Этапы диагностики развития ребенка

Этапы диагностики развития ребенка

Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции:
? психотерапевтическую- различные диагностические технологии
(рисунки, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивным отношениям с людьми, свободному самоопределению;
? коррекционную – цель многих методик- исправление девиантного поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в решении конкретных жизненных ситуаций;
? развивающую – в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения и личностной активности.

Педагогическая диагностика состоит из этапов:
? Прогностическая диагностика (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.
? Текущая диагностика ( промежуточная) ( проводится в течение года, чаще в январе) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
? Итоговая диагностика (проводится в конце учебного года) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.

Диагностика включает в себя три этапа:

III этап – аналитический – обработка и систематизация информации. Информацию лучше накапливать в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал.

В личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов. Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько ученик продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности с начала учебного года. Проводя педагогическую диагностику важно зафиксировать:
— какие изменения произошли с ребенком в процессе обучения;
— как изменяется его понимание требований, предъявляемых к нему по освоению образовательной программы;
— в какой помощи педагога он нуждается.

Критерий — «средство суждения», признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего- либо, «мерило оценки» (Философский словарь).
— важный элемент (часть) методики исследования реального объекта, с помощью которого возможна проверка, сверка, соотнесение «достоверного» результата, его соответствия цели, специфики исследуемого объекта; «действенности», «подлинности», « реальной теоретической и практической значимости объекта в конкретном процессе, пространстве, среде;
— способ проверки истинности знания о явлении, реальности, способ проверки одного знания другим;
— количественный или порядковый показатель, выражающий меру эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки принимаемых решений.

Показатель — теоретически обоснованный, прогнозируемый, ориентирующий на оптимальные позитивные результаты при минимуме затрат времени, человеческого ресурса.

ДЕНЬ В ИСТОРИИ

  • — В 1880 году родился русский писатель, филолог, философ, один из создателей теории символизма, АНДРЕЙ БЕЛЫЙ (1880 – 1934)
  • — В этот день 1842 года родился Василий Васильевич Верещагин, русский живописец и литератор
  • — Игорь Федорович Масленников, российский кинорежиссер, сценарист, Народный артист РСФСР родился в этот день 1931 года: «Приключения Жакони», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимняя вишня», «Пиковая дама», «Банкрот»

ФОТО “ДЕНЬ ЗА ДНЕМ”

Художник, иллюстратор Л. П. Лазарева

Психодиагностика

Важным этапом работы команды специалистов Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ является составление плана лечения и реабилитации с учетом состояния пациента. План разрабатывается на основании комплексного подхода, который включает в себя набор функциональных обследований, диагностических процедур и методов, часть из которых одинакова для всех, а часть подбирается индивидуально.

Психологическая диагностика детей. Методы психодиагностики

Психологическая диагностика относится к одним из базовых методов. На психологическую диагностику (как и на тот или иной вид коррекции) в Центре им. Г.Е. Сухаревой дает направление лечащий врач-психиатр. Психологическое обследование, как правило, нужно врачу для более детального изучения психологического профиля ребенка и постановки (уточнения или смены) диагноза. Диагностика также может проводиться по требованию различных организаций для предоставления документов на комиссии.

Проводит психологическую диагностику медицинский психолог. Это специалист с высшим образованием по специальности "клиническая психология". В работе он опирается на знание возрастных норм развития психических функций и основных закономерностей функционирования психики в норме и при психических расстройствах.

Для пациентов, имеющих постоянную регистрацию в Москве и получающих амбулаторную или стационарную помощь в Центре, психологическая диагностика в рамках назначения врачом-психиатром является бесплатной. Для жителей из других регионов данное обследование доступно в отделении платных услуг.

Психологическая диагностика. Что это такое?

При назначении врачом психологической диагностики некоторые пациенты и их родители могут испытывать тревогу, страх, беспокойство поскольку не знают, как проходит психодиагностика. Чтобы избежать дополнительных волнений и переживаний, мы подробно расскажем вам о том, что такое психологическая диагностика, какие есть особенности процедуры, для чего нужна и какие бывают виды.

Психологическая диагностика – одна из форм работы медицинского психолога. Это не "экзамен", который определяет дальнейшую судьбу ребенка, а скорее "знакомство-занятие", когда психолог старается установить контакт с ребенком, чтобы узнать о нем и среде его "обитания" больше, выявить возможные внутренние конфликты, психологические трудности в обучении, общении и дать рекомендации.

В случае, если психодиагностика является частью коррекционных занятий, то она проводится с применением техник, которые дальше будут использоваться для работы с ребенком. В этом случае специалист может показать родителям и ребенку, как их выполнять самостоятельно в домашних условиях, чтобы была положительная динамика и стойкий эффект. Также родители или законные представители могут посещать занятия с психологом, чтобы посмотреть на процесс и достигнутый результат, обсудить со специалистом прогноз и получить рекомендации.

Психологическая диагностика решает ряд задач:

  • выявление возможных причин проблемы, с которой обратились родители или на которую жалуется ребенок (например, повышенная тревожность, неустойчивость самооценки, из-за чего ребенок стремится избегать ситуаций, где проявляются трудности);
  • определение ресурсов в микросоциальном окружении, личностных качеств и способностей ребенка, которые могут помочь решить имеющиеся трудности или развить дополнительные навыки на психокоррекционных занятиях (например, готовность к установлению контакта, подражание поведению взрослого);
  • оценка потенциальных трудностей и зоны риска (например, слабые коммуникативные навыки могут привести к сложностям адаптации в детском саду или школе, дальнейшим проблемам в обучении).

Психические процессы и состояние ребенка динамичны, поэтому на определенном этапе может потребоваться дополнительное обследование. Специалист уточнит характер желаемых изменений и подскажет возможные пути коррекционной работы.

Психологическая диагностика состоит из нескольких этапов:

1. Знакомство с историей болезни и/или амбулаторной картой.

2. Проведение занятия (собственно обследования) с ребенком, и, возможно, встреча с родителями или законными представителями для сбора дополнительной информации, жалоб, пожеланий. Собственно обследование также включает в себя несколько шагов. Для каждого их них может использоваться разный набор методик.

Первый шаг– беседа, знакомство. Психолог устанавливает доверительный контакт с ребенком, чтобы он мог в безопасной обстановке рассказать о том, что его беспокоит. В случае групповых занятий этот шаг может быть пропущен, у специалиста тогда может стоять задача узнать интересы ребенка, увидеть его поведение в группе сверстников. В случае занятий по психологической коррекции при стационарном лечении этот шаг может иметь продолжительность в несколько встреч.

Следующий шаг включает использование психологических методик. Они подбираются с учетом возраста ребенка, его состояния, запроса родителей, гипотез психолога. Спектр достаточно широк: от выполнения программы двигательных упражнений до специальных заданий (например, вычеркивание нужных букв в ряду), рисования по инструкции, предложения "поиграть" в семью или сложную ситуацию с помощью предложенных материалов, чтобы ребенок на доступном для себя языке мог рассказать психологу о том, что его беспокоит.

Цель психодиагностики – узнать возможности и особенности ребенка.

В процессе выполнения методик психолог наблюдает за поведением ребенка. Для специалиста важны его реакции на успех и неудачу, сформированность навыков общения, легкость установления контакта и готовность принять помощь взрослого, способность к оценке происходящего и внимание к нему, его интересы и то, что вызывает протест или непонимание.

Читайте также  Развитие ребенка 1 5 2 месяца

Если родитель или законный представитель присутствует во время процедуры, важно помнить, что диагностика проводится в интересах ребенка. У специалиста нет намерения "подловить" ребенка в незнании чего-то, и, тем более, в чем-то обвинить родителей. Цель психодиагностики – узнать возможности и особенности ребенка. По наблюдению за вашим взаимодействием специалист может дать рекомендации или предложить специальные упражнения, если это происходит в рамках коррекционного занятия.

3. Анализ полученной информации. Анализ позволяет психологу сделать выводы о психическом развитии ребенка, о психологическом (в дополнение к биологическому и социальному) вкладе в патологическое состояние, поставить задачи и составить план для психологической коррекции. На этом этапе присутствие родителей и ребенка уже не требуется.

4. Фиксация полученных выводов в истории болезни и/или амбулаторной карте.

Виды психологической диагностики

В зависимости от задач, которые стоят перед психологом, выделяют несколько видов психологической диагностики:

Экспериментально-психологическое исследование проводится для помощи врачу-психиатру в постановке или уточнении диагноза, составления комплексной программы реабилитации, а также для того, чтобы оценить эффективность лечебных процедур, динамику состояния и клинической картины на момент окончания госпитализации или в период повторной встречи.

Специализированные психологические обследования, которые нужны для составления программы психокоррекционных занятий:

Исследование особенностей семейного функционирования. Данный вид обследования является одним из этапов комплексной диагностики в силу специфики детского возраста, а именно высокой зависимости ребенка от семьи и особенностей семейных взаимоотношений. Обследование проводится с участием всех членов семьи. Так бывает, что семья, не замечая этого и искренне желая помочь ребенку, влияет на поведение ребенка, закрепляя "проблемные" формы поведения. В процессе семейной диагностики (а в последующем семейной психотерапии) все члены семьи могут сказать друг другу важные слова, которые "теряются" в повседневной жизни, принять сложные решения, научиться прямому и эффективному контакту, вернуть в отношения доверие.

Нейропсихологическое обследование. Данный вид психологического обследования является дополняющим к некоторым другим видам исследования (например, к магнитно-резонансной томографии) и направлен на выявление специфических трудностей, связанных с особенностями работы головного мозга. В процессе данного психологического обследования могут быть выявлены "органические" причины, которые оказывают сильное негативное влияние на процесс обучения (например, ребенок часто отвлекается, поскольку не удерживает много информации сразу, ему чаще требуется перерыв, чтобы восстановить работоспособность, он хуже воспринимает учебный материал на слух, чем визуализированную информацию). В результате обследования определяются зоны коррекционного воздействия и формируется программа, которая, в силу длительности курса, может продолжаться и после выписки из стационара.

Оценка профориентационных предпочтений и навыков. Данное направление диагностики становится актуальным для подростков, у которых формируются жизненные цели, выстраиваются приоритеты, происходит поиск своего места в мире с ощущением своей полезности и принадлежности коллективу. В это время подросток ищет для себя эталоны вне семьи. Важно поддержать интересы и увлечения ребенка, которые могут меняться, быть неустойчивыми. Задача медицинского психолога – показать подростку возможные пути выбора профессии, исходя из его потребностей, физических и интеллектуальных возможностей, сильных и слабых сторон личности, интересов.

Оценка в рамках специализированных подходов к психологической коррекции Например, АВА-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, БОС-терапии, танце-двигательной терапии, пескотерапии, игровой терапии, телесно-ориентированной терапии.

Что является итогом психодиагностики?

После проведения психодиагностики специалист получает информацию о психологическом состоянии ребенка, анализирует ее и пишет заключение. Заключение становится частью медицинской документации. Эта документация доступна врачам и другими специалистами, которые непосредственно участвуют в лечебном процессе, и используется для постановки (уточнения) диагноза, разработки дальнейшей тактики лечения/реабилитации. После оформления заключения специалист может поделиться данной информацией с родителями и подробно ответить на все возникающие вопросы.

Для детей любого возраста важно участие родителей в лечебном процессе. Беседа с медицинским психологом, проводящим диагностику, может улучшить контакт с ребенком, т.к. позволит понять причины проблем, увидеть с новой стороны его возможности и получить надежду на изменения.

Важно знать, что психолог, который проводит психологическую диагностику, в первую очередь, опирается на этический Кодекс сотрудников Центра им. Г.Е. Сухаревой. А это значит, что результат психодиагностики является врачебной тайной и не подлежит передаче третьим лицам.

Блиц-олимпиада для педагогов — «Диагностика дошкольников»

Диагностика дошкольников

Блиц-олимпиада состоит из 10 вопросов.
После прохождения олимпиады вы увидите количество набранных баллов. Каждый правильный ответ — 1 балл.

9-10 правильных ответов — 1 место
8 правильных ответов — 2 место
7 правильных ответов — 3 место
Менее 6 правильных ответов — Участник

Если вас устраивает результат, вы сможете перейти к оформлению заявки на получение диплома.

Орг. взнос за получение электронного диплома о прохождении блиц-олимпиады составляет 90 рублей.

Данные, которые будут введены в заявке, будут использованы для оформления диплома в электронном виде.

Вопросов: 10 Максимальный балл: 10

Вопрос № 1

Механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, называется:
Педагогический мониторинг
Педагогическая диагностика
Педагогическое обследование
Шкалирование

Вопрос № 2

Одна из главных функций педагогической диагностики является:
Функция обратной связи, или информационная
Прогностическая функция
Контрольно–корректировочная функция
Оценочная функция

Вопрос № 3

Какой принцип педагогической диагностики предполагает изучение явления в его генезисе, прогрессии?
Принцип целостного изучения педагогического процесса
Принцип целостного изучения педагогического процесса
Принцип персонализации
Принцип процессуальности

Вопрос № 4

Как называется третий этап процесса диагностирования?
Интерпретация данных
Целеобразовательный
Аналитический
Практический

Вопрос № 5

Укажите задачи диагностики:
Получить результаты (через критерии)
Успешность или просчёты образовательного процесса
Контроль
Все варианты верны

Вопрос № 6

Что НЕ относится к основным методам педагогической диагностики?
Индивидуальная и групповая экспертная оценка
Наблюдение
Наблюдение
Сохранение продуктов детской деятельности

Вопрос № 7

Показатели, в каких пределах свидетельствуют о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей.
От 0 до 3 баллов
От 4-7 баллов
От 7 до 8 баллов
От 8 до 10 баллов

Вопрос № 8

Какой вид мониторинга ориентирован на всестороннее глубокое исследование?
Управленческий мониторинг
Информационный мониторинг
Комплексный мониторинг
Базовый мониторинг

Вопрос № 9

Какой из методов НЕ относится к методам первичной диагностики способностей и развития ребёнка?
Анкетирование родителей, педагогов
Беседа с родителями, педагогами
Наблюдение в детском саду, дома
Творческие задания

Вопрос № 10

К методу мониторинга изучения образовательного процесса в специально измененных условиях относится:
Анкетирование
Наблюдение
Эксперимент
Беседа

Организатор конкурса — Всероссийское СМИ «Время Знаний»
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 63093 от 18.09.2015 г.,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ — «Время Знаний»
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.10.2021

Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Особенности диагностики детей раннего возраста в условиях психолого-медико-педагогической комиссии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хакимова Н.И., Шаповалова Л.А.

В статье представлены данные об увеличении количества детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья), родители которых обращаются в Центр ПМПК. Специалистами ПМПК разработан блок диагностических программ для осуществления дифференциально-диагностических процедур для каждого возрастного периода. Предложены этапы комплексной диагностики уровня развития ребенка.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хакимова Н.И., Шаповалова Л.А.

THE DIAGNOSIS OF EARLY AGE CHILDREN IN PSYCHOLOGICAL, MEDICAL AND PEDAGOGICAL COMMISSION

The article presents information on increase in the number of young children (0 to 3 years old with disabilities), whose parents are turning to the Center PMPC. PMPC specialists designed unit diagnostic software for differential diagnostic procedures for each age period. we have offered a comprehensive diagnosis of the stages of child development level.

Читайте также  Развитие физических навыков детей дошкольного возраста

Текст научной работы на тему «Особенности диагностики детей раннего возраста в условиях психолого-медико-педагогической комиссии»

УДК 159.922.7 ББК Ю941

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Н.И. ХАКИМОВА, МЦ, г. Челябинск, Россия Л.А. ШАПОВАЛОВА, МЦ, г. Челябинск, Россия

В статье представлены данные об увеличении количества детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья), родители которых обращаются в Центр ПМПК. Специалистами ПМПК разработан блок диагностических программ для осуществления дифференциально-диагностических процедур для каждого возрастного периода. Предложены этапы комплексной диагностики уровня развития ребенка.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, дифференциально-диагностические процедуры, этапы комплексной диагностики, технология принятия решения.

Актуальность. Одним из направлений деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Металлургического района г. Челябинска является проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и психическом развитии и отклонений в поведении детей, а также подготовку по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-

педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение рекомендаций ранее данных комиссией.

Территориальная ПМПК функционирует на базе центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Металлургического района г. Челябинска и является одним из структурных подразделений центра.

В 2015 году в территориальной ПМПК было обследовано 1119 детей от 1года до 18 лет, из них 52 ребенка имели возраст до 3 лет. До последних лет дети раннего возраста находились вне поля зрения территориальной ПМПК, в связи с тем, что дети данного возраста наблюдаются в детских поликлиниках, где не предусмотрена психолого-педагогическая

диагностика и коррекционная помощь. Но в настоящее время отмечается увеличение количества родителей (законных

представителей) обратившихся в ПМПК, с детьми до 3-х летнего возраста. Это обусловлено

прежде всего увеличением количества детей раннего возраста, имеющих различные виды нарушений в развитии, усилением профилактической направленности в работе (скрининговая диагностика), проводимой специалистами Муниципального бюджетного учреждения, центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Металлургического района (МБУ "ЦППМСП Металлургического района") среди контингента детей общеобразовательных дошкольных учреждений района, более тесным взаимодействием ПМПК с бюро медико-социальной экспертизы а также изменениями в законодательных документах [3, 4].

В соответствии с наличием социального заказа на обследование детей раннего возраста специалисты территориальной ПМПК разработали блок диагностических программ, которые позволяют осуществлять

дифференциально-диагностические процедуры для каждого возрастного периода, начиная с возраста детей от 1 года до 1,5 лет; от 1,5 до 2 лет; от 2 до 2,5 лет; 2,5 до 3 лет. Создание уникального комплекса диагностических программ для детей раннего возраста потребовало от специалистов территориального ПМПК осуществить решение сложных, неординарных задач, таких как:

— разработка единых психолого-педагогических критериев по выявлению особенностей развития ребенка на ранних этапах онтогенеза;

— совершенствование методического, терминологического аппарата для обследования ребенка;

— разработка комплекса методик интегрированного характера, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику;

— подготовка рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

— прогнозирование возможностей развития ребенка с учетом выявленных особенностей развития;

— систематизация материалов и пособий для диагностического обследования детей раннего возраста, ориентированных на практическое использование специалистами ПМПК.

При разработке программ

обследования детей раннего возраста специалисты территориальной ПМПК глубоко изучили теоретический базис и практический опыт, который накоплен в области возрастной и специальной психологии. В частности, в основу теоретических позиций положена система понятий Л.С. Выготского об источнике, движущих силах развития и условиях воспитания. Этот классический подход отражает специфику процесса психического развития человека как индивида по своей природе социального, активного и деятельностного [1, 2, 3, 4].

В настоящее время актуальным в психодиагностической практике можно считать распространение нового подхода к оценке психического развития детей от рождения до 3-х лет, который разрабатывается современными российскими учеными Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой. Авторы предлагают делать акцент на изучении наиболее важных в раннем возрасте сфер, определяющих развитие личности ребенка, а именно таких как общение со взрослыми и ведущей психологической деятельностью. В целом, теоретическая позиция диагностики включает: культурно-

историческую концепцию психического развития Л.С. Выготского; теорию ведущей деятельности А.Н. Леонтьева; периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина; концепцию генезиса общения ребенка со взрослым М.И. Лисиной [2, 3, 4].

В основу диагностической концепции положены также методики умственного

развития детей раннего возраста, разработанные выдающимся ученым дефектологом наших дней Е.А Стребелевой. Теоретические позиции ее диагностических методик основываются на положениях И.П. Павлова о том, что чем моложе организм, тем его нервная система более пластична и более гибко реагирует на воздействия извне; положения о ведущей роли воспитания и обучения в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Запорожец) [1, 2, 3, 4].

комплексе используются принципы

стандартизированных шкал обследования (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Е.М. Мастюкова) [3, 4].

Комплексы методик, включенные в дифференциально-диагностические программы позволяют осуществлять контроль за динамикой психического развития детей,

воспитывающихся и обучающихся в различных условиях, и своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование психики ребенка в ранний период онтогенеза.

В связи с большой сложностью дифференциальной диагностики программы комплексного психолого-педагогического

обследования детей раннего возраста реализуются в три этапа: I этап -подготовительный; Пэтап -непосредственное проведение комплексного обследования; III этап — заключительный [3].

I этап — подготовительный, включает в себя первичный прием и изучение предварительной информации — выписки врачей из медицинской арты ребенка, анализ психолого-педагогической характеристики ребенка образовательной организации (если ребенок посещает детский сад, центр коррекции и др.), беседы с родителями (законными представителями).

Первичный прием осуществляется врачом-психиатром, педагогом-психологом. На этом этапе решаются следующие задачи:

— выявление основного запроса и жалоб родителей с одновременным изучением истории проблемы и анамнеза жизни, болезни и развития, включая особенности

внутриутробного развития, характера родов и раннего постнатального развития, а также важен характер перенесенных заболеваний в раннем детстве, изучается речевой анамнез, этапы раннего развития речи;

— определение основной проблемы и адекватность восприятия родителями (законными представителями) сложившейся ситуации;

— выбор необходимого диагностического инструментария для обследования ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

II этап — непосредственно дифференциально-диагностическое комплексное обследование, что предполагает учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых членами ПМПК, являющихся специалистами соответствующих профилей и направлений: учитель — логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач — психиатр. В процессе диагностической деятельности реализуется комплексный подход благодаря современным технологиям совместного проведения обследования.

Такая мультидисциплинарная диагностика развития ребенка осуществляется

специалистами разных профилей в рамках профессиональных задач и компетенции. Под всесторонностью, многоаспектностью любого вида обследования (медицинского,

психологического, педагогического) имеется в виду широкий системный взгляд каждого специалиста, члена ПМПК на проблемы развития ребенка сквозь призму специфики исследования конкретного психического процесса.

Для создания комфортных психологических условий диагностики и предупреждения напряжения у малышей обследование проводится в виде игры, а также следует избегать переутомления ребенка. Необходимо учитывать доступность речевого материала. Все это учитывается разработанным комплексом диагностических методик.

III этап — заключительный, решает следующие задачи:

— оформление заключения и рекомендаций (каждым специалистом);

— коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка;

— окончательное оформление коллегиального заключения и рекомендаций по оказанию дальнейшей психолого-педагогической помощи;

— представление коллегиального заключения и рекомендаций родителям (законным представителям).

Читайте также  Развивающие игрушки оптовым ценам

Особые требования к технологии принятия решения по результатам обследования ребенка предъявляются при возникновении

противоречивых мнений специалистов, членов ПМПК, по поводу диагностики и рекомендаций. В таких случаях делаются компромиссные выводы в пользу ребенка. Чаще всего это связано с решением вопросов о диагностических периодах обучения, лечения, психологического и социально- правового сопровождения в условиях групп кратковременного пребывания на базе МБУ "ЦППМСП", динамического наблюдения специалистами ПМПК в процессе повторных обследований. В этих случаях ребенку всегда рекомендуют условия, предполагающие более широкую зону ближайшего развития в соответствии с одним из более легких и перспективных по своей оценке дифференцируемых диагнозов [3].

Таким образом, в МБУ "ЦППМСП Металлургического района", частью которого является территориальная ПМПК,

осуществляется большая работа по проведению комплексной психолого-педагогической и медико-социальной диагностики детей раннего возраста, что позволит успешно решить вопросы их своевременной коррекции, реабилитации, социализации и в целом будет способствовать сохранению здоровья детей с проблемами в развитии.

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии /Л.С. Выготский. -М.: Просвещение, 1995. — 527 с.

2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. — М.: ГНОМ и Д, 2001. — 448 с.

3. Рычкова Л.С. Методология полипрофессионального подхода к диагностике интеллектуальных нарушений в детском возрасте / Л.С. Рычкова // сб. тезисов Всероссийской научной конф., 9-10 сентября. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. — С. 91 — 94.

4. Семаго М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. -М.: Айрис-пресс, 2006. — 288 с.

THE DIAGNOSIS OF EARLY AGE CHILDREN IN PSYCHOLOGICAL, MEDICAL AND

N.I. KHAKIMOVA, MC, Chelyabinsk, Russia L.A. SHAPOVALOVA, MC, Chelyabinsk, Russia

The article presents information on increase in the number of young children (0 to 3 years old with disabilities), whose parents are turning to the Center PMPC. PMPC specialists designed unit diagnostic software for differential diagnostic procedures for each age period. we have offered a comprehensive diagnosis of the stages of child development level.

Keywords: children with disabilities, territorial psychological, medical and pedagogical commission, differential diagnostic procedures, stages of complex diagnostics, technology of decision.

Педагогическая диагностика в образовательном процессе

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Баринова А.Н. Педагогическая диагностика в образовательном процессе // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 26.10.2021).

Оценка результатов образования является необходимым условием реализации системы требований государственных образовательных стандартов. С введением Стандартов второго поколения в начальное общее образования происходит изменение подходов к анализу и оценке результативности образовательного процесса. Ориентиром для начальной школы становится формирование ключевых компетентностей младшего школьника. Ключевые компетенции рассматриваются как личностные новообразования, включающие в себя не только предметные знания и умения, но и способности к их практическому использованию в реальных жизненных ситуациях, в опоре на личностные качества и надпредметные умения.

В этих условиях оценка результатов обучения детей смещается с количественной фиксации степени усвоения предметных знаний в область динамики личностного развития ребенка и его ключевых компетентностей.

В условиях реализации ФГОС одной из актуальных для образовательных учреждений задач является разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения младшими школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Оценка достижения требований к освоению программ, заданных в образовательных стандартах, осуществляется на основе критериально-ориентированного подхода. Это означает, что для ребенка задана идеальная модель его достижений. Отслеживание продвижения каждого ребенка по пути освоения заданных результатов и составляет суть оценивания в компетентностном подходе к образованию. Принцип оценивания становится накопительным, в оценке фиксируется индивидуальный прогресс каждого ученика.

Для оценки достижения требований к результатам образования необходимо использовать уровневый подход к представлению результатов. Невозможно всех детей выучить на одном и том же уровне. В любом классе есть ученики с разными способностями и интересами. Важной задачей для учителя становится определение и оценка разных уровней образовательных достижений учащихся.

В ФГОС второго поколения предложена следующая уровневая оценка результатов: ниже базового, базовый, повышенный, высокий.

В современной парадигме развивающего образования реализуется диагностический подход к оценке достижений учеников.

Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:

  • определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
  • выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
  • определить уровень овладения учебной деятельностью;
  • оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.

Педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Педагогическая диагностика позволяет определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков (Приложение 1).

Три уровня усвоения содержания предметных знаний, умений и навыков ставят задачу:

  • проверки воспроизведения знаний,
  • применения знаний в знакомой ситуации,
  • применения знаний в незнакомой ситуации.

Пример диагностических заданий, выявляющих продуктивный уровень усвоения предметных знаний, умений и навыков (Приложение 2).

Педагогическая диагностика позволяет выявить характер трудностей ученика и установить их причины.

На выявление причин устойчивых ошибок учеников путём конкретизации характера возникающих затруднений направлено выполнение таких заданий:

Примеры из педагогической диагностики (Приложение 3).

Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью.

Диагностические работы позволяют определить, какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы.

Диагностические работы позволяют определить уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового) и самооценки (Приложение 4).

Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии обучающихся

Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности или о гибкости мышления учащихся.

Задания позволяют увидеть, способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в языковом развитии.

Примеры из педагогической диагностики по русскому языку 2-3 класс (Приложение 5).

Педагогическая диагностика строится по следующим этапам:

Стартовый этап диагностики

В 1 классе – определить учебные возможности ребенка, возможности в усвоении программных требований, готовность его к обучению в школе.

Организуется с использованием методических рекомендаций Л.Е. Журовой «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе».

Во 2-4 классах– сопоставить результаты конца прошлого года обучения с теми, которые получены в начале следующего учебного года, отражаемые педагогом в сводных технологических картах и выявить проблемы в знаниях учащихся и наметить шаги по их устранению.

2 этап – (конец каждой четверти)

Промежуточная диагностика

Цель: выявить динамику уровня овладения отдельными компонентами учебной деятельности по конкретной теме изучаемого курса, за отдельный промежуток времени, оказание ему целенаправленной помощи. И наметить пути повышения успешности обучения отдельных учащихся.

Форма проведения: самостоятельная работа, контрольный срез, устный опрос, тесты результаты которых фиксируются в технологических картах.

3 этап – (конец апреля – май)

Итоговая диагностика

Цель: выявить степень сформированности общеучебных умений и навыков на конец учебного года (с учетом специфики предмета), получить объективную информацию о состоянии и проблемах образовательного процесса в каждом классе; определить соответствие поставленных целей и полученных результатов в конце учебного года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: