, ребенок учится делать это. Он видит предметы, слышит определенные звуки, ощущает прикосновения и запахи. Это указывает на сформированность механизма восприятия. Проблема в том, что ребенок не может его использовать — он не знает, как это сделать. Значение процесса восприятия нельзя переоценить. Это основа человеческого познания, основа для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованными в этом развитии.

Развитие восприятия в раннем возрасте

Елизарова, Е. Б. Развитие восприятия в раннем возрасте / Е. Б. Елизарова, В. В. Онуфриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 331-335. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38817/ (дата обращения: 26.10.2021).

В статье рассматривается развитие процесса восприятия в раннем детстве. Актуальность исследования обусловлена наиболее благоприятным, сензитивным периодом развития восприятия. Анализ показателей зрительного восприятия от двухлетнего к трехлетнему возрасту показывает, что в двухлетнем возрасте с выполнением заданий справилось 67 % дошкольников, в трехлетнем возрасте 90 %.

Ключевые слова: восприятие, развитие процесса восприятия, зрительное восприятие, ранее детство, ведущая деятельность

The article considers development of the perception process in early childhood. Relevance of this study is conditioned by the most favorable, sensitive period of perception’s development. Analysis of indicators of visual perception from two years to three years of age shows, that with tasks coped 67 % preschoolers of two years of age, and 90 % preschoolers of three years of age.

Keywords: perception, development of the perception process, visual perception, early childhood, leading activity

Восприятие в раннем детстве — это ведущая психическая функция, на основе которой развиваются такие психические функции, как память, внимание, мышление и воображение. Из этого следует, что дальнейшее психическое развитие ребёнка определяется развитием процесса восприятия в раннем детстве.

Данная тема исследуется в работах таких авторов, как: М. М. Безруких, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Т. С. Комарова, Е. Е. Кравцова и др.

В раннем возрасте происходит психологическое отделение ребенка от матери, расширяется круг доступных предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность, формируется наглядно-образное мышление, возникают первые устойчивые качества личности.

Ведущей деятельностью ребёнка в данный период является предметная деятельность, постепенно возникшая из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Овладение предметной деятельностью — основа полного и всестороннего развития восприятия, т. к. восприятие ребенка в раннем детстве вплетено в ведущую деятельность и тесно связано с выполняемыми предметными действиями [4, с.188].

Развитие восприятия определяется тремя составляющими — перцептивными действиями, которые заключаются в выделении наиболее характерных для данного предмета качеств (информативных точек), сенсорными эталонами, представляющими собой устойчивые образы, и действиями соотнесения образов-эталонов с предметами окружающего мира [1, с.265].

По мнению Л. С. Выготского, «все функции раннего возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия. Это ставит восприятие в благоприятные условия развития в данном возрасте. Восприятие обслуживается всеми сторонами деятельности ребенка, поэтому ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия» [2, с.140].

Шаповаленко И. В. считает, что для наилучшего развития способности восприятия в раннем возрасте необходимо выполнение предметных действий, требующих учёта свойств предметов К ним относятся соотносящие и орудийные действия, направленные на подбор предметов по форме, величине, цвету и расположению в пространстве, а также собственно зрительные действия, которые направлены, в первую очередь, на форму и величину предметов [4, с.188].

В раннем возрасте особенно активно развивается зрительное и слуховое восприятие. Годовалый ребенок не обладает способностью последовательно и систематически осматривать предмет. Для него характерны выхватывание какого-то одного бросающегося в глаза признака, реагирования на него и опознания предметов только по нему. Для детей второго года характерно восприятие каких-либо изображённых предметов как вполне самостоятельных, они не способны воспринимать рисунки или фотографии как изображения какого-либо предмета или человека. Ребёнок выделяет и в предмете, и в изображении одну определённую деталь, привлекающую его внимание, и поэтому может назвать их одинаково, тем самым отождествляя предмет и его изображение. В последствие для детей двух с половиной — трёх лет становится возможным зрительный выбор по образцу, заключающийся в том, что ребёнок может выбрать из двух различных по форме, величине и цвету предметов такой, который будет соответствовать предмету, данному в качестве образца. Характерным является то, что начнёт выбирать ребёнок по форме, а потом по величине и в конце по цвету. Со временем на третьем году жизни для ребёнка хорошо знакомые предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства других предметов. Такие образцы могут быть не только реальными предметами, но и представлениями о них, сложившиеся и закрепившиеся у ребёнка ранее.

Развитие слухового восприятия в некоторой степени схоже с развитием зрительного восприятия. При нём свойства звуков становятся значимы для ребёнка тогда, когда они необходимы для его деятельности, т. е. слуховое восприятие так же, как и зрительное вплетено в ведущую деятельность ребёнка. Такой деятельностью, связанной с восприятием звуков, становится, прежде всего, речевое общение. Именно поэтому в раннем возрасте особенно интенсивно развивается фонематический слух [2, с.142].

С помощью предметных действий ребёнок активно познаёт окружающий мир, что способствует развитию составляющих основу восприятия в раннем возрасте зрительных действий. Вследствие этого ранний возраст является самым благоприятным периодом для интенсивного развития восприятия. Оно включено в ведущую деятельность и поэтому является ведущей психической функцией раннего периода детства. Именно от восприятия зависит развитие других психических функций в дальнейшем.

Актуальность исследования восприятия в раннем детстве определила цели и задачи эмпирического исследования. Исследование особенностей восприятия в раннем детстве проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей в г. Меленки Владимирской области. В нем принимали участие дошкольники 2–3-х лет детей двухлетнего возраста и семь детей трёхлетнего возраста.

В исследовании применялись такие методики, как «Найди парные картинки», «Разбери и сложи матрёшку» и «Сложи разрезанные картинки» Е. А. Стребелёвой [3, с.18].

На первом этапе применялась методика «Найди парные картинки», которая предъявлялась двухлетним детям. С каждым ребенком проводилась индивидуальная работа, которая подразумевала взаимодействие с ребёнком, наблюдение за его действиями и способами сличения парных картинок, а также помощь, если возникали трудности при выполнении заданий. В процессе исследования дети легко шли на контакт, внимательно слушали задание и старались достигнуть положительного результата.

Читайте также  Развивающие игрушки для самых маленьких интернет магазин

В итоге были получены результаты, которые представлены на рис. № 1:

Рис. 1. Показатели уровня развития зрительного восприятия предметных картинок

В результате 90 % детей двухлетнего возраста получили высший балл по поиску парных картинок. 90 % детей принимали задание, адекватно выполняли поставленную перед ними задачу без помощи взрослого. Также была заметна их заинтересованность в конечной деятельности. Дети получали удовольствие от поиска одинаковых картинок, что способствовало лёгкости сличения парных картинок. Всё это свидетельствует о том, что у них зрительное восприятие предметных картинок развито в соответствии с возрастом. Исключение составили 10 % детей, которые оказались не способными к самостоятельному выполнению задания и не заинтересованными в конечном результате, что свидетельствует об их отставании в развитии.

На втором этапе использовалась методика «Сложи разрезанные картинки», которая предъявлялась трёхлетним детям. С ними так же проводилась индивидуальная работа. В процессе исследования у 57 % детей возникли затруднения с выполнением задания, которые решались путём показа им целой картинки, которая является идентичной разрезанной картинке, представленной детям ранее.

Результаты данного этапа исследования представлены на рис. № 2:

Рис. 2. Показатели уровня развития целостного восприятия предметной картинки

Из графика, изображённого на рис. № 2, видно, что целостное восприятие у 57 % детей трёхлетнего возраста развито недостаточно. Эти дети смогли составить картинку только после помощи взрослого, который показал им, как стоит выполнять данное задание. Остальные дети, составляющие 43 %, уже к трём с половиной годам могут вполне самостоятельно с первого раза собрать разрезанные картинки. Они понимают, что от них требуется, и с удовольствием принимаются за деятельность, стремятся к положительному конечному результату. Из этого следует, что целостное восприятие у этих детей развито в соответствии с возрастной нормой и интенсивно развивается к концу раннего возраста.

На следующем этапе исследования использовалась методика «Разбери и сложи матрёшку», которая предъявлялась как двухлетним, так и трёхлетним дошкольникам. С каждым из детей проводилась индивидуальная работа, в ходе которой дети легко шли на контакт.

В процессе исследования у 43 % детей двухлетнего возраста возникли затруднения. Из них 67 % смогли справиться с заданием после показа правильных действий, необходимых для выполнения поставленной задачи. 33 % детей не смогли выполнить задание даже после показа действий.

У детей трёхлетнего возраста затруднения возникли только у 10 %. Решить эти затруднения удалось с помощью показа необходимых для выполнения задания действий. После обучения дети легко справились с поставленной задачей.

Результаты данного этапа исследования отображены на рис. № 3:

Рис. 3. Сравнительный анализ развития практического ориентирования на величину предметов в возрасте 2-х и 3-х лет

По данному графику можно рассмотреть развитие практического ориентирования на величину предметов в раннем возрасте. Для двухлетних детей характерно развитие данного восприятия к двум годам и трём месяцам. До этого возраста, особенно в 2 года и один месяц, дети, как правило, уже понимают задание, заинтересованы в положительном результате, но самостоятельно могут выполнить необходимые действия только после показа взрослого. В два года три месяца и дальше дети уже способны выполнить задание самостоятельно, т. е. они свободно различают предметы по величине. В этом возрасте у детей не возникает проблем с разборкой и со сложением матрёшки.

Развитие практического ориентирования на величину предметов продолжается и в возрасте трёх лет. Следовательно, для детей данного возраста уже характерно свободное и самостоятельное выполнение действий по разборке и сложению матрёшки, что доказывается результатами исследования, которые показали, что 90 % трёхлетних детей не испытывают трудностей в выполнении необходимых действий, у них не возникает замешательства при выполнению задания.

Следовательно, практическая ориентировка на величину предметов начинает интенсивно развиваться от 2 лет трёх месяцев и к трём годам является сформированной.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования развития восприятия в раннем возрасте, было установлено, что восприятие в данный период испытывает интенсивное развитие и, следовательно, является наиболее благоприятным периодом для активного формирования, а в случае необходимости и коррекции.

На основе полученных результатов, воспитатели дошкольного учреждения могут эффективно организовать свою воспитательную деятельность и оказать консультативную помощь родителям. Исходя из того, что ранний возраст является сензитивным периодом для развития восприятия, они смогут помочь ребёнку достигнуть необходимого для дальнейшего развития психических функций уровня восприятия.

Запись

Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.

В раннем детстве восприятие — ведущий умственный процесс. Именно на основе восприятия развиваются память, внимание, мышление и воображение. То есть восприятие-фундамент для развития умственных процессов.

Принято делить этапы развитие восприятия у детей на три периода (ранний возраст, дошкольный и младший дошкольный возраст).

Восприятие ребёнка формируется в процессе развития предметной деятельности ребёнка, и в связи с овладением новыми действиями, особенно соотносящими (действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов — их цвет, форму, величину). Поэтому игрушки для детей раннего возраста предполагают именно соотносящие действия (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки).

Развитие восприятия не происходит само собой. Взрослый специально организует деятельность ребёнка по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Проводить дидактические игры и упражнения необходимо систематически!

Очень значимо, что для проведения работы по развитию восприятия у детей, нет необходимости приобретать дорогостоящие игрушки. Дидактические пособия можно изготовить самостоятельно, без особого труда, основываясь на интересах Вашего ребёнка, постоянно обновляя и варьируя их.

При проведении игр и упражнений важно, чтоб ребёнок действовал, а не только созерцал! Для развивающих игр с малышами нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики и т. д.), которые требуют соотнесения свойств нескольких частей. Могут быть полезными одинаковые предметы (для показа, образца и для воспроизведения). При завершении занятия необходимо сложить убрать игрушки и пособия, чтобы ребёнок не привык к ним и стал равнодушным.Поведение и сознание детей раннего возраста целиком определяется восприятием. Ребёнок двух-трёх лет может быть внимателен только к тому, что в поле его восприятия. Память проявляется в форме узнавания, то есть восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до трёх лет носит преимущественно непосредственный характер — ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Все переживания также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

Цвет является важным свойством объектов окружающего мира. Цвет в первую очередь привлекает внимание, позволяет выбрать объект среди других и запомнить его.

Дети раннего возраста сначала знакомятся с красным, желтым, зеленым и синим. Только после этого надо учить распознавать и называть белый, черный, оранжевый и фиолетовый цвет.

Форма – наружный вид предмета, его внешний контур. Форма может быть простой или сложной, состоящей из нескольких простых форм.

Малышей на первых этапах развития знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом. Играют с этими фигурами, сравнивая их (круг гладкий, ровный, а квадрат имеет стороны и углы). При этом нужно обводить контуры фигур пальчиком. Только при усвоении их форм детей знакомят с треугольником, прямоугольником и овалом.

Величина может означать размер предмета, объем, протяженность, которые можно измерить глазом, сравнивая объекты или с помощью специальных инструментов. Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит во время занятий, направленных на сравнение предметов.

Игры для детей 2 – 3 лет по формированию восприятия цвета

«Найти такой же по цвету»

Начните с обучения сопоставления, сличения цвета по принципу «такой — не такой»

«Построй также» или «выложи также» из 3-4 объектов разного цвета

Или так

«Собери по цвету»

«В этот стаканчик положу синий шарик (пуговку), наберем полный стакан одинаковых»

После того, как ребёнок научился сличать, он может выполнять инструкции типа «дай красную кружку», «принеси синие брюки».

Такие игры можно придумывать самим, а инвентарь к ним доступен, это могут быть прищепки, цветная посуда, предметы, жетоны, вырезные картинки.

Игры для детей 2-3 лет по формированию восприятия формы

Начинайте также со сличения форм.

На третьем году жизни появляются постоянные образцы для сравнения — это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко выраженную форму. Такими образцами могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них. Например, предметы треугольной формы ребенок определяет «как крыша», а круглые предметы — «как мячик».

«Найди заплатку» или найди такую же

«Разложи фигуры по местам!» или «Почта»

В коробку с прорезями разной формы нужно поместить соответствующие формы.

Возможно усложнение игры, когда необходимо сопоставить ещё и цвет, величину

Если игры сопровождаются грамотными комментариями взрослого, который называет формы, вскоре ребёнок различает их самостоятельно и правильно называет.

После этого можно усложнить работу по развитию восприятия формы

Игры для детей 2-3 лет по формированию восприятия величины

Сначала при развитии восприятия величины важно, чтобы предметы (ленты, полоски бумаги, шарфы и т.п.) были контрастных размеров и отличались только одним признаком!

Постоянно привлекайте внимание детей к размерам игрушек, показывайте и называйте большие и маленькие предметы.

«Матрешка» и «Пирамидка» Используйте на занятиях с малышами 3-5-составные матрешки. Начинайте с трёх фигурок. При этом говорите, какая из них самая маленькая, какая самая большая, какая средняя. Позже спрашивайте это у ребёнка. Важно, чтобы ребёнок занимался с матрёшкой и пирамидкой не только ради самого действия.

Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы и не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит, и начинает пробовать другую. От внешних ориентировочных действий ребёнок постепенно переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных. Уже в 2-2,5 года для ребенка становится доступным зрительный подбор по образцу, когда из двух предметов различной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой, как образец.

Аналогичная, доступная игра «Выбери пуговки». Вместе с детьми раскладываем пуговицы на группы: самые большие, самые маленькие. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Сначала обучаем ребёнка приложению (потому что отличающий признак только один), потом наложением.

«Разложи по величине». Для игры используются карточки с изображениями больших и маленьких предметов (только две величины) и две коробки – большая и маленькая.

«Составь ряд фигурок». Для игры необходимы фигурки разной величины, которые необходимо ребёнку разложить в ряд – от самой большой до самой маленькой или наоборот.

При овладении этими приёмами ребёнку можно предложить более сложные упражнения, например, уложить двух кукол разного размера на разновеликие кроватки.

Регулярно занимаясь подобными упражнениями, гарантировано развитие у ребёнка умственных способностей. Ближе к пяти годам Вы сможете приступить к следующему этапу в развитии восприятия ребёнка, о которых мы расскажем в следующей статье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: