Эмоциональное развитие детей в театрализованной деятельности

Мастер — класс «Развитие эмоционального интеллекта посредством театрализованной деятельности»

Сегодня вопрос эмоционального и социального благополучия стоит остро уже в дошкольном возрасте. Наблюдается упор на интеллектуальное и физическое развитие детей дошкольного возраста — родители хотят видеть своих детей умными, развитыми и успешными, это очень важно, но эмоциональный мир ребенка остается в стороне (проще запретить проявлять свои эмоции, чем научить правильно их выражать: «Перестань плакать!», «Прекрати злиться! и т. д. Очень важно научить детей уже дошкольного возраста обращать внимание на собственный эмоциональный мир, понимать свои чувства и эмоции, уметь их выражать без ущерба для себя и окружающих.

Дошкольное детство является сензитивным т. е., наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы, именно поэтому, формирование эмоционального интеллекта нужно начинать с детского сада.

Этапы развития эмоционального интеллекта:

Использование эмоций для повышения эффективности мышления;

Одним из важных средств развития эмоциональной сферы ребенка, является театрализованная деятельность.
Театрализованные занятия пользуются у детей большой любовью. Дошкольники с радостью включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, исполняют их просьбы, дают советы, превращаются в тот или иной образ. Дети смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с героями, извещают об опасности, плачут над поражениями любимого героя, всегда готовы прийти к нему на выручку. Из этого следует, что театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей отзывчивости, т. е. умения распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, способности ставить себя на его место в разных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

В своей работе я не ставлю главной целью развитие актерского мастерства для меня очень важно научить их сочувствовать и понимать чувства других детей.

Работая над развитием эмоционального интеллекта посредством театрализованной деятельности можно выделить ряд этапов.

На первом этапе происходит знакомство с основными базовыми эмоциями при чтении сказок, рассказов, потешек, стихов, а также при рассматривании с детьми сюжетных картинок. Например, картинка «Радость» (это может быть любое улыбающееся лицо), «Грусть», «Страх», «Злость».

Проводится беседа: Какое настроение у героя на этой картинке? Почему вы так думаете? В каких ситуациях у нас бывает радостное, грустное настроение? Когда испытываем злость, страх?

При рассматривании изображения отмечается форма губ, положение бровей, характерные для того или иного настроения ( «радость» — веселые глаза слегка прищурены, уголки губ приподняты вверх, выражение лица веселое; «грусть» — глаза смотрят вниз, брови сдвинуты к переносице, уголки рта опущены вниз, «страх» — брови высоко подняты, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт; «злость» — брови нахмурены, глаза смотрят из-под бровей, губы плотно сжаты.)

Используются сюжетные картинки, на которых изображены ситуации (например, девочка разбила чашку) каждый ребенок угадывает и объясняет, какое чувство переживает его герой и почему.

Вспоминают эпизоды из собственной жизни.

Ведется работа с незаконченными предложениями: «Чувство радости (злости, обиды, и. т. д.) это когда…», «Для мамы (папы, сестры, воспитателя) чувство радости (злости, обиды, и. т. д.) это когда…» с отрывками из литературных произведений характеризующие эмоциональное состояние, а дети угадывают его. Например: «Не послушался Иванушка сестру, выпил воды из копытца и превратился в козленочка…» (грусть, печаль);

«Выросла репка большая — пребольшая!» (удовольствие, радость); «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (злость, испуг); «Заговорила тут с Иваном-царевичем лягушка…» (удивление).

На этом этапе уточняется содержание произведения: дети перечисляют героев, персонажей, их действия.

Учатся определять характер героев (добрый, злой, хитрый, жадный и т. д. и пересказывать сюжет.

Прослушивают произведения в аудиозаписи в исполнении известных актеров. При прослушивании дети очень эмоционально реагируют, на их лицах можно наблюдать смену эмоций и появление разнообразных настроений

На втором этапе учатся изображать соответствующие эмоции мимикой и жестами. Для решения этих задач подбираются дидактические игры: «Азбука настроений», «Театр настроений», «Угадай эмоцию», «Тренируем эмоции ».

Изображают эмоции перед зеркалом. Выбирают «Самое радостное лицо», «Самое злое», «Самое пугливое», «Самое грустное». Учатся улыбаться как хитрая лиса; нахмуриться, как осенняя туча; испугаться, как заяц, увидевший волка, удивляться (приподнимают брови, широко открывают глаза)

Для передачи эмоциональных состояний используются театрализованные этюды: «Баба – яга» (злость), «Один дома» (страх), «Ласковый котёнок», «Побежали», «Старик-боровик», «Бумажные мячики», «Живая шляпа», «Море волнуется».

Дети, по желанию, изображают героев, передавая чувства определенными эмоциями .

«Ролевая гимнастика» помогает познавать чувства другого существа, развивает эмпатию. (Нужно пройти по кругу как: злой волк, малыш, медведь, лиса. Попрыгать, как: воробушек, стрекоза, кролик…)

На этом этапе дети стараются узнать настроение человека, не видя его лица, т.е. по движениям, голосу. Например: при страхе — руки прижаты к груди или закрывают лицо, при злости — размахивает руками, кисти сжаты в кулак.

С целью обучения дошкольников средствам выразительности применяются упражнения: «Произнеси слова с разной интонацией» (зло, радостно, задумчиво, с обидой, в страхе, со стыдом);

«Измени смысл, переставив ударение на другое слово:

«Дай мне игрушку», «Мама придет за мной», «Я сегодня постарался» и т. д.

Используется ролевое проигрывание ситуации. Детям предлагается найти нужную интонацию и успокоить плачущего ребенка, пожурить друга за драку, поблагодарить маму за подарок; поприветствовать друга, которого рад или не рад видеть, и т.д.

Интонация голоса педагога является образцом для подражания. Такие упражнения необходимы для обогащения, дифференциации знаний детей об эмоциях, способах их вербального и невербального выражения.

На третьем этапе распределяются роли и ставятся совместные спектакли по сказкам: «Теремок», «Репка», и др. В выборе персонажей учитывается желание, индивидуальные особенности детей, их характер и поведение,взаимодействие между собой, сотрудничество в паре (умение смотреть на партнера, слушать его, выполнять совместные и поочередные действия).

С целью раскрепощения малоактивных детей применяются игры без индивидуальных ролей или они небольшие, либо актер скрывается за ширмой. Это позволяет застенчивому ребенку ощутить себя в роли, избегая стрессовой ситуации.

Опыт показал, что театрализованная деятельность формирует личностные качества детей, помогает их разностороннему развитию. Всю гамму чувств и эмоций дошкольник проживает именно в театрализованной деятельности. Хорошо спланированная театрализованная деятельность способствует формированию и развитию эмоционального интеллекта.

Эмоциональное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных и значимых проблем, которая должна решаться совокупно всеми участниками образовательного процесса.

Эмоциональное развитие детей в театрализованной деятельности

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Статья раскрывает особенности эмоционального развития детей с ОВЗ, рекомендации по использованию различных видов театра в работе с детьми.

Статья:

О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы известно давно. Участие в инсценировках сказок, театрализованных играх для ребенка – всегда праздник. Не подлежит сомнению и то, что приобщение детей к театрализованной деятельности предполагает целенаправленное руководство со стороны педагога.

Особенностью дошкольного возраста является его повышенная эмоциональность. Отечественный психолог В. В. Зеньковский писал: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Жизнь детей наполнена разнообразными эмоциями и требует от ребенка их правильного понимания и собственного реагирования на них. Дети с ОВЗ часто находятся под влиянием переполняющих их чувств и не всегда способны управлять своими эмоциями. Они не всегда могут угадать смысл поведенческих реакций окружающих по внешним эмоциональным проявлениям и правильно реагировать на них.

У детей с ОВЗ часто наблюдаются немотивированные колебания настроения — капризность, плаксивость, смех без причины. Наблюдаются агрессивность, возбудимость, нарушения самооценки.

На успешное развитие эмоциональной устойчивости детей с ОВЗ влияет та деятельность, в которую он вовлечен на данном этапе развития. Иными словами, эмоции ребенка и его успешная социализация развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

Одной из наиболее эффективных форм в работе с детьми дошкольного возраста является театрализованная деятельность.

Практика собственной театрализованной деятельности способствует формированию у детей осознанного применения средств образной выразительности (интонации, мимики, позы, жестов, пантомимики), умения перевоплощаться, соединять речь и движения, вести диалог по ролям.

Театрализованная деятельность больше всего соответствует природе детства, поскольку наиболее близка основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, она также сочетает в себе множество способов творческого самовыражения.

Театрализованная деятельность имеет и психопрофилактический характер, так как позволяет детям эмоционально и физически разрядиться. Активно развивающаяся ролевая и театрализованная игра дает возможность формирования лидерских качеств у детей застенчивых, умения общаться со сверстниками, ребенок учится находить способы общения, со временем преодолевая чувство робости.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

В театрализованной деятельности дети передают внутренний мир своих персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей, идет развитие эмоций при проигрывании ролей, у детей повышается самооценка.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что приступать знакомить детей с эмоциями можно с четырех летнего возраста (в средней группе или во втором полугодии второй младшей группы). Дети в этом возрасте воспринимают необходимые понятия, их словарных запас дополняется словами, обозначающими эмоции, однако само слово «эмоции» не вводится, оно подменяется более доступным для детей данного возраста понятием «настроение». И, конечно же, они с большим удовольствием выполняют практические упражнения, играют.

Читайте также  Развивающий мультик детей 4 месяцев

Для того чтобы театрализованная деятельность являлась мощным средством развития эмоциональной устойчивости необходимы определенные условия.

— Педагог всячески обязан поощрять исполнительское творчество, развивать у детей способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации. В театрализованной игре каждый ее участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется и умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.

— Одним из основных условий вовлечения детей в театрализованную деятельность является эмоциональное отношение педагога ко всему происходящему. Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность.

— Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя или исполнителя воли педагога. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое- либо произведение, а затем выражает свои чувства на площадке.

На каждом возрастном этапе существуют свои задачи и специфические особенности организации театрализованной деятельности, которые способствуют развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Младший возраст

Задачи: — Познакомить с основными эмоциями: радость, грусть, страх — Развивать способность к обыгрыванию этюдов и эмоций — Учить подражать образу героев — Формировать умение работать в коллективе

С детьми используют игровые задания и игры-драматизации, в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте) .

• Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево) .

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику) .

• Игра-импровизация под музыку.

• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем, по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель.

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель.

• Ролевой диалог героев сказок .

• Инсценирование фрагментов сказок о животных.

• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры.

• настольного театра игрушек,

• настольного плоскостного театра,

• плоскостного театра на фланелеграфе,

Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.

Средний возраст

— Развивать способность к обыгрыванию любого сюжета художественного произведения. — Учить детей замечать эмоциональное состояние окружающих.

-Учить декодировать (расшифровывать) выразительное проявление различных эмоций (мимика, пантомимика).

-Учить анализировать свои эмоции, понимать, чем они вызваны.

-Передавать образ героя мимикой, жестами -Формировать умение работать в коллективе

В данном возрасте широко используются игры-драматизации:

• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк») ;

• игры-драматизации по текстам рассказов на темы месяца

• постановка спектакля по произведению.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения режиссерской игры.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:

• театр народной игрушки,

• театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и пр.

Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

Старший дошкольный возраст

1.Учить анализировать свои эмоции, понимать, чем они вызваны. 2. Воспроизводить мимически эмоции радости, удивления, спокойствия, грусти, гнева, страха. 3. Управлять своими эмоциями. 4. Накапливать позитивный эмоциональный опыт в процессе общения со взрослым и детьми.

5. Повышать самооценку и уверенность в своих возможностях.

6. Стимулировать активность и самостоятельность в процессе взаимодействия с окружающими.

8. Развивать чувство эмпатии.

В старшем дошкольном возрасте дети осваивают разные виды игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры.

Театрализованные игры сближают детей, развивают эмоциональную устойчивость, помогают преодолевать барьер в общении, учат выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. Дети становятся более открытыми, эмоциональными, им интересно узнавать и пробовать всё новое.

Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье дано общее представление об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения и в семье, определена практическая роль театрализованной деятельности в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, театрализованная игра, эмоциональное развитие, эмоции, дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Дошкольный возраст – один из ярких периодов в жизни каждого человека. Именно в это время происходит процесс социализации, устанавливается связь ребенка с внешним миром людей, предметным миром и миром природы. Особую значимость приобретает процесс чувственного воспитания, в котором немаловажную роль играют эмоции. Эмоции позволяют детям не только выражать свои чувства, но и способствуют установлению межличностных отношений. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста, по мнению современных педагогов и психологов, должна стать предметом пристального внимания со стороны взрослых. Невнимание к развитию эмоциональной сферы дошкольников наряду с происходящими в обществе политическими, социально-экономическими изменениями приведет к росту количества детей с психоэмоциональными нарушениями. Сегодня у дошкольников наблюдается недостаточный уровень эмоциональной отзывчивости, не сформированы умения распознавать и описывать свои эмоции, выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом [2]. Наблюдаются признаки тревожности, агрессии, гиперактивности, застенчивости, замкнутости, равнодушия, снижение интеллекта, неспособность сопереживать и понимать чувства других, адекватно проявлять свои чувства, сложности взаимоотношений как с детьми, так и с взрослыми [2; 3, с. 51]. Такие тенденции осложняют социализацию ребенка, вхождение его в мир культуры межличностных отношений, а значит и нарушают процесс становления как взрослого.

Формирование эмоциональной сферы в дошкольном возрасте является одним из направлений гармоничного развития детей и ведущей задачей воспитания. Развитие эмоциональной сферы дошкольника напрямую зависит от целенаправленного педагогического воздействия со стороны родителей и педагогов, так как дошкольники в силу возрастных особенностей не в состоянии самостоятельно управлять своими эмоциями. При этом это педагогическое воздействие должно быть двусторонним. Взрослые должны быть эмоционально открыты и расположены к ребенку, а ребенок должен научиться делиться своими переживаниями и эмоциями. Должен происходить обмен эмоциями [1]. Для решения этой задачи используются разнообразные средства и методы организации процесса обучения и воспитания детей. Эффективным средством социализации, осмысления нравственных норм, развития чувства партнерства и освоения способов коллективного взаимодействия выступает театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает детей к духовным ценностям. Включение детей в театрализованную деятельность позволяет им через познание игрового или художественного образа учиться сопереживать, сочувствовать, соотносить свой эмоциональный опыт с эмоциональным содержанием персонажа, распознавать эмоции окружающих по движениям, интонации, строить на этой основе межличностные отношения. Дети становятся социально уверенными, позитивно и спокойно относятся к событиям и окружающим людям.

Эффективность театрализованной деятельности в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста подтверждается и в ходе научных исследований. Автором проведено экспериментальное исследование в группе детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте приняли участие 10 человек, 5 мальчиков и 5 девочек, в возрасте 5 – 6 лет. С детьми и воспитателями не проводилось никакой специальной работы по проблеме исследования. Группа испытуемых были подобрана таким образом, что общий уровень психического, интеллектуального и физического развития детей практически не отличался.

В процессе исследования в целях выявления начального уровня эмоционального развития детей были применены две проективные методики. Методика «Рисунок семьи», позволяющая отразить переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, выявить особенности «Я-образа» ребенка [4]. Для исследования личностных качеств ребенка: самооценки, уровня притязаний, тревожности, агрессивности, инфантилизма, замкнутости и др., а также выявления психологических проблем была использована методика «Несуществующее животное» [5].

Первичная диагностика эмоциональной сферы дошкольников показала, что эмоциональная сфера старших дошкольников развита недостаточно, наблюдается высокий уровень тревожности, депрессивности, чувство отверженности и неполноценности, озабоченность, беспокойство, страх, агрессия и эмоциональное истощение. Дети часто не ощущают себя частью семьи. Положительные эмоции остаются вторичными.

Далее для детей была проведена серия театрализованных занятий по мотивам народных и литературных сказок, общая цель которых – эмоциональное развитие через приобщение к самостоятельной театрализованной деятельности: театрализованное занятие «Мы – актеры», творческая театрализованная игра по сказке С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», театрализованная игра «Теремок», театрализованная игра «Три поросенка», театрализованная игра «Три поросенка», открытое театрализованное представление «Лиса и заяц». Театрализованные занятия нашли эмоциональный отклик у детей, дети обсуждали мероприятия после их завершения и рассказывали о них родителям. Представленные театрализованные игры были разнообразными по содержанию и по форме подачи, поэтому каждый раз вызывали у детей удивление.

Читайте также  Развивающие игрушки в астане

Для выявления эффективности театрализованной деятельности в эмоциональном развитии старших дошкольников была проведена повторная диагностика по методикам «Рисунок семьи», «Несуществующее животное». Повторная диагностика развития эмоциональной сферы старших дошкольников по методикам показала, что уровень эмоционального неблагополучия детей значительно снизился, признаки тревожности, эмоционального истощения, враждебности, неполноценности и конфликтности в значительной степени были уменьшены, сохранились некоторая агрессия, страх, неуверенность в себе, с детьми требуется дальнейшая психологическая работа. Признак благоприятность семейной ситуации, отражающий эмоциональное состояние детей, был значительно увеличен.

Для диагностики эмоционального развития детей также было организовано наблюдение за свободной предметно-игровой деятельностью. Игровая деятельность детей оценивалась по критериям, определенным Г. Крайгом [6]. Наблюдение выявило, что дети в целом эмоционально положительно реагируют на сверстников и на взрослого. Негативные эмоции не наблюдаются совсем. Дети с субъектным типом взаимодействия эмоционально заряжаются от играющих рядом с ними детьми, действуют в едином порыве, проявляют эмоции в движениях и вербально. Эти дети ведут совместную и ассоциативную игру. Дети с объектным типом взаимодействия проявляют менее скудные эмоции, не реагируют на ситуативную эмоциональность других детей, но также позитивно настроены и получают удовольствие от игры. Эти дети ведут параллельную игру и игру в одиночку. Положительную динамику развития эмоциональной реакции имеют 5 человек, 4 ребенка остаются на среднем уровне, низкий уровень развития эмоциональной реакции у 1 ребенка.

Таким образом, эффективность театрализованной игры как средства эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе экспериментального исследования была подтверждена. Организованные совместно с детьми занятия по театрализованной деятельности значительно снизили показатели негативного формирования эмоциональной сферы дошкольников, выявленные при первичной диагностике. Тревожность, агрессия, чувства неполноценности, неуверенности, замкнутости, стеснительности не были устранены в полной мере, но были уменьшены. Дети стали более мягко относиться к себе и к своим сверстникам, а также к окружающим взрослым. Они научились ярко, выразительно и интонационно верно выстраивать свою речь, выражать свои эмоции в творчестве, в движениях, мимике. Эмоциональная сфера дошкольников обогатилась положительными эмоциями.

1. Андреенко, Т.А., Алекинова, О.В. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Андреенко Татьяна Александровна, Алекинова Ольга Владимировна // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый. – 2013. – С. 27 – 29.

2. Батюта, М.Б., Семенова, Е.А. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Батюта Марина Борисовна, Семенова Екатерина Алексеевна // 2016. – № 8. –

3. Лаптева, Ю.А., Морозова, И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Лаптева Ю.А., Морозова И.С. // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 51 – 55. –

4. Методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса, С. Кауфмана [Электронный ресурс]. –

5. Методика «Несуществующее животное» [Электронный ресурс].

6. Ржевцева, И.Н. Мониторинг в детском саду [Текст]: методическое пособие / И.Н. Ржевцева. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 592 с.

" Эмоциональное развитие сферы ребенка через театрализованную деятельность".

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому система работы с дошкольниками в основном строится на играх, игровых упражнениях, которые повышают умственную активность, совершенствуют речь, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Однако, работая с детьми, я пришла к выводу, что необходимо строить занятия таким образом, чтобы дети жили в них естественной, радостной жизнью. Для этого я обратилась к театральной деятельности, одному из самых эффективных методов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип развития: развивай играя.

Рассмотреть театральную деятельность с позиции универсального средства в развитии творческих способностей дошкольников

— систематизировать имеющиеся в педагогической науке знания о театральной деятельности в дошкольном детстве;

— разработать тематическое планирование театрально-игровой деятельности у младших дошкольников;

— формировать первоначальные представления о средствах актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве;

— последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр);

— поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам;

— гармонично развивать природные способности детей средствами театральной деятельности;

— активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес;

— совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;

— пробуждать интерес к театральному искусству;

— обобщить опыт работы «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театральной деятельности»

Актуальность :

В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной игры. Достаточно сослаться на исследования Л. В. Артемовой, А.Н. Брызгаловой. Глубокий анализ театрально-игровой деятельности осуществлен как с точки зрения «преодоление коммуникативной дезадаптации у дошкольников», так и с позиции «развитие мотивации к развитию творчества». Значительные исследования посвящены театрализованной игре «в развитие интеллекта дошкольника», в «своем творчестве ребенок открывает новое для себя». Несмотря на столь многочисленную литературу, посвященную театральной деятельности остается открытым и очень актуальным вопрос использование театра в развитии творческих способностей дошкольников.

Перспективный план работы по самообразованию

на 2017-2018 учебный год

Содержание работы

Практический выход

— чтение методической, педагогической и предметной литературы;

— обзор в интернете информации по образовательным областям;

-обмен опытом с коллегами;

— изучение и внедрение новых технологий;

— общение с коллегами в детских садах, районе, городе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями;

— работа с родителями;

— информация для родителей о театральной деятельности в детском саду;

-совместная работа со специалистами (музыкальным руководителем; по ИЗО; психологом)

Совместные показы ООД; праздников; выставки рисунков и т.д.

Подбор и приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картинок.

Беседы, просмотр картинок и видео — роликов.

Знакомство с театральными профессиями. Знакомство с устройством театра изнутри.

Инсценировка сказки «Теремок» на новый лад.

Консультация для родителей по теме «Театр — наш друг и помощник»

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Показ сказки «Теремок» детям младших и средних групп.

Работа над темами:

Подготовка к осеннему утреннику совместно с родителями инсценировка музыкальной сказки «Репка».

Освоение навыков владения варежковым и пальчиковым театрами.

раскрепощение через игровую деятельность;

Развитие силы голоса;

работа над активизацией мышц губ.

Показ музыкальной сказки «Репка».

Работа над темами:

-плоскостной пальчиковый шагающий театр;

-сила голоса и речевое дыхание;

-конусный настольный театр;

Подготовка к празднику «Осенины» (совместно с родителями и музыкальным руководителем).

-показ сказки «Случай в лесу» на районный конкурс;

-показ сказки на РМО;

-мастер-класс по данной теме на

Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром (инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

Освоение навыков владения конусным настольным театром (инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»).

Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения ; развитие сценической раскрепощённости ; силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ; развитие воображения.

Обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

Проведение праздника «Осенины»

Работа над темами:

-слух и чувство ритма.

Изготовление театра из ложек.

Подготовка к новогоднему празднику.

Освоение навыков владения теневым театром (инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди»).

Освоение навыков владения театром би-ба-бо (инсценировка сказки «Волк и лиса»).

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.

Развитие слуха и чувства ритма у детей.

Работа над темами:

Игра — викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»;

сочиняем сказку сами;

Развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе.

Повторение с детьми основных ПДД

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Развитие умения передавать через движения тела характер животных.

Работа над темами:

-чувства и эмоции.

Подготовка и проведение праздника «Новый год у ворот».

Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

Дать детям возможность ощутить себя «творцами» кукол.

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развитие умений передавать чувства и эмоции.

Сочиняем сказку сами;

Работа над темами:

-театр на фланели;

-культура и техника речи.

Освоение навыков владения театром масок (инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Волк и Семеро козлят».

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением.

Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция); развитие воображения; расширение словарного запаса.

Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка» (анкетирование, памятки).

разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие эмоциональной, связно — речевой сферы у детей через театральную деятельность

Оформление проекта по театрализованной деятельности.

Анализ работы по самообразованию за текущий год

Показ спектакля родителям на родительском собрании.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи

Читайте также  Развитие речи ребенка 7 месяцев

детей, эмоциональной направленности; раскрытие творческих способностей детей.

Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр

Во время дошкольного возраста происходит становление личности ребенка, интенсивно формируются эмоционально-нравственные основы ее культуры. При переходе от раннего к дошкольному возрасту содержание эмоций изменяется, а также их роль и место в структуре деятельности. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств являются первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума» (А.В. Запорожец).

В.В. Зеньковский говорит об эмоции как о специфичном, исключительном знаке и символе субкультуры ребенка, а детство называл «золотым веком для эмоционального в нас».

Другими словами, дошкольный возраст является сензитивным периодом для эмоционального развития детей.

В программе «Истоки», в разделе «Социально-личностное развитие» также определены задачи эмоционального развития дошкольников.

Четвертый год жизни:

  • раскрывать мир чувств и переживаний людей (сверстников и взрослых);
  • развивать стремление видеть и понимать, когда человек радуется, сердится, волнуется, грустит;
  • обсуждать разное настроение сверстников или близких; побуждать проявлять содействие и отзывчивость к переживаниям сверстника, помогать реагировать на эти состояния адекватным образом: с доброжелательностью и сочувствием, в отдельных случаях сдерживать себя.

Пятый год жизни:

  • побуждать распознавать связь между эмоциональным состоянием человека и причиной, которая его вызвала;
  • помогать рассказывать о своих чувствах, подводить к необходимости принять правильное решение.

Шестой год жизни:

  • обогащать представления о людях, их эмоциональных состояниях, личностных и деловых качествах;
  • создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом в различных видах детской деятельности.

Седьмой год жизни:

  • помогать распознавать переживания близких взрослых и сверстников (восторг, радость, грусть, печаль, страх, гнев, спокойствие, злость), понимать причину изменения настроения, находить связь между поведением взрослых или детей и их эмоциональным состоянием;
  • воспитывать умение прислушиваться к себе: эмоциональным состояниям («Я рад», «Мне весело»), собственным переживаниям.

С точки зрения Н.С. Ежковой эмоциональное развитие дошкольников рассматривается как педагогически обусловленный процесс, который неразрывно связан с личностным развитием детей, их творческой самореализацией, процессом социализации, усвоением культурных запретов и предписаний как условием и основным результатом произвольного управления эмоциями, введением в мир культуры межличностных отношений, экспрессивного самовыражения.

В детстве происходит формирование высших человеческих чувств путем усвоения социальных ценностей, социальных требований, идеалов и норм. Для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно указаний и объяснений воспитателя. Эти объяснения должны подкрепляться собственным практическим опытом ребенка, в его деятельности. Причем важную роль здесь играет включение дошкольника в содержательную, а также совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Отсюда можно сделать вывод, что эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от структуры и содержания этой деятельности.

На основе анализа закономерности изменений эмоциональной сферы в дошкольном возрасте, представленной в работах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Е.И. Изотовой, В.С. Мухиной и других, были выделены направления педагогической работы по эмоциональному развитию детей, которые выступают содержательными элементами обогащения эмоциональной сферы дошкольников. К ним относится: развитие опыта эмоционального реагирования; обогащение представлений об эмоциях; развитие эмоциональной экспрессии; освоение словесных обозначений эмоций, активизация словаря эмоциональной лексики.

Н.С. Ежкова выделяет несколько форм эмоционального реагирования: эмоциональная дифференциация, идентификация и обособление.

Эмоциональная дифференциация – отражение эмоциональных впечатлений детьми, включающее различение эмоций по модальности, интенсивности, продолжительности проявлений, личностной значимости в целом. В дошкольном возрасте дифференцировка эмоциональных проявлений становится более тонкой, часто носит предвосхищающий характер. Ребенок хорошо различает эмоциональную окраску речи, движений – мимических, пантомимических и другое.

Эмоциональная идентификация – переживание индивидом своей тождественности другому человеку, вследствие чего индивид присваивает характеристики объекта идентификации. При идентификации исчезают, временно отодвигаются черты собственной личности и субъект чувствует, ощущает себя другим.

Эмоциональное обособление как форма эмоционального реагирования характеризуется проявлением самобытного, индивидуального неповторимого «почерка» экспрессии, отношения к различным сторонам окружающего мира. Данный механизм обеспечивает функционирование эмоциональной сферы на уровне индивидуально неповторимой личностной структуры, обособляя себя от других

Развитие эмоциональной экспрессии или моторных механизмов эмоциональных проявлений осуществляется на основании связи между эмоциями и движениями, выделенную психологами и психофизиологами. Так, А. Валлон отмечал роль движений в качестве экспрессивного средства выражения ребенком собственных переживаний.

В соответствии с теорией выразительных эмоций (В.А. Лабунская, С.Л. Рубинштейн, И.А. Сикорский и др.), каждой эмоции характерно свое моторное оформление, на котором отражается любой ее нюанс, получая специфическое внешнее индивидуально-личностное выражение. К моторным компонентам относят мимику, пантомимику, жесты, речевую интонацию. Экспрессивная сторона не просто атрибут эмоций, а форма существования, способ их проявления.

Н.С. Ежкова в процессе эмоционального развития предлагает использовать театральную педагогику К.С. Станиславского, а именно его метод опосредованного включения и отражения эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Ею разработан комплекс эмоционально-экспрессивных игр, многие из которых представляют собой театрализованную игру.

Обогащение представлений об эмоциях включает в себя направления:

  • осознание детьми факта возникновения эмоций;
  • понимание эмоциональной жизни других людей, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственных связей);
  • осмысление внешних признаков выражения отрицательных, положительных эмоций, а также границ их адекватного проявления;

Освоение словесных обозначений эмоций включает в себя:

  • освоение понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, разнообразные переживания, оттенки настроений, их соотнесенности с определенным эмоциональным состоянием человека или сказочного персонажа;
  • постижение смысловой стороны речи, которое дает ребенку возможность объяснить причину той или иной эмоции, настроения, способа поведения, раскрыть смысл обобщенных эмоциональных характеристик;
  • активизация речевого поведения, позволяющего разрешать конфликтные ситуации, делать комплименты, воздействовать с целью изменения негативного состояния.

А. В. Запорожец отмечал, что существенный вклад в развитие эмоциональной сферы детей вносят такие виды деятельности, как знакомство с художественными произведениями и игра. Восприятие художественного произведения ребенком является особой формой осмысленной деятельности, которая требует со стороны воспитателя организации последующей работы. Также у ребенка в результате этого формируются новые представления и новое эмоциональное отношение к окружающему. Восприятие ребенком художественного произведения может глубже разворачиваться и углубляться под руководством педагога в играх драматизациях, в особых сюжетно-ролевых играх, созданных по сюжету произведения.

Различные приемы игр-драматизаций, в которых происходит как бы сближение детей с персонажами произведения, позволяют не только выявить эмоциональный отклик каждого ребенка, но и создать условия для формирования у него эмоциональной отзывчивости, как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дошкольники получают возможность «дочувствовать» в процессе такой игры все то, что было ими пережито во время чтения художественного произведения.

Театрализованная игра является источником глубоких переживаний и открытий, развития чувств ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Она развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляя его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые им события. Психолог и педагог, академик Б.М. Теплов отмечал, что в процессе сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, которые имеют еще большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

Театрализованная игра — важное средство развития у детей, эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по внешним его проявлениям, т. е. по интонации, жестам, мимике, умение ставить себя на его место в разных ситуациях и находить способы содействия.

В.М. Теплов утверждал, что для того чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

М.В. Ермолаевой разработаны психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности:

  1. В театрализованной деятельности при тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка; через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм.
  2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
  3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается умение использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, влияющих на развитие творческого воображения.
  4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать воспитательные и образовательные задачи, выступать как средство развития чувств, психических процессов ребенка, нравственных понятий, познания окружающего мира.
  5. При организации театрализованной деятельности необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, так воспитывать смелость и уверенность у нерешительных, а у импульсивных — умение считаться с мнением коллектива.
  6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный подбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Таким образом, эмоциональная сфера ребенка имеет огромное значение для формирования его личности. Эмоциональное развитие происходит в процессе различных видов деятельности детей, одной из которых может выступать театрализованная игра. Она в полной мере соответствует условиям, необходимым для развития эмоциональной сферы ребенка. Она позволяет учитывать все направления педагогической работы по эмоциональному развитию детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: