Эмоционально волевое развитие в дошкольном возрасте

23. Развитие эмоционально – волевой сферы в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые отношения человека к предметам и явлениям. Эмоции и чувства — специфическая форма отражения действительности. В чувствах отражается значимость предметов и явлений для человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Существенными компонентами волевого действия выступают возникновение побуждения, осознание и борьба мотивов, принятие решения и исполнение. Волевое действие характеризуется целеустремленностью, как сознательной направленностью человека на определенный результат. Первый этап волевого действия связан с инициативностью, выражающейся в постановке собственных целей, самостоятельностью, проявляющейся в умении противостоять воздействию других. Решительность характеризует этап борьбы мотивов и принятие решения. Преодоление препятствий в достижении целей на этапе исполнения отражается в сознательном волевом усилии, предполагающем мобилизацию своих сил. Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «волевое» (А.Н Леонтьев). В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца (А.В.Запорожец). У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Л.С.Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком.

Удержание и достижение цели зависит от ряда условий.

Во-первых, от трудности задачи и длительности ее выполнения. Во-вторых, от успехов и неудач в деятельности. В-третьих, от отношения взрослого В-четвертых, от умения заранее представить себе будущее отношение к результату своей деятельности. В-пятых, от мотивации цели, от соотношения мотивов и цели.

Осознанность и опосредованность — это главные характеристики произвольности. Другая характеристика произвольного действияосознанность, или сознательность. О сформированности произвольных действий можно судить, прежде всего, по активности и инициативности самого ребенка. То есть показателем произвольности выступает относительная независимость дошкольника от взрослого в постановке цели, планировании и организации своих действий.

В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. К ним относятся развитие потребности проверять и корректировать свою работу и освоение способов самопроверки. В 5-7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Особенности развития воли в дошкольном возрасте:

— у детей формируются целеполаганне, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;

— развивается способность к волевому усилию;

— складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения с взрослыми.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка на разных этапах дошкольного детства

Эмоционально-волевая сфера – это свойство, которое характеризует содержание, динамику и качество чувств и эмоций человека.

Эмоция – это психическое отражение явлений или ситуаций, в форме переживания, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта.

К содержательным аспектам эмоций относится отражение ситуаций и явлений, которые имеют особую значимость для данного субъекта. Важным является то, что эти явления и ситуации неразрывно связаны с личностью, имеют определенное отношение к ее нравственному потенциалу, мировоззрению, направленности мотивационной сферы и сознательному волевому управлению.

По своей сути, эмоции представляют временное и непосредственное переживание определенного чувства. По своей природе, эмоции делятся на астенические и стенические:

  • Стенические эмоции – это эмоции, которые оказывают стимулирующее воздействие, повышают напряжение и энергию сил человека, побуждают его к определенным высказываниям и поступкам
  • Астенические эмоции – это эмоции, при которых ребенок испытывает своеобразную пассивность и скованность.

Воля – это сознательная саморегуляция поведения, которая проявляется в виде преднамеренной мобилизации активности поведения, направленной на достижение определенных целей, осознаваемых человеком как возможность и необходимость.

К содержательным аспектам волевой сферы относятся способности человека, которые проявляются в регуляции и самодетерминации им собственной деятельности и разнообразных процессов психики.

Основными функциями психики являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Определение и выбор целей и мотивов.
  2. Регуляция побуждения к совершению определенных действий, в случае избыточности или недостаточности их мотивации.
  3. Организация психических процессов в систему адекватно выполняемой деятельности.
  4. Мобилизация психических и физических возможностей в ситуации, когда необходимо «преодолеть себя», чтобы достичь поставленных целей.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы ребенка в разные периоды дошкольного детства

Дошкольный возраст является периодом фактического и первоначального склада личности. Это обусловлено тем, что именно в этот возрастной период осуществляется становление личностных образований и механизмов, которые в последующем определяют личностное развитие ребенка.

Одним из важнейших аспектов развития личности ребенка дошкольного возраста является развитие эмоционально-волевой сферы, оказывающей значительное влияние на общее развитие личности. Кроме того, значимость развития эмоционально-волевой сферы заключается в том, что она является основой для последующего обучения в школе.

Развитие эмоционально-волевой сферы в период дошкольного детства имеет ряд особенностей, связанных с возрастными особенностями детей.

Принято выделять три этапа развития эмоционально-волевой сферы:

  1. Возраст 3-4 лет – происходит постепенное укрепление эмоционально-волевой сферы.
  2. Возраст 4-5 лет – формирование и последующее развитие нравственной саморегуляции ребенка.
  3. Возраст 6-7 лет – происходит формирование деловых личностных качеств ребенка.

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста является достаточно сложным процессом, происходящим под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов. К внутренним факторам относятся – особенности психического и физического развития, а также наследственность. К внешним факторам относят – окружающая ребенка социальная среда.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы во многом зависят от возраста ребенка. Ее развитие начинается с самого раннего детства и длится до подросткового периода. Каждый этап характеризуется определенным уровнем нервно-психического реагирования ребенка на воздействие социальной среды. В связи с чем, на каждом этапе дошкольного возраста проявляются поведенческие, эмоциональные и характерологические особенности. Данные особенности являются нормой для каждого возрастного периода.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы, в зависимости от возрастного периода дошкольного детства:

  1. Возраст от рождения и до 3-х лет (раннее детство) – характеризуется доминированием соматовегетативным типом реагирования. В случае возникновения у ребенка недомогания или дискомфорта, он реагирует посредством повышения общей эмоциональной возбудимости. Такое состояние может сопровождаться различными расстройствами (сна, аппетита и т.д.).
  2. Возраст от 3-х до 7-ми лет – доминирует психомоторный тип реагирования. Для ребенка этого возрастного периода характерна повышенная эмоциональная возбудимость, проявления оппозиционности или негативизма. Кроме того, в этом возрасте отмечается наличие разнообразных страхов. Поведенческие и эмоциональные реакции в основном представляют собой следствие различных факторов, в первую очередь психологических.

Основная особенность развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста связана с тем, что в этот период осуществляется интенсивное физическое развитие, проходят возрастные кризисы (3-4 года, 7 лет).

Читайте также  Центр творческого развития детей мозаика талантов

Первый возрастной период (3-4 года) характеризуется тем, что у ребенка преобладают реакции упрямства, протеста и оппозиции. Такое эмоциональное поведения является одним из вариантов негативизма, протекающего на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, плаксивости и обидчивости.

Возраст 7-ми лет характеризуется достаточно глубоким осознанием собственных эмоций и переживаний. Такое осознание положительно влияет на формирование у ребенка необходимого социального опыта, а также формированию основных личностных качеств.

Таким образом, возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-волевой сферы — вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития ребенка дошкольного возраста.

Развитие волевых качеств у детей, школьников и взрослых

Развитие эмоционально-волевой сферы – один из центральных вопросов психологической науки. Часто именно воля определяет человеческое поведение. Она является качеством, необходимым каждому взрослому на пути саморазвития.

Эмоционально-волевое развитие обеспечивает решение стоящих перед человеком задач в течение жизненного пути. Она, как воздух, необходима для достижения целей. Воля и управление своими действиями отличают человека от других обитателей планеты – братьев наших меньших.

Но хорошо развитыми волевыми качествами обладают не все взрослые. Как развивается сила воли? Верно ли утверждение о том, что волевые усилия могут проявится даже в ребенке? Что происходит с волей в подростковом возрасте? Читайте об этом в нашей статье!

эмоционально-волевое развитие фото

Эмоционально-волевое развитие у детей

Отечественный ученый С. Л. Рубинштейн, изучавший волевое и личностное развитие в онтогенезе, считал уже первые осмысленные действия у ребенка примитивным проявлением воли. Другие исследователи убеждены, что воля проявляется исключительно в подростковом возрасте, а ребенок 2-5 лет совершенно не обладает этим качеством. Рубинштейн подчеркивал, что ошибочными являются два крайних утверждения. Развитие воли начинается в раннем детстве и проходит длительный путь формирования. Ребенка нельзя рассматривать как исключительно инстинктивное существо.

Ученые, исследующие эмоционально-волевое развитие, большое внимание уделяют процессу освоения произвольных движений у маленьких детей. Русский ученый И. М. Сеченов полагал: движения, которые ребенок осуществляет по своему желанию, развиваются долго. Они не заложены с рождения. Ученый считал, что беспорядочные движения младенца постепенно становятся заученными, однако не являются произвольными. Лишь когда в мозгу ребенка начинают формироваться ассоциации, он выполняет движения произвольно. Вильгельм Вундт, основатель первой экспериментальной психологической лаборатории, придерживался другого мнения. Он утверждал, что изначально проявляются произвольные движения.

Эмоционально-волевое развитие имеет своим источником раннее детство. Ребенок выполняет произвольные действия, так как видит: его поведение влечет за собой определенный результат.

Маленький Петя (возраст 1 год) 84 раза повторяет одно и то же действие – поднимает, а затем опускает крышку кофейника. Падение крышки сопровождается громким звуком. Петя вздрагивает, но затем продолжает поднимать крышку. Он как бы желает удостовериться, что звук связан с его поведением.

Вадим (1 год) делает удары чайной ложкой по стеклянному стакану. Каждый раз ребенок внимательно прислушивается к звону стекла, который раздается после каждого удара. Однажды он стучит ложкой, но так и не слышит звука. Ребенок удивляется, и ударяет ложкой еще раз – раздается глухой звук (теперь Вадим прикрывает стакан рукой). Реакция удивления показывает: малыш стучал ложкой специально, чтобы извлечь звон.

развитие волевых качеств фото

Речь и развитие волевых качеств ребенка

Дети до 2 лет неспособны воспроизводить знакомое действие без нужных предметов. Например, они не могут показать, как есть ложкой, если не держат ложку в руке. Поэтому важным шагом для развития воли является формирование умения представлять предметы, которых нет под рукой. К трем годам произвольное действие без нужного предмета уже способны совершить 94% детей.

Эмоционально-волевое развитие в детском возрасте очень сильно зависят от влияния речи. Ее регулирующая функция обнаруживается в 2-3-летнем возрасте. Для детей особенно важными являются слова взрослых «надо» и «нельзя». Слово «надо» требует от малыша действия даже против его намерений. «Нельзя» сигнализирует о запрете. Но побуждение к действию или его сдерживание в этом возрасте пока что больше регулируется реальными стимулами, нежели речью.

С.Л. Рубинштейн был глубоко убежден, что маленьких детей нельзя расценивать как дикарей, которые не способны к самообладанию, и руководствуются только инстинктами. Дети умеют контролировать себя уже в 3 года. Развитие волевой сферы проявляется в возрасте 3-4 лет – малыши понимают, что не всегда есть возможность делать то, что хотят. Намного труднее им подчиняться приказам не делать что-либо, чем делать что-то другое. Родителям лучше выражать свои желания в утвердительной форме.

Отечественный исследователь Е.П. Ильин, также изучавший эмоционально-волевое развитие, придерживался несколько иного мнения насчет развития настойчивости. Ученый считал, что истинная настойчивость может проявляться только в раннем школьном возрасте, когда дети начинают заниматься внеклассными занятиями – музыкой, спортом.

развитие эмоционально-волевой сферы изображение

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника

У дошкольников главным фактором, который стимулирует волевое поведение, является игра. Для этого возраста она представляет собой ведущую деятельность. Исследователи, изучающие эмоционально-волевое развитие, получили следующие данные. Если попросить ребенка прыгнуть до черты на полу, то длина его прыжка окажется меньше, чем когда он изображает прыгающего зайку.

Дошкольник может по просьбе взрослого стоять по стойке «смирно» около 18 секунд. Но если ребенок, играя, изображает часового, то его неподвижность продлится гораздо дольше – до 1,5 минут. С возрастом разница между волевым действием в игровой и не игровой ситуациях становится меньше.

В возрасте 4 лет у детей уже достаточно развит самоконтроль. К 4-5 лет годам дети начинают слушаться взрослых, так как иначе ощущают вину. К концу дошкольного этапа развития ребенок способен доводить начатое дело до конца: он выполняет задание, проявляя упорство, инициативность, самостоятельность. У ребенка дошкольного возраста слова «надо» и «нельзя» становятся внутренними регуляторами волевого действия, которые он произносит мысленно.

Но дошкольники могут проявлять и негативную сторону развивающейся воли – своеволие. Ребенок может капризничать, упрямиться. Это бывает связано либо с безнадзорностью, когда дошкольник делает все, что захочет, либо со слишком высокими требованиями. В последнем случае своеволие проявляется как защитный механизм.

развитие воли у ребенка картинка

Развитие волевых качеств в младшей школе

Эмоционально-волевое развитие переходит на новый этап с началом школьного обучения. К ребенку начинают предъявляться требования, под влиянием которых усиленно тренируются память, внимание, воля. Воля у младшего школьника развивается под влиянием необходимости выполнять домашнюю работу. Он должен вспоминать пройденный материал, намеренно запоминать новый, проявлять настойчивость в решении задач.

В первом и втором классе дети проявляют волю, главным образом, по указке учителя или взрослого. Они прилагают волевые усилия без давления со стороны только к третьему классу. Если детям нужно воздержаться от определенного действия – например, не смотреть на страшные картинки – они способны сами создать для себя условия и исключить эту возможность.

Например, они переключатся на другую деятельность. Школьники с низким уровнем эмоционально-волевого развития успешно осваивают те предметы, которые интересны для них. По урокам, которые не вызывают интереса, они получают отметки ниже. Так как дети нередко проявляют волевые усилия только ради одобрения взрослых или преподавателя, воля в этом возрасте еще не подкреплена моральными принципами.

волевое и личностное развитие картинка

Развитие эмоционально-волевой сферы у подростков

Волевые качества подвергаются основательной перестройке в подростковом возрасте. Подростки склонны проявлять самостоятельность, саморегуляцию. При этом их развитие волевой сферы сопровождается противоречиями. Подросток, стремящийся к независимости, критически воспринимает указания взрослых. Он становится менее дисциплинированным, проявляет упрямство, настойчив только там, где у него имеется интерес.

Происходящий процесс полового созревания значительно влияет на нервные процессы, что также отрицательно сказывается на воле подростка. В его нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому подростки обладают слабой выдержкой, плохо применяют санкции, основанные на моральных соображениях. С другой стороны, возрастает смелость. Подростки способны совершать даже героические поступки, что неоднократно происходило во времена Второй Мировой войны. Установлено также, что дети 12-15 лет склонны переоценивать свой уровень воли и энергичности.

Читайте также  Развитие ребенка концу 3 месяца

Эмоционально-волевое развитие в юности

После того, как трудный подростковый возраст подходит к завершению, сила воли все больше становится главным двигателем учебной деятельности. Развитие волевых качеств у старшеклассников проявляется, как высокий уровень самоконтроля. У них начинает проявляться способность к терпению – умению продолжать деятельность, несмотря на физическую или психологическую усталость. От младших школьников требовать этого опасно.

Во время обучения формируется моральная составляющая воли. Школьники понимают: их поступки значимы для общества, друзей. Волевая активность у старших школьников часто становится целеустремленностью. В старшем школьном возрасте у девочек резко снижается показатель смелости. Это создает определенные сложности для их физического воспитания.

Наоборот происходит у мальчиков – с возрастом количество обладающих высоким показателем смелости увеличивается. Девочки в юности значительно чаще отказываются выполнять потенциально опасные для здоровья упражнения, например, падение спиной назад. В исследованиях, посвященных качеству решительности, у мальчиков не было отказов от таких упражнений ни в одной из возрастных групп.

сила воли картинка

Волевое развитие взрослого человека

Взрослые – возрастная категория, для которой особенно необходимо эмоционально-волевое развитие. Главной особенностью периода взрослости является генеративность – стремление порождать новое. Это качество проявляется в умении решать проблемы, творческом подходе к различным ситуациям. Генеративность является жизненной позицией, которая предполагает участие в разнообразных социальных ситуациях. Для нее крайне необходима развитая воля.

Противоположность генеративности – явление стагнации, или жизненного застоя. Чем больших результатов достигает зрелая личность, тем больше она может раскрыть свои способности. Многим взрослым сложно понять, что именно им необходимо – организованность или сила воли. Организованный человек – это тот, кто не склонен опаздывать, не забывает где попало вещи. Можно научиться быть организованным, но при этом не быть волевым.

Тем, у кого недостаточно развита сила воли, стоит немного сдвинуть фокус внимания на другие особенности волевого развития. Физические упражнения необходимы каждому, но больному, прежде чем их выполнять, нужно сначала выздороветь. Волевые усилия тоже являются нагрузкой. Поэтому, прежде чем приступать к тренировке воли, нужна основа. Практически все люди являются психически здоровыми. Но не каждому хватает душевного спокойствия. Сила воли блокируется повышенной тревожностью, страхами. Также развитию воли препятствует психологическая установка жертвы. Сила воли несовместима с такой установкой.

эмоционально-волевое развитие картинка

Выводы об эмоционально-волевом развитии

Индивидуальное развитие, или онтогенез, у каждого протекает со своими особенностями. То же самое можно сказать и о развитии воли. Воля необходима на каждом возрастном этапе. Волевые качества личности и их развитие происходят постепенно, формируясь с самого раннего возраста. Нельзя сказать, что волевой максимум усилий ребенка не равен максимуму взрослого.

Если же сравнить отдельные компоненты воли – моральную составляющую, сознательную регуляцию своих действий – то, конечно, взрослый превосходит в этом подростков и детей. Сила воли у взрослого – это способность следовать своему намерению, даже если обстоятельства препятствуют реализации плана. Волевое развитие происходит не быстро, однако этот процесс вполне реален и подчинен своим закономерностям.

Всероссийский интерактивный образовательный портал «Аксиома»

Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»

Суспицына Марина Геннадьевна

МДОУ ЦРР д/с № 1 «Берёзка» г. Верхнеуральска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 1 «Берёзка» первой категории г. Верхнеуральска

«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»

Автор: Суспицына М.Г.

Содержание

1. Актуальность вопроса и перспективность……………. 3-5

2. Ведущая педагогическая идея……………………………………………….5

Приложение № 1 «Календарно-тематическое планирование педагога-психолога с детьми 5-6 лет (на основе программы «Цветик-семицветик» под ред.Н. Ю. Куражевой, «Давайте познакомимся!», пособия по тренинговому развитию и коррекции эмоционального мира дошкольников 4-6 лет И.А. Пазухиной)».………………………………………………………………18-24

Приложение № 2 «Картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста»…………………………..25-31

Приложение № 3 «Консультация для родителей «Развитие эмоционально – волевой сферы ребёнка»». ………………………………………………32-33

Приложение № 4 «Консультация для педагогов ДОУ «Эмоциональное развитие дошкольников»». ………………………………………………..34-35

  1. Актуальность вопроса и перспективность

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит.

Эмоции неотступно сопровождают нас всю жизнь, с самого рождения, но нельзя совершать поступки исключительно под влиянием эмоций: человек должен уметь сознательно ими управлять. Потому кроме эмоций ему присуща воля. Вместе они составляют эмоционально-волевую сферу человека. Эмоционально-волевая сфера — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.

Развитие эмоционально — волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. Развитие эмоционально — волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности.

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Начинают различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоционально-волевой сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Поэтому ФГОС ДО направлен на решение такой задачи как «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Учитывая значимость данного вопроса, темой своего опыта я выбрала: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста».

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более глубокого изучения особенностей эмоционально-волевой сферы детей, т.к. в современной жизни в любом дошкольном учреждении можно найти много детей, эмоциональные проявления которых очень бедны. Такие дети мало улыбаются, не проявляют заботу и эмпатию по отношению к другим. На утренниках, праздниках, никакое яркое действо не вызывает у них эмоций. Играя роли, эти дети не могут передать эмоциональное состояние персонажа, они только проговаривают заученные наизусть слова. Поэтому важно научить их смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника, правильно выражать свои эмоции в самых различных жизненных ситуациях.

Эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста характеризуется незрелостью, маленький ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции и выражает их открыто, поэтому в различных ситуациях у детей могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги. Хотя чувства гнева и раздражения являются нормальными человеческими реакциями, детям трудно научиться выражать отрицательные эмоции надлежащим образом, а еще труднее научиться контролировать себя. Находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это вредно для психического и физического здоровья.

Поэтому целью своей работы как педагога-психолога я ставлю создание и обеспечение условий для развития эмоционально-волевой сферы дошкольника в ДОУ.

  1. Ведущая педагогическая идея.

Причины, заставившие меня более внимательно отнестись к этой проблеме – это эмоциональные нарушения в поведении детей.

Поэтому важным фактором в работе меня как педагога-психолога, становятся:

  • уточнение роли эмоций для всего психического развития ребёнка, особенно в период дошкольного возраста,
  • раскрытие роли эмоций как мощного инструмента воспитания и обучения ребёнка,
  • поиск методов, приёмов управления развитием эмоционально-волевой сферы ребёнка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.

Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребёнка расширяется сфера его деятельности, растёт круг значимых и менее значимых людей, осваиваются новые социальные отношения. Всё это сопровождается насыщенными эмоциональными проявлениями.

При кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.

Читайте также  Физическое развитие детей нарушением речи

Мой опыт направлен на развитие эмоционально-волевой сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности.

  1. Новизна.

Эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

Традиционно работа по развитию эмоционально-волевой сферы считается прерогативой психологической службы. Однако не в каждом дошкольном учреждении есть психолог, и даже если он есть, работа по развитию эмоционально-волевой сферы должна стать особой заботой педагога.

Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня.

Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка.

  1. Технология работы

Моя работа как педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

В работе используются такие технологии, как:

Психологическую работу я строила со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями (законными представителями) дошкольников и педагогами ДОУ.

Развитие эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет (из опыта работы)

Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимаются многие специалисты в разных направлениях и с разными подходами. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его психическое самочувствие.

Одним из компонентов психической готовности ребенка к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность (наличие познавательного мотива, эмоциональная устойчивость, стремление к достижению результата своей деятельности и т.д.). Особенностью детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет является недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, — все это снижает коммуникативные возможности детей.

А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения, умственные способности, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, а при помощи выразительных действий формируется и чувственная сфера. “Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует свою мысль. Мы тем самым формируем наше чувство, выражая его” (С.Л.Рубинштейн).

Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать целесообразность включения в развивающие занятия с детьми 5-6 лет игр и упражнений, направленных на формирование произвольности, развитие эмоциональной сферы и умения общаться.

1. Тренировка узнавания эмоций по внешним проявлениям;
2. Формирование у детей моральных представлений;
3. Коррекция поведения через ролевые игры, инсценировки, игры-драматизации;
4. Снижение эмоционального напряжения;
5. Обучение приемам расслабления с целью умения различать напряжение и расслабление мышц.

Методика проведения занятий.

Продолжительность занятий 30 – 40 минут. Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе. Основанием для построения занятий служат принципы обучения: принцип интегрирования (включаются элементы ИЗО, драматизации и т.д.), системности и последовательности, преемственности, доступности, наглядности, творческой активности и самостоятельности и пр.

На начальном этапе занятий мы знакомим детей с основными эмоциями, следуя классификации К. Изарда: интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, презрение, страх, чувство вины, стыд.

Наиболее часто я использую следующие игровые упражнения:

Эмоция Игровое упражнение, этюд

Интерес – “ Что там происходит?”, “Любопытный” (различные варианты), “Живая шляпа” и др.

Удивление – “Фокусник (модификация этюда М.И.Чистяковой – “Удивление”), “Сюрприз”

“Живая шляпа” (по мотивам рассказов Н.А.Носова) и др.

Радость – “Сюрприз”, “Два клоуна”, “Паровозик с клоунами”, “Встреча с другом”, “Семечко”, “Новая игрушка” и др.

Гнев – “Гневливая гиена”, “Хмурый орел”, “Драчливые воробьи” и др.

Отвращение, презрение – “Грязь”, “Соленый чай” и др.

Чувство вины, стыда – “Разбитая ваза”, “Упрямый лягушонок” (по произведениям С.Михалкова) и др.

Очень часто ситуации предлагают и сами ребята после беседы. После каждой эмоции мы знакомимся с пиктограммами, символизирующими эти эмоции.

Более длительное время уделяется работе со страхами: проигрывание всевозможных этюдов, проведение бесед, рисование, сказки.

На следующем этапе работы я включаю в свои занятия игры и этюды, направленные на сопоставление различных черт характера и эмоций.

1. Так, например, проигрывая этюды по русской народной сказке “Бука” мы сопоставляем черты характера “злой – радостный”. По сказке “Два жадных медвежонка” – “жадный – добрый”; по мотивам стихотворения А. Бродского “Новичок”; по мотивам сказки “три поросенка” – “робкий – смелый”; по мотивам стихотворения С. Михалкова “Упрямый лягушонок” – “зазнайство – совестливость, чувство вины”; игры “Воробьиная семья” — “гнев – раскаяние”; и др.

2. Игры и упражнения на узнавание эмоций: “Волшебные шары”, “Кубики” (различные вариации), “Колобки” (модификация игры В.М. Минаевой “Снежинки”); игровые упражнения по стихотворению Н.А.Екимовой “Облака” и др.

3. В каждое занятие я включаю упражнения на развитие мимических и пантомимических движений: “Пчелка мешает спать”, “Люблю – не люблю” (2 варианта), “Повтори интонацию”, “Повтори выражение лица”, “Театр”, “Смешной зоопарк” и др.

4. Обязательно в каждое занятие включены упражнения, направленные на умение напрягать и расслаблять мышцы своего тела: “Насос и мячи”, “Снеговик”, “Надувная игрушка”, “Пузыри”, “Царство сна”, “Ленивые зверята”, “Солнышко и тучка”, “Льдинка”, “Белье на веревке” и т.д.

В списке используемой литературы я указала книги, в которых есть описание большинства игр, игровых упражнений и этюдов.

Королева Светлана Николаевна — педагог-психолог

НОУО “Школа Престиж”.

Примерное содержание занятия по ознакомлению с эмоциями.

1 этап. Приветствие. (На наших занятиях используется как ритуал – “Все обнялись”).

2 этап. Упражнения:

1) Тренировка поочередного напряжения и расслабления мышц, развитие произвольности. Исходное положение – лежа на спине. (“Удержи позу”, “Льдинка”, “Солнышко и тучка” и т.д.).
2) Мимическая гимнастика – упражнение “Пчелка мешает спать”.

1) Проведение беседы об эмоциях;
2) Проведение этюда “Любопытный” (участвует каждый ребенок);
3) Упражнение по определению эмоции: игра “ Колобки” (“Кубики”). Цель: научить определять эмоцию по пиктограмме;
4) Проведение игр, направленных на развитие познавательных процессов: память, внимание, воображение и пр.;

Упражнение, направленное на саморасслабление: “Медвежата в берлоге”.

Обсуждение темы – что запомнилось больше всего, что было не понятно.

Упражнение – ритуал “Дружеские объятия”.

Примерное содержание занятия по сопоставлению черт характера”.

1 этап. Приветствие. Упражнение “Дружеские объятия”.

1) Тренировка поочередного напряжения и расслабления мышц, развитие произвольности (“Насос и мячи”, “ Белье на веревочке”).
2) Проведение игры “Люблю — не люблю”.

1) Прослушивание сказки “Бука”.
2) Анализ сказки, ответы на вопросы по сказке: “О чем эта сказка? Кто понравился? Почему? Что запомнилось?”
3) Инсценировка и проигрывание сказки “Бука”.
4) Игры, направленные на развитие познавательных процессов: память, внимание, воображение и пр.

Упражнение: “Дождь в лесу”. Цель: дать навык приемов по расслаблению мышц спины и плечевого пояса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: